Научная статья на тему 'CASE-STUDY КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ЮРИСТОВ'

CASE-STUDY КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ЮРИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КЕЙС-МЕТОД / АНАЛИЗ КЕЙСОВ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ / МОЗГОВОЙ ШТУРМ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелоян Владимир Георгиевич, Бегларян Маргарита Евгеньевна

В статье рассмотрены вопросы, отражающие процессы реформирования системы образования и внедрения информационно-коммуникативных технологий, направленные на совершенствование процесса подготовки специалистов в различных сферах деятельности. Особую значимость обретают вопросы получения практического образовательного продукта по формированию у студентов навыков профессиональной деятельности, на основе применения метода кейс - study, включающего элементы изучения ситуации, анализа сути проблемы и поиска оптимального варианта практического решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASE-STUDY AS AN EFFECTIVE LEGAL TRAINING TECHNOLOGY

The article deals with issues reflecting the processes of reforming the education system and the introduction of information and communication technologies aimed at improving the process of training specialists in various fields of activity. Of particular importance are the issues of obtaining a practical educational product for the formation of students' professional skills, based on the use of the case study method, which includes elements of studying the situation, analyzing the essence of the problem and finding the optimal practical solution.

Текст научной работы на тему «CASE-STUDY КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ЮРИСТОВ»

образовательного процесса; качество управления: кадровым составом; научно-методическим обеспечением; условиями и содержанием, целями и задачами образования [10].

Выводы. Таким образом, нами установлено, что любая концепция управления качеством образования в вузе должна среди прочих организационно-педагогических условий в обязательном порядке учитывать взаимосвязи:

а) типологии образовательного учреждения с внешними структурами;

б) взаимосвязь внешних и внутренних факторов.

В качестве внешних структур могут выступать различные институты (культурные и социальные, информационные и другие), разнообразные организации и предприятия, рынки труда и образовательных услуг, различные управленческие органы, семьи обучающихся лиц и т.п.

Описав и проанализировав составляющие качества образования студентов вуза, можно сделать вывод о необходимости применения ресурсного подхода как наиболее эффективного для организации управления качеством образования в вузе.

Процесс приведения отдельно взятой системы к некоторому стандарту можно назвать управлением качеством. Следовательно, для того, чтобы организовать процесс управления качеством образования в вузе, необходимо выявить особенности содержания образования и структуры системы управления его качеством.

Литература:

1. Болотов, В.А. Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников. / В.А. Болотов, Г.С. Ковалева // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №4. - С. 39-45.

2. Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики. / В.И. Гинецинский. - СПб.: Изд-во СПб ГУ, 1992. - 129 с.

3. Деминцев, А.Д. Развитие творческой активности учителей и совершенствование их мастерства: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. Деминцев, Алексей Дмитриевич. - Москва, 1972. - 250 с.

4. Жуковский, В.П. Теоретические аспекты проблемы контроля качества образования в системе повышения квалификации педагогических работников / В.П. Жуковский, Н.А. Жуковская // Вектор науки ТГУ. - 2015. - №3-2 (33-2). -С. 300-304.

5. Заграй, Н.П. Критерии и показатели качества образования / Н.П. Заграй, В.Н. Пуховский, И.А. Синявская // Инженерное образование. - 2005. - №3. - С. 36-43.

6. Ильинский, И.М. Качество - ядро образовательного процесса / И.М. Ильинский // Стандарты и качество. - 2002. - № 4. - С. 22-24.

7. Как создать управляющий совет школы: учебно-методические материалы / под. ред.: Моисеева А.М. - М.: Вердана, 2007. - 28 с.

8. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина. - Л: Изд-во ЛГУ, 1970. - 114 с.

9. Панасюк, В.П. Информационно-методическое обеспечение управления качеством образования на муниципальном уровне. / В.П. Панасюк, Г.В. Головичер. - СПб., Астерион, 2007. - 120 с.

10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Консультант Плюс, 1997 - 2017 г. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 19.09.2017).

11. Шишов, С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 320 с.

