Научная статья на тему 'Бюджетное финансирование сельского хозяйства в новых экономических условиях'

Бюджетное финансирование сельского хозяйства в новых экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
445
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Нива Поволжья
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ТРЕБОВАНИЯ ВТО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ОСНОВНОЙ И ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / AGRICULTURE / BUDGET FINANCING / WTO REQUIREMENTS / STATE SUPPORT / FIXED AND CIRCULATING CAPITAL / HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зарук Н. Ф., Гришин Г. Е., Тагирова О. А.

Рассматриваются актуальные вопросы бюджетного финансирования сельского хозяйства в новых экономических условиях в соответствии с требованиями ВТО. Предложена методика прогнозных расчетов объемов бюджетного финансирования сельскохозяйственных организаций Пензенской области, которые обеспечат их развитие и модернизацию. Данная методика использует три группы укрупненных нормативов государственной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGET AGRICULTURAL FINANCING IN NEW ECONOMIC CONDITIONS

The article deals with actual problems of budget financing agriculture in new economic conditions according to the WTO requirements. Methods of forecasting calculations of budget financing amounts of agricultural organizations in Penza region have been offered. This will enable their development and modernization. The developed methods use three groups of bigger norms of state support.

Текст научной работы на тему «Бюджетное финансирование сельского хозяйства в новых экономических условиях»

УДК 631.162:657.3

БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Н. Ф. Зарук, доктор экон. наук, профессор; Г. Е. Гришин, доктор с.-х. наук, профессор; О. А. Тагирова, кандидат экон. наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА», Россия, т. (8412) 62 85 63, е-таИ: гагик84@Ьк. ги

Рассматриваются актуальные вопросы бюджетного финансирования сельского хозяйства в новых экономических условиях в соответствии с требованиями ВТО. Предложена методика прогнозных расчетов объемов бюджетного финансирования сельскохозяйственных организаций Пензенской области, которые обеспечат их развитие и модернизацию. Данная методика использует три группы укрупненных нормативов государственной поддержки.

Ключевые слова: сельское хозяйство, бюджетное финансирование, требования ВТО, государственная поддержка, основной и оборотный капитал, человеческий капитал.

Государственная поддержка играет важную роль в финансировании сельскохозяйственного предприятия. Использование эффективных форм бюджетного финансирования в аграрной сфере способствует решению проблемы финансового обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Объективная необходимость бюджетной поддержки сельского хозяйства обусловлена рядом причин, главными из которых являются особенности сельскохозяйственного производства, неэквивалентность в товарообмене с промышленностью, ярко выраженная сезонность деятельности, необходимость преодоления негативных тенденций в развитии отрасли.

В структуре источников финансирования сельскохозяйственных организаций Пензенской области в 2007-2012 гг. наибольшая доля приходится на заёмные средства, и в динамике она подвергается колебаниям в пределах от 58,4 % до 69,2 %. Доля бюджетного финансирования в динамике остается достаточно стабильной - в районе 4,0 %. Однако 2010 г. отмечен небольшим ростом (6,2 %), что связано распределением средств на ликвидацию последствий засухи.

Пензенская область является традиционно аграрным регионом. Агропромышленный сектор играет важную роль в формировании регионального валового продукта. На его долю приходится 14 % ВРП, что соответствует второму месту среди других отраслей экономики области.

Начиная с 2008 года в Пензенской области наметилась четкая тенденция увеличения объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции, ко-

торые выросли более чем в 2,1 раза. Этому во многом способствовала реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Немаловажную роль в решении данных вопросов сыграла государственная поддержка сельского хозяйства, которая из года в год имеет все большее значение в развитии отрасли.

