Научная статья на тему 'ЧАСТЬ 1. КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЛОГИСТИКИ'

ЧАСТЬ 1. КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЛОГИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
636
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Логистика / понятие / история зарождения / этапы становления (генезис) / математическая логика / материальный поток / логистические цепи. / Logistics / concept / history of origin / stages of formation (genesis) / mathematical logic / material flow / lo-gistics chains.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Леонтьев Р.Г.

В статье представлен краткий экскурс в историю зарождения и выявления этапов становления (генезиса) такого общественно-экономического явления и такой важнейшей области мирового знания, как «логистика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PART 1. A BRIEF EXCURSION TO THE HISTORY OF THE ORIGIN OF LOGISTICS

The article presents a brief excursion into the history of the origin and identification of the stages of for-mation (genesis) of such a socio-economic phenomenon and such an important area of world knowledge as «logistics».

Текст научной работы на тему «ЧАСТЬ 1. КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЛОГИСТИКИ»

Леонтьев Р.Г.,

д-р. экон. наук, профессор, главный научный сотрудник (Хабаровский федеральный исследовательский центр ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ) DOI: 10.24412/2520-6990-2022-9132-51-55 ЧАСТЬ 1. КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЛОГИСТИКИ

Leontiev R. G.,

doctor of Economics, professor,

chief Researcher (Khabarovsk Federal Research Center of the Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, Khabarovsk city, Russia)

PART 1. A BRIEF EXCURSION TO THE HISTORY OF THE ORIGIN OF LOGISTICS

Аннотация:

В статье представлен краткий экскурс в историю зарождения и выявления этапов становления (генезиса) такого общественно-экономического явления и такой важнейшей области мирового знания, как «логистика». Abstract:

The article presents a brief excursion into the history of the origin and identification of the stages of formation (genesis) of such a socio-economic phenomenon and such an important area of world knowledge as «logistics».

Ключевые слова:

Логистика, понятие, история зарождения, этапы становления (генезис), математическая логика, материальный поток, логистические цепи. Key words:

Logistics, concept, history of origin, stages offormation (genesis), mathematical logic, material flow, logistics chains.

В последние три десятилетия складывалась ситуация с не совсем адекватным современным воззрениям ведущих представителей иностранных научных и образовательных логистических школ пониманием отечественными специалистами сущности логистики. Эта ситуация усугублялась еще и тем, что существование многочисленных фактов необоснованного обнародования «квазилогистики» («псевдологистики») было характерно для сугубо всех отраслей российской экономики и отечественных сфер науки и образования. Своеобразным критическим откликом на эти негативные факты стали свойственные истинной логистике и уточняющие ее гипотезы, понятия и постулаты теории и методологии, изложенные в научных трудах [1-9] (позже отраженные в исследовательских публикациях [1013]).

Поэтому в рамках выявления и анализа процессов такого возникновения и присутствия следует в первую очередь представить историю зарождения логистики как важнейшей области знаний в соответствии главным образом с содержанием учебных пособий для студентов вузов [16-18] и распространяемого через информационную систему «Интернет» среди студентов российских вузов некого коммерческого учебного пособия (Логистика. Краткий курс. - 2013). В этих пособиях изложена тривиальная и в тоже время достаточно информативная база (что, главным образом, и определило выбор этих пособий авторами настоящей статьи), а также относительно небольших публикаций [1921]. Данные представления [16-21] в несколько скорректированной автором настоящей статьи (с

целью повышения их грамотности и адекватности общепринятым литературным нормам) редакции изложены ниже в рамках раскрытия темы «история зарождения понятия «логистика».

Итак, известно, что логистика используется человечеством уже тысячи лет, везде где требовалось проложить путь, доставить продовольствие, организовать какую-либо деятельность на удалении от населенных пунктов. Производство, снабжение, закупки, транспортировка - все это логистика. В истории зарождения (возникновения) понятия (термина) «логистика» принято выделять во времени и пространстве несколько событийных ареалов.

