ИСТОРИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 4. С. 122-126.
УДК 327 В.В. Миронов
ЧАРЛЬЗ МЭННИНГ И АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Статья посвящена одному из основателей английской школы теории международных отношений. Анализируются основные этапы биографии Чарльза Мэннинга и ключевые элементы его концепции международного общества. Исследуется роль Британского комитета по изучению внешней политики в становлении английской теоретической традиции и выявляются истоки концепции международного общества.
Ключевые слова: Чарльз Мэннинг, английская школа, теория международных отношений, международное общество, Британский комитет по изучению внешней политики, международный порядок, историография.
Чарльз Энтони Вудвард Мэннинг (1894-1978) - один из пионеров изучения международных отношений в Великобритании. Ряд современных британских исследователей именно его считает основателем английской школы, отражающей специфику «национального» научного подхода к вопросам международного порядка. Вместе с тем его интеллектуальное и творческое наследие остается слабоизученным и характеризуется подчас противоположными оценками.
Так, например, Эндрю Линклейтер и Хидеми Суганами замечали, что по формальным критериям Мэннинг вряд ли попадает в число общепризнанных классиков английской школы при господствующем ныне подходе ее определения в терминах «институционального» измерения [1]. Объективно он действительно не принимал участия в работе Британского комитета по изучению внешней политики - главного института, где апробировались школообразующие практики и центральная для школы концепция международного общества с 1959 по 1985 г. Не было его работ и в двух знаковых монографических исследованиях школы: «Дипломатические исследования» 1966 г. и «Экспансия международного общества» 1984 г., которые можно считать базовым набором теоретических идей представителей первого и второго поколений школы [2].
О нем вообще известно не много. Так, в фондах библиотеки Академии наук в Санкт-Петербурге формуляр его работы вообще спутан с формуляром работы американского историка Кларенса Аугустуса Мэннинга из-за совпадения фамилий. Хотя Чарльз Мэннинг был первым профессором Великобритании по международным отношениям, он не являлся даже англичанином по происхождению. Его взгляды по некоторым вопросам международной жизни вызывали скандальный резонанс из-за чрезмерной оригинальности и категоричности суждений. Он не мог похвастаться большим количеством научных работ, но даже в сравнении с теоретика-ми-международниками, получившими известность благодаря одной яркой книге, его имя не так известно как, допустим, имена Ганса Морген-тау или Эдварда Карра.
Мэннинг родился в Южной Африке и получил среднее образование в церковной школе. В Европу приехал в 1914 г. для получения профессионального образования и почти сразу оказался в английской армии. По окончании войны он был принят в Оксфордский университет (колледж Бразенос), где изучал право и философию. В 1922 г. он становится адвокатом и вскоре начинает заниматься преподавательской деятельностью в новом колледже Пемброук (Оксфорд), где в общей сложности проработал около шести лет с двумя перерывами. Первый перерыв случился в 1925-
© В.В. Миронов, 2014
Чарльз Мэннинг и английская школа международных отношений
123
1926 гг., когда Мэннинг выиграл научный грант и при поддержке Фонда Рокфеллера проходил годичную стажировку в Гарвардском университете в США. Второй был связан с сотрудничеством с Международной организации труда, откуда он попал на должность личного помощника Генерального секретаря Лиги Наций во второй половине 1920-х гг.
В эти годы он не прекращал преподавательскую деятельность. В частности, его приглашали ассистировать Альфреду Цим-мерну, преподававшему право в Женевской школе международных исследований. В Швейцарии в то время размещалась штаб-квартира Лиги Наций. В конце 1920-х гг. он возвращается в Великобританию к постоянной преподавательской деятельности в Оксфорде, но в начале 1930 г. Мэннинг перебирается в Лондонскую школу экономики и политических исследований на должность профессора международных отношений. Вскоре он возглавляет кафедру и сохраняет этот пост вплоть до своей отставки в 1962 г. В годы Второй мировой войны он сотрудничал еще и с колледжем Чатхэм1.
После своего ухода с должности заведующего кафедрой в начале 1960-х гг. Мэннинг продолжал еще какое-то время преподавать в Лондонской школе экономики. При этом уже упоминавшийся Хидеми Суганами, слушавший его лекции в начале 1970-х гг., вспоминал, что, уже будучи известным ученым, почтенным профессором, Мэннинг каждый раз как ребенок волновался по поводу того, какое количество студентов придет к нему на первую лекцию. Студентов приходило не много, но те, кто приходили, попадали под его несомненное влияние [4]. В 1970-е гг. он читал лишь спецкурс в магистратуре, который сам предпочитал называть «Структура международного общества». Его биография демонстрирует то, что большую часть своей жизни он был преподавателем и этим запомнился большинству будущих английских международников.
