Научная статья на тему 'ЧЕХИ И СЛОВАКИ: ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI в.'

ЧЕХИ И СЛОВАКИ: ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI в. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
489
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«бархатная революция» / национальные отношения / распад федерации / сотрудничество / «velvet revolution» / national relations / disintegration of the federation / cooperation
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЧЕХИ И СЛОВАКИ: ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI в.»

Ю.А. Щербакова

ЧЕХИ И СЛОВАКИ: ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ ХХ1 в.

Ключевые слова: «бархатная революция», национальные отношения, распад федерации, сотрудничество.

Keywords: «velvet révolution», national relations, disintegration of the federation, cooperation.

Более двух десятилетий отделяют нас от того момента, когда европейская страна, называвшаяся Чехословакия, исчезла с политической карты и стала всего лишь объектом исследований. Но исчезла она не бесследно. На ее месте 1 января 1993 г. появились два новых государства - Чешская Республика и Словакия. Что же должно было произойти за три с небольшим года, после событий в ноябре 1989 г., чтобы два родственных славянских народа разбежались по своим «национальным квартирам»? Вряд ли за столь короткий промежуток времени между ними могли накопиться противоречия, которые привели пусть и к цивилизованному, но все-таки разводу. Причины, видимо, следует искать глубже, в истории самой Чехословакии.

Внутриполитическое развитие прежде единой Чехословакии имело целый ряд сложных и порой драматических особенностей. На протяжении многих десятилетий противоречия, сопровождавшие совместное существование чехов и словаков, замалчивались и не изучались, так как считалось, что в социалистических странах национальный вопрос вообще не существует, поскольку решен раз и навсегда на основании принципов марксизма-ленинизма. В настоящее время предметами дискуссий стали события 1938, 1968, 1989, 1993 гг. Одни исследователи оценивают их с точки зрения кризиса чехословацкой государственности как ступени ее ослаб-

ления. Другие рассматривают их в контексте многолетнего стремления словаков к автономии вплоть до образования самостоятельного государства. Есть и такие, которые утверждают, что чешский народ в принципе не способен к существованию в многонациональном государстве.

Образование двух новых государств интерпретируется отдельными авторами как кульминация процесса дезинтеграции Австро-Венгрии и образования национальных государств, который смог завершиться только с падением биполярного мира [Butora M., Buto-rova Z., с. 707]. «Национальные государства и только они могут стать частью объединяющейся Европы» [Butora M., Butorova Z., с. 713]. В ХХ1 в., когда Чехия и Словакия стали частью объединенной Европы, вступив в мае 2004 г. в ЕС, история общего государства чехов и словаков, Чехословакии, приобрела новое звучание и привлекает внимание исследователей в контексте концепции европейской интеграции, базирующейся на экономической взаимозависимости и социальной гомогенности отдельных европейских государств.

В ходе «бархатной революции» 1989 г. чехи и словаки проявили удивительное единодушие и синхронность действий в борьбе против коммунистического режима. Можно было предположить, что они и далее объединят свои усилия в создании общего демократического государства. Однако этого не произошло. Пытаясь понять причины, которые привели к распаду чехословацкого государства, нельзя не обратить внимания на связь укрепления принципов демократии и плюрализма и нового витка обострения национально-государственной проблемы. Изменение основ политической системы страны после ноябрьских событий 1989 г. вывело на политическую арену политическую элиту, которая столкнулась с необходимостью формулирования новой концепции государственного устройства Чехословакии, отличной от прежней коммунистической. Как нам представляется, посленоябрьские политики на первом этапе (осень 1989 г. - лето 1990 г.) после победы в борьбе за власть не были готовы ни теоретически, ни организационно к решению национально-государственных проблем. Это относится и к законодателям, и к представителям исполнительной власти, и к представителям политических партий.

Анализ складывавшейся общественно-политической ситуации в период декабря 1989 - января 1990 г. позволил отдельным исследователям, например Джеймсу Крапфлу, утверждать, что чехословацкое единство существовало и рассматривалось обществом как норма. Символом этого единства был Т.Г. Масарик - «австро-

венгерский мультикультуралист» [Кгарй I., с. 190]. В Словакии, по мнению этого автора, было сильно чувство чехословацкой идентичности, а В. Гавел вызывал у словаков такие же симпатии, что и в Чехии [Кгарй I., с. 191]. Дубчек также пользовался равной симпатией у чехов и словаков [Кгарй I., с. 188]. А тот факт, что словак Александр Дубчек в результате политических интриг не стал кандидатом в президенты Чехословакии, не повлиял на общую дружественную атмосферу чешско-словацких отношений.