Значение бюджетного финансирования сельскохозяйственных организаций Пензенской области возрастает. В рассматриваемом периоде величина предоставленных сельхозтоваропроизводителям бюджетных средств увеличилась с 670,9 млн. руб. до 1997,2 млн. руб., или в 3 раза. Структура полученной государственной поддержки постоянно изменяется, а в 2012 г. установилось следующее соотношение полученных средств из федерального бюджета и бюджета субъектов РФ - 71 % на 29 %. Основная доля поддержки сельскохозяйственной отрасли области обеспечивается за счет средств федерального бюджета. В 2012 г. они составили 1418,2 млн. руб., что выше уровня 2007 г. в 4,1 раза и на 29,6 % выше уровня предыдущего года. Средства, полученные из бюджета Пензенской области, в 201 2 г. составили 579 млн. руб., что несколько ниже 2011 года. Неурожай 2010 г. повлек за собой много последствий, одним из которых стало практически отсутствие поддержки сельского хозяйства из бюджетов местного уровня [6].

Благодаря комплексным и своевременным мерам государственной поддержки в

2012 году в агропромышленном комплексе Пензенской области обеспечена позитивная динамика развития сельского хозяйства. Отрасль сельского хозяйства за последние годы остается стабильно прибыльной. За 2012 год сумма прибыли составила 1,19 млрд. рублей. Этому способствует реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли сельского хозяйства, осуществляемой за счет средств федерального бюджета и бюджета Пензенской области.

В рамках ведомственной целевой программы «Организация и обеспечение деятельности Министерства сельского хозяйства Пензенской области на 2012-2014 годы» значительная часть средств была выделена на цели, связанные с развитием кредитования сельскохозяйственного производства. Сельскохозяйственными товаропроизводителями Пензенской области по состоянию на 1 января 2013 года привлечено более 21 млрд. рублей долгосрочных и более 8 млрд. рублей краткосрочных кредитных ресурсов, что соответственно на 23 % и 47 % выше уровня предыдущего года.

В 2012 году благодаря финансовой поддержке из бюджетов разных уровней рентабельность сельскохозяйственных предприятий Пензенской области составила 6,9 % (рис. 1).

Государственная поддержка, повышение доступности кредитов, формирование благоприятного инвестиционного климата в области позволили за короткий период времени в разы нарастить инвестиции в агропромышленный комплекс региона [13].

Объем инвестиций 2008-2012 гг. составил более 27 млрд. рублей (рис. 2).

С 2012 г. началась реализация новой ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 гг.». Она предусматривает гранты до 1,5 млн. руб. на создание крестьянского хозяйства и единовременную помощь на бытовое обустройство начинающего фермера в размере 250 тыс. руб. Кроме того, начинающим фермерам, зарегистрировавшим своё дело менее одного года назад, предоставляются гранты в размере 300 тыс. рублей. Претендовать на гранто-вую поддержку могут только бизнес-проекты в реальном секторе экономики. Предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории региона от 1 года до 3 лет, предоставляются гранты, максимальный размер которых составляет 500 тыс. рублей. Этот вид грантовой поддержки направлен в первую очередь на помощь пензенским предприятиям в обновлении технопарка и модернизации оборудования.

В 2012 году из федерального бюджета Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства Пензенской области, было направлено 297,6 млн. руб.

Несмотря на рост объемов бюджетного финансирования, сельское хозяйство России значительно отстает от других стран по уровню поддержки АПК со стороны государства. Так, в России поддержка на 1 рубль произведённой продукции составляет 6 копеек, в Европе - 32 копейки, в США

Рис. 1. Уровень рентабельности сельскохозяйственных предприятий Пензенской области

Нива Поволжья № 4 (29) 2013 113

800070006000500040003000200010000

—I--—I--—I--—I—

2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г.

Т7

Рис. 2. Инвестиции в АПК Пензенской области в 2007-2012 гг., млн. рублей

- 16 копеек. Низким остается уровень доходности большей части сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации производимой ими продукции, не обеспечивающий расширенное воспроизводство и достижение целей, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации. Это привело к образованию кредиторской задолженности в размере 1,5 трлн. рублей, что превышает годовую выручку от реализации продукции сельскохозяйственных организаций [7, 8].

