Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ СЕБЯ ЧЕРЕЗ СОТРУДНИЧЕСТВО: К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ФИЛОСОФСКОГО НАСЛЕДИЯ'

ВОСПИТАНИЕ СЕБЯ ЧЕРЕЗ СОТРУДНИЧЕСТВО: К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ФИЛОСОФСКОГО НАСЛЕДИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
76
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ЗАБОТА О СЕБЕ / РЕФЛЕКСИЯ / ДИАЛОГ / ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ / EDUCATION / SELF-EDUCATION / COOPERATION / SELF-CARE / REFLECTION / DIALOGUE / PHILOSOPHICAL HERITAGE / PHILOSOPHIZING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Меняева Марина Петровна

Цель статьи - представить самовоспитание как вариант заботы человека о себе, труд, направленный на преобразование себя, собственного личного начала и как сотрудничество с мыслителями различных эпох, сомышление посредством освоения и интерпретации философского наследия. Указывается, что с развитием современных технологий у человека появилось множество возможностей проявить себя. Но в то же время человеку сложнее показать свою индивидуальность, воспитать себя. В статье уточняется содержание понятия «самовоспитание», осмысляются особенности самовоспитания как деятельности, выделяется ее цель. Обосновано, что самовоспитание предполагает диалог, в котором осуществляется поиск ответов на жизненно важные вопросы путем обращения к философским текстам, составляющим философское наследие. Самовоспитание способствует сохранению человеческого в человеке, его человеческой сущности, что обеспечивает возможность быть в смысле состояться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-EDUCATION THROUGH COOPERATION: REVISITING THE RELEVANCE OF THE PHILOSOPHICAL HERITAGE

The article presents self-education as a variant of self-care, individual improvement, cultivation of personal principle and co-thinking with philosophers of different eras through the development and interpretation of the philosophical heritage. With the development of modern technologies, people get many opportunities to manifest themselves. But at the same time, it is more difficult for a person to show his individuality, to self-educate. The article clarifies the concept of self-education, comprehends the features of selfeducation as a type of activity, and defines its goal. It is substantiated that self-education presupposes a dialogue, and a search for answers to vital questions by referring to the philosophical texts that make up the philosophical heritage. Self-education contributes to the preservation of humanity, which gives a person the opportunity to actualize himself.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ СЕБЯ ЧЕРЕЗ СОТРУДНИЧЕСТВО: К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ФИЛОСОФСКОГО НАСЛЕДИЯ»

Научная статья УДК 171

DOI: 10.18101/1994-0866-2020-4-3-15

ВОСПИТАНИЕ СЕБЯ ЧЕРЕЗ СОТРУДНИЧЕСТВО: К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ФИЛОСОФСКОГО НАСЛЕДИЯ

© Меняева Марина Петровна

доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философских наук, Челябинский государственный институт культуры Россия, 454091 г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а mieniaieva73@mail. ги

Аннотация. Цель статьи — представить самовоспитание как вариант заботы человека о себе, труд, направленный на преобразование себя, собственного личного начала и как сотрудничество с мыслителями различных эпох, сомышление посредством освоения и интерпретации философского наследия. Указывается, что с развитием современных технологий у человека появилось множество возможностей проявить себя. Но в то же время человеку сложнее показать свою индивидуальность, воспитать себя.

В статье уточняется содержание понятия «самовоспитание», осмысляются особенности самовоспитания как деятельности, выделяется ее цель. Обосновано, что самовоспитание предполагает диалог, в котором осуществляется поиск ответов на жизненно важные вопросы путем обращения к философским текстам, составляющим философское наследие. Самовоспитание способствует сохранению человеческого в человеке, его человеческой сущности, что обеспечивает возможность быть в смысле состояться.

Ключевые слова: воспитание; самовоспитание; сотрудничество; забота о себе; рефлексия; диалог; философское наследие; философствование.

Для цитирования

Меняева М. П. Воспитание себя через сотрудничество: к вопросу об актуальности философского наследия // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2020. Вып. 4. С. 3-15.

Современный человек, живущий в информационную эпоху, имеет технологии, которые чрезвычайно облегчают многие виды занятий, деятельности (от бытовой до профессиональной), снимая груз тяжести, траты времени и усилий на них и освобождая от физически тяжелого, отчужденного труда. Увеличивающееся количество свободного времени ставит человека перед необходимостью овладевать им, заботиться о том, как им распорядиться, как его использовать. Проблема свободного времени вновь актуализируется.

