www.sibac.info
Вопросы современной юриспруденции ________________№ 10-11 (50). 2015 г
СЕКЦИЯ 6.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ
контрольно-счетных органов
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ Г. УЛАН-УДЭ)
Алексеева Елена Сергеевна
канд. юрид. наук, старший преподаватель кафедры конституционного, административного и муниципального права
юридического факультета Бурятского государственного университета,
РФ, г. Улан-Удэ
Андреев Олег Андреевич
магистрант кафедры конституционного, административного и муниципального права юридического факультета Бурятского государственного университета,
РФ, г. Улан-Удэ E-mail: aoa90@mail.ru
94
ifС. СибАК
Вопросы современной юриспруденции
№ 10-11 (50), 2015г. www.sibacinfo
budget control and audit bodies municipalities (for example control and audit chamber of ulan-ude)
Elena A lekseeva
candidate of Juridical Sciences, Senior lecturer of the department of constitutional, administrative and municipal law faculty
of the Buryat State University, Russia, Ulan-Ude
Oleg Andreev
graduate student of the department of constitutional, administrative and municipal law faculty of the Buryat State University,
Russia, Ulan-Ude
АННОТАЦИЯ
В статье анализируется деятельность Контрольно-счетной Палаты г. Улан-Удэ Республики Бурятия. Особое внимание уделяется нарушениям законодательства, устранение которых требует возмещения бюджетных средств. При проведении контрольных мероприятий были использованы новые формы и методы работы Палаты. В частности, к проведению контрольных мероприятий были привлечены представители общественности.
abstract
The article analyzes the activities of the Accounts Chamber of Ulan-Ude Republic of Buryatia. Particular attention is paid to violations of the law, the elimination of which requires compensation budget. When conducting audits have been used new forms and methods of work of the Chamber. In particular, to conduct audits of the public were involved .
Ключевые слова: финансовое право; бюджетный контроль; контрольно-счетная палата.
KeyworDs: finance, budget control; Control and Audit Office.
Контрольно-счетная палата является постоянно действующим органом муниципального финансового контроля, образуемым Улан-Удэнским городским Советом депутатов и подотчетным ему, обладает организационной и функциональной независимостью, правами юридического лица [3].
За 2014 год Контрольно-счетная палата провела 30 контрольных и 85 экспертно-аналитических мероприятий [1].
95
iiCJ СибАК
Вопросы современной юриспруденции www.sibac.info_______________________________________№ 10-11 (50), 2015 г
В 2014 году проверены разделы бюджета: общегосударственные расходы, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, расходы на национальную экономику, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, культуру, социальную политику, спорт [1].
В ходе проведения 30 контрольных мероприятий объем проверенных бюджетных средств составил 3 144 863,6 тыс. руб. (без учета внешней проверки), муниципального имущества -394 770,4 тыс. руб. [1].
Нарушения законодательства, устранение которых требует возмещения бюджетных средств, составили в 2014 году -22 947,0 тыс. руб., в том числе по доходам 1 643,4 тыс. руб., по расходам - 21 303,6 тыс. руб. Кроме того, установлена недостача имущества на сумму 454,4 тыс. руб. [1].
В отчетном году по сравнению с 2013 г. сумма выявленных нарушений уменьшилась в 4,4 раза, что можно расценивать как укрепление финансовой дисциплины в результате совместной работы всех органов местного самоуправления по устранению ранее выявленных нарушений, по профилактике, предупреждению и недопущению их впредь. Значительная роль в этом принадлежит Распоряжению Мэра г. Улан-Удэ от 08 мая 2014 г. № 13 «О профилактике и предупреждении нарушений законодательства» [2].
При проведении в 2014 г. контрольных мероприятий были использованы новые формы и методы работы. К проведению контрольных мероприятий были привлечены представители общественности. Например, проверка целевого и эффективного использования средств, выделенных на разработку ПСД и строительство водовода от ул. Северо-Восточная, Ветровая до ул. Клеверная проведена совместно с представителями общественной организации ТОС «СевероВосточный» [1].
Проведение проверки правомерности и эффективности расходов на строительство, реконструкцию и ремонт дорог в г. Улан-Удэ за 2013-2014 годы проводилось параллельно с аналогичным контрольным мероприятием, проводимом Счетной палатой Республики Бурятия.
