Научная статья на тему 'Оптимизация финансового обеспечения процесса подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса'

Оптимизация финансового обеспечения процесса подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПТИМИЗАЦИЯ / МОДЕЛЬ / МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батьковский А. М., Батьковский М. А., Ефимова Н. С., Калачанов В. Д.

В статье рассмотрена проблема повышения эффективности деятельности высших учебных заведений, осуществляющих подготовку высококвалифицированных кадров для оборонно-промышленного комплекса России. Проанализированы основные научные подходы к оптимизации финансового обеспечения деятельности высших учебных заведений. Предложены модели механизма бюджетирования данной деятельности, а также формирования и расходования финансовых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация финансового обеспечения процесса подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

8 (245) - 2014

УДК 338.262

оптимизация финансового обеспечения

процесса подготовки специалистов для оборонно-промышленного

комплекса*

A. М. БАТЬКОВСКИЙ, доктор экономических наук, профессор кафедры систем управления экономическими объектами

E-mail: [email protected] Московский авиационный институт М. А. БАТЬКОВСКИЙ, кандидат экономических наук, начальник аналитического отдела E-mail: [email protected] ООО «Ванаг» Н. С. ЕФИМОВА,

кандидат экономических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой систем управления экономическими объектами E-mail: [email protected]

B. д. КАЛАЧАНОВ,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой систем управления экономическими объектами E-mail: [email protected]. Московский авиационный институт

В статье рассмотрена проблема повышения эффективности деятельности высших учебных заведений, осуществляющих подготовку высококвалифицированных кадров для оборонно-промышленного комплекса России. Проанализированы основные научные подходы к оптимизации финансового обеспечения деятельности высших учебных заведений. Предложены модели механизма бюджетирования

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (проекты № 14-06-00018, № 14-06-31133).

данной деятельности, а также формирования и расходования финансовых ресурсов.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, финансовое обеспечение, деятельность, оптимизация, модель, механизм.

Введение. Наряду с материальными ценностями всем странам необходимо постоянно воспроизводить соответствующий уровень культуры, моральные нормы, трудовые навыки и способность

человека к получению знаний. Данные задачи решаются с помощью образования, которое в современной науке определяется как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, как целостное общественное явление, соединяющее в себе духовные и материальные факторы, развивающиеся по внутренним закономерностям и под воздействием господствующих производственных отношений, и как относительно самостоятельная система, основной функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества [3].

Ведущие экономисты мира отводят образованию главную роль в социально-экономическом развитии государств. Так, например, Дж. Гэлбрейт писал, что доллар, вложенный в образование, приносит больший прирост национального дохода, чем доллар, вложенный в железные дороги, плотины, машины и другие капитальные блага. Ж. Сей, Н. Се-ниор, Дж. Милль, И. Фишер, Т. Шульц, Г. Джонсон, Г. Беккер, Б. Вейсброд, Дж. Гэлбрейт и другие экономисты разработали теорию «человеческого капитала», согласно которой приобретенные человеком в процессе образования способности к труду и знания следует рассматривать как капитал в его «человеческой» форме: «Образование создает человеческий капитал, который в соединении с физическим капиталом дает увеличение производительности и качества. Это было верно всегда, но вдвойне верно для глобальной современной экономики» [22].

Следовательно, устойчивое развитие государств в условиях стремительного внедрения высоких технологий невозможно без наличия квалифицированных кадров и соответствующей системы их подготовки, важнейшим элементом которой являются высшие учебные заведения (вузы). В решении задачи перехода экономики России на инновационный путь развития особую роль играют более 220 отечественных вузов, осуществляющих подготовку кадров для высокотехнологичного комплекса страны, основу которого составляют секторы оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Нашей стране необходимо дополнительно не менее 800 тыс. высококвалифицированных специалистов, значительная часть которых нужна ОПК. Кроме того, в течение ближайших лет должны пройти переподготовку и повысить квалификацию около 200 тыс. инженерно-технических работников ОПК [2].

Потребности предприятий ОПК в высококвалифицированных кадрах растут в связи с тем, что

создание новых продуктов и технологий порождает необходимость использования работников других профессий либо специалистов более высокой квалификации. Например, по заявкам предприятий и организаций авиационной промышленности осуществляется подготовка и переподготовка инженерно-технических кадров в 19 государственных технических университетах и в аэрокосмических университетах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Самары, Уфы, Красноярска общей численностью годового выпуска более 20 тыс. человек [14]. От решения проблемы качественной подготовки высококвалифицированных кадров для ОПК в значительной мере зависит возможность инновационной модернизации экономики России и обеспечения ее безопасности. Если эта проблема не будет решена в ближайшие годы, то Российская Федерация превратится в государство с ограниченным суверенитетом — сырьевой придаток высокоразвитых стран [7].

