О.И. КРАСНОПОЛЬСКАЯ
Проблемы бюджетного финансирования вуза
Рассматриваются вопросы бюджетного финансирования основных видов деятельности высших учебных заведений. Предлагается новый подход к бюджетному финансированию деятельности вузов на основе повышения их хозяйственной и финансовой самостоятельности.
В условиях реформирования экономики России система образования сохранила свой потенциал и остается важным фактором социальноэкономического развития страны. Однако и в этой сфере сейчас происходят радикальные преобразования, которые предусматривают совершенствование методов управления, улучшение качества образования, изменение подходов к финансовому обеспечению образовательных учреждений.
Средства, выделяемые вузам из федерального бюджета, не обеспечивают всех потребностей, связанных с проведением учебной и научной деятельности. Это видно на примере бюджетного финансирования учебной (табл. 1) и научной (табл. 2) деятельности ряда вузов Министерства образования и науки РФ в течение нескольких лет.
Из табл. 1 видно, что 80-85% бюджетного финансирования приходится на статьи «Заработная плата и начисления», «Стипендия», «Коммунальные платежи» и «Капитальный ремонт зданий» и только 10-15% бюджетного финансирования приходится на статьи, связанные с модернизацией и покупкой современного учебного оборудования, текущим ремонтом зданий, текущими расходами. Почти не финансируются статьи расходов на командировки, приобретение расходных материалов, хозяйственные расходы. В этих условиях вузы вынуждены искать дополнительные источники финансирования, учиться не только зарабатывать, но и правильно управлять денежными потоками. Любые управленческие решения, будь то открытие новых специальностей, модернизация учебного оборудования, ремонт помещений могут быть выполнены при условии обеспечения соответствующими средствами. Поэтому финансовый аспект является важнейшим в процессе управления.
Бюджетное финансирование научной деятельности вузов происходит крайне неравномерно, и основную долю здесь занимает заработная плата (табл. 2). В последние годы наметилась явная тенденция финансирования данного вида деятельности образовательных учреждений на конкурсной основе, через заказы и гранты. В этом случае объем выделяемых средств зависит от научного потенциала вуза и имеющихся разработок.
Таблица 1
Бюджетное финансирование учебной деятельности ряда вузов Минобрнауки РФ, тыс. руб.
Статья расходов Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна Сибирский государственный аэрокосмический университет Тихоокеанский государственный экономический университет
2002 2003 2004 2002 2003 2004 2002 2003 2004
1. Заработная плата и начисления 41255 (46,7) 49353 (48,1) 58510 (47,1) 63756 (66,4) 76982 (63,6) 92813 (61,8) 23780 (51,5) 3043 (48,7) 37480 (48,5)
2. Коммунальные платежи 11269 (12,8) 14612 (14,3) 15657 (12,6) 10543 (10,9) 10114 (8,4) 12355 (8,2) 8112 (17,6) 4336 (6,9) 4623 (6,0)
3. Оборудование 1460 (1,7) 4296 (4,2) 2595 (2,1) 3168 (3,3) 3953 (3,3) 5443 (3,6) 2358 (5,1) 8082 (12,9) 10339 (13,4)
4. Стипендия 8059 (9,1) 10020 (9,8) 16934 (13,6) 11058 (11,5) 15856 (13,1) 23329 (15,5) 6015 (13,0) 8763 (14,0) 13698 (17,7)
5. Кап. ремонт зданий 16447 (18,6) 12809 (12,3) 15572 (12,5) 1858 (1,9) 3785 (3,1) 4789 (3,2) 2776 (6,0) 5603 (8,9) 5269 (6,8)
6. Прочие статьи 9849 (11,1) 11475 (11,3) 15053 (12,1) 5686 (6,0) 10429 (8,5) 11504 (7,7) 3107 (6,8) 5222 (8,6) 5813 (7,6)
ВСЕГО 88340 (100) 102565 (100) 124322 (100) 96070 (100) 121119 (100) 150234 (100) 46148 (100) 62437 (100) 77223 (100)
Примечание. Здесь и в табл. 2 в скобках - доля в общем объеме финансирования, %
Таблица 2
Бюджетное финансирование научной деятельности ряда вузов Минобрнауки РФ, тыс. руб.
