Научная статья на тему 'Опыт американского высшего образования для российских университетов'

Опыт американского высшего образования для российских университетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / HIGHER EDUCATION / RESEARCH AND TRAINING PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атаханов Руми Абдулзагирович, Гичиев Набиюла Сапиюлаевич

Исследуются важнейшие аспекты организации современного высшего образования в ведущих американских университетах. Основное внимание уделяется направлениям, создающим условия для развития научно-исследовательского и образовательного процесса в университетской системе США, имеющей практическое значение для формирования инновационных императивов в российских ВУЗах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN AMERICAN HIGHER EDUCATION FOR RUSSIAN UNIVERSITIES

In this paper we study the most important aspects of the organization of modern higher education in leading American universities. Emphasis is placed on the directions, creating conditions for development of a research and educational process in the U.S. university system, which has practical importance for the formation of innovation imperatives in Russian universities.

Текст научной работы на тему «Опыт американского высшего образования для российских университетов»

4. Официальный сайт Президента РД. Послание (отчет) Президента Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан 31мая 2012года. URL: http://president.e-dag.ru/

5. Снежанова Л.Н. Приграничное сотрудничество в Российской Федерации. URL: http://www.nirsi.ru

6. Официальный сайт Агентства по инвестициям РД. Магомедов М.М. 12 марта 2012г. URL: http://www.investdag.ru

7. Официальный сайт журнала «Форбс». URL: http://www.forbes.ru/

8. Галушка А., Голубович А., Идрисов А., Осипов А., Титов Б., Шпигель М., Юрьев Е. «Модернизация» экономики России кардинальное улучшение инвестиционного климата// Ежегодный экономический доклад общероссийской общественной организации «ДЕЛОВАЯ РОССИЯ».

УДК 338.24:061 Атаханов Р.А., Гичиев Н.С.

ОПЫТ АМЕРИКАНСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Atakhanov R.A., Gichiev N.S.

EXPERIENCE IN AMERICAN HIGHER EDUCATIONFOR RUSSIAN UNIVERSITIES

Исследуются важнейшие аспекты организации современного высшего образования в ведущих американских университетах. Основное внимание уделяется направлениям, создающим условия для развития научно-исследовательского и образовательного процесса в университетской системе США, имеющей практическое значение для формирования инновационных императивов в российских ВУЗах.

Ключевые слова: высшее образование, научные исследования, учебные программы.

In this paper we study the most important aspects of the organization of modern higher education in leading American universities. Emphasis is placed on the directions, creating conditions for development of a research and educational process in the U.S. university system, which has practical importance for the formation of innovation imperatives in Russian universities.

Key words: higher education, research and training programs.

В современных условиях одной из важнейших задач высшей школы является эффективная организация образовательного процесса, которая должна учитывать положительный опыт инновационных технологий развития мировых лидеров в системе высшего образования. Без постоянного мониторинга и внимательного исследования организации университетского образования за рубежом невозможно обеспечить место российских ВУЗов в рейтинге 100 лучших университетов мира(^е World Reputation Rankings). Как известно, позиция в рейтинге определяется согласно методике британского издания The Times Higher Education при участии информационной группы Thomson Reuters и службы изучения общественного мнения Ipsos (табл. 1).

Таблица 1

Рейтинг 10 лучших университетов мира

Рейтинг Университет Страна Репутация

1 California Institute of Technology* Соединенные Штаты 94.8

2 Harvard University* Соединенные Штаты 93.9

2 Stanford University* Соединенные Штаты 93.9

4 University of Oxford Великобритания 93.6

5 Princeton University* Соединенные Штаты 92.9

6 University of Cambridge Великобритания 92.4

7 Massachusetts Institute of Technology* Соединенные Штаты 92.3

8 Imperial College London Великобритания 90.7

9 University of Chicago* Соединенные Штаты 90.2

10 University of California Berkeley* Соединенные Штаты 89.8

Источник-.The Times Higher Education. The 2012 WorldReputationRankings.

Примечание: *Университеты из США выделены автором

Согласно экспертному опросу, из шести тысяч ВУЗов выбираются только 10 лучших университетов, а также сильнейшие учебные заведения для продолжения образования на магистерском и докторском уровнях. Анализ деятельности ВУЗа складывается из 13 показателей: международная студенческая и преподавательская мобильность, количество международных стипендиальных программ, уровень научных исследований, вклад в инновации, цитируемость научных статей, уровень образовательных услуг и так далее.