Как ученый он опубликовал за свою жизнь около 40 работ2. Но в основном это были работы статейного характера, небольшие по объему, а некоторые из них имели еще и публицистическую направленность и до сих пор вызывают неоднозначные оценки. Так, например, в Великобритании Мэннинг одно время возглавлял общество выходцев из Южной Африки. А поскольку ЮАР проводила политику апартеида внутри страны и колониальную политику в отношении Намибии, то страна его детства часто оказывалась в поле критики международной общественности. В этих условиях в 1960-е гг. он написал ряд статей, где оправдывал действия режима Претории и критиковал действия Международного суда ООН, пытавшегося осудить политику ЮАР.
Собственно центральной монографией, работой всей его жизни, обобщившей интерес к международным отношениям, стала книга «Природа международного общества», вышедшая в 1962 г., накануне его отставки в Лондоне [6]. Учитывая его многолетний опыт в качестве преподавателя, такая ситуация не может не свидетельствовать о том, что он был глубоко сомневающимся человеком. Писал он несоизмеримо меньше, чем думал и рассуждал о международных отношениях. Сам он с известной долей иронии относился к тому, что за тридцать с лишним лет работы написал только одну большую книгу. Одному из своих учеников он говорил, что его жизнь состоит из трех частей: треть посвящена изучению философии, треть -преподаванию, треть - чтению газет» [7].
Однако без ссылок на его работу не обходилось ни одно серьезное исследование по международным отношениям в Британии в 1960-1970-е гг. На два десятилетия книга Чарльза Мэннинга стала концентрированным выражением большинства идей для английских исследователей, пишущих на международные темы. Примечательно, что, не имея такого отклика, какой имела работа Эдварда Кара, книга Мэннинга была переиздана в 1975 г., а большинство английских международников отталкивались в своих рассуждениях именной от его идей.
Небезынтересно и то, что теоретических работ такого уровня было не много в то время и в США - общепризнанном центре развития международной теории. Сравнимые по значению монографии, написанные одним ученым, появились лишь в конце 1970-х гг. Это «Теория международной политики» Кеннета Уолтца. В Великобритании следующей знаковой монографией стала работа «Анархическое общество» Хейдли Булла 1977 г. Однако последний также лично выражал признательность Мэннингу еще в «Дипломатических исследованиях» за те идеи, которые Булл развивал в своих книгах [8].
Благодаря Мэннингу английская теоретическая традиция не пошла по пути американской науки с ее акцентом на бихевиоризм в изучении внешней политики, отрицанием исторического подхода к международным отношениям и акцентом на реализм, заложенным еще Гансом Моргентау. Британская международная теория имела в основе иные интеллектуальные источники, культурные предпосылки и ценности. В период формирования школы философский подход ученого к анализу международных отношений предоставил возможность создания собственной методологии в виде концепции международного общества, основанной на гроцианском видении роли международного права, историко-социологическом видении некоторых мировых проблем. Вместе с тем недостатком такого взгляда на предмет был вневременной ха-
124
В. В. Миронов
рактер теоретического знания. А кроме того, с течением времени неизбежно возникал вопрос об эволюции самой международной теории. Творчество Чарльза Мэннинга демонстрирует это в полной мере. Из всех «от-цов-основателей» школы лишь Хейдли Булл ставил вопросы о конце эпохи доминирования западного восприятия международного общества в контексте проблем деколонизации. Для Мэннинга как ученого главным было найти инструменты, адекватно показывающие международные отношения как социальную реальность. Набор этих инструментов привел к формированию концепции международного общества в творчестве данного ученого.
В ключевых теоретических постулатах Чарльз Мэннинг может вполне заслуженно считаться создателем английской школы международных отношений - как по идейным достоинствам, так и по присущим школе недостаткам. Однако признанию такого статуса за ученым мешает то, что он не принимал участия в работе Британского комитета по изучению внешней политики. Совет стал функционировать с 1959 г. и осуществлял свою деятельность более 25-ти лет. Многие из тех, кто принимали в нем участие, были коллегами и считали себя учениками профессора Мэннинга. Более того, Мартин Уайт и Хейдли Булл были председателями Комитета в разное время. Нередко именно факт отсутствия профессора из Лондонской школы экономики выступает как демонстрация его позиции в отношении школы в целом. Это подталкивает к выводу о том, что Мэннинг лично определил свое отношение к семинару.
