Научная статья на тему 'Бюджетирование деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса'

Бюджетирование деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
703
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРЕДПРИЯТИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Караваев И. Е.

В современных условиях резко возросла роль бюджетирования деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в повышении эффективности управления их финансами. В статье проведен системный анализ сущности, принципов, задач, методов, этапов бюджетирования, видов разрабатываемых бюджетов, технологии и организации их формирования, предложены меры по совершенствованию бюджетного контроля на предприятиях ОПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетирование деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса»

УДК 338.24

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА*

И. Е. КАРАВАЕВ,

кандидат экономических наук, доцент, статс-секретарь — заместитель министра E-mail: lda@minprom. gov. ru Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

В современных условиях резко возросла роль бюджетирования деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в повышении эффективности управления их финансами. В статье проведен системный анализ сущности, принципов, задач, методов, этапов бюджетирования, видов разрабатываемых бюджетов, технологии и организации их формирования, предложены меры по совершенствованию бюджетного контроля на предприятиях ОПК.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, предприятие, деятельность, бюджетирование.

Введение. Бюджетирование деятельности предприятий ОПК — это управленческая технология, позволяющая эффективно распределять и контролировать денежные ресурсы и включающая не только финансовое планирование, но и контроль, а также анализ результатов. Бюджетирование как инструмент финансового менеджмента значительно эффективнее традиционной системы внутрифирменного планирования, которой присущи следующие недостатки: — трудоемкость, требующая разработки большого числа документов, часть которых непригодна для финансового анализа;

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проекты № 12-0600052 и № 12-06-00209.

— протяженность во времени, что часто делает внутрифирменное планирование негодным для принятия оперативных управленческих решений;

— преобладание затратного механизма ценообразования;

— невозможность достоверной оценки финансовой устойчивости предприятий с учетом изменяющихся условий деятельности.

Бюджетирование устраняет перечисленные недостатки традиционного подхода к планированию производственно-финансовой деятельности. Следует также отметить роль бюджетирования на предприятиях оборонно-промышленного комплекса в повышении эффективности управления финансами. Поэтому исследование сущности бюджетирования в таких организациях, развитие его инструментария и особенно разработка предложений по совершенствованию бюджетного контроля приобрели в настоящее время большое научно-практическое значение.

Роль, задачи и функции бюджетирования в управлении развитием предприятий ОПК. Бюджетирование может применяться в разных областях управления предприятиями оборонно-промышленного комплекса:

— в финансовом менеджменте оно позволяет регулировать объем расходов в пределах, соответствующих общему притоку денежных средств, а также определять, когда и на какую сумму должно быть обеспечено финансирование;

— в управлении деятельностью предприятия ОПК оно стимулирует руководителей заниматься маркетингом для разработки более точных прогнозов и определять наиболее целесообразные и эффективные мероприятия в пределах, обеспеченных ресурсными возможностями;

— в области организации управления оно определяет значение и место каждой функции предприятия ОПК (коммерческой, производственной, финансовой, административной и пр.) и позволяет обеспечить должную координацию деятельности структурных подразделений;

— в управлении затратами оно способствует более экономному расходованию средств предприятия, материальных и финансовых ресурсов и обеспечивает контроль затрат;

— в области управления финансами оно позволяет более рационально распределить деньги предприятия ОПК между его структурными подразделениями, определить реальную потребность в финансировании, увеличить годовой денежный поток, обеспечить экономию финансовых ресурсов и прозрачность денежных потоков, снизить дебиторскую задолженность, а также разработать эффективные меры улучшения финансового состояния и повышения экономической устойчивости предприятия.

Важнейшими задачами, решаемыми на предприятиях ОПК с помощью бюджетирования, являются:

— обоснованное планирование производственно-финансовой деятельности;

— определение отклонений фактических результатов от поставленных целей, анализ причин аномалий, принятие решений о проведении регулирующих мероприятий;

— эффективный контроль за расходованием материальных и денежных ресурсов;

— прогнозирование возможных финансовых последствий конкретных управленческих решений (проведение сценарного анализа) и выбор наиболее выгодных вариантов их реализации.