За последние десять лет ведущие державы мира пришли к экономике знаний, в основе которой лежат три составных элемента: инновации, инвестиции и образование. На новые знания, воплощаемые в инновационных продуктах и технологиях, в высокоразвитых странах приходится от 80 до 95 % прироста ВВП, а в нашей стране рост валового внутреннего продукта примерно на 60 % обеспечивается экспортом сырьевых ресурсов. Отечественная экономика стала «сырьевой», поскольку соотношение объема производства добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности в России равно 70 и 30 % соответственно.

Доля России на мировом рынке высоких технологий составляет примерно 0,5 %. Именно поэтому руководством страны поставлена задача коренной технологической модернизации ОПК, который является не только фундаментом строительства Вооруженных сил РФ, но и служит катализатором ускорения процессов структурной трансформации всей национальной экономики, поскольку инновационная активность предприятий ОПК в три раза выше, чем у предприятий других секторов промышленности [1]. Президент РФ В. В. Путин отметил: «Сегодня развитие и модернизация оборонно-промышленного комплекса — важнейший государственный, национальный приоритет. В числе значимых, ключевых задач на этом направлении — подготовка квалифицированных кадров, разработка и внедрение на предприятиях отрасли передовых технологий» [17]. Объем средств, необ-

ходимых для реализации программы подготовки кадров в интересах ОПК, — около 40 млрд руб., из которых половина — это средства федерального бюджета, а остальные — софинансирование конкретных проектных программ со стороны предприятий оборонно-промышленного комплекса [11].

В консолидированных бюджетах ведущих вузов, готовящих кадры для ОПК, как правило, до 60 % составляют поступления из федерального бюджета на образовательную и научную деятельность, не менее 30 % — поступления от платной образовательной и иных видов деятельности и примерно 10 % — поступления от научной деятельности. Основными направлениями повышения эффективности функционирования данных вузов являются совершенствование создаваемой ими образовательной услуги и оптимизация финансового обеспечения их деятельности.

Анализ основных научных подходов к решению рассматриваемой проблемы. В последние десятилетия деятельность отечественных вузов подвергается сильному воздействию внешних факторов (изменения в законодательстве и экономике страны, в спросе на образовательные услуги и т. д.) [8]. Трансформация социально-экономических условий функционирования высшей школы определяет направления изменения роли, значения, цели и задач финансового обеспечения деятельности высших учебных заведений [9]. Научные взгляды по данной проблеме развиваются в направлении расширения исследований прямых и косвенных внешних источников финансовых средств и углубления анализа процесса их формирования с точки зрения формы организации и способов реализации [6, 12, 13]. Систематизировать взгляды различных ученых на сущность понятия «финансовое обеспечение деятельности вузов» можно следующим образом.

К первой группе экономистов, исследующих данную проблему, относятся специалисты, объектом анализа которых являются внешние прямые источники доходов вузов (А. М. Бабич, Г. И. Беляев, С. В. Егоров, В. И. Ерошин, А. Н. Тихонов и др.). В работах данных авторов рассматриваются прежде всего условия и способы реализации процесса обеспечения деятельности вузов необходимыми денежными ресурсами. Во вторую группу можно включить экономистов, в работах которых исследуются не только внешние прямые источники доходов (бюджетные и внебюджетные), но и внутренние источники (А. В. Иванов, Н. Р. Кельчевская,

М. В. Павлова, В. В. Чекмарев и др.). В качестве таких источников эта группа специалистов рассматривает методы и средства эффективной организации доходов и расходов финансовых средств вуза. Представители третьего подхода к анализу финансового обеспечения деятельности вузов (Ю. С. Васильева, В. В. Глухова, Т. Ф. Романова и др.) считают, что способы организации финансового обеспечения связаны не только с источниками, но и с потоками денежных средств. Кроме внешних прямых источников бюджетных и внебюджетных фондов эти авторы исследуют структуру затрат и организационную структуру вузов в аспекте их эффективности для оптимизации внутренних источников доходов. Активизация таких источников достигается с помощью финансовых и организационных методов. Рассмотренные подходы отличаются предлагаемым составом источников средств и условиями реализации процесса финансового обеспечения, однако общим для них является объект анализа — организация финансирования деятельности высших учебных заведений.