В соответствии с условиями ВТО российской стороной был согласован агрегированный уровень государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в размере 9 млрд. долл. США с последующим сокращением равными долями до 4,4 млрд. долл. США к 2018 году. В первые годы реализации Государственной программы развития сельского хозяйства до 2020 года, когда разрешается использовать на поддержку отрасли до 9 млрд. долл. США, бюджетное финансирование на 2013-2014 годы ограничивается 158 млрд. руб., или в два с лишним раза меньше согласованного с ВТО уровня на эти годы, а с учетом инфляции - это означает даже ее некоторое сокращение. Объем финансирования одобренной правительством Госпрограммы сократился до 1,5 трлн. руб. Бюджетное финансирование АПК, ограниченное правилами ВТО, в целом составит 1,17 трлн. руб. до 2020 года. К «зеленой корзине» мер господдержки, не ограничиваемой правилами ВТО, будет относиться 1,1 трлн. руб. (с учетом средств региональных бюджетов) [11, 12].

В соответствии с требованиями ВТО меры государственной поддержки сельского хозяйства разделяются на три категории. «Янтарная корзина» включает разного рода продуктовые дотации и субсидии, то есть меры, которые непосредственно искажают торговую среду. Ее размер регулируется нормами этой организации и является главным предметом международных дискуссий. «Голубая корзина» - программы, нацеленные на сокращение производства, они тоже могут искусственно завышать конкурентоспособность уменьшенного производства, но более опосредованно.

Особого внимания заслуживает «зеленая корзина». Она включает меры, не связанные с финансированием производства [15, 16, 17]. Это может быть:

1. Информационное обеспечение в сфере сельского хозяйства:

- услуги по распространению и консалтинговые услуги, включая предоставление средств для облегчения передачи информации и результатов исследований производителям и потребителям;

- услуги по маркетингу и продвижению товаров, включая маркетинговую информацию, консультации и продвижение конкретных продуктов.

2. Развитие науки, кадровое обеспечение сельского хозяйства:

- научные исследования, в том числе общего характера и исследовательские программы по конкретным продуктам;

- услуги по подготовке кадров, включая как общую, так и специальную подготовку.

3. Развитие сельскохозяйственной инфраструктуры:

- услуги по инфраструктуре, включая: электроснабжение, дороги, рыночное и портовое оборудование и т. д.

4. Другие направления, касающиеся отрасли «сельское хозяйство»:

- инспекционные услуги, включая общие инспекционные услуги и проверку отдельных продуктов для целей здравоохра-нения,безопасности;

- борьба с вредителями и болезнями, включая системы раннего предупреждения, карантин и уничтожение;

- создание государственных резервов для обеспечения продовольственной безопасности. В том числе и продовольственная помощь частным складам продовольствия;

- внутренняя продовольственная помощь нуждающейся части населения;

- программы страхования и обеспечения безопасности доходов, помощь при стихийных бедствиях;

- программы, побуждающие производителей прекратить свою деятельность;

- программы по прекращению использования ресурсов;

- программы по охране окружающей среды;

- программы региональной помощи в неблагоприятных регионах.

Россия в условиях ее членства в ВТО должна снизить преимущественно меры поддержки по «желтой корзине», т. е. субсидии на производство конкретных видов продукции, для приобретения средств производства , на кредиты , прямые платежи производителям, списание долгов и иные меры поддержки, а не косвенные меры, как предполагает «зеленая корзина» (например, мероприятия по развитию инфраструктуры села, помощь в модернизации оборудования, финансирование аграрных вузов).

По нашему мнению, часть мер поддержки из «желтой корзины» можно перераспределить к мерам «зеленой корзины». Например, субсидии по краткосрочным кредитам, которые выполняют роль компенсации сезонных затрат, можно привязывать не к объемам производства, а к площадям и перевести в меры поддержки по «зеленой корзине».