Свободное время — это время заботы о себе, что предполагает саморазвитие, самообразование, самопреобразование, т. е. превосхождение себя прежнего, раскрытия своей индивидуальности посредством самотворчества. Другими словами, свободное время — это время свободной индивидуальности. Запрос на нее сегодня усиливается: в цене специалисты, мастера своего дела, люди с уникаль-

ными способностями, обладающие исключительным опытом, навыками. В связи с развитием современных коммуникационных технологий у человека появились новые возможности для проявления себя. Однако эти же технологии могут и помешать: в потоке информации, вещей, идей, обрушившихся на человека, трудно не утонуть, не потеряться в массе, противостоять усредненности и не плыть по течению. Стремление быть замеченным, привлечь к себе внимание, выделиться в том потоке связей и отношений, который очень усложнился, обеспечивается через разные каналы. Продвижение по пути индивидуализации, способность человека отстоять свою индивидуальность, добиться признания ее окружающими требует длительного процесса ее взращивания и воспитания самого себя.

Понятие самовоспитания производно от воспитания, которое используется в научной литературе, в частности, педагогике, психологии, философии и др. Несмотря на незначительные вариации в трактовке этого понятия, можно обнаружить, что воспитание представляет собой целенаправленный, организованный процесс формирования и развития личности, связанный с процессом инкульту-рации. Посредством воспитания человек становится культурным существом. Тем самым воспитание созидательно, выполняет гуманистическую функцию.

Философия интерпретирует воспитание не столько как воздействие воспитателя на воспитуемого, но акцентирует внимание на том, что воспитание есть процесс двусторонний, взаимодействие воспитателя и воспитуемого, в результате которого происходит обоюдное духовное взаимообогащение, взаиморазвитие, взаимосовершенствование [1]. В этом смысле воспитание есть совместная деятельность, содействие, совместный труд воспитателя и воспитуемого. Цель воспитания состоит в том, чтобы «прежде всего научить, затем социально приспособить и, наконец, сформировать свободное и личностное суждение» [2]. «Сутью воспитания является не только передача, усвоение и приобретение опыта жизни в социуме и в условиях конкретной культуры (субкультур), но и создание условий для появления и выработки внутренней мотивации. Отсюда в процессе воспитания акцентируется задача выработки индивидом системы личных смыслов в процессах самореализации (предлагающей также формирование человека как биопсихосоциального существа, усвоение индивидом социальных ролей, включение его в систему ценностей, символов, норм и традиций данной культуры)» [3].

Несмотря на существующие определения понятий, их содержание актуализируется в контексте обсуждения проблем существования современного человека, образования и развития личности в условиях техногенной цивилизации. Самовоспитание является не только темой для научных дискуссий, но также обсуждается на государственном уровне в связи с трансформациями в социальной и культурной сферах, в том числе в образовании, с которым воспитание традиционно связывается.

В 2020 г. Госдума РФ приняла закон об укреплении роли воспитания в системе образования. В этом законе предполагается уточнение самого понятия «воспитание», под которым понимается деятельность, направленная «на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей

и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде»1. Смысл настоящего закона заключается в том, чтобы помочь человеку взращивать себя в качестве личности, способной к самоопределению, самостоятельности, ответственности. Для нашего общества важна и значима личность, которая является подлинным гражданином, патриотом, хранителем и созидателем социальных, культурных, духовных ценностей, обеспечивающих устойчиво безопасное существование и развитие страны, ее народа. Значение закона состоит в том, чтобы формировать такого рода личность путем воспитания и образования. Определение понятия воспитания, которое предложено в законе, дано с точки зрения понимания воспитания как деятельности, имеющей определенную цель, а также с учетом того, что является его основой. Однако данное определение представляет собой субъект-объектный вариант понимания, поскольку в нем не учитывается то, что воспитание — это процесс двусторонний, процесс сотрудничества воспитателя и воспитуемого. Кроме того, воспитателем для себя может быть сам воспитуемый.

Понятно, что настоящий закон указывает на социальную значимость процесса воспитания и его особую актуальность, в этом и состоит его важность. В свою очередь, осознание важности и необходимости воспитания помогает активизировать процесс самовоспитания, который находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Никаким законом нельзя обязать человека заниматься самовоспитанием, поскольку это не просто личное дело человека — взращивать или нет свою уникальную личность, но личная осознаваемая потребность и его личный выбор. Самовоспитание само по себе, по определению не «встроено» в воспитание и не предполагает его как необходимую составляющую. Воспитание как система деятельности по формированию личности предполагает целенаправленное воздействие на нее, т. е. оно возможно и без самовоспитания. Однако эффективность воспитание обретает при условии приложения осознанных усилий самого индивида, т. е. самовоспитание как труд над самим собой, забота о себе, которые имеют цель — достичь самостоятельности в мышлении и действии.