На начальном этапе перехода российских вузов к работе в рыночной среде в условиях системного кризиса образования и жесточайшего дефицита финансовых средств ученые акцентировали свое внимание на проблемах формирования внешних источников доходов. По мере ослабления дефицита внешних прямых источников средств исследования стали шире затрагивать сферу внутренней среды вузов, внутренние факторы воздействия на их финансовое обеспечение и сосредоточились на проблемах структуры, состава доходов и расходов, на направлениях использования средств [10]. Решение указанных проблем, в том числе с применением математических методов моделирования и прогнозирования, позволяет достигнуть большего эффекта от использования средств, поступивших за счет прямых внешних источников финансирования [15, 16]. Это потребовало активизации не только экстенсивных, но и интенсивных методов и инструментов финансового обеспечения. Такой подход предполагает комплексное рассмотрение проблем финансового обеспечения деятельности вузов с точки зрения внешних и внутренних условий их деятельности.

Проведенный анализ работ представителей различных научных школ позволил сделать следующие выводы:

- традиционный подход к исследованию финансового обеспечения любой деятельности (с

точки зрения анализа источников и объемов необходимых денежных средств) позволяет определить цели и задачи деятельности вузов как целостных социально-экономических систем;

- расширение финансовой самостоятельности вузов обусловило необходимость экономической оценки результатов их деятельности и определило направления эволюции научных взглядов на ее финансовое обеспечение. Предметом исследований стали не только бюджетные, но и внебюджетные источники, а также косвенные источники средств;

- возрастающая степень диверсификации внешних источников денежных средств вузов привела к акцентированию внимания на внутреннюю среду их функционирования. В результате в области финансового обеспечения их деятельности были предложены новые методы и способы определения рациональной структуры доходов с точки зрения не только источников, но и потоков денежных средств. Развитие исследований в этой области затронуло вопросы анализа эффективности направлений расходов и оптимизации организационной структуры вузов, что привело к усилению роли организационных условий финансового обеспечения их деятельности.

Результаты анализа данной проблемы показывают, что существующие различные подходы к ее исследованию не представляют неразрешимых противоречий, поскольку они отражают постоянный эволюционный процесс творческого осмысления практической потребности формирования финансовой системы вузов, адекватной изменяющимся внешним и внутренним условиям их функционирования [18, 21]. С точки зрения авторов настоящей работы, для совершенствования финансового обеспечения деятельности вузов в настоящее время необходимо активизировать его не только экстенсивные, но и интенсивные формы путем широкого использования экономико-математических методов оптимизации данного процесса. Такой подход предполагает комплексное рассмотрение проблем финансового обеспечения деятельности высших учебных заведений с точки зрения внешних и внутренних условий их деятельности на основе разработки соответствующих экономико-математических моделей.

Механизм финансового обеспечения деятельности вуза. Механизм финансового обеспечения деятельности высшего учебного заведения включает следующие основные составные элементы:

• технологию финансового обеспечения, т. е. инструментарий финансового планирования (виды и форматы бюджетов, систему целевых показателей, нормативов и т. д.), а также порядок консолидации бюджетов разного функционального назначения и различных уровней управления;

• организацию (регламент) финансового обеспечения, включающую финансовую структуру вуза, бюджетный регламент и механизмы бюджетного контроля (процедуры составления бюджетов, их представления, согласования и утверждения, порядок последующей корректировки, сбора и обработки данных об исполнении бюджетов), распределение функций между функциональными службами и структурными подразделениями вуза в процессе его финансового обеспечения, а также нормативные документы, регламентирующие данную деятельность (положения, должностные инструкции и др.);

• методологию финансовых расчетов, предусматривающую не только методы составления финансовых прогнозов (включая сценарный анализ и расчет различных вариантов финансового состояния), но и постановку сплошного управленческого учета, позволяющего получать оперативную информацию о ходе исполнения ранее принятых бюджетов, о движении денежных средств, уровне издержек, величине доходов и т. п., в том числе по отдельным образовательным программам и структурным подразделениям вуза.

В общем виде механизм финансового обеспечения деятельности вуза может быть представлен в следующем виде (рис. 1).По мнению авторов, распределение финансовых средств вуза должно осуществляться как последовательная разработка управленческих решений в процессе бюджетного планирования. При этом важнейшей задачей является оптимизация доходной и расходной частей бюджета высшего учебного заведения. Доходную часть формируют нормативное бюджетное финансирование, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, доходы от аренды площадей и другие источники. Расходная часть состоит из: затрат на оплату труда сотрудников, выплату стипендий, оплату коммунальных услуг, затрат на текущий и капитальный ремонт зданий, коммуникаций, финансирования приоритетных направлений развития и др.