По итогам проведенных контрольных мероприятий Администрации г. Улан-Удэ, главным распорядителям бюджетных средств направлено 100 представлений и 19 информационных писем, в которых содержалось 426 предложений по устранению нарушений и повышению качества и эффективности деятельности, в том числе по внешней проверке 106. Исполнено 421 предложение, или 98,8% от предложенных, на контроле Палаты остается 5 предложений.
96
ifС. СибАК
Вопросы современной юриспруденции
№ 10-11 (50), 2015г. www.sibacinfo
Предложения по результатам внешней проверки исполнены полностью. По информации ГРБС, по результатам рассмотрения представлений и предписаний привлечено к дисциплинарной ответственности 53 должностных лица [1].
Восстановлено в бюджет города 20 891,8 тыс. руб., из них неэффективное использование бюджетных средств в размере
947.4 тыс. руб., восстановлена недостача имущества на сумму
454.4 тыс. руб. [1].
Вопросы контроля за имуществом казны города Улан-Удэ, оценка эффективности использования муниципального имущества, эффективного распоряжения земельными ресурсами г. Улан-Удэ в 2014 г. находились в центре внимания Контрольно-счетной палаты. По предложениям Контрольно-счетной палаты восстановлено имущественное положение города на сумму 84 224,8 тыс. руб. [1].
В условиях ограниченности доходов бюджета городского округа «город Улан-Удэ» Контрольно-счетной палатой осуществлялся контроль за формированием налоговых и неналоговых доходов бюджета города и эффективностью управления имуществом казны.
Результаты контроля за формированием и исполнением доходов бюджета свидетельствуют о том, что реализация программы социально-экономического развития г. Улан-Удэ и осуществления функций главных администраторов доходов бюджета обеспечивали стабильное исполнение бюджета города Улан-Удэ по доходам.
Вместе с тем, Контрольно-счетная палата отмечает, что в управлении муниципальным имуществом г. Улан-Удэ имеются отдельные недостатки, повлиявшие на поступление доходов в бюджет, имеются резервы по увеличению неналоговых доходов.
Контрольно-счетной палатой в 2014 г. проведены 6 проверок по вопросам полноты поступления доходов: поступления доходов от управления и распоряжения земельными участками города Улан-Удэ. Оценка влияния на доходную базу бюджета принимаемых решений в рамках исполнения установленных функций при предоставлении земельных участков на территории г. Улан-Удэ; поступления доходов по результатам муниципального земельного контроля в г. Улан-Удэ за 2013-2014 гг.; поступления доходов от оказания платных услуг в муниципальных казенных учреждениях города Улан-Удэ за 2013-2014 гг.; контрольные мероприятия по проверке соблюдения законодательства при исполнении Прогнозного плана приватизации муниципальной собственности на 2013 г., выборочной проверке полноты осуществления функций главного администратора (администратора) доходов городского округа
97
iiCJ СибАК
Вопросы современной юриспруденции www.sibac.info_______________________________________№ 10-11 (50), 2015 г
«город Улан-Удэ», проверка влияния на доходы бюджета города деятельности индивидуальных предпринимателей-плательщиков ЕНВД, оказывающих транспортные услуги по перевозке пассажиров [3].
По результатам указанных контрольных мероприятий установлено нарушений на общую сумму 22132,1 тыс. руб., в т. ч. минимальная расчетная сумма недополученного дохода 1 180,4 тыс. руб., иные нарушения действующего законодательства 20 951,7 тыс. руб. [1].
Проверкой соблюдения законодательства при исполнении Прогнозного плана приватизации муниципальной собственности на 2013 г. установлено, что допущены нарушения действующего законодательства, которые привели к недополучению доходов (арендной платы, штрафов, сумм неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами) в сумме 972,6тыс. руб., [1] в том числе:
• 13.06.2012 не взысканы с ООО «Водолей» проценты за пользования чужими денежными средствами за период с 02.09.2009 г. по 13.06.2012 г. в расчетной сумме 43,5 тыс. руб.
• 13.06.2012 не проведена претензионная работа по взысканию процентов за пользование чужими средствами вследствие просрочки в их уплате с ИП Сахаровой С.В. в расчетной сумме 629,4 тыс. руб.
• 13.06.2012 в нарушение ст. 1107 Гражданского кодекса РФ не предъявил ООО «Водолей» расчетную сумму неосновательного обогащения за пользование муниципальным имуществом за период с 02.09.2009 г. по 13.06.2012 г. в размере 299,7 тыс. руб. [1].