Однако вопрос об участии профессора в Комитете вовсе не такой простой, как это может показаться. Как доказал в своем недавнем исследовании канадский профессор Д. Лонг, активно интересующийся разработками школы, неучастие Мэннинга не только затрагивало вопросы анализа взглядов конкретного профессора, но и поднимало сущностные проблемы финансирования и организации научного сообщества во второй половине ХХ в. [9]. В условиях научнотехнической революции вопрос о подобных проектных исследованиях отражал существенные подвижки внутри самой науки. В этом отношении творческое наследие Мэннинга демонстрирует различное понимание существа предмета изучения международных отношений внутри английской школы.
Проект семинара, посвященного рассмотрению теоретических проблем в изучении международных отношений, финансировался Фондом Рокфеллера, с которым у Мэннинга была долгая история связей. Д. Лонг полагает, что львиную долю финансовых ассигнований на научные исследования своей кафедры в Лондонской школе экономики Чарльз Мэннинг получал именно
при содействии этого фонда. В 1950-х -начале 1960-х гг. профессор находился на пике своей карьеры. Его кафедра выросла до шести полных ставок, лекции пользовались популярностью, заканчивалось третье десятилетие его заведования. Словом, Мэннинг решил обратиться к Фонду Рокфеллера в очередной раз с просьбой о содействии в организации факультета и специальности «Международные отношения». Кафедра, по его мнению, накопила значительный опыт преподавания и научных исследований. Она была второй после Эйберсвита специализированной структурой по изучению международных отношений в Великобритании и одной из первых в мире.
Необходимо также отметить, что предложение Мэннинга было весьма своевременным и выстраданным. В 1954 г. ЮНЕСКО организовала конференцию по вопросам развития науки и формирования новых областей знания. Чарльз Мэннинг был приглашен туда в качестве эксперта-междуна-родника. Он выступил с ярким докладом, где впервые заговорил о формировании международных отношений как отдельной научной дисциплины [10]. В США после конференции была создана специальная рабочая группа, и она получила финансовую поддержку от указанного фонда. Но американский проект исходил из того, что международные отношения - это особый раздел политической науки, нуждающийся в теоретической проработке. Мэннинг же еще в 1930 г. пришел к выводу, что международные отношения - часть социологии, хотя много в них и от истории. В тот период, по его мнению, социологи не желали заниматься данными проблемами, и он самостоятельно стал исследовать теоретические аспекты изучения международных отношений. Опубликовав ряд проблемных сборников по международным организациям и переменам в международной сфере в 1930-е гг., в последующих своих статьях британский профессор приходит к заключению, что международные отношения - это самостоятельная наука, не сводимая ни к какой другой. Отстаивая подобную позицию, он вступает в переписку с Фондом Рокфеллера и просит выделить пятилетнее финансирование на учебную специальность.
Фонду потребовалось проработать данный вопрос на уровне экспертов. Хотя Мэннинг считался к тому времени «звездой» в изучении международных отношений в Великобритании, эксперты констатировали, что у него не было значительных научных исследований с 1930-х гг. [11]. Многие отмечали оригинальность его взглядов на международные отношения. Сам проект особых сомнений в необходимости не вызывал. Но если американский проект носил научный характер, то Мэннинг предлагал проект учебный. Это препятствовало развитию диа-
Чарльз Мэннинг и английская школа международных отношений
125
лога между британским и американским семинаром, хотя и не исключало его полностью, в чем был заинтересован Фонд.
Засомневавшись в некоторых моментах, руководство Фонда Рокфеллера обратилось и к руководству Лондонской школы экономики по поводу организации факультета, где глава этой школы занял весьма специфическую позицию. Директор школы Александр Карр-Сандерс в письме к Дину Раску, возглавлявшему с 1954 по 1960 г. Фонд Рокфеллера, 19 ноября 1954 г. писал: «В школе Мэннинг имеет незначительную поддержку, если говорить об организации международных отношений как отдельной специальности. Он читает курсы международного права и историю международных отношений» [12]. Карр-Сандерс в целом говорил о целесообразности объединения разрозненных международных курсов в специальность, но при этом проект тогда приобретал междисциплинарный характер, а Мэннинг был приверженцем не международных междисциплинарных исследований, а международных отношений как самостоятельной дисциплины, как это вытекало из его понимания их автономной природы. Карр-Сандерса волновало количество факультетов, занимающихся преподаванием международных отношений в школе. Иначе говоря, что делать с международной экономикой, правом, литературой, географией, если будет создана только одна специальность. Таким образом, Мэннинг не сумел обеспечить достаточную поддержку собственного руководства, исходя из своих научных предпочтений. Видимо, он надеялся вначале получить финансирование, а затем оговаривать реализацию проекта в вузе. Как результат, переписка между Дином Раском и Александром Карр-Сандерсом привела к тому, что Раск ответил Мэннингу: «Мы не готовы ответить на вопрос о финансировании специальности, если не существует единства мнений среди самих коллег внутри университета» [13].
