Научная статья на тему 'Статистический анализ рынка аудиторских услуг в России'

Статистический анализ рынка аудиторских услуг в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1810
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
АУДИТ / АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / РЫНОК АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Будуева Кристина Дмитриевна

Проведен анализ текущего состояния рынка аудиторских услуг в России и динамики его основных показателей. Рассмотрена территориальная структура аудиторских организаций и их распределение по масштабам деятельности. На основе проведенного анализа предложены возможные пути развития рынка аудиторских услуг, а также способы повышения конкурентоспособности российских аудиторских компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An analysis of the current audit market in Russia is carried out. The dynamics of its main indicators is presented. The territorial structure of audit companies and their distribution on the scale of activities are considered. Considering the analysis data, some ways to improve the competitiveness of Russian audit companies as well as some ways to develop the market for audit services in Russia are suggested.

Текст научной работы на тему «Статистический анализ рынка аудиторских услуг в России»

БУДУЕВА К. Д.

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЫНКА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ В РОССИИ

Аннотация. Проведен анализ текущего состояния рынка аудиторских услуг в России и динамики его основных показателей. Рассмотрена территориальная структура аудиторских организаций и их распределение по масштабам деятельности. На основе проведенного анализа предложены возможные пути развития рынка аудиторских услуг, а также способы повышения конкурентоспособности российских аудиторских компаний.

Ключевые слова: аудит, аудиторская деятельность, рынок аудиторских услуг, конкуренция.

BUDUEVA K. D.

STATISTICAL ANALYSIS OF THE MARKET OF AUDITOR SERVICES IN RUSSIA

Abstract. An analysis of the current audit market in Russia is carried out. The dynamics of its main indicators is presented. The territorial structure of audit companies and their distribution on the scale of activities are considered. Considering the analysis data, some ways to improve the competitiveness of Russian audit companies as well as some ways to develop the market for audit services in Russia are suggested.

Keywords: audit, auditor activity, market of auditor services, competition.

Аудиторская деятельность является одним из важнейших элементов инфраструктуры экономики. В современных экономических условиях значимость аудита возрастает, так как привлечение инвесторов становится все более сложной задачей для любого предприятия, а аудиторское заключение может стать решающим фактором при выборе объекта для инвестирования.

В соответствие с Федеральным Законом от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетность [3]. Данная дефиниция определяет и необходимость проведения аудита различными компаниями - подтверждение достоверности отчетности является важным фактором увеличения доверия клиентов, кредиторов и инвесторов.

Аудит подразделяется на два вида - обязательный и инициативный. Необходимость обязательного аудита определяется Федеральным законом «Об аудите и аудиторской деятельности», а инициативный проводится по решению руководителей организации или ее учредителей для того, чтобы выявить какие-либо недостатки в бухгалтерской (финансовой) отчетности, снизить налоговые риски, провести финансовый анализ предприятия [5].

Деятельность аудиторских организаций и отдельных аудиторов должна оказывать экономический эффект на клиентов по двум направлениям:

• Управление налоговыми рисками - контроль за расчетом налоговой базы, правильностью определения налоговых обязательств и осуществление налоговых процедур.

• Анализ организации бизнеса в различных аспектах - аудит бизнес-процесса, управленческого учета и информационных систем для обеспечения максимальной полезности их использования [9].

Аудиторские процедуры основаны на трех методах - фактический контроль (присутствие на инвентаризации, экспертные оценки), документальные методы (исследование документов, камеральные проверки и информационное моделирование) и расчетно-аналитические методы (экономико-математические и статистические методы, аналитика и экономический анализ).

В России аудит прошел несколько этапов развития:

1) Зарождение аудиторской деятельности (1987-1993 гг.) - создание советской аудиторской организации АО «Инаудит», которая оказывала услуги советским и иностранным совместным предприятиям.

2) Становление аудита в России (1993-2001 гг.) - принятие Временных правил аудиторской деятельности, начало работ по аттестации аудиторов и лицензировании аудиторской деятельности, разработка аудиторских правил (стандартов).

3) Законодательное становление российского аудита (2001-2008 гг.) - принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности», утверждение федеральных стандартов аудита.

4) Саморегулирование аудиторской деятельности (с 2009 г.) - либерализация регулирования аудита, освобождение государства от ряда функций регулирования аудиторской деятельности, создание саморегулируемых организаций аудиторов, принятие нового кодекса аудиторской деятельности, введение «Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций. В настоящее время государство вырабатывает политику и нормативно-правовое регулирование в аудиторской сфере, ведет реестр саморегулируемых организаций аудиторов, анализирует состояние рынка аудиторских услуг в России [8].

