10. Zaruk, N. F. Assessment of the tax load of agricultural organizations and its influence on modern agricultural policy / N. F. Zaruk // Status and prospects of agricultural development: collection of papers of the II International scientific-practical conference / MNITS, PSAA. - Penza: EPD PSAA, 2014. - 148 p.
11. Zaruk, N. F. The influence of taxation on the elements of the economic mechanism / N. F. Za-ruk // Accounting, auditing and taxation: fundamentals, theory, practice. X All-Russian scientific-practical conference: collection of articles / s MNITS, PSAA. - Penza: EPD PSAA, 2015. - 228 p.
12. The role of financial mechanism in the conditions of import substitution / N. F. Zaruk, O. A. Tagirova // Niva Povolzhya. - 2015. - № 1(34). - P. 105-113.
13. Ushachev, I. G. Problems of providing national and collective food security in the EEU / I. G. Ushachev, A. G. Paptsov, V. I. Tarasov, V. S. Chekalin // AIC: Economics, management. - 2014. - № 10. - P. 3-15.
УДК 368 +338.24
АГРОСТРАХОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ
А. В. Носов, канд. экон. наук, доцент; О. А. Тагирова, канд. экон. наук, доцент;
Т. Ф. Боряева, старший преподаватель; О. В. Новичкова, канд. экон. наук, доцент
ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА», Россия, т. (8412)62-85-63, e-mail: a_nosov83@mail. ru
Рассмотрено современное состояние рынка агрострахования в России в целом, а также в разрезе отдельных субъектов РФ. Определены основные проблемы, препятствующие дальнейшему поступательному развитию рынка агрострахования в России. В качестве совершенствования процесса агрострахования авторами предложен страховой продукт, включающий комплексное страхование наиболее востребованных видов рисков, способных возникать в сельскохозяйственном производстве. Кроме того, для такого рода комплексных продуктов предлагается предоставление государственной поддержки в форме субсидий в размере 50 % от страховой премии. Произведены расчеты страховой суммы и страховой премии при использовании комплексной программы страхования сельскохозяйственными предприятиями Пензенской области на период до 2020 года, а также определен необходимый объем средств государственной поддержки на эти цели. Использование комплексного страхового продукта позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям повысить финансовую устойчивость в условиях санкционной политики ЕС и США.
Ключевые слова: сельское хозяйство, страхование урожая сельскохозяйственных культур, страхование сельскохозяйственных животных, государственная поддержка, комплексная программа страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей, субсидии.
Сельскохозяйственное производство в современных условиях отличается высокой степенью риска. Сельскохозяйственные товаропроизводители в процессе хозяйственной деятельности сталкиваются с такими рисками, как колебание цен, урожайности, частичная или полная потеря материальных ресурсов. Кроме того, сельскохозяйственное производство подвержено риску стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к серьёзным производственным потерям. Зарубежный опыт страхования сельскохозяйственных рисков свидетельствует о том, что страхование - это не только механизм защиты имущественных интересов самих товаропроизводителей, но и тех инвестиций, которые направляются в современные инновационные технологии сельскохозяйственного производства [10]. Стратегиче-
ской целью формирования эффективной системы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой является предоставление доступных и эффективных для большинства российских сельскохозяйственных товаропроизводителей услуг по страхованию для защиты производства от основных видов рисков.
Анализ российского рынка агрострахования в 2013 году показал, что в отрасли растениеводства общая посевная (посадочная) площадь по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений составила 11,7 млн. га, или 16,3 % от общего объема. В отрасли животноводства общее количество застрахованных сельскохозяйственных животных составило 1 728,7 тыс. условных голов, или 7,0 % от их общего числа. Количество застрахованных голов
Нива Поволжья № 2 (35) май 2015 131
КРС составило 496,5 тыс. голов, МРС -216,4 тыс. голов, свиней - 2 191,7 тыс. голов, птицы - 27 653,1 тыс. голов [4, 9, 14].