МЕХАНИЗМ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВУЗА

Технология Организация Методология

Цели и задачи (целевые показатели и нормативы) Финансовая структура (центры ответственности и учета) Методы прогнозирования

Виды бюджетов Регламент бюджетирования бюджетного контроля Требования к исходной информации и способы ее получения

Схемы консолидации Регламент финансового планирования Логика финансового обеспечения

Форматы бюджетов Распределение функций ответственности между уровнями управления

Система документооборота Система материальной поддержки и стимулирования Методы финансового обеспечения

Информационное обеспечение Система организационно-распорядительных и нормативных документов Принципы бюджетирования

Рис. 1. Блок-схема механизма финансового обеспечения деятельности вуза

Увеличение доходов вуза возможно путем:

- использования различных источников дополнительного финансирования (участие в федеральных целевых программах, интеграция вуза с другими учебными заведениями, создание системы многоступенчатого образования и др.);

- увеличения числа образовательных услуг и способов их предоставления, разработки и внедрения новых курсов обучения, введения дифференцированной оплаты труда преподавателей, увеличения доли обучающихся из зарубежных стран и т. д.;

- роста объемов научно-исследовательской деятельности вуза, усиления активности его научно-производственных подразделений и их работы в рамках научно-технических проектов различных министерств и ведомств;

- ведения иной предпринимательской деятельности (в частности, предоставления различных платных услуг студентам, сотрудникам вуза и населению путем использования типографии, спортивных сооружений и т. д.);

- повышения эффективности использования имущества вуза.

Уменьшения расходов высшего учебного заведения можно добиться за счет:

- проведения постоянного контроля за использованием средств;

- оптимизации расходов с точки зрения снижения налогового бремени;

- снижения затрат на коммунальные услуги и др.

Финансовое обеспечение деятельности вуза

оказывает значительное влияние на его конкурентоспособность. С развитием в образовании рыночных отношений обостряется конкурентная борьба высших учебных заведений за потенциальных студентов, и для сохранения позиций на рынке образовательных услуг требуется улучшение качес-

6 -

тва образовательной и научно-исследовательской деятельности. Повышение конкурентоспособности вуза можно обеспечить путем:

- ориентации его деятельности на конечный результат;

- установления партнерских отношений с работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления в целях участия в реализации различных программ, содействующих развитию образования и занятости населения;

- осуществления эффективной финансовой политики в целях привлечения максимально возможного объема финансовых средств для обеспечения образовательной и научно-исследовательской деятельности;

- оптимизации управления финансовыми ресурсами для максимизации дохода и минимизации издержек.

Модель управления финансовыми ресурсами вуза. Для повышения экономической эффективности деятельности высших учебных заведений необходимо оптимизировать их финансовое обеспечение на основе разработки и анализа модели управления финансовыми ресурсами. В целях решения данной задачи авторами предлагается модель, которая отражает в структурированном и формализованном виде механизм управления финансовыми потоками между высшим учебным заведением и сторонними организациями, потребителями его услуг, а также между структурными подразделениями вуза. Анализ информации о движении денежных средств позволяет определить закономерности в платежах вуза на основе баз данных бухгалтерских проводок централизованной бухгалтерии учебного заведения и экспертных оценок (рис. 2).

В модели, представленной на рис. 2, учтены все входящие и исходящих из вуза платежи. Пере-

Поступление средств

Контрактные студенты

НИР

Спонсорская помощь Dsn (t)

Варианты вложения финансовых средств

Ценные бумаги

Инвестиции t

Депозиты «

менные Dsi^) > 0 (/ = 1,..., п) обозначают денежные средства, поступающие от .-й сторонней организации (или .-го потребителя услуг вуза). Используя их, можно смоделировать финансовое обеспечение деятельности высшего учебного заведения. При этом переменные Dsi ^) следует определять, используя прогнозную информацию о планируемом бюджетном финансировании вуза и предстоящих поступлениях внебюджетных средств. Для отражения исходящих финансовых потоков в модели используются переменные Fj> 0 (/ = 1,..., т) — суммы, необходимые вузу или его структурному подразделению для выплаты субъекту экономической деятельности j, не входящему в структуру учебного заведения. Используя указанные переменные и информацию, содержащуюся в сметах, можно моделировать предстоящие выплаты по определенным статьям расходов высшего учебного заведения (заработная плата и т. д.).