Автор склонен обвинять в национализме скорее чехов, нежели словаков. Он пишет, что в первые недели после ноябрьских событий в выступлениях в Братиславе акцентировалась патриотическая, а не националистическая сторона словацкой идентичности [Кгарй I., с. 184]. Проявления чешского национализма автор усматривает в том, что в ряде высказываний термин «чехословацкий», который был бы уместен в данном конкретном случае, был заменен прилагательным «чешский». «В головах многих чехов определение «чехословацкий» стояло далеко не на первом месте» [Кгарй I., с. 183]. Однако еще в октябре 1989 г. именно словацкие эмигранты начали выпускать листовки с требованием независимости Словакии. Вначале идеи, высказываемые представителями словацкой эмиграции о ликвидации чехословацкой федерации, были отвергнуты [КгарА I., с. 186]. В Чехословакии впервые идея о ликвидации общего чехословацкого государства была озвучена 20 декабря

1989 г. в Нижнем Кубине.

Фактическая сторона распада Чехословакии не представляет собой тайны за семью печатями. Основные факты хорошо известны и описаны. Намерения сохранить общее чехословацкое государство разбивались об отсутствие согласия между чешской и словацкой сторонами по вопросам государственного строительства. Стороны вели длительные переговоры, но так и не смогли прийти к компромиссному решению о принципах и форме будущего совместного государства чехов и словаков.

Первая проба пера (если так можно выразиться) в этом направлении была связана с изменением прежнего названия государства - Чехословацкая Социалистическая Республика. 21 января

1990 г. В. Гавел, которого к тому времени депутаты Федерального собрания, ставшие ими еще при коммунистическом режиме, избрали президентом Чехословакии, предложил Федеральному собранию проект об изменении названия государства, т.е. об исключении из него термина «социалистическая». Этот шаг в настоящее время многими критикуется и оценивается как несвоевременный,

спонтанный и плохо подготовленный. Предложенное Гавелом название государства «Чехословацкая Республика» вызывало ассоциации с Первой республикой и чехословакизмом, который сыграл разрушительную роль в существовании единого государства чехов и словаков. Весьма вероятно, что Гавел не слишком задумывался над данным аспектом своего предложения. Для него важным было как можно скорее покончить с любыми проявлениями социализма, в том числе и в названии государства. Его проект был отвергнут. Словацкие депутаты усмотрели в нем элементы прагоцентризма. Обсуждение этого вопроса в Федеральном собрании обнажило существовавшие чешско-словацкие противоречия, радикализировало национальную проблему, поставило ее в центр общественного внимания, отодвинув социальные проблемы на второй план. О социализме, который был темой общественных дискуссий, просто-напросто забыли. Это обсуждение развязало так называемую «войну за дефис», которая длилась до весны 1990 г.

Проблема названия государства стала предметом обсуждения на встрече президента В. Гавела с представителями политической элиты страны в апреле 1990 г. Именно тогда стороны и пришли к окончательному решению, которое хотя и выглядело как компромисс, но парадоксальным образом содержало внутренние противоречия. Государство получило официальное название «Чешская и Словацкая Федеративная Республика», а ее историческое название «Чехословакия» обрело двойне написание - на чешском языке слитное, а на словацком - через дефис.

К весне 1990 г. относится и институциональный демарш республиканских правительств. Чешское и словацкое правительства провели переговоры без участия федерального, на которых решили, что каждая из двух республик будет использовать все налоговые платежи, собираемые на ее территории для формирования республиканского бюджета. Предполагалось, что республики будут выделять федеральному центру необходимые средства. Другими словами, у федерального правительства не оставалось собственных источников для формирования федерального бюджета. Нельзя не согласиться с В. Клаусом, бывшим в то время премьер-министром. Он заявил, что национальные правительства работают на распад федерации, так как без экономического центра и автономных доходных статей во всех трех бюджетах невозможно представить себе единой экономики [¿ак V., с. 254].

Поиск решения обнажившихся национально-государственных проблем шел по пути попыток реформирования отношений между

тремя субъектами федерации - центром и двумя национальными республиками. Основные усилия по сохранению федеративного устройства Чехословакии и переосмыслению концепции чехословацкой федерации были направлены на перераспределение компетенций центра и республик. Процесс выработки новых законодательных актов, в котором принимали участие представители трех сторон - чешской, словацкой и федеральной, можно характеризовать как стремление решить проблему демократическим путем, как поиск компромиссного решения, позволившего бы удовлетворить государственно-национальные претензии чехов и словаков и одновременно сохранить федеративное государственное устройство. Однако принятие Закона о разграничении компетенций (1990) не сыграло стабилизирующей роли в жизни страны. Этот закон создавал объективные условия не только для закрепления федеративных основ государства, но и для углубления межреспубликанских различий прежде всего в экономической сфере. Попытки заменить реально существовавшую до 1989 г. унитарную модель государства на трехсубъектную привели не только к формированию специфических интересов, но и к их столкновению.