За первые три квартала 2014 года сельскохозяйственное страхование продолжает демонстрировать позитивную динамику, оставаясь одним из самых быстрорастущих направлений страхования в РФ. Так, страховая премия по договорам сельскохозяйственного страхования, как с государственной поддержкой, так и без нее, за январь-сентябрь 2014 года составила 12,7 млрд. руб., что на 31,4 % выше по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Увеличение рынка агрострахования произошло в основном за счет роста страховой премии по страхованию с государственной поддержкой на 35,6 %, или с 8,2 до 11,1 млрд. руб. Доля сельскохозяйственного страхования в структуре страхового рынка РФ за январь-сентябрь 2014 года составила 1,7 % от общего объема страховой премии, в том числе сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, - 1,5 % [12, 15].
Наибольшую долю рынка агрострахо-вания в области растениеводства занимают Приволжский регион - 28,9 % от общего количества договоров страхования сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой и Центральный регион -27,5 % договоров. В разрезе субъектов РФ наиболее динамичный рост рынка агрост-рахования продемонстрировали Липецкая, Волгоградская, Орловская и Пензенская области, а также Республика Адыгея.
Сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой осуществляется на сегодняшний день в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»». Закон предусматривает, что сельскохозяйственный товаропроизводитель оплачивает всего 50 % от начисленной страховой премии. Оставшиеся 50 % страховой премии перечисляет на счет страховой организации орган управления АПК субъекта РФ [1, 5].
В 2015 году в федеральном бюджете предусмотрено оказание финансовой поддержки субъектам РФ на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства, в объёме 4 997 млн. рублей, по договорам сельскохозяйствен-
ного страхования в области животноводства - в объёме 1 425 млн. рублей. Основной объем государственной поддержки страхования урожая сельскохозяйственных культур в 2015 году будет направлен в три федеральных округа - Южный (1,329 млрд. рублей), Центральный (1,109 млрд. рублей) и Приволжский (1,107 млрд. рублей) [2, 3]. По совокупности на эти три округа приходится 71 % объема всех субсидий по данному направлению. Наименьший объем субсидирования востребован Дальневосточным федеральным округом - 41,4 млн. рублей. Всего в 2015 году господдержка страхования урожая будет осуществляться в 84 субъектах РФ, при этом предусмотрено выделение средств в 20 субъектах РФ, в которых в 2014 году субсидирование страхования урожая по факту не осуществлялось [9, 13, 15].
Несмотря на положительные изменения, остается множество проблем, препятствующих более интенсивному развитию рынка агрострахования в России. К ним относятся:
- отсутствие достаточного разнообразия страховых продуктов и стимулов к осуществлению страхования в сельском хозяйстве;
- сужение страхового покрытия, так как на сегодняшний день страхуются только катастрофические риски, такие как риск утраты (гибели) урожая и риск гибели (падежа) животных;
- невостребованность существующего полиса сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой при кредитовании товаропроизводителей, т. к. банки требуют полного страхового покрытия рисков, а не только риска гибели урожая или животных. Расширение покрытия при этом уже не субсидируется [11]. В связи с чем сельхозтоваропроизводители вынуждены покупать дополнительную страховку за 100%% премии. Это и обусловило увеличение количества договоров страхования без государственной поддержки. Так, в 2012-2014 годах рост страховой премии в сегменте страхования сельскохозяйственных рисков без государственной поддержки составил 8,5 %.
Одним из эффективных инструментов управления рисками в сельском хозяйстве может стать, на наш взгляд, комплексная программа страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусматривающая включение страхования основных видов рисков, характерных для сельскохозяйственного производства, по сниженным тарифам.
Предлагаемая комплексная программа страхования разработана по блочному принципу, т. е. страховщик добавляет к основному продукту дополнительный блок, который является наиболее важным для данного сельскохозяйственного товаропроизводителя. Основными блоками программы являются:
- производство сельскохозяйственных культур;
- содержание поголовья сельскохозяйственных животных и птицы;
- обслуживание сельскохозяйственной техники и технологического оборудования;
- хранение и транспортировка сельскохозяйственной продукции.
