Научная статья на тему 'Бюджетный дефицит Республики Гвинеи-Бисау'

Бюджетный дефицит Республики Гвинеи-Бисау Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
407
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ГВИНЕИ-БИСАУ / РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Санкум Камара

Рассмотрен дефицит бюджета Республики Гвинеи Бисау

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетный дефицит Республики Гвинеи-Бисау»

© Камара Санкум, 2012

УДК 65.011.12 Камара Санкум

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ РЕСПУБДИКИ ГВИНЕИ-БИСАУ

Рассмотрен дефицит бюджета Республики Гвинеи — Бисау.

Ключевые слова: республика Гвинеи-Бисау, развивающиеся страны, бюджетный дефицит.

Государственный бюджет Гвинеи-Бисау разрабатывается с 1975г., т. е. с момента получения независимости. Он является постоянно дефицитным.

Анализ состояния госбюджета Гвинеи-Бисау за 2002—2009 гг. свидетельствует о снижении дефицитности в 2002-2004гг. и о нарастании ее в последующие годы.

Данные об уровне дефицита государственного бюджета Гвинеи-Бисау приводится в табл.1.

Источники: Центральный Банк Западноафриканских Государств, Банк Португалии, 2010 и Годовая отчетность человеческого развития ООН, 2010.

Согласно табл.1 дефицит государственного бюджета Гвинеи-Бисау за последние годы достиг такого уровня, по которому она вышла в лидеры среди многих африканских стран. В сложившейся ситуации отсутствуют перспективы накопления и расширенного воспроизводства. Доходы госбюджета страны обеспечивают лишь 70 - 75 % расходов9. Дефицит покрывается за счет внешних займов и безвозмездной помощи в основном со стороны ЕС, ВБ, МВФ, Португалии, Голландии, Китая и Швейцарии. По данным Министерства финансов и

1 Данные Банка Португалии и Агентства BCEAO в Бисау , 2010г.

Центрального банка, государственный бюджет Гвинеи-Бисау в 2011 г. составил 95.880 млрд. ФРАНК СФА.; (146,03 млн. евро).

Как известно, дефицит госбюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств — войн, стихийных бедствий, катаклизмов — когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. Наконец, существует и третья, наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Именно в этой ситуации находится экономика Гвинеи-Бисау. Поэтому требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.

Нормальным считается дефицит бюджета, соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предлагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 — 3 % ВНП.

Таблица 1

Структура государственного бюджета Гвннен-Бнсау в 2002-2009 гг.

Показатели 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Дефицит госбюджета (включая дотации) в % от ВВП -18,2 -16,3 -4,4 -10,8 -10,2 -11,5 -14,4 -10,4

Дефицит госбюджета (без дотаций) в % от ВВП -30,9 -19,5 -14,8 -24,9 -24,7 -17,7 -22,1 -27,3

Первичные дефициты госбюджета (в% от ВВП) -12,7 -9,5 2 -5 -2,1 -3,1 -3,0 -2,9

Государственные расходы и займы (в% от ВВП) 46,3 25 31,3 44,1 43 32,9 38,1 39,8

Доходы госбюджета (без дотации), в % от ВВП 15,3 5,4 17,3 19,2 19,6 21,4 23,7 31,7

Полученные дотации, в % от ВВП 12,8 3,2 9,6 14,1 14,5 6,2 7,7 16,9

Продолжение таб. 1

Внешнее финансирование, в % от ВВП 20,8 7,8 -0,1 7,4 11,0 10,0 9,3 13,0

Налоги от прибыли, в % от всей прибыли 8,3 15,2 3,8 3,5 6,3 6,6 6,9 7,0

Налоги от внешней торговли, в % от всей прибыли 36,7 34,8 29,3 23,4 27,3 28,4 29 30,1

Косвенные налоги, в % от всей прибыли 43,8 53,0 49,8 55,8 45,3 54,0 55,1 56,0

Неналоговые доходы, в % от всех доходов 85,8 90,9 50,2 83,4 69,9 75,2 75,6 85,9

Государственные расходы: (в% от всего расходов):

Заработная плата 6,8 18,8 15,9 15,5 18,0 18,6 19,0 19,3

Другие блага и услуги 8,4 18,5 18,5 16,1 10,6 11,7 14,2 16,5

Проценты к уплате (в % от суммы расходов и кредитов за вычетом погашения кредитов) 11,9 27,4 20,3 13,0 19,5 19,8 20,1 20

Капитал и чистый заем (в % от суммы расходов и кредитов за вычетом погашения кредитов) 66,9 24,4 34,4 23,3 34,6 35,0 35,1 36,3

Реальные зарплаты на образование на душу населения, в $ 7,5 2,8 7,2 4,7 4,3 5,2 6,1 6,7

Бюджет Гвинеи-Бисау продолжает оставаться резко дефицитным. Причины дефицита госбюджета Гвинеи-Бисау объясняются целым рядом факторов:

• увеличивающейся дестабилизацией экономики;

• понижением уровня общественного производства выразившемся в медленном росте ВВП в размере 0,1 % в год.

