Научная статья на тему 'Роль центров развития профессиональной карьеры сту дентов в системе профессинальной ориентации молодёжи'

Роль центров развития профессиональной карьеры сту дентов в системе профессинальной ориентации молодёжи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
427
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Молодежь / профессиональная ориентация / профессиональная карьера / профессиональная культура / профессиональная мобильность / гармонизация общества / youth / VOCATIONAL guidance / career development / professional culture / professional mobility / harmonization of society

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Митюрникова Людмила Антоновна

В статье рассмотрены параметры организации центров развития профессиональной карьеры студентов при высших и средних специальных учебных заведениях как одних из основных ком- понентов комплексной системы профессиональной ориентации молодежи, являющихся важным механизмом гармонизации общества на современном этапе развития и существенно влияющих на формирование трудовых мотиваций молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author examines organizational parameters for student career development centers in higher and secondary specialized educational institutions. The centers are components of an integrated system of professional orientation for young people, the important mechanisms for bringing together society at the present stage of development, which significantly affect the building of labor motivation among young people.

Текст научной работы на тему «Роль центров развития профессиональной карьеры сту дентов в системе профессинальной ориентации молодёжи»

Роль центров развития профессиональной карьеры студентов...

3. Иванова Т.А., ШарабинД.С. Урок как сложная самоорганизующаяся система // Синергетические идеи в образовании: Сб. научн. трудов Первой Всероссийской научно-практической конференции «Образование. Синергетика и новое мировоззрение», апрель 2006 года. / Под ред. Н.В. Аммосовой, Б.Б. Коваленко. Астрахань: Изд-воАИПКП, 2006. С. 37-39.

4. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. Изд. 3-е. М.: Едиториал УПСС, 2003. — 288 с. (Синергетика: от прошлого к будущему)

5. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. М.: КомКнига, 2005. 240 с.

6. Князева Е.Н. Саморефлексивная синергетика // Вопросы философии. 2001. № 10. С. 99—113.

7. Кораблева В.В. Социология и синергетика: специфика взаимодействия в изучении высшего образования.: Дис. насоиск. учен. степ. канд. социол. наук. Саратов, 2005.155 с.

8. Миляева Л.Е., Волкова Н.В. Кадровая политика (Методический инструментарий) // Высшее образование в России. 2006. № 1. С. 139-148.

9. Назарова Т.С., Шановаленко В.С. «Синергетический синдром» в педагогике // Педагогика. 2001. № 9. С. 25-33.

10. Николаева Е.М. Синергетическая парадигма: От естествознания к обществознанию: Философский анализ: Дис...канд. филос. наук. Казань, 2000. 175 с.

11. Сунягин Е.Ф. Образование в переходном обществе. Философия образования. Сборник материалов конференции. CepmSymposium. Вып. 23. СПб.: Санкт-Петербургскоефилософскоеобщество, 2002. С. 101—109.

УДК316.33

РОЛЬ ЦЕНТРОВ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ

МитюрниковаЛюдмилаАнтоновна, кандидат социологическихнаук, доцент,

mitumikova@ mail.ru,

ФГОУВПО «Российский государственныйуниверситет туризма и сервиса», г. Москва

The author examines organizational parameters for student career development centers in higher and secondary specialized educational institutions. The centers are components of an integrated system of professional orientation for young people, the important mechanisms for bringing together society at the present stage of development, which significantly affect the building of labor motivation among young people.

Б статье рассмотрены параметры организации центров развития профессиональной карьеры студентов при высших и средних специальных учебных заведениях как одних из основных компонентов комплексной системы профессиональной ориентации молодежи, являющихся важным механизмом гармонизации общества на современном этапе развития и существенно влияющих на формирование трудовыхмотиваций молодежи.

Key Words: youth, vocational guidance, career development, professional culture, professional mobility, harmonization ofsociety

Ключевые слова: молодежь, профессиональная ориентация, профессиональная карьера, профессиональная культура, профессиональная мобильность, гармонизация общества

97

ОБРАЗОВАНИЕ

Сегодняшний день полон больших экономических и социальных перемен, нововведений, которые несут с собой новые институты, отношения, ценности, расширение организационных форм управления. Происходят глобальные преобразования в экономике, в современной цивилизации и в социальной структуре общества. Особенности будущего мира — это мир, экономическим центром которого станут электроника и нанотехнологии, космическое производство, использование глубин океана и биоиндустрия. Новая цивилизация несет с собой новую экономику, новые политические конфликты, новые качества жизни и способы жить, новые способы работать и сверх всего этого измененное сознание. Происходит постепенное стирание разрыва между производителем и потребителем, рождается новая экономика завтрашнего дня.

