Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / УСЛОВИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамиева Зарема Мурцаловна, Османова Патимат Алилаловна, Умаев Анварбек Умаевич

В статье рассматривается процесс управления качеством образования как педагогической проблемы в условиях модернизации российского образования. Современные социальные и экономические преобразования в развитии российского общества актуализируют потребность высшей школы в применении новых инновационных технологий в обучении и совершенствовании образовательного процесса. Автор подчеркивает необходимость выявления изменений, затрагивающих основы образовательных отношений и организации образовательного процесса в вузе для дальнейшего повышения уровня и оптимизации управления образовательным процессом. Проведен анализ понятия «качество образования» и «управление» с точки зрения различных ученых. Процесс приведения отдельно взятой системы к некоторому стандарту можно назвать управлением качеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамиева Зарема Мурцаловна, Османова Патимат Алилаловна, Умаев Анварбек Умаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL QUALITY MANAGEMENT AS A PEDAGOGICAL PROBLEM IN CONDITIONS OF MODERNIZATION OF RUSSIAN EDUCATION

The article deals with the process of education quality management as a pedagogical problem in the context of modernization of Russian education. Modern social and economic transformations in the development of Russian society actualize the need for higher education in the application of new innovative technologies in teaching and improving the educational process. The author emphasizes the need to identify changes that affect the foundations of educational relations and the organization of the educational process at the university in order to further increase the level and optimize the management of the educational process. The analysis of the concept of "education quality" and "management" from the point of view of various scientists was carried out. The process of bringing a single system to a certain standard can be called quality management.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 373.24

доцент кафедры иностранных языков Мамиева Зарема Мурцаловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики Османова Патимат Алилаловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры

профессионально-педагогического образования Умаев Анварбек Умаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается процесс управления качеством образования как педагогической проблемы в условиях модернизации российского образования. Современные социальные и экономические преобразования в развитии российского общества актуализируют потребность высшей школы в применении новых инновационных технологий в обучении и совершенствовании образовательного процесса. Автор подчеркивает необходимость выявления изменений, затрагивающих основы образовательных отношений и организации образовательного процесса в вузе для дальнейшего повышения уровня и оптимизации управления образовательным процессом. Проведен анализ понятия «качество образования» и «управление» с точки зрения различных ученых. Процесс приведения отдельно взятой системы к некоторому стандарту можно назвать управлением качеством.

Ключевые слова: управление, качество образования, условия, модернизация, российское образование.

Annotation. the article deals with the process of education quality management as a pedagogical problem in the context of modernization of Russian education. Modern social and economic transformations in the development of Russian society actualize the need for higher education in the application of new innovative technologies in teaching and improving the educational process. The author emphasizes the need to identify changes that affect the foundations of educational relations and the organization of the educational process at the university in order to further increase the level and optimize the management of the educational process. The analysis of the concept of "education quality" and "management" from the point of view of various scientists was carried out. The process of bringing a single system to a certain standard can be called quality management.

Key words: management, quality of education, conditions, modernization, Russian education.

Введение. Современные социальные и экономические преобразования в развитии российского общества актуализируют потребность высшей школы в применении новых инновационных технологий в обучении и совершенствовании образовательного процесса.

Это проявляется в информатизации образования, в применении новых информационных технологий, во внедрении новых форм, методик и методов обучения. Эти перемены и новшества в совершенствовании образовательного процесса преследуют решение целого ряда задач, которые, в свою очередь, связаны с выявлением управленческих аспектов совершенствования вузовского образования. Решение подобных задач начинается с изучения мнений о базовых составляющих деятельности и сложившихся взаимоотношений между участниками этой деятельности.

Вуз должен формировать свою образовательную политику и образовательную деятельность таким образом, чтобы стремиться избежать возникновения внутренних и внешних конфликтов между основными участниками образовательных отношений. Этого можно достичь, в том числе, за счёт максимального удовлетворения образовательных, административно-организационных, социально-бытовых и иных практически осуществимых интересов, потребностей, запросов обучающихся.

Именно поэтому существует необходимость выявления изменений, затрагивающих основы образовательных отношений и организации образовательного процесса в вузе для дальнейшего повышения уровня и оптимизации управления образовательным процессом. Не последнюю роль может сыграть систематическое изучение мнений основных участников образовательных отношений о содержании, организации, формах, методах образовательного процесса и инновациях в сфере образовательной политики университета. Анализ результатов таких исследований может стать обоснованием для выработки оптимальных управленческих решений.

