Научная статья на тему 'Бытие как творчество в «Египетской марке» О. Мандельштама (к вопросу о стилевом своеобразии повести)'

Бытие как творчество в «Египетской марке» О. Мандельштама (к вопросу о стилевом своеобразии повести) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
197
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЗА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / СТИЛЬ / МЕТАФОРА / ТВОРЧЕСТВО / PROSE / LITERARY IMAGE / ART STYLE / METAPHOR / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Высоцкая Юлия Сергеевна

В статье рассматриваются особенности художественного стиля О. Мандельштама, обусловленные стремлением автора к объединению противоположных эстетических смыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Being as creativity in “The Egyptian Stamp” by Osip Mandelstam (on the issue of stylistic originality the novella)

The article discusses the features of Osip Mandelstam’s art style, which dictated the author’s desire to unite the opposing aesthetic senses.

Текст научной работы на тему «Бытие как творчество в «Египетской марке» О. Мандельштама (к вопросу о стилевом своеобразии повести)»

Драфт: молодая наука

Ю.С. ВЫСОЦКАЯ

(Уральский Федеральный университет им. Б.Н. Ельцина, Екатеринбург. Россия)

УДК 821.161.1-3(Мандельштам О.)»19» ББК Ш33(2Рос=Рус)6-8,44

БЫТИЕ КАК ТВОРЧЕСТВО В «ЕГИПЕТСКОЙ МАРКЕ» О. МАНДЕЛЬШТАМА (К ВОПРОСУ О СТИЛЕВОМ СВОЕОБРАЗИИ ПОВЕСТИ)

Аннотация. В статье рассматриваются особенности художественного стиля О. Мандельштама, обусловленные стремлением автора к объединению противоположных эстетических смыслов.

Ключевые слова: проза, художественный образ, стиль, метафора, творчество.

Ощущение крайней нестабильности и катастрофичности мира, столь характерное для эпохи рубежа XIX - XX веков, не могло не затронуть искусства слова. «Египетская марка» О. Мандельштама наглядно демонстрирует изменение традиционных форм повествования и художественных образов: так, фабула повести оказывается редуцированной, формы объективного мира и человека предстают настойчиво «расщепленными» и деформированными, формальные связи между главами произведения практически отсутствуют, логические связи между немногими событиями становятся предельно ослабленными.

В художественном мире «Египетской марки» действует новая эстетическая установка, которую сам автор характеризует как попытку мгновенного единовременного «схватывания» всего комплекса связей между событиями реального мира посредством поэтики «разрывного» письма: «Действительность носит сплошной характер. Соответствующая ей проза ...всегда образует прерывистый ряд. Но только та проза действительно хороша, которая всей своей системой внедрена в сплошное, хотя его невозможно показать никакими силами и средствами. Таким образом, прозаический рассказ не что иное, как прерывистый знак непрерывного» [Мандельштам 1968: 193-194]. Таким образом, появление текста, единство которого основывается на новых, неклассических, принципах и обеспечивается заменой

причинно-следственных связей ассоциативными, целостного образа -метонимически «расщепленными» структурами, а сюжетного движения - парадоксальной энергией авторского слова, является вполне закономерной реализацией эстетической «программы» автора, постоянно осмыслявшего и «переживавшего» создаваемую им художественную форму.

Стиль «Египетской марки», вырастающий из «разрывных», конфликтных словесных форм, моделирует ситуацию творчества в катастрофическую эпоху и одновременно определяется этой ситуацией - ее свободой, неожиданностью, удивлением, которые еще в «Утре акмеизма» становятся предметом размышлений Мандельштама: «...поэзия, - пишет он, - получает в пожизненное ленное обладание все сущее без условий и ограничений. Логика есть царство неожиданности. Мыслить логически значит непрерывно удивляться.» [Мандельштам 1990: 2, 144]. Иначе говоря, слово автора обладает в тексте своего рода «дуальностью»: возникая как слово о катастрофе бытия, несущее на себе след коллективной и индивидуальной травмы (Е. Павлов, М. Липовецкий), оно в то же время демонстрирует преодоление этой травмы в самом акте творчества, раскрывая при этом эстетические смыслы реальности.