• нерациональной внешнеэкономической деятельностью государства;

• большими непродуктивными затратами, приписками, кражами, что еще пока не поддается бухгалтерскому учету;

• низкая эффективность общественного производства;

• резкое снижение налоговых поступлений вследствие экономических кризисов в поствоенных годах;

• нерациональная структура бюджетных расходов;

В Гвинее-Бисау для сокраше-ния дефицита бюджета ставятся следуюшие задачи:

• укрепление финансовой дисциплины;

• рационализация бюджетного процесса;

• установление смет расходов для всех государственных органов и бюджетных учреждений на основе индикаторы результативности;

• осуществление государственных закупок (заказов) на конкурсной основе;

• повышение оплаты труда государственных служащих в размерах, необходимых для обеспечения конкурентоспособности государственной службы на рынке труда, при прочих равных условиях должно происходить, в том числе за счет сокращения общей численности занятых в государственном секторе.

Однако главным в оздоровлении государственных финансов в целом и госбюджета, в частности является не столько сокращение затрат, сколько увеличение доходов бюджета.

В качестве мероприятий, позволяющих значительно сократить дефицит госбюджета Гвинеи-Бисау, можно предложить следующие:

• уменьшить объем централизованных капиталовложений (на него приходится больше чем половина общего объема капиталовложений) за счет расширения самофинансирования капитального строительства;

• существенно сократить затраты на государственный аппарат (затраты на государственный аппарат составляли огромную сумму - 41 % от ВВП, уменьшить затраты на оборону в целесообразных рамках (где возможно, привлечь иностранный капитал для проведения конверсионных программ);

• повысить уровень поступления налоговых доходов государственного бюджета с 14,4 млрд. F CFA 2009 году до 20,7 млрд. F CFA в 2012 году за счет совершенствования налоговой политики;

• вносить структурные изменения в расходы государственного бюджета исходя из приоритетов в расходовании средств на проведение реформ в социальной и военной сферах, который заключается в разработку специальную социальную программу направленную на поддержание незащищенных слоев населения и внедрить реконверционную деятельность в военной сфере;

• внести законодательно установленный норматив по ограничению дефицита бюджета;

• установить норму ежегодного сокращения дефицитов до момента достижения сбалансированного бюджета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Общая Государственная Программа развития Гвинеи-Бисау на 2002 - 2009гг.

2. Бюджетный кодекс Гвинеи-Бисау, 2009г.

3. Годовая отчетность Национального Института Исследования Экономических вопросов Гвинея-Бисау, Бисау, 2009

4. Алтернаг. Экономическое и финансовое состояние Гвинеи-Бисау. Бисау, 2009

Б. Da Silva A. O., Cardoso L. Diramica do crescimento das Finamas Públicas da GuM-Bissau. USAID/GPC. Bissau, 2007.

6. Центральный Банк Западноафриканских Государств, Банк Португалии, 2010 и Годовая отчетность человеческого развития ООН, 2010

7. Данные Банка Португалии и Агентства BCEAO в Бисау , 2010г. ЕШ

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -

Санкум Камара — аспирант, e-mail: [email protected], Российский университет дружбы народов.

^___

- новинки

ТЕОРИЯ

IIНФОРМЛЦШЗННМХ ПРОЦЕССОВ И СИСТЕМ

Шкундин С.З., Бсрикашвили В.Ш. ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И СИСТЕМ

Год: 2012 Страниц: 474 ISBN: 978-5-98672-285-6 UDK: 519.2; 621.396

В книге рассмотрены современные тенденции развития общей теории систем. Показана роль информационных процессов в работе больших и сложных производственных управляющих систем. Дан анализ и систематизация современных математических методов описания информационных процессов и систем. Рассмотрены особенности оцифровки, кодирования и сжатия информации, повышения помехоустойчивости и оптимального принятия решений. Показана связь увеличивающейся сложности технических средств и протекающих процессов, применяемых в современном производстве, а также необходимость повышения качества управления как техническими, так и организационными системами. Рассмотрена роль информации и информационных систем в социальных преобразованиях общества в связи с расширяющейся специализацией и кооперированием предприятий. Приведены методы математического моделирования и описания при разработке крупных автоматизированных, информационных систем и вычислительных комплексов, а также методы оптимальной организации взаимодействия элементов и выбора наилучшей структуры производственных систем. Даны общесистемные правила и ограничения для совершенствования методов оптимизации управления с привлечением общей теории информационных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.