Кроме того, Комитетом по управлению имуществом
и землепользованию допущены иные нарушения на сумму
17 474,0 тыс. руб. [1], в том числе:
• 8 870,8 тыс. руб. - Комитетом не приняты меры
по расторжению договора с ООО «Байкальская индустриальная компания» (генеральный директор Протасов С.Ю.) по продаже нежилого помещения по ул. Ключевская, 42а по причине несвоевременной оплаты покупателем стоимости имущества.
• 443,6 тыс. руб. - Комитетом допускались нарушения ст. 18 Закона РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества» по возврату суммы задатков в течение пяти дней с даты подведения итогов торгов;
• несвоевременно произведена оплата ИП Сахаровой С.В. суммы за нежилое помещение площадью 179,4 кв.м. по адресу Ленина, 33 - 7 024,52 тыс. руб.;
98
ifС. СибАК
Вопросы современной юриспруденции
№ 10-11 (50), 2015г. www.sibacinfo
• Комитет не обеспечил своевременный возврат здания
и земельного участка по адресу Красногвардейская, 49 в казну г. Улан-Удэ стоимостью 1 135,1 тыс. руб. [1].
По результатам проверки направлено представление руководителю объекта проверки, установлен контроль за его рассмотрением и исполнением. Комитетом по управлению имуществом и землепользованию направлено 2 информации по исполнению представления Контрольно-счетной палаты, в соответствии с которыми:
1. по зданию и земельному участку по адресу Красногвардейская, 49 стоимостью 1 135,1 тыс. руб. решением Арбитражного суда Республики Бурятия (дело № А10-2602/2011) исковые требования Комитета по управлению имуществом и землепользованию по освобождению и передаче указанного имущества и земельного участка удовлетворены в полном объеме. Исполнительный лист на исполнении в Специализированном отделе по исполнению особых производств УФССП по Республике Бурятия;
2. по ООО «Водолей» - в судебном порядке осуществлен возврат здания с земельным участком в муниципальную собственность. В настоящее время в Арбитражном суде РБ рассматривается исковое заявление КУИиЗ о взыскании сумм неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами;
3. по ООО «Гарант» - 17.02.2014 г. заключено дополнительное
соглашение, которым установлена в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности
и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства....» рассрочка на три года [1].
В 2015 г. продолжена деятельность по контролю
за формированием доходной части бюджета города Улан-Удэ и управлением муниципальной собственностью, в том числе по направлениям роста бюджета, отраженным в письме Министерства финансов РФ от 01.12.2014 г. № 06-03-05/61507 [2]. Контрольносчетной палатой инициировано рассмотрение на Комиссии по доходам бюджета г. Улан-Удэ вопроса об увеличении поступления доходов по результатам муниципального земельного контроля, от оказания платных услуг в муниципальных казенных учреждениях г. Улан-Удэ и от деятельности индивидуальных предпринимателей-плательщиков ЕНВД, оказывающих транспортные услуги по перевозке пассажиров.
99
www.sibac.info
Вопросы современной юриспруденции ________________№ 10-11 (50). 2015 г
Список литературы:
1. Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты города Улан-Удэ
за 2014 год // [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:
http://www.ulan-ude-eg.ru/kontr/control/Otchet2014g.pdf (дата обращения: 20.10.2015).
2. Письмо Минфина России от 01.12.2014 № 06-03-05/61507 «О направлении
рекомендаций по направлениям роста доходов и оптимизации расходов при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации на 2015— 2017 годы» // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154112/ (дата
обращения: 20.10.2015).
3. Решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 29.09.2011
№ 477-36 (ред. от 19.06.2014) «Об утверждении Положения о Контрольносчетной палате города Улан-Удэ» // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=
doc;base=RLAW355; n=36374 (дата обращения: 20.10.2015).
К ВОПРОСУ О КОНТРОЛЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ
Андреева Любовь Александровна
канд. юрид. наук, ст. преподаватель Новгородского филиала Современной гуманитарной академии,
РФ, г. Великий Новгород E-mail: andreeva56@mail.ru
Замышляев Дмитрий Владимирович
канд. юрид. наук, доцент кафедры теории государства и права
юридического факультета Новгородского государственного университета РФ, г. Великий Новгород E-mail: dwz1978@mail.ru
100