В связи с особенностью обучения в вузе является получение высшего профессионального образования не сколько базовой, а более глубокой подготовки и дает квалификацию специалиста, резонно утверждать, что выпускник вуза должен обладать глубокой подготовкой по выбранному профилю и умением решать поставленные перед ним проблемы самостоятельно.

Изложение основного материала статьи. Перейдем к рассмотрению данного вопроса в научной литературе.

Словари рассматривают образование как результат, процесс и социальную систему одновременно и определяют его качество как: соответствие разнообразным интересам и потребностям отдельной личности и всего общества в целом, а также государства; системную совокупность социально значимых и организованных по иерархическому принципу сущностных параметров, свойств и характеристик образования.

В научной литературе можно найти еще несколько актуальных представлений о качестве образования.

Так, Моисеев А.М. пишет, что суть качества образования выражается в общности существенных характеристик и свойств результатов образования. При этом он уточняет, что эта общность обязана удовлетворять потребности не только обучающихся лиц, но и общества в целом, и «заказчиков на образование» [7, С. 5].

С определением Моисеева А.М. согласуется и трактовка, предложенная Панасюком В.П. и Головичер Г.В., которая предлагает рассматривать «качество образования как обеспечивающую способность выполнять выдвинутые обществом задачи по формированию и развитию личности в разнообразных аспектах группу свойств. Они относят к ряду аспектов не только воспитанность и обученность личности, но также выраженность у нее физических, психических и социальных свойств» [9, С. 74].

По мнению Болотова В.А. и Ковалевой Г.С., под «качеством образования следует понимать такую интегральную характеристику образовательной системы, которая отражала бы степень соответствия реально полученных образовательных

результатов не только установленным нормативным требованиям, но социальным и личностным ожиданиям в том числе» [1, С. 39].

С этим определением согласны также Жуковский В.П. и Жуковская Н.А., которые пишут, что качество образования -характеристика системная, которая обеспечивает конгруэнтность между ожиданиями учащихся лиц, уровнем их подготовки по итогам получения образования и аспектами образовательной деятельности в учреждении [4, С. 300].

Шишов С.Е. пишет, что «качество образования представляет собой уровень вклада, внесенного в конечный результат каждой поставленной в образовании задачей и целью. Расширяя данное определение, он пишет, что под качеством образования также следует понимать уровень удовлетворенности ожиданий всех включенных в образовательный процесс участников, который достигается в результате оказания конкретных образовательных услуг данным образовательным учреждением» [11, С. 65].

В современной высшей педагогической образовательной организации возникают те же вопросы и фиксируются те же проблемы качества образования, что и в остальных образовательных сферах. Как правило, они связаны с: модернизацией подходов к профессиональной подготовке; умением участников образовательного процесса организовывать эффективные коммуникации, творить и самоактуализироваться; востребованностью профессиональных качеств; общностью личностных качеств обучающихся и т.д.

Качество образования студентов вуза можно описать структурой, которая включает в себя следующие базовые компоненты: студенческий потенциал, продуктивность будущей педагогической деятельности, профессиональное педагогическое мастерство. При этом ряд работ отмечает, что хоть данные вопросы и обсуждались в научном сообществе, все же они не получили должного внимания.

Например, Деминцев А.Д. под термином «педагогическое мастерство» понимает совокупность необходимых для успешной педагогической деятельности ведущих факторов, приведенных в самом общем виде. К этим факторам ученый относит научное образование, личностные качества, профессиональные знания, умения и навыки, а также направленность и творческую активность. Последний фактор, по мнению Деминцева А.Д., представляет собой не просто элемент мастерства, а наиболее весомое условие его последующего совершенствования [3, С. 4-5].

В свою очередь, Гинецинский В.И. [2, С. 45] и Кузьмина Н.В. [8, С. 7] под умелостью или же педагогическим мастерством понимают общность личностных качеств педагога, имеющихся у него профессиональных знаний и его уровня овладения профессиональной техникой.