12. Щербаков, А.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя и пути ее оптимизации в высшей школе / А.И. Щербаков // Проблемы совершенствования подготовки учителя. - Л., 1980. - С. 15.

Педагогика

УДК 004.9

кандидат педагогических наук, доцент Мелоян Владимир Георгиевич

Северо-кавказский филиал российского государственного университета правосудия (г. Краснодар); кандидат физико-математических наук, доцент Бегларян Маргарита Евгеньевна

Северо-кавказский филиал российского государственного университета правосудия (г. Краснодар)

CASE-STUDY КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ЮРИСТОВ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, отражающие процессы реформирования системы образования и внедрения информационно-коммуникативных технологий, направленные на совершенствование процесса подготовки специалистов в различных сферах деятельности. Особую значимость обретают вопросы получения практического образовательного продукта по формированию у студентов навыков профессиональной деятельности, на основе применения метода кейс -study, включающего элементы изучения ситуации, анализа сути проблемы и поиска оптимального варианта практического решения.

Ключевые слова: методы обучения, кейс-метод, анализ кейсов, управленческие решения, аналитические процедуры, мозговой штурм, информационные технологии в профессиональной деятельности.

Annotation. The article deals with issues reflecting the processes of reforming the education system and the introduction of information and communication technologies aimed at improving the process of training specialists in various fields of activity. Of particular importance are the issues of obtaining a practical educational product for the formation of students' professional skills, based on the use of the case study method, which includes elements of studying the situation, analyzing the essence of the problem and finding the optimal practical solution.

Key words: teaching methods, case method, case analysis, management decisions, analytical procedures, brainstorming, information technologies in professional activity.

Введение. Требования современного информационного общества и протекающих в нем процессов к образованию в области юриспруденции включают этапы формирования профессионально подготовленных специалистов, способных эффективно решать проблемные практические ситуации в условиях цифрового мира и возникающих в нем новых видов отношений.

В статье представлен систематизированный и прошедший апробацию материал по применению новых технологий обучения, в частности, метода case study.

Актуальность данной статьи заключается в применении перспективных подходов в образовании, что позволит реализовать в современной интерпретации не только государственные образовательные стандарты, но и политику в области

цифровизации образования и правовой сферы. Студенты получают навыки решения сложных практических задачи, на основе анализа имеющейся информации с применением современного программного обеспечения.

Изложение основного материала статьи. Необходимость адаптации системы образования к изменяющимся условиям и требованиям рынка труда, определяется процессами взаимосвязи между системой профессионального образования и уровнями квалификации, способствующими подготовке качественного и конкурентоспособного специалиста, готового сразу включиться в трудовую деятельность.

Качество подготовки характеризуется уровнем формирования, как общих, так и профильных компетенций будущего специалиста, которое достигается установлением соответствия и системы связей между положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1], федеральными государственными стандартами высшего образования [2], и профессиональными стандартами [3].

В соответствии с ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция» процесс обучения ориентирован на формирование профессиональных умений, навыков и компетенций в нормотворческой, правоохранительной, экспертно-консультационной и педагогической деятельности [4].

Таким образом, основой обучения будущих юристов является формирование навыков практической деятельности, в рамках учебного процесса, на основе применения эффективных методов обучения.

В статье «Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной подготовке специалистов для цифровой экономики» выделены два направления применения эффективных методов обучения:

«Первое - компьютерная грамотность, обеспечивающая получения знаний и умений в необходимой области учебных дисциплин.

Второе - применение компьютерной технологии с целью повышения эффективности и качества знаний студентов» [5].

Одним из эффективных методов применения компьютерных технологий выступает кейс-метод (можно говорить, что близким по содержанию и смыслу является понятие кейс-стади, в англоязычном варианте это case study или case method), относящийся к неигровым имитационным активным методам обучения. Слово CASE своим значением, в переводе с английского, объясняет сам подход.