В данной модели рассматривается промежуток планирования, состоящий из Т периодов (дней, недель, месяцев и т. д.). Предположим, что в момент времени t у вуза имеется некоторая начальная сумма D0, которую требуется распределить между его структурными подразделениями. Следовательно, надо найти вектор распределения Угг = (Уг^,Уг* ,...,Уг*), который должен соответствовать ограничениям на сумму распределяемых

средств Туг, < D0, а также необходимости про-

х=1 Х V1 (

извести обязательные платежи Т*Уг, =Fj(),

а=(а + 1, т). х=1

После проведения обязательных платежей вуз будет иметь средства в сумме

XX п

D1 = Т (Т tijУгtx + Т ti), которые затем вновь

х=1 х=1 .=.+1

используются в расчетах с учетом ограничений на вложения в различных периодах и необходимости выполнять обязательные платежи. В результате образуется вектор Угт = (Уг1т,Уг2Т,...,Уг[). Однако выбор вектора распределения финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы, полученные вузом в период г — 1,^Уг'х*

Ds¡(t)

Ds,+1(í)

x

Структура вуза

Вуз

Факультет

а«

22 (О

Кафедра

а (о

Расходы вуза

Коммерческие услуги

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- F(t)

Заработная плата

Прочие —

Fm (t)

Финансовые

ресурсы, перешедшие в период X + 1

Т/г1,'

Финансовые

ресурсы, полученные в период Т Dт ^ тах

Рис. 2. Модель управления финансовыми ресурсами вуза

Уг1 + , которое возможно только при наличии суммы D \ не является однозначным. Поэтому последовательность {Уг1 ,Уг2,...,Угт } — это лишь один из возможных вариантов распределения ресурсов, каждый из которых можно оценивать по разным критериям. С точки зрения авторов, целевую функцию модели управления финансовыми ресурсами вуза можно представить в виде величины тах (D % позволяющей максимизировать их рост на конец определенного периода Т: ф 0 ^-тах

при следующих ограничениях:

х х

.л ^ -

Туг: <1/г:-1,

х =1 х =1

пТ = Т(Т^(t)УГxí + Т Л(t)), X = (1, Т),

х=1 .=1 .=.+1

Уг* > 0,

Ъугх ^), а=(а + 1, т),

х=1

где D t — сумма финансовых ресурсов вуза в момент Р;

Уг, — вектор распределения финансовых ресурсов между структурными подразделениями

вуза в момент ^

х=1

х=1

t — период времени; / (/) — коэффициенты расчетов между подразде-

лениями вуза в момент /; Ds г ^) — вектор входящих финансовых потоков -го структурного подразделения вуза в момент /; ¥] ^) — вектор обязательных платежей структурных подразделений вуза у-й сторонней организации в момент /;

Т — конечный период планирования.

Данная модель, представленная в формализованном виде, является задачей линейного программирования, и ее решение дает возможность, основываясь на планируемых и фактических финансовых потоках вуза и определенных критериях оптимальности, получить рекомендации по корректировке бюджета высшего учебного заведения [2]. Кроме того, рассмотренная экономико-математическая модель управления финансовыми ресурсами вуза позволяет структурировать и формализовать механизм бюджетирования его деятельности.

Модель механизма бюджетирования деятельности вуза. Механизм бюджетирования деятельности вуза — это механизм управления его финансами, представляющий собой совокупность финансовых методов, рычагов и стимулов, а также соответствующих составляющих ресурсного обеспечения его деятельности. Рациональная интеграция и взаимодействие этих компонентов создают основу для реализации финансовой политики и баланса интересов внешних и внутренних участников научно-образовательного процесса. Его предназначение заключается в выражении целей деятельности вуза через систему показателей, характеризующих ее финансовые результаты. При этом результирующие показатели более высокого уровня управления можно рассчитать с учетом весовых коэффициентов показателей более низкого уровня управления вуза:

Рис. 3. Модель механизма бюджетирования деятельности вуза

где Р1 — результирующийу-й показатель вуза;

Р1у — результирующий у-й показатель /-го подразделения;

i = 1,..., п — порядковый номер подразделения;

п — количество подразделений в вузе; 7 = 1,., т — номер показателя; т — количество показателей; а — весовой коэффициент показателя. Используя зависимость (1), можно построить модель механизма бюджетирования деятельности высшего учебного заведения, которая позволяет прогнозировать его финансовые потоки (рис. 3). Эта модель разработана на основе подходов, предложенных в [3, 5, 19].

