Караваев Игорь Евгеньевич
канд. экон. наук, доцент, Статс-секретарь — заместитель министра, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Ida @minprom.gov.ru
Финансирование инновационного развития предприятий
А
оборонно-промышленного комплекса1
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ
Аннотация:
В современных условиях резко возросла роль финансирования инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в повышении эффективности управления их деятельностью. В статье проведен системный анализ сущности, форм, принципов, методов данного финансирования, предложены меры по его совершенствованию в современных условиях.
Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, предприятия, финансирование, инновационное развитие
В оборонно-промышленном комплексе постоянно приходится решать задачу развития научно-технологической базы производства, приводя ее в соответствие с меняющимися политическими и экономическими реалиями. Для решения этой задачи необходимо налаживание эффективной системы финансового обеспечения выполнения Государственного оборонного заказа; сохранение наиболее конкурентоспособного военного производства за счет увеличения экспорта вооружения и военной техники; привлечение инвесторов для реализации инновационных проектов [1]. Поэтому, в условиях недостаточных
л
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проекты № 12-06-00052 и № 1206-00209.
объемов централизованных инвестиций необходимо постоянное совершенствование форм финансирования инновационного развития предприятий ОПК.
Применяемые и потенциально применимые формы финансирования инновационных проектов в сфере создания вооружения и военной техники отличаются значительным разнообразием. В их число входят прямое государственное финансирование (субсидирование), выпуск акций, приобретение кредита, ипотечные ссуды, лизинговое финансирование и др. Каждая из используемых форм финансирования обладает определенными достоинствами и недостатками. Поэтому в любом инновационном проекте должна быть проведена тщательная оценка последствий использования различных альтернативных форм его финансирования [2].
Используемая форма финансирования должна:
• обеспечить необходимый для планомерного выполнения проекта объем инвестиций;
• действовать в направлении оптимизации структуры инвестиций и налоговых платежей;
• обеспечивать снижение капитальных затрат и риска проекта;
• обеспечивать баланс между объемом привлеченных финансовых ресурсов и положительным эффектом от его реализации как с точки зрения поддержания необходимого уровня обороноспособности Российской Федерации, так и с позиции развития экономики страны [3].
Основными формами финансирования инновационного развития предприятий ОПК являются:
1. Прямое финансирование из государственного бюджета в рамках Государственного оборонного заказа. Основным источником государственного инвестирования в сферу создания вооружения и военной техники в настоящее время является Государственный оборонный заказ. Средства, выделяемые в рамках данного заказа, находятся под контролем, и при этом инвестиционным источником выступает Министерство обороны Российской Федерации. Преимущество данной формы заключается, прежде всего, в обеспечении надежности, планомерности и целенаправленности финансирования. Однако указанная форма финансирования имеет и недостатки, которые заключаются в том, что эти средства могут напрямую направляться только на инновационное развитие государственных предприятий, а их доля в общем списке исполнителей Государственного оборонного заказа сокращается. Таким образом, прямое финансирование из государственного бюджета в рамках Государственного оборонного заказа инновационных проектов в сфере создания вооружения и военной техники либо недостаточно при условии, если оборонный сектор экономики будет оставаться преимущественно государственным, либо существенно ограничено в широте охвата направлений развития производства из-за разнообразия форм собственности предприятий в оборонно-промышленном комплексе.
2. Финансирование посредством выпуска акций. Эта форма финансирования инновационного развития является предпочтительной формой для крупных инновационных проектов, осуществляемых предприятиями — акционерными обществами посредством эмиссии двух видов акций: обыкновенных и привилегированных. Потенциальными покупателями выпускаемых акций могут стать:
• государственные заказчики вооружения и военной техники, заинтересованные в продукции, которая будет производиться по завершении проекта;
• внешние инвесторы, заинтересованные в окупаемости вложенных средств, получении налоговых выигрышей или в приросте стоимости основного капитала на условиях ограниченной аренды или ограниченного участия.
Акционерный капитал может вноситься ими в виде денежных вкладов, оборудования, технологий, а также в форме экономического обоснования проекта или права использования ресурсов, если акционерами являются правительственные организации.