Древняя Греция. Местом зарождения понятия (термина) «логистика», произошедшего от греческого слова «logistike», является, естественно, Древняя Греция. У греков это слово изначально означало «искусство рассуждений и вычислений (мышление, расчёт, целесообразность)» или «счетное искусство». Однако в скором времени [19] соответствующий термин получил прикладное значение применительно к государственному управлению Древней Греции. Так, по свидетельству древнегреческого мыслителя Архимеда, в IV веке до нашей эры в органах государственной власти Древней Греции функционировало 10, так называемых, «логистов» - высших правительственных чиновников, контролирующих хозяйственную, торговую и финансовую сферы деятельности страны. В Древней Греции понятие логистики как искусства вычисления широко использовались в военном деле и, конечно же, в торговле.

БСОШМГС 8С1Б1ЧСБ8 / «ШУШМУМ-ШУТМак» #9®132), 2022

52_

Так принципы закупочной логистики использовались ремесленниками и цеховыми мастерами для того, чтобы обеспечить свое производство поставкой необходимого сырья и других материалов. При этом решались многочисленные снабженческие вопросы. У кого закупать? Какого качества? В каких объемах? И, наконец, как эти материалы вовремя доставить в свои цеха?

Не смотря на развитие торговли, наибольшую востребованность решения логистических вопросов получила сфера военного дела. Именно результатами своевременного и наиболее полного снабжения армии оружием и продовольствием представления о логистике в целом развивались в большей степени. В успехах применения логистики в военных операциях и, в частности, в организации обозно-провиантской деятельности в значительной мере проявлялось полководческое искусство.

Например, таким искусством отличался выдающийся греческо-македонский полководец Александр Македонский) (356 - 323 годы до нашей эры). Так при совершении им похода в Азию и Египет, его армия на первых парах насчитывала около 50 тыс. человек, в том числе тяжеловооруженная пехота (около 30 тысяч), боевая конница (около 5 тысяч) и другие воины. Для питания всей этой армии ежедневно требовалось сотни тонн продовольствия. Причем армия обеспечивалась провизией, не только из запасов армейских обозов, которые шли за войском, но и продажей всего необходимого солдатам частными торговцами, чьи обозы продвигались вслед за войсковыми соединениями. Вместе с тем весьма важным обстоятельством было то, что по мере продвижения армии и завоевания земель Александр Македонский оставлял за собой так называемые «царские склады», заставляя захваченных им рабов пополнять эти самые склады. С этих складов можно было очень быстро доставить необходимое продовольствие к местам дислокации действующих военных соединений. В результате формировались некие склады временного хранения провизии. Таким образом успешная логистика в сфере военных действий, стала одним из важных из факторов создания Александром Македонским Великой империи.

Древний Рим. У древних греков термин «логистика» был позаимствован Древним Римом, но в одном случае имел уже иной смысл - «правила распределения продуктов питания». Люди, выполнявшие эти функции в древних поселениях Римской империи, назывались логистами. В другом случае в Древнем Риме под так называемыми «логистами» понимались чиновники, выполняющие административные и религиозные функции.

Древний Египет. Основы производственной логистики еще в Древнем Египте применялись для того, чтобы эффективно управлять материальными и сопутствующими информационными потоками (при помощи оптимизации). И, в частности, для того, чтобы построить громадные египетские пирамиды силами тысяч людей, без которых это вообще было бы невозможно сделать.

Византийская империя. В нашей эре наиболее раннее историческое упоминание о логистике возникло во времена существования Византийской империи. При этом смысловая нагрузка термина в очередной раз была существенно изменена. То есть логистика формулировалась как составная часть военной науки. «Делом логистики является поддержание армии: соответствующим образом вооружать и организовывать, снабжать вооружением, своевременно и достаточно беспокоиться о ее нуждах, каждый (военный - Р.Л.) поход соответствующим образом готовить. Это значит: рассчитывать время и пространство, территорию в связи с перемещениями армий; как правильно оценить силу противника и эти функции в соответствии движению и разделению собственных вооруженных сил» - писал в своём учебном руководстве Цесарь Лео-нас VI (866 - 912 годы нашей эры).