Как утверждал профессор П.Н. Гуревич, «Конец XX — начало XXI в. должно стать эпохой утверждения новых технологий в сфере производства, быта, общественной организации, политики, общения и культуры». Технологические новшества, оказывая влияние на социальную структуру общества, в свою очередь, требуют от будущих специалистов не только высшего или среднего специального образования, но и учета и знаний своих психофизиологических способностей; знания требований предприятий и организаций; высокого уровня профессиональной культуры и профессиональной мобильности.

Сегодня в условиях постоянно меняющихся социальной и экономической сфер общества становится возможным определение Центра развития профессиональной карьеры (ЦРПКС) студентов при высших и средних специальных учебных заведениях как одного из основных компонентов комплексной системы профессиональной ориентации молодежи.

Если рассмотреть Центр развития профессиональной карьеры (ЦРПКС) студентов как социальный институт общества, то он представляет собой систему мероприятий: социальных, информационных, психологических, педагогических, медицинских, организационномассовых, направленных на активизацию процесса профессионального самоопределения молодежи, проводимых с целью обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, самореализации личности в условиях рыночных отношений, с целью

реализации индивидуального творческого потенциала, формирования достойного образа жизни и достойного благосостояния. Профессиональная ориентация Центром развития профессиональной карьеры (ЦРПКС) студентов реализуется человеком ради человека и посредством его деятельности.

Основной задачей ЦРПКС является удовлетворение тех социальных потребностей, ради которых он сформирован и существует: помощь молодежи в самореализации личности как в интересах самой личности, так и общества, а также социальной поддержки и защищенности молодежи от безработицы. Для этого ЦРПКС выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие социальные связи и отношения людей, стремящихся к удовлетворению потребностей.

1. Интегративная функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, общностей, происходящих под воздействием комплексной системы профессиональной ориентации молодежи. Интеграция в ЦРПКС сопровождается упорядочиванием системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов.

2. Функция социализации молодежи, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение норм профессиональной культуры и освоение социальныхролей).

3. Коммуникативная функция осуществляется на основе личного взаимодействия и обмена информацией. Коммуникативные связи ЦРПКС имеют свою специфику. Это формализованные связи, осуществляемые через систему иституционализированных ролей. Информация, произведенная в институте, распространяется как внутри института, так и во взаимоотношениях между организациями и социальными институтами.

4. Функции определения, закрепления и воспроизводства связей и отношений, которые вырабатывают систему ценностей, норм и образцов поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение молодых людей на рынке труда.

5. Регулятивная функция, которая состоит в том, что ЦРПКС обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки ценностей, норм и образцов поведения. Эта функция охватывает всех членов общества, человек всегда сталкивается с

98 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010/№ 3

Роль центров развития профессиональной карьеры студентов...

институтом, регламентирующим его поведение в этой области и сфере отношений.

6. Транслирующая функция проявляется в порядке социального опыта. Каждый институт обладает определенным механизмом, позволяющим индивидам социализироваться на основе усвоения ценностей, норм и образцов поведения.

Основная деятельность ЦРПКС складывается из осуществления различных мероприятий:

• оказание современных профессиональных услуг как системы социальной поддержки молодежи в страховании по безработице;

• способы распространения социально значимой профессиональной информации;

• создание базы данных при высших и средних специальных заведениях о будущих трудовых ресурсах и их психофизиологических особенностях, способностях, мотивацииит.д.;

• помощь в активизации внутренних ресурсов, возможностей личности, слоя, групп;

• создание условий для реализации профессиональных личных планов и полной самореализации в профессиональной сфере;

• формирование личностной способности принятия решения о выборе и перемене профессии;

• развитие личностной активности, самостоятельности и ответственности молодого человека в принятии решения о своем профессиональном будущем;

• организация взаимоотношений и взаимосвязей с социальными институтами, организациями и предприятиями;

• обеспечение гармоничного сочетания интересов самой личности, организаций и предприятий, государства и социума в целом.