По сути, система государственной поддержки сельского хозяйства должна быть подобно той, что применяется в странах-членах ВТО, где регулирование развития сельского хозяйства заключается главным образом в прямом квотировании применения субсидии (в частности, на обработку земли, строительство новых объектов, ус-

тановку энергоэффективного оборудования, развитие инфраструктуры, логистики и др.), что дает эффект на длительную перспективу.

На основе предложений по перераспределению бюджетной поддержки сельхозтоваропроизводителей в условиях ВТО нами был определен ее объем в Пензенском регионе по научно обоснованным нормативам. Для расчета нормативов поддержки в исследовании использован интегральный подход, базирующийся на том, что через систему цен из сельского хозяйства при продаже и покупке продукции изымается определенная часть созданной в нем стоимости. Поэтому сельскохозяйственные товаропроизводители осуществляют хозяйственную деятельность в относительно худших условиях производства, обусловленных макроэкономическими и межотраслевыми пропорциями и процессами. Для расчета объема государственной поддержки сельского хозяйства в Пензенской области с учетом требований ВТО использована разработанная учеными Пензенской ГСХА совместно с учеными ГНУ ВНИИЭСХ методика, одобренная и рекомендованная к использованию Рос-сельхозакадемией [14].

Используются три группы укрупненных нормативов государственной поддержки. Каждый норматив при расчете разделен на составляющие элементы: основной, оборотный и человеческий капитал. Первая группа нормативов характеризует изъятие затраченных при производстве ресурсов в условиях простого воспроизводства. Финансирование в рамках первой группы позволит обеспечить прирост физического объема валовой продукции сельского хозяйства до 1...1,5 % в год. Вторая группа представляет собой объемы бюджетного финансирования для прироста (накопления) основного и оборотного капитала среднегодовыми темпами в 5.10 %. Третья группа включает в себя нормативы предыдущей группы, которые являются сводными показателями. Им соответствуют среднегодовые темпы прироста физического объема продукции сельского хозяйства в 2,5.3 и 5.7 % соответственно.

Пересчет показателей в цены 2013 -2015 гг. проводился с использованием индексов цен производителей (ИЦП), потребительских цен (ИПЦ), индексов цен на приобретаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями промышленные средства производства и тарифов на услуги.

В расчетах за базу приняты индексы цен приобретения по продукции промыш-

Нива Поволжья № 4 (29) 2013 115

Таблица 1

Расчет объема финансовых ресурсов для обеспечения потребности простого воспроизводства сельскохозяйственных организаций Пензенской области, млн. руб. (2013 - 2015 гг.)

Показатель Основной ка- Оборотный ка- Оплата труда Итого

питал питал

1. Разница между нормативными и фактическими значениями в с.-х. организациях, в среднем за 2005-2006 гг. 79,2 0 677,6 756,8

2. ИЦП и ИПЦ 2013 г. к 2006 г., по расчету МЭРТ, % 155,8 155,8 164,6 Х

3. ИЦП и ИПЦ 2014 г. к 2006 г., по расчету МЭРТ, % 162,4 162,4 169,8 Х

4. ИЦП и ИПЦ 2015 г. к 2006 г., по расчету МЭРТ, % 169,8 169,8 174,7 Х

5. То же в ценах 2013 г.(1х2) 123,39 0,00 1115,33 1238,72

6. То же в ценах 2014 г.(1х3) 128,62 0,00 1150,56 1279,19

7. То же в ценах 2015 г.(1х4) 134,48 0,00 1183,77 1318,25

8. Все категории хозяйств (к распр. = 1,35) 2013г. 166,58 0,00 1505,69 1672,28

9. Все категории хозяйств (к распр. = 1,35) 2014г. 173,64 0,00 1553,26 1726,90

10. Все категории хозяйств (к распр. = 1,35) 2015 г. 181,55 0,00 1598,10 1779,65

ленности и услугам для сельскохозяйственных организаций, рассчитываемые Министерством экономического развития РФ.