Анализируя складывающуюся в стране общественно-политическую ситуацию, можно было заметить, что поиск решения о форме государственно-правового устройства в том виде, в котором он проходил в Чехословакии, скорее способствовал ее дезинтеграции. Скорейшее принятие решений самой политической элитой страны являлось первейшей необходимостью. Промедление могло сделать этот процесс неконтролируемым и спровоцировать вмешательство внешних сил.

Дискуссии о будущем государственном устройстве вылились в конфликтное развитие, достигшее своей кульминации после парламентских выборов в июне 1992 г. Расстановку сил в Федеральном собрании ЧСФР определял тот факт, что большинство голосов, необходимых для принятия решений, имеющих судьбоносное значение для будущего страны, не было ни у одной политической партии, одержавшей победу на выборах. Бесспорным политическим лидером в Чехии стала Гражданская демократическая партия (ГДП), словацкие избиратели в своем большинстве отдали голоса Движению за демократическую Словакию (ДЗДС). По Конституции 1968 г. (а другой на тот момент в Чехословакии не было), которая в демократических условиях превратилась в реальный действующий законодательный акт, 8% голосов депутатов нового Федераль-

ного собрания было достаточно, чтобы заблокировать принятие важнейших государственных законов.

Результаты выборов 1992 г. осложнили непростую политическую обстановку. Хроника разъединения страны на два независимых государства, составленная по материалам информационных агентств, позволяет убедиться в обоюдном стремлении чешских и словацких политических элит к разделу общего государства. Обращает на себя внимание тот факт, что еще в мае 1991 г. чешский парламент на своем закрытом заседании обсудил отчет чешского правительства о мероприятиях, планируемых на случай неконтролируемого распада ЧСФР. В. Гавел осенью 1991 г. дважды вносил на заседание Федерального собрания предложение о проведении референдума1 по вопросу сохранения общего государства, однако парламентарии ни разу его не поддержали.

Уже на следующий день после завершения выборов, 8 июня в Брно начались переговоры между лидерами победивших партий В. Мечиаром и В. Клаусом по вопросам формирования федерального правительства и будущего страны в целом. Содержание их бесед до настоящего времени держится в тайне. Неоднократные встречи В. Клауса и В. Мечиара закончились в августе 1992 г., когда была определена точная дата разъединения Федерации -1 января 1993 г.

1 сентября словацкий парламент принял конституцию Словацкой Республики, а 1 октября 1992 г. она вступила в силу. Чехословацкое государство стремительно приближалось к своему концу без учета волеизъявления граждан. Референдум о прекращении чехословацкой федерации так и не был проведен. Представители и чешской, и словацкой политической элиты блокировали его проведение.

25 ноября парламент ЧСФР принял Закон о прекращении существования чехословацкой федерации с 31 декабря 1992 г. Государствами - преемниками ЧСФР с 1 января 1993 г. стали Чешская Республика и Словацкая Республика. Вместе с федерацией перестали существовать и государственные органы федерального подчинения, вооруженные силы и органы безопасности.

1 Летом 1991 г. стали появляться идеи о необходимости проведения референдума по вопросу раздела ЧСФР. 18 июля 1991 г. Федеральное собрание приняло конституционный закон о референдуме, который устанавливал, что отделение какой-либо республики от общего государства может быть осуществлено только на основании плебисцита.

Депутат Федерального собрания ЧСФР Ян Смолца вспоминает об исторических днях голосования о судьбе чехословацкой федерации. «Первый раз вопрос о разделе был поставлен на голосование 19 ноября 1992 г. В палате народов из 144 депутатов 100 голосовали за прекращение действия федерации. В палате национальностей Чешской Республики из присутствовавших 73 депутатов "за" голосовало 46 (нужно было 45). В палате национальностей Словацкой Республики из присутствовавших 71 депутатов "за" голосовало 42 (нужно было 45). И хотя "за" голосовали все депутаты от ДЗДС и СНП, их числа оказалось недостаточно для принятия решения. Недоставало трех голосов». Печально было то, вспоминает Я. Смолца, что это были голоса словацких депутатов. Депутаты от Христианско-демократического движения, подчиняясь партийной дисциплине, голосовали «против». Через некоторое время стали появляться слухи, что два депутата от словацких социал-демократов готовы также проголосовать «за».

