Научная статья на тему 'Способы педагогической деятельности по формированию социальноэтической компетентности студентов будущих юристов'

Способы педагогической деятельности по формированию социальноэтической компетентности студентов будущих юристов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / КЕЙС МЕТОД / ИМИТАЦИОННЫЕ ИГРЫ / ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО / SOCIAL-ETHICAL COMPETENCE / EDUCATIONAL CONTENT / CASE METHOD / IMITATION GAMES / PORTFOLIO TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гринвалъд Оксана Николаевна

В статье рассмотрены способы педагогической деятельности в области юридического образования, нацеленные на формирование социально-этической компетентности студентов будущих юристов: введение дополнительного содержания образования, использование интерактивных методов и технология портфолио.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ways of educational activity on the development of social-ethical competence of students of law

The article is devoted to the ways of educational activity in sphere of legal education, aimed at the development of social-ethical competence of students of law: introduction of additional educational content, use of interactive methods and portfolio technology.

Текст научной работы на тему «Способы педагогической деятельности по формированию социальноэтической компетентности студентов будущих юристов»

Литература

1. Петрова Л.И. Основы управления педагогическими системами: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 349 с.

2. Сластенин В.А. Педагогика. - М.: Академия, 2007. - 370 с.

3. Сластенин В.А. Педагогическое консультирование. - М.: Академия, 2006. - 320 с.

4. Швецов М.Ю. Теоретические основы системно-информационного анализа работы высшей школы. - Чита; М.: Экспресс-изд-во, 2001. - 220 с.

Буданова Наталья Александровна, ассистент кафедры языкознания и культурологи зарубежных стран Читинского государственного университета. E-mail: nabudanova@yandex.ru.

Budanova Nataliya Aleksandrovna, assistant of department of language and culture studies of foreign countries, Chita State University. E-mail: nabudanova@yandex.ru

УДК 37.013.32

О.Н Гринвальд

СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ

ЮРИСТОВ

В статье рассмотрены способы педагогической деятельности в области юридического образования, нацеленные на формирование социально-этической компетентности студентов - будущих юристов: введение дополнительного содержания образования, использование интерактивных методов и технология портфолио.

Ключевые слова: социально-этическая компетентность, содержание образования, кейс метод, имитационные игры, технология портфолио.

O.N. Greenvald

THE WAYS OF EDUCATIONAL ACTIVITY ON THE DEVELOPMENT OF SOCIAL-ETHICAL COMPETENCE OF STUDENTS OF LAW

The article is devoted to the ways of educational activity in sphere of legal education, aimed at the development of social-ethical competence of students of law: introduction of additional educational content, use of interactive methods and portfolio technology.

Key words: social-ethical competence, educational content, case method, imitation games, portfolio technology.

Качество подготовки специалистов в системе высшего образования определяется степенью соответствия его личностных и профессиональных характеристик определенным социально значимым требованиям. К профессиональной юридической деятельности в обществе предъявляются повышенные этические требования. Это прежде всего связано с тем, что юридическая деятельность носит государственный характер, т.к. юрист в большинстве случаев является должностным лицом, представителем власти, осуществляет властные полномочия. Наличие у специалиста в области права требуемых юридической этикой знаний, умений, навыков, мотивационно-ценностных ориентаций и морально-волевых качеств является одним из непременных условий формирования правового государства и доверия общества к органам власти и правосудия, веры в их справедливость, является важнейшим гарантом законности.

Большинство нормативных документов, регулирующих деятельность правоприменителя, -федеральный закон “О прокуратуре РФ”, Кодекс судейской этики, Кодекс адвокатской этики, Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, иные нормативные акты, а также квалификационные требования ГОСа ВПО по специальности “Юриспруденция” - содержат морально-этические требования к его деятельности и личности [1]. Отступление от этих требований рассматривается как показатель низкого уровня квалификации специалиста.

Современное высшее профессиональное образование в России предполагает как конечный результат образования формирование компетентности выпускника. Необходимость представ-

ления результатов образования в формате компетенций и морально-этические требования к специалисту в области права определяет актуальность формирования у студентов - будущих юристов социально-этической компетентности, представляющей собой интегральную характеристику личности, сочетающую теоретический (знания), практический (умения, навыки и начальный опыт) и личностный (мотивационно-ценностные ориентации, морально-волевые качества) компоненты, направленные на осуществление профессиональной деятельности в соответствии с нормами и требованиями юридической этики.