В процессе самовоспитания вырабатываются собственные системы ценностей, что предполагает, на наш взгляд, осмысленную и творческую самодеятельность. Если воспитание как педагогическое управление процессом развития личности связано с процессами обучения и образования, то самовоспитание — соответственно с процессами самообучения и самообразования.

1 Дума приняла закон об укреплении воспитания в системе образования [Электронный ресурс]. URL: https://news.mail.ru/politics/42673820/?frommail=1 (дата обращения: 23.07.2020).

Тема самовоспитания как выявления и проявления уникального, индивидуального начала в человеке является центральной в экзистенциальной философии. Теоретический аспект настоящей статьи связан с методологически значимыми идеями М. Хайдеггера и К. Ясперса о подлинном и неподлинном существовании человека, В. Франкла о смысле жизни, с тезисом Ж.-П. Сартра «существование предшествует сущности» и т. п. Существенным для исследования выступает антропологический подход, который связан с пониманием человека как субъекта, сопротивляющегося всему тому, что превращает его в объект, осуществляющего сознательную заботу о своем бытии, о себе подлинном, мыслящем, стремящемся осознать свое место в жизни, что невозможно без философии и философствования, а также культурологический подход, углубляющий понимание взаимосвязи самовоспитания и культуры, роли философского наследия как части культурного наследия в самовоспитании.

Как научной проблеме самовоспитанию уделяется внимание в исследованиях процессов воспитания и образования, самопознания и саморазвития, в контексте обсуждения заботы о себе как концепта и философской, образовательной практики, а также в связи с необходимостью осмыслить потенциалы педагогического процесса в условиях развития информационных технологий [4; 5].

Однако в постановке и решении проблем самовоспитания, его содержания, целей и т. д. новые условия, в которых люди осознают необходимость участия в воспитании самого себя, в научной и философской литературе отражены недостаточно.

Большинство научных работ относится к педагогике, где выявляются связь между самовоспитанием и воспитанием, суть самовоспитания, рассматриваются его виды (направления), движущие силы, функции и механизм осуществления. Диссертации и научные статьи по педагогике, психологии, социальной философии, философии образования посвящены отдельным содержательным характеристикам самовоспитания, его видам, однако отсутствуют работы, в которых эти характеристики были бы осмыслены во взаимосвязи, комплексно.

В определении самовоспитания содержится активность субъекта в осуществлении собственных действий (поведения), которая проявляется в управлении воспитанником своим поведением, принятии решений относительно собственной персоны, в размышлениях над собой и своей жизнью, а также в намерении самосовершенствоваться [6, с. 13]. Самовоспитание «основывается на активизации механизмов саморегуляции и предполагает наличие осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Ядром самовоспитания является адекватная самооценка, соответствующая реальным способностям человека и обусловленная критическим анализом своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей» [7, с. 10].

Природа самовоспитания двуедина — индивидуальная и социальная, самовоспитание обусловлено внутренними предпосылками и внешними условиями [7, с. 10]. Выявляются детерминанты самовоспитания. Внутренними движущими силами самовоспитания выступают «осознание личностью внутренних противоречий между желаемым и реальным поведением, изменение позиции личности во взаимодействии с внешним миром» [8, с. 12-13]. В качестве внешних движу-

щих сил выделяют «единство воспитания и самовоспитания, социокультурные условия жизни» [8, с. 13].

Среди разных видов (направлений) самовоспитания (профессиональное, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, волевое и комплексное) [9, с. 14] в конкретных исследованиях в основном акцентируется профессиональное и нравственное его направления.

В процесс самовоспитания вовлечены прежде всего молодые люди. Однако небезынтересно исследовать процесс самовоспитания у людей зрелого возраста, у представителей старшего поколения, поскольку самовоспитанием человек может заниматься в любом возрасте.

Самовоспитание, подобно воспитанию, направлено на формирование человека и проявление сути через «питание» его духа, оно сопутствует воспитанию и в то же время становится его результатом. В отличие от воспитания самовоспитание представляет собой процесс воздействия не извне, а «изнутри», когда субъект сознательно и добровольно воздействует на самого себя.