Основным блоком в комплексной программе должно быть страхование урожая сельскохозяйственных культур. Рисками, подлежащими страхованию в рамках блока «производство сельскохозяйственных культур», являются:
- воздействие опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (атмосферная, почвенная засуха, суховей, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльная буря, ледяная корка, половодье, переувлажнение почвы, сильный ветер, ураганный ветер, землетрясение, лавина, сель, природный пожар);
- проникновение и (или) распространение вредных организмов, если такие события носят эпифитотический характер;
- нарушение электро-, тепло-, водоснабжения в результате стихийных бедствий при страховании сельскохозяйственных культур, выращиваемых в защищенном грунте или на мелиорируемых землях, и т. д.
Страхование сельскохозяйственных животных и птицы является также ключевым направлением в системе управления рисками сельскохозяйственного предприятия. Поскольку возникновение рисков в животноводстве не имеет существенной связи с производственным циклом, то есть страховой случай может произойти в любое время, то и, соответственно, данный блок комплексной программы страхования лучше всего использовать в удобный для сельскохозяйственной организации период года [7].
Блок «страхование сельскохозяйственных животных и птицы» проводится по следующим рискам:
- гибель или вынужденный убой в результате болезни. Перечень инфекционных болезней, от которых проводится страхование, включает как общие для разных видов животных и птицы болезни, так и специфические;
- гибель или вынужденный убой в результате несчастного случая (пожар, удар молнии, действие электрического тока, взрыв, солнечный или тепловой удар, замерзание, удушение, отравление ядовитыми травами или веществами, укус змей или ядовитых насекомых, нападение зверей, а также когда животное утонуло, попало под транспортное средство, упало в ущелье или погибло от других травматических повреждений);
- гибель или вынужденный убой в результате стихийных бедствий (бурана, бури, урагана, ливня, града, наводнения, землетрясения, обвала, селя, удара молнии, гололедицы, замерзания);
- хищение (кража).
В период проведения полевых работ целесообразно ставить вопрос о заключении договоров страхования сельскохозяйственной техники и оборудования. Объектом страхования по блоку «страхование сельскохозяйственной техники и оборудования» выступают имущественные интересы страхователя, связанные с владением, пользованием и распоряжением сельскохозяйственной техникой и технологическим оборудованием. Страховые риски предполагают страховую защиту от повреждения, утраты (гибели) перечисленного имущества вследствие пожара, взрыва газа, взрыва паровых котлов, машин, аппаратов, стихийных бедствий. Возмещению подлежит ущерб, произошедший вследствие мер, принятых для спасения имущества, для тушения пожара или для предупреждения его распространения. Страховая сумма, в размере которой при наступлении страхового случая выплачивается страховое возмещение, устанавливается в пределах действительной стоимости застрахованного имущества и может составлять остаточную стоимость учета в бухгалтерском балансе предприятия. Страховое возмещение выплачивается после установления причин и обстоятельств страхового случая и размера ущерба, который определяется на основании данных осмотра, действительной стоимости, а также документов, подтверждающих размер ущерба. Страховое возмещение выплачивается:
- при гибели или утрате имущества - в размере его действительной стоимости, за вычетом остаточной стоимости, но не выше страховой суммы;
- при повреждении имущества - в размере восстановительных расходов, за вычетом износа заменяемых в процессе восстановления (ремонта) частей и материалов, но не выше страховой суммы. Восста-
Нива Поволжья № 2 (35) май 2015 133
новительные расходы - расходы на материалы и запасные части для ремонта, оплата труда по ремонту, расходы по доставке материалов к месту ремонта [10].
