Научная статья на тему 'БЮДЖЕТНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ПЛАТНЫХ УСЛУГ'

БЮДЖЕТНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ПЛАТНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
230
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / ПОДОХОДНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / HEALTHCARE / HEALTHCARE COSTS / MEDICAL SERVICES / INCOME DIFFERENTIATION / TERRITORIAL DIFFERENCES / MEDICAL STAFF

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Айзинова Ирина Маевна

Статья посвящена комплексу вопросов, связанных с состоянием государственного здравоохранения в РФ. Рассматриваются показатели государственных расходов, технического состояния медицинских учреждений, обеспеченности населения больничными и амбулаторными учреждениями и медицинским персоналом, оплаты их труда и подготовки кадров. Показана территориальная дифференциация этих показателей, а также влияние подоходных различий на потребление платных услуг здравоохранения, динамика цен на лекарства и услуги, ограничивающие доступность качественного медицинского обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC HEALTHCARE IN THE PAID SERVICES SPACE

The article is devoted to a set of issues related to the state of public healthcare in the Russian Federation. The indicators of state expenditures, technical condition of medical institutions, the provision of population with hospital and outpatient facilities and medical staff, their salaries and training are considered. The territorial differentiation of these indicators is shown, as well as the effect of income differences on the consumption of paid health care services, the dynamics of prices for medicines and services that limit the availability of quality medical care.

Текст научной работы на тему «БЮДЖЕТНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ПЛАТНЫХ УСЛУГ»

БЮДЖЕТНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ПЛАТНЫХ УСЛУГ

DOI: 10.47711/2076-318-2020-483-503

Здоровье является обобщающим показателям качества жизни населения, и поэтому сохранение и укрепление здоровья граждан -одно из главных направлений социальной политики государства. Однако по мере того как вектор развития здравоохранения смещался от содержания лечебного процесса в сторону оказания медицинских услуг, на первый план стали выходить показатели экономической эффективности. Между тем, продолжительность жизни как результирующая характеристика состояния национального здоровья находится на первом по значимости месте в совокупной оценке человеческого потенциала.

Среди множества показателей, используемых для оценки качества жизни населения, наибольшее распространение и международное признание получил Индекс человеческого развития (Human Development Index), который ежегодно, начиная с 1990 г. рассчитывается в рамках Программы развития ООН (United Nations Development Program). Он представляет собой среднюю геометрическую из трех индексов, которые учитывают ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования (среднее количество лет, потраченных на обучение и ожидаемая продолжительность обучения) и уровень жизни, который оценивается как валовый национальный доход на душу населения по ППС в долларах США.

Со времени распада СССР и до конца 1990-х годов этот индекс в РФ падал и только к 2006 г. достиг начального уровня и продолжил рост, составив в 2019 г. 0,824, что соответствует уровню стран с высоким показателем ИЧР [1].

Некоторые исследователи предлагают ограничиться только показателем ожидаемой продолжительности жизни, учитывая как его среднее значение, так и неравенство в дожитии (ИЧЖ - Индекс человеческой жизни) [2]. Но, на наш взгляд, сама по себе продолжительность не учитывает качество жизни, притом что российская демографиче-

4 83

ская наука до последнего времени оперировала показателем продолжительности здоровой жизни1 преимущественно в узкоспециализированных трудах, а также в виде перспективных целевых показателей. В настоящий момент в нашей стране, по результатам исследований здоровья населения, граждане в возрасте 70 лет и старше имеют по меньшей мере 4 хронических заболевания. [3] Отказ от учета показателей уровня образования и уровня жизни представляется бесперспективным в силу того, что чем выше ступень образования, тем более ответственно человек относится к собственному здоровью, а чем выше показатель дохода, тем легче он может удовлетворить потребность в медицинских услугах.

Тем не менее, несмотря на многообразие методологических подходов, обобщающей характеристикой качества жизни остается здоровье населения, аккумулируя влияние показателей уровня жизни (доходов и потребления), условий жизни (характеристики жилища, условий труда и экологии места проживания) и образа жизни (возможностей самореализации личности). Поэтому здоровью населения во всех его проявлениях: физическом, психическом и социальном (по определению ВОЗ) должно уделяться первостепенное внимание при формулировке целей перспективного развития страны. В связи с этим в последние годы среди приоритетов социальных обязательств государства ведущее место занимает здравоохранение.

Общие тенденции развития здравоохранения. Основным критерием социальной направленности является уровень соответствующих государственных расходов. Общие расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов на здравоохранение увеличились в 2018 г. по сравнению с 2015 г. на 15,9%, при этом расходы федерального бюджета возросли только на 4,1%, в то время как государственные внебюджетные фонды израсходовали на 21,3% больше средств, чем в 2015 г. Соответственно доля расходов на здравоохранение в общих расходах федерального бюджета сократилась с 3,3 до 3,2%, а доля государственных внебюджетных фондов в общих расходах увеличилась с 16,5 до 17,9%.

Аналогичная ситуация наблюдается с расходами на здравоохранение на региональном уровне: бюджеты субъектов федерации сократили свои расходы почти на 30%, а территориальные

1 Официальная методика расчета данного показателя была утверждена только в феврале 2019 г.

484

внебюджетные фонды в таком же размере их повысили [4]. В результате в 2018 г. субъекты сократили свою долю в общих расходах на здравоохранение до 8% по сравнению с 14,3% в 2015 г. Другими словами, в последние годы прослеживается вполне отчетливая тенденция к перенесению тяжести расходов на здравоохранение с бюджетов всех уровней на внебюджетные фонды.

