Раздел 7. НЕФРОЛОГИЯ
ЧАСТОТА ВЫЯВЛЕНИЯ ПИЕЛОЭКТАЗИИ И КАЛИЭКТАЗИИ ПРИ ПЛАНОВЫХ ОБСЛЕДОВАНИЯХ С УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИЕЙ ПОЧЕК У ДЕТЕЙ
Балалаева И.Ю., Касьянова Е.М., Кораблева Т.Г., Степанова Т.В.
Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко, детская городская поликлиника № 11, Воронеж, районная больница Воронежской области
Введение. Проведение плановых обследований детей разных возрастных групп с ультразвуковой визуализацией почек позволяет улучшить диагностику патологии мочевой системы. Одной из наиболее частых «находок» при ультразвуковом исследовании (УЗИ) почек является пиелоэктазия и/или калиэкта-зия, которые могут быть как проявлением серьезной патологии (гидронефроза, рефлюкса), так и временным малозначимым явлением.
Цель исследования — определить частоту выявления пиелоэктазии и калиэктазии при плановых обследованиях с ультразвуковой визуализацией почек у детей разного возраста.
Материалы и методы. Проведен анализ результатов УЗИ почек у 483 детей первых 3 месяцев жизни (245 мальчиков и 238 девочек) и 345 детей 6-7 лет (245 мальчиков и 238 девочек) в рамках плановых профилактических осмотров детского населения.
Результаты. Пиелоэктазия (величина лоханки почки превышала 3 мм) и калиэктазия регистрировались с большой частотой (24,2%) у детей первых месяцев жизни, одинаково часто у девочек и мальчиков, составляя 87% всей выявленной патологии. У большинства детей (78%) пиелоэктазия не превышала 10 мм, была связана с гипотонией ЧЛС у детей с патологией перинатального периода (гипоксия), исчезая в 88% наблюдений в течение первого года жизни.
Значительно реже пиелоэктазию и калиэктазию выявляли у дошкольников. Расширение лоханки (более 7 мм) и чашечек почек имели 3,8% обследованных, что составляло 64,0% всей выявленной патологии. У многих детей пиелоэктазия являлась следствием привычки к редкому опорожнению мочевого пузыря и исчезала через 6-12 месяцев при переходе на режим регулярных мочеиспусканий. У 3 детей причиной эктазии чашечно-лоханочной системы почки являлась обструктивная уропатия (гидронефроз).
Заключение. Пиелоэктазия и калиэктазия являлись наиболее частыми изменениями в почках при УЗИ, проводившемся при плановых обследованиях детей как в первые месяцы жизни, так и перед поступлением в школу. Несмотря на небольшую выраженность и транзиторный характер у большинства детей они требовали динамического наблюдения и коррекции.
ЧАСТОТА ВЫЯВЛЕНИЯ КОНКРЕМЕНТОВ И МИКРОЛИТОВ В ПОЧКАХ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ В РЕГИОНЕ
Балалаева И.Ю., Антипова Е.В., Дмитриева И.Т., Широчина Э.А., Бутырина Н.Н.
Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко, Воронежская областная детская клиническая больница № 1, Воронеж
Введение. Значительная распространенность мочекаменной болезни (МКБ) у детей и подростков делает необходимым изучение причин развития этой патологии и возможных способов воздействия на них с целью профилактики камнеобразования.
Цель исследования — изучение частоты обнаружения конкрементов и микролитов в почках при УЗИ у детей и подростков в зависимости от особенностей питьевой воды в регионе проживания.
Пациенты и методы. Проведено 1049 эхографи-ческих исследований почек у детей и подростков, проживающих в г. Воронеж и сельских районах Воронежской области. О наличии конкрементов в собирательных системах почек судили по наличию гиперэхогенных образований диаметром не менее 4-5 мм с «акустической дорожкой», микролитов и солевого осадка — по присутствию гиперэхоген-ных образований размером 2-3 мм без акустического усиления, уплотнения и/или утолщения стенок ЧЛС почек. Проанализирована связь указанных изме-ненияй на УЗИ с особенностями природной воды, употребляемой для питья и приготовления пищи в месте проживания.
Результаты. Наибольшая частота (до 60-75%) выявления конкрементов и микролитов в почках у детей и подростков отмечена в регионах с достаточно жесткой водой (до 11,8 ммоль/дм3) вследствие эксплуатации архейско-протерозойского и мелового водоносных комплексов. В районах с использованием для водоснабжения преимущественно неоген-четвертичного водоносного комплекса с меньшей жесткостью воды (до 5 ммоль/дм3) частота выявления отклонений на УЗИ составляла в среднем 53%, а при использовании девонских подземных вод частота выявления больных МКБ и угрожаемых по ее развитию в ряде случаев не превышала 40%.
Заключение. Отмечена разная частота выявления при УЗИ конкрементов и микролитов в почках у детей и подростков в зависимости от особенностей (жесткости) воды, используемой для питья. В районах с высокой жесткостью природной воды следует обращать внимание на раннее выявление МКБ у детей и подростков (проведение ультразвукового скрининга).
РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 2018; 63:(4) ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGE IPEDIATRII, 2018; 63:(4)
DOI: 10.21508/1027-4065-congress-2018
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДИАТРИИ И ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ
KIM-1 КАК МАРКЕР ПОВРЕЖДЕНИЯ ПОЧЕК У ПАЦИЕНТОВ С НАСЛЕДСТВЕННЫМИ СИНДРОМАМИ
Белькевич А.Г., Козыро И.А., Мельникова И.А. Белорусский государственный медицинский университет, Минск
Введение. К1М-1 — поверхностный клеточный белок из семейства иммуноглобулинов, обладающий свойствами идеального маркера почечного повреждения, поскольку его экспрессия в норме отсутствует и резко повышается при остром повреждении проксимальных канальцев как в крови, так и моче. Кроме того, концентрация К1М-1 может увеличиваться при ряде хронических заболеваний почек.
