ФИЛОСОФИЯ: МИР В ЧЕЛОВЕКЕ И ЧЕЛОВЕК В МИРЕ PHILOSOPHY: UNIVERSE IN MAN AND MAN IN UNIVERSE
УДК 122/129 DOI: 10.24151/2409-1073-2021-3-45-50
Бытие и саморазвитие личности в социокультурном пространстве Е.В. Андриенко1, И.М. Горбачева2
1 Донецкий национальный университет, Донецк
2 Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
Статья посвящена философскому исследованию личностного бытия как процесса постоянного становления, развития и совершенствования личности, в ходе которого формируются ее качества, свойства и функции, относящиеся к физическому, социальному и духовному аспектам. Сделан акцент на различиях в интерпретации особенностей личностного бытия и его динамики в различных социокультурных и исторических контекстах — от древности до современности. Проанализированы такие аспекты формирования личности в пространстве социума и культуры, как личностное самосознание, свобода и творчество. Сделан вывод о том, что личность — это социокультурный конструкт, развитие которого определяется как биологическим, так и социокультурным факторами.
Ключевые слова: личность, общество, культура, саморазвитие, самосовершенствование, свобода, творчество.
Being and self-development of a personality in social and cultural space E.V. Andriyenko1, I.M. Gorbacheva2
1 Donetsk National University, Donetsk
2 National Research University of Electronic Technology, Moscow
The article is devoted to the philosophical study of personal life as a process of constant formation, development and improvement of the personality during which its qualities, properties and functions related to the physical, social and spiritual aspects have been formed. The emphasis has been made on the differences in the interpretation of the characteristics of personal life and its dynamics in various socially-cultural and historical contexts — from antiquity to the present. Such aspects of personality formation in the space of society and culture as personal self-awareness,
freedom and creativity have been analyzed. It has been concluded that personality is a sociocultural construct the development of which is determined by both biological and sociocultural factors.
Keywords: personality, society, culture, self-development, self-improvement, freedom, creativity.
Феномен личности неоднократно становился предметом исследований в области философии, психологии, социологии, педагогики, медицины и других наук. Проблема личности интересовала известных мыслителей и ученых разных эпох — Аристотеля [1], Н. А. Бердяева [2], Дж. Дьюи [4], М. Хайдег-гера [8], К.-Г. Юнга [10] и др. Среди современных авторов, в работах которых анализируется проблема саморазвития личности в контексте общества и культуры, следует назвать А. А. Гулова [3], М. С. Кагана [5], М. С. Подопригору [6], И. Г. Сухину [7], Г. А. Цукермана [9] и др. Вместе с тем присутствует необходимость раскрытия особенностей динамики личностного бытия.
Личность (греч. persona) — это отдельный человек с определенными чертами характера, индивидуальными способностями и склонностями. Это понятие употребляется только по отношению к отдельному человеку, начиная с определенного этапа его развития. Личностью в узком смысле этого слова является человек, у которого есть сформировавшееся мировоззрение, убеждения, ценности и отношение к жизни [3, c. 25]. Неотъемлемыми атрибутами личности выступают разумность, владение языком, способность к труду и творчеству, самостоятельность, стремление к свободе, сила воли, неповторимость чувственно-эмоциональных переживаний, ответственность и др. Эти признаки обусловлены общим социокультурным контекстом, в котором происходит формирование и развитие личности. Личность, таким образом, выступает социокультурным конструктом: общество формирует личность путем ее социализации, путем воздействия на нее факторов социокультурной
среды. В свою очередь, личность не только формируется социумом и культурой, но и сама влияет на них в зависимости от своего образования, профессии, общественного положения и созидательной или разрушительной активности. Но, все же, определяющая роль в этом контексте принадлежит обществу, которое создает благоприятные (или, наоборот, неблагоприятные) условия для деятельности и развития личности.
Изучение феномена личности неразрывно связано с социокультурным контекстом, обусловленным историческими особенностями той или иной эпохи. В первобытном обществе человек практически не выделялся из общественной среды, поскольку условия его бытия не позволяли выжить вне сообщества подобных ему индивидов. Первобытнообщинный строй опирался на род, в котором не существовало понятия индивидуальной ответственности, свободы, личных прав и обязанностей.
На Древнем Востоке «Мы» всегда доминировало над «Я». В отличие от запада, где в период Нового времени утвердились либеральные ценности, на Востоке сложилась традиция полного принятия личностью государственной воли и власти, терпения и покорности судьбе и существующему социальному укладу. Восточный человек всегда был обусловлен различными степенями «внешней» по отношению к своему мировоззрению личностной зависимости: от норм семьи до норм общины и всего государства.
