УДК 378.1
DOI: 10.24151/2409-1073-2019-4-65-71
Социально-философский аспект формирования профессионального сознания
личности
Social Philosophical Aspect of the Formation of Personal Professional Consciousness
Е. В. Андриенко1, И. М. Горбачева2
O. V. Andriyenko1, I. M. Gorbacheva2
1 Донецкий национальный университет, Донецк, Украина
2 Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
1 Donetsk National University, Donetsk, Ukraine 2National Research University of Electronic Technology, Moscow, Russia
Статья посвящена социально-философскому исследованию факторов и путей формирования профессионального сознания как многоуровневого социального явления. Проанализированы вопросы влияния философии на формирование личностного профессионального сознания и соотношения понятий «становление» и «развитие». Сделан акцент на том, что профессиональное сознание — это форма общественного сознания, образующая понятийно-категориальный аппарат, профессиональные смыслы, мотивы, интересы и цели той области знаний, которая относится к определенной профессиональной деятельности. Оно включает культурно-личностный и социально-функциональный аспекты профессионализма. Сделан вывод о том, что формирование профессионального сознания личности — это осознание своей профессиональной деятельности как целостного феномена, критическая рефлексия над социокультурными и методическими особенностями своей профессии, и ее роли в развитии духовной культуры общества.
Ключевые слова: профессионализм; профессиональное становление; профессиональное сознание; общество; культура; развитие.
The article is devoted to the social philosophical inquiry of factors and ways of forming the professional consciousness as multi-structural social phenomenon. The questions of the influence of philosophy on the formation of personal professional consciousness and the correlation of the concepts of "formation" and "development" have been analyzed. The emphasis has been placed on the fact that professional consciousness is a form of public consciousness that shapes a conceptual and categorical apparatus, professional meanings, motives, interests and goals of that field of knowledge that is related to a certain professional activity. It includes culturally-personal and socially-functional aspects of professionalism. It has been concluded that formation of the professional personal consciousness is the subject's awareness of one's professional activity as an integral phenomenon, critical reflection on the socially-cultural and methodological features of a profession and its role in the development of the spiritual culture of society.
Keywords: professionalism; professional formation; professional consciousness; society; culture; development.
© Андриенко Е. В., Горбачёва И. М.
Профессиональное сознание личности является основой для продуктивной и творческой профессиональной деятельности. Сознание как философская и психологическая категория находится в процессе постоянного развития, что отражает динамику социокультурных и исторических изменений общества. По меткому выражению М. Мамардашвили, философия — это и есть сознание, но сознание «вслух», явленное в строгой теоретической форме [3, с. 127]. Категории личностного сознания всегда отражают индивидуальный опыт, переработанный в самосознание, поэтому понятия «профессиональное сознание» и «профессиональное самосознание» во многом синонимичны друг другу.
Особенности каждой отдельной профессиональной области накладывают свой отпечаток на содержании и иерархии базовых категорий профессионального сознания. Категориальное наполнение сознания личности всегда представляет собой иерар-хизированную систему наиболее универсальных категорий, которые определяют социокультурную и профессиональную практику.
Если обратиться к лингво-семантиче-скому анализу понятий «профессиональное сознание», «профессиональное становление», «профессионализм», то выяснится, что они происходят от латинского корня "profession" — «призвание». Католическое Средневековье применяло это понятие только к деятельности священнослужителей. Ренессанс трансформировал эту концепцию, позволив говорить о призвании художников, поэтов и ученых. И, наконец, протестанты — первые идейно убежденные трудоголики Европы - стали применять слово «профессия» по отношению ко всем без исключения видам деятельности, подчеркивая, что абсолютно каждый трудящийся должен относиться к своей работе так, как лучший священник служит Богу — со всей преданностью и самоотдачей.
Анализ теоретических работ, в которых освещаются вопросы формирования профессионального сознания личности (труды
А. Леонтьева [2], М. Мамардашвили [3], Л. Митиной, Г. Митина, О. Анисимовой [4], С. Попова [6], В. Слободчикова [7], В. Цвык [8] и других авторов) позволяет сделать вывод о том, что данная проблематика является актуальной, и различные ее аспекты были рассмотрены многими авторами — специалистами как в области философии, так и в областях психологии, педагогики и теории управления. При этом следует констатировать, что очень мало авторов уделяют внимание именно мировоззренческой стороне развития профессионального сознания, которая наиболее полно раскрывается именно с позиций социальной философии.