Самовоспитание есть работа над собой, самостоятельная деятельность, направленная на изменение, развитие и раскрытие себя, собственного потенциала. Кроме того, самовоспитание предполагает заботу о себе, которая выражается в стремлении согласовать свои индивидуальные способности, удерживая их в целостности, сохранить и развивать личностное начало. Предметом особой заботы в процессе самовоспитания могут быть, например, сила воли, разум, эмоции и т. д. Самовоспитание невозможно без самоорганизации, подчинения своего развития определенной цели. Любое воспитание — это сознательно осуществляющийся процесс, направленный на достижение какой-то цели, поэтому представление о результате своей деятельности — самовоспитании — изначально необходимо, т. е. человеку необходимо заранее видеть себя желаемого, чтобы, имея в виду этот образ, понимать, насколько он приближается к нему. В зависимости от сознательно поставленной по отношению к себе самому цели человек будет выбирать соответствующие средства. Если человека заботят смысл и общее содержание собственной жизни, ценностные ориентиры, которые позволят реализовать ему свой потенциал, то в качестве средств может выступить философское наследие — идеи, мысли, учения и т. д. философов, именно они помогут человеку определиться.

Человек может удерживать установку на заботу о себе, несмотря на то, что ему приходится заниматься разными делами в жизни, он способен контролировать свою деятельность, не придавая сиюминутным делам абсолютного значения. Забота о себе означает, что человек выстраивает свою жизнь — свободно и ответственно делает выбор, принимает решения и воплощает их. Средствами заботы о себе выступают самопознание, рефлексия, самоанализ и самоконтроль, которые способствуют управлению собой. Все они помогают человеку обрести смысл собственного существования.

В практике заботы о себе значимым является самопреобразование, которое предполагает самоизменение, саморазвитие. Термин саморазвитие является производным от термина развитие, который в философском смысле означает направленное, закономерное изменение, в результате которого возникает новое

(количественное или качественное) состояние объекта. Саморазвитие представляет собой изменение себя в позитивном, конструктивном направлении, оно характеризуется ростом профессиональным и личностным. В толковом словаре С. И. Ожегова рост связан с совершенствованием в процессе развития. Личностный рост есть совершенствование человеком самого себя, что предполагает обогащение своих духовных потребностей, взращивание себя в качестве духовного существа, наполнение своего внутреннего мира, жизни смыслом.

«Совершенствование проявляется в стремлении к совершенству. В толковых словарях русского языка совершенство определяется как высшая степень (или полнота), предел какого-либо положительного качества, способности, мастерства. Этимология понятия совершенство восходит к греческому слову те-лейон, совершенный, которое является производным от телос — завершение, цель. В церковнославянском телос переводилось как верх, о чем напоминает русское совершенство» [10, с. 24]. Смысл самосовершенствования состоит в обретении духа в себе как внутренней опоры.

Видом саморазвития и самосовершенствования является самообразование, т. е. приобщение себя к образцам, созидание себя как личности, своего Я, отличного от других.

Таким образом, в самовоспитании процессы саморазвития, самообразования, самосовершенствования взаимосвязаны, дополняют друг друга, выступают в органическом единстве и интегральной целостности. Они базируются на самопознании и саморефлексии, т. е. углублении в свой внутренний мир, сосредоточении на нем и его преобразовании. Без саморефлексии невозможен диалог с самим собой, в ходе которого человек может выйти к тому, что для него является главным, значимым, существенным.

Критерием результативности самовоспитания является целостность, нераздробленность Я человека. Эту целостность обеспечивают духовные скрепы — ценности и личностные смыслы, которые человек создает для себя сам, что может быть постоянной темой для научных и философских исследований. Подобная целостность не может быть обретена раз и навсегда, но ее воссоздание вновь и вновь является важным для человека, особенно в наше время, так как обеспечивает устойчивое стояние, существование человека в «текучей» действительности.

В подобной ситуации, в ситуации «турбулентности» современного мира, человеку важно сосредоточиться на себе, преодолевать разбросанность, быть внутренне собранным. Так, внутренняя собранность человека является условием его личной независимости, освобождения от манипулирующего воздействия внешнего и внутреннего, например рутины, привычки.

Самовоспитание содержит в себе гуманистический потенциал и выполняет гуманистическую, созидательную функцию, способствуя духовному возрождению человека и сохранению в нем человеческого, его человеческой сути, а также помогает человеку не просто адаптироваться к окружающим его условиям, но и укрепить дух, задает основание для «мужества быть» (П. Тиллих) человеком, сохранять в себе подлинное Я в любых обстоятельствах.

