Научная статья на тему 'Бюджетирование в финансовом механизме организаций реального сектора экономики'

Бюджетирование в финансовом механизме организаций реального сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТ / КОРПОРАЦИЯ / КОМПЛЕКСЫ / ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ / ИНВЕСТИЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ / BUDGETING / BUDGET / CORPORATION / COMPLEXES / CASH FLOWS / INVESTMENT / INNOVATION / MODERNIZATION OF BUDGETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Любимцев Ю., Исаев У.

Исследуется экономическое содержание категории «бюджетирование». Предложена идея потоковой концепции бюджетирования, позволяющая применить институциональный подход к процессам бюджетрования корпораций и отраслевых комплексов. Раскрыты ограничивающие факторы повышения эффективности бюджетирования деятельности предприятий и отраслевых комплексов в современных экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGETING IN FINANCE MECHANISM OF THE REAL SECTOR'S ENTERPRISES

The economic content of the "budgeting" category is investigated. The idea of data-flow conception in budgeting which allows to use an institutional approach to budgeting process in corporations and sectorial complexes is offered. The restriction factors of budgeting efficiency increasing in activity of enterprises and sectorial complexes are revealed.

Текст научной работы на тему «Бюджетирование в финансовом механизме организаций реального сектора экономики»

Вестник Института экономики Российской академии наук

5/2012

ФИНАНСЫ

Ю. ЛЮБИМЦЕВ доктор экономических наук, профессор РАНХ и ГС при Президенте РФ

У. ИСАЕВ,

соискатель РАНХ и ГС при Президенте РФ

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В ФИНАНСОВОМ МЕХАНИЗМЕ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Исследуется экономическое содержание категории «бюджетирование». Предложена идея потоковой концепции бюджетирования, позволяющая применить институциональный подход к процессам бюджетрования корпораций и отраслевых комплексов. Раскрыты ограничивающие факторы повышения эффективности бюджетирования деятельности предприятий и отраслевых комплексов в современных экономических условиях.

Ключевые слова: бюджетирование, бюджет, корпорация, комплексы, денежные потоки, инвестиции, модернизация бюджетирования.

В годы рыночной трансформации в механизмы воспроизводства, управления и регулирования российских предприятий стали внедряться современные инструменты и методы, отражающие как развитие экономической практики, так и экономической теории. К таким инструментам и методам относится бюджетирование корпораций. При более широком подходе это направление развития финансов реального сектора экономики может применяться, как представляется, к отраслям и комплексам промышленности, строительства, к агропромышленному комплексу.

Для российской финансово-экономической науки понятие «бюджетирование» является относительно новым, и его содержание раскрывается преимущественно в учебно-методической литературе, а также отдельных монографиях. Сама практика бюджетирования стала применяться со второй половины 1990-х гг. в связи с внедрением в управление корпоративными финансами формализованных технологий и системы бюджетов предприятия.

Система бюджетирования заменяет ранее существовавшую практику финансирования затрат, капитальных вложений, жилищного строительства, других социальных объектов предприятий и отраслей.

В понятии «финансирование» не разделялось возвратное финансирование на основе окупаемости вложений и безвозвратное финансирование. Эта проблема более четко обозначалась в понятии «бюджетное финансирование», которое рассматривалось, и сейчас трактуется, как предоставление бюджетных ресурсов в безвозвратном порядке за счет федерального, субфедерального или местного бюджетов. В противовес «финансированию» использовалось, и сейчас также применяется, понятие «кредитование», которое однозначно характеризуется свойствами возвратности, срочности и платности (под проценты).

В категории «бюджетирования» имеется сложное переплетение смыслового содержания и отражения реальных процессов. В большинстве работ «бюджетирование» рассматривается в проблематике теории управления, организации, учета и отчетности на предприятиях. Основные определения «бюджетирования» характеризуют его содержание: как «сбалансированную смету доходов и расходов в денежном выражении»; «годовой финансовый план компании», «как процесс принятия решений, с помощью которого предприятие оценивает целесообразность притока и оттока активов» .

Основным содержательным пробелом в этих и подобных определениях является отсутствие объективного момента, объективного исходного начала, вокруг которого и формируется система и механизм бюджетирования, финансовый механизм корпораций и комплексов. Таким объективным началом, по нашему мнению, является сам бюджет промышленной или строительной корпорации, или агрегированный (консолидированный) финансовый фонд ресурсов производственного комплекса и денежная форма движения капитала корпорации или отрасли, строительного (промышленного) комплекса.

