Научная статья на тему 'Частные образовательные учреждения в системе образования США'

Частные образовательные учреждения в системе образования США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ / ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батурина О. А., Захаров П. Е.

Рассматривается структура системы образования США и ее специфика, а также место и роль частных образовательных учреждений в данной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Частные образовательные учреждения в системе образования США»

рах: управляемость, конкурентоспособность, устойчивость в кризисных ситуациях, инновационный потенциал, перспективность (реалии будущего), сотрудничество (согласие), социальное партнерство, верность персонала идеалам организации, человеческий потенциал.

Иногда понимание корпоративной культуры сводят только к внешней признакам ее проявления, однако главное в ней - это ценности, которые являются господствующими в организации, влияющими на активность, мотивированность деятельности работников, стиль поведения, самоорганизацию и их отношение друг к другу и своему делу.

Антикризисное управление - не печальная необходимость исправления накопленных ошибок или горькая расплата за них, это объективная потребность управления, ориентированного на развитие, своевременное реформирование экономики, анализ будущего в настоящем, оценка взаимодействия природы и деятельности человека.

Подводя итог данной статьи, нужно отметить, что решение кризисных ситуации в организации с помощью применения и изменения тактики ведения корпоративной культуры является оправданным и эффективным, так как в некоторых случаях сам кризис в организации может быть спровоцирован пробелами именно в этой сфере.

Разрабатывая теорию и практику антикризисного управления, важно извлекать позитивный опыт, который накоплен лучшими зарубежными менеджерами на уровне фирмы, не повторяя их ошибок, творчески применяя лучшие образцы и методы организации хозяйственной деятельности к современной российской экономике.

Список литературы:

1. Антикризисное управление: учебник / Под ред. проф. Э.М. Коротко-ва. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2010.

2. Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика. - СПб., 2001.

3. Дональд Сулл, Кэтрин Хадсон. Корпоративная культура. - 2006.

ЧАСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ США

© Батурина О.А.*, Захаров П.Е.*

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Владивосток

Рассматривается структура системы образования США и ее специфика, а также место и роль частных образовательных учреждений в данной системе.

* Старший преподаватель кафедры Менеджмента.

* Кафедра Менеджмента.

Ключевые слова: система образования, уровни образования, частное образовательное учреждение.

Образование в США считается одним из лучших в мире, благодаря университетам, которые занимают верхние строчки в рейтинге ВУЗов мира [1]. Учебные заведения в США можно разделить на государственные и частные. Финансирование государственных образовательных учреждений осуществляется за счет средств штата, в каждом штате есть как минимум один государственный университет или колледж.

Но необходимо отметить, что в системе образования данной страны велика доля частных образовательных учреждений (далее ОУ), особенно в сфере высшего профессионального образования. Частные учебные заведения существуют за счет платы за обучение, различных грантов и пожертвований; кроме того, влиятельные и состоятельные выпускники также часто стараются поддерживать свою «альма-матер». Учитывая потребность в финансовых ресурсах, частный сектор стремиться привлечь студентов со всего мира. Кроме развития самого ОУ доходы, которые поступают от иностранных студентов, способствуют развитию всего частного образования в целом.

Попробуем разобраться, в структуре системы образования США. Образовательные услуги находятся в ведомстве государства. Финансирование и контроль осуществляется на трёх уровнях: федеральными властями, властями штатови местными властями.

В США один из самых высоких показателей уровня грамотности - 97 %. Но, несмотря на такие высокие показатели, по данным переписи 2003 года, только 50 % людей 25 лет и старше имели среднее образование и лишь 3 % имели степень бакалавра, в настоящее время 85 % жителей страны в возрасте старше 25 лет имеют законченное среднее образование, а 28 % - высшее (как минимум степень бакалавра) [2].

Основной язык, на котором ведется преподавание - английский. Но так же система образования США учитывает многонациональность населения страны, поэтому в некоторых субъектах язык преподавание различен с основным языком (например, Пуэрто-Рико).