Как видно из данных за 2011 год, приведенных в таблице 1, мировое лидерство в сфере высшего образования остается за университетами из США: 7 университетов из 10 лучших в мире являются американскими. Поэтому логично акцентировать внимание на проблемах и вариантах их решения в системе высшего образования США.

Система высшего образования США начала формироваться гораздо позже европейской (первый университет, Гарвардский, был открыт в 1636 г.) и во многом в подражание европейской. Тем не менее, за три столетия американские вузы достигли уровня, признанного во всем мире и уже, в свою очередь, начинают оказывать влияние на Европу. Многие университеты превратились в научные центры, где преподают специалисты с мировыми именами практически по всем дисциплинам.

В настоящее время в США функционирует более 4860 колледжей и университетов, ведущих подготовку по различным специальностям, в т.ч. 2961 четырехгодичное учреждение, предлагающее степени бакалавра, магистра, и 2170 двухгодичных учреждений, предлагающих ассоциированные степени. При этом 75% профессоров и преподавателей американских университетов - лауреаты Нобелевской премии.

Ежегодно американские образовательные учреждения инвестируют примерно 50 миллиардов долларов в различные исследовательские проекты и программы развития, что в ряде случаев превышает бюджеты отдельно взятых стран.

Образовательные программы максимально адаптированы к индивидуальным способностям студента и предоставляют право выбора дисциплин, которые лучше воспринимаются студентом. Сочетание профессионализма в преподавании и индивидуальности программ обучения с прекрасным техническим оснащением дают потрясающий эффект, обеспечивая США лидирующие позиции в области качественного экспорта образовательных услуг: из полутора миллионов студентов, которые получают образование за рубежом, более трети иностранных студентов выбирают обучение в США. Так, по последним данным издания «Открытые двери» («Open Doors») в США приехало на учебу 671616 иностранных студентов, обеспечив инвестиции в образование США в 13 млрд. долларов.

Парадоксально, но больше всего молодежи приезжает учиться из Азии (57%), в основном из Японии и Китая, затем из Кореи, Тайваня и Гонконга. Побудительные причины различны: во-первых, в некоторых странах высшее образование по некоторым специальностям недоступно в силу экономических условий; во - вторых, во многих странах Азии американское правительство проводило благотворительные обменные программы, поощряя наиболее способных молодых людей продолжать учебу в университетах США. Европейцы занимают второе место (15%), их стало несколько больше в последнее время за счет притока студентов из Восточной Европы и бывшего Советского Союза. В процентном отношении 28 % иностранных студентов обучаются в докторантуре, 11 % в магистратуре и 3 % на бакалавриате.

Как известно, система высшего образования в США имеет двухступенчатую организацию: бакалавриат и магистратура.

Продолжение образования после школы называют термином «Undergraduatestudy». Данный уровень обучения предполагает получение степени бакалавра, которая считается высшим образованием в США. Получение этой степени возможно тремя наиболее распространёнными способами (см. рис. 1).

Рисунок 1. Основные способы получения степени бакалавра в США

Первый способ предполагает учебу в двух разных учебных заведениях, а именно: 2 года обучения в местном колледже (community college) и 2 года обучения в четырехгодичном колледже. По завершении двухлетнего обучения выпускнику присваивают ассоциированную степень (Associate Degree) и выдают соответствующий документ.

Вторым способом получения степени бакалавра (Bachelor's degree) является поступление сразу в 4-х годичный колледж или университет. Степень бакалавра в большинстве случаев бывает двух видов: Bachelor of Arts (B.A.) и Bachelor of Science (B.Sc).

Третий способ получения степени бакалавра менее распространен и связан с переводом студента из отечественного вуза в вуз США. Такой перевод возможен при выполнении ряда условий: американский вуз должен иметь программу «Transferstudent»; студент, который хочет перевестись в американский вуз, должен закончить 2 курса обучения и не являться студентом выпускного курса; перевод возможен при продолжении образования в той же области знаний.

Продолжение образования после получения степени бакалавра называется «Graduatestudy» и возможно в двух вариантах, а именно: получение степени магистра или докторской степени.

