Научная статья на тему 'Экономика Гвинеи-Биссау под нагрузкой внешнего долга и способы их урегулирования'

Экономика Гвинеи-Биссау под нагрузкой внешнего долга и способы их урегулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ГВИНЕИ-БИСАУ / РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / ВНЕШНИЙ ДОЛГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Санкум Камара

Рассмотрено влияние внешнего долга на экономику Гвинеи-Бисау и способы их урегулирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономика Гвинеи-Биссау под нагрузкой внешнего долга и способы их урегулирования»

- © Камара Санкум, 2012

УДК 65.011.12 Камара Санкум

ЭКОНОМИКА ГВИНЕИ-БИССАУ ПОД НАГРУЗКОЙ ВНЕШНЕГО ДОЛГА И СПОСОБЫ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ

Рассмотрено влияние внешнего долга на экономику Гвинеи-Бисау и способы их урегулирования.

Ключевые слова: Республика Гвинеи-Бисау, развивающиеся страны, внешний долг.

Внешний государственный долг Гвинеи-Бисау представляет собой долгосрочные и краткосрочные заимствования у международных финансовых организаций, межрегиональных и региональных банков, правительств иностранных государств. Он создает для страны долговую нагрузку, которая должна оцениваться согласно международным критериям экономической безопасности. Для ее оценки могут использоваться следующие показатели:

• отношение внешнего долга Двне0) к доходам от экспорта товаров и услуг Дэ); (для Гвинеи-Бисау составляет: 1043,4/92*100 = 1134 %; уровень безопасной долговой нагрузки превышен в 5 раз (пороговое значение составляет 220 %);

• отношение платежей по обслуживанию внешнего долга (ПДвне0) к экспортной выручке (Вэ); (для Гвинеи-Бисау составляет: 23,2/92*100 = 25 %); уровень безопасной долговой нагрузки превышен почти в 2 раза (пороговое значение составляет 15 %);.

• отношение платежей по обслуживанию внешнего долга (ПДвнеш) к доходам государственного бюджета (Дгб). (для Гвинеи-Бисау составляет :23,2/100400*100 = 0,023 %); расходы по обслуживанию внешнего долга меньше рекомендуемой величине в 10 раз (пороговое значение составляет 10 %);.

• отношение внешнего долга (Двнеш) к ВВП (для Гвинеи-Бисау составляет 382,3 %); уровень безопасной долговой нагрузки превышен почти в 350 раз ((пороговое значение составляет 50 %).

Согласно показателям долговой нагрузки экономическая безопасность страны находится под угрозой.

Набор применяемых правительством Гвинеи-Бисау финансовых методов управления накопленным внешним долгом невелик. Вне поля зрения остаются многие новые явления и тенденции в международной финансовой системе, опыт крупных должников, добившихся существенного облегчения долгового бремени за счет комплексного подхода и использования нетрадиционных методов.

Большая практическая значимость проведения всестороннего исследования управления внешним долгом Гвинеи-Бисау, недостаточная разработанность методики управления внешним госдолгом применительно к современным условиям страны, и испытываемый недостаток практических рекомендаций сделали актуальным рассмотрение данного вопроса.

Для сокращения госдолга Гвинеи-Бисау, предлагается Правительству страны проведение следующих мероприятий:

1. Приватизация нерентабельных государственных предприятий. Дохо-

ды, получаемые правительством от продажи государственной собственности и направляемые в казну, помогают не только сбалансировать дефицитный бюджет, но и добиться значительного профицита, что применительно к объекту анализа означает снижение величины совокупного долга;

2. Привести переговоры со всеми кредиторами страны (Парижский Клуб и Лондонский Клуб) не только для сокращения процентной части долга но, и в основном, для достижения реструктуризации долга, поскольку эта реструктуризация облегчила бы финансовую напряженность в стране;

3. Создание условий Правительством, в зависимости от кредитора, для конверсии (изменение доходности), консолидации (изменение сроков обращения), унификации (объединение нескольких займов в один), рефинансирования, отсрочки погашения и списание части государственных займов, так как списание долга практикуется главным образом в отношении стран, как Гвинея-Бисау, имеющих критические показатели задолженности.