По состоянию на 1 января 2015 г. в России количество аудиторских организаций и аудиторов составило 5 300 шт. (что ниже, чем в 2014 г. на 200 шт. или на 3,6%), при этом занятыми аудиторской деятельностью оказались 22 200 чел. (что ниже, чем в 2014 г. на 800 чел. или на 3,5%). Тем не менее, количество аудиторов, сдавших квалификационный экзамен на получение единого аттестата, ежегодно увеличивается - в среднем ежегодно на 32,6% в 2010-2014 гг. К концу 2014 г. в России было 3 200 аттестованных аудиторов.

На начало 2015 г. наибольшее количество организаций, предоставляющих аудиторские услуги, находится в Центральном федеральном округе - почти 50% от всего числа аудиторских компаний (рис. 1), при этом 35,8% аудиторских организаций осуществляют свою деятельность в Москве. На рынке аудиторских услуг в России преобладают компании с многолетним (более 5 лет) опытом работы в данной сфере: в 2014 г. такие компании составили 78,7% от общего количества, а компании младше 1 года - лишь 4,8%. Также рынок имеет международную направленность, в российские сети аудиторских организаций входят только 2,4% всех аудиторских организаций, в то время как в международные сети - 10% [4].

Основным показателем эффективности деятельности любой организации, в том числе и аудиторской, является доход. Объем аудиторских услуг, предоставленных за 2014 г., составил 53,6 млрд. руб., что на 1,9 млрд. или на 3,7% больше, чем за 2013 г. При этом за 2010-2014 гг. данный показатель в среднем ежегодно возрастал на 1,1 млрд. руб. или на 2,2%. Если учитывать средний темп инфляции за изучаемый период, равный 6,6%, то становится очевидным, что реальные доходы компаний сферы аудита снижаются. Уменьшение количества аудиторских организаций и снижение реальных доходов являются результатом сокращения клиентской базы - так в 2014 г. общее количество аудируемых клиентов составило 67 857 компаний, что на 523 организации меньше, чем в 2013 г. Причины снижения клиентской базы - неблагоприятная макроэкономическая ситуация, процесс глобализации, укрупнение бизнеса, повышение количественных критериев для проведения обязательного аудита, сокращение активности на рынке капитала. Однако стоит отметить, что доходы от проведения аудита в аудиторских организациях составляет чуть больше половины от общих доходов - 52,5%. Остальная часть доходов приходится на консультационные, сопутствующие аудиту и другие услуги.

Рис. 1 Территориальная структура распределения аудиторских организаций в России в 2015 г.

■ Центральный

■ СевероЗападный

■ Южный

■ Приволжский

■ Уральский

При оценке дохода компаний, предоставляющих услуги в сфере аудита, необходимо также учитывать объем доходов от аудита, приходящийся на 1 млн. руб. выручки клиентов. Данный показатель более точно отражает ситуацию на рынке аудиторских услуг, т.к. он учитывает доходы не только аудиторские организации, но их клиентов. Объем доходов от аудита, приходящийся на 1 млн. выручки клиентов за 2014 г. составил 352 руб., что меньше, чем за 2013 г. на 26 руб. или на 7,7%. В среднем за 2010-2014 гг. этот показатель ежегодно уменьшался на 9,8 руб. (на 2,9%).

Динамика показателей, отражающих результаты деятельности аудиторских компаний, представлена на рис. 2.

Объем оказанных услуг

Объем доходов от аудита, приходящийся на 1 млн. руб. выручки клиентов

Рис. 2 Темпы прироста показателей, отражающих результаты деятельности аудиторских компаний за 2010-2014 гг.

На рынке аудиторских услуг большую часть всех организаций представляют малые предприятия, однако по объему оказанных услуг они занимают последнее место (рис. 3).

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Доля в общем количестве аудиторских организаций

Доля в общем объеме оказанных услуг

Малые

Средние

Крупные

Рис. 3 Распределение аудиторских организаций по масштабам деятельности и по объему оказанных

услуг по проведению аудита в 2014 году.