В аспекте управления бюджет корпорации определяется как финансовый документ, содержащий сведения о совокупных доходах и расходах, а также основные источники формирования доходов и направления расходов за определенный период времени.

Проблема агрегированного бюджета отрасли (производственного комплекса) вообще разработана недостаточно. Поэтому управлять финансами отраслей (комплексов) в современных рыночных российских условиях весьма затруднительно. Но реально совокупный капитал и совокупный (консолидированный) бюджет оперативной и инвестиционной деятельности, например, строительного комплекса, существует, хотя он

5 См. Самочкин В.Н., Пронин Ю.Б. и др. Гибкое развитие предприятия: Эффективность и бюджетирование. М.: Дело, 2000. С. 200.

и расчленен по многим строительным организациям и выражается разными организационно-правовыми формами.

Отсюда и возникает проблема институционального регулирования агрегированного, консолидированного бюджета отрасли. В системе институтов российской экономики более «повезло» таким комплексам, как промышленный (есть Минпромторг РФ), агропромышленный (Минсельхоз РФ), железнодорожный и автомобильный транспортные комплексы. Но нет общей институциональной структуры, в какой-то степени отвечающей за строительный и в целом инвестиционный комплекс, если не считать Минэкономразвития РФ, на которое возложены функции регулирования всей экономикой России, вплоть до решения задачи вступления в ВТО. Институциональное регулирование строительного комплекса отдано в руки 83 субъектов РФ. Кроме того, применяется раздробленный механизм финансирования по примерно 40 федеральным целевым программам, большинство из которых включает в той или иной форме финансирование предприятий и реальных капитальных вложений, прежде всего за счет ресурсов бюджетной системы.

В методах и процессах бюджетирования отдельных хозяйственных организаций бюджет как финансовый документ развивается в систему бюджетов (плановых документов): бюджет продаж; бюджет поступлений денежных средств; бюджет производства; бюджет закупок; бюджет себестоимости продукции; бюджет коммерческих расходов; бюджет управленческих расходов; бюджет расчетов с кредиторами и др.

В отношении отраслевого комплекса все эти понятия должны быть модифицированы, носить счетно-аналитический, индикативный характер и, соответственно, использоваться в индикативном регулировании финансов отраслевого, в конкретном отношении, строительного комплекса. Управленческий аспект в бюджетировании на уровне комплекса проявится, если строительный комплекс в стране или конкретном регионе получит институциональную форму индикативного регулирования посредством нормативно-законодательных актов, отношений государственно-частного партнерства и будет представлен общефедеральной структурой.

Существует много разновидностей бюджетов, применяемых в зависимости от структуры и размера организации, распределения полномочий административного аппарата предприятия, особенностей его деятельности, видов и сторон деятельности, осуществляемой фирмой.

Важным теоретическим направлением исследования и раскрытия содержания бюджетирования должна стать трактовка бюджета корпорации и производственного комплекса как динамично функционирующего и воспроизводящегося фонда денежных ресурсов, представляющего собой непрерывно осуществляемую и регулируемую систему входящих и исходящих денежных потоков, взаимосвязанных с материальными потоками,

«Вход» «Выход» «Выход»

Консолидированный бюджет корпорации (комплекса)

«Вход»

Рис. Потоковая схема бюджетирования

отношениями с поставщиками, кредиторами, персоналом, налоговыми органами, банками и акционерами (см. рис.).

При рассмотрении бюджетирования как механизма управления входящими и исходящими денежными потоками появляется возможность выделять «горизонтальные» и «вертикальные» денежные потоки в кругообороте и обороте капитала предприятий и в целой отрасли. К «горизонтальным» потокам относятся потоки, связанные с текущим оборотом капитала предприятий (поставщики материальных ресурсов, транспортных услуг, энергии, оплата труда и т.д.). К «вертикальным» потокам следует отнести весь комплекс взаимосвязей предприятия с финансовокредитной системой (налоговыми органами, региональными и местными бюджетами, коммерческими банками, акционерами).

Потоковая концепция бюджетирования определяется не только как процесс планирования совокупности бюджетов, а как комплексная система управлениями финансовыми взаимосвязями с институтами рыночной среды и инфраструктуры, в которой функционирует корпорация и комплекс, включая отношения менеджмента с акционерами, дочерними структурами, смежными отраслями. Бюджет в этом аспекте представляет собой, с одной стороны, наполняемый и расходуемый «резервуар» денежных ресурсов, с другой стороны, результирующий, итоговый остаток (прибыль, доход) предприятия (комплекса). При этом возникает взаимосвязь доход-бюджет-капитал-капитальные вложения (реальные инвестиции).