Объем государственной поддержки, необходимый для обеспечения простого воспроизводства сельскохозяйственных организаций Пензенской области, в 2013 г. должен составлять 1,67 млрд. руб., в том числе на основной капитал 166,58 млн. руб., человеческий капитал - 1,5 млрд. руб.; в 2014 г. - 1,73 млрд. руб., в том числе на основной капитал 173,64 млн. руб., человеческий капитал - 1,5 млрд. руб.; в 2015 г. -1,78 млрд. руб., в том числе на основной капитал 181,55 млн. руб., человеческий капитал - 1,60 млрд. руб. (табл. 1).

Определение второго укрупненного норматива бюджетного финансирования сельского хозяйства в Пензенской области (накопление и повышение инвестиционной активности) приведено в таблице 2.

В расчетах условно приняты среднегодовые темпы прироста (накопления) основного и оборотного капитала в 5 % (1

подгруппа) и 10 % (2 подгруппа). Общий объем инвестиций для накопления будет больше нормативных значений. С учетом этого предложенные нормативы обеспечат запланированные рекомендациями темпы прироста валовой продукции в 2,5...3,0 и 5,0...7,0 %.

Объем государственной поддержки сельскохозяйственных организаций в Пензенской области, обеспечивающий накопление и повышение инвестиционной активности в 2013 г., должен составлять 2,86 млрд. руб., в 2014 г. - 2,98 млрд. руб., в 2015 г. - 3,10 млрд. руб.

Приведенные ниже показатели являются средними величинами, которые представляют собой общую сумму финансовых ресурсов, которая должна быть обращена на поддержку сельского хозяйства (табл. 3-5).

Общую сумму государственной поддержки составляют поступления из федерального и регионального бюджетов. Основным источником финансирования сельского хозяйства должен быть федеральный

Таблица 2

Расчет объема государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей всех категорий, обеспечивающей накопление и повышение инвестиционной активности, млн. руб.

Показатель Капитал Итого

Основной Оборотный Человеческий

1. Прирост основных, оборотных средств и оплаты труда, млн. руб. (5669,1*0,1 *1,1**1,35) (4683,4*0,1 *1,1**1,35) (1893,6*0,1 *1,1**1,35) 1818,55

841,86 695,48 281,20

2. ИЦП и ИПЦ 2013 г. к 2006 г., по расчету МЭРТ, % 155,8 155,8 164,6 Х

3. ИЦП и ИПЦ 2014 г. к 2006 г., по расчету МЭРТ, % 162,4 162,4 169,8 Х

4. ИЦП и ИПЦ 2015 г. к 2006 г., по расчету МЭРТ, % 169,8 169,8 174,7 Х

5. То же в ценах 2013 г. (1 х2) 1311,62 1083,57 462,85 2858,04

6. То же в ценах 2014 г. (1 х3) 1367,18 1129,47 477,48 2974,13

7. То же в ценах 2015 г.(1 х4) 1429,48 1180,93 491,26 3101,67

бюджет, так как на уровне Российской Федерации формируются основные принципы агропродовольственной политики, концентрируются основные бюджетные ресурсы.

Проведенные прогнозные расчеты объемов бюджетного финансирования сельскохозяйственных организаций Пензенской области, которые обеспечат их развитие, модернизацию, должны составить в 2013 г. 4530,32 млн. руб.; в 2014 г. - 4701,03 млн. руб.; в 2015 г. - 4881,32 млн. руб.

Таким образом, при сопоставлении объемов бюджетного финансирования, реально оказываемых и рассчитанных по методике, очевидна крайняя недостаточность государственной поддержки.