4. Правительство Гвинеи-Бисау, через совместное действие с Министерствами финансов и иностранных дел, должно применять политику «агрессивная дипломатия», обращая к региональным и международным банкам — Всемирному банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации;

5. Предоставление основным кредиторам страны, на определенный срок и в установленном порядке, право пользования нашей морской хозяйственной зоной и континентальным шельфом.

6. Абсолютно необходимой для получения максимально благоприятных условий урегулирования внешне-

го долга является убедительная Программа действий, обеспечивающая внедрение и ускорение рыночных реформ в стране, улучшение инвестиционного климата, укрепление демократии и институтов.

Программа должна обеспечивать восстановление платежеспособности страны на основе возобновлении экономического роста как условие восстановления доверия кредиторов и инвесторов. Такая Программа должна включать две ключевые части:

а) перспективный бюджет, в котором на период не менее 5 лет предусматривалась бы сбалансированность бюджета. Такой бюджет демонстрировал бы твердое намерение правительства рассчитываться по долгам. Это необходимое условие восстановление доверия как заемщику. За этим могло бы последовать возобновление внешнего кредитования, выход страны на мировые рынки капитала и увеличение притока прямых инвестиций.

б) план структурных реформ, включающий упомянутые выше меры по улучшению инвестиционного климата, реструктуризации предприятий, а также реформы в социальной сфере, которые позволили бы повысить эффективность использования инвестируемых средств, снизить обязательства государства и тем самым создать реальные предпосылки для снижения налогов и повышения деловой активности.

В случае Гвинеи-Бисау, следует отметить, что растущая государственная задолженность является непосредственным отражением общеэкономического кризиса, неэффективности финансово-кредитной системы, неспособности правительства проводить адекватную бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику.

В этом случае методы государственного регулирования должны быть

направлены, в первую очередь, на оздоровление самой экономики, путем создания условий, обеспечивающих преодоление негативных тенденций и динамичное развитие народного хозяйства (включающих в себя, среди прочих, сокращение государственных расходов, привлечение иностранного капитала, реформирование налоговой системы и т.п.) и одновременно уменьшающих бюджетный дефицит.

Непрерывное возрастание государственного долга страны заставляет постоянно давать оценку долговой нагрузки по международным критериям экономической безопасности для национальной экономики.

В связи с приведенными оценками, положение Гвинеи-Бисау в настоящее время таково, что приходится гово-

1. Годовая отчетность Национального Института Исследования Экономических вопросов Гвинея-Бисау. — Бисау, 2010.

рить о долговом кризисе, который может привести к очередному социально-экономическому потрясению с тяжелыми последствиями для населения страны.

Стратегическая концепция выхода из долгового кризиса должна представлять комплекс взаимосвязанных мер. Прежде всего, для выхода из долгового кризиса необходим стабильный экономический рост. Однако остаются достаточно высокими инвестиционные и кредитные риски, что не способствует притоку капитала в реальный сектор экономики как со стороны отечественных, так и со стороны иностранных инвесторов, поскольку в самой Гвинее-Бисау пока полностью не созданы благоприятные экономические и политические условия.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. Relatyrio anual do Ministério das Finan-3as da Guiné-Bissau, Bissau 2010г.

3. Resumo de tendmcias eco^micas da Guinft-Bissau // CEES, — 2009r. — № 5.. ШШ

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -

Санкум Камара — аспирант, e-mail: [email protected], Российский университет дружбы народов.

ГИАБ-ДАЙДЖЕСТ -

На российский электоэнеретический рынок пытаются прорваться «умные сети» (smart grid). По задумке предпринимателей, энергомощности и потребители, будут интегрированы коммуникационной магистралью на основе PLC-технологии (Power Line Communicftion - когда информационный сигнал идет прямо по электрическому проводу) и интеллектуальными устройствами управления в единую интеллектуальную систему. Такая система будет способна осуществлять автоматический менеджмент нагрузки и спроса внутри сети. Дополнительные услуги, которые можно будет предоставлять через эту сеть, существенно повысят ее рентабельность, что приведет к снижению тарифов. К тому же технология smart grid сделала бы электроэнергетический бизнес в России более прозрачным. Подобные системы функционируют уже во многих странах. Однако проект «пробуксовывает» - в условиях существующей устаревшей энергетической инфраструктуры создание интеллектуальных систем является неразрешимой проблемой, оно противоречит нынешнему российскому законодательству, да и общество не готово пока к новому образу жизни.

По материалам журнала «Эксперт» (788), 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.