Научная статья на тему 'Особенности осуществления аудиторской деятельности на примере Республики Бурятия'

Особенности осуществления аудиторской деятельности на примере Республики Бурятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ / РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ / AUDIT ACTIVITIES / AUDIT SERVICES / REPUBLIC OF BURYATIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Елена Сергеевна, Нечкина Татьяна Олеговна

Цель статьи заключается в рассмотрении актуальных вопросов осуществления аудиторской деятельности. Особое внимание уделяется анализу ситуации на рынке аудиторских услуг на примере Республики Бурятия. Рассмотрены результаты проведенных тендеров на аудиторские услуги в Республике Бурятия за 2014-2015 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the article is to review the current issues of the audit activities. Particular attention is paid to analysis of the situation in the market of audit services in the case of the Republic of Buryatia. Considered the results of the tenders for auditing services in the Republic of Buryatia for 2014-2015.

Текст научной работы на тему «Особенности осуществления аудиторской деятельности на примере Республики Бурятия»

www.sibac.info

Вопросы современной юриспруденции ________________№ 10-11 (50). 2015 г

СЕКЦИЯ 14.

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Алексеева Елена Сергеевна

канд. юрид. наук, старший преподаватель ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»,

РФ, г. Улан-Удэ

Нечкина Татьяна Олеговна

магистрант юридического факультета ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»,

РФ, г. Улан-Удэ E-mail: tannechka15@mail.ru

FEATURES AUDIT ACTIVITY ON THE REPUBLIC OF BURYATIA

Elena A lekseeva

PhD, Senior Lecturer of the "Buryat State University",

Russia, Ulan-Ude

Tatiana Nechkina

undergraduate of the Faculty of Law of the "Buryat State University",

Russia, Ulan-Ude

АННОТАЦИЯ

Цель статьи заключается в рассмотрении актуальных вопросов осуществления аудиторской деятельности. Особое внимание уделяется анализу ситуации на рынке аудиторских услуг на примере Республики

212

ifС. СибАК

Вопросы современной юриспруденции

№ 10-11 (50), 2015г. www.sibacinfo

Бурятия. Рассмотрены результаты проведенных тендеров на аудиторские услуги в Республике Бурятия за 2014-2015 гг.

ABSTRACT

The purpose of the article is to review the current issues of the audit activities. Particular attention is paid to analysis of the situation in the market of audit services in the case of the Republic of Buryatia. Considered the results of the tenders for auditing services in the Republic of Buryatia for 2014-2015.

Ключевые слова: аудиторская деятельность; аудиторские

услуги; Республика Бурятия.

Keywords: Audit activities, audit services; Republic of Buryatia.

На современном рынке аудиторских услуг в России демпинг уже несколько лет стал достаточно привычным явлением. Интересны результаты тендеров на аудиторские услуги. Например, по материалам профессионального сайта аудиторов http://www.audit-it.ru итоговая цена к начальной по результатам тендера по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита по МСФО за 2012 год АКБ «Алмазэргиэнбанк» составила всего 6 %: «Более чем шестимиллионная начальная цена в итоге обернулась четырьмя сотнями тысяч рублей. С таким результатом победило ООО Листик и партнеры, г. Челябинск. Не очень далеко от него ушел другой региональный аудитор - ЗАО Екатеринбургский Аудит-Центр, г. Екатеринбург, предложивший выполнить работы за 580 тысяч (при начальной цене 6,42 млн.) Разброс цен в этом тендере поражает воображение. Каждый участник оригинален. Например, ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперсАудит», г. Москва не готово было трудиться менее чем за 5,9 млн., ЗАО БДО, г. Москва - за 2,95 млн., ООО Финансовые и бухгалтерские консультанты, г. Москва -за 1,5 млн.» [5].

Это не единственный пример, когда итоговая цена к начальной падает в разы. В целом по России средний процент итоговой цены к начальной по данным завершившихся конкурсов на аудит по состоянию на 14.08.2015 составил 52,8 % [6].

Рассмотрим какая ситуация в настоящее время сложилась по данному вопросу в Республике Бурятия. Таблица 1 составлена по данным, представленным на официальном портале для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за период с 01.01.2014 по 14.08.2015 [1].

213

214

Таблица 1.

Результаты проведенных тендеров на аудит в Республике Бурятия за 2014—2015 гг.