В слове самовоспитание словообразующими корнями являются слова само и воспитание. Современный философский словарь трактует слово само как часть ряда сложных слов, приобретших в философии 20-го столетия заметное значение, выявивших и подчеркнувших специфику ее развития [11]. Слова этого типа фиксируют силы, качества, формы, обеспечивающие особое бытие объектов, людей, природных и социальных систем. Их существование рассматривается на их собственной основе, их внутренняя связность трактуется на «равных правах» с внешними связями [11].

От слова само в психологии и философии производно слово самость как способность быть собой. Существуют различные проявления самости. Если вести речь о самовоспитании, то оно связано с рядом таких категорий, которые имеют в своем начале «само», поскольку ни одно человеческое действие не может совершаться ранее, чем оно прошло через голову индивида, отдельного человека. В содержательном смысле оно включает в себя самосознание, самопонимание, самоосмысление, саморегуляцию, самоорганизацию, самоэкспертизу, самоопределение, самопрезентацию, самореализацию, самоосуществление и т. д. Другими словами, они фиксируют все проявления личностью себя. Однако с формированием этого само у человека в современном обществе есть явные проблемы, потому что его выявление в себе, несмотря на широкие возможности и разные формы проявления, не у всех востребовано.

В исследовании проблемы самости человека обращают внимание на то, что «современное общество демонстрирует расщепленность и функциональную ав-тономизацию практически всех сфер общественной жизни, что не может не сказываться на самоощущении человека, оказавшегося в ситуации разынтегриро-ванного социума, в котором ему трудно сохранять свою самость [12, с. 47]. Поэтому важными являются поиск и нахождение ответа на вызов, от которого будет зависеть в том числе и собственное существование человека.

Таким образом, человеку необходимо активизировать в себе процессы самосознания, самоосмысления, самопонимания и ряд других, важной составляющей которых является саморефлексия.

Также поиск ответа предполагает творческое отношение к себе, креативность, инновационность, которые становятся определяющими признаками жизни и деятельности человека в современном обществе и быстроизменяющемся мире. Креативность человека проявляется в разных формах, предполагает готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления — готовность к самоизменению, самопреобразованию. В творческой деятельности «проявляются человеческие потенциальные возможности, обеспечивая этим процветание человеческого в человеке» [13, с. 59-60]. Другими словами, внутреннее бытие человека не существует вне его собственного творческого усилия, его самовоспитания, в основе которого — «процесс сотворения человеком самого себя» [13, с. 60]. Роль самотворчества в процессе самовоспитания несомненна, посредством него человек развивает, осуществляет, реализует, себя, раскрывая свои потенциалы (интеллектуальный, физический, духовный).

В современную эпоху (эпоху информационного общества) человек получил новую возможность для самореализации в связи с появлением интернет-

пространства (виртуального пространства). Известно, что наиболее активными пользователями интернет-ресурсов является молодежь. Она использует интернет-коммуникацию, виртуальную коммуникацию как нетрадиционный способ самореализации. Формы самореализации, которые выбираются молодыми людьми, различны. По мнению Е. Р. Южаниновой, наиболее отчётливо увидеть специфику самореализации молодежи в интернете, в силу ряда их особенностей, помогают чаты, форумы и блогосфера [14].

Ряд исследователей различают в интернет-среде самореализацию позитивную, конструктивную (дополняющую действительность), и негативную, деструктивную, ложную. В качестве основной причины ложной самореализации в интернете называют затруднение в самореализации в действительности (в том числе из-за нежелания совершать внутреннюю работу над собой — анализировать и совершенствовать собственное поведение, развивать самосознание) и снятие этих проблем в сети. Согласно Е. Р. Южаниновой, к формам ложной самореализации в интернете относят «троллинг» и «кибербуллинг», которые могут принимать террористический характер и потому социально опасны [14].

Известно, что интернет-среда (виртуальное пространство) и виртуальная коммуникация могут, с одной стороны, расширять возможности для самореализации личности, помочь ей осознать, обрести и сохранить свое Я, свою уникальность, собственную значимость; с другой стороны, способствовать подмене реального Я виртуальным или утрате подлинного Я. Думается, проблемными являются соотношение этих разных Я, их коммуникация, согласованность в содержании и видах активности.

Проблемы с формированием само-человека, его реального Я и его выявлением возникают в условиях распространения массовой культуры, когда человеку предлагается потреблять готовый вариант понимания, действия, отношения, поэтому «его сознание отвыкает трудиться над созданием личности» [15].

Утрачивая способность к рефлексии, превращаясь в потребителя, человек лишается «собственно человеческого», наиболее адекватной формой существования которого является творчество.