Привлекательность этой формы финансирования объясняется тем, что основной объем финансовых или иных ресурсов поступает в начале реализации проекта, хотя могут производиться вклады в форме кредитов и в ходе осуществления проекта. В то же время ее использование дает возможность перенести на более поздние сроки выплату основных сумм погашения задолженности, когда возрастает способность участников проекта генерировать доходы от реализации инновационного проекта. Для финансирования крупных проектов, требующих больших капитальных затрат, выпуск акций может совмещаться с выпуском долговых обязательств. Принимая во внимание курс на интеграцию производства продукции военного и гражданского назначения, эта форма финансирования инновационного развития предприятий ОПК может в значительной мере облегчить бремя инвестирования в оборонное производство, лежащее на государственном бюджете.
3. Долгосрочное долговое финансирование. Источниками данного финансирования могут быть: долгосрочные кредиты коммерческих банков; кредиты, получаемые в государственных учреждениях; ипотечные ссуды; размещение долговых обязательств. Выбор варианта долгосрочного долгового финансирования инновационного развития предприятий ОПК должен базироваться на результатах анализа устойчивости инновационного проекта и оценок возможностей обеспечивать погашение кредита и выплату процентных ставок. В дополнение к указанным выше источникам долгосрочного финансирования могут использоваться такие формы, как эмиссия облигаций и долговых обязательств (эту форму финансирования инновационных проектов целесообразно использовать при осуществлении проектов по реконструкции и расширению действующих предприятий ОПК).
4. Кредиты как форма финансирования инновационных проектов. Если кредиты, получаемые в коммерческих банках или государственных учреждениях, представляются участникам проекта выгодной формой его финансирования, то они должны разработать общую стратегию финансовых отношений с кредиторами. Наиболее распространенный вариант такой стратегии заключается в том, что вначале к переговорам привлекаются банки, имеющие с участниками инновационного проекта прочные финансовые отношения или выражающие интерес к развитию таких связей, а затем одному из этих банков предлагается занять ведущую роль на переговорах о кредите с другими банками. Менее распространенным, но иногда очень плодотворным подходом является объединение участников инновационного проекта в группу, выполняющую функции синдиката, для получения средств на принципах «клубного кредита». В этом случае переговоры с каждым из банков должны проводиться на индивидуальной основе, что предоставляет участникам проекта определенную гибкость в последующих переговорах с инвесторами по поводу кредита.
Выбор условий кредитования инновационного проекта определяется чувствительностью его экономических показателей к изменению ставки по кредиту, а также получаемой потенциальной экономией (если рынок характеризуется нормальной, повышающейся кривой процентных доходов). В зависимости от этих характеристик проекта могут использоваться фиксированные процентные ставки или так называемые скользящие процентные ставки, то есть изменяющиеся в зависимости от периода кредитования. Потенциальная экономия рассчитывается как разность между суммарными затратами на выплату фиксированных процентных ставок долгосрочного кредита и текущими суммарными затратами на выплату скользящих процентных ставок. Важным фактором, определяющим выбор условий кредитования, являются сроки истечения долговых обязательств. Скользящие процентные ставки могут быть рекомендованы при относительно коротких периодах кредитования; фиксированные — при длительных периодах.
При выборе условий кредитования необходимо учитывать ситуацию на кредитном рынке, которая определяет поведение банков-кредиторов. Кредиты предоставляются банками на условиях, учитывающих финансовую репутацию заемщика, все виды принимаемого банком риска, источники привлечения средств для рефинансирования предоставляемых кредитов и другие аспекты каждого конкретного инновационного проекта, предлагаемого к финансированию. Они носят строго целевой характер, то есть могут использоваться лишь на цели, согласованные с банком. При этом банк следит за соблюдением целевого принципа использования кредитов.
По кредитам заемщики уплачивают проценты по «плавающим» и фиксированным ставкам, устанавливаемым банком, исходя из реальной стоимости привлеченных банком средств, с добавлением маржи, определяемой банком в зависимости от конкретных условий
реализации инновационных проектов и связанных с ними рисков, характера предоставляемого обеспечения, финансового положения заемщика и других факторов.
В настоящее время для российских коммерческих банков характерны следующие условия кредитования проектов:
• финансирование предоставляется в первую очередь для экспортно-ориентированных проектов;
• минимальный коэффициент покрытия долга определяется на основе общей суммы кратко- и долгосрочного долга заемщика;
• проект должен иметь финансовую окупаемость, быть безопасным для окружающей среды и др.