Для прогнозирования финансового результата Е¥С деятельности вуза в условиях ее неопределенности можно использовать следующую оптимизационную модель с детерминированными и вероятностными ограничениями:

Е¥С = £ М К ]1п ^ тах,

Р1у =Еа, р1 у,

(1)

которая при детерминированных ограничениях приобретает вид:

п=1

1=1

Ёqnl«=dx,(х=и..^

а при вероятностных ограничениях:

(2)

P

Zq l < dt

ихп п — г

>Рг

(г = г + 1,..., т, 1п > 0, п =1,..., к), (3)

где EFC — финансовый результат деятельности вуза;

М — его математическое ожидание; Р — вероятностная постановка задачи; мп, (п = 1,..., k) — случайные переменные величины с известным законом распределения; 1п — значения всех управляемых переменных; п — текущий номер управляемой переменной;

k — количество управляемых переменных; т — общее количество ограничений; г — количество детерминированных ограничений;

(г — т) — количество вероятностных ограничений.

Требуется определить значения всех управляемых переменных 1п в условиях неопределенности случайных переменных wn, учитывая, что будущие цены на образовательные услуги рыночного характера, заработная плата сотрудников вуза, численность штатных преподавателей, количество докторов наук и другие переменные, подверженные рыночной неопределенности, на момент разработки прогнозного бюджета неизвестны и носят вероятностный характер. При этом коэффициенты qxn, а также константы dt определены однозначно. Оптимальное решение данной задачи должно обеспечивать максимум ожидаемого значения целевой

функции EFC. Условие (9) означает обязательное

к

выполнение неравенства Ё qxnln < dt с вероятнос-

п=1

тью pt , где 0 < pt < 1.

Предположив, что существуют такие 1п , которые удовлетворяют условиям (2) и (3), оптимум может быть получен в результате решения задачи линейного программирования, в которую вместо ограничения (3) входит детерминированный эквивалент вероятностных ограничений:

Ё qxnln < щ, г=г+и..

m,

где Lmt—предельное значение d т. е. Р [dt > Lmt]>РГ В целом модель механизма бюджетирования может быть представлена в следующем виде:

п т p к

FB + FNB > Ё Rp + Ё 3 +Ё RШRl +Ё ROP,

1=1 3=1 1=1 у =1

где FB — бюджетное финансирование;

FNB — внебюджетное финансирование, включая целевые средства и безвозмездные поступления;

п

Ё Rp — сумма всех производственных расхо-

i=1

дов вуза (по их видам);

т

RJ — сумма непроизводственных расходов

3 =1

вуза;

р

Ё RFMil — сумма расходов вуза за счет фонда

I=1

развития и материального поощрения;

к

Ё ROP — сумма расходов вуза на обязательные

у=1

платежи.

Бюджетное финансирование вуза представляет собой сумму расходов на текущие затраты и капитальные расходы:

FB = Rf + RfR,

1 3

где Ri — текущие затраты (заработная плата, хозяйственные расходы, командировочные, коммунальные расходы, расходы на оплату услуг связи, стипендии и др.);

— капитальные расходы (приобретение и модернизация оборудования, капитальное строительство, реконструкция и капитальный ремонт и др.).

В качестве исходных нормативов финансирования вуза на текущие расходы следует использовать следующие данные:

- размеры стипендий студентов, аспирантов и докторантов;

- контрольные цифры приема студентов, аспирантов и докторантов на 1-й курс;

- плановая и фактическая среднегодовая численность студентов, аспирантов, докторантов;

- численность профессорско-преподавательского состава (фактическая и соответствующая утвержденному штатному расписанию вуза);

- среднемесячный размер заработной платы сотрудников высшего учебного заведения;

- нормативное соотношение числа студентов и аспирантов, приходящихся на одного преподавателя;

- нормы обеспечения учебного процесса литературой;

- 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п=1

п=1

- нормы компенсации на приобретение литературы профессорско-преподавательским составом, аспирантами, докторантами;

- компенсации на летний отдых студентов, помощь нуждающимся студентам;

- сложившиеся в данном регионе нормативы потребления коммунальных услуг в натуральном выражении, расценки на их оплату и др.

В качестве исходной информации для финансирования капитальных расходов высшего учебного заведения следует использовать:

- данные о наличии имеющихся площадей;

- нормы износа (амортизации) основных фондов;

- федеральные требования к образовательным учреждениям (нормы обеспеченности обучающихся площадью и др.);

- объем утвержденного финансирования на текущий год и др.