Задачами урегулирования вопросов образования занимаются власти штата, поскольку исторически законодательная база, регламентирующая вопросы образования не упоминается в Конституции. В связи с этим в США не существует строгих федеральных стандартов для программ учебных заведений.

Орган, контролирующий образование на федеральном уровне - Министерство Образования. Оно следит за исполнением федеральных образовательных законов о праве на неприкосновенность частной жизни и гражданских прав, распределяет федеральное финансирование, анализирует успеваемость студентов в целом. Кроме всего прочего Министерство Образования

также проводит расследования связанные с мошенничеством и неплатежами по кредитам на образование.

Следующей ступенью контроля качества образования являются власти штата и города, в котором располагается ОУ В полномочия властей штата и города входят - разработка образовательных стандартов, программ и тестирований, распределение финансирования из бюджетов города и штата, привязка городских районов к школьным округам. Каждый штат устанавливает свои нормы и образовательные программы, как следствие - нет единства, они разнятся от штата к штату.

Структура образования в США представляет собой многоуровневую гибкую систему с множеством вариантов для развития и обучения специалистов. На уровне среднего образования (средние школы) срок обучения занимает, в среднем, 12 лет. После поступления в университет или колледж срок обучения, с последующим поступлением в магистратуру и докторантуру может составлять 6-7 лет.

На уровне начального и среднего образования в США, граждане со средним достатком предпочитают для своих детей частные школы. В первую очередь это связано с тем, что уровень образования в частных школах значительно выше по сравнению с государственными школами. Несмотря на усилия Правительства страны система начального и среднего образования пока рассматривается как недостаточно эффективная [4].

Основная задача частных школ - подготовить выпускников к поступлению в самые престижные университеты США. По окончании частной школы многие выпускники имеют более высокий балл на итоговом тестировании по сравнению с учениками государственных школ. Стоимость обучения в таких школах, варьируется от штата к штату, в среднем составляет от 20004000 долл. в месяц за ребенка.

Следующий уровень - высшее образование.

Высшее образование в США включает в себя три степени - бакалавр (bachelor's degree), магистр (master's degree) и доктор (doctor's degree).

Первая ступень высшего образования в США - бакалавриат. В первые два года все студенты слушают общие предметы, одинаковые для всех. На третьем году обучения выбирают специальность или несколько (именно на третий курс университета / колледжа иногда можно перевестись из комью-нити колледжа). В дальнейшем, обучение идет только по предметам специальности. Обучение длится 4 года. После получения степени бакалавра, студенты могут продолжить обучение и поступить в магистратуру.

Магистратура - вторая ступень высшего образования. Обучение занимает еще 2 года. Большая часть времени отводится аудиторным занятиям. В процессе обучения студент должен подготовить большое исследование по выбранной специальности (master's thesis).

Рис. 1. Уровни высшего образования в США

Последняя ступень - это докторантура (Ph.D.). За 3-6 лет, в зависимости от специальности и выбранной нагрузки, соискатели получают докторскую степень. В течение первых двух лет обучение проходит в классах и на семинарах. Следующий год или более посвящается собственному исследованию (диссертации).

Для того что бы, получить высшее образование абитуриент может поступить в муниципальный колледж, колледж или университет.

Стоит отметить, что муниципальный колледж и колледж -это не одинаковые понятия. В муниципальном колледже также можно найти десятки учебных программ, но в связи с тем, что обучение длится всего 2 года, по окончании выдается диплом о средне-профессиональном образовании и присваивается степень associate degree (а не bachelor's degree, как в колледже или университете).

Муниципальные колледжи крайне популярны в США. В основном из-за стоимости обучения, которая в разы ниже (обычно около 2000-5000 долл.) чем в колледже. Так же не маловажную роль играют сроки обучения. Кроме того, для поступления в муниципальные колледжи не нужно сдавать вступительные экзамены, достаточно предоставить школьный аттестат с результатом теста SAT или ACT. Большинство муниципальных колледжей связаны с

крупными и известными университетами. Это значит, что отучившись 2 года в таком колледже, студент может перевестись сразу на 3 курс университета, сэкономив значительную сумму денег.