Если бюджетирование в аспекте управления концентрирует внимание на планировании различных внутренних процессов деятельности, то бюджетирование в аспекте финансового обеспечения предпринимательской деятельности сосредоточивается на реальном управлении движением капитала предприятия и комплекса, который (капитал) и является

главным объектом и целевой направленностью бюджетирования. Данный методологический подход к раскрытию содержания бюджетирования позволяет включить в проблематику бюджетирования не только текущие, операционные аспекты предпринимательской деятельности, но и проблему инновационного и стратегического развития корпораций и производственных комплексов, вопросы фактора времени, инфляции и обесценивания стоимости денежного потока в кругообороте и обороте капитала, финансовые риски потерь или накопления капитала, его диверсификации в структуре холдинговых связей, в процессе реализации конкурентных финансовых стратегий корпораций и отраслей, в том числе политики бюджетирования слияний и поглощений.

Бюджетирование, представляющее собой комплексный процесс, органично сочетающий в себе функции планирования и оперативного управления финансами, должно быть нацелено на решение этой сложной многоаспектной задачи. В числе наиболее существенных задач бюджетирования можно выделить: выявление резервов и источников мобилизации ресурсов для расширения финансового потенциала производства и увеличения прибыли; обеспечение нормального кругооборота денежных средств в рамках бюджетного периода по всем стадиям и сегментам деятельности; учет интересов инвесторов и других участников финансового обеспечения деятельности компании и отрасли; создание условий для выполнения обязательств компаний перед финансовыми организациями, банками, государством; контроль и обеспечение финансовой устойчивости.

Современное состояние бюджетирования у значительной массы предприятий, отраслей и регионов отстает от требований эффективной конкурентоспособной рыночной экономики.

Одним из обобщающих показателей провалов в политике бюджетирования, или вообще ее отсутствия, является наличие большой массы убыточных предприятий, которые тем не менее остаются «на плаву», несмотря на конкурентные рыночные условия (табл. 1).

В народном хозяйстве России 34,7% предприятий в 2011 г. являются убыточными, что отражает неэффективность менеджмента на значительной части предприятий страны, наличие крупных рисков в финансовоэкономической деятельности и потерю данными предприятиями своего капитала, уходящего в убытки, сумма которых составила в первом полугодии 2011 г. 582,2 млрд руб., увеличившись к соответствующему периоду 2010 г. на 23,6%.

В убыточных организациях не достигаются положительные результаты осуществляемого бюджетирования даже в текущей деятельности и тем более в стратегии финансово-экономического развития в перспективе. Следует отметить также, что неэффективность управления финансами, проявляющаяся в убыточности предприятий, имеет место во всех

Таблица 1

Результаты практики бюджетирования в отраслевых комплексах российской экономики

I полугодие 2010 г. I полугодие 2011 г.

Доля прибыльных организаций Доля убыточных организаций X 2 Я л 2І И * Я 2 „я ^ ^ О Доля убыточных организаций

Всего: 65,3 34,7 65,6 34,4

Из них по организациям с основным видом деятельности:

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 77,0 23,0 70,5 29,5

Добыча полезных ископаемых 61,8 38,2 56,2 43,8

В т.ч.: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 66,4 33,6 62,0 38,0

Обрабатывающие производства 66,3 33,7 65,9 34,1

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 47,8 52,2 51,9 48,1

Строительство 63,6 36,4 62,8 37,2

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 75,5 24,5 76,4 23,6

Транспорт и связь 54,4 45,6 57,6. 42,4

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 65,1 34,9 65,5 34,5

Из них:

управление эксплуатацией жилого фонда 54,6 45,4 53,9 46,1

научные исследования и разработки 65,0 35,0 66,5 33,5

Источник: Росстат: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/187.htm

видах экономической деятельности. В среднем по народному хозяйству к убыточным относилось в 2011 г. 34,7% предприятий, в топливноэнергетическом комплексе - 38,0%, в обрабатывающей промышленности в целом - 34,1%, строительстве - 37,2%, транспорте и связи - 47,2%,

жилищно-коммунальном хозяйстве - 46,4% и в научно-исследовательской сфере, которая целиком относится к инновационной деятельности, -33,5% организаций.