В России использование метода case study при подготовке экономических кадров способствует развитию у студентов исследовательских, коммуникативных и креативных навыков принятия решений. Необходимо отметить, что метод case study применяется в России не только при изучении экономических дисциплин, но и при изучении медицины, юриспруденции и целого ряда других наук, так как для эффективного применения необходимо наличие хорошего кейса и методики его применения в обучении.

Кейс-стади для учебного процесса юриста.

Для того чтобы оценить эффективность применения технологии case study, в процессе обучения необходимо её классифицировать. Классифицируют по разным признакам следующие методы case study:

I. По сложности выделяют следующие классы:

- иллюстративные учебные ситуации - кейсы, в которых студентов на конкретной практической определенной ситуации, обучают поиску алгоритма принятия решения;

- учебные ситуации - кейсы с формированием проблемы. Даётся чёткое описание ситуации с указанием периода времени, и формулируется проблема. Студенты диагностируют ситуацию и самостоятельно принимают решения по разрешению данной проблемы;

- учебные ситуации - кейсы без формирования проблемы. Даётся ситуация в которой проблема не выявлена, а лишь представлена в статистических данных, оценках различных центров исследования общественного мнения, органов исполнительной власти. Студенты должны выявить проблему, найти, на основе анализа имеющихся ресурсов, альтернативные варианты ее решения;

- прикладные кейсы-упражнения. Предлагается конкретная практическая ситуация. Студенты самостоятельно выявляют проблему и находят пути решения данной проблемы.

II. По источнику формирования кейса бывают:

- практические кейсы. Отражают практические жизненные ситуации, с описанием дат, фамилий, событий и фактов. Ориентированы на закрепление студентами знаний, умений и навыков процесса принятия решений в конкретной жизненной ситуации. В юриспруденции применение студентами практических кейсов отражается в обязательном применение действующего законодательства к разбору конкретных судебных дел.

- обучающие кейсы. Цель данных кейсов заключается в обучении студентов к выполнению профессиональных заданий, на основе моделирования поэтапного алгоритма действий.

В юриспруденции применение обучающего кейса будет способствовать развитию способностей по составлению исковых заявлений, ходатайств, возражений и иных документов процессуального характера, с которыми юристы сталкиваются в своей профессиональной деятельности.

- научно-исследовательские кейсы. Способствуют получению ранее неизвестных знаний о проблематике и способах её разрешения. На основе применения методов научного исследования, анализа научных статей и монографий, студентов и магистрантов учат осуществлять исследовательскую деятельность.

III. По форме представления выделяют следующие виды кейсов:

- текстовый кейс. Используется для описания и улучшения восприятия о проблемной ситуации;

- аудио-видео кейсы.

Использование метода кейсов в образовательном процессе даёт возможность студентам:

- развивать способности к анализу ситуации;

- оценивать проблемную ситуацию;

- выбирать вариант решения ситуации;

- составлять план решения ситуации;

- выработать навыки решения практических задач.

Кейс-метод опирается на совокупность определенных дидактических принципов:

1. Принцип индивидуальности, предполагает учёт потребностей студентов по форме и методике обучения, что предполагает сбор максимума информации о студентах еще до занятий.

2. Принцип максимальности, означает возможность выбора студентами дисциплины и преподавателя, формы обучения и типа решаемых задач.

3. Принцип обеспеченности наглядными материалами по проблемной ситуации (печатная информация, информация на электронных носителях, информация о компании, деятельность которой анализируется).

4. Принцип минимизации, подразумевает наличие такого объема теоретического материала, который позволит студентам концентрироваться лишь на основных положениях.

5. Принцип целостности, направленный на выявление и развитие сильных сторон студентов, включая формирование у них навыков самоуправления.

Юридическая наука и практика не может перенять полностью технологии и методы кейс-стади, так как эти приемы обучения создавались для бизнеса, где оценка эффективности решения оценивалась прибылью или иными финансовыми эквивалентами.

Юридическая деятельность тесно связана с социальной средой, оперирует и меряет результат понятиями законности, справедливости, морали и нравственности.

Поэтому необходимо понимать рамки применимости этих методов, оценку результатов именно для юридической деятельности.

