Научная статья на тему 'Стратегическое бюджетирование как процесс системного обеспечения инновационной траектории развития региона'

Стратегическое бюджетирование как процесс системного обеспечения инновационной траектории развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / STRATEGIC BUDGETING / ПРОЦЕСС / PROCESS / СИСТЕМА / SYSTEM / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / РЕГИОН / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мысин П.Е.

В статье раскрыта сущность стратегического бюджетирования, как процесса системного обеспечения инновационной развития региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic budgeting process as system support innovative development path region

This article reveals the essence of strategic budgeting tion as a process of systematic support for innovation development in the region

Текст научной работы на тему «Стратегическое бюджетирование как процесс системного обеспечения инновационной траектории развития региона»

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ПРОЦЕСС СИСТЕМНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

П.Е. Мысин,

соискатель кафедры экономики и финансов общественного сектора ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

E-mail: 5mysin88@mail.ru

Аннотация. В статье раскрыта сущность стратегического бюджетирования, как процесса системного обеспечения инновационной развития региона

Ключевые слова: стратегическое бюджетирование, процесс, система, инновации, развитие, регион

STRATEGIC BUDGETING PROCESS AS SYSTEM SUPPORT INNOVATIVE DEVELOPMENT PATH REGION

P.E. Mysin,

competitor for the economy and finance public sector Federal VPO «Russian Academy of national economy and public administration the President of the Russian Federation»

Annotation. This article reveals the essence of strategic budgeting tion as a process of systematic support for innovation development in the region

Keywords: strategic budgeting, process, system, innovation, development, region

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации В.В. Путина о бюджетной политике в 2013-2015 гг. поставлена задача «кардинального повышения качества стратегического управления экономикой и общественными финансами,... механизмы государственной социально-экономической политики должны иметь надежное, точно просчитанное бюджетное обеспечение». [1] Одним из эффективных механизмов стратегического управления социально-экономическим развитием в регионах должно стать стратегическое бюджетирование.

Президент России поставил перед Правительством Российской Федерации задачу до конца 2012 г. подготовить долгосрочную бюджетную стратегию на период до 2030 г., которая должна явиться общим концептуальным «регулятором» финансово-бюджетных отношений и процессов в стране. Как указано в Бюджетном послании Президента Российской Федерации,

в бюджетной стратегии «необходимо определить механизмы обеспечения связи между долгосрочными целями государственных программ, конкретными индикаторами их выполнения и бюджетными проектировками на трехлетний период». [1]

В аспекте реализации поставленной Президентом РФ задачи разработки долгосрочной Бюджетной стратегии до 2030 года Правительством Российской Федерации в марте 2013 года принята Государственная программа Российской Федерации «Управление государственными финансами», в которой представлена подпрограмма «Долгосрочное финансовое планирование» (см. Приложение).

В подпрограмме дается характеристика содержания, целей и задач долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации до 2030 года.

Концепция стратегического бюджетирования не совпадает с содержанием бюджетной стратегии как

страны, так и региона. Ее существенное отличие в том, что стратегическое бюджетирование — это концепция деятельности (бюджетирования), а не документ или большой аналитический труд.

Стратегическое бюджетирование начинается с разработки общей программы реальных финансовых сложений в регионе на долгосрочную перспективу (цикл воспроизводства основного капитала как «ядро» стратегического бюджетирования), но главное его содержание — это деятельность институтов стратегического бюджетирования.

Стратегическое бюджетирование в регионе является высшей формой бюджетирования по отношению к стратегиям коммерческих организаций, банков и текущему финансированию из регионального и местных бюджетов.

Во-первых, должно быть обеспечено управление в регионе финансовыми потоками и кругооборотами во времени, выходящем за пределы одного года, т.е. быть как минимум среднесрочным, а в более существенном проявлении — долгосрочным, обеспечивающим как продолжение, так и улучшение, повышение уровня жизни населения и эффективности предпринимательства, условий бизнеса и рейтинга региона, его конкурентоспособности.

Во-вторых, стратегическое бюджетирование, системно управляя финансовыми потоками, формирует финансовые фонды для решения задач стратегического развития. Поэтому эти финансовые ресурсы должны быть предназначены не для текущего обеспечения операционной деятельности организаций или территориального образования, а обособляться от этих процессов, накапливаться, резервироваться, функционально иметь иное назначение.