Во времена правления византийского императора Льва VI (886-912) логистика определялась как искусство снабжения армии и управления перемещениями ее боевых и вспомогательных подразделений. В связи с этим в командном составе армии Византийской империи существовала специальная должность - «логистас». В круг обязанностей такого рода военнослужащих входили следующие функции: подготовка военных походов, организация стоянок войск, обеспечение армии всеми видами довольствия. Вместе с тем, как отмечал немецкий исследователь профессор Г. Павеллек, предназначением логистики в сфере обороны Византийской империи было платить жалованье военному составу и должным образом вооружать его, а также своевременно и в полной мере заботиться об удовлетворении иных потребностях армии.

Средневековая Европа. Часть исследователей утверждали, что транспортная логистика и ее принципы использовались в времена Средневековья купцами европейских стран (греческими, представителями ганзейского союза, голландцами, русскими). В эти времена стали широко известными путешественники, которые открывали различные торговые пути в другие мировые континенты, - это Васко да Гама, Марко Поло, Христофор Колумб и другие. В то время развивалась очень быстрыми темпами и логистике сбыта. Как продавать? Кому продавать? Продавать самому или через посредников? Где это лучше делать? На рынке и ярмарке или в собственной лавке? Ответы на все эти вопросы создавали основу представлений о логистике как области знаний.

Европа и математика Нового времени. Слово «логистика» существовало тогда во всех основных европейских языках, но имело различные значения. Так, в частности, термином «логистика» пользовались в своих работах известные ученые в областях математики и философии. Сейчас [20-21] уже сложно говорить или писать о правомочии расширенного употребления этого слова, как определяющего термина именно в той сфере гуманитарных (в том числе, экономических) отношений и наук, о которой идет речь в работах [1-9]. Но его

заимствование из высокоинтеллектуальной области логико-математической деятельности таких корифеев математики, методологии и философии как Г. Лейбниц, Г. Фреге, Б. Рассел, А. Уайтхед, У.ван О. Куайн, К. Гёдель, являет собой яркий пример того, как со временем меняется и расширяется семантика многих ранее существовавших только в определенном смысле слов, как понятий или терминов.

При этом прежде всего следует еще раз обратиться к первородной этимологии слова логистика [20-21]. Логистикой (от греч. logistike - искусство вычислять, рассуждать) в античной математике называли "искусство" вычислений и геометрических измерений, противопоставлявшийся строгим методам и приемам теоретической математики. В Новое время уже упоминавшийся выше выдающийся математик (основатель дифференциального исчисления наряду с И. Ньютоном), логик и философ Готфрид Лейбниц (1646-1716 годы) употреблял термины logística и lógica mathematica как синонимы для развиваемого им calculus ratiocinator - исчисления умозаключений, идеи которого получили в новейшее время воплощение в математической логике [20-21], закрепленной в качестве направления науки на Женевском философском конгрессе в 1904 году.

Характерным признаком математической логики является [20-21] использование формальных языков с точным синтаксисом и чёткой семантикой, однозначно определяющими понимание тех или иных формул и выражений. Но даже и эта, казалось бы, безупречная система принятых математических аксиом и других положений (например, в арифметике, в теории множеств) открыла существующие в них антиномии (парадоксы) и противоречия, особо отчетливо выраженные в теоремах о неполноте систем Курта Гёделя и парадоксе Рассела. Таким образом, логистика понималась тогда, с одной стороны, еще как некий этап в развитии математической логики, представленный работами Б. Рассела и его школы, а с другой стороны, как некая матема-тико-философская концепция, сводящая всю математику к математической логике.

Европа и войны Наполеона. С XVIII веке первым создателем предметных работ по армейской логистике принято считать французского военного теоретика Антуана Анри Джомини (17791869 годы). Он является автором фундаментального труда в 15 томах по истории революционных войн. Жомини в своих работах определил логистику как практическое искусство управления войсками, включающее в себя широкий круг вопросов, связанных с материальным, техническим и продовольственным обеспечением армии, определением мест дислокации войск, транспортным обслуживанием армии, строительством дорог, мостов, укреплений и др.