Основные проблемы с бюджетированием развития производства относятся к инвестициям в основной капитал. Именно через этот механизм внедряются потоки инноваций в деятельность предприятий в России. По данным Федеральной службы государственной статистики, основные инвестиции в реальном секторе направляются на замену изношенной техники и оборудования, а не на освоение новых сфер и направлений производственной и финансовой деятельности. В 2010 г. замена устаревших основных фондов как основная цель бюджетирования основного капитала была у 67% предприятий, и только 32% предприятий осуществляли бюджетирование с целью повышения эффективности производства (автоматизация или механизация существующего производственного процесса, внедрение новых производственных технологий, снижение себестоимости продукций, экономия энергоресурсов). Мероприятия по расширению номенклатуры выпускаемой продукции, по данным Росстата, в 2010 г. финансировали 29% организаций реального сектора.

В строительном комплексе при формировании политики бюджетирования следует учитывать системные факторы, которые ограничивают производственную и инновационную активность (табл. 2).

Таблица 2

Факторы, ограничивающие деловую активность строительных организаций (в процентах от числа обследованных организаций)

2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Высокий уровень налогов 81 45 45 42 43 40 39

Неплатежеспособность заказчиков 81 38 32 27 24 43 37

Высокая стоимость материалов, конструкций, изделий 53 36 37 42 46 32 28

Недостаток заказов на работы. 29 18 15 12 11 27 26

Конкуренция со стороны других строительных фирм 16 31 35 35 32 29 33

Недостаток квалифицированных рабочих 14 24 25 26 30 16 17

Нехватка и изношенность машин и механизмов 19 7 6 7 5 3 4

Высокий процент коммерческого кредита 14 12 14 13 11 18 17

Источник: Росстат. Россия в цифрах - 2011 г. http:/gks.ru/bgd/regl/b11_11/IssWWW.exe/Stg/ d1A7-07.htm.

Как показывает мониторинг, экономическая ситуация в строительном комплексе в 2000-2010 гг. была весьма динамичной. В этот период резко возросло значение внутриотраслевой конкуренции, на которую в 2000 г. указывали 16% строительных организаций, а в 2010 г. - 33%. Улучшилось положение в сфере налогообложения: на этот фактор «жаловались» в 2000 г. 81% организаций, в 2010 - 39%. Однако влияние этого фактора, как ограничивающего, все еще одно из самых высоких.

В качестве положительного фактора следует отметить существенное изменение ситуации с техническим оснащением строительного комплекса. В 2000 г. на нехватку и изношенность машин и оборудования указывали 19% обследованных организаций, в 2010 г. - только 4%.

Кризис 2008-2009 гг. резко снизил спрос на строительные работы, поэтому если на недостаток заказов в 2008 г. указывали 11% организаций, то в 2009-2010 гг. - 26-27%.

Рассмотренные факторы, определяющие деятельность строительных организаций, носят долговременный характер и имеют общее значение для всего строительного комплекса. Тенденции их изменений должны отражаться и регулироваться в процессе стратегического развития и стратегического бюджетирования всей строительной отрасли в стране и ее регионах.

Современный этап модернизации в реальном секторе базируется на разработке стратегий микроэкономического и отраслевого развития, внедрении эффективных моделей управления корпоративными и отраслевыми финансами. Реализация этих задач объективно потребует:

- формирования у предприятий и отраслевых комплексов финансовой базы - основного и оборотного капитала в объемах, необходимых для нормального осуществления воспроизводственного процесса на простой и расширенной основе; обеспечение бесперебойного кругооборота капитала на всех стадиях и циклах долговременного воспроизводственного процесса;

- оптимизации финансовых потоков как при формировании финансовых ресурсов, так и при их использовании в процессе осуществления производственно-экономической деятельности (формирование оптимальных соотношений между собственным и заемным, между реальным и финансовым капиталом, между фондами производственного и социального развития и т.д.);

- осуществления постоянного контроля за соблюдением важнейших финансово-стоимостных пропорций (особенно функционирующего капитала), а также за общим финансовым состоянием предприятия (корпорации) и производственного комплекса и тенденциями его изменения;

- оперативного принятия необходимых управленческих или регулирующих (в отношении комплекса) решений по результатам финансового мониторинга;

- развития горизонта финансовой деятельности на основе стратегического бюджетирования, предполагающего разработку долгосрочных финансовых стратегий, формирование собственных стратегических финансовых резервов за счет амортизационного фонда, нераспределенной прибыли (нерастраченной на всякие бонусы топ-менеджерам и дивиденды), установление устойчивых связей с банками, фондовым рынком, региональными бюджетами, современными институтами развития, вхождение в долгосрочные федеральные и региональные программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.