Степень магистра (Master's degree) бывает двух основных видов: Master of Arts (M.A.) и Master of Science (M.Sc). Магистратура в области бизнес-администрирования называется MBA (Master of Business Administration). В зависимости от специальности, длительность «Graduatestudy» для получения степени магистра варьирует от 1 до 3-х и даже 4-х лет (медицинские специальности), однако в среднем составляет 2 года. Среди одного из способов получения степени магистра является поступление в докторантуру сразу после завершения бакалавриата.

Для получения степени доктора наук (Ph.D), связанной с академической карьерой,

необходимо набрать определённое количество курсов, из них фиксированное количество базовых или обязательных. В среднем докторантура длится от 4 до 7-12 лет. Чтобы поступить в докторантуру, необходимо иметь публикации своих научных работ, особенно ценятся такие публикации в зарубежных журналах.

Сейчас высшее образование в США находится на переходном этапе своего развития по многим направлениям: обучение на разных уровнях подготовки, профессорско-преподавательский состав, распределение расходов, педагогика, инновационные технологии образовательного процесса и многое другое.

Система американского высшего образования включает четыре категории учебных заведений: 1) университеты, в которые входят несколько колледжей (факультетов) для студентов, желающих получить степень бакалавра (4 года), и аспирантура для тех, кто собирается продолжить образование для получения степени магистра или доктора наук; 2) четырехгодичные колледжи, которые не входят в состав университетов; 3) технические учебные заведения, рассчитанные на срок обучения от полугода до четырех лет, после окончания которых студенты приобретают профессию и получают диплом или сертификат об образовании; 4) двухгодичные муниципальные колледжи, после которых учащиеся могут поступить либо на работу, либо в четырехгодичный колледж.

Основным показателем высокого качества обучения является аккредитация высшего учебного заведения. В ежегодном издании Американского совета по образованию «Аккредитованные учебные заведения высшего и среднего специального образования» дается полный перечень всех аккредитованных учебных заведений США.

В течение последних трех десятилетий рост расходов на научные учреждения, подуровни обучения выпускников высших учебных заведений опережал в среднем на 3,5 % уровень инфляции. Увеличение стоимости обучения в частных высших учебных заведениях было связано, в основном, с повышением реальных расходов на одного учащегося.

Высокий социальный статус системы американского образования предопределил колоссальные объемы его финансирования: США расходуют на образование до 7,5% валового внутреннего продукта страны. К примеру, в предкризисный период ежегодно США выделяли на образование около $827 млрд., из которых $511 млрд. получила система школьного образования, $315 млрд. колледжи и университеты.

При этом, согласно данным Министерства образования США (Department of Education), на обучение среднестатистического американского школьника ежегодно выделяется примерно $9 644. Размер выделяемых средств дифференцируется по территориальному признаку. Так, в штате Нью-Джерси эта сумма составляла $12 981 (здесь и далее приводятся выводы US Census Bureau), в Нью-Йорке - $12 930, в Федеральном Округе Колумбия (в него входит столица США город Вашингтон) - $12 801. Для сравнения, в тот же период индустриально развитые страны мира, входящие в состав Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), в среднем тратили на одного учащегося начальной школы $4 819 в год, на учащегося средней школы - $6 688.

Исследования причин роста стоимости обучения, темп которых превышает уровень инфляции, получили отражение в работах Эренберга (Ehrenberg 2002, 2007, 2010), Арчибальда (Archibald) и Фельдмана (Feldman, 2011). В этой связи следует отметить, что одним из факторов, влияющих на стоимость обучения в частных высших учебных заведениях США, является рейтинг образовательного учреждения, публикуемый в таких авторитетных изданиях, как U.S. Newsand World Report. Кроме того, фактором, обусловливающим высокую стоимость обучения в частных высших учебных заведениях США, можно назвать рост уровня технологий учебных процессов, способствующий повышению качества высшего образования. В то же время для государственных образовательных учреждений наиболее существенную роль в увеличении расходов на образование играет сокращение государственной поддержки образовательных программ.

Резкое увеличение финансовой помощи престижным частным высшим учебным заведениям после кризиса 2008 года было обусловлено несколькими причинами: увеличением числа студентов с низким и ниже среднего уровнем доходов (Supianoand Fuller, 2011) и желанием учебного заведения привлечь одаренных, но не очень обеспеченных студентов. Данное обстоятельство привело к давлению со стороны Конгресса США, т.к. это означало увеличение расходов из фонда финансовой помощи.

