Научная статья на тему 'Аспирантура в США'

Аспирантура в США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
849
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ / УНИВЕРСИТЕТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОСЛЕСРЕД-НИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / АСПИРАНТУРА / ДОКТОРАНТУРА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПОДГОТОВКА / UNIVERSITY / POST-SECONDARY EDUCATION / POST-GRADUATE / DOCTORAL / RESEARCH / TEACHING / СOMPARATIVE EDUCATION / TRANSDISCIPLINARY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тагунова Ирина Августовна, Шапошникова Татьяна Дмитриевна

В статье рассматриваются вопросы структуры и устройства аспирантуры и докторантуры в системе образования в США как базы для развития и обучения личности на протяжении всей жизни; приводятся примеры содержания обучающих программ и курсов для аспирантов/докторантов. Авторы обращают внимание на междисциплинарную и трансдисциплинарную подготовку обучающихся, а также предметно рассматривают подготовку аспирантов в области педагогической компаративистики, в которой докторская специализация направлена на развитие у обучающихся умений делать серьезное теоретическое обоснование и использовать методы базовых социальных или поведенческих наук при анализе роли образования в процессах экономического роста, политического развития и социальных изменений в обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тагунова Ирина Августовна, Шапошникова Татьяна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOCTORAL DEGREE IN THE USA

This article discusses the structure of post-graduate and doctoral studies in the US system of education; there are examples of programs’ content and courses’ structure for post-graduate / doctoral candidates. The authors draw attention to interdisciplinary and transdisciplinary education of students, as well as substantively consider the post-graduate education in the field of comparative education, in which the doctoral specialization is aimed at the development of students’ abilities to make serious theoretical foundation and use the techniques of basic social and behavioral sciences in the analysis of the role of education in economic and political development, social change

Текст научной работы на тему «Аспирантура в США»

ТЕМА НОМЕРА: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. КАДРЫ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

УДК 37

Аспирантура в США

И.А. Тагунова

Т.Д. Шапошникова

В статье рассматриваются вопросы структуры и устройства аспирантуры и докторантуры в системе образования в США как базы для развития и обучения личности на протяжении всей жизни; приводятся примеры содержания обучающих программ и курсов для аспирантов/докторантов . Авторы обращают внимание на междисциплинарную и трансдисциплинарную подготовку обучающихся, а также предметно рассматривают подготовку аспирантов в области педагогической компаративистики, в которой докторская специализация направлена на развитие у обучающихся умений делать серьезное теоретическое обоснование и использовать методы базовых социальных или поведенческих наук при анализе роли образования в процессах экономического роста, политического развития и социальных изменений в обществе

Ключевые слова: развитие и обучение на протяжении всей жизни, университет, высшее образование, послесред-ние учебные заведения, аспирантура, докторантура, исследовательская работа, педагогическая компаративистика, трансдисциплинарная подготовка

В США нет общенациональной системы образования . Практически все учебные заведения США не подведомственны федеральному правительству. В целом, в США управление учебными заведениями осуществляется каждым штатом отдельно. Каждый штат имеет свой департамент образования, полномочия которого распространяются на дошкольное и среднее образование, но не распространяются на университеты, которые совершенно самостоятельны Университетам предоставлена полная свобода, в том числе в выборе обучающих программ . Они финансово независимы от государства

В США не существует четкого определения понятия «высшее учебное заведение». Любое учебное заведение, осуществляющее дальнейшую подготовку учащихся после окончания ими средней школы (послесредние учебные заведения), могут называться «колледжем», «школой», «институтом» или «университетом». Крупный университет обычно включает в себя несколько колледжей и аспирантур, специали-

© Тагунова И .А. , Шапошникова Т.Д . , 2016

зирующихся на различных отраслях знаний, одну или несколько «профессиональных школ» (например, юридическую или медицинскую школы) и один или несколько научно-исследовательских центров. Американцы часто употребляют слово «колледж» в значении высшего учебного заведения . Эти структуры выступают базой для развития и обучения человека на протяжении всей его жизни

Приблизительно в четверти университетов управление осуществляется частными структурами — в основном, религиозными объединениями . В большинстве своем эти университеты открыты для представителей всех вероисповеданий . Существует также множество частных учебных заведений, не имеющих связей с тем или иным религиозным объединением . Как муниципальные, так и частные университеты имеют три источника финансирования: плата за обучение, осуществляемая студентами, пожертвования и государственное финансирование. Другими источниками дохода выступают поддержка бывших выпускников, помощь общественных фондов, а также прибыль от Научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и консалтинга .

