Научная статья на тему 'Изучение основных показателей здравоохранения г. Москвы в условиях реформы'

Изучение основных показателей здравоохранения г. Москвы в условиях реформы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
74
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чижова О.В.

В статье изучаются динамика и структура основных показателей здравоохранения г. Москвы в условиях реформы; выявлена зависимость сокращения количества больничных коек и численности врачей от количества государственных медицинских учреждений; показана зависимость роста объема платных медицинских услуг от снижения коечного фонда и численности врачей в государственных учреждениях здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение основных показателей здравоохранения г. Москвы в условиях реформы»

Медицинские науки

53

2011 г. позволяет предположить, что отличие в реакции сердечно-сосудистой системы человека может быть связано с фазой 11-летнего цикла активности.

Список литературы:

1. Маныкина В.И., Самсонов С.Н., Скрябин Н.Г., Пальшина А.М. Влияние космической погоды на сердечно-сосудистую систему человека // Сборник статей второй международной научно-практической конференции «Высокие технологии, фундаментальные и прикладные исследования в физиологии и медицине». Том 1. Россия, Санкт-Петербург 26-28 октября 2011 г. -С. 123-125.

2. Стрекаловская А.А., Петрова П.Г., Самсонов С.Н. Исследование влияния космической погоды на здоровье человека двумя независимыми методами // Сборник материалов III межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Экология и здоровье человека на Севере», 9-10 ноября 2012 г., г. Якутск. - С. 56-59.

ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Г. МОСКВЫ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ

© Чижова О.В.*

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

В статье изучаются динамика и структура основных показателей здравоохранения г. Москвы в условиях реформы; выявлена зависимость сокращения количества больничных коек и численности врачей от количества государственных медицинских учреждений; показана зависимость роста объема платных медицинских услуг от снижения коечного фонда и численности врачей в государственных учреждениях здравоохранения.

В 2010 г. в стране был принят закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», согласно которому финансирование здравоохранения могло осуществляться только из Фонда Обязательного медицинского страхования. Деньги, для финансирования здравоохранения, должны были собираться из взносов застрахованных лиц (все граждане Российской Федерации), поступать на счет Фонда Обязательного Медицинского страхования и далее через страховые компании в лечебные учреждения согласно тарифам за оказанные медицинские услуги (одноканальное финансирование).

Студент 2 курса факультета Бизнеса. Научный руководитель: Бабич С.Г.

54

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Г. Москва перешел на одноканальное финансирование только с января 2015 г. Развитая структура медицинской помощи в г. Москве требовала значительных затрат. Простые подсчеты показывали, что при существующих тарифах, а они по некоторым позициям отличались от тарифов добровольного медицинского страхования (ДМС) в десятки раз, медицинские учреждения города просто не выживут, ведь реальная стоимость лечения была гораздо выше определенной тарифами.

Ситуацию усложнил, подписанный в 2012 г., указ Президента Российской Федерации В.В.Путина, согласно которому к 2018 году зарплату врачей следовало довести до уровня 200 % (90 - 150 тыс. руб.) от средней заработной платы по региону.

Для обеспечения выполнения всех законодательных норм московским правительством было принято решение о модернизации системы здравоохранения. Эта многоцелевая программа затрагивала все уровни городского здравоохранения. Одна из них, наиболее финансово емкая - стационарное лечение - вызвала наибольшие дискуссии и волнения в обществе. По мнению реформаторов, техническое перевооружение стационаров приведет к резкому сокращению времени лечения и освобождению как мест в больницах, так и медицинского персонала.

В результате количество медицинских учреждений (больниц) в регионе сократилось в 2014 г. по сравнению с 2009 г. сократилось на 68 ед. (на 29,310 %), хотя в 2010 г. по сравнению с базисным годом изменений не наблюдается. Сокращение наблюдается в 2012 г. и составляет 17 ед., а вот в 2011 и 2013 гг. число больниц за год было уменьшено на 4 ед. за год.

Рис. 1. Количество государственных медицинских учреждений в г. Москве на конец отчетного года, ед.

За счет перераспределения коек уменьшался и объем «коечного фонда», однако не так существенно, как количество больниц.

В условиях экономии денежных средств было принято решение об «избавлении» от небольших, часто узко специализированных медучреждений,

Медицинские науки

55

переведя их под контроль крупных медицинских центров. Специализированные отделения объединялись, несколько укрупнялись отделения в крупных стационарах, аналогичные отделения в подчиненных больницах (их назвали филиалами) - закрылись. Общий коечный фонд сократился в 2014 г. по сравнению с 2009 г. более, чем на двадцать тысяч. Кроме того, если в 2010 г. по сравнению с 2009 г. количество коек уменьшилось на 0,069 % (на 64 шт.), то в 2014 г. по сравнению с 2013 г. этот спад составил уже 16,055 % (на 15 000 шт.).

Рис. 2. Количество больничных коек в г. Москве на конец отчетного года, ед.

Перенаправлены (маршрутизированы) потоки пациентов. Сокращен освободившийся медицинский персонал.