В 1960-е гг. Мэннинг ожидал возможности возобновления финансирования своих проектов, но Фонд Рокфеллера, заинтересованный в развитии не учебного, а научного семинара по международным отношениям, отдал предпочтение Мартину Уайту. Уайт к тому времени возглавлял факультет в университете Суссекса и считался более перспективным ученым и менеджером. Он легко сумел убедить маститого английского историка Герберта Баттерфильда в необходимости организации такого проекта, и таких проблем, как в Лондонской школе экономики, не возникало. Для Мэннинга это было обидно не только потому, что он считал данный проект своим, а Уайт был когда-то его коллегой по факультету, но еще и потому, что к 1960-м гг. к учебному проекту проявило интерес правительство.
По воспоминаниям Адама Уотсона, изначально Британский комитет по изучению внешней политики планировался как автономный аналог американского и поэтому строился на междисциплинарной основе Баттерфильдом и Уайтом. Для работы в нем были приглашены ученые, военные и эксперты из различных ведомств. Это шло вразрез с представлениями Мэннинга. Поэтому, стоит признать, что как по форме, так и по содержанию это были два разных проекта. Если Мэннинг предлагал образовательный проект по созданию новой учебной специальности в вузе, то Уайт и Баттерфильд были заинтересованы в научном обсуждении даже не международных отношений, а практических и теоретических аспектов внешней политики.
Став после Баттерфильда вторым председателем Британского комитета, Уайт посылал приглашения для участия Мэннингу, который отказывался, ссылаясь на свою занятость в вузе. Но из биографии Мэннинга видно, что с 1962 г. он перестал быть заведующим, его занятость в школе постепенно снижалась, А свои научные взгляды за тридцать лет он обобщил в книге, вышедшей в 1962 г. [14]. Парадокс, но именно прекращение проектного финансирования заставило ученого написать работу, которая может считаться первой теоретической работой школы по международным отношениям.
В том, что многие из современных определений международных отношений начинаются с фразы: «Международные отношения - это особый род социальных отношений...», есть немалая заслуга британского профессора, который может по праву считаться одним из создателей английской теоретической традиции, даже не будучи англичанином по происхождению.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Биографические данные о Мэннинге немногочисленны и встречаются в аннотациях к двум изданиям его книги, а также в сборнике, посвященном его восьмидесятилетию. См.: [3].
2 Полная библиография работ Мэннинга содержится в статье Х. Суганами. См.: [5].
ЛИТЕРАТУРА
[1] Linklater A., Suganami H. The English School of International Relations: a Contemporary Reassessment. Cambridge : Cambridge University Press, 2006. P. 15.
[2] Diplomatic Investigations: Essays in the Theory of International Politics / ed. by H. Butterfield and M. Wight. L., 1966 ; The Expansion of International Soceity / ed. by H. Bull, A. Watson. Oxford : Clarendon Press, 1984.
[3] Manning C. A. W. The Nature of International Society. L.: London School of Economics and Political Science, 1962 ; The Bases of International Order : essays in honour of C.A.W. Manning / ed. by A. James. London ; N-Y. : Oxford University Press, 1973. Р. VII.
126
В. В. Миронов
[4] Suganami H. C.A.W. Manning and the study of International Relations // Review of International Studies. 2001. № 27. Р. 92.
[5] Ibid. P. 106-107.
[6] Manning C. A. W. The Nature of International Society.
[7] Suganami H. Op. cit. Р. 92.
[8] Diplomatic Investigations... Р. 35.
[9] Long D. C.A.W. Manning and Academic International Relations. URL: http://www.rockarch.org/
publications/resrep/long.pdf.
[10] Manning C. A. W. The University Teaching of Social Science: International Relations : a Report prepared on behalf of the International Studies Conference. Paris : UNESCO, 1954.
[11] Long D. Op. cit. Р. 2-4.
[12] Ibid. Р. 5.
[13] Ibid. Р. 7-8.
[14] Manning C.A.W. The Nature of International Society.