Модель формирования и расходования финансовых ресурсов вуза. В настоящее время бюджетное финансирование высшего учебного заведения осуществляется в основном по защищенным статьям расходов: заработная плата, стипендии, трансферты. Общий объем бюджетного финансирования вуза можно определить с использованием нормативов финансовых расходов на одного обучающегося и расходов на единицу площади учебных помещений вуза (если указанные расходы учитываются раздельно, а не в одном агрегированном нормативе) [4, 20]. В этом случае модель определения объема бюджетного финансирования может быть представлена в следующем виде:

Ч _г< '

FB = Т Ы™ • Т + Т • 5

(4)

где — расчетный норматив финансирования

на одного обучающегося на соответствующий

финансовый год по статьям текущих затрат;

БТ — среднегодовая численность студентов, аспирантов, докторантов; 1 е (1, д) — статьи расходов бюджетной классификации, финансирование по которым определяется исходя из численности обучающихся (заработная плата, хозяйственные, командировочные расходы, стипендии, помощь нуждающимся студентам, приобретение оборудования и др.);

Ы'™ — расчетный норматив финансирования на единицу площади на соответствующий финансовый год по статьям капитальных расходов;

10-

ке (1, г) — статьи расходов бюджетной классификации, финансирование по которым определяется по нормативам на единицу площади (коммунальные услуги, капитальный, текущий ремонт зданий, капитальное строительство и реконструкция);

5уиг — площадь помещений вуза. Планируемый объем внебюджетных средств (внебюджетное финансирование высшего учебного заведения) может быть определен следующим образом:

FNB = Тир •К

(5)

У=1

где иУ — планируемая цена единицы услуги

1Р -У

вуза;

и

У

К

количество оказываемых услуг, завися-

щее от числа студентов, аспирантов и докторантов, обучающихся на платной основе, и числа слушателей подготовительных курсов, объема выполняемых научно-исследовательских работ, площадей, сданных в аренду, прочих платных услуг вуза;

у — вид услуги, оказываемой вузом (специальности, формы обучения, аренда, прочие виды);

У — количество видов услуг, оказываемых вузом.

Учитывая выражения (4) и (5), модель формирования финансовых потоков вуза и направлений их расходования представим в следующем виде:

тSFIN oУUZ

+

ТЫ™ • БТ +ТN.

1 =1 к=1

У п т

+Т и; • к и >т <+Т к7+

У=1

1=1

>ОР

У

(6)

+Т п™, +Т К

I =1 у=1

Поскольку бюджетное финансирование выделяется на основе сметы расходов федерального бюджета по статьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, то его объемы определены, а также известны направления расходования данных средств. Поэтому вузу приходится проводить оптимизацию внебюджетного финансирования (в случае его изменения), чтобы обеспечивать сбалансированность по статьям расходов. Для этого в производственных и непроизводственных расходах вуза необходимо выделить «защищенные» статьи,

=1

к=1

1=1

расходы по которым нельзя сократить (заработная плата с начислениями, оплата коммунальных услуг и др.). По остальным видам расходов, таким как приобретение предметов снабжения, командировочные расходы, оплата транспортных услуг, прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг, капитальные расходы, должна проводиться оптимизация планируемых объемов платежей. Для этого в выражение (6) введем коэффициент C, учитывающий корректирующие воздействия для каждого вида расходов:

Ё Nfw • ST +Ё • SVUZ +

i=1 к=\

У п т

^ • К и^ ■ ^ RNP ■с1+

У=1

1=1

RFMRl • с, R0УP ■ сУ

у=1

(7)

1=1

где С — коэффициент корректировки производственных расходов вуза, который определяется для каждой статьи отдельно; С. — коэффициент корректировки непроизводственных расходов;

С{ — коэффициент корректировки расходов за счет фонда материального поощрения; Су — коэффициент, корректирующий налоговые платежи.

Каждый вид расходов может быть уменьшен на коэффициент С. В этом случае снизятся и налоговые платежи вуза, а также платежи за счет чистой прибыли. Для определения бюджетного ограничения необходимо из суммы внебюджетного финансирования вуза вычесть расходы по «защищенным» статьям. В результате получим SnzR — сумму расходов по «незащищенным» статьям бюджета, которую нужно скорректировать на соответствую-

п

щие коэффициенты. Определим ее как Ё2 • Ci .

1=1

В таком случае должно выполняться следующее неравенство:

SnzR >Ё ^ • С1,

(8)

где 2. — 1-я статья расходов вуза, подлежащая корректировке;

С. — коэффициент корректировки 1-й статьи расходов;

п — количество «незащищенных» статей расходов вуза.

Использование зависимостей (4) — (8) позволяет получать предложения по корректировке бюджета высшего учебного заведения по статьям расходов в процессе управления финансовым обеспечением его деятельности.