Античность также характеризуется отсутствием развитой субъектности и индивидуальной свободы. Древний грек не мыслил себя вне полиса — города-государства,
с которым он был единым целым. В период греческой Античности сформировался идеал гражданина, который приносит жертвы богам-покровителям полиса, участвует в коллективном принятии решений на народном собрании и становится на защиту своего полиса в военных конфликтах. В то же время проблема личности начала исследоваться в рамках античной философии в контексте учения о душе и ее элементах (Демокрит, Эпикур, Платон, Аристотель [1] и др.).
В Средневековье в аспекте социального бытия личностное начало также не было четко проявлено, что выражалось в наследовании профессий, сословной иерархии, известном принципе «каков отец — таков и сын». В то же время под влиянием христианской аксиологии происходит глубокая мировоззренческая трансформация понимания личности. Фактически произошел переход от личности как античной persona (театральная маска) к осознанной нравственной сущности, имеющей вечную душу как высшую метафизическую ценность. Однако развитие личности как динамический процесс средневековыми философами фактически не рассматривалось: динамика личностного бытия для средневековых мыслителей заключалась в переходе из одной возрастной стадии к другой.
Идея о наличии внутренних источников развития личности сформировалась лишь в эпоху Возрождения. Новая концепция развития основывалась на гуманистической философии с ее акцентом на личность как высшую культурную и общественную ценность, а также на представление о божественной природе всего сотворенного Богом мира, в котором человек — это венец Творения, сам выступающий творцом в социальном бытии.
В эпоху Нового времени в европейской философии под влиянием христианских идей, а также институализации науки утверждается идея прогресса и верховенства разума; новые мировоззренческие установки
определили и взгляды мыслителей на личностное саморазвитие. Философия и наука в целом в XVII — XIX вв. трактовала человека как самозаводящийся сложный механизм, нацеленный на самосохранение и самовоспроизводство (Р. Декарт, П. Гольбах, Ж. Ла-метри, Ж.-Б. Ламарк, Т. Гоббс). В марксизме акцент делается на том, что личность развивается в социуме, в процессе труда, творческой духовной и материальной деятельности, преодолевая диалектическое противоречие между типичным и индивидуальным.
Русская религиозная философия (Н. Бердяев, Вл. Соловьев, П. Флоренский и другие) способствовала утверждению персоналисти-ческой трактовки личностного развития, согласно которой саморазвитие происходит через объективацию личностной свободы в творчестве, являющемся актом выхода личности за пределы себя в сферу трансцендентального.
С утверждением постнеклассического типа рациональности в науке конца ХХ — начала ХХ! вв. изменяется и понимание проблемы развития личности. Идея развития трансформировалась в идею саморазвития, акцент в которой переносится с идеи социализации личности в обществе на идею самосозидания личности на основе ее ценностного выбора, а также осознания связи личностного, социального и природного бытия (В. И. Вернадский, А. Швейцер, Н. Н. Моисеев, В. А. Лекторский, М. С. Каган, В. С. Степин и др.).
Таким образом, личность — это всегда интегральная система, которая тесно связана с самостью. Существует философская и психологическая трактовка самости. В философской интерпретации самость представлена в философии М. Хайдеггера как бытие «Я» (самобытие), реализуемое как забота о собственном существовании [8, с. 183]. У И. Г. Фихте самость — это самодвижение мысли, а «Я» — предпосылка деятельностного проявления личности. К. Ясперс считал основным проявлением самости свободу. Искажая или
реализуя свою свободу, личность либо развивается и актуализирует свою самость, либо разрушает ее. В психологическом смысле понятие самости в юнгианской концепции является одним из архетипов, выражающих глубинную целостность личности [10, с. 94— 95] и сочетающим сознательный и бессознательный компоненты. Благодаря архетипу самости личность осознает себя как нечто особенное, отличное от окружающего мира. Как пишет Г. А. Цукерман, «саморазвитие — это сознательное изменение и (или) столь же сознательное стремление сохранить в неизменности мою «Я-самость». Цели, направления, средства этих изменений определяю я сам» [9, с. 26].
Таким образом, идея того, что личность не заложена в биологии человека, что для ее развития требуются определенные условия и факторы, приводят нас к выводу, что личностью обладает не каждый индивид. М. С. Каган пишет, что личность — это «особое качество индивида, но не врожденное, не имманентное, а формирующееся в результате овладения индивидом определенным культурным содержанием» [5,а 8].