В-третьих, стратегическое бюджетирование не осуществляется в рамках только повторяющегося и неизменного кругооборота совокупного капитала или финансово-бюджетного потенциала региона. Оно выходит за пределы этого кругооборота и потенциала, должно расширять их, обеспечивать выход на более высокий уровень развития и больший масштаб.

В-четвертых, стратегическое бюджетирование по своему содержанию является инновационным процессом развития экономики региона. Это широкое, глубокое и преобразующее инновационное развитие, которое можно рассматривать как инновационное обновление системы, т.е. оно не укладывается в обычно принятую классификацию инноваций только как продуктовых и технологических или даже организационно — управленческих. Стратегическое бюджетирование в регионе — это инновационное развитие системы экономики, финансов, социальной сферы конкретного субъекта Российской Федерации. Стратегическое бюджетирование теоретически следует рассматривать как процесс, метод, инструментарий, ресурс наруше-

ния привычного равновесия в экономической системе региона с целью перехода к новому состоянию равновесия и к новому «центру тяготения».

Стратегическое бюджетирование в регионе является, таким образом, фактором и «локомотивом» вывода экономической — финансовой — социальной системы региона на инновационную траекторию развития, обеспечивает новый кругооборот экономического процесса в субъекте РФ с более мощным центром экономической и социальной динамики.

Конечно, стратегическое бюджетирование становится этим «локомотивом» только в тех случаях, если оно внедрено в регионе и реально осуществляется в течении достаточно длительного времени (5-10 лет).

Региональное стратегическое бюджетирование реализует не стратегию одной компании, а общую долгосрочную стратегию развития конкретного региона, что требует в бюджетировании координации, интеграции и корреспондирования его со стратегией региона, стратегией отдельных корпораций, коммерческих банков, институтов фондового рынка, увязки с бюджетной политикой и межбюджетными связями региона, с федеральным бюджетом и федеральными долгосрочными и целевыми программами, ведомственными программами федеральных министерств и других федеральных институтов.

Стратегическое бюджетирование на региональном уровне должно проявляться, формироваться и реально осуществляться как сложно — структурированная система и агрегированный процесс движения, освоения и материализации финансовых ресурсов региона. Общее понимание бюджетирования как экономической категории позволяет определять основные аспекты внедрения стратегического бюджетирования на уровне региона (в регионе):

• управление финансовыми потоками и кругооборотами в масштабе региона;

• формирование бюджетов (фондов) в секторах экономики региона;

• обеспечение взаимосвязи бюджетирования с воспроизводственными экономическими процессами (движением регионального продукта и капитала);

• управление процессом использования финансовых ресурсов (собственно именно актом бюджетирования, т.е. финансирования) в соответствии с конкретными программами, реализуемыми в регионе;

• целевое регулирование бюджетирования в соответствии с интересами, функциями, задачами и ответственностью институционального субъекта в условиях ограниченности ресурсов, влияния конкурентной и макрорегулирующей среды.

Бюджетирование в регионах, в смысле финансирования дорог, новых предприятий и иных капитальных объектов, имеет место, но в этих актах нет системного, интегрированного характера, отсутствует общая региональная концепция стратегического бюджетирования. Бюджетирование осуществляется отдельными ведомствами и учреждениями, которые в своей инвестиционно — инновационной деятельности не «закольцованы» в единую регулирующую систему и функционируют раздельно, руководствуясь своими локальными целями и решая ограниченный круг задач, зачастую в режиме и в рамках одного года, в соответствии с годовым процессом финансирования.

В основе системности стратегического бюджетирования в регионе должна реализовываться следующая взаимосвязь: формирование стратегических финансовых ресурсов (СФР)^ использование СФР (бюджетирование) ^ материализация СФР в накоплении производственных и непроизводственных фондов, объектов научно-интеллектуальной сферы ^ предоставление и увеличение общественных и частных благ и услуг населению региона (включая обеспечение полной занятости, создание новых рабочих мест).