С точки зрения рисков, возникающих в период после уборки урожая сельскохозяйственных культур, важное значение приобретает страхование товарных запасов и готовой продукции на складе, элеваторе и т. п. Основные виды рисков по блоку «хранение и транспортировка сельскохозяйственной продукции»:
- пожар, удар молнии, взрыв газа, употребляемого в бытовых целях, падение на застрахованное имущество пилотируемых летающих объектов или их обломков;
- стихийные бедствия (землетрясение, извержение вулкана, действие подземного огня, оползень, оседание грунта, горный обвал, буря, вихрь, ураган, наводнение, град или ливень);
- взрыв паровых котлов, газохранилищ, газопроводов, машин, аппаратов и других аналогичных устройств;
- повреждение застрахованного имущества водой из водопроводных, канализационных, отопительных систем и систем пожаротушения;
- кража с взломом и грабеж;
- злоумышленные действия третьих лиц.
Страховую сумму можно устанавливать следующим образом:
- исходя из предельного объема остатка продукции на складе;
- на основе расчета среднегодового остатка товаров на складе, при этом по окончании договора страхования производится уточнение среднедневного остатка и окончательный расчет страхового взноса.
Транспортировка сельскохозяйственной продукции также, как правило, приходится на осенний период и сопряжена с множеством рисков, требующих своевременного управления ими.
Как показывает практика, при разработке комплексных страховых продуктов страховые тарифы снижаются в среднем на 25...30 %. В связи с этим при разработке комплексной программы страхования сельскохозяйственных организаций в качестве базовых нами были взяты средние тарифы по каждому из видов страхования, представленных в виде блоков, уменьшенные на 30 %. Нами были произведены расчеты страховых премий по блокам комплексной программы на основании годового отчета о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей АПК Пензенской области. Прогнозный расчет страховых премий по блокам комплексной программы
Прогнозный расчет страховых премий и объема субсидий при использовании комплексной программы страхования сельскохозяйственными товаропроизводителями
Пензенской области
Показатель 2013 г. (фактические данные) 2014 г. (оценка) В целом по прибыльным сельскохозяйственным предприятиям Пензенской области
2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г. 2020г.
Индекс-дефлятор (по отрасли сельское хозяйство),% х 105,5 105,3 105,2 104,20 103,80 104 104,60
Страховая премия при страховании урожая с.-х. культур, тыс. руб. 680779 718222 756288 795615 836987 880510 926297 974464
Страховая премия при страховании с.-х. животных, тыс. руб. 34075 35949 37854 39822 41893 44072 46363 48774
Страховая премия при страховании машин и оборудования, тыс. руб. 81921 86426 91007 95739 100718 105955 111465 117261
Страховая премия при страховании товарных запасов, тыс. руб. 14975 15799 16636 17501 18411 19368 20375 21435
Итого страховых премий, тыс. руб. 811750 856396 901785 948678 998009 1049905 1104500 1161934
Объем необходимой государственной поддержки (50 % от страховой премии), тыс. руб. 405875 428198 450892 474339 499004 524953 552250 580967
страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей представлен в таблице.
Расчеты производились только по прибыльным организациям Пензенской области, доля которых составила в 2013 году 85,4 %. Данное допущение можно обосновать тем, что у убыточных хозяйств не хватает оборотных средств на покупку всех материальных ресурсов, необходимых для сельскохозяйственного производства, не говоря уже о страховании. Величина страховых премий проиндексирована с использованием индексов-дефляторов по отрасли «Сельское хозяйство», рекомендованных Министерством экономического развития РФ до 2017 года.
Считаем целесообразным предоставление государственной поддержки в форме субсидий для комплексных программ страхования сельскохозяйственных това-
ропроизводителей в размере 50 % от страховой премии. Таким образом, реализация данной программы обеспечит, с одной стороны, снижение рисков, а с другой - привлечение дополнительных инвестиций в отрасль. Проведенные расчеты показывают, что необходимый объем государственной поддержки по комплексной программе страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей Пензенской области на 2015 год составит 450,8 млн. рублей, а к 2020 году сумма увеличится и составит 580,9 млн. рублей.