Таким образом, Центр профессионального развития карьеры студентов изначально содержит в себе внутренний план управления не только извне (информация о профориентации), но и способствует развитию у студентов необходимых для эффективной карьеры личностных качеств. Центр играет важную роль в страховании по безработице и интеграции сферы труда, как и вся комплексная система профессиональной ориентации молодежи.

Разработка и реализация инвестиционных проектов, позволяющая обеспечить наиболее эффективные формы вложения капитала, направленных на увеличение финансового потенциала предприятия, тесно связана с про-

блемами трудовых ресурсов. Один из основных разделов инвестиционного проекта содержит в себе требования к категориям и функциям персонала, оценку возможностей его формирования в рамках региона, организацию набора персонала, план обучения работников и оценку связанных с этим затрат.

Центры развития карьеры студентов при высших и средних специальных заведениях могут стать в дальнейшем одним из основных стабильных механизмов формирования будущих трудовых ресурсов для предприятий и организаций регионов, в основу которого будет положена подготовка и создание информационного банка данных о будущих специалистах региона, с учетом их психофизиологических особенностей, способностей, интересов, индивидуальностей, возможностей и мотивации.

Если организация будет обладать квалифицированными сотрудниками и руководителями с хорошо мотивированными целями, она в состоянии следовать различным альтернативным стратегиям, добиваться улучшения работы, так как стабильность состава персонала является существенной предпосылкой роста производительности труда и эффективности производства организаций и предприятий.

К сожалению, не все предприятия и организации имеют возможность использовать социально-психофизиологический аспект трудовых ресурсов, который в дальнейшем может повлиять на снижение таких показателей, как коэффициенты оборота по приему, увольнению, коэффициента текучести кадров, с помощью которых в дальнейшем производится анализ движения и текучести рабочей силы.

Центры развития профессиональной карьеры студентов при высших и средних специальных учебных заведениях, несущие в свою очередь профессиональную культуру, гармоничное развитие личности и гармонизацию общества в постоянно меняющейся социальной и экономической сферах, могут выступать как один из эффективных инструментариев формирования будущих трудовых ресурсов, в которых оптимально сочетаются интересы личности, высших учебных заведений, а также требования организаций, предприятий с учетом специфики и особенности функционирования региона. Здесь и проявляется один из механизмов гармонизации общества.

Создание Центров развития профессиональной карьеры студентов при высших и

99

ОБРАЗОВАНИЕ

средних специальных учебных заведениях — это шаг к созданию нового рынка, рынка для новых технологий.

Необходимость создания ЦРПКС вызвана тем, что до перехода на новые социальноэкономические рельсы в России каждый выпускник высших и средних специальных учебных заведений получал распределение на предприятия и три года работал по специальности. Дальнейшие изменения в профессиональной деятельности выпускников происходили без участия высших и средних специальных заведений. В настоящее время большое число вузов готовит специалистов без конкретной связи с конкретными предприятиями производства, и в результате возникает несоответствие профессиональной ориентации выпускников вузов и потребностей рынка труда. Вот поэтому в современных условиях необходима профориентация студентов высших и средне-специальных учебных заведений, которая может учитывать не только требования предприятий и организаций, но и конкретные социально-экономические и экологические условия каждого региона.

Будущее в обществе принадлежало и принадлежит молодежи. Как показывают исследования, более 50% молодежи, занятой на предприятиях государственного сектора, работает по совместительству, около 25% подрабатывает в различных альтернативных формах занятости. Молодые люди активно занимаются предпринимательством: около 70—80% регистрируемых предприятий альтернативного сектора экономики организуется людьми 25— 30-летнего возраста. Собственное дело имеют 2,5—3,5% общейчисленности молодежи.

Изменения, которые происходят в экономике и социальной сфере, предъявляют повышенные требования к мобильности и адаптивности поведения человека, его личной ответственности за свою профессиональную карьеру, к качеству подготовки специалистов всех направлений. Россия находится на этапе создания нового поколения, нового общества и человека, как субъекта общества с новым мировоззрением, с высокой профессиональной культурой. Государственным и общественным структурам необходимо знать интересы молодежи и уметь ими управлять, так как интересы молодежи — это будущее России.