Цель исследования — определение уровня К1М-1 у пациентов с наследственными синдромами с поражением почек.
Материалы и методы. В исследование включены 38 пациентов (21 мальчик и 17 девочек) в возрасте от 2 до 18 лет (22 с наследственным нефритом, 16 с диагнозом тубулопатия), находившихся на лечении в Республиканском Центре детской нефрологии, 18 условно здоровых детей составили группу контроля. Группы были сопоставимы по полу и возрасту. Всем пациентам проведено определение К1М-1 методом иммуноферментного анализа в образцах сыворотки и мочи (диапазон концентрации 0 — 20 нг/мл).
Результаты. Уровень К1М-1 в сыворотке и моче 18 условно здоровых детей составил 2,1±5,72 (0-20) нг/ мл и 0,4±0,37 (0-1,2) нг/мл соответственно. Уровень К1М-1 в сыворотке крови у пациентов с наследственным нефритом составил 5,4±8,01 (0-20) нг/мл, у 3 детей достиг 20 нг/мл (р=0,151, 1-1,5); в моче 2,1±3,06 (0,4-11,8) нг/мл (р=0,021, г-2,4). Уровень К1М-1 в сыворотке крови у пациентов с тубулопатиями 3,9±7,06 (0-20) нг/мл, у 2 составил 20 нг/мл (р=0,427, г-0,8); в моче 1,6±4,93 (0-20) нг/мл, у 1 из них — 20 нг/мл (р=0,29, 1-1,1).
Заключение. Максимальная концентрация К1М-1 20 нг/мл в сыворотке крови выявлена у 3 пациентов с наследственным нефритом и у 2 с тубулопатиями. При этом 4 из 5 данных пациентов на момент проведения исследования наблюдались с диагнозом хроническая почечная недостаточность (ХПН), терминальная стадия и получали заместительную почечную терапию (2 пациента методом гемодиализа и 2 выполнена трансплантация почки). Таким образом, К1М-1 является маркером не только острого повреждения почек, но и повреждения почек при ХПН.
ВЛИЯНИЕ НА УСПЕХ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ПОЧЕК ПРЕДСУЩЕСТВУЮЩИХ АНТИ-HLA-АНТИТЕЛ С РАЗЛИЧНЫМИ ЗНАЧЕНИЯМИ ПАНЕЛЬ-РЕАКТИВНЫХ АНТИТЕЛ (CPRA).
Грачева Л.1, Харламова Л.1, Литвинова Н.2, Петрова Л.1, Румянцев А.1, Халикова Д.1, Валов А.1, Бологов А.1, Молчанова Е.1, Столяревич Е.3 1РДКБ ФГБОУ ВО РНИМУ им. Пирогова МЗ РФ 2НИКИ педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова МЗ РФ, Москва 3ФГБУ НМИЦ ТИО им. ак. В.И. Шумакова Минздрава России.
Число детей с предсуществующими анти-HLA-антителами с различными значениями панель-реактивных антител (cPRA) быстро увеличивается.
Цель исследования: изучить влияние предсуще-ствующих анти-HLA антител на успех трансплантации почек.
Материалы и методы. В течение 2 лет после операции наблюдалось 120 пациентов с почечной трансплантацией от умершего донора. Предварительное исследование аллосенсибилизации включало скрининг антител против HLA класса I и II класса с помощью анализа с использованием микросфер (технология Luminex 200, MFI) и с учетом панель реактивных антител (PRA). В исследование было включено 24 ребенка с cPRA > 0% и 98 детей с cPRA > 0%.
Результаты. У 4 детей развился острое, опосредованное антителами отторжение (ABMR). У всех пациентов был стандартный протокол иммуносу-прессии (индукция с антитимоцитарным глобулином (АТГ) и метилпреднизолоном, введение ингибиторов кальциневрина, микрофенолята мофетила (ММФ), преднизолона). Все дети с cPRA были разделены на 2 группы в зависимости от уровня cPRA (<50%, >50%). Степень клубочковой почечной фильтрации (СКФ) (Schwartz) оценивалась у детей (cPRA = 0%, cPRA <50%; с cPRA >50%) через 1, 6, 12, 18, 24 месяцев после трансплантации. СКФ почечного трансплантата у детей с cPRA <50% не отличается от пациентов без предсуществующих анти-HLA-ан-тител в течение 2 лет после трансплантации (p>0,05; Kruskal-Wallis ANOVA). СКФ трансплантата детей с cPRA >50% была хуже, чем у пациентов без пред-существующих анти-HLA-антител, начиная с 1 месяца после трансплантации (p<0,05, Kruskal-Wallis ANOVA). Частота ABMR ,была выше у пациентов с высоким уровнем PRA.
Выводы. Высокий % PRA предсуществующих анти-HLA-антител (cPRA>50%) влияет на функцию почечного трансплантата у детей и увеличивает риск развития антитело- опосредованного отторжения почек.
О НЕОБХОДИМОСТИ ИСКЛЮЧЕНИЯ ЭНТЕРОБИОЗА ПРИ ЛЕЙКОЦИТУРИЯ УДЕВОЧЕК
Драчков А.А., Лобанов Ю.Ф.
Алтайский Государственный Медицинский университет, Барнаул
РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 2018; 63:(4) ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGY IPEDIATRII, 2018; 63:(4)
DOI: 10.21508/1027-4065-congress-2018