Роль и место бюджетирования в производственно-хозяйственной деятельности предприятий ОПК характеризуются его функциями, основными из которых являются:

— планирование, обеспечивающее достижение поставленных целей, так как при разработке бюджетов на определенный период решения принимаются заблаговременно, а при изменении условий деятельности планы корректируются;

— согласование различных видов деятельности структурных подразделений предприятия. Это обеспечивает единство отношений субъекта и объекта управления;

— стимулирование сотрудников предприятия к повышению эффективности деятельности;

— контроль, который сводится к проверке и анализу выполнения бюджетов предприятий и предполагает выявление отклонений фактических показателей от плановых.

Принципы и основные этапы бюджетирования производственно-финансовой деятельности предприятий ОПК. Использование бюджетирования эффективно тогда, когда оно базируется на определенных принципах, к числу которых следует отнести:

— принцип «скольжения», который опирается на увязку оперативных, среднесрочных и долгосрочных планов и позволяет учитывать внешние изменения, а также корректировать планы в зависимости от достигнутых результатов;

— принцип перехода от индикативного планирования к директивному, согласно которому все планы должны быть разделены на две категории: предварительные (индикативные) и обязательные (директивные), а процесс перехода плана из категории предварительного в категорию обязательного должен включать корректировку, согласование и утверждение;

— принцип единых стандартов. Все бюджетные формы должны быть одинаковыми для всех структурных подразделений предприятия ОПК;

— принцип детализации расходов. Для экономии ресурсов и контроля за использованием средств все значительные расходы должны быть детализированными;

— принцип финансовой структуры, который предусматривает соблюдение строгой иерархии, соподчиненности и взаимосвязи бюджетов всех структурных подразделений предприятия ОПК;

— принцип прозрачности информации, предполагающий своевременное предоставление необходимой информации всеми структурными подразделениями предприятия;

— принцип согласования целей, который означает, что процесс бюджетирования должен проходить снизу вверх путем увязки бюджетных планов между выше- и нижестоящими структурными подразделениями предприятия оборонно-промышленного комплекса;

— принцип приоритетности при координации задач бюджетирования, который обеспечивает использование дефицитных средств в наиболее выгодном направлении;

— принцип причинности, означающий, что каждая производственная единица предприятия может планировать и отвечать только за те показатели, на которые она оказывает влияние;

— принцип ответственности, предусматривающий передачу каждому подразделению предприятия ОПК ответственности за исполнение его части бюджета [1].

Структурно любой бюджетный процесс состоит из следующих основных этапов и процедур разработки и исполнения бюджетов:

— подготовительный этап, который включает в себя анализ ретроспективы и SWOT-анализ; разработку модели деятельности предприятия; прогнозирование вариантов его развития; оценку возможных последствий от реализации каждого варианта развития; обоснование целевых программ развития предприятия;

— этап разработки бюджетов, состоящий из определения бюджетной политики предприятия ОПК; разработки и обоснования показателей его бюджетов; доведение бюджетов;

— организация, учет и исполнение бюджетов, которые включают: учет фактических доходов, затрат и результатов; контроль соответствия фактических данных плановым данным бюджетов; стимулирование исполнения бюджетов;

— анализ и выявление причин отклонений от плана, регулирование и корректировка плановых показателей, ликвидация выявленных аномалий.

Сквозная система бюджетов предприятий ОПК. Необходимость внедрения бюджетирования как основы финансового планирования в Российской Федерации была определена еще Методическими рекомендациями по реформе предприятий (организаций), утвержденными приказом Минэкономики России от 01.10.1997 № 118. В документе отмечено, что для организации системы анализа и планирования денежных потоков, адекватной требованиям рыночных условий, рекомендуется создание современной системы управления финансами, основанной на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов предприятий [2].

Эта система предназначена для установления жесткого текущего и оперативного контроля за

поступлением и расходованием средств, создания реальных условий для выработки эффективной финансовой стратегии предприятий и сквозной системы их бюджетов. Система должна полностью охватывать всю базу финансовых расчетов любого предприятия и включать группы бюджетов, различающихся по следующим признакам:

— по функциональному назначению — операционный и финансовый бюджет;

— по отношению к уровню интеграции управленческой информации — бюджет центра первичного учета и консолидированный бюджет;

— в зависимости от временного интервала — стратегический и оперативный бюджет;

— в зависимости от этапа бюджетного процесса — плановый и фактический (исполненный) бюджет.