Каждый штат имеет свой собственный университет, в некоторых штатах их несколько В некоторых городах есть собственные муниципальные университеты

Высшие учебные заведения США получают аккредитацию. Делают это они в добровольном порядке От того, аккредитован вуз или нет, зависит многое, в частности, возможность студентов перевестись в другой вуз в процессе обучения

Аккредитацию высшим учебным заведениям присуждают организации: национальные и региональные Существует шесть региональных аккреди-тационных агентств, каждое из них отвечает за отдельный регион США:

1 . Middle State Association of Colleges and Schools — аккредитует учебные заведения в штатах Делавэр, Нью-Джерси, Мэриленд, Нью-Йорк, Пенсильвания, а также Вашингтон D. C .

2 . New England Association of Schools and Colleges — аккредитует вузы в штатах Коннектикут, Мэн, Массачусетс, Нью-Хэмпшир, Род-Айленд и Вермонт

3 . North Central Association of Colleges and Schools — аккредитует вузы в Аризоне, Арканзасе, Колорадо, Иллинойсе, Айове, Индиане, Канзасе, Мичигане, Миннесоте, Миссури, Небраске, Нью-Мексико, Северной Дакоте, Огайо, Оклахоме, Южной Дакоте, Западной Вирджинии, Висконсине и Вайоминге

4 . Northwest Association of Schools and Colleges — аккредитует вузы на Аляске, в Айдахо, Монтане, Неваде, Орегоне, Юте и штате Вашингтон

5 . Southern Association of Colleges and Schools — Алабама, Флорида, Джорджия, Кентукки, Луизиана, Миссисипи, Северная Каролина, Южная Каролина, Теннесси, Техас и Вирджиния .

6 . Western Association of Schools and Colleges — Калифорния и Гавайи .

Все перечисленные организации признаются Департаментом образования США, а также Советом по аккредитации высших учебных заведений (The Council for Higher Education Accreditation или CHEA) .

Национальная аккредитация не имеет географической привязки, и она подвергает аккредитации только некоторые учебные заведения, крайне редко вузы

Существует еще два типа аккредитации: институционная и программная . Институционная аккредитация свидетельствует о соответствии учебного заведения общим стандартам определенной аккредитующей организации Институционная аккредитация говорит о соответствии учебного заведения общим стандартам определенной аккредитующей организации Среди промышленно развитых стран США занимают первое место в мире по проценту молодежи, получающей высшее образование В некоторых областях — юриспруденции, медицине, образовании и технике — необходимым начальным шагом является окончание колледжа [2; 3].

Высшее образование в США стало широко доступным с 1944 года, когда Конгресс принял закон, известный как «билль о джи-ай». В результате доступ к высшему образованию получили также учащиеся из бедных слоев населения . Приблизительно в тот же период начался устойчивый рост процентного соотношения женщин среди студентов и аспирантов американских университетов: уже в 1993 году на женщин приходилось 54% всех присуждаемых научных степеней, а с прекращением в 50-е и 60-е годы расовой сегрегации серьезно выросло и число поступающих в университеты афроамериканцев [1] .

Так, с 1999—2000 до 2009—2010 годов процент женщин, получивших степени магистра и доктора, значительно увеличился Среди жителей США чернокожие женщины получили 68% ассоциированных степеней, 71% — степеней магистра и 65% всех степеней доктора, присужденных чернокожим студентам Испаноязычные женщины получили 62% ассоциированных степеней, 64% — степеней магистра и 55% всех степеней доктора, присужденных испаноязычным студентам

Среди жителей США, с учебного года 1999—2000 в 2009—2010 (рост на 118%) испаноязычные студенты получили более чем в два раза большее число ассоциированных степеней, а количество полученных степеней чернокожими студентами увеличилось на 89% Аналогичным образом, число степеней магистра, полученных чернокожими и испаноязычными студентами, увеличилось более чем в два раза с 1999—2000 до 2009—2010 (увеличение на 109% и 125% соответственно) . Число степеней доктора увеличилось на 60% для испаноязычных студентов и на 47% для чернокожих студентов. В период с 1990 по 2014 год процент тех, кто получил степень магистра и доктора, увеличился с 5 в 1995 году до 8 в 2014 году.