В процентах к ВВП расходы консолидированного бюджета РФ и государственных внебюджетных фондов сократились с 3,4% в 2015 г. до 3,2% - в 2018 г. Это снижение поровну поделили между собой госбюджет и внебюджетные фонды. Еще в большей степени снизилась доля по отношению к ВВП у бюджетов субъектов федерации: если в 2015 г. она составляла 1,6%, то в 2018 г. понизилась до 0,9%. Между тем, доля государственных расходов на здравоохранение еще в 2016 г. составила в Финляндии 7,3%, Австрии -7,6%, Великобритании - 7,8%, Бельгии и Нидерландах - 8,4%, Дании - 8,7%, Норвегии - 8,9%, Швеции - 9,1%, Франции - 9,6%, США -14%. По данным ВОЗ, к 2019 г. в Германии на здравоохранение расходуется 11,1% ВВП, во Франции - 11,5%, в США -17,1%. Как отмечает Счетная палата, в странах - членах Организации экономического сотрудничества и развития этот показатель составляет не менее 6,5% ВВП [5].

В результате недофинансирования по состоянию на 31 декабря 2018 года по результатам проверки состояния детских поликлиник из общего количества зданий (116 865), где непосредственно оказывается медицинская помощь, 14% находятся в аварийном состоянии, и нуждаются в реконструкции либо капитальном ремонте. В 35 618 зданиях (30,5%) отсутствует водопровод. В 60 899 (52,1%) зданиях отсутствует горячее водоснабжение, в 48 033 (41,1%) - центральное отопление. В 41 220 (35%) зданиях нет канализации. В 819 зданиях канализация имеется, но не работает. В 37 934 (32,5%) зданиях нет телефонной связи. Из 36 290 зданий, оказывающих медицинскую помощь инвалидам, 16 955 зданий (47%) не оснащены пандусами, в 25 161 здании (почти 70%) отсутствуют кнопки звонка вызова медицинского персонала2.

2 На фоне такой статистики вызывает недоумение предложение о присвоении лечебным учреждениям, по аналогии с отелями, трех категорий качества: первая- соответствие 8

критериям из 22, вторая- соответствие 15 критериям, третья, высшая — полное соответствие всем критериям, учитывая, что сами критерии должны отвечать понятию «бережливости» не в отношении сохранения здоровья пациентов, а в смысле удобства посещения лечебного учреждения [6].

4 85

Таким образом, выделяемые в рамках федеральных и региональных программ по развитию здравоохранения средства на покупку новейшего высокотехнологичного оборудования не могут быть освоены, поскольку состояние пассивной части основных фондов отрасли (зданий и сооружений) не соответствует требованиям к условиям его установки и эксплуатации. Здесь встает вопрос о рациональном администрировании ассигнований.

Вследствие переноса центра тяжести со стационарного на амбулаторное оказание медицинской помощи, число больничных учреждений сократилось в 2018 г. на 16% по сравнению с 2010 г., а амбулаторно-поликлинических учреждений увеличилось на 28,7%. Динамика обеспеченности за период 2015-2018 гг. представлена в табл. 1.

Таблица 1

Динамика обеспеченности медицинскими учреждениями

Показатель 2015 г. 2918 г. 2018/2015, %

Число больничных учреждений, тыс. 5,4 5,3 98,1

Число больничных коек, тыс. 1222 1173 96,0

в том числе детских, тыс. 163,5 157,3 89,5

Ввод в действие больничных коек 4271 2885 67,5

в том числе, в сельской местности 391 372 95,1

Ввод в действие детских больничных коек 278 29 10,4

Число амбулаторно поликлинических учреждений, тыс. 18,6 20,2 108,6

Мощность амбулаторно- поликлинических организаций Число посещений за смену), тыс. 3861 3998 103,5

Ввод в действие мощностей мабулатор-но-поликлиничеких учреждений, тыс. посещений в смену 23079 24981 105,4

в том числе в сельской местности 9556 10204 106,8

Ввод в действие детских поликлиник, посещений в смену 1284 1842 143,5

Источник: составлено автором по данным [7].

Несмотря на рост в период 2015-2018 гг. мощности детских поликлиник (+43,5%), числа коек в родильных домах (+5,8%) и мощности женских консультаций более чем в 6 раз, количество врожденных аномалий (пороков развития), деформаций и хромосомных нарушений в расчете на 1000 чел. осталось на прежнем уровне. Свыше трети родивших женщин в процессе беременности страдали анемией, и их удельный вес вырос на 9,6%. Число

4 86

родившихся с низкой массой тела (менее 2500 г.) на 100 живорождений увеличилось на 5,1%.

Если обратиться к удельным показателям, то число больничных коек в расчете на 10000 населения сократилось на 15% по сравнению с 2010 г. и на 4% - по сравнению с 2015 г., при этом мощность (число посещений в смену) амбулаторного звена по сравнению с 2015 г. выросла только на 3,4% за счет увеличения врачебной и сокращения сестринской нагрузки. Число фельдшерско-акушерских пунктов, основного источника оказания медицинской помощи в сельской местности, сократилось по сравнению с 2015 г. на 2% [7]. Число станций (отделений) скорой медицинской помощи за этот период уменьшилось более чем на 10%, что не удивительно, поскольку так называемая оптимизация системы здравоохранения была проведена, исходя из задачи снижения издержек.

При этом среднегодовая численность занятых в здравоохранении в период 2010-2018 гг. имела тенденцию к ежегодному снижению и в 2018 г. составляла только 96,7% уровня 2010 г. Численность врачей-педиатров снизилась почти на 7%. На конец 2018 г. уровень обеспеченности врачами в нашей стране составлял 47,9 (в государственных медучреждениях -37,3) на 10000 населения3. По данным ВОЗ, в странах, занимающих лидирующие позиции в мире по величине ИЧР, в 2016 г. в Австрии на 10000 населения было 51,4 врача, в Германии - 42,08, Норвегии - 44,9, Швеции - 53,99. Но даже в относительно бедной, по меркам Евросоюза, Греции на 10000 населения приходилось 45,9 врача, что, несмотря на низкий уровень образования и душевого ВВП, позволило ей за счет долгой продолжительности жизни занимать высокую позицию по показателю развития человеческого потенциала. (Пример Греции и некоторых других европейских стран лишний раз подтверждает, что на продолжительность жизни, помимо численности медперсонала, оказывает воздействие качество медицинских услуг и эффективность организации систем здравоохранения, не считая влияния огромного количества внешних по отношению к медицине факторов).