В то время французская армия под командованием Наполеона на театре военных действий выиграла много сражений за господство Франции в Европе. Наполеон провел множество успешных войн

и сражений, но потерпел поражение от русской армии под руководством выдающегося русского полководца М.И. Кутузова в отечественной войне 1812 года, понеся значительные потери в ключевом Бородинском сражении. Одной из причин сокрушительного поражения войска Наполеона, называют плохую организацию логистики снабжения армии. При этом главной ошибкой было то, что склады продовольствия были располагались далеко от французской армии, в которой начался голод, упали дисциплина и боевой дух. Таким образом в данной войне наполеоновская стратегия ее проведения оказалась весьма несостоятельной.

Соединенные Штаты Америки. Долгое время логистика считалась прикладной военной дисциплиной, которая преподавалась в академиях вооруженных сил. Так в 1884 году американский институт военно-морского флота ввел понятие «логистика» для нужд организации и осуществления навигации боевых кораблей и вспомогательных судов.

Первая мировая война. Считается, что самое значительное развитие логистика получила в периоды Первой и Второй мировых войн. Так сложилось, что начало ХХ века стало для человечества эпохой больших потрясений, когда при набирающей темпы научно-технической революцией. Именно на пороге веков было изобретено радио, позволившее передавать информацию на расстояние без проводов, а паровозы и автомобили стали активно и повсеместно эксплуатироваться, заменяя гужевой транспорт.

Итак, начало Первой мировой войны дало толчок активному внедрению научных открытий и изобретений, связанных с созданием самоходных машин и сопутствующих их движению механизмов, а также с организацией создания и функционирования материальных потоков военного назначения. Как показала история, Первая мировая война потребовала консолидации материальных ресурсов военного назначения, сосредоточения их в определённых местах и организации своевременного оперативного перемещения этих ресурсов вслед за войсками. В 1914 году страны Западной и Восточной Европы одна за другой были втянутыми в войну, при этом казалось, что «все воюют со всеми». Среди конфликтующих сторон оказались не только технически развитые государства Великобритания, Германия и Российская империя, но и технически отсталые - Османская империя и Болгарское царство.

Вместе с тем, с одной стороны, наличие у противоборствующих сторон артиллерии и иной самоходной техники и, с другой стороны, отсутствие приспособленных для беспрепятственного перемещения этой техники дорог, предъявляли новые требования к организации маршрутов передвижения войск и обозов с продовольствием. Таким образом не только формировались новаторские подходы к планированию и организации перемещения материальных ресурсов военного назначения, но и создавалась научная и информационная база для поиска способов решения возникающих проблем -

ECONOMIC SCIENCES / «ШУУШШШУМ-ШУГМаУ» #9(332), 2022

54

это обеспечение должной скорости передвижения, манёвренности, способности применения средств различных видов транспорта и успешного преодоления армейскими подразделениями и группировками водных и других естественных преград.

Межвоенный период. Октябрьская революция в России, практически остановила ее экономическое развитие. И только заключив осенью 1918 году Брестский мир, Советская власть сделала ставку на коллективизацию сельского хозяйства и индустриализацию. Это дало очередной толчок развитию логистики в стране. Коллективная обработка сельскохозяйственных земель обеспечивала существенный рост урожая, который, в свою очередь, требовал увеличения усилий по его переработке и хранению. В то же время активно развивались авиация, производство тракторов и грузовых автомобилей, повсеместно распространялась телефонная связь. Все это сказалось на увеличении скорости перемещения товарных потоков и передачи сопутствующей информации. Строительство объектов инфраструктуры в годы первых послевоенных пятилеток требовало новых подходов к организации складского хозяйства. К середине 30-х годов прошлого столетия Советский Союз стал индустриально развитой державой с хорошо налаженными движением и учётом материальных ценностей на всех этапах жизненного цикла продукции.

Считается, что именно в межвоенный период знаковым для мировой логистики стал 1932 год, когда греческий предприниматель Аристотель Онас-сис, купив первые шесть крупнотоннажных судов, положил начало новой эпохе развития межконтинентальных морских грузовых перевозок.