С позиции экзистенциальной философии человек формирует себя своим мышлением, действием, поступком, за что несет персональную ответственность. Человек самоопределяется, осуществляя определенный выбор, и своим выбором утверждает ценность того, что выбирает. Известно утверждение экзистенциалистов, что человек, выбирая себя, выбирает человека вообще.

В цифровую эпоху исследователи сосредоточены на изучении таких содержательных характеристик самовоспитания, как самопрезентация, самовыражение, самореализация. Их внимание привлекают нетрадиционные способы самореализации, осуществляющиеся через виртуальную коммуникацию наиболее активными пользователями интернет-ресурсов — молодыми людьми. Однако под давлением ценностей массовой культуры творческая деятельность, направленная на преобразование человеком внутреннего мира, ослабляется. Молодой человек увлечен и отвлечен на создание своего несуществующего в реальности Я.

Чтобы пробиться к самому себе, нужно сознательно прилагать усилия, нужен труд формирования в себе само-, забота о себе как мыслящем существе, со-

противляющемся превращению его в объект различных манипуляций. Активный процесс проявления настоящей заботы о себе и есть самовоспитание.

Человеку в процессе самовоспитания необходимо осуществлять постоянную, систематическую работу над собой. Это есть повседневное дело человека, особенно в ситуации усиления тенденции обезличивания. Самовоспитание помогает человеку осознать свое Я и отстоять его путем развития в себе творческого начала, свободного, критического, рефлексивного мышления.

Цель самовоспитания заключается в обретении самостоятельности, внутренней свободы, которая влечет за собой персональную ответственность, они служат внутренней опорой человеку, обеспечивающей его устойчивое и безопасное существование.

Процесс самовоспитания требует от человека постоянного диалога с собой для разрешения внутренних противоречий, которые порождаются взаимодействием человека с окружающим, внешним миром и являются источником его саморазвития. Разрешение человеком этих противоречий обеспечивает ему обретение состояния самосогласия, которое предполагает несогласие с тем, что навязывается человеку как чужое, чуждое, стирает его индивидуальность, подавляет его Я как уникальное начало, не дает ему проявиться, другими словами, препятствует реализации самости человека.

Самовоспитание требует также соучастников, потому что человеку, чтобы прийти к себе, своему само- нельзя быть одному. Иначе он не найдет ответы на самые принципиальные вопросы. Любому задумывающемуся над собой, своим бытием человеку созвучны проблемные вопросы экзистенциально-философского содержания, связанные с переживанием своего способа существования, поиском смысла жизни, особенно когда человек попадает в ситуации экзистенциальной напряженности. Именно тогда обостряется потребность разобраться в себе, с собой, с тем, как быть и жить. В подобной ситуации для человека важно сотрудничество как совместный труд по поводу размышления над жизненно важными вопросами, которые имеют личностную форму, но общезначимы. Другими словами, в этом труде осуществляется поиск ответов на сложные проблемные вопросы философского содержания. Вступая в диалог, человек ищет собеседника, для которого подобные вопросы актуальны. Таким собеседником является философствующий человек, философ, причем он может быть не только современником. Он становится сотрудником, соучастником в трудном поиске, поисковом труде, вступая в коммуникацию через тексты, отражающие собственные мысли, идеи, опыт их автора. В содержательном смысле именно это и является основным философским наследием. При этом ищущему человеку не предлагается готового решения, но обеспечивается возможность сомышления и тем самым поддержка в поисках собственного ответа на значимые для него вопросы собственного существования. Основной труд через обращение к философским текстам совершает сам человек.

Природа философского текста диалогична. Входя в его пространство, человек вступает в расширяющийся круг участников диалога. Так, «Диалог (от греческого 5шА,оуод — разговор, беседа, а буквально — разнословие, разномыслие) в его общем значении есть способ общения, предполагающий обмен высказывани-

ями, вопросами и ответами по определенной тематике между участниками общения. Разнословие и разномыслие, постановка коренных вопросов и поиски ответов на них — стихия философии» [16, с. 13]. Специалист по проблемам философской культуры и диалогики В. С. Библер полагал, что философ наиболее общителен, а в его произведениях всегда содержится ответ или(и) вопрос» [16, с. 13].

Важно, что через чтение текста можно не только проникнуть в мысль автора, не просто усвоить чужие философские построения, но с их помощью основать свое мировоззрение, осуществить общение с мыслителем по поводу жизненно важных проблем. К какой бы теме и эпохе ни обращался философ, его мысли вплетаются в контекст современных проблем. Подобное чтение значимо для человека, так как обращает его к духовным основам бытия, способствует развитию его духовного мира, на что направлены процессы и воспитания, и самовоспитания.