3 В связи с устойчивой динамикой снижения впервые установленных случаев инфекционных заболеваний, и количество больничных коек, и число специалистов соответствующего профиля постоянно снижались. В результате к концу 2018 г. из общей численности врачей всех специальностей в 703,7 тыс. чел., врачей санитарно-эпидемической группы насчитывалось всего 13,3 тыс. чел., [8] что оказалось явно не достаточно в условиях эпидемии коронавируса. Количество фтизиатров сократилось с 9,5 тыс. в 2005 г. до 7,9 тыс. — в 2018 г.

487

Численность среднего медицинского персонала в 2018 г., в том числе - акушерок, сократилась на 4% по сравнению с показателем 2015 г.

Общеизвестно, что лучшим способом снижения заболеваемости является профилактика и здоровый образ жизни. Число санаторно-курортных организаций за 2015-2018 гг. выросло на 83,6%, но численность обслуженных ими лиц увеличилась только на 43,2%, причем цены на эти услуги стали выше на 30,7%. Что касается физкультуры и спорта, то основная часть государственных расходов направляется, к сожалению, на «большой спорт» и пафосные международные мероприятия, а не на массовое физкультурное движение. Население вынуждено потреблять физкультурно-оздоровительные услуги, за редким исключением, на платной основе. Численность занимавшихся в физкультурно-оздоровительных клубах, секциях и группах возросло на 24,8%, а цены - на 17,1%.

Подоходная дифференциация потребления услуг здравоохранения. Планомерное смещение центра тяжести с вспомоществования страждущему в сторону оказания платных медицинских услуг привело к подмене отношений пациента и врача отношениями клиента и обслуживающего персонала. Объем платных медицинских услуг населению в 2018 г. вырос по сравнению с 2010 г. в 2,71 раза, а по сравнению с 2015 г. - на 28,3%, а их удельный вес в общем объеме платных услуг населению вырос с 5,1% в 2010 г. до 6,6% в 2015 г. и 7% - в 2018 г. В то же время индекс потребительских цен на медицинские услуги в декабре 2018 г. составил 142,2% по сравнению с декабрем 2010 г. и 131,2% - по сравнению с декабрем 2015 г.

В среднем домашние хозяйства тратили в 2018 г. на услуги здравоохранения 4,9% от общей суммы расходов на услуги, на санаторно-оздоровительные услуги - 0,6%, причем семьи, имеющие 2 и более детей - 3,5% и 0,1% соответственно. Домохозяйства с детьми в возрасте до 16 лет, имеющие 1 ребенка, тратили в месяц на услуги здравоохранения на 1 члена домохозяйства примерно вдвое больше, чем имеющие трех и более детей. При этом если для одно-детных семей душевые расходы снизились за год, то для многодетных они выросли с 203,3 руб. в 2017 г. до 259,2 руб. в 2018 г.

От общей суммы расходов на услуги здравоохранения на долю низшей доходной группы приходилось всего 2%, на долю группы с наивысшими доходами - 26,8% (рис. 1).

488

%

Рис. 1. Распределение общей суммы расходов на услуги здравоохранения между 10-процентными (децильными) группами в 2018 г., %

Источник: Составлено автором по данным [4].

Дифференциация душевых расходов между крайними группами за год снизилась с 14,9 раз до 13,1 раза за счет того, что для «бедных» расходы на услуги здравоохранения увеличились на 7,9%, а для «богатых» сократились на 9,5% (рис. 2).

Руб./мес.

2000

1500 - .....

Рис. 2. Расходы на здравоохранение на 1 члена домохозяйства по децильным группам: И 2017 г.; □ 2018 г.

Источник: Составлено автором по данным [4].

489

В 2018 г. домохозяйства, относящиеся к группе с наибольшими располагаемыми ресурсами, тратили в месяц на 1 члена 1743,6 руб., тогда как в группе с наименьшими доходами - 133,1 руб. Из этих данных становится очевидным, что рост объема платных услуг здравоохранения обеспечивается денежными средствами высоко-

4

доходных групп .

Рост расходов на здравоохранение при этом определяется не столько увеличением их потребления в натуральном выражении, сколько ростом цен на лекарства, предметы медицинского назначения и медицинские услуги. Только за период 2015-2018 гг. лидерами по росту цен оказались средства оказания первой помощи: бинт подорожал на 28,6%, (по сравнению с 2010 г. в 2,5 раза), вата - на 20,2%, йод - на 16,4%. Такие наиболее часто употребляемые, особенно пожилыми людьми, сердечно-сосудистые средства, как корвалол и нитроглицерин стали дороже соответственно на 24,3% (по сравнению с 2010 г. в 2,2 раза) и на 14,2% на фоне роста заболеваемости сердечно-сосудистыми болезнями на 4,5% на 1000 населения. Более чем на 20% подорожал алмагель, а витамины с макро- и микроэлементами увеличились в цене на 37,5%.

Не углубляясь в вопросы импортозамещения на фармацевтическом рынке (заметим лишь, что за период 2015-2018 гг. импорт лекарственных средств в стоимостном выражении вырос на 17,7%), а также качества и безопасности отечественных лекарств, констатируем рост производства препаратов для лечения сердечнососудистой системы на 27,5%, для лечения кожных заболеваний на 30,8% в упаковках и почти в 3 раза - во флаконах, более чем на 20% увеличилось производство препаратов для лечения органов дыхания, на 36% - противоопухолевых препаратов и иммуномодулято-ров, вдвое выросло производство витаминов [10]. Однако ни принятие Стратегии лекарственного обеспечения [11], ни ежегодный пересмотр списка жизненно важных препаратов не могут обеспечить доступность медикаментозной помощи в полном объеме.

Что касается медицинского оборудования, то за последние годы увеличилось производство рентгенографических аппаратов, электрокардиографов, ингаляторов, аппаратов ультразвуковой терапии, инвалидных колясок. Однако почти на 30% сократился

4 Дифференциация душевых расходов домашних хозяйств на здравоохранение примерно совпадает с величиной коэффициента фондов, отражающего дифференциацию денежных доходов населения [9].