Статья расходов Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна Сибирский Государственный аэрокосмический университет Тихоокеанский государственный экономический университет
2002 2003 2004 2002 2003 2004 2002 2003 2004
1. Заработная плата и начисления 1220 (38,1) 1953 (35,1) 2398 (31,6) 4941 (72,1) 4471 (72,2) 2587 (51,7) 2555 (73,6) 3306 (54,5) 4884 (50,4)
2. Коммунальные платежи - - - 22 (0,3) 29 (0,5) 28 (0,6) 2 (0,1) - -
3. Оборудование - 1700 (30,5) 2353 (31,0) - 612 (9,9) - 682 (19,6) 2155 (35,5) 1662 (17,1)
6. Прочие статьи 1980 (61,9) 1914 (34,4) 2849 (37,4) 1893 (27,6) 1078 (17,4) 2393 (47,7) 233 (6,7) 605 (10,0) 3155 (32,5)
ВСЕГО 3201 (100) 5566 (100) 7600 (100) 6856 (100) 6190 (100) 5008 (100) 3472 (100) 6065 (100) 9700 (100)
Поступление и расходование денежных средств тесно связаны: недостаточность объемов их поступлений обусловливает последующие сокращения расходования. В качестве обеспечивающих функций управления финансовыми потоками учреждения могут рассматриваться бухгалтерский учет и финансовый анализ. На основании бухгалтерской информации в учреждении проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности. Полученные данные используются для принятия решений по управлению финансовыми потоками учреждения.
В связи с тем что достаточное обеспечение учреждения финансовыми средствами является важнейшим фактором для успешного ведения деятельности, необходимо осуществлять правильный расчет потребности в финансировании. Очевидно, что без планирования доходов вузы не способны обеспечить покрытие необходимых расходов и финансовую устойчивость [1].
Финансирование большинства учреждений образования осуществляется за счет нескольких источников, на которые оно реально может рассчитывать: это бюджетное финансирование и доходы, получаемые вузами от ведения предпринимательской деятельности.
В бюджетных учреждениях расчет потребности в финансировании осуществляется с помощью составления нескольких смет, поскольку вузы имеют несколько источников финансирования.
Потребность в бюджетных средствах рассчитывается путем составления проекта сметы, который направляется в вышестоящую организацию. Но вуз получает скорректированную утвержденную смету, которая не содержит финансирования по многим важным статьям расходов (приобретение расходных материалов и канцелярских товаров, командировки, оплата услуг связи и т.д.) Предусмотренные ассигнования являются предельными, и расходование сверх этих сумм запрещено, нельзя также производить непредусмотренные расходы. Бюджетные сметы составляются уже на основании выделенных Министерству образования и науки средств, а не исходя из фактической потребности. Утверждение данного финансового документа бюджетного учреждения производится после утверждения бюджета.
В настоящее время только внебюджетная деятельность является для вузов источником ресурсов, позволяющих им достойно исполнять свою образовательную и научную миссию в обществе и осуществлять стратегию развития [2]. Самая нестандартная проблема - составление сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам поступлений: на этот счет нет ни инструкций, ни нормативных документов. Эта работа должна основываться на прогнозе поступления доходов и предполагаемых расходов. Необходимо просчитать прогноз поступлений на календарный год. Сначала на основании заключенных договоров определяется, сколько средств получит учреждение, далее прогнозируется, сколько примерно студентов поступит на первый курс. В результате получается предполагаемая сумма дохода от данного вида деятельности. Затем согласно анализу прошедшего года планируется доход, который может получить учреждение от других платных работ и услуг. Анализируется поступление прочих доходов и целевых средств, а также хоздоговорных
тем. Так формируется смета доходов на календарный год. При формировании расходной части сметы необходимо учитывать основные задачи по развитию учреждения, обязательные платежи согласно заключенным договорам и все статьи расходов, по которым бюджетное финансирование отсутствует, но без которых вуз не сможет вести образовательную и научную деятельность.
Смета по внебюджетным средствам вуза утверждается на ученом совете и в течение календарного года ее можно корректировать, если возникает такая необходимость.
Смету по бюджетным средствам вуз самостоятельно скорректировать не имеет права. Необходимо согласование с вышестоящей организацией, а это усложняет работу. Здесь можно было бы пойти по такому пути. Федеральный бюджет утверждается в своей расходной части в разрезе функциональной, а не экономической классификации. Средства расходуются государством на определенные функции (образование, оборону). Закон о бюджете не устанавливает распределение этих средств по статьям экономической классификации расходов. Это важное положение, на котором должна строиться система бюджетного финансирования и контроля за расходованием бюджетных средств. Ведь Законом «Об образовании» высшим учебным заведениям предоставлено право самостоятельно определять порядок и направления расходования средств.
Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что бюджетные средства вузу можно выделять одной суммой. Вуз, зная свои основные задачи и проблемы, должен самостоятельно определять основные статьи расходов, составлять и утверждать на ученом совете смету и отчитываться перед вышестоящей организацией о целевом расходовании средств.
Реализация таких подходов может не только заметно облегчить работу, но и способствовать развитию инициативы и расширению самостоятельности образовательных учреждений, повысить ответственность за принимаемые решения в сфере финансовой деятельности.
Литература
1. Арзякова О.А. Управление финансовыми ресурсами государственного вуза в рыночных условиях (информационное и математическое моделирование) / О. А. Арзякова // Университетское управление. 1998. № 4. С. 49-51.
2. Михайлушкин А.И. Реформирование высшего профессионального образования в обществе переходного периода: учебное пособие / А.И. Михайлушкин. - СПб.: Питер. 1998. 196 с.
© Краснопольская О.И., 2006 г.