В условиях рыночных отношений, компьютеризации, внедрения новых производствен-

ных технологий возрастает роль комплексной профессиональной ориентации молодежи, так как интенсивно происходят качественные изменения в сфере труда, динамичен и изменчив мир профессий.

Рыночные отношения раскрывают новый подход к проблеме становления и самореализации личности в профессиональной деятельности. Причин тому несколько:

• выбор профессии должен сопровождаться с учетом специфики индивидуальных психофизиологических способностей молодых людей;

• повышение конкурентоспособности работников на рынке труда;

• необходимость переподготовки и переучивания кадров;

• кардинально изменился характер и цели труда;

• возросла интенсивность труда;

• усилилась напряженность труда;

• требуются высокий профессионализм, профессиональная культура, профессиональная мобильность, выносливость и ответственность.

Для того чтобы решить все эти проблемы, требуется исходить из необходимости анализа процесса профессионального развития, особенностей становления личности на различных этапах. Одним из основных механизмов решения этих проблем может являться комплексная система профессиональной ориентации молодежи, которая включает в себя не только профессиональную ориентацию школьников, это первая ступень системы профессиональной ориентации молодежи, которая знакомит школьников с миром профессий, с рынком труда и т.д., но и вторую ступень системы профессиональной ориентации молодежи — это создание центров развития профессиональной карьеры студентов (ЦРПКС) при средних специальных и выших учебных заведениях для студентов старших курсов и аспирантов вузов.

Ценностные установки профессиональной ориентации во всех ее разновидностях сводятся к принципиальной универсальной общечеловеческой ценности — к уважению чести и достоинства человека, неповторимости и уникальности его личности.

Центры развития профессиональной карьеры студентов в дальнейшем могут стать центрами развития профессионализации, профессионализма, так как они могут дать молодежи

100 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010/№ 3

Роль центров развития профессиональной карьеры студентов...

дополнительные знания о профессиональной культуре и профессиональной мобильности, о профессионально важных качествах будущей профессии, знания о своих психофизиологических качествах и о путях достижения поставленных целей и росте профессиональной карьеры, расширить возможности дальнейшего трудоустройства и достижения высокого уровня квалификации.

Профессиональная культура включает в себя не только отличное знание своего дела, высокий уровень интеллекта, профессионально важных качеств, профессиональных знаний, навыков, но и самостоятельность профессиональной деятельности, умение использовать эти знания и навыки в процессе взаимодействия социальных групп, а также умения устанавливать адекватные межличностные и конвенциональные отношения в различных ситуациях общения, умения облегчать взаимодействие, умения менять ролевые позиции и отношения, определенную независимость от посторонних вмешательств.

Профессиональная мобильность обусловлена потребностями времени. Она формирует целенаправленную активность молодежи на достижение высоких профессиональных и жизненных целей и представляет ей немало возможностей варьировать свои действия для достижения необходимого статусного положения в обществе. Профессиональная мобильность — своеобразный творческий процесс развития молодого человека, она дает импульс развития личности и нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации.

Основная цель профессиональной мобильности — показать те каналы и механизмы, используя которые молодежь может перемещаться как по горизонтали, так и по вертикали, вверх-вниз по профессиональной иерархии. Основная задача профессиональной мобильности — это помощь в активизации внутренних ресурсов, возможностей личности, создание условий для самореализации человека в профессиональной сфере, формирование у него способности принятия решения дополнительного выбора или перемене профессии, переобучения или повышения квалификации. При эффективном выполнении данной функции определяется место молодежи в социальноэкономической системе, а также повышается результативность социализации и социальной

адаптации молодежи к новым условиям и ин-териоризации: включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, которые становятся его внутренним «Я».

Профессиональная культура и профессиональная мобильность в значительной степени будут определять не только социальную адаптацию молодежи и интериоризацию, но и социальную структуру новой общественной системы, а также степень цивилизованности труда и степень цивилизованности России.

Центры развития профессиональной карьеры студентов в дальнейшем могут стать «узлами» или «конфигурациями» в ценностнонормативной структуре общества, это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей и целей, основная функция которых — это та огромная польза, которую они могут принести обществу в гармонизации общественной жизни в целом.