Целью данной работы является социально-философское исследование особенностей формирования профессионального сознания как многоуровневого социального феномена.
Как пишет В. Цвык, комплексный социально-философский анализ профессионализма позволяет сделать вывод о двуединой природе этого феномена, который имеет культурно-личностный и социально-функциональный аспекты [8, с. 39]. Как сложное социальное явление, включающее социокультурный, психологический и духовно-нравственный элементы, профессиональное сознание отражает и раскрывает оба эти аспекта.
Согласно А. Леонтьеву, профессиональное сознание — это форма общественного сознания, которая образует понятийно-категориальный аппарат той области знаний, которая относится к определенной профессиональной деятельности, а также профессиональные смыслы, которые находят свое воплощение в профессиональных мотивах, интересах, что проявляется в постановке профессиональных целей [2, с. 217].
Для становления профессионала в любой отрасли важную роль играет информационно-когнитивный аспект подготовки, выражающийся в наличии содержательной и адекватной научной информации в той или иной профессиональной области. Часто именно нехватка качественных источников информации становится основной
причиной низкой профессиональной культуры молодых специалистов.
Для социально-философского изучения вопроса профессионального сознания важно определиться с другим, весьма близким содержательно понятием — «профессиональное становление». Формирование профессионального сознания и профессиональное становление — это взаимозависимые и неразделимые процессы. В научных исследованиях понятия «становление» и «развитие» часто отождествляются. Так, например, в «Толковом словаре русского языка» С. Ожегова и Н. Шведовой понятие «становление» определяется как «возникновение, создание чего-либо в процессе развития» [5]. Иными словами, согласно данному определению, становление — это часть процесса развития.
В контексте анализа становления профессионального сознания специалиста можно выделить следующие три аспекта:
1) социальный аспект, который характеризуется развитием эмпирического компонента профессионализма и интеграцией личности в соответствующую сферу деятельности;
2) индивидуальный аспект, который обусловлен актуализацией личностных характеристик в профессиональной деятельности (как на уровне естественных биологических основ, так и на социокультурном уровне);
3) аспект персонализации, который характеризуется интериоризацией и систематизацией профессионального опыта и завершает процесс формирования профессионального сознания личности. Все три аспекта составляют суть понятия «профессиональное становление».
Для определения специфики формирования профессионального сознания можно обратиться к теоретическим наработкам В. Слободчикова [7], по мнению которого становление выступает интегральным элементом процесса развития. Понятие развития включает в себя сразу три аспекта: 1) становление; 2) формирование; 3) преобразование. Если давать философскую экспликацию понятия «становление» в отношении профессионального сознания, то можно
выразить ее в терминах синергетической методологии: это переход объекта (профессионального сознания личности) к более сложному в структурном аспекте состоянию в результате накопления воздействий внешней среды (как специфических, целенаправленных, так и неспецифических). Формирование в данном контексте можно определить как процесс усовершенствования профессионального сознания индивида, сопровождающийся приобретением им новых качеств и свойств, соответствующих ситуативным вызовам внешней среды. Под преобразованием в данном случае понимается уровень развития личности как индивидуальности. На этом уровне, помимо действия биологических и социокультурных факторов личность поднимается до такого уровня осознанности, который позволяет ей самой выступать для себя фактором профессионального развития. Это уровень саморефлексии, профессионального саморазвития и самовоспитания. В. Слободчи-ков характеризует этот уровень динамики профессионального сознания личности как становление субъектности [7, с. 104]. На этом уровне, к которому должен стремиться каждый специалист, личность наиболее полно раскрывается как профессионал своей отрасли, поскольку обретает возможность критического осознания фундаментальных оснований своей деятельности.