Таким образом, предлагаемая программа комплексного страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей позволит обеспечить повышение финансовой устойчивости и поступательное развитие агроформирований в условиях международных санкций.
Литература
1. Федеральный закон от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» // Информационно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Постановление Правительства Российской Федерации № 717 «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» от 14.07.2012 г. // Информационно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Постановление Правительства Пензенской области от 18.09.2013 г. № 691-пП об утверждении «Государственной программы развития агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2020 годы» // Информационно-правовая система «Гарант».
4. Винничек, Л. Б. К вопросу о проблеме продовольственной безопасности / Л. Б. Винничек, А. Г. Папцов, Е. В. Фудина // Нива Поволжья. - 2012. - № 3. - С. 61-64.
5. Зарук Н. Ф. Бюджетное финансирование сельского хозяйства в новых экономических условиях / Н. Ф. Зарук, О. А. Тагирова, Г. Е. Гришин // Нива Поволжья. - 2013. - № 4(29). - С. 112-119.
6. Зарук, Н. Ф. Роль финансово-кредитного механизма в условиях импортозамещения / Н. Ф. Зарук, О. А. Тагирова // Нива Поволжья. - 2015. - № 1(34). - С. 105-111.
7. Зарук, Н. Ф. Совершенствование государственной поддержки сельского хозяйства с использованием финансово-кредитного механизма в условиях ВТО: монография / Н. Ф. Зарук, М. Ю. Федотова, О. А. Тагирова и др. - Пенза: РИО ПГСХА, 2014. - 170 с.
8. Доклад о состоянии рынка сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, в Российской Федерации в 2013 году: Информационная брошюра.- М.: Минсельхоз России, ФГБУ «ФАГПССАП», 2014. - 32 с.: ил.
9. Мазлоев, А. Я. Адаптация хозяйственного механизма АПК к санкционным мерам // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2015. - № 2. - С.28-31.
10. Никитин, А. В. Экономический механизм страхования и преодоления рисков в сельском хозяйстве России при вступлении в ВТО / А. В. Никитин, А. В. Федоренко - М.: ФГНУ «Росинфор-магротех», 2006.- 220 с.
11. Носов А. В. Совершенствование системы страхования сельскохозяйственных рисков / А. В. Носов // Современные проблемы экономики АПК в исследованиях молодых ученых - М.: ВИАПИ им. А. А. Никонова: «Энциклопедия российских деревень», 2013. - С. 137.
12. Кожевникова, Т. М. Агрострахование как инструмент управления рисками / Т. М. Кожевникова, О. А. Бельченко, А. В. Саяпин // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 1.
13. Сухорукова, А. М. Вызовы и направления решения проблем импортозамещения в агро-продовольственном комплексе России / А. М. Сухорукова //Аграрный научный журнал. -2015. -№ 1. - С. 85-90.
14. Ушачев, И. Г. Проблемы обеспечения национальной и коллективной продовольственной безопасности в ЕАЭС / И. Г. Ушачев, А. Г. Папцов, В. И. Тарасов, В. С. Чекалин // АПК: экономика, управление. - 2014. - № 10. - С. 3-11.
15. НСА: рынок агрострахования за 9 месяцев - рост продолжаетсяики http://www. mcx. ru/news/news/show/31990. htm.
Нива Поволжья № 2 (35) май 2015 135
UDK 368 +338.24
AGRICULTURAL INSURANCE AS AN IMPLEMENT OF FINANCIAL FARM SUPPORT IN THE CONDITIONS OF SANCTIONS
A.V. Nosov, candidate of economic sciences, assistant professor;
O.A. Tagirova, candidate of economic sciences, assistant professor; T.F. Boryayeva, senior lecturer;
O.VO Novichkova, candidate of economic sciences, assistant professor
FSBEE HPT «Penza SAA», Russia, t. (8412)62-85-63, e-mail: a_nosov83@mail.ru
The article deals with the present state of the agricultural insurance market in Russia in general and in the context of separate subjects of the Russian Federation. The main problems that hinder the further development of the agricultural insurance market in Russia are determined. As a way to improve the process of agricultural insurance the authors offered an insurance product that includes comprehensive insurance of the most popular types of risks that may occur in agricultural production.