Основными видами возможных бюджетов предприятия ОПК являются следующие.

1. Операционные бюджеты:

— бюджет продаж продукции и услуг;

— бюджет коммерческих расходов;

— бюджет производства услуг и продукции;

— бюджет производственных запасов;

— бюджет прямых затрат на материалы;

— бюджет прямых затрат на оплату труда;

— бюджет прямых производственных затрат;

— бюджет управленческих расходов.

2. Финансовые бюджеты:

— бюджет прибылей и убытков;

— бюджет движения денежных средств;

— бюджетный баланс;

— инвестиционный бюджет [3].

Существуют различные методические подходы

к разработке бюджетов предприятий ОПК (рис. 1) [4, с. 72—84].

Гибкий бюджет предусматривает несколько альтернативных вариантов реализации услуг и продукции, а также всевозможные корректировки затрат и доходов в зависимости от изменения их объемов. Это наилучший вариант бюджетирования деятельности для структурных подразделений предприятия ОПК, так как он показывает, каким образом, меняя объем производства продукции или услуги, можно воздействовать на затраты или выручку предприятия.

Статический бюджет не должен меняться при изменении уровня деловой активности предприятия, так как исполнение этого бюджета контролируется по фактическим показателям без корректировок. Его надо

БЮДЖЕТ

Гибкий Статический

От достигнутого С анализом дополнительных вариантов «С нуля»

Рис. 1. Классификация методических подходов к разработке бюджетов предприятий ОПК

использовать для планирования затрат, которые не зависят непосредственно от объема производства.

Существуют следующие разновидности статических бюджетов:

— бюджеты от достигнутого, которые формируются на базе статистики прошлых периодов и учитывают возможные изменения условий деятельности предприятия ОПК;

— бюджеты с проработкой дополнительных вариантов, содержащие различные варианты, из которых выбирается оптимальный;

— бюджеты «с нуля», которые надо разрабатывать, если бюджет составляется впервые.

Организация бюджетирования на предприятии ОПК включает в себя следующие основные подходы к составлению бюджетов: снизу вверх, сверху вниз и итеративный подход.

Первую разновидность надо использовать, когда бюджет составляется на основе планов деятельности подразделений, которые передаются наверх для определения по ним агрегированных результирующих показателей.

При втором подходе бюджет составляется исходя из целевых показателей деятельности предприятия, которые определяются на основе экономических прогнозов, а также стратегии его финансовой деятельности.

Итеративный подход к процедуре бюджетирования включает ряд этапов. На основе бюджетов по отдельным направлениям деятельности складывается общий бюджет предприятия оборонно-промышленного комплекса [4]. Схема этого формирования приведена на рис. 2 [1].

В составе общего бюджета предприятия ОПК принято выделять операционный и финансовый бюджеты. Операционный бюджет показывает планируемые хозяйственные операции на предстоящий год по всем направлениям деятельности. Финансовый бюджет отражает предполагаемые источники поступления денежных средств и направления их использования в планируемом периоде.

Использование бюджетирования позволяет систематически анализировать эффективность работы подразделений предприятия ОПК, так как при этом формируется информация, необходимая для расстановки кадров, планирования их деятельности.

Предложения по усилению контрольной роли бюджетирования на предприятиях ОПК. После того как бюджет предприятия разработан и принят, его показатели должны сравниваться с запланированными путем контроля исполнения бюджета, который может проводиться в течение планового периода (регулярный контроль) и по его завершении [5, 6].

Под контролем в данном случае понимается систематическое наблюдение за деятельностью предприятия ОПК для принятия корректирующих решений. Контроль исполнения бюджета базируется на анализе данных о плановых и фактических значениях статей его бюджета и отклонениях этих значений от плановых. Он может начаться с анализа обобщающих статей, а затем перейти на уровень детализирующих для выявления причин расхождений.

Для контроля за исполнением бюджетов целесообразно использовать двухуровневую систему.

Сначала—проверка исполнения бюджета всего предприятия ОПК. При этом изучается как сводный бюджет, так и составляющие его операционные бюджеты.