Так, обеспеченность населения врачами по основным специальностям сократилась, соответственно: терапевтического профиля и акушер - гинекологического профиля на 17, 5 % в 2014 г. по сравнению с 2011, а хирургического профиля на 34, 29 % в 2014 г. по сравнению с 2011.

Таблица 1

Обеспеченность населения врачами на 10 000 населения в г. Москве на конец года, чел.

Терапевты Хирурги Акушер-гинекологи

201 1 г. 8 3,5 8

2012 г. 7,5 3 7,8

2013 г. 7,5 2,9 7

2014 г. 6,6 2,3 3,4

Численность врачей в медицинских учреждениях г. Москвы в период с 2009 г. по 2011 г. возрастала на 4, 621 % (на 3995 тыс. чел.), однако к 2014 г. численность врачей сократилась на 6,755 % (на 5839 тыс. чел.) по сравнению с базисным годом. Максимальный спад наблюдается между 2011 г. и 2012 г. и составил 7844 тыс. чел., что меньше 2009 г. в 0,045 раз.

Учитывая, что заболеваемость жителей Москвы не снижается, то и потребность в медицинской помощи, тоже, остается на прежнем уровне.

56

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Рис. 3. Численность врачей всех специальностей в учреждениях оказывающих медицинские услуги населению в г. Москве на конец отчетного года, тыс. чел.

Куда же пошли лечиться пациенты, если до сих пор не произошло социального взрыва из-за недоступности медицинской помощи.

В связи с сокращением числа бесплатных больниц и увеличением объема платных услуг населению, нетрудно понять, что пациенты переориентировались на частные медицинские учреждения.

В объеме платных услуг можно наблюдать положительные темпы роста. За шесть лет объем увеличился почти вдвое (на 128, 046 %). Максимальный прирост за год был в 2013 г. и составил 34, 364 % (на 22012, 394 тыс. руб.).

Рис. 4. Объем платных медицинских услуг населению в г. Москве, тыс. руб.

Реформу здравоохранения, проводимую в г. Москве, обсуждают уже два года. Реформаторы из Правительства Москвы доказывают, что ее основная цель - модернизация здравоохранения, включающая в себя повышение качества обслуживания населения, внедрение и применение новых современных методов обследования и лечения, улучшение взаимодействия между

Медицинские науки

57

стационаром и первичным звеном, расширение возможностей поликлиник. Новые технологии должны резко повысить качество предоставляемой помощи. Для этого больницы и поликлиники оснащают новым современным оборудованием, персонал обучают в зарубежных клиниках.

Однако, не прекращаются споры по поводу проводимой реформы. Противники реформы или методов ее проведения говорят о несоответствии заявленных целей и нынешних возможностей системы здравоохранения города. Специалисты Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК) утверждают, что невозможно увеличить интенсивность работы койки, т.к. выписанные ранее 7 дней госпитализации пациенты требуют наблюдения врачей в первичном звене (поликлинике), часто специализированного, а там не хватает кадров. На сегодняшний день в г. Москве дефицит составляет 3,3 тыс. врачей. Не хватает и коек реабилитации, паллиативных коек, коек сестринского ухода. В Москве их почти в 5 раза меньше, чем требуется. Увеличившаяся нагрузка на медицинский персонал, приводит к снижению качества работы. Вынужденное переобучение, которое предложили уволенным медикам организаторы реформы, «ломает» людей, меняет профессиональные стереотипы, что приводит к еще большему оттоку высокопрофессиональных кадров, как в область платного здравоохранения, где нагрузки гораздо меньше, а условия работы лучше, так и в другие, не связанные с лечением пациентов, отрасли народного хозяйства. И, сколько бы, не утверждали организаторы реформ, что основная задача реформы не экономия денег, а повышение качества медицинской помощи, при государственном финансировании здравоохранения на уровне 2,4 % Валового регионального продукта, как в Таджикистане, Камбодже, Папуа - Новая Гвинея, невозможно достичь никаких положительных результатов.

Однако, впервые с 2008 г. общий коэффициент смертности в Москве перестал снижаться. Очень показательным в этом отношении будет 2015 год, статистические данные по которому еще не появились. В ситуацию вмешался экономический кризис. Лечение стало дороже. Зарплаты, а значит и взносы в Московский ФОМС падают. Одно ясно уже сейчас - нельзя проводить даже давно назревшую реформу, в такой жизненной области, как здравоохранение, «кавалеристским наскоком». Здоровье населения не полигон для экспериментов. Даже самые лучшие расчеты экономистов должны быть адаптированы в соответствии с реальным положением вещей. Использование новых препаратов, современных средств обследования и лечения, т.е. то, что мы называем модернизацией, не должны уменьшать расходы на здравоохранение. Нельзя ставить зарплату врача в зависимость от количества пролеченных пациентов, качество пострадает обязательно. Нельзя заставлять главных врачей больниц заниматься экономикой, это не их зона ответственности.

58

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).

2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс].

4. Федеральная служба государственной статистики по г. Москве [Электронный ресурс].

5. Министерство здравоохранение Российской Федерации [Электронный ресурс].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.