490

выпуск кардиостимуляторов, на 58,2% - меньше аппаратов микроволновой терапии, на 17,1 % - аппаратов магнитотерапии.

Рост цен на медицинские услуги в 2018 г. по сравнению с 2015 г. составило в зависимости от вида от 1,5 до 3,7 раз, в т.ч. на стоматологические услуги - от 30% до почти 40%, физиотерапевтическое лечение - почти 22%, первичную консультацию у врача-специалиста - 18,6%, общий анализ крови - на 14,3%, лечебный массаж -11,4%. Услуги оздоровительного и профилактического характера также выросли в цене: стоимость одного дня пребывания в санатории - на 14,7%, занятия в группе общефизической подготовки- на 9,8% за месяц, посещение плавательного бассейна - на 8,6% за месяц.

Территориальные различия в потреблении медицинских услуг. Различия в расходах на здравоохранение между городом и селом в процентном отношении от общей суммы потребительских расходов не столь велики: 3,7% в городской местности и 3,4% в сельской в 2018 г. Однако в денежном выражении разница достигает 1,6 раз, причем для сельской местности величина этих расходов увеличилась по сравнению с 2017 г.

При среднем удельном весе расходов на здравоохранение в общем объеме потребительских расходов в 3,7% в 2018 г. (в 2010 г. он составлял 3,2%), этот показатель был превышен в 44 субъектах РФ, причем в 6 из них составил более 5%. Наибольшую долю своих расходов - 9,5% - тратили на услуги здравоохранения жители Ульяновской области, которая по уровню среднедушевых денежных доходов занимала лишь 70-е место среди российских регионов. Меньше всего доля расходов на здравоохранение была в Республике Ингушетия, занимавшей предпоследнее место по уровню среднедушевых денежных доходов, но зато, в отличие от Ульяновской области, на 87% укомплектованная работниками бесплатных медицинских учреждений.

Вторым водоразделом в потреблении услуг здравоохранения, помимо доходных ограничений и состава семьи, является потенциальная возможность получения медицинской помощи, связанная с фактическим наличием учреждений здравоохранения и их обеспеченностью оборудованием и кадрами. В данном контексте основным предметом сопоставлений являются душевые показатели, нивелирующие влияние размеров территории и численности ее населения.

Как видно из табл. 2, процесс сокращения числа больничных коек затронул почти все российские регионы, причем в большей

491

степени это коснулось самого густонаселенного Центрального ФО, и, в частности, Москвы, которая в 2018 г. занимала 3-е от конца место среди субъектов РФ по числу коек на 10000 населения. При этом Москва занимает 3-е от начала место по численности населения, приходящегося на 1 больничную койку, которая за период 2010-2015 гг. выросла в полтора раза.

Таблица 2

Показатели возможности стационарного обслуживания больных (на конец года)

Федеральный округ Всего, тыс. коек На 10 0 насел

2018 г. 2018/2010 2018 г. Место в РФ

РФ 1173 87,6 79,9

Центральный 290,5 81,9 73,8 7

г. Москва 78,3 72,6 62,1 83

Северо-Западный 114,3 90 81,8 3

г. Санкт-Петербург 44,7 102,1 83,1 40

Южный 129,9 103,3 79 5

Северо-Кавказский 71,5 97,1 72,4 8

Приволжский 235,3 85,7 80,1 4

Уральский 96,7 85 78,3 6

Сибирский 154,7 86,1 90,1 2

Дальневосточный 79,8 88 97,5 1

Численность населения на одну больничную койку, тыс.чел.

©

Рч

85,2 80 66,5 87,8 93,1

87.1

92.8

87.2

83.3 86,1

89.9

125,2

135.5 161,1 122,2 120,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

126.6 138,1 124,9 127,7

111 102,6

2

3 6

46

4 1

5 3 7

117,3 125 150,6 114

107.6 114,9

107.7 114,7

120 116,1 111,3

Источник: составлено автором по данным [12].

Самой высокой удельной обеспеченностью, естественно, обладают малолюдные районы Дальневосточного ФО: в Чукотском автономном округе на 10000 населения приходится 131,3 больничные койки, тогда как в Республике Ингушетия - 44,4, в Чеченской Республике - 58,2. Более того, в Республике Ингушетия этот показатель снизился по сравнению с 2010 г. на 10,5% (несмотря на рост абсолютного числа коек), а в Чеченской Республике - на 29,5%. Всего за период 2010-2015 гг. рост обеспеченности больничными койками в расчете на 10000 населения наблюдался только в шести субъектах федерации: в Саратовской области - на 10,4%, Приморском крае - на 8,4%, Владимирской области - на 7,9%, Ставропольском крае - на 7,6%, Калининградской области -на 5,9%, Республике Дагестан - на 2,5%. При этом во всех случаях

492

рост был вызван не улучшением возможностей стационарного лечения больных, а сокращением численности населения, приходящегося на 1 больничную койку. Всего больничная нагрузка за период 2010-2018 гг. в 28 субъектах федерации выросла на 20-30%, а в 5 - увеличилась более чем на 30%.

В соответствии с новой концепцией развития здравоохранения [13] сокращение лечения больных в стационаре должно компенсироваться повышением мощности амбулаторно-поликлиничес-кого звена (табл. 3).

Таблица 3

Мощность амбулаторно-поликлинических организаций (на конец года)

Федеральный Всего, тыс. посещений в смену На 10 000 чел. населения посещений в смену

округ 2018 г. 2018/2010 2018 г. Место в РФ 2018/2010

Российская Федерация 3998 108,5 272,4 105,6

Центральный 1082 104,7 274,9 5 102,3

г. Москва 390,3 104,9 309,4 16 95,9

Северо-Западный 452,1 111,7 323,6 1 109

г. Санкт-Петербург 183 118,7 340 8 108

Южный 392,5 120,3 238,5 7 101,2

Северо-Кавказский 181,1 113,6 183,5 8 108,7

Приволжский 801,5 109,5 272,7 6 111,3

Уральский 356,8 107,2 288,9 3 104,9

Сибирский 499,9 103,6 291,1 2 103,6

Дальневосточный 231,6 108,4 282,9 4 110,7

Источник: составлено автором по данным [12].