«25 ноября мы с озабоченностью входили в зал заседаний Федерального собрания. Голосование о разделе ЧСФР на два самостоятельных государства состоялось в 13 часов 21 минуту 43 секунды». По личным наблюдениям депутата, за прекращение федерации проголосовал чешский социал-демократ Вальтер Комарек. Важно было то, что «за» на это раз проголосовали и словацкие социал-демократы - дубчековцы, и даже двое представителей словацкой Партии демократической левицы. В те мгновения, когда на табло появились результаты голосования, автор воспоминаний «затаил дыхание». В Палате народов (150 депутатов) 92 голосовали «за» (нужно было 90 голосов), в Палате национальностей ЧР «за» было 45 (необходимо 45), в Палате национальностей СР 46 депутатов поддержали прекращение федерации (достаточно было 45). Автор пишет, что он с облегчением перевел дыхание. Словацкие депутаты выполнили наказ своих избирателей. Словаки будут иметь свое собственное государство. «Проект словацкой самостоятельности мы превратили в реальность на пражской земле, в рамках конституции, по-братски, быстро и коротко. С чехами после раздела установились добрые и чистые отношения. В них нет и намека на превосходство, подозрения и ненависть. Они значительно лучше, чем были во времена федерации. Этот факт в настоящее время констатируют и те, кто 20 лет тому назад выступал в поддержку федерации» [8шо1оа I.].

Мы уже никогда не узнаем, можно ли было при переходе от тоталитаризма к демократии в 1989-1992 гг. сохранить государство

в прежнем виде как Чешскую и Словацкую Федеративную Республику. Историки и политологи ищут и еще долго будут искать ответы на вопрос о причинах распада страны. Уже сейчас существуют разные взгляды на эту проблему. Часть исследователей считают, что чешская сторона несет большую ответственность за распад государства, другие обвиняют словацких политиков в том, что общее государство распалось. Одни полагают, что основными причинами распада стали разногласия относительно стратегии экономической трансформации, другие - несогласие словацкой стороны с чешской антикоммунистической риторикой. Существуют также мнения, что государство распалось, потому что чехи и словаки перестали нуждаться друг в друге так сильно, как в прошлом, а также по воле политических элит и отдельных политиков, которые своим сиюминутным интересам предпочли государственные.

Проблема чешско-словацкого развода с течением времени потеряла свою остроту и драматичность. Оба государства стали членами ЕС, но различия между ними были очень велики, что не в полной мере осознавалось современниками. «Позитивные результаты раздела государства преобладают над негативными последствиями. Вряд ли в настоящее время можно найти чешских или словацких политиков, которые бы считали раздел страны неразумным» [Ргесаи V., с. 207].

Распад единой Чехословакии положил начало формированию чешско-словацких межгосударственных отношений. Их уникальность определяется фактом их трансформации из отношений двух народов, многие десятилетия существовавших в рамках одного государства (многонациональной Австро-Венгерской монархии, унитарной независимой Чехословакии, федеративной ЧСФР) в межгосударственные отношения двух независимых государств.

«Бонусом» для дальнейшего позитивного развития отношения чехов и словаков стал мирный характер распада единого государства [Ме8егшкоу О.]. Более 20 соглашений и договоров, подписанных двумя республиками накануне раздела ЧСФР, образовывали прочную базу для дальнейшего развития взаимных связей. Начало внешнеполитической деятельности двух независимых государств ознаменовалось дипломатическим казусом. В это достаточно трудно поверить, но один из основополагающих документов, регулирующих межгосударственные отношения, - Договор между Чешской Республикой и Словацкой Республикой о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве - был подписан в Братиславе 23 ноября 1992 г., т. е. за два дня до того, как Федеральное собрание приняло решение

о прекращении действия чехословацкой федерации. По мнению одного из старейших чешских дипломатов Александра Орта, на начальном этапе становления внешней политики Чехии и Словакии последняя придавала формированию своей внешнеполитической концепции значительно большее значение. Ведь речь шла о том, чтобы Словакия стала «видна» всему миру [Ort A., s. 150].

Действующий и в настоящее время Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между ЧР и СР, подписанный осенью 1992 г., включал в себя механизм самых широких межгосударственных консультаций. Однако до 1998 г. политические и экономические реалии развития отношений ослабляли десятилетиями формировавшиеся связи между чешским и словацким народами. В первые годы после раздела Чехословакии в обеих республиках у власти находились представители политических партий, руководство которых в лице В. Мечиара и В. Клауса принимало решение о прекращении существования общего государства чехов и словаков. Им было необходимо оправдать неизбежность произошедшего, что влекло за собой застой в отношениях между двумя странами. Более того, с 1993 г. в своей внешней политике ЧР стала дистанцироваться не только от Словакии, но и от Польши и Венгрии. Став инициатором прекращения деятельности Вишеградской группы, она сосредоточила большую часть своих внешнеполитических усилий на западном, проатлантическом направлении. В то время как Словакия в начале - первой половине 90-х годов пыталась учитывать в своем внешнеполитическом курсе и западную, и восточную составляющие. Официальные отношения между двумя частями когда-то единого государства можно было охарактеризовать как весьма сдержанные. После раздела страны в этих отношениях возник так называемый «постразводный синдром»: на первый план вышли различия, а не общие черты. Дезинтеграционная парадигма в отношениях между Чехией и Словакией стала преобладающей. Отметим, что между словацким и чешским лидерами не существовало личной неприязни. Наоборот, оба, и Вацлав Клаус и Владимир Мечиар, весьма уважительно высказывались друг о друге, оценивая один другого как достойного переговорщика и политического деятеля. Тем не менее элементы дезинтеграции в отношениях между ЧР и СР постепенно проникали в общественное сознание, воздействовали на менталитет простых граждан и представителей политических элит. В перспективе это могло повлиять на политическую и психологическую готовность Чехии и Словакии к интеграции в общеевропейские и атлантические структуры. Однако население