№ пп Наименование заказчика Год прове- дения Начальная ценз, гыс. руб. Итоговая ценз. тыс. руб. Процент итоговой цены от начальной Победитель Количество участников тендера

1 ОАО «Гостнннпно-туристский комплекс «Гэсэр» 2014 1000 900 90% «Триада Аудит», г. Улан-Удэ 1

2 ОАО «Республиканский производственно - учебный центр» 2014 70,67 53,17 75 % «Триада Аудит», г. Улан-Удэ 3

3 ОАО «Торговый дом Агро-лизинг» 2014 225 168,78 75 % «Фннкор-ауднт» г. Улан-Удэ 3

4 ОАО «Востоксиб-электросеть-строй» 2014 683,33 237 35 % «Иркутск-аудит» г.Иркутск 6

5 МУП «Управление трамвая» 2014 82 61,44 75 % «Триада Аудит», г. Улан-Удэ 2

6 ОАО «Региональная управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» 2014 600 408 68% «Иркутск-аудит» г. Иркутск 2

7 ОАО «Вост-рыбцентр» 2014 110 36 33 % «Триада Аудит», г. Улан-Удэ 1

8 ОАО «Респуб-канская типография» 2014 251,67 134,6 53 % «Триада Аудит», г. Улан-Удэ 1

9 Государственное предприятие РБ «Бурятфармаши» 2014 182,9 87,6 48% «Триада Аудит», г. Улан-Удэ 2

10 ОАО «Водоканап» 2014 85 70 82% «Гарантия-аудит» г. Абакан 1

11 Государственное предприятие РБ «Бт/рятфармацня» 2015 140 96 69% «Триада Аудит», г. Улан-Удэ 1

12 ОАО «Востоксиб-электросеть-строй» 2015 511,67 130 25 % «Иркутск-аудит» г.Иркутск 2

& I

^ а<

215

13 ОАО «Корпорация развития РБ» 2015 30 28 93 % ООО Центр аудита и консалтинга 2

14 ОАО «Учхоз Байкал» 2015 70 30 43 % «Триада Аудит», г. Улан-Удэ 2

15 ФГУП «Байкальское» 2015 4S0 240 50 % ООО «Аудиторская фирма «МИАЛауциг», Новосибирск 4

16 ОАО «Вострыгбцентр» 2015 79,75 29,27 7% «Триада Аудит», г. Улан-Удэ 2

17 ОАО «Республиканский мтсороперерабатывающин завод» 2015 165 162 98% «Триада Аудит», г. Улан-Удэ 2

IS ОАО «Водоканал» 2015 156,67 84 54 % «Триада Аудит», г. Улан-Удэ 2

19 ФГУП «Улан-Удэнское протезно-ортопедическое предприятие» 2015 46,3 40 86% «Триада Аудит», г. Улан-Удэ 1

Средний процент итоговой цены к начальной 63 %

iiCJ СибАК

Вопросы современной юриспруденции www.sibac.info_______________________________________№ 10-11 (50), 2015 г

Средний процент итоговой цены к начальной по данным завершившихся конкурсов на аудит за рассматриваемый период в Республике Бурятия составил 63 %, что выше среднероссийского на 10 %. Однако это не значит, что в республике отсутствует демпинг на рынке аудиторских услуг. Проанализируем данные таблицы.

За период с 01.01.2014. по 14.08.2015 г. в Республике Бурятия было проведено 19 конкурсов. В подавляющем большинстве случаев, в 12 из 19 (63 %) контракт с заказчиком удалось заключить ООО Аудиторская фирма «Триада Аудит», г. Улан-Удэ. Причем примерно в одной половине случаев данная аудиторская фирма становилась победителем открытых конкурсов, а в другой половине контракт был заключен вследствие признания несостоявшимся открытого конкурса (была подана только одна заявка или только одна заявка признана соответствующей требованиям) [4].

Конкуренцию ООО Аудиторская фирма «Триада Аудит», в основном составляла иркутская фирма ЗАО «Иркутскаудит», однако выиграть ей удалось только в трех конкурсах из 19. Например, в отдельных случаях удавалось выигрывать аудиторским фирмам из Новосибирска, Абакана.

Самый низкий процент итоговой цены к начальной наблюдается при проведении конкурса по ОАО «Востоксибэлектросетьстрой». В 2014 году начальная цена составила 683,33 тыс. руб. Победителем стало ЗАО «Иркутскаудит», предложившее цену договора 237,0 тыс. руб. (35 % от начальной). Примечательно, что за рассматриваемый период по данному тендеру было подано наибольшее количество заявок - шесть, с географией от Москвы до Иркутска. В 2015 году начальная цена составила уже всего 511,67 тыс. руб. Победителем также стало ЗАО Иркутскаудит, на этот раз предложившее цену 130,0 тыс. руб., что составило всего 25 % от начальной.