Общая структура педагогической деятельности по Сластенину В.А. включает в частном порядке структуру профессионального (педагогического) мастерства, которая, по мнению ученого, состоит из ряда следующих умений: наблюдение педагогического процесса; анализ педагогического процесса, к которому относится навык корректного и быстрого распознавания проявлений процесса, выявление его особенностей, оценка эффективности его протекания; прогнозирование; выявление и активизация потенциальных возможностей различных видов деятельности обучающихся лиц; риторическое мастерство или профессиональная выразительность речи педагога; способность учителя к динамическому варьированию способов деятельности. Перечисленные выше умения отражают помимо общепрофессионального также творческий характер педагогической деятельности. На основании сказанного, можно сделать вывод о том, что наиболее важным компонентом является педагогическое мастерство, которое строится на ряде личностных качеств педагога, а именно на его успешности, профессионализме, продуктивности.

Проблема формирования навыков педагогического мастерства особенно актуальна, когда речь идет о будущих педагогах (студентах педагогических вузов), поскольку в этом случае есть прямая связь со стремлением студента к саморазвитию. Необходимо отметить, что процесс актуализации, саморазвития является результатом сугубо индивидуальной работы над собой и своей личностью. Его невозможно заложить или запустить извне, хотя через учебную деятельность можно дать стартовый толчок.

Поэтому так важно организовать качественное самоизменение личности студентов путем создания особых условий для этого в процессе учебной деятельности. Поэтапный переход студента по уровням саморазвития ведет к вариативности механизмов трансформации студенческой личности, а именно: повышение качества учебной деятельности студентов; способность личности эффективно управлять собственным психическим состоянием; развитие педагогических качеств; формирование волевой целеустремленности.

При этом ряд научных работ делает особенный упор на тот факт, что эффективное самообразование в частности и качественное образование в целом возможны лишь в случае, если оно будет не только отвечать ожиданиям конкретной личности, но и соответствовать ее возможностям.

Профессиональные компетенции студента вуза должны формироваться на базе основных функций педагогического труда в ходе образовательного процесса. Этот аспект освещает в своей работе Щербаков А.И., который дает следующий перечень функций педагогического труда: информационная; исследовательская конструктивная; мобилизационная; организаторская; ориентационная; развивающая; коммуникативная [12, C. 15].

Наконец, среднее профессиональное образование в последние годы активно обращается к инновационным методикам и технологиям, вследствие чего происходит модернизация содержания образования в целом, а также совершенствуются отдельные образовательные и управленческие.

Таким образом, нами описаны и проанализированы составляющие качества образования студентов вуза.

Заграй Н.П. и другие приводят в качестве обязательного критерия ученые называют наличие так называемой «обратной связи» - контакта между образовательным учреждением и предприятием, образовательным учреждением и выпускником, и образовательных учреждений друг с другом (горизонтально и вертикально) [5, С. 36].

Подход Ильинского И.М. реализован на базе Московской гуманитарной академии. По мнению ученого, качество образования является результатом совокупности ряда критериев, к которым он относит педагогический состав, студенческий состав, образовательные программы и средства обучения, отношения с внешним социумом, внутреннюю нравственно-психологическую атмосферу, инфраструктуру и, конечно, управление вузом как единым целым и отдельными его структурами, в частности. Качество каждого критерия напрямую влияет на итоговое качество образования [6, С. 22-24].

Показатели качества образования в случае конкретного образовательного учреждения будут специфичны в силу того, что модель выпускника в каждом отдельном случае определяется через поставленные в рассматриваемом вузе образовательные цели и задачи, через содержание получаемого образования и его научно-методическое обеспечение, а также через потенциал профессорско-преподавательского состава и условия для получения образования.

Вышесказанное раскрывает качество образования в узком смысле. В широком же смысле показатели качества охватывают гораздо большее число параметров, к которым научная литература относит: качество образования в узком смысле; конгруэнтность с государственными образовательными стандартами; конгруэнтность с потребностями существующих в обществе институтов; созвучие запросам и ожиданиям учащихся лиц и их родителей; качество реализации

образовательного процесса; качество управления: кадровым составом; научно-методическим обеспечением; условиями и содержанием, целями и задачами образования [10].

Выводы. Таким образом, нами установлено, что любая концепция управления качеством образования в вузе должна среди прочих организационно-педагогических условий в обязательном порядке учитывать взаимосвязи:

а) типологии образовательного учреждения с внешними структурами;

б) взаимосвязь внешних и внутренних факторов.

В качестве внешних структур могут выступать различные институты (культурные и социальные, информационные и другие), разнообразные организации и предприятия, рынки труда и образовательных услуг, различные управленческие органы, семьи обучающихся лиц и т.п.