Проведенные прогнозные расчеты объемов бюджетного финансирования аграрного сектора экономики Пензенской области должны обеспечить его модернизацию на инновационной основе в рамках, разрешенных правилами ВТО. Бюджетное финансирование - главная задача федерального и регионального правительств при выполнении Доктрины продовольственной безопасности России, но без помощи бизнес-сообществ эту задачу не выполнить. Необходимо частно-государственное партнерство и консолидация финансовых ре-

сурсов государства и бизнеса. Финансовое обеспечение реализации «Государственной программы развития агропромышленного комплекса Пензенской области на 2013-2020 годы» за счет всех источников финансирования по годам, по нашим прогнозам, должно составить: в 2013 году -1022,43 млн. руб.; 2014 году - 1022,65 млн. руб.; 2015 году - 1058,79 млн. руб.

Одной из сложнейших проблем развития системы бюджетного финансирования, основанной на паритетно-партнерских отношениях, является организация финансового контроля результативности и эффективности использования финансовых ресурсов в сельском хозяйстве.

Практика показывает, что традиционные формы контроля малоэффективны применительно к государственно-частному партнерству. Необходимо формирование специальной модели финансового контроля, ориентированной одновременно на государство и бизнес и предусматривающей: использование всех видов контроля (от государственного до независимого аудита); тесное взаимодействие всех органов государственной власти и управления (Правительства РФ, Минфина РФ, Счетной палаты РФ, Федеральной службы финансово-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица3

Расчет общего объема бюджетного финансирования сельского хозяйства Пензенской области в 2013 г, млн. руб.

Показатель Капитал Итого

Основной Оборотный Человеческий

1. Обеспечение потребностей простого воспроизводства 166,58 0,00 1505,69 1672,28

2. Накопление и развитие инвестиционной деятельности 1311,62 1083,57 462,85 2858,04

3. Итого 1478,20 1083,57 1968,55 4530,32

Таблица 4

Расчет общего объема бюджетного финансирования сельского хозяйства Пензенской области в 2014 г., млн. руб.

Показатель Капитал Итого

Основной Человеческий

1. Обеспечение потребностей простого воспроизводства 173,64 0,00 1553,26 1726,90

2. Накопление и развитие инвестиционной деятельности 1367,18 1129,47 477,48 2974,13

3. Итого 1540,82 1129,47 2030,74 4701,03

Таблица 5

Расчет общего объема бюджетного финансирования сельского хозяйства Пензенской области в 2015 г., млн. руб.

Показатель Капитал Итого

Основной Оборотный Человеческий

1. Обеспечение потребностей простого воспроизводства 181,55 0,00 1598,10 1779,65

2. Накопление и развитие инвестиционной деятельности 1429,48 1180,93 491,26 3101,67

3. Итого 1611,03 1180,93 2089,36 4881,32

Нива Поволжья № 4 (29) 2013 117

бюджетного надзора), осуществляющих государственный финансовый контроль (для проектов регионального уровня); активное использование независимого аудита, аудита эффективности бюджетных расходов, а также аудита безопасности с целью выявления нарушений при реализации проектов в рамках партнерства.

Бюджетное финансирование аграрной сферы экономики, по нашему мнению, дол-

жно быть механизмом консолидации всех финансовых ресурсов, которые включают в себя ресурсы государства, сельскохозяйственных производителей, финансово-кредитных учреждений и других субъектов рынка, способствующих возникновению си-нергетического эффекта для обеспечения устойчивости сельскохозяйственного производства и снижения рисков в аграрной сфере экономики.

Литература

1. Федеральный закон РФ от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // СПС «Гарант»

2. Постановление Правительства Российской Федерации № 446 «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы» от 14.07.2007 г. // Информационно-правовая система «Консультант Плюс».

3. Постановление Правительства Российской Федерации № 717 «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» от 14.07. 2012 г. // Информационно-правовая система «Консультант Плюс».

4. Закон Пензенской области от 19.11.2007 г. № 1425-ЗПО «Об областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства Пензенской области (2008-2012 гг.)». // Информационно-правовая система «Консультант Плюс».