Данная взаимосвязь носит объективный характер, раскрывает взаимодействие денежных (стоимостных) категорий и материальных факторов (ресурсов), а в конечном аспекте — общую целевую направленность регионального стратегического бюджетирования.

В данном аспекте целесообразно ввести два новых понятия: реальное и формальное стратегическое бюджетирование. Реальное стратегическое бюджетирование есть процесс материализации стратегических финансовых ресурсов в объектах производственной, транспортной, социальной инфраструктуры, фактор обеспечения инновационной траектории развития региона. Без взаимодействия с материальными факторами и процессами, удовлетворением потребностей

населения, стратегическое бюджетирование в определенных случаях будет носить формальный характер, процессом ради процесса, «освоением» денег ради самого освоения, а иногда и хищения. Формальность стратегического бюджетирования не выдуманная категория, она весьма явственно проявляется в российской практике, особенно в разного рода схемах фиктивных закупок, не выполненных строительных работ, построенных (реально, однако, не построенных) километров дорог или квадратных метров жилья и т.д. Формальность стратегического бюджетирования проявляется и в области неработающих нормативно — законодательных актов, всякого рода концепций и программ, не обеспеченных финансированием или не осваивающих, т.е. не материализирующих авансированные соответствующими институтами финансовые ресурсы.

Реальное стратегическое бюджетирование означает, прежде всего, финансовое обеспечение расширенного воспроизводства основного капитала в отраслях реального коммерческого сектора региона (промышленности, строительства, агропромышленного комплекса, транспортной системы, энергетики региона). Финансовые ресурсы направляются в реальном стратегическом бюджетировании на долгосрочные проекты обновления, модернизации, инновационное изменение технического, технологического состояния производственного аппарата отраслей реального сектора региона, вывод их воспроизводственного процесса на новый инновационный кругооборот, или по Й. Шумпетеру, к новому «центру тяготения». [8]

В качестве одного из главных направлений стратегического финансирования является социальное стратегическое бюджетирование, т.е. долгосрочные вложения в развитие трудового потенциала региона, демографические процессы.

Модельная системная конфигурация реального стратегического бюджетирования в регионе представлена следующей схемой (рис. 1).

Мониторинг и оценка эффективности в реальном времени — фаза 3

Стратегические финансовые ресурсы Управляющие институты и инструменты Объекты и цели бюджетирования

Основной капитал Производст-венно-транс-портная инфраструктура Социальная инфраструктура Трудовой потенциал и занятость Агропромышленный комплекс Инновационный комплекс Образовательный и демографический потенциал

Формирование — фаза 1 Финансирование — фаза 2

Стратегическое бюджетирование в регионе

Рис. 1. Модельная схема системной конфигурации бюджетирования в регионе

В этой схеме выделены три фазы: формирование стратегических финансовых ресурсов региона, стратегическое финансирование (собственно «бюджетирование»), мониторинг и оценка эффективности системы стратегического бюджетирования в реальном времени.

Фаза формирования (фаза 1) представлена двумя блоками (формирование стратегических ресурсов и формирование институтов). В фазе бюджетирования (фаза 2) показаны 7 блоков, которые указывают на главные целевые стратегические направления использования и материализации финансовых ресурсов. В конкретной деятельности управляющих институтов системная конфигурация стратегического бюджетирования в любом регионе может и должна быть развернута и, целесообразно, кодифицирована для электронной обработки информации и управления финансовыми потоками, институтами и инструментами.

Системный подход к процессу стратегического бюджетирования позволяет создавать реально функционирующий механизм бюджетирования в каждом субъекте Российской Федерации. Прежде всего должна быть ясность и систематизированность в отношении финансовых ресурсов (первая фаза): какие из них являются стратегическими, как они формируются в данном регионе? Пожалуй, наиболее сложная проблема в первой фазе бюджетирования встает при системном решении вопроса формирования и интеграции управляющих институтов и регулирующих инструментов: законов, постановлений исполнительной власти, нормативно — правовой базы учреждений финансового сектора, коммерческих организаций и т.д.