Многочисленные и стремительные словесные метаморфозы (целые каскады метафор, метафорические системы), создаваемые художником, образуют открытое пространство неисчерпаемых смыслов, рождающихся в области прямого говорения автора. Конфликтная стилевая форма, «преодолевая» себя, одновременно себя «исполняет», обретая полноту и завершенность в голосе авторского «я», который, являясь голосом творческой личности, творит особые эстетические смыслы, практически приравнивая бытие к акту творчества. «Слово - это поток энергии, преобразующий реальность, а не просто двойная метафора», - предельно точно характеризует Е. Глазова потенциал мандельштамовского художественного слова [Глазова 2012: 69].

Такая энергия «встречного» движения, осуществляемого в художественном тексте, демонстрирует единственное и неоспоримое присутствие в его пределах творческого сознания, «взрывающего» пустоту и страшную бессмыслицу мира. В сознании и, соответственно, в слове художника самые обыденные детали преображаются и приобретают качества художественно сотворенных, новых, небывалых реалий: «.Эта перегородка. представляла собой довольно странный иконостас.» [Мандельштам 1990: 2, 62]; «.и глубже уходил в

мраморную плаху умывальника...» [Мандельштам 1990: 2, 66]; «...проплыла замороженная в голубом стакане ярко-зеленая хвойная ветка, словно молодая гречанка в открытом гробу.» [Мандельштам 1990: 2, 64]; и наконец - сюжетно организованное сравнение, где авторский голос звучит с особой настойчивостью: «.А я бы роздал девушкам вместо утюгов скрипки Страдивария, легкие, как скворешни, и дал бы им по длинному свитку рукописных нот. Все это вместе просится на плафон.» [Мандельштам 1990: 2, 68].

Свободное вторжение автора в текст является одной из наиболее характерных особенностей стиля «Египетской марки», демонстрирующих независимость и предельную свободу творческой личности, способной не только к метафорическому преображению реальности, но и к ее пересозданию. Слово художника вскрывает эстетический потенциал бытия, восстанавливая тем самым его утраченную гармонию, внося порядок и смысл в его хаотичное движение. В предельно резкой, остро-контрастной, взрывной прозе Мандельштама мы, тем не менее, внезапно улавливаем столь знакомый, сильный и, в то же время, негромкий голос Мандельштама-лирика, стремящегося уловить и запечатлеть ускользающую красоту мира (вспомним его ранние стихи «Звук осторожный и глухой.», «Сусальным золотом горят.», «Только детские книги читать.», «Мой тихий сон, мой сон ежеминутный.», «На бледно-голубой эмали.» и более поздние строки «Мы с тобой на кухне посидим.», «Нынче день какой-то желторотый.» и др., где лирическое «я» словно бы растворено в окружающем бытии). Эта «слитность» авторского начала с окружающим миром соотносит лирические и прозаические творения Мандельштама, и, вместе с тем, разводит их, раскрывая жестко-контрастный характер его прозы (Египетской марки» - в частности), интенсивно «говорящей» стилем парадокса. Таким образом, в художественную систему, отмеченную динамикой самоуничтожения, входит другая энергия - созидательная и гармонизирующая энергия прекрасного, заключенная в авторском слове иного рода - слове, метафорически преображающем действительность и вскрывающем работу творческого сознания, устанавливающем неявные и неожиданные ассоциативные связи между привычными сферами реальности.

Мы увидели, что высшей степени конфликтная форма текста восходит к «большой» стилевой закономерности творчества художника. Стиль Мандельштама, исполняющий себя в единстве этих «спорящих-встречных» движений, характеризуется напряженной