5. Постановление Правительства Пензенской области от 18.09.2013 г. № 691-пП об утверждении «Государственной программы развития агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2020 годы» // Информационно-правовая система «Гарант».

6. Сельское хозяйство Пензенской области / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. - Пенза, 2012. - 546 с.

7. Барышников, Н. Г. Диагностика прогнозов развития сельского хозяйства / Н. Г. Барышников, Д. Ю. Самыгин // Нива Поволжья. - 2013. - № 3(28). - С.129-134.

8. Борхунов, Н. А. Индикаторы состояния и развития аграрной экономики / Н. А. Борхунов, О. А. Родионова // АПК: экономика, управление. - 2013. - № 6. - С. 26-32.

9. Борхунов, Н. А. Господдержка в условиях ВТО - фактор роста сельхозпроизводства и расширения доступа населения к продуктам питания / Н. А. Борхунов, О. А. Родионова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2013. - № 8. - С. 22-25.

10. Винничек, Л. Б. К вопросу о проблеме продовольственной безопасности / Л. Б. Винничек,

A. Г. Папцов, Е. В. Фудина // Нива Поволжья. - 2012. - № 3 (24). - С. 61-64.

11. Зарук, Н. Ф. Прогнозирование источников финансирования инвестиционной деятельности сельскохозяйственных организаций Пензенской области / Н. Ф. Зарук, О. А. Тагирова, Г. Е. Гришин // Нива Поволжья. - 2012. - № 4(25). - С. 94-101.

12. Зарук, Н. Ф. Проблемы и перспективы развития аграрной политики России в условиях ВТО / Н. Ф. Зарук, Г. Е. Гришин, В. А. Гудашев // Нива Поволжья. - 2012. - № 3 (24). - С. 74-80.

13. Зарук, Н. Ф. Инвестиционный климат сельского хозяйства Пензенской области / Н. Ф. Зарук, М. А. Лапина // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н. И. Вавилова. -2013. - № 6. - С. 78.

14. Методические рекомендации по определению укрупненных нормативов бюджетного финансирования сельского хозяйства на федеральном и региональном уровнях: монография / И. Г. Ушачев [и др.]. - М.: НИПКЦ Восход-А, 2006.

15. Серков, А. Ф. Совершенствование экономического механизма реализации Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы / А. Ф. Серков, В. С. Чекалин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2013. - № 6. - С. 7-11.

16. Ушачев, И. Г. Научное обеспечение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2014 гг. / И. Г. Ушачев // АПК: экономика, управление. - 2013. - № 3. - С. 13-26.

17. Ушачев, И. Г. Проблемы обеспечения конкурентоспособности продукции АПК в условиях региональной интеграции и глобализации / И. Г. Ушачев, А. Ф. Серков, В. И. Тарасов,

B. Н. Чекалин // АПК: экономика, управление. - 2013. - № 7. - С. 3-14.

18. Федотова, М. Ю. Дифференцированный подход к разработке стратегии устойчивого развития сельских территорий / М. Ю. Федотова, А. А. Ломакин // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2010. - № 4. - С. 10-12.

UDK 631.162:657.3

BUDGET AGRICULTURAL FINANCING IN NEW ECONOMIC CONDITIONS

N. F. Zaruk, doctor of economic sciences, professor; G. Ye. Grishin, doctor of agricultural sciences, professor; O. A. Tagirova, candidate of economic sciences, assistant professor

FSBEE HPT «Penza SAA», Russia, t. (8412) 62 85 63, e-mail: zaruk84@bk. ru

The article deals with actual problems of budget financing agriculture in new economic conditions according to the WTO requirements. Methods of forecasting calculations of budget financing amounts of agricultural organizations in Penza region have been offered. This will enable their development and modernization. The developed methods use three groups of bigger norms of state support..

Key words: agriculture, budget financing, WTO requirements, state support, fixed and circulating capital, human capital.