При кредитовании крупномасштабных инновационных проектов коммерческие банки, как правило, требуют, чтобы сумма кредита определялась размером максимального риска на одного заемщика, и приоритет отдается проектам, предусматривающим перевооружение и модернизацию уже действующих производств без дополнительного капитального строительства в значительных объемах, равно как и проектам, подразумевающим вложение предприятиями ОПК собственных средств наряду с привлечением банковских кредитов. В сложившихся экономических условиях коммерческие банки редко предоставляют кредиты предприятиям ОПК для финансирования внедрения принципиально новых технологических разработок ввиду их высокой рискованности.
5. Ипотечные ссуды. Ссуда под залог недвижимости (ипотека) получила распространение в странах с развитой рыночной экономикой как один из важнейших источников долгосрочного финансирования различных видов деятельности, в том числе, связанной с производством вооружения и военной техники. В такой сделке владелец имущества получает ссуду у залогодержателя и в качестве обеспечения возврата долга передает последнему право на преимущественное удовлетворение своего требования из стоимости заложенного имущества в случае отказа от погашения или неполного погашения задолженности. Наиболее распространенными объектами залога являются производственные мощности, земля, другие виды недвижимости, находящиеся в собственности получателя ипотечной ссуды.
Для финансирования инновационных проектов используется несколько видов ссуд:
• стандартная ипотечная ссуда (погашение долга и выплата процентов осуществляются равными долями);
• ссуда с ростом платежей (на начальном этапе взносы увеличиваются с определенным постоянным темпом, а далее выплачиваются постоянными суммами);
• ипотека с изменяющейся суммой выплат (в льготный период выплачиваются только проценты и основная сумма долга не увеличивается);
• ипотека с залоговым счетом (открывается специальный счет, на который должник вносит некоторую сумму для подстраховки выплаты взносов на первом этапе осуществления проекта).
6. Лизинговое финансирование. Лизинг представляет собой, как правило, трехсторонний комплекс отношений, в которых лизинговая компания по просьбе и указанию пользователя (предприятия ОПК) приобретает у изготовителя оборудование, которое затем сдает этому пользователю во временное пользование.
Лизинговые отношения могут оформляться в виде двух договоров:
• договор купли-продажи между лизинговой компанией и изготовителем оборудования на его приобретение, где изготовитель — продавец, а лизинговая компания — покупатель;
• договор лизинга между лизинговой компанией и пользователем оборудования, в силу которого первая передает второму во временное пользование оборудование, купленное у его изготовителя специально для этой цели.
Отметим, что лизинговое финансирование целесообразно в случаях, когда участники инновационного проекта не могут в данный момент использовать все налоговые преимущества, связанные с его реализацией.
В современных условиях важное значение в развитии финансирования инновационного развития предприятий ОПК приобретает также бюджетирование — управленческая технология, позволяющая эффективно распределять и контролировать финансовые ресурсы, обеспечивающие данную деятельность, и включающая не только финансовое планирование, но и контроль, а также анализ ее результатов. Бюджетирование, как инструмент финансового менеджмента, играет большую роль в повышении эффективности управления финансами предприятий ОПК, осуществляющих инновационное развитие. Важнейшими задачами, решаемые на предприятиях ОПК с помощью бюджетирования, являются следующие:
• обоснованное планирование производственно-финансовой и инновационной деятельности;
• определение отклонений фактических результатов их деятельности от поставленных целей, анализ причин данных отклонений, принятие решений о проведении регулирующих мероприятий;
• эффективный контроль за расходованием материальных и финансовых ресурсов;
• прогнозирование возможных финансовых последствий конкретных управленческих решений (проведение сценарного анализа) и выбор наиболее выгодных вариантов их реализации.
Роль и место бюджетирования инновационной деятельности предприятий ОПК характеризуются его функциями, основными из которых являются следующие:
1. Планирование, обеспечивающее достижение поставленных целей, так как при разработке бюджетов на определенный период решения принимаются заблаговременно, а при изменении условий деятельности планы корректируются.
2. Координирование и согласование различных видов деятельности предприятий, которые обеспечивают единство отношений субъектов и объектов управления.
3. Стимулирование сотрудников предприятий к повышению эффективности их деятельности.
4. Контроль, который сводится к проверке и анализу выполнения бюджетов предприятий и предполагает выявление отклонений фактических показателей от плановых (прогнозируемых).