В своем исследовании мы рассматриваем формирование социально-этической компетентности студентов - будущих юристов как целенаправленный, непрерывный и специально организованный вид профессиональной подготовки, выражающийся в специфичном профессиональ-но-воспитывающем обучении. Анализ теории и практики в области юридического образования выявил необходимость определить направления педагогической деятельности, способствующие эффективному формированию социально-этической компетентности студентов - будущих юристов. По нашему мнению, такими направлениями являются включение в учебные дисциплины дополнительного содержания образования, использование кейс метода и имитационных игр, организация рефлексивного анализа при помощи технологии портфолио. Раскроем сущность и особенности реализации в воспитательно-образовательном процессе вуза предложенных направлений педагогической деятельности по формированию социально-этической компетентности студентов - будущих юристов.

Для развития социально-этической компетентности существует информационная основа, которая должна быть усвоена студентами для того, чтобы на ее базе можно было отрабатывать соответствующие способы деятельности, составляющие суть компетентности. Исходя из этого первое направление педагогической деятельности по формированию социально-этической компетентности студентов - будущих юристов предполагает включение в учебные дисциплины дополнительного содержания образования, раскрывающего знаниевый компонент социальноэтической компетентности. Введение дополнительного содержания образования призвано доказать объективность морально-этических ценностей (справедливость, гуманизм, долг, ответственность) в юридической деятельности. Объективность этих ценностей обосновывается тем, что их реализация служит общественному благу, становлению правового государства, интересам нации и т.д. Это способствует формированию мотивационно-ценностных ориентаций и служит базой для развития соответствующих способов деятельности, составляющих суть компетентности.

Так как социально-этическая компетентность является надпредметной, представляется возможным включить дополнительное содержание образования во многие учебные предметы. Очевидно, что при таком подходе социально-этическая компетентность создаст особый мета-предметный контекст профессионального образования.

Так, методологический принцип обучения иностранному языку как неотъемлемой части профессиональной подготовки специалиста дает возможность использовать ресурсы дисциплины для формирования социально-этической компетентности студентов - будущих юристов. В рабочую программу для специальности “Юриспруденция” для юридического факультета Кем-ГУ включены следующие темы, раскрывающие знаниевый компонент социально-этической компетентности студентов - будущих юристов:

• Тема “What is Law?” (Что представляет собой право?) объясняет сущность права и его неразрывную связь и историческую обусловленность существующими в обществе моральноэтическими и религиозными нормами.

• Тема “Lawyers at Work” (Юридическая профессия) позволяет раскрыть сущность, общественное и нравственное значение профессии юриста, дает понятие о необходимых моральнопсихологических качествах личности специалиста в области права.

• Темы “Criminal Law and Procedure” и “Civil Law and Procedure” (Уголовное право и процесс и Гражданское право и процесс) освещают морально-этические основы состязательной системы правосудия, принципа презумпции невиновности, запрета на показания с чужих слов и наводящие вопросы в ходе судебного процесса, запрета на унижающее человеческое достоинство обращение и наказание. Содержание данных тем также позволяет осветить моральноэтические проблемы, встающие перед адвокатом и судьей в судебном процессе.

• Тема “The Rights of Citizens” (Права человека) затрагивает правовые и моральноэтические основы конституционного и международного законодательства.

• Тема “Enforcing the Law” (Осуществление правоприменительной деятельности) говорит о существовании этических кодексов поведения для представителей юридической профессии, раскрывает отдельные аспекты содержания данных документов, поднимает проблемные вопросы о возможности отступать от данных норм и правил, например, при проведении допроса подозреваемого в совершении террористического акта.

Работа с терминологией дает возможность, в частности, провести анализ этимологии и значения слова “justice”: - 1) правосудие; 2) справедливость; с точки зрения основного моральноэтического принципа юридической деятельности: правосудие должно быть справедливым, а любое отступление от закона есть несправедливость, т.е. зло, нарушающее общественное благо и подрывающее устои государственной власти, представителем которой является юрист. Этот же анализ позволяет проводить социокультурные параллели с русским языком, в котором понятия “правосудие” и “справедливость” не являются единой лексической единицей и отражают отмечаемый многими исторически свойственный носителям русского языка правовой нигилизм, распространенный и среди представителей закона [2].

“Русский язык и культура речи” освещает этические аспекты устной и письменной речи. Дисциплина знакомит студентов - будущих юристов с этикетными правилами ведения судебных прений, что является важным в условиях повышения состязательности системы правосудия в России.

“Философия” объясняет функции этики как учения о морали, ее категориях и принципах; раскрывает понятие профессиональной морали и ее места в системе нравственности; говорит о профессиональной этике и юридической этике как ее разновидности, дает представление о нормах и требованиях юридической этики.