Вторая фаза определяет реальное направление финансовых потоков на цели и объекты стратегического бюджетирования: инвестиции в основной капитал региона; в создание и развитие производственной, транспортной, социальной инфраструктуры; агропромышленный комплекс; создание инновационного комплекса, например, инновационных территориальных кластеров, региональных институтов развития, технопарков и др. Например, в Дальневосточном федеральном округе утвержден всего один инновационный территориальный кластер — авиастроение и судостроение Хабаровского края, организатором — координатором которого является АНО «Дальневосточное агентство содействия инновациям». В целом в России решением Правительства РФ от 28.08.2012 года утвержден перечень из 25 инновационных территориальных кластеров.

Региональное стратегическое бюджетирование характеризуется: во-первых, отчетливым системным подходом к регулированию большого коли-

чества субъектов хозяйствования данной территории; во-вторых, решением проблемы интеграции, аккумуляции и централизации ресурсов не одной компании, а совокупности компаний, отраслей, секторов.

Особенности стратегического бюджетирования в регионе органически определяются специфическими функциями региональной финансовой системы. К ним следует отнести: консолидацию ресурсов финансового потенциала региона; формирование финансовых условий и ресурсов региона; достижение относительной автономности и самостоятельности финансовой системы региона; регулирование «входов» и «выходов» финансовых потоков финансовой системы региона. Эти функции определяют направленность стратегического бюджетирования в регионе и общие условия, в которых оно осуществляется.

Расширение сроков бюджетного планирования также позволит повысить качество планирования для бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Обосновывая необходимость, актуальность долгосрочного бюджетного планирования как в стране, так ив каждом регионе, мы считаем, что оно должно органически проявляться в деятельности институтов реального бюджетирования, а не оставаться только документом. Концепцию стратегического бюджетирования в регионе в этом аспекте мы предлагаем выразить следующей методологической схемой (рис. 2).

При рассмотрении стратегического бюджетирования в контексте институциональной методологии определяется актуальность деятельности субъектов финансовых отношений. Многие идеи и разработки целых весьма квалифицированных научных коллективов, специалистов и крупных учёных не реализованы в российской экономической действительности, во-первых, из-за неиспользования их в реальной политике властей (институтов); во-вторых, из-за отсутствия внедряющего эти идеи и разработки механизма; в-третьих, из-за недостаточной востребованности самой жизнью, предпринимательством и населением; в-четвертых, из-за ограниченности финансовых возможностей, иногда вызванных пассивностью институтов, от которых зависит поиск и мобилизация финансовых резервов и потенциалов.

Необходимость формирования, внедрения и развития в каждом регионе механизма стратегического бюджетирования вызывается как внутренними потребностями самих регионов, так и требованиями макросреды, общероссийской стратегической финансовой политики.

Рис. 2. Трактовка регионального стратегического бюджетирования в институциональной методологии

Стратегическое бюджетирование является механизмом реализации долгосрочных финансовых, бюджетных стратегий, которые без реально действующего механизма бюджетирования не могут быть реализованы на практике и остаются лишь прогнозными пожеланиями и представлениями, но не фактами и явлениями социально-экономической действительности.

Литература

1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах от 28.06.2012. URL:http://www.kremHn.ra/ asts/157886/.

2. Ларина С.Е. Бюджетная децентрализация: теория, методология и опыт реализации в российской Федерации. — М.: Наука, 2009. — 350 с.

3. Суглобов А.Е. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: Учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 263 с.

4. Суглобов А.Е., Черкасова Ю.И. Развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации //

Финансы и кредит. — 2009. — № 1. — С. 22-30.

5. Суглобов А.Е., Черкасова Ю.И. Анализ налогового потенциала муниципальных образований в целях совершенствования механизма внутрирегионального бюджетного выравнивания // Экономический анализ: теория и практика. — 2009. — № 5.

6. Суглобов А.Е., Слободчиков Д.Н. Экономическое содержание налогового потенциала в современных моделях экономического развития // Налоги и налогообложение. 2009. № 7. С. 24-37.

7. Суглобов А.Е., Слободчиков Д.Н. Налоговый потенциал в системе бюджетного регулирования: этапы развития и перспективы // Налоги и налогообложение. 2009. № 8. С. 4.

8. Шумпетер Й. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, процента и цикла конъюнктуры) /Пер. с нем. М.: Прогресс, 1982. — 455 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.