References:

1. Federal law of the RF dated 29.12.2006 № 264-FZ «About the development of agriculture» // SPS «Garant»

2. Resolution of Russian Federation Government № 446 «State program for agricultural development and regulating markets of agricultural products, raw materials and food for the period of 20082012» dated 14.07.2007, // Information-legal system «Consultant Plus».

3. Russian Federation Government resolution № 717 «State program for agricultural development and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food in 2013 - 2020» from 14.07. 2012 // legal Information system, «Consultant Plus».

4. The law of Penza region dated 19.11.2007, № 1425-ZPO «About the regional target program «The development of agriculture in Penza region (2008-2012)». // Information-legal system «Consultant Plus».

5. Resolution of the Government of Penza region dated 18.09.2013, № 691-PP on approval of state program « The development of agro-industrial complex of Penza region for the period of 2014-2020» // Information-legal system «Garant».

6. Agriculture of Penza region / Federal state statistics service, Territorial body of the Federal service of state statistics in Penza region. - Penza, 2012. - 546 p.

7. Baryshnikov, N. G. Diagnostics of forecasts of the development of agriculture / N. G. Barysh-nikov, D. Yu. Samygin // Niva Povolzhya. - 2013. - № 3(28). - P.129-134.

8. Borkhunov, N. A. Indicators of the state and development of agricultural economy / N. A. Bor-khunov, O. A. Rodionova // AIC: economy and management. - 2013. - № 6. - P. 26-32.

9. Borkhunov, N. A. Government support in the conditions of WTO - the growth factor of agricultural production and enhancing the population's access to foodstuffs, / N. A. Borkhunov, O. A. Rodionova // Economics of agricultural and processing enterprises. - 2013. - № 8. - P. 22-25.

10. Vinnichek, L. B. To the question about the problem of food security / L. B. Vinnichek, A. G. Paptsov, I. V. Fudina // Niva Povolzhya. - 2012. - № 3 (24). - P. 61-64.

11. Zaruk, N. F. Forecasting financing sources of the investment activity of the agricultural organizations in Penza region / N. F. Zaruk, O. A. Tagirova, G. Ye. Grishin // Niva Povolzhya. - 2012. - № 4(25). -P. 94-101.

12. Zaruk, N. F. Problems and prospects of agricultural development of Russian agrarian policy in the conditions of WTO / N. F. Zaruk, G. Ye. Grishin, V. A. Gudashev // Niva Povolzhya. - 2012. - № 3 (24). - P. 74-80.

13. Zaruk, N. F. Investment environment of agriculture in Penza region / N. F. Zaruk, M. A. Lapina // Vestnik of Saratov State Agrarian University in the name of N. I. Vavilov. - 2013. - № 6. - 78 p.

14. Methodical recommendations on the determination of the bigger norms of budget financing agriculture at the Federal and regional levels: Monography / I. G. Ushachov [et al]. - M: NIPKZ Voskhod-A, 2006.

15. Serkov, A. F. Improvement of economic mechanism of realization of the State program of agricultural development for the period of 2013-2020 / A. F. Serkov, V. S. Chekalin // Economics of agricultural and processing enterprises. - 2013. - № 6. - P. 7-11.

16. Ushachov, I. G. Scientific support of State agriculture development program and regulation of markets of agricultural products, raw materials and foodstuffs in 2013-2014 / I. G. ywa^eB // Agrarian and industrial complex: economy, management. - 2013. - № 3. - P. 13-26.

17. Ushachov, I. G. Problems of ensuring the competitiveness of agricultural products in the conditions of regional integration and globalization / I. G. Ushachov, A. F. Serkov, V. I. Tarasov, V. N. Chekalin // Agrarian and industrial complex: economy, management. - 2013. - № 7. - P. 3-14.

18. Fedotova, M. Yu. Differentiated approach to the development of the strategy of sustainable development of rural economic areas / M. Y. Fedotova, A. A. Lomakin // International agricultural journal. -2010. - № 4. - P. 10-12.

Нива Поволжья № 4 (29) 2013 119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.