“Юридическая психология” дает общую социально-психологическую характеристику профессиональной деятельности, профессионально важным качествам и профессиональной компетентности юриста. В рамках дисциплины студенты знакомятся с компонентами, критериями и уровнями социально-этической компетентности, соответствующими методиками ее диагностики.

Дополнительное содержание для дисциплин, касающихся отдельных видов права (Гражданское право, Административное право, Уголовное право, Гражданское процессуальное право, Уголовно-процессуальное право, Семейное право, Конституционное право России, Муниципальное право России, Трудовое право, Финансовое право, Международное право, Экологическое право, Международное частное право, Уголовно-исполнительное право, Земельное право, Права человека, Налоговое право, Жилищное право), раскрывает особенности реализации морально-этических категорий и принципов в нормах конкретного вида права.

Дополнительное содержание для таких дисциплин, как Криминалистика, Прокурорский надзор, Правоохранительные органы, Исполнительное производство, Уголовный процесс (производство в суде), Адвокат в уголовном судопроизводстве, Адвокат в гражданском судопроизводстве, раскрывает особенности реализации морально-этических принципов и норм при осуществлении профессиональной юридической деятельности.

Основным методом трансляции дополнительного содержания образования в условиях воспитательно-образовательного процесса в вузе выступают лекции. Кроме того, в ходе проведения исследования в методические указания для подготовки к семинарским занятиям по соответствующим дисциплинам были внесены темы рефератов и проектных работ, отражающие тематику дополнительного содержания по формированию социально-этической компетентности. В рамках предложенной тематики студентами экспериментальных групп были выполнены и защищены проектные работы на темы: “Морально-этические основы международного законодательства”, “Судебный этикет”, “Морально-этические аспекты адвокатской практики”, “Моя будущая профессия”, “Морально-этические особенности уголовного процесса”.

Следующее направление педагогической деятельности по формированию социальноэтической компетентности студентов - будущих юристов продиктовано деятельностной характеристикой компетентности. Для ее формирования необходимы методы обучения, ориентированные на практическое использование знаний в решении профессиональных задач. Технологический ресурс компетентностно-ориентированного образования позволяет использовать в

процессе формирования социально-этической компетентности студентов — будущих юристов кейс метод и имитационные игры. Эти методы полностью соответствуют принципам личност-но- ориентированного обучения, легко вписываются в учебный процесс, не затрагивая содержание образования, определенного ГОСом, учебным планом и программами, и органично сочетаются с традиционными методами обучения, дополняя и обогащая их.

Кейс метод представляет собой решение реальных правовых и этических дилемм. Для формирования социально-этической компетентности студентов - будущих юристов, эффективность этого метода очень высока поскольку только решение, соответствующее закону, будет соответствовать и нравственным нормам, на которых основывается закон. Отступление от закона, его искаженное или превратное толкование и применение по своей сути аморально и противоречит нормам профессиональной этики.

В экспериментальных группах кейс метод использовался при проведении семинарских занятий практически на всех дисциплинах общепрофессионального и специального циклов, представляющих отдельные отрасли права. Студенты получали материалы и условия кейса заранее для самостоятельной подготовки. На занятии происходило коллективное обсуждение приведенного случая из практики. Затем преподаватель предлагал одному из студентов описать ситуацию и предложить стратегию решения задачи. Далее происходила дискуссия, в ходе которой группа оценивала правомерность применения соответствующих норм права для решения данного кейса. В конце обсуждения преподаватель мог рассказать о том, что же действительно произошло в реальной ситуации, на основе которой написан кейс, и какие выводы можно сделать.

При прохождении производственной практики на четвертом курсе обучения студенты экспериментальных групп юридического факультета КемГУ занимались решением кейсов при оказании бесплатной юридической помощи населению на базе городской библиотеки им. Н.В. Гоголя. Помимо приобретения практических профессиональных навыков решения конкретных правовых казусов оказание помощи людям в реальной ситуации способствует развитию понимания студентами - будущими юристами - нравственного значения юридической профессии и ответственности за принимаемые самостоятельно решения.

В ходе исследования в экспериментальных группах в рамках соответствующих дисциплин также было организовано проведение имитационных игр «Судебный процесс в уголовном суде», «Бракоразводный процесс в гражданском суде», «Осмотр места происшествия», «Проведение задержания, обыска и ареста», «Проведение допроса подозреваемого в совершении преступления», «Выступление прокурора адвоката на судебном процессе». На уроках иностранного языка на юридическом факультете КемГУ были проведены имитационные игры: “Уголовный процесс в английском суде” (связанный с проблемой эвтаназии), “Пресс-конференция между представителями государственной власти и прессой по проблеме смертной казни”.