Число посещений в смену на 10000 населения за период 20102018 гг. выросло в диапазоне от 10 до 20% в 31 субъекте федерации, в Республике Мордовия увеличилось на 21,1%, в Республике Северная Осетия - Алания - на 23,7%, в Карачаево-Черкесской Республике - на 32,2%. Этот показатель колебался от 124,1 в Республике Дагестан до 471,6 в Чукотском автономном округе. В 12-ти субъектах РФ показатель посещаемости в смену на 10000 человек населения снизился. При этом причины снижения далеко не всегда кроются в улучшении состояния здоровья.

По данным комплексного наблюдения условий жизни населения [13], из числа лиц в возрасте 15 лет и старше, имевших потребность в медицинской помощи, 34,5% не обращались в медицинские организации, из них 30,7% находились в такой си-

493

туации раз в год (в возрасте старше 70 лет - 34,8%), 3,5% - один или несколько раз в месяц (в возрасте старше 70 лет -10,5%). В качестве причин необращения 30,2% указали неудовлетворительную работу медорганизаций, 21,7% не рассчитывали на эффективное лечение, 14,6% считали, что необходимое лечение можно получить только на платной основе. На нехватку времени сослались 23,8%. Невозможность добраться до медицинского учреждения без посторонней помощи указали в качестве причины необращения 15,7% лиц старших возрастов, 16,1% было тяжело добираться, поэтому 16,7% лиц этой возрастной группы обращалось за консультативной помощью дистанционно, без посещения медучреждения. Всего удаленные консультации получали лишь 12,1% опрошенных. В результате в среднем 51% нуждающихся в медицинской помощи лечились самостоятельно. Такие цифры красноречиво свидетельствуют о недоверии к медицинскому обслуживанию в целом.

В марте 2019 г. правительство исключило из госпрограммы «Здравоохранение» [14] цель «Повышение к 2025 г. удовлетворенности населения качеством медицинской помощи», которую предполагалось довести до 54%. Поскольку теперь данный показатель не отслеживается, окажется утраченной обратная связь между органами здравоохранения и потребителями их услуг, что не будет способствовать улучшению ситуации.

Персонал медицинских организаций. Недовольство работой организаций здравоохранения почти у трети опрошенных и скептицизм по поводу эффективности лечения у пятой их части напрямую связаны с обеспеченностью медицинским персоналом: его количеством, специализацией, нагрузкой. Общая численность врачей всех специальностей на конец 2018 г. была ниже уровня 2010 г. на 1,7%, а в расчете на 10000 населения она снизилась на 4,4% и варьировалась от 29,3 в Чеченской Республике до 81,9 - в занимающем первое место Санкт-Петербурге (табл. 4).

И в абсолютном выражении, и в расчете на 10000 населения численность среднего медицинского персонала за период 2010-2018 гг. также сократилась (табл. 5). Незначительный прирост численности наблюдался только в Северо-Западном ФО (в основном, за счет показателей Санкт-Петербурга), и довольно существенный - в Южном и Северо-Кавказском ФО. При этом Санкт-Петербург, показавший прирост и подушевого показателя, среди субъектов федерации находился в нижней части ранжированного по убыванию списка.

494

Таблица 4

Численность врачей всех специальностей по федеральным округам РФ (на конец года)

Федеральный округ Численность врачей всех специальностей

Всего, тыс. чел. На 10 000 чел. населения

2018 г. 2018/2010 2018 г. Место в РФ 2018/2010

РФ 703,7 98,3 47,9 95,6

Центральный 187,8 91,3 47,7 4 89,2

г. Москва 73,5 81,9 58,3 7 75,0

Северо-Западный 82,1 104,2 58,7 1 101,6

г. Санкт-Петербург 43,7 105,3 81,2 1 95,8

Южный 71,8 116,7 43,6 7 98,2

Северо-Кавказский 42,1 111,4 42,7 8 106,5

Приволжский 136,1 96,5 46,3 5 98,1

Уральский 56,3 101,3 45,6 6 99,1

Сибирский 84 93,3 48,9 3 93,3

Дальневосточный 43,7 96,5 53,3 2 98,3

Источник: составлено автором по данным [12].

Таблица 5

Численность среднего медицинского персонала по федеральным округам РФ (на конец года)

Федеральный округ Всего, тыс. чел. На 10 000 чел. населения, чел.

2018 г. 2018/2010 2018 г. Место в РФ 2018/2010

Российская Федерация 1491 98,9 101,6 96,2

Центральный 361,8 94,3 91,9 8 92,1

г. Москва 104,4 91,0 82,8 81 83,3

Северо-Западный 149,7 101,2 107,2 5 98,8

г. Санкт-Петербург 57,8 118,7 107,4 45 108,0

Южный 155 116,9 94,2 6 98,4

Северо-Кавказский 92,6 110,9 93,9 7 106,1

Приволжский 315,5 94,0 107,3 4 95,5

Уральский 139,2 99,0 112,7 1 96,9

Сибирский 188 97,9 109,5 2 97,9

Дальневосточный 89,4 96,3 109,1 3 98,3

Источник: составлено автором по данным [12].

Хуже всего ситуация с обеспеченностью средним медперсоналом была в Московской области (72,7 чел. на 10000 населения), более чем вдвое отстававшей от занимавшей первое место Магаданской области (159,2 чел., однако в 2016 г. он составлял 167,1 чел.)

495

Всего показатель удельной обеспеченности средним медицинским персоналом вырос в 23 субъектах федерации, в остальных он сократился в пределах от 0,1% в Тамбовской области до 16,7% в Москве, занимавшей в конце 2018 г. одно из последних мест в списке субъектов с показателем в 82,8 чел. на 10000 населения.