Описав и проанализировав составляющие качества образования студентов вуза, можно сделать вывод о необходимости применения ресурсного подхода как наиболее эффективного для организации управления качеством образования в вузе.

Процесс приведения отдельно взятой системы к некоторому стандарту можно назвать управлением качеством. Следовательно, для того, чтобы организовать процесс управления качеством образования в вузе, необходимо выявить особенности содержания образования и структуры системы управления его качеством.

Литература:

1. Болотов, В.А. Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников. / В.А. Болотов, Г.С. Ковалева // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №4. - С. 39-45.

2. Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики. / В.И. Гинецинский. - СПб.: Изд-во СПб ГУ, 1992. - 129 с.

3. Деминцев, А.Д. Развитие творческой активности учителей и совершенствование их мастерства: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. Деминцев, Алексей Дмитриевич. - Москва, 1972. - 250 с.

4. Жуковский, В.П. Теоретические аспекты проблемы контроля качества образования в системе повышения квалификации педагогических работников / В.П. Жуковский, Н.А. Жуковская // Вектор науки ТГУ. - 2015. - №3-2 (33-2). -С. 300-304.

5. Заграй, Н.П. Критерии и показатели качества образования / Н.П. Заграй, В.Н. Пуховский, И.А. Синявская // Инженерное образование. - 2005. - №3. - С. 36-43.

6. Ильинский, И.М. Качество - ядро образовательного процесса / И.М. Ильинский // Стандарты и качество. - 2002. - № 4. - С. 22-24.

7. Как создать управляющий совет школы: учебно-методические материалы / под. ред.: Моисеева А.М. - М.: Вердана, 2007. - 28 с.

8. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина. - Л: Изд-во ЛГУ, 1970. - 114 с.

9. Панасюк, В.П. Информационно-методическое обеспечение управления качеством образования на муниципальном уровне. / В.П. Панасюк, Г.В. Головичер. - СПб., Астерион, 2007. - 120 с.

10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Консультант Плюс, 1997 - 2017 г. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 19.09.2017).

11. Шишов, С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 320 с.

12. Щербаков, А.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя и пути ее оптимизации в высшей школе / А.И. Щербаков // Проблемы совершенствования подготовки учителя. - Л., 1980. - С. 15.

Педагогика

УДК 004.9

кандидат педагогических наук, доцент Мелоян Владимир Георгиевич

Северо-кавказский филиал российского государственного университета правосудия (г. Краснодар); кандидат физико-математических наук, доцент Бегларян Маргарита Евгеньевна

Северо-кавказский филиал российского государственного университета правосудия (г. Краснодар)

CASE-STUDY КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ЮРИСТОВ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, отражающие процессы реформирования системы образования и внедрения информационно-коммуникативных технологий, направленные на совершенствование процесса подготовки специалистов в различных сферах деятельности. Особую значимость обретают вопросы получения практического образовательного продукта по формированию у студентов навыков профессиональной деятельности, на основе применения метода кейс -study, включающего элементы изучения ситуации, анализа сути проблемы и поиска оптимального варианта практического решения.

Ключевые слова: методы обучения, кейс-метод, анализ кейсов, управленческие решения, аналитические процедуры, мозговой штурм, информационные технологии в профессиональной деятельности.

Annotation. The article deals with issues reflecting the processes of reforming the education system and the introduction of information and communication technologies aimed at improving the process of training specialists in various fields of activity. Of particular importance are the issues of obtaining a practical educational product for the formation of students' professional skills, based on the use of the case study method, which includes elements of studying the situation, analyzing the essence of the problem and finding the optimal practical solution.

Key words: teaching methods, case method, case analysis, management decisions, analytical procedures, brainstorming, information technologies in professional activity.

Введение. Требования современного информационного общества и протекающих в нем процессов к образованию в области юриспруденции включают этапы формирования профессионально подготовленных специалистов, способных эффективно решать проблемные практические ситуации в условиях цифрового мира и возникающих в нем новых видов отношений.

В статье представлен систематизированный и прошедший апробацию материал по применению новых технологий обучения, в частности, метода case study.

Актуальность данной статьи заключается в применении перспективных подходов в образовании, что позволит реализовать в современной интерпретации не только государственные образовательные стандарты, но и политику в области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.