Для сферы аудита характерна жесткая конкуренция, которая является причиной большого разрыва в доходности малых и крупных компаний (таблица 1). Крупные компании обладают большими возможностями улучшения предоставляемого сервиса, организации различных тренингов для персонала, т.е. повышения качества оказываемых услуг. Малым и средним предприятиям, особенно во время кризиса, трудно сохранять позиции, приходится сокращать цены на услуги, что сказывается на качестве работы [1]. Существенное влияние на конкуренцию оказывает «Большая четверка» аудиторских компаний, в которую входят Deloitte Touche Tohmatsu, PricewaterhouseCoopers (PwC), KPMG, Ernst & Young. Практически все крупнейшие российские предприятия обращаются для проведения аудита именно к этим компаниям, так как это престижно и привлекательно для инвесторов, а также считается, что представители «Большой четверки» оказывают услуги высочайшего качеств. Данное предложение соответствует действительности - «Большая четверка» дает возможность свои работникам получать различные сертификаты, проходить обучение по программам международной квалификации, посещать курсы иностранных языков, а также организовывает множество локальных тренингов, т.е. осуществляет значимый вклад в

развитие профессиональных знаний и навыков своего персонала. Небольшие аудиторские компании не располагают финансовыми ресурсами для существенного повышения качества оказываемых услуг. Таким образом, рынок аудиторских услуг в России можно назвать монополизированным. В связи с этим необходима разработка и осуществление мер по поддержке малых российских аудиторских организаций, а также повышение качества аудиторских услуг [2].

Таблица 1

Лидеры организаций, предоставляющих аудиторские услуги, по итогам 2014 года

Место по итогам Аудиторско-консалтинговая группа / Выручка от аудиторских

2014 года объединение / аудиторская компания проверок (тыс. руб.)

1 KPMG 6071414

2 PwC 4886098

3 БДО Юникон 2096357

4 ФинЭкспертиза 1933140

5 Деловой Профиль (GGI) 1866716

6 HLB Russian Group 1080464

7 Развитие бизнес-систем 1051753

8 Интерком-Аудит 1041681

9 2К 679984

10 РСМ Русь 643415

Рынок аудиторских услуг в России в настоящее время испытывает ряд проблем, поэтому необходимы следующие меры для его укрепления:

1) Введение финансовой ответственности за уклонение от обязательного аудита.

2) Повышение качества аудиторской деятельности.

3) Усиление внешнего контроля над аудитом.

4) Разработка и выполнения комплекса мероприятий, направленных на поддержку малых и средних российских аудиторских компаний [10].

Усиление конкурентоспособности российских аудиторских организаций должно быть приоритетным направлением развития рынка аудиторских услуг. Потенциально конкурентоспособные компании должны рассчитывать на поддержку органов государственной власти и местного самоуправления в виду их заинтересованности в развитии предпринимательской деятельности и увеличении занятости населения. Возможными путями такой поддержки являются:

• софинансирование программ повышения квалификации аудиторов;

• предоставление преференций при участии в тендерах на право проведения аудита;

• предоставление налоговых льгот [7].

Рынок аудиторских услуг - неотъемлемая часть экономики. В современных условиях происходит снижение количества аудиторских организаций и аудиторов, уменьшение аудируемых клиентов, а также монополизация рынка компаниями «Большой четвертки». Однако при совершенствовании российского законодательства и содействии органов государственной власти российские аудиторские компании способны оказывать услуги на равных с международными аудиторскими организациями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохова Е. Н. Особенности развития рынка аудиторских услуг в России [Электронный ресурс] // Аудитор. - 2014. - № 8. - Режим доступа: http://gaap.ru/articles/osobennosti_razvitiya_rynka_auditorskikh_uslug_v_rossii/.

2. Ногай Е. А. Аудит в современной России // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014. - №3-4 (23). - С. 64-65.

3. Об аудиторской деятельности: Федер. Закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ (С изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] / Справочная правовая система Гарант. - Режим доступа: http://base.garant.ru

4. Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2014 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/mainindex/.

5. Подольский В. И. Аудит: Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 607 с.

6. Рэнкинг крупнейших аудиторских организаций (субъектов аудиторской деятельности) по итогам 2014 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.raexpert.ru/rankingtable/auditors/2014/tab03/.

7. Туббанов А. В., Лисовская И. А. Рынок аудиторских услуг России: тенденции, проблемы, направления развития // Деньги и кредит. - 2015. - № 2. - С. 14-20.

8. Черемисина С.В. Развитие аудита в России // Проблемы учета и финансов. - 2014. -№4(16). - С. 48-51.

9. Шегурова В. П., Гусева С. В. Проблемы развития аудита в России // Материалы III Междунар. науч. конф. «Актуальные вопросы экономических наук» (г. Уфа, июнь 2014 г.). - Уфа: Лето, 2014. - С. 105-107.

10. Шеремет А. Д. Некоторые проблемы развития аудита в России // Аудит. - 2014. -№ 9. - С. 24-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.