Выводы и рекомендации. Сложность анализируемой проблемы не позволяет рассмотреть в одной публикации всех ее аспектов. Именно поэтому в данной статье основное внимание уделено тем вопросам, которые связаны с задачей оптимизации финансовых потоков вузов на основе совершенствования механизма бюджетирования его деятельности. Предложенный инструментарий оптимизации уровня удовлетворения потребности высшего учебного заведения в финансовых ресурсах на его развитие, формирование фонда материального поощрения, а также капитальные и прочие расходы учитывает финансовые возможности вуза. Кроме того, данный инструментарий является практически реализуемым, поскольку его использование не требует изменения финансовой документации, действующей системы показателей и т. д. Разработанные модели оптимизации имеют универсальный характер и поэтому применимы в любом вузе, осуществляющем подготовку кадров для ОПК.

Список литературы

1. Авдонин Б. Н., Балычев С. Ю., Батьковс-кий А.М. и др. Развитие теории и практики управления предприятиями высокотехнологичного комплекса. М.: МЭСИ, 2013.

2. Балычев С. Ю., Батьковский А.М., Бать-ковский М. А., Калачанов В. Д. Экономические аспекты подготовки высококвалифицированных кадров для оборонно-промышленного комплекса // Вопросы радиоэлектроники. Серия РЛТ. 2013. N° 2. С. 183—198.

3. Батьковский А.М., Божко В. П., Тель-нов Ю. Ф. Основные направления инновационного развития высших учебных заведений / В сб. «Развитие российской экономики: проблемы и задачи». М.: Воениздат, 2009.

4. Батьковский А. М., Косенко А. А. Важнейшая проблема подготовки специалистов для предприятий ОПК / В сб. «Развитие российской экономики: проблемы и задачи». М.: Воениздат, 2009.

5. Бат ьковский М. А, Холод Л. Л. Оценка эффективности предпринимательской деятельности вуза с целью ускорения его инновационного развития / В

1=\

=1

сб. «Математические и инструментальные методы в инновационной экономике». М.: МЭСИ, 2008.

6. Белинская М. Н. Новая парадигма образования: конкурентоспособность вуза // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 3. С. 317—319.

7. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю. Военно-экономический анализ современных оборонных проблем России // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 12. С. 2—9.

8. Гринь А. М. Эволюция научных взглядов и практики организации финансового обеспечения вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 4. С. 81—86.

9. Долятовский В. А., Гречко М. В. Механизмы адаптивного управления вузом при изменениях рыночной ситуации // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 13. С. 40—45.

10. Ковалёва О. В. Управленческий учет доходов и расходов по образовательным услугам в вузах // Финансы и кредит. 2013. № 41. С. 30—35.

11. Ливанов Д. В. Доклад на заседании Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ 19 декабря 2012 г. URL: http://govemment. ru/ docs/21980.

12. Ломовцева О. А., Владыка М. В. Институционально-инновационные изменения системы национального высшего образования: возможности и вызовы современности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 2. С. 2—9.

13.Манахов С. В., Сенова А. Х. Основные закономерности развития и перспективы модернизации системы высшего профессионального образования в РФ на современном этапе // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 1. С. 367—371.

14. Мантуров Д. В., Калачанов В. Д. Организация производства наукоемкой продукции в авиационной промышленности России в современных экономических условиях // Вестник Московского авиационного института. 20i2. Т. i9. № 4. С. i87— 192.

15. Пашкус В. Ю. Оценка конкурентоспособности вузов с учетом их ресурсного потенциала (на примере вузов Санкт-Петербурга) // Региональная экономика: теория и практика. 20i3. № 34. С. 44—49.

16. Пожарская E. Л. Концептуальные модели финансово-экономического развития образования // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 4. С. 447—448.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Путин В. В. Модернизация ОПК является национальным приоритетом. URL: http://vz.ru/ news/20i2/9/i9/598786.html.

18. Стратегии адаптации высших учебных заведений: экономический и социологический аспекты / под ред. Т. Л. Клячко. М.: ГУ ВШЭ, 2002.

19. Холод Л. Л., Хрусталёв Е. Ю. Анализ финансовой деятельности высшего учебного заведения в рыночных условиях // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 5. С. i94—2ii.

20. Хрусталёв Е. Ю., Холод Л. Л. Модели процессов бюджетирования деятельности высшего учебного заведения // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 23. С. 2—10.

21. Шарашкина Т.П., Шилкина А. Т. Функционально-стоимостный анализ в системе инструментов совершенствования процессов в вузе // Экономический анализ: теория и практика. 20i3. № 37. С. 32—37.

22. Parlby D. Knowledge Management Research Report. 2000. KPMG Consulting. URL: http://kpmg.co.uk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.