Фактическая нагрузка на медицинский персонал по субъектам федерации также сильно различалась. В Санкт-Петербурге в конце 2018 г. на одного врача приходилось 123,1 чел. населения, в то время как в Чеченской Республике - 341,4 чел., Курганской области - 336,4 чел., Псковской области - 294,5 чел., причем в последней она еще и выросла по сравнению с 2010 г., как и в 36 других российских регионах. При этом в 13 из них прирост врачебной нагрузки составил от 10% до 20%, а в Москве она выросла на треть, хотя и оставалась по среднероссийским меркам относительно невысокой (табл. 6).

Таблица 6

Нагрузка на работников сферы здравоохранения (на конец года, чел.)

Федеральный округ Численность населения на одного врача Численность населения на одного работника среднего медицинского персонала

2018 г. Место в РФ 2018/2010 2018 г. Место в РФ 2018/2010

РФ 208,6 104,5 98,4 103,9

Центральный 209,7 5 112,1 108,8 1 108,6

г. Москва 171,5 79 133,3 120,8 5 120,1

Северо-Западный 170,3 8 98,4 93,3 4 101,3

г. Санкт-Петербург 123,1 85 104,3 93,1 41 92,5

Южный 229,1 2 101,7 106,1 3 101,5

Северо-Кавказский 234,4 1 93,9 106,5 2 94,2

Приволжский 216,1 4 102,1 93,2 5 104,7

Уральский 219,4 3 101,0 88,7 8 103,1

Сибирский 204,4 6 107,1 91,3 7 102,0

Дальневосточный 187,6 7 101,6 91,6 6 101,7

Источник: составлено автором по данным [12].

При среднем росте по РФ в 104,5%, нагрузка на 1 врача сократилась только в занимающем первое место Северо-Кавказском ФО и занимающем последнее место Северо-Западном ФО, и там, и там -в связи с увеличением численности врачей (см. табл. 4). В Центральном ФО самый высокий рост врачебной нагрузки среди федеральных округов за период 2010-2018 гг. объяснялся, с одной стороны,

496

сокращением абсолютного числа врачей, а с другой - мощным миграционным притоком населения.

Нагрузка на средний медицинский персонал за это время выросла в 64 субъектах федерации, причем в 56 из них прирост составил до 10%, в 7 - от 10% до 20%, а в Москве - 20,1%. Разрыв в абсолютных показателях «сестринской» нагрузки в 2018 г. превышал 2 раза: в Московской области на одного работника среднего медицинского персонала приходилось 137,6 чел., а в Магаданской области - 62,8 чел.

Неравномерность распределения работников здравоохранения по территории (и соответственно, неравенство возможностей получения медицинских услуг населением) сопровождается структурными диспропорциями. Нехватка врачей отдельных специальностей особенно остро ощущается в небольших населенных пунктах, преимущественно в сельской местности, с затрудненной транспортной доступностью.

По данным аудита Счетной палаты в детском здравоохранении заполняемость штатных единиц по специальности «Педиатр» составляла 67,5%, «Уролог-андролог детский» - 36,8%, «Хирург детский» - 57,6%, «Эндокринолог детский» - 62,4%, «Кардиолог детский» - 64,9%, «Неонатолог» - 64% [5]. Расчетная нагрузка составляет: на одного педиатра 3 912 посещений в год (не считая вызовов на дом), на одного детского кардиолога - 2 910,9 посещений в год, на одного детского эндокринолога - 4 525,4 посещения в год. Несмотря на высокий коэффициент совместительства (в единицах) - 1,4 для врачей и 1,3 - для среднего и младшего медицинского персонала, на конец 2018 г. укомплектованность медицинских организаций для детей врачами не превышала 85,2%, средним медперсоналом - 89,4%, младшим - 86,4%.

Помимо достаточного уровня обеспеченности медицинскими кадрами в целом, важно укомплектовать медицинские организации высококвалифицированными специалистами. При росте общего числа врачей на 0,1% в 2018 г. по сравнению с предыдущим годом, число специалистов высшей категории снизилось в среднем на 1,7%, а первой категории - на 5,8%. Всего же в медицине для детей в 2018 г. суммарное количество специалистов высшей и первой категории не превышало 40% от общего числа врачей, (причем оно уменьшилось по сравнению с 2017 г.), а по специальности «Педиатрия» -лишь 35,6%, по специальности «Детская эндокринология» - 38,8%, «Детская онкология» - 38,2%, учитывая, что по двум последним специальностям счет общего числа специалистов идет на единицы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

497

Проблемы «взрослого» здравоохранения практически не отличаются от детского ни в смысле проблем финансирования, ни в отношении состояния материально-технической базы, ни в части абсолютного и структурного дефицита кадров и дифференциации территориальной доступности получения медицинской помощи.

В уже упоминавшейся Курганской области, занимающей второе место в стране по величине врачебной нагрузки (336,4 чел. на 1 врача или 29,7 врачей на 10000 населения), наблюдаются высокие показатели смертности от онкологических заболеваний, заболеваний органов дыхания и заболеваний системы кровообращения (сердечно-сосудистой системы) у трудоспособного населения, которые требуют постоянного длительного лечения. При этом штатное расписание медучреждений заполнено лишь на 47%. Кроме того, Курганская область занимает последнее место в Уральском ФО по уровню среднедушевых денежных доходов и 77-е место среди субъектов РФ, и ее жители, не имея условий для бесплатного медицинского обслуживания, также не имеют возможностей для получения услуг здравоохранения на платной основе. Население Курганской области тратит на платные медицинские услуги в три раза меньше, чем их соседи в Свердловской области, не говоря уже об автономных округах Тюменской области.

Самыми неукомплектованными медицинскими кадрами субъектами, помимо Курганской области, являются Владимирская область (52%), Еврейская АО (51%), Тульская и Псковская области (50%). В отличие от них, в Тюменской области штатное расписание укомплектовано на 85%. Нехватка кадров в государственном здравоохранении в абсолютном выражении сопровождается их оттоком в частную медицину и миграцией медицинских работников из бедных в богатые регионы [15]. И тот и другой процессы имеют единую природу - низкую оплату труда.