Чтение философского текста сопряжено с его пониманием, которое предполагает смыслотворчество. Читатель через читаемый текст решает собственные проблемы. Он прочитывает текст через призму актуально переживаемого вопроса, творя свой смысл, тем самым обогащая текст в смысловом плане [17, с. 8]. Бесспорно, что создаваемый и понимаемый читателем смысл есть его собственное творчество, которое активизируется в процессе самовоспитания.

Творческое отношение к философским текстам, постановка собственных проблемных вопросов и поиск ответов на них приводят к изменению самого человека, задающего вопросы. Самоизменение, самопреобразование являются содержательными характеристиками самовоспитания.

Философский текст труден для понимания из-за специфики языка философии, интеллектуальной традиции. Кроме того, он зависит от социокультурных условий его интерпретации — уровня философской культуры (профессиональной и непрофессиональной). От человека требуется упорство и терпение в стремлении понять философский текст, вникнуть в суть различных философских систем.

Чтение философских текстов способствует развитию философского мышления, которое является важным для диалога человека с философским текстом, так как оно критично по своей сути, свободно от стереотипов и авторитетов, ему свойственны самостоятельность и ответственность, направленность на выявление существенного, самого важного для человека и его жизни.

Таким образом, обращение к философским текстам в процессе самовоспитания необходимо. Опираясь на них, человек может не только задуматься над своими проблемами, осознать их, но искать свой способ их разрешения в собственных условиях и обстоятельствах. Чтение философских текстов представляет собой уникальный способ остаться наедине с собой, приобрести новый опыт вдумчивого осмысления, «остановки», что предполагает применение рефлексии, критическое отношение (включающее в себя не только анализ, но и обогащающий синтез). Подобное чтение и размышление неразрывно связаны с процессом философствования, который всегда начинается с проблемных вопросов.

Философствование может помочь человеку продвигаться по своему собственному пути, по пути обретения внутреннего порядка. Современному человеку, чтобы быть в ладу с самим собой и с другими, необходимо философствование, оно позволяет быть в поиске собственных «ответов» на «вызовы» времени и является основой саморазвития, самосозидания и самосовершенствования.

Как процесс и форма деятельности философствование может происходить сегодня не только реально, но и виртуально, в режиме «онлайн». При этом «новые технологии... не меняют суть и предназначение процесса философствования — самопознание и миропонимание, встреча с самим собой и с другим, искусство размышлять, говорить и молчать, выходить за пределы обыденности, терять и обретать смысл в границах логики и языка, становиться человеком — существовать и быть» [18, с. 63].

Философствование, выступающее средством самовоспитания, есть философская практика. М. К. Мамардашвили называл это реальной философией. Осмысление и понимание человеком самого себя в качестве уникального проявления жизни вообще, забота о себе подлинном предполагает обращение и к философским практикам (к традиционным среди них относятся сомнение, вопро-шание, диалогичность), которые сегодня не случайно становятся популярными. Они базируются на идее способности человека к философствованию и на ценности философствования для его развития.

Философствование предполагает приобщение к философскому наследию (имеются в виду идеи, концепции, учения и т. д. философов), которое может осуществляться разными способами, поскольку сегодня существуют не только печатные варианты текстов, но и видео-, аудиозаписи. Философское наследие обладает гуманистическим потенциалом и является инструментом самовоспитания.

Итак, самовоспитание — это сложный, комплексный процесс, интегрирующий, собирающий в себе многие характеристики, связанные с индивидуализацией, персонализацией человека. Специфика самовоспитания заключается в заботе о себе, связанной с самопознанием, осознанной, рациональной деятельностью, а также в работе над собой, сопряженной с самообразованием и самопреобразва-нием, что требует от человека усилий для изменения себя в направлении развития и совершенствования. Осуществляя эту работу и заботу, человек держит себя в поле зрения, не плывет по течению, а пытается организовать свое существование, осмыслить свои личные жизненные опоры, которые помогают ему выстоять в сложных жизненных ситуациях.

Самовоспитание задает вертикальное движение, ориентируя на превосхож-дение самого себя, самосозидание, выстраивание своего жизненного пути, взращивание себя как уникальной личности, что предполагает саморефлексию и диалог, т. е. присутствие Другого. Диалог выводит на совместный труд мысли его участников, направленный на созидание смыслов индивидуального существования человека, осознание его индивидуальности, уникального, личностного начала и возможности их проявления, тем самым сохранения и воспроизведения. Подобные вопросы актуальны для современного человека (особенно молодого), ответы на которые могут помочь найти идеи философов разных эпох.