обоих государств не разделяло политику своих властей, направленную на «замораживание» взаимных отношений. Проведенный в 2003 г. словацкими исследователями опрос общественного мнения показал, что 87% словаков и 66% чехов продолжали доверять друг другу. Решающую роль в характере взаимоотношений сыграли различия в представлениях властных политических элит о дальнейшем развитии двух республик. В Чешской Республике главным направлением было углубление демократии, тогда как в Словакии в первые пять лет после установления независимости центральное место занимала борьба за сохранение демократических принципов [Ме8егшкоу О.].

Г. Месежников считает, что сложившиеся в настоящее время отношения дружбы и партнерства между чехами и словаками имеют в своей основе не только культурно-языковую близость. Нам известны примеры, пишет он, когда, несмотря на сходство языков и культуры, народы «поворачиваются спиной друг к другу». В случае установления добрых отношений между чехами и словаками особую роль сыграло, по его мнению, общее наследие, «прививка демократии», полученная чехами и словаками в довоенной Чехословакии.

Хотя общее чехословацкое прошлое сыграло положительную роль, оно же определило некоторые проблемы и осложнения. К числу таких проблем словацкий исследователь Г. Месежников относит излишнее дробление общественного пространства между многочисленными партиями, что стало в период трансформации благодатной почвой для коррупции; традиции экономического кли-ентизма; ошибки в политике по отношению к национальным меньшинствам [Ме8егшкоу О.].

Новый этап во внешнеполитических отношениях чехов и словаков начался после 1998 г., когда в результате парламентских выборов в обеих странах к власти пришли политики, обещавшие наладить чешско-словацкие отношения. Чешские социал-демократы во главе с М. Земаном и коалиция словацких правых сил, возглавляемая М. Дзуриндой, сумели чудесным образом решить почти все вопросы, отягощавшие отношения между двумя странами. Именно тогда во внешнеполитическую концепцию Чешской Республики был заложен тезис о «нестандартности» чешско-словацких отношений. Был произведен окончательный раздел общего имущества, расширен круг лиц, которым предоставлялось двойное гражданство, прекратились упреки в адрес друг друга на официальном уровне. Культурный обмен вырос до уровня, который не достигался и в прежнем общем государстве. Чешские туристы вновь открыли для

себя красоты Словакии, а словацкая молодежь - значимость бесплатного образования в чешских вузах. Было достигнуто весьма важное соглашение, что документы Европейского союза, переведенные на чешский язык, будут действительны в Словакии, а словацкие переводы - в Чехии. Во время правления Земана и Дзуринды Чехия и Словакия заключили 55 международных договоров, в том числе о разрешении двойного гражданства.

Центр по изучению общественного мнения Социологического института АН ЧР с 2000 г. изучает, как чешские граждане оценивают отношения Чешской Республики с некоторыми зарубежными странами. Как видно из результатов исследования (2012), традиционно наилучшие показатели отличают отношения Чешской Республики со Словакией. Их оценивают позитивно в целом девять из десяти чехов (91%). И лишь меньшинство (7%) придерживается негативной оценки. Наиболее часто, чем в других случаях, касательно Словакии высказывается мнение, что отношения двух стран «очень хорошие» (46%). По сравнению с исследованием в 2011 г. отмечается некоторое уменьшение числа положительных оценок (с 91% до 77%) и рост отрицательных (на 13 пунктов) отношений с Польшей. Примечательно, что отношения с Россией в 2012 г. положительно оценили 54% чехов, примерно так же, как и в 2010 г. (56%), тогда как в 2011 г. соотношение положительных и отрицательных оценок было 63/27. Представляет интерес также и социодемогра-фический анализ полученных данных. Было выявлено, что чешские граждане с достаточно высоким уровнем дохода и праволибераль-ной политической ориентацией чаще положительно оценивают отношения своей страны с Венгрией, Германией, Польшей, США, Францией, Великобританией, Италией, Израилем и Японией. Те же, кто оценивает свой уровень жизни как низкий, наоборот, склонны «выставлять» отношениям с перечисленными государствами отрицательные «оценки». Люди с высшим образованием чаще, чем остальные группы населения, оценивают отношения со Словакией как «очень хорошие» (54%). Они же чаще негативно оценивают отношения с Ираном [бигё'оуш М.].