Т акже низкий процент итоговой цены к начальной зафиксирован при проведении в 2014 году тендера на аудит по ОАО «Востсибрыбцентр». При достаточно приемлемой начальной цене в 110,0 тыс. руб. ООО Аудиторская фирма «Триада Аудит» предложило цену в три раза ниже - 36,0 тыс. руб. Впрочем, больше по данному конкурсу заявок никто и не подал.

Согласно Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при оценке заявок участников конкурса учитываются не только цена, но качество оказываемых услуг [9].

Именно низкая цена договора, предлагаемая аудиторскими фирмами, в большинстве случаев является залогом победы в проведенных открытых конкурсах.

216

ifС. СибАК

Вопросы современной юриспруденции

№ 10-11 (50), 2015г. www.sibacinfo

С целью совершенствования условий конкуренции на рынке аудиторских услуг Советом по аудиторской деятельности 20 марта

2014 г., протокол № 12 одобрены следующие Предложения по совершенствованию условий конкуренции на рынке аудиторских услуг [3]:

а. улучшение практики проведения открытых конкурсов по выбору поставщика аудиторских услуг, включая порядок оценки заявок участников конкурса, порядок участия в выборе аудиторских комитетов советов директоров;

б. определение признаков недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг;

в. оказания помощи в создании и развитии национальных сетей аудиторских организаций;

г. усиления независимости аудиторских организаций от существенных групп взаимосвязанных клиентов;

д. обеспечения условий для обучения международным стандартам аудита;

е. введение процедур совместного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно-значимых организаций.

По мнению аналитиков сайта Audit-it.ru «Однако при дальнейшем ознакомлении с документом любые ожидания конкретики выглядят завышенными. Максимум, на что следует рассчитывать -это «методическая помощь», «методические документы» и рекомендации, а также «углубленный анализ». Действительно, 18 сентября 2014 года Советом по аудиторской деятельности одобрены Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» [2].

Однако ситуация на рынке аудиторских услуг в 2015 году, как в России, так и в Республике Бурятия с принятием данных Методических рекомендаций особо не поменялась. Например, в апреле

2015 года был завершен тендер на проведение обязательного ежегодного аудита отчетности ОАО Банк ВТБ за 2015-2019 годы. По данному конкурсу победителем стало ООО «Эрнст энд Янг», предложившее свои услуги всего за 1,062 млн. рублей (3,4 % от начальной цены) [7]. В июне 2015 года завершился тендер на оказание услуг по аудиту финансовой отчетности ФГУП «Почта России» за 2014 год в соответствии с МСФО. Победителем стало ООО «РСМ Русь», которое выполнит работы за 9,5 млн. руб., что соответствует 37,8 % от начальной цены [8].

217

iiCJ СибАК

Вопросы современной юриспруденции www.sibac.info____________________________________________________№ 10-11 (50), 2015 г

В Республике Бурятия, анализируя данные таблицы 1, средний процент итоговой цены к начальной в 2014 году составил 63 %, в 2015 году - 62 %. Отношение итоговой цены к начальной по результатам одного из последних проведенных тендеров по ОАО «Востсибрыбцентр» (Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 13.07.2015) составило 37 %, цена контракта всего 29 272 руб. Победитель - ООО Аудиторская фирма «Триада Аудит».

Список литературы:

1. Васильева М.Б. Анализ тендеров на аудиторские услуги в Республике Бурятия // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 9. -С. 12-17.

2. Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона «об аудиторской деятельности» (одобрены Советом по аудиторской деятельности 20 сентября 2014 г., протокол № 14). [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://minfin.ru/common/upload/library/2014/09/main/Metodicheskie_recomendatsi i_1pdf (дата обращения: 03.11.2015).

3. Предложения по совершенствованию условий конкуренции на рынке аудиторских услуг (одобрены Советом по аудиторской деятельности 20 марта 2014 г., протокол № 12) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения:

03.11.2015) .

4. Результаты проведенных тендеров на аудит в Республике Бурятия за 2014-2015 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -URL:http://zakupki.gov.ru/ epz/order/extendedsearch/extended_search.html (дата обращения: 03.11.2015).

5. Тендеры на аудиторские и оценочные услуги. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.audit-it.ru/news/audit/440548.html (дата обращения:

03.11.2015) .

6. Тендеры на аудиторские и оценочные услуги. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.audit-it.ru/tenders/ (дата обращения: 03.11.2015).

7. Тендеры на аудиторские и оценочные услуги. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.audit-it.ru/news/audit/828416.html (дата обращения:

03.11.2015) .

8. Тендеры на аудиторские и оценочные услуги. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.audit-it.ru/news/audit/832015.html (дата обращения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

03.11.2015) .

9. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 14. - ст. 1652.

218

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.