Если вернуться к первоначальному сакральному пониманию слова «профессия», то уровень преобразования в развитии профессионального сознания можно сравнить с христианским понятием «мета-нойя» (от др.-греч. «перемена ума», «переосмысление»). Иногда упрощенно этот термин трактуют как «раскаяние», но суть его в христианской философии гораздо глубже и означает именно осознание своих недостатков, а также решимость преодолевать их и, тем самым, постоянно самосовершенствоваться. Самосовершенствование является базовым аксиологическим ориентиром не только для специалиста любой отрасли, но и в более широком смысле, глубинной ведущей ценностью каждого носителя
ценностей христианской цивилизации (при чем, безотносительно к тому, считает ли человек себя верующим или нет, поскольку речь идет именно о глубинных ценностных представлениях архетипического цивилиза-ционного уровня). Эта идея вполне согласуется с универсальной методологической идеей современной науки о том, что развитие тотально и охватывает все уровни организации материи. На интуитивном уровне эта идея артикулировалась в различных контекстах еще в древности. Не случайно в религиозной философии христианства самым тяжким грехом считается не убийство, а гордыня. Именно потому, что гордыня означает остановку в развитии личностного сознания, ложное ощущение собственного совершенства и нежелание работать над слабыми сторонами своей натуры, а остановка развития и движения — это смерть.
С позиций системной методологии С. Попова при сопоставлении понятий «развитие» и «становление» именно понятие «становление» означает присутствие одновременно и естественно-биологических, и искусственных, привнесенных культурой факторов влияния [6, с. 4]. Процесс становления при этом реализуется посредством смены ситуаций и актуализируется естественными и искусственными влияниями. Становление всегда предполагает объединение факторов обоих типов, которые взаимодействуют в одном ситуативном контексте.
К естественным факторам становления можно отнести существующие условия и ситуации, которые препятствуют или, наоборот, способствуют процессу развития. Искусственные факторы — это факторы, которые привносятся из внешней среды целенаправленно другими субъектами, регламентирующими процесс личностного развития (обычно это члены семьи и педагоги). В данном контексте можно также вспомнить об определенных государственных нормах и стандартах в области профессионального образования, кодифицированные в программах дисциплин, календарных планах и т. д. Трансформация собственных личностных представлений и воззрений других
людей выступает механизмом влияния на процесс профессионального становления личности. Зачастую на объект становления оказывают влияние сразу несколько разных по характеру своего воздействия «преобразователей», что диалектически отображается в результатах становления наличием в них тех или иных субъективных аспектов и специфических черт. Естественно, что чем более талантливые и яркие преподаватели работают с человеком на этапе его профессионального обучения, тем более талантливым профессионалом может стать этот человек. В данном контексте вполне справедливо известное утверждение о том, что только личность может воспитать другую личность.
Л. Митина разработала две модели профессионального поведения, краткую характеристику которых целесообразно указать, поскольку они помогают раскрыть вопрос о различных направлениях становления специалиста в профессиогенезе [4, с. 203— 205]:
1. Модель адаптивного поведения. Данная модель характерна для начального этапа развития профессионального сознания и основана на преобладании в поведении личности приспособления к правилам и нормам, действующим в определенной профессиональной среде.
2. Модель профессионального развития. В контексте данной модели описывается личность с целостным и сформированным профессиональным сознанием, прошедшая этап адаптации и работающая на творческом, созидающем уровне. Во многих профессиях без творческого элемента полноценная реализация специалиста в принципе невозможна (прежде всего, это профессии, относящиеся в сфере искусства, а также научно-технических изобретений). Поэтому большое внимание творчеству должно уделяться еще до начала собственно профессиональной деятельности — уже на этапе подготовке будущего специалиста.