Состояние чешско-словацких отношений в начале XXI в. и политики, и аналитики характеризуют как исключительно хорошие, сердечные и добрые как на официальном, так и на неофициальном уровнях. Как заявил в свое время посол ЧР в СР (2005) В. Галушка, «в отношениях между нашими странами нет проблем. В настоящее время Словакия занимает второе место (за ФРГ) во внешнеторговом обороте ЧР, а после вступления наших стран в ЕС исчезли

какие-либо барьеры - таможенные, налоговые, санитарные - на пути углубления и развития чешско-словацкого сотрудничества. Чешская промышленность принимает участие в реализации крупных автомобилестроительных проектов в Словакии, значительный потенциал для развития сотрудничества существует в области транспорта и энергетики, малого и среднего бизнеса» [Галушка В.].

Любомир Заоралек, нынешний министр иностранных дел ЧР, подчеркнул, что «отношения между нашими странами в настоящее время - отличные». Нас связывают, процитировал он чешского публициста Л. Вацулика, общие дети и общее историческое прошлое. «У нас общие цели, интересы и взгляды на внешнеполитические вопросы» [Такас Б.].

В выступлениях официальных представителей обеих сторон нынешние чешско-словацкие отношения характеризуются как беспроблемные, дружеские, партнерские. Одним из доказательств исключительности чешско-словацких отношений могут служить регулярные встречи президентов, председателей правительств, министров, спикеров парламентов. В последнее время сложилась традиция наносить свой первый официальный визит после вступления в должность в соседнюю страну. Так поступают чешские и словацкие президенты, премьер-министры и председатели парламентов.

Директор Словацкого института в Праге В. Валович, оценивая отношения в сфере культуры, указал, что в этой сфере, по его мнению, последствия распада Чехословакии никак не отразились. Взаимное сотрудничество было, есть и будет, чему во в многом способствует отсутствие каких-либо барьеров [Бгоё Р.].

Чешский премьер-министр Б. Соботка также внес свой вклад в панегирик чешско-словацким отношениям. Чешско-словацкие отношения являются выдающимися, заявил он, причем приоритетными сферами сотрудничества являются транспорт и энергетика [8оЫка В.].

На официальном уровне распространенным является утверждение об уникальности чешско-словацких отношений. Помимо того, что межгосударственное общение происходит на одном языке (существуют и другие государства, где межгосударственное общение происходит на одном языке; например, на английском, как между Великобританией и Ирландией или среди государств Бенилюкса), по утверждению чешских исследователей (например, Я. Рых-лика), в истории не существует больше примеров сохранения столь добрых отношений между частями распавшихся государственных образований [Бгоё Р.].

Традиционными становятся совместные заседания правительств обеих стран. В совместном заявлении, принятом по итогам встречи в мае 2015 г., в очередной раз было подчеркнуто, что отношения между двумя странами сохраняют исключительный характер и их дальнейшее углубление и развитие остается долгосрочным приоритетом обоих правительств. Регулярные совместные заседания рассматриваются ими как проявление партнерства и полезное и эффективное средство коммуникации для решения текущих задач в областях, представляющих общий интерес. Правительства обеих стран высказали намерение предпринимать все усилия не только для обеспечения процветания двух стран, но и развития международного сотрудничества, основанного на схожем отношении к европейской интеграции, встраивания в трансатлантическое сообщество и углубления регионального сотрудничества.

На совместном заседании удалось выработать общие позиции и приоритеты по ключевым вопросам внешней политики. В современных условиях возрастает значение сотрудничества в сфере безопасности и обороны в Европе. Чешская и Словацкая республики высказывают общие взгляды на необходимость пересмотра Европейской стратегии безопасности. Особое значение в связи с этим придается сотрудничеству в рамках «Вышеградской четверки». Правительства заявили, что только тесная координация деятельности ключевых институтов, таких как НАТО, ОБСЕ, Совет Европы, способна противостоять общим вызовам.

На своем совместном заседании чешское и словацкое правительства обсудили ситуацию на Украине и дальнейшее развитие отношений с Российской Федерацией. В совместном заявлении им удалось отразить общность позиций по рассматриваемым вопросам. Они подчеркнули важность соблюдения Минского соглашения всеми сторонами конфликта, указали на зависимость снятия антироссийских экономических санкций от реализации минских договоренностей.

Правительства поддерживают право Украины на свободный выбор направления своего политического и экономического развития, выступают за сохранение ее территориальной целостности и рассматривают агрессию России как неприемлемую и противоречащую нормам международного права. Правительства считают необходимым продолжение политических и экономических реформ в Украине, поддерживают предоставление ей Европейским союзом финансовой помощи и заявляют о своей готовности обсудить ее возможное увеличение.