Отмечается, что у женщин достижения в целом выше, чем у мужчин . В 1995 году процент мужчин и женщин 25—29-летнего возраста, которые

получили степень магистра и доктора, мало отличался, а в 2014 году он вырос: так, около 9% женщин получили степень магистра и доктора, в то время как только 6% мужчин сделали то же.

С 1995 по 2014 год доля 25—29-летних людей, получивших степень магистра и доктора, увеличилась: для белых (с 5% до 9%), черных (с 2% до 4%), выходцев из Латинской Америки (с 2% до 3%) и азиатов / с островов Тихого океана (с 11% до 18%) . Разрыв между белыми и латиноамериканцами в получении степени магистра и доктора в 2014 году достиг 6 процентных пунктов, в 1995 году — 4 процентных пункта . Разрыв между белыми и черными в 2014 году практически отсутствовал [1].

В источниках приводятся следующие данные: студенты США в 2014/2015 году в зависимости от формы обучения в магистратуре: полная занятость (жен . ) — 164 435; полная занятость (муж . ) — 140 935; полная занятость (общее) — 305 445; неполный (жен.) — 138 550; неполный (муж ) — 94 140; неполный (общее) — 232 740. Всего (жен .) — 302 985 . Всего (муж ) — 235 075 Итого: 538 180 [4].

Процедура приема и отбора абитуриентов в высшие учебные заведения США зависит от их престижности В стране отсутствуют единые требования к абитуриентам В вузы США могут поступать учащиеся в любом возрасте Каждый вуз формирует студенческий контингент по своей системе В частности, в ряде вузов осуществляют отбор поступающих путем конкурсных экзаменов, собеседования, тестирования . В США нет планового приема и выпуска специалистов в масштабе страны, не ограничен и срок обучения в вузе

Государственные университеты в США уходят от их традиционного деления на научно-исследовательские университеты и университеты типа «ленд-грант» или «си-грант». Сегодня практически все университеты уделяют серьезное внимание и научно-исследовательской, и прикладным областям знаний, и педагогической работе. Среди лучших университетов США частных вузов больше, чем государственных

Понятия «академическая группа» в университетах США не существует Каждый студент или аспирант сам подбирает себе дисциплины, учится по индивидуальной программе и посещает лекции по выбору. На лекциях и семинарах каждый студент или аспирант оказывается каждый раз в новом сообществе обучающихся

Каждый американский вуз живет своей особой жизнью: в ситуации отсутствия обязательных для всех нормативов и правил он организовывает процесс обучения так, как считает нужным . Для американских ву-

зов типично проведение различных междисциплинарных исследований, создание междисциплинарных дисциплин и кафедр на стыке разных наук .

Получение степени магистра (второй академической степени) в вузах США предполагает специализированную подготовку. Чтобы получить степень магистра, необходимо пройти обучение в течение 1—2 лет, написать и защитить диссертацию. Диссертация на этом уровне — это аналитический доклад или отчет соискателя магистерской степени о его научной работе по избранной теме

Несмотря на тот факт, что высшим этапом подготовки высококвалифицированных специалистов является обучение по докторским программам, ориентированное на узкоспециализированное обучение и проведение самостоятельного научного исследования, в докторантуру (для получения ученой степени) принимаются лица, как имеющие степень магистра, так и те, у кого только одна степень — бакалавра . Все зависит от конкретного вуза . Средний возраст аспирантов — 25—28 лет.