Одной из основных задач создания Центров развития профессиональной карьеры в вузах — это создание «Золотого фонда молодых специалистов» высших учебных заведений, что может повлечь за собой мотивацию и заинтересованность студентов в получении глубоких знаний не только по специальным предметам, а также в раскрытии себя как будущего специалиста — профессионала с высоким уровнем интеллекта.

Основным стимулом, мотивацией к трудовой деятельности и профессиональному росту у молодежи может быть самореализация, самоутверждение, признание и уважение (профессиональные заслуги), защищенность в будущем (перспективная профессия).

Мотивация и ценностные ориентации современной российской молодежи зависят от деятельности социальных институтов и организаций, а также определяются внутренней многоуровневой дифференциацией молодежи — поколенческой, гендерной, стратификационной и социокультурной.

Становление новых мотиваций молодежи к труду в современных организациях будет все больше связываться не с денежным вознаграждением, достижением власти, а с формированием потребности реализации творческого потенциала работающего, возрастанием его человеческого капитала, развитием личности, имеющей высокий творческий потенциал и

101

ОБРАЗОВАНИЕ

чувство ответственности за все происходящее на Земле.

Политика Центра развития профессиональной карьеры студентов (ЦРПКС) направлена на создание условий, обеспечивающихдостой-ную жизнь и свободное развитие человека, построена на принципах единства социального, экономического и культурного направлений. В дальнейшем ЦРПКС может обеспечить достойный уровень качества жизни населения. В самой деятельности ЦРПКС прослеживается:

• высокая роль личности, института семьи, института образования, предприятий и организаций;

• участие молодежи в трудовой жизни, расширение возможностей для занятости молодежи и увеличения производительности труда;

• участие и укрепление трудового потенциала в разработке социально-экономической политики регионов, с учетом их экологических, экономических и социальных особенностей;

• повышенная социальная ответственность человека как члена общества;

• обеспечение основных социальных прав и гарантий, в том числе прав на образование и самореализацию личности;

• содействие адаптации молодежи к меняющимся социально-психологическим и экономическим условиям, технологиям и новым условиям рынка труда, так как изучение ценностей ориентации молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал;

• доступ к информационной базе данных будущего трудового потенциала высших учебных и средне-специальных заведений, таких как: профессионально-индивидуальные особенности, мотивация, склонности и интересы, психофизиологические особенности каждой личности (студентов);

• доступ к информации о структуре, культуре и образе организаций и предприятий, а также доступ к их требованиям к профессионально важным качествам той или иной профессии.

Деятельность ЦПРКС может существовать не только за счет инвестиций в развитие трудовых ресурсов, а также за счет социальной поддержки со стороны государства, государственных внебюджетных фондов, так как здесь прослеживается заинтересованность самой личности, государства и всего социума в целом.

Одним из основных направлений деятельности ЦПРКС является также формирование ценностных установок молодого поколения. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества. Основатель социологии О. Конт верил во всеобщую гармонизацию общества. Одним из основополагающих факторов этой теории является развитие высокого уровня интеллекта и культуры каждой личности. Сегодня уместно в число этих факторов добавить и развитие высокого уровня профессиональной культуры и профессиональной мобильности каждого человека.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Басов Е.М. Профессиональное становление и развитие личности как междисциплинарная проблема. Личность, культура, общество. Вып. 1—2 (11—12). М., 2005.

2. Информационные материалы «Совершенствование механизмов реализации социальной политики в субъектах Российской Федерации», 2008.

3. Митюрникова Л.А. Комплексная система профессиональной ориентации молодежи как социальный институт общества: Монография. М: Изд-во МГУС, 2007.

4. Покровский Н.Е. Дискуссионные проблемы социологического конгресса // СОЦИС. 2004. №2. С. 5.

5. Полякова Н. Незанятая молодежь: социально-экономический портрет и поведение// Человек и труд. 2006. №4.

6. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М., Воронеж, 2005.

7. Ромашов О.В. Социология личности: Учебное пособие. Ч. I. М., 2003.

8. Савина М.С. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 2001.

9. Свиридов Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи // СОЦИС. 2007. № 7. С. 90.

10. Тоффлер Э. Третья волна. М.:АСТ, 2004.

11. Федеральная целевая программа «Молодежь России» (2001—2005 годы). Утв. постановлением Правитель ства РФ от 27 декабря 2000 года № 1015.

102 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010/№ 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.