Правительства подчеркнули важность Восточного партнерства, которое они рассматривают как ключевой инструмент Европейской политики соседства, и заявили о своих намерениях совершенствовать ее с целью дифференциации отношений с отдельными государствами - участниками Восточного партнерства. Представители исполнительной власти обеих стран поддержали расширение Европейского союза за счет государств Западных Балкан. По их консолидированному мнению, только европейская интеграция является наиболее эффективным средством для обеспечения стабильности, демократического верховенства закона и процветания в Юго-Восточной Европе.

Чехии и Словакии удалось занять общие позиции относительно эффективного использования финансовых средств Евросоюза для обеспечения дальнейшего экономического роста. Особую роль в этом процессе правительства обеих стран отводят выполнению структурных и инвестиционных проектов ЕС, разработанных на период 2014-2020 гг. Они также приветствуют принятие Европейским союзом инвестиционной программы, целью которой является увеличение темпов экономического роста и снижение уровня безработицы. Правительства Чешской и Словацкой республик намерены и далее развивать сотрудничество, представляющее общий для обеих стран интерес. Например, между чешской кампанией «Шкода» и словацкой СЕС.

Для обеих стран актуальное значение имеет формирование энергетического баланса. Повышенное внимание при этом уделяется атомной энергетике. Цель обоих правительств заключается в налаживании двухстороннего сотрудничества для решения текущих проблем в области энергетической безопасности. Страны также намерены координировать свои позиции в контексте регионального сотрудничества, включая сотрудничество в рамках Вышеградской группы.

Оба правительства будут укреплять безопасность поставок природного газа и устранять препятствия для интеграции рынка. Важной общей целью остается завершение строительства газопровода Север - Юг, который проходит через страны «Вышеградской четверки». Диверсификация источников газа, несомненно, будет способствовать дальнейшему увеличению их энергетической безопасности. Этой же цели служит и диверсификация транспортных маршрутов. Поэтому оба правительства рассматривают проект ЕавШ^ («Восточное кольцо») как один из вариантов обеспечения поставок газа в Центральную Европу.

Основной платформой для регионального сотрудничества чешские и словацкие министры считают Вышеградскую группу, за период существования которой удалось достичь уникального уровня доверия между ее членами.

Оценивая угрозы безопасности в современной Европе, правительства Чехии и Словакии большое значение придают сотрудничеству в военной сфере. Они договорились способствовать политике открытых дверей, проводимой НАТО, а также отметили, что в предыдущий период были созданы условия для тесного сотрудничества военно-воздушных сил Чешской Республики и Словацкой Республики в обеспечении защиты воздушного пространства обеих стран от угроз военного и невоенного характера. Следующий этап в развитии военного сотрудничества министры обороны видят в совместных учениях сухопутных сил и в укреплении связей между предприятиями оборонной отрасли.

Намечены конкретные планы по развитию совместной транспортной инфраструктуры. Образцом дружеских связей должно стать планируемое совместное празднование 100-летия образования независимого чехословацкого государства [Тгей 8ро1еспе...].

Население Чехии положительно оценивает отношения со Словацкой Республикой. Аналогичная тенденция характерна и для словацкого общества. Словацкая сторона выражает заинтересованность в том, чтобы как можно больше словацких граждан получали высшее образование в Чехии, и рассматривает их как резерв для углубления словацко-чешского сотрудничества [Лстзку I.].

Перспективы чешско-словацких отношений напрямую были связаны с вступлением этих стран в ЕС, которое не только сняло ряд барьеров, но и выдвинуло новые требования. «Чтобы сохранить чешско-словацкие отношения на уровне начала XXI в., надо будет приложить немало усилий, - отметил известный историк В. Пречан. - Круг партнеров значительно расширился, и предложений о сотрудничестве стало больше. Поэтому обеим сторонам надо будет прикладывать значительные усилия, чтобы остаться "интересными" друг другу и развивать далее экономические и культурные связи» [Ргесап V. Ргс^еу...].

Однако сотрудничество между чехами и словаками не ограничивается только рамками ЕС. После 2004 г., когда обе страны стали его членами, основу для двустороннего сотрудничества заложило подписание Политического меморандума, в котором председатели правительств ЧР и СР декларировали намерения и далее его развивать и углублять. В начале второго десятилетия чешской

и словацкой государственной самостоятельности у них возрождается чувство центральноевропейской принадлежности. Словакия и Чехия, Венгрия и Польша, интегрируясь в Европейский союз, выражают политическую волю к сохранению духа Вишеграда.