дуальностью, предполагающей двойное, разрушительно-созидательное, действие. Пространство пустоты и небытия, конструируемое в соответствии с ним, выстраивается алогичными словесными сцеплениями, внезапными метонимическими «расщеплениями» и аномальными диспропорциями образов. Д. Сегал справедливо замечает, что «проза Мандельштама построена на принципе асимметрии, отсутствия уравновешенности конструктивных элементов» [Сегал 2006: 435]. Однако принцип этот, на наш взгляд, обладает способностью конструирования не только апокалиптических, но и эстетических смыслов, ибо наряду с угрожающей атмосферой «стертости», болезненности и тревоги, в текст Мандельштама входит и сильнейшая энергия преодоления, истоком которой для автора всегда становится неотъемлемая свобода творчества, реализующаяся в «метапрозаическом» компоненте «Египетской марки». Процесс создания произведения искусства сопровождается одновременной авторефлексией, свободно вторгающейся в текст и создающей в нем пространство иных, творческих, смыслов. Вот он, голос художника, осмысляющий способ собственного конструирования прозы - способ «рассечения» «тела» произведения и воссоздания его целого на иных, импровизационно-динамических, основаниях:

Я не боюсь бессвязностей и разрывов.

Стригу бумагу длинными ножницами.

Подклеиваю ленточки бахромкой.

Рукопись - всегда буря, истрепанная, исклеванная.

Она - черновик сонаты... [Мандельштам 1990: 2, 75].

И далее: «.Я спешу сказать настоящую правду. Я тороплюсь. Слово, как порошок аспирина, оставляет привкус меди во рту.» [Мандельштам 1990: 2, 81]; «Я, признаться, люблю Мервиса.» [Мандельштам 1990: 2, 81]; «Всякая вещь мне кажется книгой.» [Мандельштам 1990: 2, 81]; «Я не знаю жизни.» [Мандельштам 1990: 2, 81]; «.Какое наслаждение для повествователя от третьего лица перейти к первому!...» [Мандельштам 1990: 2, 86] и др. Кроме того, назовем уже упомянутые метафорические «трансформации» реальности (например, цепочка образов: портной Мервис - греческий сатир - певец-кифаред - еврипидовский актер [Мандельштам 1990: 2, 81]; или - «Фонтанка - Ундина барахольщиков» [Мандельштам 1990: 2, 71], «Пизанская башня керосинки» [Мандельштам 1990: 2, 75], «нотная страница - диспозиция боя парусных флотилий»

[Мандельштам 1990: 2, 73] и т.д.), возникающие на основе ассоциативных связей, раскрывают принципы творческой интерпретации бытия, свойственной сознанию художника и противостоящей самоуничтожающейся действительности. Так, казалось бы, произвольно совмещенные строки, становящиеся «знаком» сбивчивой, полиритмичной мандельштамовской прозы, открывают «управляющую» ею творческую тенденцию - тенденцию «раскалывания» художественной реальности и, одновременно, -«собирания» ее силой мощного гротескного контраста, тяготеющего к предельной, парадоксальной выраженности. Эта стилевая закономерность определяет специфику прозаического творчества Мандельштама.

Эстетические смыслы бытия, вскрываемые напряженно-дуальным стилем автора, самостоятельны, постоянны и не устранимы хаосом надвигающегося опустошения. Реализуясь в тексте как акты творческого пересоздания реальности, они наделяют «Египетскую марку» энергией преодоления тотального небытия, образуя, по словам Н. Петровой, «взаимонаправленное, встречное движение человека и мира» [Петрова 2001: 62]. Это движение, осуществляющееся словно бы вопреки всем «бессвязностям и разрывам» художественного мира мандельштамовской повести, является устойчивым качеством стиля автора, наполненного поистине «жизнестроительной» энергией.

ЛИТЕРАТУРА

Глазова Е., Глазова М. Подсказано Дантом. О поэтике и поэзии Мандельштама. - М., 2012. 720 с.

Липовецкии М. Аллегория истории: «Египетская марка» О. Мандельштама// Липовецкии М. Паралогии. - М., 2008. С. 73-115.

Мандельштам О.Э. Записные книжки. Заметки// Вопросы литературы, 1968, № 4. С. 180-204.

Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2 т. Т.2. Проза. Переводы. - М., 1990. 464 с.

Павлов Е. Шок памяти. - М., 2005. 224 с.

Петрова Н. Литература в неантропоцентрическую эпоху. Опыт О. Мандельштама. - Пермь, 2001. 311 с.

Эидинова В. Энергия стиля. - Екатеринбург, 2009. 332 с.

Статья рекомендована д.ф.н., проф. В.В. Эйдиновой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.