После «майских указов» 2012 г., требующих повышения величины заработной платы в здравоохранении сначала до среднего уровня по региону (для врачей), а затем и вдвое выше, она, действительно, начиная с 2017 г., стала расти более высокими темпами, чем в среднем по видам экономической деятельности, и составила в конце 2018 г. 92% от величины среднемесячной номинальной начисленной заработной платы и 78,3% в среднечасовом исчислении (табл. 7). В отношении всех работников здравоохранения, независимо от квалифи-

498

кации, их зарплата превышала средний уровень по субъекту только в 14 регионах, а в 11 - была ниже 90%.

Таблица 7

Показатели среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения

Ф. Р .г 8 з оа Ч А еа рлФ 5" В Рч

а рв пт О О 8=§ й ^

Федеральный и <и 1- щ в8 Рр « 2 Соотношение ней заработн той в субъе] в 2018 г.

округ о 8 5 я оо 2 01 в 2 У о ст 2 1 " 01 00 01 2

РФ 15794 40027 2,53 91,5

Центральный 20994 50269 1 2,39 8 91,9

г. Москва 39960 84527 2,12 82 100,9

Северо-Западный 18361 48825 2 2,66 2 98,0

г. Санкт-Петербург 20072 62663 3,12 4 103,7

Южный 11793 30954 6 2,62 4 96,7

Северо-Кавказский 10002 26553 8 2,65 3 98,1

Приволжский 11375 30440 7 2,68 1 95,2

Уральский 17936 43797 4 2,44 7 91,6

Сибирский 13664 35157 5 2,57 5 93,0

Дальневосточный 19574 47890 3 2,45 6 92,7

Источник: составлено автором по данным [8].

Что касается непосредственно врачей, то целевой показатель (вдвое выше средней зарплаты по региону) был достигнут в 58 субъектах, еще в 21 составлял от 195 до 199%. При этом фактический рост средних зарплат был достигнут за счет совместительства (его коэффициент составлял в 2019 г. 1,5) и переработок для рядового медицинского состава и ускоренного роста вознаграждений руководящих работников (коэффициент фондов 9,2).

С учетом того факта, что на одну ставку не работает никто из врачей, Минздрав России использует в качестве стандартной нагрузки 1,2 ставки. В 34 регионах врачи работают в среднем на 1,5-2 ставки. А в упомянутых выше Курганской, Тульской, Псковской областях и Еврейской АО на каждого реального врача приходится больше двух ставок. Причем и у врачей общей практики, и у специалистов оклад по тарифу составлял в 2018 г. немногим более 50% от общего заработка. В целом 58% работников здравоохранения имели зарплату на уровне от 1 до 3 прожиточных минимумов в своем субъекте в месяц, еще 16,3% - от 3 до 4 ПМ.

499

Некоторое увеличение общего числа врачей в последние годы происходит за счет роста их численности в частной медицине. За 2017-2018 гг. число врачей в частных больницах увеличилось на 12,2 тыс. чел. (это 20% их общего числа), в государственных - на 5 тыс. чел., т.е. меньше чем на 1%. Наибольшие потери врачей в государственной медицине - по 5-7% - испытали за 2016-2018 гг. Белгородская, Мурманская, Новгородская, Псковская, Свердловская области, Республика Калмыкия, Еврейская АО (ЕАО). Во всех этих субъектах, кроме Еврейской АО, сокращение числа врачей в государственных медучреждениях компенсировалось ростом их числа в частных. В ЕАО, так же как и в Липецкой, Орловской, Рязанской областях, Ненецком АО, Республике Крым, сократилась численность и тех, и других.

Вторым направлением миграции медперсонала является его переток из регионов с низкими показателями среднедушевого дохода в богатые субъекты федерации: столичные города, города-миллионники, ресурсодобывающие округа. Из многократно упоминавшейся Курганской области со средней зарплатой медиков в 28159 руб. врачи переезжали в Ханты-Мансийский АО с зарплатой в 65442 руб. и в Ямало-Ненецкий АО с зарплатой в 95663 руб. (данные за 2018 г.) Среднемесячная начисленная заработная плата работников здравоохранения в Карачаево-Черкесской Республике, занимавшей по этому показателю последнее место среди субъектов РФ, составляла 24366 руб., т.е. почти в 4 раза меньше, чем в ЯНАО [8]. Столичные клиники и больницы (84527 руб.) притягивают медицинских работников не только из других регионов РФ, но из стран СНГ, «оголяя» провинциальное здравоохранение. По экспертным оценкам в РФ не хватает 60 тыс. врачей, из них 37-40 тыс. в первичном звене - то есть участковых терапевтов и врачей общей практики и 56 тыс. работников среднего медицинского персонала [16].

Большие надежды на сглаживание принципиальных территориальных различий в уровне объемов и качества медицинского обслуживания возлагаются на «электронную медицину». Современное развитие 1Т-технологий, действительно, позволяет говорить о переводе деятельности медицинского учреждения на цифровой уровень. Однако, в условиях удаленного доступа возможно лишь получение консультации и самых общих рекомендаций по лечению. Осмотр пациента, забор анализов, аппаратные исследования и манипуляции, хирургическое вмешательство осуществляются

500

непосредственно. Для этого "на местах", как минимум, должен наличествовать врач, который имеет достаточную квалификацию, чтобы понять полученные рекомендации, и медицинское оборудование, позволяющее их применить. Поэтому фактическая доступность медицинского обслуживания по-прежнему зависит от количества учреждений здравоохранения на данной территории, их оснащенности необходимой медицинской техникой и специалистами.

За период 2010-2018 гг. образовательные заведения, занятые подготовкой кадров для системы здравоохранения, нарастили, в целом, и прием, и численность обучающихся и выпуск специалистов (табл. 8).

Однако следует обратить внимание на несколько моментов. Первый - это сокращение абсолютной численности высококвалифицированных специалистов в области профилактической медицины, призванных в перспективе способствовать уменьшению числа больных и, соответственно, расходов на их лечение.

Таблица 8

Динамика подготовки медицинских кадров по основным специальностям, 2018 г. к 2010 г., %

Покащатель Принято студентов Численность студентов Выпущено специалистов Разница между выпуском и приемом в 2018 /2019 учебном году, тыс. чел.