Раскрывая социально-философский аспект формирование профессионального сознания личности, нельзя не коснуться
вопроса о роли философских дисциплин в данном контексте. Современная наука свидетельствует о том, что мир на всех его уровнях постоянно изменяется и усложняется. Логично, что для успешной адаптации и последующего преобразования реальности личность в своем развитии также должна переходить на новые уровни сложности, прежде всего, интеллектуально и мировоззренчески. Философия всегда выступала той основой, на которой наиболее успешно воспитывается критическое и творческое мышление, а также системное и целостное понимание мира. Поэтому философию как основу мировоззренческих дисциплин изучают не только на гуманитарных, но и на естественнонаучных и технических факультетах вузов. Как справедливо отмечают В. Глаголева и М. Силантьев, говоря об инженерном образовании, философские дисциплины — это обязательный его элемент, способствующий развитию не только инженерного мышления как такового, но и качеств и навыков, «без которых нет полноценного специалиста, да и жизнь теряет всякий смысл» [1, с. 158]. На сегодняшний день можно говорить о философии профессионализма, под которой понимаются фундаментальные мировоззренческие ориентиры, структурирующие деятельность представителей то или иной профессии. В 2013 г. вышла работа под редакцией А. Чумакова под названием «Философия профессиональной деятельности», в которой, в частности, раскрываются такие вопросы как «философия экономики», «философия налогов», «метаэтика» и др. [9].
Философия способствует формированию профессионального сознания также через раскрытие важнейших диалектических противоречий профессионализма как общественного явления. К числу таких противоречий относятся следующие вопросы:
Во-первых, противоречие между стремлением к социальной справедливости и ранжированием профессий по степени престижности. Общество постоянно изменяется, в связи с чем одни профессии становятся более актуальными, чем другие,
на каждом новом этапе общественной динамики. Так, если вспомнить знаменитую классификацию профессий Е. Климова, разделившего все профессии на пять типов («человек — человек», «человек — природа», «человек — техника», «человек — художественный образ» и «человек — знаковая система»), то стоит отметить, что в то время, когда эта классификация создавалась, профессии типа «человек — знаковая система» были наименее престижными (картограф, машинист, бухгалтер). Но сегодня именно они являются самыми актуальными и высокооплачиваемыми (все специалисты ГГ-сферы относятся именно к данному типу профессий).
Во-вторых, противоречие между узкой профессиональной специализацией и универсальной подготовкой, ориентированной на многозадачность. Эта проблема является очень глубокой и многоаспектной, ей неоднократно посвящались многочисленные научные публикации. Но единого подхода здесь быть не может, поскольку решение данной проблемы в значительной степени обусловлено культурными, ценностными и мировоззренческими особенностями отдельных типов обществ (например, акцент на обществе потребления и, соответственно, личности-потребителе на Западе и личности-творце в советский период). При этом следует отметить, что универсализм, мультидисциплинарность и многозадачность сегодня все же находятся в приоритете и специалисты, владеющие профессиональными качествами из разных контекстов, гибкие и способные к обучению, востребованы больше, чем узкие специалисты.
В-третьих, противоречие между стремлением социальной системы к гомогенности и балансу, с одной стороны, и идеей профессионального развития личности как самостоятельной ценности (что характерно для современной западной либеральной культуры), с другой стороны. Любой социум обладает определенной инертностью, и большая часть его членов не стремится к развитию профессионализма выше определенного, сложившегося в данной социокультурной
среде, уровня. В английском языке возник специальный термин, который метко характеризует данный феномен общественного сознания — aoverqualified,,, или «чрезмерно квалифицированный». В период экономического кризиса именно с такой формулировкой часто отказывают в работе высококвалифицированным специалистам после собеседования (хотя, казалось бы, именно такие профессионалы всегда должны быть максимально востребованными).
Таким образом, профессиональное сознание — это форма общественного сознания, образующая понятийно-категориальный аппарат, а также профессиональные смыслы, мотивы, интересы и цели той области знаний, которая относится к определенной профессиональной деятельности, объединяющая культурно-личностный и социально-функциональный аспекты профессионализма. Профессиональное становление можно определить как становление субъектности специалиста-профессионала, в результате которого он приобретает способность не только реализовывать свои профессиональные знания, умения и навыки, но и критически осмысливать базовые основания своей профессии, способы ее реализации, а также роль своей профессии в развитии культуры современного общества. Иными словами, профессиональное сознание — это то, что позволяет личности осознать свою профессию как системное явление, а значит, дает возможность коррекции направлений своего дальнейшего профессионального развития. В формировании профессионального сознания личности важное место занимают философские дисциплины, так как именно они непосредственно направлены на развитие критического и творческого мышления, а также системного понимания мира как целостности, осознанию места своей профессии в обществе и своей роли в ней как профессионала. Кроме того, философия способствует осознанию базовых противоречий профессионализма: 1) противоречия между социальной справедливостью и иерархиза-цией профессий по степени престижности;
2) противоречие между узкой и широкой профессионализацией; 3) противоречие между нормами профессиональной среды и бесконечным профессиональным развитием как самостоятельной ценностью. Перспективными направлениями дальнейших исследований в контексте философских аспектов профессионального сознания является компаративный анализ особенностей развития профессионального сознания в обществах разных типов, а также формирование философии профессионализма как новейшего философского направления.