В США предлагается огромное количество программ аспирантуры . Каждый университет предлагает обучение в аспирантуре по нескольким уникальным направлениям . Исследовательская работа в аспирантуре ведется в строгом сопровождении преподавателей университета . Большинство аспирантов принимает участие в подготовке программы курса, преподавании и проведении семинаров, которые являются частью программы обучения в аспирантуре

В аспирантуре обучение осуществляется, как правило, в течение 3— 8 лет Длительность обучения зависит от вуза, того курса, по которому специализируется аспирант, его способностей и сложности исследовательской работы Докторская программа в США отличается от программ в других странах, в частности, в Европе. Она не предполагает исключительно научно-исследовательскую работу Для аспирантуры в США характерно сочетание исследовательской работы с лекционными и семинарскими занятиями для аспирантов . Докторскую степень аспирант в США может получить только в результате успешного завершения посещения лекций, сдачи экзаменов и написания исследовательской работы Первые два года обучения в аспирантуре посвящены посещению лекций, семинаров и сдаче экзаменов (квалификационный экзамен и экзамен по теме исследования), третий год включает в себя непосредственно проведение исследования и написание диссертации Часто для получения степени доктора наук аспиранту необходимо также продемонстрировать знание не менее двух иностранных языков

В США в области образования после успешного окончания аспирантуры присуждают следующие степени: доктор философии (Ph . D), доктор образования (Ed. D) или доктор в образовании ф. Ed.) . Эта степень необходима для тех, кто хочет заниматься наукой .

При получении степени PhD области специализации в программах образования могут включать в себя политику в области образования, педагогическую психологию, учебный план и педагогические технологии, управление образованием и некоторые другие. Выпускники PhD часто продолжают карьеру в качестве профессоров в университетах или работают на административных должностях в сфере образования . Все большее количество докторских программ на получение степени PhD многие университеты предлагают онлайн . Требования могут отличаться в зависимости от университета и программы, но, как правило, большая часть PhD-программ онлайн может быть полностью сделана вне кампуса .

Приведем примеры некоторых из предлагаемых программ аспирантуры в области образования . Так, например, Аргозийский университет Сарасоты, образовательный колледж предлагает получение степени доктора образования по специальности: «Высшее и послесреднее образование».

Образовательные программы, направленные на получение степени доктора образования (EdD) в области высшего и послесреднего образования, в Аргозийском университете Сарасоты предназначены для аспирантов, желающих повысить свой профессиональный уровень в качестве руководителей образования, преподавателей и консультантов по академическим проблемам и студенческим службам в рамках общинных колледжей, технических школ и институтов, четырехлетних колледжей и университетов, а также государственных, военных, религиозных, коммерческих или некоммерческих образовательных организациях послесреднего образования Предлагаемые в этих целях курсы:

Требования к курсу обучения

Студенты должны получить 24 кредитных часа . Из них:

1 . Управление и менеджмент высшими и послесредними учебными заведениями (3 кредитных часа) .

2 . Стратегическое планирование и внедрение в высшем и послесред-нем образовании (3 кредитных часа)

3 Практика проведения реформ в высшем и послесреднем образовании (3 кредитных часа)

4 Принятие решений в области финансирования и ресурсосбережения (3 кредитных часа)

5 . Навигационное право, стратегия и политика (3 кредитных часа) .

6 . Стажировки и проекты (3 кредитных часа) .

7. Оформление результатов исследования и опытной работы в издательских целях (3 кредитных часа)

8 . Расширенное академическое исследование и написание диссертации (3 кредитных часа)

Требования к исследованию

Получив названные выше 12 кредитных часов, аспиранты должны получить следующие кредитные единицы, а именно:

1 Введение в методы исследования (3 кредитных часа)

2 . Методы и анализ количественных исследований (3 кредитных часа)

3 Методы и анализ качественных исследований (3 кредитных часа) Далее идут курсы по выбору Среди них:

Расширенные статистические методы (3 кредитных часа) . Методы программной оценки (3 кредитных часа) Методы обследования (3 кредитных часа) Методы прикладных исследований (3 кредитных часа) Методы качественного анализа (углубление материала) (3 кредитных часа)

Требования к междисциплинарному исследованию

Аспиранты данной программы образования должны пройти следующие 4 курса (12 кредитных часов) в рамках области междисциплинарного исследования

1 Студент и аспирант (3 кредитных часа)

2 Проектирование учебных программ (3 кредитных часа)

3 Разработка учебной экспертизы (3 кредитных часа)

4 . Интернет-обучение, смешанные и инновационные технологии (3 кредитных часа)

Квалификационный экзамен на получение степени доктора образования Аспиранты должны успешно сдать квалификационный экзамен, в котором оцениваются полученные ими в процессе обучения знания, умения и компетенции