Третье направление педагогической деятельности по формированию социально-этической компетентности студентов - будущих юристов — связано с тем, что морально-этические знания, умения, навыки и начальный опыт осуществления профессиональной деятельности должны дополняться высокой степенью осознанности этого действия, мотивационно-ценностным отношением к выполнению профессиональных задач. Этому способствует организация рефлексивного анализа студентами - будущими юристами - собственного уровня компетентности, динамики ее развития, анализа собственных морально-волевых качеств при помощи технологии портфолио.

В технологии портфолио заключены общие методологические подходы к проведению системной рефлексии собственной деятельности по результатам формирования информационносодержательной папки - продукта технологии портфолио [3, с. 41]. Технология портфолио документально отображает динамику и результат развития социально-этической компетентности студентов - будущих юристов — в период нахождения в вузе как образовательного результата, подтверждающего готовность к профессиональной карьере, и является документом, пригодным для дальнейшей презентации выпускником юридического факультета потенциальному работодателю.

Для оценки эффективности предложенных направлений педагогической деятельности по формированию социально-этической компетентности студентов - будущих юристов - нами была осуществлена диагностика сформированности социально-этической компетентности сту-

дентов экспериментальных групп на начальном и конечном этапе эксперимента по следующим критериям:

• когнитивный, предполагающий наличие определенных знаний о сущности и нравственном значении юридической профессии, знание юридической этики и предъявляемых ею требований к представителю юридической профессии;

• функциональный, выражающийся в умении, навыках и опыте проявления социальноэтической компетентности при решении учебно-профессиональных задач;

• рефлексивный, выражающийся в умении оценивать собственный уровень социальноэтической компетентности и собственные морально-волевые качества;

• аксиологический, проявляющийся в признании ценности социально-этической компетентности для представителя юридической профессии, в наличии общественно значимых мотивационно-ценностных ориентаций при выборе и осуществлении профессиональной деятельности.

Сформированность социально-этической компетентности представлена высоким, средним и низким уровнями. При этом высокий уровень характеризуется развитостью всех структурных компонентов, средний уровень характеризуется недостаточной развитостью структурных компонентов, низкий уровень отличается слабым проявлением структурных компонентов. Соотношение количества человек (в %) по уровням относительно каждого критерия на начало и конец эксперимента представлено в таблице 1.

Таблица 1

Критерии Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

начало эксперимента конец эксперимента начало эксперимента конец эксперимен- та начало экспери- мента конец экспери- мента

Когнитивный 20,2 32 63,8 63,8 16 4,2

Функциональный 14,9 52,1 45,7 41,5 39,4 6,4

Рефлексивный 10,7 36,2 26,5 48,9 62,8 14,9

Аксиологический 11,8 29,8 26,5 61,7 61,7 8,5

Анализ результатов эксперимента позволил определить, что наблюдается снижение количества человек с низким уровнем сформированности каждого критерия: когнитивного - с 16 до 4,2 %, функционального - с 39,4 до 6,4 %, рефлексивного - с 62,8 до 14,9 %, аксиологического - с 61,7 до 8,5 %. При этом рост количества человек с высоким уровнем сформированности когнитивного критерия составил 11,8 % (с 20,2 до 32 %), функционального - 37,2 (с 14,9 до 52,1 %), рефлексивного - 25,5 (с 10,7 до 36,2 %), аксиологического - 18 (с 11,8 до 29,8%). Использование метода математической статистики (критерия Стьюдента) для зависимых переменных показало статистическую значимость зафиксированных изменений.

Таким образом, можно сделать вывод, что предложенные нами направления педагогической деятельности - введение дополнительного содержания образования в учебные дисциплины, использование кейс метода и имитационных игр, организация индивидуального рефлексивного самоанализа уровня и динамики сформированности социально-этической компетентности с помощью технологии портфолио - являются эффективными для формирования социальноэтической компетентности студентов - будущих юристов.

Литература

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030501 «Юриспруденция». - М.: АПК и ПРО, 2000. - 20 с.

2. Синельщиков Ю.Н. Ошибки прокурорского мышления // Законность. - 2002. - № 11. - С. 40- 44.

3. Григоренко Е.В. Портфолио в вузе: методические рекомендации по созданию и использованию. - Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та, 2007. - 64 с.

Гринвальд Оксана Николаевна, аспирант кафедры общей и межвузовской педагогики Кемеровского государственного университета. E-mail: greenwald.ru@rambler.ru

Greenvald Oksana Nikolaevna, postgraduate student of department of general and intereducational pedagogy of the Kemerov State University. E-mail: greenwald.ru@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.