Литература
1. Глаголев В.С., Силантьева М.В. Зачем философия инженеру? // Полигносис. — 2011. №2 (42). С. 157-161.
2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Психика. - М.: Наука, 1982. 340 с.
3. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию: Доклады, статьи, философские заметки. — М.: Прогресс. 416 с.
4. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. — М.: Академия, 2005. 363 с.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Становление // Толковый словарь русского языка (С—Я). — М.: ИТИ Технологии, 2006. С. 407.
6. Попов С.В. Методологически организованная экспертиза как способ инициации общественных изменений // Кентавр. 2000. №23. С. 2—7.
7. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования: Материалы для педагогических размышлений. Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. 270 с.
8. Цвык В. А. Профессионализм: опыт социально-философского анализа. М.: Изд-во РУДН, 2004. 289 с.
9. Чумаков А.Н., Вальяно М.В., Волобуев А.В.
и др. Философия в профессиональной деятельности: учебное пособие. М.: Проспект, 2013. 411 с.
поступила 03.08.2019 Андриенко Елена Владимировна —Доктор философских наук, профессор. Профессор кафедры философии ДонецкогоНационального университета, (283001, Украина,г. Донецк, ул. Университетская, 24), [email protected]
Горбачева Ирина Михайловна —кандидат исторических наук, доценткафедры философии, социологии и политологииНационального исследовательского университета «МИЭТ», (124498, Россия, г. г. Москва, г. Зеленоград, пл. Шокина, 1), [email protected]
References
1. Glagolev V.S., Silant'eva M.V. Zachem filosofija inzheneru? // Polignosis. - 2011. №2 (42). S. 157-161.
2. Leont'ev A. N. Dejatel'nost'. Soznanie. Psihika. - M.: Nauka, 1982. 340 s. 3. Mamardashvili M.K. Kak ja ponimaju filosofiju: Doklady, stat'i, filosofskie zametki. - M.: Progress. 416 s.
4. Mitina L.M., Mitin G.V., Anisimova O.A. Professional'naja dejatel'nost' i zdorov'e pedagoga. - M.: Akademija, 2005. 363 s.
5. Ozhegov S.I., Shvedova N.Ju. Stanovlenie // Tolkovyj slovar' russkogo jazyka (S-Ja). - M.: ITI
Tehnologii, 2006. S. 407.
6. Popov S.V. Metodologicheski organizovannaja jekspertiza kak sposob iniciacii obshhestvennyh izmenenij // Kentavr. 2000. №23. S. 2-7.
7. Slobodchikov V.I. Ocherki psihologii obrazovamja: Materialy dlja pedagogicheskih razmyshlenij. Birobidzhan: Izd-vo BGPI, 2005. 270 s.
8. Cvyk V. A. Professionalizm: opyt social'no-filosofskogo analiza. M.: Izd-vo RUDN, 2004. 289 s.
9. Chumakov A.N., Val'jano M.V., Volobuev A.V. i dr. Filosofija v professional'noj dejatel'nosti: uchebnoe posobie. M.: Prospekt, 2013. 411 s.
submitted 03.08.2019
Andriyenko Olena V., Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Professor of the Chair of Philosophy, Donetsk National University (24 Universitetskaya str., Donetsk, 283001, Ukraine), elenaan [email protected]
Gorbacheva Irina M., Cand. Sci. (History), associate professor of Philosophy, Sociology and Politology Department, National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Zelenograd, Shokin sq., 1), [email protected]