Вторая мировая война. В 1939 году началась Вторая мировая война. В 1941 году Германия напала на СССР. Перед руководством советской страны, кроме решения военных задач, возникли проблемы уникальной переброски на Урал, Сибирь и Среднеазиатские советские республики машиностроительных и других промышленных предприятий, а также запуска их производств практически сразу по прибытии на место назначения. Решение этих сверхзадач военного времени требовало совершенно нового подхода к размещению производительных сил, скорейшего подвода энергоресурсов, а также организации складирования сырья и готовой продукции, размещения и питания рабочих, инженерного состава и других необходимых специалистов.

Известно, что США будучи союзником СССР во Второй мировой войне поставляло по Ленд-лизу для Красной (позже Советской) армии военную технику, оборудование, продовольствие, медикаменты. При этом доставка соответствующих грузов транспортными кораблями через Атлантический океан была связана с громадными рисками для этих судов - быть потопленными немецкой авиацией или флотом. Поэтому транспортники должны были решать новые задачи - это обеспечение безопасности перевозки грузов в экстремальных метеоусловиях, двигаясь как можно севернее, чтобы не попасть в

поле досягаемости средств обнаружения противника. Кроме того, активное развитие получили новые виды сопровождения армии, ведь в период Второй мировой войны перемещались не только пехота и артиллерия, но и бронетанковые соединения и авиация. Это требовало создания временных мобильных складов с горюче смазочными материалами и запасными частями для боевой техники. К концу войны СССР имел бесценный опыт организации переброски личного состава и техники на значительные расстояния, а также организации складского хозяйства с учётом условий изменяющейся ситуации на фронтах.

Итогами Второй мировой войны стали не только сокрушительное поражение Германии и Японии, но и новые методы организации движения значительных материальных потоков как в пределах Европы, так и между другими материками. Именно в годы Второй мировой войны широкое развитие принципов логистики в США (по мнению тамошних специалистов и исследователей) получило в области материально-технического обеспечения американской армии. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз, транспорта позволило своевременно и в нужных количествах обеспечивать армию всем необходимым. В наиболее широких масштабах принципы и подходы логистики военного дела получили реальное воплощение в сфере организации материально-технического обеспечения американской армии и войск союзников, дислоцированных в Европе. Исключительно благодаря согласованному взаимодействию военно-промышленного комплекса, транспортной системы и баз снабжения удалось организовать устойчивое обеспечение союзных войск продовольствием, оружием, боеприпасами, военной техникой. Большое значение в решении этой сложной задачи имело массовое применение прогрессивной транспортной техники и эффективной технологии. Так, в то время впервые были использованы контейнерные перевозки, существенно упростившие процесс комплексного обеспечения войск всем необходимым.

Западные страны (послевоенный период). После войны в США и других западных странах логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально логистика сформировалась как новое направление в области управления материальными потоками в сфере обращения, а затем и в производстве. Таким образом, возникшие в странах с рыночной экономикой (накануне и в период экономического кризиса 1930-х годов в США) идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых увязывались функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировались в самостоятельные научные направления.

В 60-е годы двадцатого столетия американским Советом по логистическому менеджменту (Council of Logistics Management) было сформулировано понятие логистики как одной из отраслей

менеджмента. С этого времени термин «логистика», имевший в США до того лишь военное значение, стал активно использоваться и в гражданском обществе.

Япония. Свое развитие в Японии логистика получила в 1960-1970 годы, когда ее методы стали использоваться при разработке и функционировании сложных производственных систем, а в 1980 году начали оптимизироваться методы физического распределения материальных (товарных) потоков.

Считается, что в конце двадцатого столетия логистика стала новым направлением экономической науки, включающее в себя закупочную, производственную, сбытовую, транспортную и информационную сферы. Каждая из этих сфер человеческой деятельности признается достаточно изученной. Однако при этом новизна логистического подхода заключается в интеграции перечисленных сфер деятельности для достижения желаемого результата с минимальными затратами времени, материальных ресурсов и финансовых средств путем формирования оптимального «сквозного» управления всеми видами товарных потоков. Таким образом, логистика была призвана максимально удовлетворять запросы потребителей, государства и общества в целом.