Специалисты высшего звена (бакалавры, специалисты, магистры)

Всего 144,7 130,7 123,0 -19,0

лечебное дело 165,8 156,1 137,9 -12,0

педиатрия 141,5 133,5 120,4 -3,3

медико-

профилактическое дело 100,0 87,5 93,75 -0,3

Средний медицинский персонал

Всего 130,9 142,0 102,5 -30,8

лечебное дело 105,4 96,3 64,6 -5,1

акушерское дело 155,9 174,7 112,5 -1,7

сестринское дело 127,1 150,4 114,2 -17,9

лабораторная диагностика 94,6 118,5 78,1 -1,0

Источник: составлено автором по данным [4].

Второй - снижение численности среднего медицинского персонала общего профиля. Третий - уменьшение и без того ограниченного числа специалистов лабораторной диагностики, что вызывает особую озабоченность, поскольку именно она создает

501

объективную основу для постановки диагноза и последующего лечения. Четвертый - выпуск студентов, окончивших курс обучения, ниже показателей приема по всем направлениям, что, с учетом приведенной выше экспертной оценки относительно нехватки специалистов, также имеет негативный характер.

Наконец, из 20,8 тыс. выпускников высшего звена (бакалавров, специалистов, магистров) государственных и муниципальных организаций высшего образования, обучавшихся на бюджетной основе по очной форме обучения по специальностям, входящим в группу «Здравоохранение», только 6,6 тыс., или 31,7% получили направление на работу. Для справки, в 2010 г. направление на работу получили 44% выпускников, в 2005 г - 56,6%.

Для исправления ситуации на государственном уровне принято решение о целевой подготовке медицинских кадров на бюджетной основе по направлениям из регионов по наиболее востребованным специальностям с последующей отработкой по месту направления. По специальности «Педиатрия» 75% бюджетных мест отдается под целевой прием абитуриентов, по специальности «Лечебное дело» - 70%. Минздрав России определил список из 48 врачебных специальностей для полностью целевого поступления в ординатуру на бюджетные места, в том числе по специальности «Онкология», «Сердечно-сосудистая хирургия», «Кардиология», «Детская кардиология». В перспективе такой подход должен обеспечить приток высококвалифицированных кадров в регионы.

Доклад о человеческом развитии ООН 2019 г. был посвящен проблемам неравенства во всех его проявлениях и его негативным последствиям как для индивида, так и для глобального социума. В частности, анализировались потери от невозможности доступа к качественным услугам в области здравоохранения, измеренные в годах продолжительности здоровой жизни. Однако перед всеобщим вызовом в виде вирусной пандемии нового типа оказались бессильны системы здравоохранения ведущих стран мира, независимо от конфигурации их устройства и уровня государственных и частных расходов, посчитавшие полностью ликвидированной глобальную эпидемическую угрозу, что, соответственно, изменило структуру потребностей в медицинской помощи. Поэтому ко всем проблемам российского здравоохранения добавляется необходимость восстановления мобилизационной медицины.

502

Безусловно, взаимосвязь между показателями заболеваемости, смертности и продолжительности жизни и состоянием здравоохранения в конкретном субъекте федерации далека от линейной, поскольку присутствуют такие факторы как экология, отраслевая специализация, социально-демографический состав населения и пр. Однако очевидно, что дистанция между бесплатной бюджетной и платной частной медициной не способствует улучшению здоровья ни на уровне отдельного человека, ни общества в целом, и в конечном счёте замедляет темпы роста экономики.

Литература и информационные источники

1. Human Development Report 2019. Beyond income, beyond averages, beyond today: Inequalities in human development in the 21st century. Электронный ресурс. Режим доступа: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr2019.pdf

2. Представлен новый индикатор оценки качества жизни населения https://social.ranepa.ru/novosti/item/predstavlen-novyj-indikator-ocenki-kachestva-zhizni-naseleniya [электронный ресурс].

3. Айзинова ИМ. Социально-экономические проблемы старшего поколения: качество жизни населения старших возрастов //Проблемы прогнозирования. №4. 2017. с.121-131.

4. Здравоохранение в России. 2019. Стат. сб. М.: Росстат, 2019. 170 с.

5. Отчет о результатах экспертноаналитического мероприятия «Оценка эффективности расходования в 2018-2019 годах средств федерального бюджета, направленных на развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь» http://audit.gov.ru/upload/iblock/5ba/5ba6e645f62bcc644f941f962ed930d2.pdf

6. Минздрав разработал многоуровневую систему оценки медучреждений https://tass.ru/obschestvo/7885875 [электронный ресурс].

7. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2019. Стат.сб. М.: Рос-стат, 2019. 352 c.

8. Приложение к сборнику «Здравоохранение в России» (информация в разрезе субъектов Российской Федерации). https://www.gks.ru/folder/210/document/13218

9. Российский статистический ежегодник. 2019. Стат.сб. М.: Росстат, 2019. 708 с.

10. Промышленное производство в России. 2019. Стат.сб. М.: Росстат, 2019. 286 с.

11. Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 г. https://rg.ru/pril/article/70/89/78/Strategiya_lek_obespecheniya_131112.doc

12. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2019. Стат. сб. М.: Росстат, 2019. 766 с.

13. Комплексное наблюдение условий жизни населения, 2018. Раздел III. Здоровье и медицинское обслуживание. Росстат. https://gks.ru/free_doc/new_site/KOUZ18/index.html [электронный ресурс].

14 Национальный проект «Здравоохранение». http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LA W_300629/a2837c1 d40ceßfa3abc26772857d8ß7142ba27/

15. Исследование о том, как в России перестали лечить бедных.. Электронный ресурс.. https://www.tks.ru/politics/2020/01/20/0007 [электронный ресурс].

16. Росстат: в России не хватает 60 тысяч врачей.. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.przrf.ru/news/full/main_news/Rosstat-v-Rossii-ne-hvataet-60-tysyach-vrachej/

503

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.