При всем многообразии подходов и определений личности можно выделить три базовых аспекта ее формирования, которые являются общими для всех этих подходов и определений: самосознание, свобода и творчество.
Самосознание — это особый уровень сознания, на котором осуществляется функция внутреннего контроля личности за деятельностью собственного сознания и поддержание его целостности. Самосознание предполагает выделение и отличие личностью самой себя, своего «Я» от всего, что ее окружает. Это способность посмотреть на себя как бы со стороны, осознать свои действия, чувства, мысли, мотивы поведения, интересы, свое положение в обществе. Самосознание возникает под влиянием определенных культурных и общественных условий, которые требуют от личности умения оцени-
вать свои поступки, слова и мысли с точки зрения определенных социокультурных норм.
Самосознание личности тесно связано с феноменом рефлексии. У Р. Декарта рефлексией назывался внутренний самоотчет, упорядоченное отражение бытия в сознании. Этот подход выразился в его знаменитой формуле: «Я мыслю — следовательно, я существую». В современном понимании рефлексия — это размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней психической жизни. Уровни рефлексии могут быть разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием и т.д. Осмысливая собственные духовные процессы, личность нередко критически оценивает негативные стороны своего внутреннего мира. Именно в процессе рефлексии осуществляется основная часть личностного развития и изменения.
Свобода — это также важнейший аспект и непременное условие становления и развития личности. Следует различать социальную свободу как более широкое понятие и личностную свободу как ее часть [4, а 86]. Свобода в широком социальном смысле напрямую зависит от уровня самосознания отдельных личностей и их способности к самоопределению. При этом свобода диалектически связана с понятиями ответственности, права и равенства возможностей.
Социальная и индивидуальная свобода являются факторами личностного творчества как процесса реализации своей внутренней субъективной реальности во внешнем мире, в ходе которого формируются новые уникальные (в отличие от процесса производства) материальные и духовные ценности.
Здесь следует также сказать, что в философских работах по саморазвитию личности часто фигурирует понятие «самосозидание». Как пишет в своем исследовании С. Я. Подопригора, самосозидание — это общая индивидуальная
стратегия личностного развития, в то время как самовоспитание и самореализация — это особенные индивидуальные стратегии. Самосозидание, самовоспитание и самореализация являются инструментами культурной идентификации личности [6, с. 16].
Личностное саморазвитие всегда включает в себя самопознание. Самопознание — это изучение личностью своих духовных и физических особенностей, которое начинается в раннем детстве и продолжается в течение всей жизни. Ценность самопознания была осознана еще мыслителями Древнего Востока (Будддой, Лао-Цзи, Конфукцием) и античными мыслителями (Сократом, Платоном, Аристотелем и др.). В марксизме самопознание — это условие принятия ответственности за собственное развитие. Согласно К. Роджерсу, самопознание является условием личностного роста. Н. А. Бердяев писал: «...моя личность не есть готовая реальность, я создаю ее, создаю тогда, когда познаю себя, я есть, прежде всего, — акт» [2, с. 263].
Утверждение о единстве развития и познания, на наш взгляд, является справедливым и в отношении к категории личностного саморазвития. Саморазвитие всегда предполагает самопознание, которое осуществляется на трех уровнях — физическом, социальном и личностном. На физическом уровне личностное самопознание направлено на познание своей телесности и своих физических возможностей. На социальном уровне самопознание — это познание себя как субъекта социальных отношений, культурных норм и ценностей. На личностном, наиболее глубоком уровне самопознания оно предстает как свобода, творчество, поиск путей самоактуализации и реализации своего внутреннего потенциала. К практическому аспекту самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ, самопонимание, самопринятие, самоуправление (саморегуляция), а также самовыявление и самосовершенствование. Самовыявление — это понятие, сфор-
мулированное В. Дильтеем и обозначающее в его философском учении основную форму саморазвития личности, когда она как бы «обнаруживает себя» во внешнем мире. Схожим содержанием обладает понятие «открытие своего «Я», сформулированное в философии А. Шпрангера.
Самосовершенствование — это целенаправленная деятельность личности по систематическому формированию и развитию у себя положительных качеств и устранению отрицательных. Слово «самосовершенствование» восходит к греческому корню 1е\оъ — «верх», «полнота», «цель». В целом, понятие самосовершенствования является синонимом саморазвития личности. В различных культурах в различные исторические эпохи подходы к самосовершенствованию имели свои отличительные особенности. Так, в буддийской культуре самосовершенствование заключается в борьбе со страстями и привязанностями и в практике восьмеричного пути. В христианстве самосовершенствование означает степень приближенности к Богу как высшему совершенству. Зачастую самосовершенствование понимается как процесс развития неких положительных моральных, волевых, физических и других качеств. При этом на уровне индивидуального бытия у совершенствования (или у саморазвития) может быть и оборотная сторона. Так, самосовершенствоваться можно и в навыках манипуляции, и в любой деструктивной деятельности (например, в мошенничестве или в воровстве).