Второй уровень — это контроль исполнения бюджетов всех структурных подразделений.

Основными элементами системы контроля, с точки зрения автора, должны стать:

— объекты контроля (бюджеты структурных подразделений и всего предприятия ОПК);

— предметы контроля (отдельные характеристики финансового состояния);

— субъекты контроля (предприятие в целом или структурные подразделения, осуществляющие проверку исполнения бюджетов);

— технология контроля (процедуры, необходимые для выявления отклонений фактических состояний бюджетных показателей от плановых).

Отклонения фактических величин от плановых могут возникать по всем отраженным в бюджете параметрам (стоимостным, организационной струк-

7х"

29

о п

Е р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А

Ц

и о н н ы й

Б Ю

Д ж

Е Т

Ф И Н А Н С О В Ы Й

Б Ю

Д ж

Е Т

Прогноз отношений с покупателями

Прогноз отношений с поставщиками

Прогноз складских запасов

Производственные мощности

Условно-постоянные затраты

Прочая реализация и платежи

Нормируемые

затраты на производство

Комплексный план управления финансами

Бюджет закупки и использования сырья и материалов

Бюджет оплаты труда

Бюджет энергоресурсов

Бюджет постоянных расходов

Комплексный

план финансового

развития предприятия

Индексы цен, курсы

валют, инфляция

Бюджет продаж

О

Распределение расходов будущих периодов

Налоги

Себестоимость продукции

Амортизация

Кредиты банков

Инвестиции

Прогнозный отчет о прибылях и убытках

1 Г 1 Г"

Прогнозный отчет о движении денежных средств

г

Прогнозный баланс

Доходы от внереализационной деятельности

Дебиторская задолженность

Кредиторская задолженность

Рис. 2. Схема формирования общего бюджета предприятия ОПК

туры, временным). Анализируя ненормальности, необходимо различать контролируемые и неконтролируемые причины. Последние часто бывают вызваны изменениями во внешней среде.

Предприятие ОПК в состоянии некоторым образом влиять лишь на контролируемые причины [7]. Будущее его состояние может быть спрогнозировано лишь с определенной вероятностью. Поэтому бюджет должен отражать возможные риски его

реализации, которые означают вероятность недополучения положительного результата (например, дохода) или получения отрицательного результата (например, убытков).

Таким образом, бюджетный контроль должен позволять обнаруживать тенденции к нарушению плана и своевременно устранять их, либо корректировать бюджет с учетом сложившихся отклонений. Бюджет можно корректировать

вследствие изменений внутренних и внешних факторов деятельности предприятия ОПК. Следовательно, бюджеты должны пересматриваться по мере необходимости, чтобы сохранялась их контролирующая роль.

Заключение. Результаты анализа роли бюджетирования применительно к управлению предприятием ОПК позволяют комплексно и системно исследовать механизм финансово-экономической деятельности. Разработанные предложения по усилению контрольной роли бюджетирования на предприятиях оборонно-промышленного комплекса способствуют повышению эффективности их деятельности.

Список литературы

1. АвдонинБ.Н., Батьковский А.М., Батьковс-кийМ. А. и др. Финансовое оздоровление и развитие предприятий радиоэлектронного комплекса в период посткризисного восстановления и модернизации российской экономики / под ред. Авдонина Б. Н. М.: Креативная экономика, 2010. 472 с.

2. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е.Ю. Российский оборонно-промышленный комплекс: финансово-экономический и институциональный анализ // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 1.

3. Войко А. Постановка системы бюджетирования на предприятии // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2006. № 2.

4. Закутнев С. Е. Бюджетирование деятельности хозяйственных субъектов, обеспечивающих обороноспособность страны / Сборник научных трудов: под ред. Божко В. П. М.: МЭСИ, 2008.

5. Иванова Е. И., Холод Л. Л., Хрусталёв Е.Ю. Концепция процессного управления государственным финансовым контролем // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 3.

6. Иванова Е. И., Хрусталёв Е. Ю. Информационные аспекты аудита эффективности использования средств федерального бюджета // Прикладная информатика. 2008. № 5.

7. Караваев И. Е. Оценка потенциальных возможностей ОПК России и основные направления его развития в современных условиях. М. : Минп-ромторг России, 2010. 186 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.