Для других, менее престижных частных учебных заведений обострилась конкуренция со стороны государственных образовательных учреждений, которые также столкнулись с резкой необходимостью увеличения грантовой помощи и скидок на обучение, позволяющих заполнить все вакантные места. Так, в 2010 финансовом году бюджетные ассигнования для государственных высших учебных заведений составили в среднем на одного обучающегося $ 6454, как это примерно было в 1987 финансовом году.

Изменилась структура финансовых ресурсов академических институтов: доля институциональных расходов по заработной плате и пособиям в государственных и частных учреждениях упала по отношению к средствам, собираемым за счет академической и организационной поддержки (Desrochers, Lenihan, and Wellman, 2010), что привело к изменению режимов и дифференциации платы за обучение.

Характерно, что изменения коснулись и профессорско-преподавательского состава: увеличилась доля докторов наук среди штатных преподавателей всех типов учебных заведений (таблица 2).

Согласно исследованиям Американской ассоциации университетских профессоров, среднегодовая зарплата лекторов в частных университетах составила приблизительно 21 500$, что меньше средней зарплаты доцентов в тех же университетах (данные -IntegratedPostsecondaryEducationDataSystem - IPEDS).

При этом средняя зарплата преподавателей в государственных университетах оказалась ниже, чем средняя зарплата доцента во всех других категориях образовательных учреждений. В современных же условиях академического рынка труда преподавание в таких учреждениях может быть более привлекательным для новых докторов наук из-за более низкой учебной нагрузки.

В этой связи необходимо отметить, что финансирование высшего образования в США осуществляется из разных источников и фондов. Характерной тенденцией современного этапа развития высшего образования остается увеличение спонсируемых научных исследований. При этом важным условием является то, что средства внешних спонсоров должны быть направлены только на проведение научных исследований и не могут быть использованы непосредственно для учебного процесса. В этой связи следует отметить, что научные исследования поддерживаются и за счет средств Институционального фонда, доля которого выросла с 12 % в 1976 году до 20 % в 2008 финансовом году (Berdahl, 2009).

Таблица 2

Изменение типов занятости преподавателей в высших учебных заведениях США

Категория (объем выборки) % полной занятости % частичной занятости

1995 2001 2007 2013* 1995 2001 2007 2013*

Общественный (899) 38,4 39,4 43,1 45,1 64,7 67,0 68,9 69,4

Частный некоммерческий (51) 74,3 75,4 82,5 83,2 52,3 50,4 56,1 57,2

Частный коммерческий (101) 98,7 90,0 97,7 98,1 49,0 51,0 57,7 58,4

Бакалавр

Общественный (139) 17,1 22,9 23,4 25,1 39,6 42,2 43,7 45,3

Частный некоммерческий (497) 22,2 26,9 30,8 33,21 33,1 37,4 41,7 44,7

Частный коммерческий (33) 79,6 91,9 90,6 91,4 57,9 64,9 78,6 79,5

Магистр

Общественный (261) 12,7 17,6 20,6 21,5 29,3 37,0 40,3 41,3

Частный некоммерческий (332) 25,1 28,6 33,6 34,7 50,8 53,3 59,5 58,3

Частный коммерческий (17) 71,6 85,2 93,7 94,6 62,2 70,8 89,7 88,7

Доктор

Общественный (166) 24,4 32,1 35,2 37,3 19,7 22,5 24,0 24,3

Частный некоммерческий (106) 18,2 35,4 46,2 48,2 32,2 34,9 31,7 31,1

Частный коммерческий (4) 98,3 100,0 100,0 100,0 44,8 72,3 84,0 84,3

Источник: [2; 3]

* Примечание: прогнозные оценки на основе источников [1-7]

Одним из инструментов повышения эффективности и качества образовательного процесса является деятельность Национального центра академических преобразований США (NCAT), который разработал программу активного использования информационных технологий для улучшения результатов обучения и сокращения текущих расходов на образование. Так, на сайте NCAT (http://www.thencat.org/) приведены списки более 30-ти крупных вводных учебных курсов по социальным и гуманитарным наукам, которые с его помощью были изменены для многих научно-образовательных учреждений.