Таким образом, бытие личности — это процесс ее постоянного становления, развития и совершенствования, в ходе которого формируются качества, свойства и функции личности, относящиеся к физическому, социальному и духовному аспектам ее бытия. Развитие личности происходит под влиянием как биологического, так и социокультурного факторов. Категория саморазвития личности тесно связана с такими категориями, как «развитие», «личность», «рефлексия», «самосознание», «самопознание», «самость», «самообладание»,
«самопонимание», «самосовершенствование», «самосозидание», «самовыявление», «открытие своего «Я».
Библиографический список
1. Аристотель. О душе // Сочинения: в 4 т. Т. 1. М.: Мысль,1983. С. 371—448.
2. Бердяев Н. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991. 445 с.
3. Гулов А. А. Самосовершенствование человека как философско-антропологическая проблема: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13. Душанбе, 2012. 23 с.
4. Дьюи Дж. Общество и его проблемы. М.: Идея-Прогресс, 2002. 162 с.
5. Каган М. С. Формирование личности как синергетический процесс // Обсерватория культуры. 2005. № 2. С. 4—10.
6. Подопригора С. Я. Индивидуальная стратегия самосозидания как способ культурной идентификации: автореф. дис. ... докт. филос. наук: 24.00.11; 09.00.11. Ростов-на-Дону, 2003. 48 с.
7. Сухина И. Г. Ценности и человеческое бытие в хронотопе культуры. Донецк: Донбасс, 2016. 444 с.
8. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Академический проект, 2015. 460 с. (Философские технологии).
9. Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.; Рига: ПЦ Эксперимент, 1997. 276 с.
10. Юнг К.-Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. 250 с.
Поступила 26.08.2021
Андриенко Елена Владимировна — доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии Донецкого национального университета (83000, Университетская ул., 24, Донецк, Украина), [email protected]
Горбачева Ирина Михайловна — кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, социологии и политологии Национального исследовательского университета «МИЭТ», (124498, Россия, г. Москва, г. Зеленоград, пл. Шокина, 1), [email protected]
References
1. Aristotel'. O dushe // Sochinenija: v 4 t. T. 1. M.: Mysl',1983. C. 371-448.
2. Berdjaev N. A. Samopoznanie: Opyt filosofs-koj avtobiografii. M.: Kniga, 1991. 445 s.
3. Gulov A. A. Samosovershenstvovanie che-loveka kak filosofsko-antropologicheskaja problema: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk: 09.00.13. Dushanbe, 2012. 23 s.
4. D'jui Dzh. Obshhestvo i ego problemy. M.: Ideja-Progress, 2002. 162 s.
5. Kagan M. S. Formirovanie lichnosti kak sin-ergeticheskij process // Observatorija kul'tury. 2005. № 2. S. 4-10.
6. Podoprigora S. Ja. Individual'naja strategija samosozidanija kak sposob kul'turnoj identifikacii: avtoref. dis. ... dokt. filos. nauk: 24.00.11; 09.00.11. Ros-tov-na-Donu, 2003. 48 s.
7. Suhina I. G. Cennosti i chelovecheskoe bytie v hronotope kul'tury. Doneck: Donbass, 2016. 444 s.
8. Hajdegger M. Bytie i vremja. M.: Akademi-cheskjj proekt, 2015. 460 s. (Filosofskie tehnologii).
9. Cukerman G. A. Psihologja samorazvitja: za-dacha dlja podrostkov i ih pedagogov. M.; Riga: PC Jeksperiment, 1997. 276 s.
10. Jung K.-G. Psihologjja bessoznatel'nogo. M.: Kanon, 1994. 250 s.
Submitted 26.08.2021
Andriyenko Elena V., PhD., Professor of the Chair of Philosophy, Donetsk National University (bld. 24, Universitetskaya Street, Donetsk, 83000), [email protected]
Gorbacheva Irina M., PhD., Associate Professor of the Chair of Philosophy, Sociology and Political Science, National Research University of Electronic Technology" (MIET) (bld. 1, Shokina Square, Moscow, Zelenograd 124498), [email protected]