Литература

1. Кемеров В. Е. Современный философский словарь [Электронный ресурс] // URL: http://terme.ru/termin/tradicija.html (дата обращения: 07.12.2017).

2. Ильичев Ф., Федосеев П. Н. Философский словарь [Электронный ресурс] // URL: http://terme.ru/termin/vospitanie.html (дата обращения: 07.12.2017).

3. Грицанов А. А. Новейший философский словарь [Электронный ресурс] // URL: http://terme.ru/termin/tradicija.html (дата обращения: 07.12.2017).

4. «Забота о себе» как образовательная практика современного классического университета: сб. ст. и материалов междунар. науч. конф. (24-25 ноября 2017 г.) / отв. ред. Г. И. Петрова. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2018. 306 с.

5. Килимова Л. В. Влияние информационных технологий на саморазвитие личности: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Курск, 2003. 25 с.

6. Совиньски А. Я. Самовоспитание как интегральный критерий эффективного воспитания старшеклассников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004. 43 с.

7. Полупан С. Н. Самовоспитание как условие формирования профессионализма курсантов современного военного института: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2010. 22 с.

8. Яковлева Н. Ф. Самовоспитание нравственных деятельно-волевых черт характера подростков-сирот в условиях школы-интерната: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2004. 26 с.

9. Котляр В. Н. Профессиональное самовоспитание курсантов и слушателей вузов ФСИН России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2006. 24 с.

10. Маралов В. Г. Самосовершенствование как форма саморазвития личности // Ученые записки Череповецкого государственного университета. 2015. № 1. С. 23-27.

11. Мартынова Н. В. К вопросу о самопрезентации в молодежной среде [Электронный ресурс]. URL: http://docplayer.ru/64313028-K-voprosu-o-samoprezentacii-v-molodezhnoy-srede.html (дата обращения: 07.08.2020).

12. Жукова О. И. Некоторые аспекты проблемы самости человека в философии постмодерна // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Философия. 2010. № 1(3). С. 35-47.

13. Яркова Е. В. Роль творчества в процессе самоосуществления человека // Психология обучения. 2010. № 4. С. 57-62.

14. Южанинова Е. Р. Интернет как новое пространство самореализации молодежи [Электронный ресурс]. URL: http://docplayer.ru/46423536-Internet-kak-novoe-prostranstvo-samorealizacii-molodyozhi.html (дата обращения: 31.07.2020).

15. Борисов С. В. Человек философствующий. Исследование современных моделей философской пропедевтики [Электронный ресурс]. URL: https://dom-knig.com/read_241190-28 (дата обращения: 07.08.2020).

16. Рахманкулова Н. Ф. Осмысление философских текстов в поле диалога // Пространство и Время. 2015. Т. 10, № 1. С. 11-24.

17. Арутюнян О. А. Понимание философского текста как смыслотворчество: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Краснодар, 2007. 26 с.

18. Шичанина Ю. В. «Онлайн» и «фриланс» философствование // Философские науки. 2011. № 11. С. 56-64.

Статья поступила в редакцию 12.11.2020; одобрена после рецензирования 16.11.2020; принята к публикации 25.11.2020.

SELF-EDUCATION THROUGH COOPERATION:

REVISITING THE RELEVANCE OF THE PHILOSOPHICAL HERITAGE

Marina P. Menyeva

Dr. Sci. (Philos.), A/Prof.,

Prof. of Philosophy Sciences Department,

Chelyabinsk State Institute of Culture

36a Ordzhonikidze St., Chelyabinsk 454091, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

mieniaieva73 @mail. ru

Abstract. The article presents self-education as a variant of self-care, individual improvement, cultivation of personal principle and co-thinking with philosophers of different eras through the development and interpretation of the philosophical heritage. With the development of modern technologies, people get many opportunities to manifest themselves. But at the same time, it is more difficult for a person to show his individuality, to self-educate.

The article clarifies the concept of self-education, comprehends the features of self-education as a type of activity, and defines its goal. It is substantiated that self-education presupposes a dialogue, and a search for answers to vital questions by referring to the philosophical texts that make up the philosophical heritage. Self-education contributes to the preservation of humanity, which gives a person the opportunity to actualize himself. Keywords: education; self-education; cooperation; self-care; reflection; dialogue; philosophical heritage; philosophizing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.