Необходимость внедрения бюджетирования как основы финансового планирования в Российской Федерации была определена еще «Методическими рекомендациями по реформе предприятий (организаций)», утвержденными приказом Минэкономики России от 1 октября 1997 г. № 118. В них отмечено, что для организации системы анализа и планирования денежных потоков, адекватной требованиям рыночных условий, рекомендуется создание современной системы управления финансами, основанной на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов предприятий. Эта система предназначена для установления жесткого текущего и оперативного контроля за поступлением и расходованием средств, создания реальных условий для выработки эффективной финансовой стратегии предприятий и сквозной системы их бюджетов. Она должна полностью охватывать всю базу финансовых расчетов любого предприятия и включать группы бюджетов, различающихся по следующим признакам:
• по функциональному назначению: операционный и финансовый бюджет;
• по отношению к уровню интеграции управленческой информации: бюджет центра
первичного учета и консолидированный бюджет;
• в зависимости от временного интервала: стратегический и оперативный бюджет;
• в зависимости от этапа бюджетного процесса: плановый и фактический (исполненный) бюджет.
Существуют различные методические подходы к разработке бюджетов предприятий ОПК: гибкий и статический [4]. Гибкий бюджет предусматривает несколько альтернативных вариантов реализации создаваемых услуг и продукции, а также всевозможные корректировки затрат и доходов в зависимости от изменения их объемов. Это наилучший вариант бюджетирования деятельности предприятий ОПК, так как он показывает каким образом,
меняя объём производства продукции или услуг, можно воздействовать на затраты или выручку. Статический бюджет не должен меняться при изменении уровня деловой активности предприятий ОПК, так как его исполнение контролируется по фактическим показателям без корректировок. Его надо использовать для планирования затрат, которые не зависят непосредственно от объема производства продукции и услуг.
Использование бюджетирования позволяет систематически анализировать эффективность деятельности предприятий ОПК. После того как бюджет предприятия ОПК разработан и принят его показатели должны сравниваться с запланированными путем контроля исполнения бюджета, который может проводиться в течение планового периода (регулярный контроль) и по его завершении. Отклонения фактических величин от плановых могут возникать по всем параметрам (стоимостным, временным и др.), отраженным в бюджете. Анализируя указанные отклонения, необходимо различать контролируемые и неконтролируемые причины. Неконтролируемые причины отклонений вызваны, как правило, изменениями во внешней среде.
Предприятие ОПК в состоянии в определенной мере влиять лишь на контролируемые факторы воздействия на него. Будущее его состояние может быть спрогнозировано лишь с определенной вероятностью [5]. Поэтому бюджет должен отражать возможные риски реализации инновационного проекта, которые означают вероятность недополучения положительного результата (дохода) или получения отрицательного результата (убытков). Бюджеты предприятий ОПК можно корректировать ввиду изменений внутренних и внешних факторов их деятельности. Следовательно, бюджеты должны пересматриваться по мере необходимости для того, чтобы сохранялась их контролирующая роль в инновационном развитии предприятий ОПК.
Результаты анализа основных форм и методов финансирования инновационного развития предприятий ОПК позволяют комплексно и системно совершенствовать механизмы финансового обеспечения военного строительства.
Литература
1. Караваев И.Е. О развитии ситуации в оборонно-промышленном комплексе 2009 году, основных направлениях деятельности и задачах на ближайшую перспективу // Федеральный справочник «ОПК России 2000-2010». Т.6. - М., 2010. - С. 83-92.
2. Викулов С.Ф., Хрусталёв ЕЮ. Российский оборонно-промышленный комплекс: финансово-экономический и институциональный анализ // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 1.
3. Караваев И.Е. Анализ и обобщение форм финансирования инвестиционных проектов в сфере
производства вооружения и военной техники // Сборник трудов 29 Всероссийской научно-технической конференции. - Серпухов: СВИ РВ, 2010. - С. 173-177
4. Закутнев С.Е. Бюджетирование деятельности хозяйственных субъектов, обеспечивающих обороноспособность страны / Сборник научных трудов; Под ред. Божко В.П. - М.: МЭСИ, 2008. - С. 72-84.
5. Караваев И.Е. Оценка потенциальных возможностей ОПК России и основные направления его развития в современных условиях. - М.: Минпромторг России, 2010. - 186 с.
Igor V. Karavaev
Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, State Secretary - Deputy of Minister, Ministry of Industry and Trade of Russian Federation
Financing of defence-industry enterprise innovative
development
Abstract:
In current conditions the role of financing of defence-industry enterprises innovative development rose sharply in context of increase of their activity management efficiency. Article makes system analysis of essence, forms, principles, methods of this financing. The arrangements for its improvement are offered.
Keywords: defence industry complex, enterprises, financing, innovative development