Политические перспективы развития чешско-словацких отношений можно охарактеризовать как весьма обнадеживающие. В Концепции внешней политики ЧР (2015) региональное сотрудничество рассматривается как одно из приоритетных направлений чешской внешней политики. В посвященном ему разделе отношения со Словакией стоят на первом месте. Сотрудничество обоих государств, их граждан и правительств, с учетом общего исторического прошлого и близости чешского и словацкого народов, предвидится очень интенсивным. ЧР продолжит дальнейшее развитие контактов во всех областях. Приоритетными для взаимных отношений должны стать приграничное сотрудничество, экономические связи и энергетика. Особое внимание предполагается уделить формированию взаимопонимания, в том числе и в области знания языков и культурного наследия, между молодыми чехами и словаками. Реализацию поставленных задач существенно облегчает позиция, занимаемая чешским президентом М. Земаном и словацким А. Киской. Оба являются последовательными сторонниками укрепления отношений между Чехией и Словакией.

Подводя итоги, необходимо отметить важное обстоятельство. Чешско-словацкие отношения существуют в двух плоскостях - как отношения между народами, входившими в состав единого государства, и как отношения между двумя государствами, суверенными международными субъектами. С одной стороны, их объединяют общее историческое прошлое и общие ценности, заложенные в основу чехословацкого государства, а с другой - членство в Евросоюзе и НАТО, в региональных группах. В настоящее время начинают сбываться прогнозы, сделанные вскоре после распада Чехословакии, что чехи и словаки «объединятся» в будущем на новом, ином уровне.

Список литературы

1. Галушка В. Интервью с послом ЧР в СР. - Режим доступа: http://www.czsk. net/dotyky/2_2005/galuska.html (Дата обращения 25.08.2013.)

2. Brod P. Cesko-slovenske vztahyjsounejlepsi, jake kdybyly. - Mode of access: http://www.radio.cz/cz/mbrika/otazniky/cesko-slovenske-vz1ahy-jsou-nejlepsi-jake-kdy-byly (Дата обращения 12.12.2015.)

3. Butora M., Butorova Z. Slovakia: The identity challenges of the newly born state // Social research. - N.Y., 1993. - Vol. 60, N 4. - P. 705-736.

4. Durd'ovic M Obcane o vztazich CR s nekterymi zememi - rijen 2012. - Mode of access: http: //cvvm. soc. cas. cz/mezinarodni-vztahy/obcane-o-vztazich-cr- s-nekterymi-zememi-rijen-2012 (Дата обращения 5.12.2015.)

5. Jicinsky J. Mnohe je uz jasnejsi. - Mode of access: http://www.czsk.net/dotyky/ 8_2004/ (Дата обращения 18.09.2014.)

6. Krapfl J. Revolucia s ludskou tvarou: Politika, kultura a spolocenstvo v Cesko-slovensku po 17. nov. 1989. - Br., 2009. - 302 s.

7. Meseznikov G. Cesko-slovenske vzt'ahy v obdobi politickej transformacie. - Mode of access: http://www.listy.cz/archiv.php?cislo=102&clanek=021009). (Дата обращения 14.12.2016.)

8. Ort A. Zamysleni nad ceskou diplomacii. - Plzen, 2010. - 450 s.

9. Precan V. Ceska rebuplika, brime nadeje a svobody // Idea ceskeho statu v promenach staleti. - Pr., 2008. - S. 199-208.

10. Projev Vilema Precana na 1. veceru cesko-slovenske vzajemnosti v Praze 24.10.2001. -Mode of access: http://www.senat.cz/ (Дата обращения 9.01.2016.)

11. Smolca J. Prezident Havel nemal «Mecara rad». - Mode of access: http://snn.sk/ prezident-havel-nemal-mecara-rad/ (Дата обращения 18.12.2015.)

12. Sobotka В. Cesko-slovenske vztahy jsou na naprosto vynikajici urovni. - Mode of access: http://www.parlamentnilisty.cz/politika/politici-volicum/Sobotka-Cesko-slovenske-vztahy-jsou-na-naprosto-vynikajici-urovni-303817 (Дата обращения 6.01.2016.)

13. Takac D. Cesko-slovenske vztahy. Rozhovor s ministerm Lubomirem Zaoralkem. -Mode of access: http://www.mzv.cz/jnp/cz/o_ministerstvu/archivy/clanky_a_projevy_ ministru/clanky_a_projevy_ministra_zaoralka_2014/x2014_07_09_cesko_slovensk e_vztahy.html (Дата обращения 27.12.2015.)

14. Treti spolecne jednani ceske a slovenske vlady potvrdilo vynikajici vztahy obou zemi. - Mode of access: http://www.vlada.cz/assets/media-centrum/aktualne/Spolecne-prohlaseni-predsedu-vlad-CR-a-SR.pdf (Дата обращения 12.01.2016.)

15. Zak V. The velvet divorce - institutional foundations // The end of Czechoslovakia. -Budapest, 1997. - P. 245-271.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.