Рассмотрим ситуации, где особенности кейс-метода для юридического образовательного процесса будут особенно полезны:

- отсутствие четкой правовой регламентации данной ситуации, наличие пробела в правовом регулировании, неоднозначность или отсутствие судебной практики;

- актуальная проблема, требующая правового регулирования, которая должна быть решена и является реальной научно-практической задачей для студентов.

В таблице 1 представлены методы кейс-стади направленные на подготовку специалистов для юриспруденции.

Таблица 1

Методы кейс-стади для юриспруденции

Методы Характеристика роли метода в case study для юриста

Моделирование Описание и последующее исследование модели проблемной ситуации: моделирование пробела в праве.

Системный анализ Системное представление и анализ проблемной ситуации: анализ международного законодательства и его соотношение с российским по выбранному правовому институту.

Мысленный эксперимент Метод получения знания о проблеме на основе мысленного преобразования информации о ней: рассуждения о ходе преступления исходя из описания очевидцев.

Методы описания Процедура сбора, анализа и изложения данных, описывающая проблемную ситуацию: составление протокола с места происшествия.

Проблемный метод Представление проблемных ситуаций и поиск их решения: обсуждение законопроекта.

Метод классификации Систематизированное деление проблемной ситуации на определенные классы посредством определения состава, свойств, внутренних и внешних связей, с целью изучения ситуации: кодификация в праве по новым направлениям юридической практики, например, информационное право.

Игровые методы Моделирование реальной ситуации по выявлению лиц разрешения проблемной ситуации: постановка судебного заседания или иного процесса, который имеет реальный резолюционный документ (решение).

«Мозговой штурм» Генерирование идей по оптимальному решению исследуемой проблемы: поиск решения в случае правовой коллизии.

Дискуссия Целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями по согласованию противоположных точек зрения по проблемной ситуации и выбор варианта её решения: состязательность в праве.

Методы, которые интегрированы в case study, направлены на эффективность применения этой технологии в процессе обучения, это моделирование, «мозговой штурм», описание, классификация и т.д. Все это применяется без правил и рамок, исходя из ситуации.

Особенность данных методов состоит в том, что они требуют начальных базовых знаний и не подходят для студентов первого курса.

Оценивать ситуацию, принимать решение, обсуждать его и вырабатывать компромиссный вариант или отстаивать свою точку зрения - это работа для высококвалифицированного преподавателя и подготовленного студента.

Выделим следующие преимущества использования метода case study в обучении студентов:

- навыки работы с большими объемами информации и применение программных продуктов как необходимое и достаточное условие успешного решения;

- применение принципов и методов ситуационного моделирования для обучения;

- получение навыков и умений работы в команде;

- способность использовать ранее полученные решения или их части к решаемой или актуальной ситуации;

- приобретение навыков ораторского искусства, риторических приемов, презентации собственного мнения, участие в пресс-конференции.

Выводы. В условиях модернизации высшего профессионального образования, на проблему внедрения метода case study в процесс обучения студентов влияют следующие выявленные тенденции:

- первая тенденция связана с развитием образования, которое ориентировано на формирование профессиональной компетентности, умения и навыков мыслительной деятельности, развитие у студентов способности к обучению, умению перерабатывать большой объём информации;

- вторая тенденция направлена на юриста, понимающего направление развития глобальных, компьютерных и коммуникационных технологий, умеющего применять существующие программные продукты, приложения и системы, а также способного освоить новое приложение или систему;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- третья тенденция, самая амбициозная, заключается в том, что юрист будет исследователем и научным деятелем не только в области права, но будет способен генерировать идеи и кейсы для инженера, который создает правовой

программный продукт или автоматизированную систему государственного масштаба. Такие системы не могут существовать вне правового поля, они всегда учитывают законодательство в области информационно-правовых и иных отношений.

Литература:

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273-Ф3 (ред. от 03.2020 № 45-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2020. - 2 марта, № 9, ст. 1137.

2. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования https://fgosvo.rU/docs/index/2

3. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования https://fgosvo.rU/fgosvo/index/4

4. Коханец, Л.А. Практическая направленность обучения в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования // Мир науки и образования. - 2015. - № 1. - С. 2.

5. Мелоян, В.Г., Лазовская С.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной подготовке специалистов для цифровой экономики // «Глобальный научный потенциал». - № 7(124). - 2021. - С. 111-115.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Миназова Венера Магомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и дошкольной дефектологии Магомедова Зухра Залимхановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный);

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры профессионально-педагогического образования Магомедова Папанеш Курбановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА КАК ПРЕДМЕТ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация. В статье рассмотрен процесс формирования субъективных отношений студентов к профессии педагога как предмет психолого-педагогических исследований. Для изучения механизмов формирования субъективного отношения личности, автором определено значение понятия «субъективное отношение» и особенности его применения в психологии и педагогике. Существующие работы по исследованию особенностей формирования субъективных отношений позволили автору выделить компоненты отношения: ценностное и ценностно-смысловое, мотивационно-ценностное, эмоционально-ценностное, эмоциональное и теоретическое. закладывается психологический механизм влияния на субъективное отношение в рамках эмоционального компонента Рассмотрены особенности формирования и развития субъективных отношений в юношеском возрасте. Вышеизложенные положения позволили автору выделить общие для юношеского возраста психологические особенности и состояния: адаптация к взрослой жизни; зависимость от гаджетов; повышенная интеллектуальная активность; «клиповое» сознание; зависимость от гаджетов; развитие нравственных и этических чувств; стабилизация характера; овладение социальными ролями; личные переживания.

Ключевые слова: формирование, субъективные отношения, студенты, профессия, педагог, психолого-педагогические исследования.

Annotation. The article considers the process of formation of students' subjective attitudes to the teaching profession as a subject of psychological and pedagogical research. To study the mechanisms of formation of the subjective attitude of the individual, the author defines the meaning of the concept of "subjective attitude" and the features of its application in psychology and pedagogy. Existing works on the study of the peculiarities of the formation of subjective relationships allowed the author to identify the components of the relationship: value and value-semantic, motivational-value, emotional-value, emotional and theoretical. the psychological mechanism of influence on the subjective attitude is laid within the framework of the emotional component, the features of the formation and development of subjective relationships in adolescence are considered. The above provisions allowed the author to identify psychological features and conditions common to adolescence: adaptation to adulthood; dependence on gadgets; increased intellectual activity; "clip" consciousness; dependence on gadgets; development of moral and ethical feelings; character stabilization; mastery of social roles; personal experiences.

Key words: formation, subjective relations, students, profession, teacher, psychological and pedagogical research.

Введение. Особенности формирования субъективного отношения в настоящее время являются не до конца изученной проблематикой, в частности специфика формирования положительного отношения к профессии педагога у студентов не до конца раскрыта в современных психологических и педагогических исследованиях. Важную роль в раскрытии данной проблематики играют исследования механизмов формирования субъективных отношений в онтогенезе. Данной проблемой занимались Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев.

Особое внимание следует обратить на исследования А.М. Акбаевой и А. Батыралиева, которые проводили исследования по сходной проблематике. Актуальность исследования данной проблематики обусловлена целесообразностью привлечения в педагогическую профессию студентов педагогических Вузов, как подготовленных специалистов для каждого направления и студентов непедагогических специальностей для подготовки кадров для наукоемкого сектора экономики, управленческих кадров и др.. Помимо общественно-значимых благ, таких как заработная плата, ведущее значение придается именно отношению студента к будущей профессии - у него должно быть (сформироваться) устойчивое желание работать педагогом.

Для привлечения кадров в педагогическую профессию в Вузе нужно использовать определенные стратегии в обучении будущих педагогов, главными элементами которой являются создание определенных педагогических условий, связанных с вовлечением в наиболее интересные аспекты педагогической профессиональной деятельности и повышенное внимание формированию положительного отношения к профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.