В качестве другого примера использования инновационных технологий в области педагогики можно привести практику использования открытого обучения в университете Карнеги-Меллона (Carnegie Mellon) (http://oli.web.cmu.edu/openlearning). Данный проект был разработан для десяти классов вступительных предметов, которые используют достижения в области когнитивного исследования того, как происходит обучение, и использование технологий для создания интеллектуальных обучающих систем, моделирования виртуальной лаборатории. Оценка вводного курса статистики показала, что использование в онлайн режиме гибридной модели комбинированного обучения позволило студентам узнать больше в два раза (Ловетт, Мейер и Thille, 2008), чем в аудиториях с использованием традиционных методов обучения. Другие оценки также подтвердили эффективность этого метода обучения для студентов других крупных государственных университетов и колледжей (Thille и Смит, 2011).

Деятельность Национального центра и инициативы открытого обучения показала, что эти технологии могут быть использованы для сокращения времени и повышения эффективности обучения в научно-образовательных учреждениях.

Все большее число университетов также пытаются использовать информационно -образовательные технологии для улучшения результатов обучения и разработки новых методов преподавания, оценки уровня подготовки профессорско-преподавательского состава. Например, в университете Феникса, крупнейшем некоммерческом учебном заведении, подавляющее большинство преподавателей являются практикующими специалистами, работающими по графику неполного рабочего дня. Около двух третей этих преподавателей имеют ученые степени магистра и треть доктора наук. Учебные программы разработаны специалистами и достаточно стандартизированы. С целью облегчения процесса обучения учебные материалы размещены на интернет-сайтах. В онлайн режиме преподаватели имеют возможность оценить уровень подготовленности по той или иной дисциплине, что особенно важно для студентов, совмещающих работу с учебой.

Высшее образование не застраховано от экономических факторов. Как отмечают специалисты, стремление государственных и частных университетов к увеличению количества выпускников вузов при сокращении расходов, скорее всего, лишь усугубит наметившийся спад в численности штатного преподавательского состава. При этом все чаще академические лидеры понимают, что должна измениться система подготовки студентов и новейшие инновационные технологии в образовательном процессе должны быть использованы для улучшения результатов обучения и сокращения удельных затрат.

При таком развитии престижные частные и общественные ведущие научно-исследовательские университеты получат доступ к дополнительным финансовым ресурсам, необходимым для поддержания полного штатного преподавательского состава. Данная категория учебных заведений будет все чаще использовать инновационные технологии в целях расширения системы активного обучения, позволяющие большую часть сэкономленных средств направить на повышение качества образования и развитие дальнейших научных исследований.

С нашей точки зрения, опыт развития высшего образования в США будет полезен и для российских ВУЗов, т.к. современный этап введения образовательных стандартов осуществляется «вслепую», не сопровождается систематическим анализом их воздействия на образовательную практику и качество образования.

При этом складывается противоречие между почти обвальным введением новых стандартов образования и старыми подходами к организации учебного процесса, устаревшими в большинстве своем учебниками и методическими пособиями, традиционными педагогическими технологиями.

В данной ситуации наиболее действенным рычагом государственного воздействия на совершенствование деятельности вузов является: обеспечение конкурентной среды внутри системы высшего образования регионов; устранение противоречия между устаревшими формами и методами управления системой образования и характером многоаспектных задач по приданию системе новых качеств; активизация процессов самоорганизации и саморазвития образовательной системы, постепенное изменение порядка ее финансирования и способов взаимодействия с внешней средой.

Библиографическийсписок:

1. Archibald, Robert B., and David H. Feldman. 2011. Why Does College Cost So Much? New York: Oxford University Press.

2. Arum, Richard, and Josipa Roksa. 2011. Academically Adrift: Limited Learning on American Campuses. Chicago: University of Chicago Press.

3. Association of Research Libraries. 2009. ARL Statistics: 2007-2008. Washington, DC: Association of Research Libraries.

4. Baum, Sandy, and Jennifer Ma. 2010. Trends in College Pricing 2010. New York: College Board.

5. Bettinger, Eric P., and Bridget Terry Long.2007. «The Increased Use of Adjunct Instructors at Public Universities: Are We Hurting Students?» In What's Happening to Public Higher Education, edited by Ronald G. Ehrenberg, 51-70.Baltimore: Johns Hopkins University Press.

6. Ehrenberg, Ronald G.2011. «Rethinkingthe Professoriate.» In Reinventing Higher Education: The Promise of Innovation, edited by Ben Wildavsky, Andrew Kelly, and Kevin Carey, 101-28. Cambridge, MA: Harvard Education Press.

7. Stripling, Jack. 2011. «Governing Boards Turn to Technology to Reinvent the University.» Chronicle of Higher Education, April 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.