Но при всех своих достоинствах муниципальные колледжи выбирают не все. Часть студентов сразу поступает в университеты или колледжи.

Колледж - это полноценное высшее учебное заведение, дающее степень бакалавра (bachelor's degree). Срок обучения 4 года. В США колледж и университет это, фактически, одно и тоже за исключение того, что во многих (но не во всех) колледжах отсутствуют научно-исследовательские программы и докторантура.

Так же как и средние школы, университеты I колледжи делятся на государственные и частные. Частные ОУ ВПО в США являются наиболее престижными, поэтому студенты, которые заинтересованы в получении лучшего образования, поступают именно в частные университеты.

Как уже было отмечено выше, частное ОУ финансируется на деньги спонсоров. К частным университетам относятся самые престижные вузы США -Стенфорд, Калифорнийский технологический (Cal Tech), Массачусетский технологический университет (MIT), все 8 университетов «Лиги Плюща» и др. Проходной балл во многих частных университетах, из-за их престижности, выше, чем в государственных.

Важная особенность образования в США - это научно-исследовательская деятельность и практика во время обучения, которой уделяется большое внимание. В итоге, после окончания университета у студентов есть практический опыт работы по специальности.

Опыт США свидетельствует о том, что правильное развитие частных образовательных учреждений приводит к повышению качества оказываемым услуг и развитию системы образования в целом.

Список литературы:

1. Рейтинг ВУЗов мира 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:IIwww.ctege.infoIpostuplenie-v-vuzIreyting-vuzov-mira-2013.html.

2. Образование в США [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pro-usa.ruIeducation.ru.

3. Демченко С.В., Ницевич В.Ф. Образовательная политика США в контексте американских национальных интересов [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http:IIwww.km.ru.

4. Якунин В.И., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э., Нетесова М.С. Образование как фактор экономического развития: монография. - М.: Научный эксперт, 2008. - 104 с.

5. Система образования в США [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.americansights.ru/education-usaIeducation-system.

6. Многоплановая система образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.infousa.ru/society/portrait/ch6.htm.

7. Иноземцева Л.Н. Структура образования США [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.mebik.ru/pro/inter/inozemceva1503.htm.

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

© Демидова Е.А.*

Ачинский филиал Сибирского федерального университета, г. Ачинск

Перспективные тенденции развития экономики страны оказывают непосредственное влияние на выбор направлений совершенствования металлургического производства. Повышение эффективности деятельности предприятий должно происходить на основе достижения поставленных ориентиров развития отрасли как составного элемента отечественной экономики.

Ключевые слова металлургическая отрасль, инновационный сценарий, направления развития, повышение конкурентоспособности.

Металлургическая промышленность, являясь базовой отраслью, вносит существенный вклад в экономику России. В частности, цветная промышленность является одной из ведущих отраслей в индустриальных странах и во многом определяет темпы развития и технический прогресс экономики. Практически нет ни одной отрасли экономики, которая бы не являлась потребителем цветных металлов. Тем не менее, имеется ряд проблем и факторов, затрудняющих развитие отрасли, которые делятся на две группы. Первая - внутриотраслевые факторы, вторая - внешние по отношению к металлургической промышленности факторы [1].

Действующая модель металлургии, включая ее организационные и производственные составляющие, построена по жесткому технологическому принципу (конвейер), ориентированному на массовый выпуск продукции. Это ограничивает возможности частичной модернизации отдельных производственных элементов системы. Отсутствие значимых рисков позволяет предприятиям придерживаться выжидательной тактики в отношении модернизации производства, ограничивая инвестиционную деятельность решением только неотложных проблем (замена устаревшего оборудования, поддержание масштабов добычи сырья и т.д.). Инерция развития за счет

* Кафедра Экономики и управления бизнес-процессами. Научный руководитель: Белякова Г.Я., профессор кафедры Экономики и управления бизнес-процессами, доктор экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.