Список литературы

1. Леонтьев Р.Г. «Квазилогистика» и «псевдологистика» в транспортной сфере от пренебрежения к теории и методологии // Бюллетень транспортной информации. - 2007. - № 11 - С. 21-33.

2. Леонтьев Р.Г. «Квазилогистика» и «псевдологистика» в транспортной сфере от пренебрежения к теории и методологии (окончание) // Бюллетень транспортной информации, 2007. - № 12. - С. 29-37.

3. Леонтьев Р.Г. Вербальная модель логистики - аксиоматика теории и методологии. Научный доклад на заседании ДВО РАТ. - Владивосток-Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007. - 61 с.

4. Leontyev R.G. Verbal model of logistics - axi-omatics of theory and methodology. Scientific presentation at the meeting of FEB RAT. - Vladivostok - Khabarovsk: Published in FESTU, 2008. - 47 p.

5. Леонтьев Р.Г. Введение в аксиоматику транспортной логистики - Хабаровск: Изд-во Тихо-океан. гос. ун-та, 2007. - 58 с.

6. Леонтьев Р.Г. Аксиоматика теории логистики // Логистика и экономика регионов: Материалы международной научно-практической конференции. - Красноярск: Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т, 2008. - С. 100-106.

7. Леонтьев Р.Г. Транспорт и логистика Дальнего Востока РФ: Инвестиционные проекты и логистические системы. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. - 151 с.

8. Леонтьев Р.Г. Логистика как конкретная функция общего менеджмента промышленной компании // Менеджмент. - 2013. - Сентябрь. - Том 1. - Выпуск 4. - С. 233-239.

9. Леонтьев Р.Г. Транспорт Китая на рынках логистических услуг / Р.Г. Леонтьев, Ли Нин. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2013. - 128 с.

10. Rudolf Leontiev, Alexey Barchukov and Maria Nemchaninova. Mining logistics systems: classification, identification, innovation // VIII International Scientific Conference "Problems of Complex Development of Georesources" (PCDG 2020). Volume 192

(2020). Khabarovsk, Russian Federation, September 810, 2020.

11. Leontiev Rudolf Georgievich, Barchukov Alexey Valeryevich. Axiomatical information-technology model of innovative logistics // International Scientific Conference «AMURCON 2020». - Volume 111

(2021). - European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. - P. 105-110.

12. Леонтьев Р.Г., Архипова Ю.А. Логистика горного дела (интегрированные системы): монография / Р.Г. Леонтьев, Ю.А. Архипова. - Владивосток: Издательство Дальневост. федерал. ун-та, 2021. - 200 с.

13. Леонтьев Р.Г., Архипова Ю.А. Логистика горного дела (оценка рациональности): монография / Р.Г. Леонтьев, Ю.А. Архипова. - Владивосток: Издательство Дальневост. федерал. ун-та, 2021. - 256 с.

14. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Рус. яз., 1998. - 848 с.

15. Бауэрсокс Д.Д., Клосс Д.Д. Логистика: интегрированная цепь поставок. - М.: ЗАО "Олимп -Бизнес", 2006. - 640 с.

16. Шпаргалка по логистике. - М.: Издательство «Окей-книга», 2011. - 48 с.

17. Иванов М.Ю., Иванова М.Б. Логистика: учебное пособие. - М.: РИОР, 2006. - 91 с.

18. Анисимов, В.П. Шпаргалка по логистике /

B.П. Анисимов, М.В. Снежинская. М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 48 с.

19. Транспортно-складская логистика: учебное пособие / Под ред. В.А. Будишевского, Л.Н. Ширина. - Донецк: ДонНТУ, 2005. - 415 с.

20. Савченко В.Н. Леонтьевские постулаты логистики // Проблемы комплексного социально-экономического развития Дальнего Востока: Материалы Международной научно-практической конференции. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2008. - С. 171-176.

21. Савченко В.Н. О логистических постулатах Р.Г. Леонтьева // Актуальные проблемы экономики и управления на транспорте: Материалы 6-й Всероссийской научно-практической конференции. -Вып. 26. - Владивосток: Морской гос. ун-т, 2008. -

C. 22-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.