Moreover, for such comprehensive products the state support in the form of subsidies in the amount of 50% of insurance premium is offered. The calculations of the sum insured and insurance premium when the comprehensive program is used by agricultural enterprises of Penza region for the period till 2020 have been done, and also the necessary amount of state funds for these purposes has been determined. Using a comprehensive insurance product will enable the agricultural producers to improve financial sustainability in the conditions of the sanctions policy of the EU and the USA.
Key words: agriculture, insurance of farm crops, insurance of farm animals, state support, comprehensive program of insurance of agricultural producers, subsidies.
References:
1. Federal law of 25.07.2011 № 260-FZ "On state support in the sphere of agricultural insurance and on amendments to the Federal law "About the development of agriculture" // information-legal system "Consultant Plus".
2. The decree of the Government of the Russian Federation № 717 of the "State program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2013 - 2020 years" from 14.07.2012, // Information-legal system "Consultant Plus".
3. The decree of the Government of Penza region from 18.09.2013, № 691-PP on approval of "State program of development of agriculture of Penza region for the period of 2014-2020" // Information-legal system "Garant".
4. Vinnichek, L. B. To the question of food security / L. B. Vinnichek, A. G. Paptsov, E. V. Fudina // Niva Povolzhya. - 2012. - № 3. P 61-64.
5. Zaruk N. F. Budgetary financing of agriculture in the new economic environment / N. F. Zaruk, O. A. Tagirova, G.Ye. Grishin // Niva Povolzhya. - 2013. - № 4(29). - P. 112-119.
6. Zaruk, N.F. The role of financial-credit mechanism in the conditions of import-replacement / N.F. Zaruk, O.A. Tagirova // Niva Povolzhya. - 2015. - № 1(34). - P. 105-111.
7. Zaruk, N. F. Improvement of state support of agriculture with the use of financial-credit mechanism in the WTO conditions: monograph / N. F. Zaruk, M. Yu. Fedotova, O. A. Tagirova et.al. - Penza: EPD PSAA, 2014. - 170 p.
8. A report on the state of the market of agricultural insurance by state support in the Russian Federation in 2013: Information brochure.- Moscow: Russian Ministry of agriculture, FSBE "FAGPCCAP", 2014. - 32 p.: illustr.
9. Masloyev, A. Ya. Adaptation of the economic mechanism of APC for sanctions // Economics of agricultural and processing enterprises. - 2015. - № 2. - P. 28-31.
10. Nikitin, A. V. Economical insurance mechanism and overcoming risks in agriculture of Russia's accession to the WTO / A. V. Nikitin, A.V. Fedorenko, M.: FSSU "Rosinformagrotech", 2006.- 220 p.
11. Nosov A.V. Improvement of agricultural risks insurance system / A.V. Nosov // Modern problems of the economy of agriculture in the research of young scientists, M.: VIAPI in the name of A.A. Nikonov: "Encyclopedia of Russian villages", 2013. - 137 p.
12. Kozhevnikova T. M. Agricultural insurance as a risk management instrument / T. M. Kozhev-nikova, O. A. Belchenko, A.V. Sayapin // Socio-economic phenomena and processes. - 2012. - № 1.
13. Sukhorukova, A. M. Challenges and directions of solving problems of import substitution in Agro-industrial complex of Russia / A. M. Sukhorukova //Agricultural research journal. - 2015. - № 1. -P. 85-90.
14. Usachev, I. G. Problems of national and collective food security in the EEU / I. G. Usachev, A. G. Paptsov, V. I. Tarasov, V. S. Chekalin // AIC: Economics, management. - 2014. - № 10. - P. 3-11.
15. NSA: agricultural insurance market for 9 months - the growth is continuing URL: http://www. mcx. EN/news/news/show/31990. htm