Требования к докторскому исследованию (12 кредитных часов) После успешного завершения предварительных курсов и экзамена аспиранты приступают к докторантским исследовательским курсам . Для успешного прохождения каждого докторского исследовательского курса аспиранты должны успешно завершить указанные задачи курса Если все задачи курса успешно выполнены, учащиеся получат степень PR, позволяющую им поступать на следующие докторантские исследовательские курсы, как подчеркивается в последовательности их программ обучения . Если задачи докторского исследовательского курса полностью не удовлетворены (67% завершено) к концу курса (как это определено научными наставниками), аспиранты получают не полностью завершенную степень (1Р) и должны подписать контракт 1Р с изложением плана завершения оставшихся задач всего курса обучения Аспиранты должны успешно завершить все не выполненные ранее задачи курса в срок, указанный в договоре 1Р, и только тогда они будут допущены к следующему этапу обучения Если задачи не выполнены (менее 67% целей курса были успешно завершены) или договор 1Р не был успешно выполнен в установленные сроки, аспиранты получат степень «Нет кредита» ^С) . Аспиранты, которые заработали эту степень в курсе докторского исследования, должны повторить этот курс

Аспирант может получить только одну комбинацию из двух степеней NC, W, или WF в докторских исследовательских курсах . После получения третьей степени NC, W, или WF за курс диссертационного исследования аспирант должен будет покинуть программу Опубликованные задачи курса для каждого докторского исследования не рассматриваются только в том случае, если аспирант и его наставник по исследованию выдвинули другие задачи, которые они считают более подходящими для конкретной докторской темы исследования Аспирант должен подписать предварительные условия каждого докторского исследовательского курса прежде, чем он будет зачислен на курс

Требования к докторскому исследованию (аспиранты должны представить 12 кредитных часов):

A — Диссертационное исследование I — A (1,5 часов кредита) Б — Диссертационное исследование I — B (1,5 кредитных часов) A — Диссертационное исследование II — A (1,5 часов кредита) B — Диссертационное исследование II — B (1,5 кредитных часов) A — Диссертационное исследование III — A (1,5 часов кредита) B — Диссертационное исследование III — B (1,5 кредитных часов) A — Диссертационное исследование IV — A (1,5 часов кредита) Б — Диссертационное исследование IV — B (1,5 кредитных часов). (1 кредитный час равен 15 академическим часам времени лекционных занятий, к ним добавляется время, затрачиваемое аспирантом на самостоятельную работу, на что тратится примерно 2/3 всего времени, затрачиваемого на изучение дисциплины (таким образом, 1 кредитный час равен примерно 45 часам работы аспиранта); 1 кредитный час также может быть равен 30 академическим часам лабораторных, семинарских и других практических работ, плюс самостоятельная работа; 1 кредитный час может также быть равен 45 академическим часам практических, полевых занятий, плюс самостоятельная работа )

Рассмотрим пример докторских программ на получение PhD в Стэн-фордской высшей школе образования, которые направлены на подготовку будущих исследователей в разных областях образования Докторская программа включает: проведение исследования в области образования, которое направлено как на изучение политики в области образования, так и практики, и посещение аспирантских занятий Аспиранты в этом вузе научно-исследовательскую деятельность осуществляют одновременно с основной докторской подготовкой Большое значение в подготовке будущих докторов уделяется получению ими междисциплинарных знаний [5].

В аспирантуре Стэнфордского университета предлагается также несколько областей знаний в сфере образования: «Социальные науки, гуманитарные области знаний, междисциплинарные исследования в образовании»; «Перекрестная специализация: науки об обучении и технологический

дизайн»; «Развивающие и психологические науки»; «Каррикулум и педагогическое образование» и другие.

Например, программа: «Социальные науки, гуманитарные области знаний, междисциплинарные исследования в образовании» включает в себя: антропологию, экономику, образовательную политику, историю, педагогическую компаративистику, лингвистику, управленческие исследования, философию, социологию, пересекающуюся специализацию — науки об обучении и технологический дизайн, а также неравенство, расовый подход и язык в образовании

Стенфордский вариант докторантуры сочетает в себе два различных подхода Первый направлен на развитие у аспирантов экспертных знаний в дисциплинарной традиции В его рамках предлагается изучение семи программ в области гуманитарных и социальных наук, исследующих вопросы образования: антропология; экономика; история; лингвистика; организационные исследования; философия; социология Другой подход предполагает получение опыта в какой-то основной для аспиранта области знаний в сфере образования . Здесь предлагаются четыре программы «Основ образования»: политика в области образования; высшее образование; международное сравнительное образование; расы, неравенство и язык в образовании Кроме того, обучающиеся могут получить двойную специализацию в одной из первых дисциплины и одной из вторых

Приведем еще один пример специализаций программы: «Педагогическая компаративистика»

Педагогическая компаративистика в этой программе представляет собой многопрофильную, международную, кросс-культурную программу обучения, которая ставит проблемы в области образования в международном и сравнительном плане. Основные курсы направлены на изучение того, как образование связано с экономическим, политическим и социальным развитием в развитых и развивающихся странах Программа предусматривает серьезную теоретическую и эмпирическую подготовку для понимания ситуации в образовании в быстро меняющемся глобальном контексте для осмысления того, как необходимо менять образовательную политику с тем, чтобы улучшить образовательную практику в различных социальных условиях В программе показывается, что педагогическая компаративистика должна ставить под сомнение традиционные убеждения о моделях и роли образования в обществе Для того чтобы компаративисты могли убедительно излагать свои взгляды на возможные преобразования в образовании, аспирантам предлагается серьезная трансдисциплинарная подготовка Их обучают использовать концептуальные и методологические инструменты основных социальных дисциплин: экономики, социологии, политологии и антропологии в вопросах исследования образования и его развития Докторская специализация по педагогической компаративистике направлена на развитие у аспирантов умений давать серьезное теоретическое

обоснование и использовать методы базовых социальных или поведенческих наук при анализе роли образования в процессах экономического роста, политического развития и социальных изменений в обществе. Обучение компаративистов направлено на достижение серьезной исследовательской компетентности в тех областях знаний, где социальная наука и проблемы политики и стратегии развития образования пересекаются . Именно поэтому, например, аспиранты, ведущие исследования в сфере сравнительной педагогики при обучения в Стэнфорде, получают, как правило, достаточно серьезную подготовку по социальным наукам, имеющим, в том числе, отношение и к сфере образования . Аспиранты в области педагогической компаративистики должны в процессе обучения в аспирантуре овладеть хотя бы еще одним иностранным языком и получить педагогическую подготовку [6].

Некоторые университеты предлагают докторские программы онлайн . Программы, реализуемые в онлайн-формате, содержат курсы, поставляемые через виртуальный опыт в аудитории При онлайн-формате аспирант может завершить программу полностью онлайн или, если того требуют особенности курса обучения, завершить свою подготовку в университетском городке в условиях интенсива

Литература

1 . U. S . Department of Education, National Center for Education Statistics . (2015) .

The Condition of Education 2015 (NCES 2015—144) .

2 . Кристофер М, Кьюсак Э, Кьюсак М. и др. Портрет США: Монография . Гла-

ва 6 . Многоплановая система образования: Структура, стандарты и вызовы . [Электронный ресурс] URL: http://www. infousa. ru/society/portrait/ contents . htm (дата обращения: 10. 06 . 2016) .

3 . Кристофер М, Кьюсак Э, Кьюсак М. и др. Портрет США: Монография . Гла-

ва 6 Многоплановая система образования: Структура, стандарты и вызовы . [Электронный ресурс] URL: http://www. infousa. ru/society/portrait/ contents htm (дата обращения: 10 06 2016)

4 . Официальный сайт Higher Edyucation Statistics Agency. [Электронный ре-

сурс] URL: https://www. hesa. ac.uk/stats (дата обращения: 11 . 06 . 2016) .

5 . Официальный сайт Stanford Graduate School of Education [Электронный

ресурс] URL: https://ed. stanford. edu/admissions (дата обращения: 10 . 06 . 2016) .

6 Официальный сайт Stanford Graduate School of Education [Электронный ресурс] URL: https://ed. stanford.edu/academics/doctoral/ships (дата обращения: 10 . 06 . 2016) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.