Научная статья на тему 'Движущие силы саморазвития личности подростка в процессе самовоспитания'

Движущие силы саморазвития личности подростка в процессе самовоспитания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1631
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ / САМОВОСПИТАНИЕ / ПРОТИВОРЕЧИЯ / МЕТОДЫ / SELF-DEVELOPMENT / PERSONALITY / DRIVING FORCES / SELF-EDUCATION / CONTROVERSIES / METHODS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сюкиев Дмитрий Николаевич

В статье показано, что движущими силами саморазвития личности подростка являются внутренние противоречия между ее отдельными сторонами, воспитание обеспечивает их осознание, переживание, организацию деятельности по усвоению позитивного социального опыта их разрешения. Разрешение противоречий в процессе деятельности как материальной основы воспитания приводит к развитию свойств личности, которые обуславливают ее готовность к самовоспитанию, содействующему формированию ее целостности и индивидуального своеобразия. Векторами развития движущих сил саморазвития выступают осознание и переживание внутренних противоречий, принятие целей их разрешения, готовность к волевой регуляции и адекватному оцениванию деятельности, индивидуальное своеобразие деятельности. Отмечается, что готовность личности подростка к самовоспитанию обусловлена уровнем развития самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRIVING FORCES OF SELF-DEVELOPMENT OF TEENAGER PERSONALITY IN THE PROCESS OF SELF-EDUCATION

The article reveals that the driving forces of self-development of personality of a teenager are internal contradictions. Education contributes to understanding these contradictions, overcoming them and organizing the activities on learning some positive social experience of resolving those contradictions. The latter leads to the development of personality traits which makes it possible to get prepared for self-education promoting the integrity and personal identity of a teenager. The vectors of development of driving forces for self-development are understanding and overcoming of internal contradictions, the intention of resolving them and readiness for volitional regulation and adequate evaluation of the activity, individual character of the activity. The article stresses that the readiness of the teenager for self-education is conditioned by the level of consciousness development.

Текст научной работы на тему «Движущие силы саморазвития личности подростка в процессе самовоспитания»

УДК [37.0375:159.923.2]-053.6 DOI 10.26293/^^.2019.101.1.026

Д. Н. Сюкиев1,2

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В ПРОЦЕССЕ САМОВОСПИТАНИЯ

1 Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

2Калмыцкий государственный университет, г. Элиста, Россия

Аннотация. В статье показано, что движущими силами саморазвития личности подростка являются внутренние противоречия между ее отдельными сторонами, воспитание обеспечивает их осознание, переживание, организацию деятельности по усвоению позитивного социального опыта их разрешения. Разрешение противоречий в процессе деятельности как материальной основы воспитания приводит к развитию свойств личности, которые обуславливают ее готовность к самовоспитанию, содействующему формированию ее целостности и индивидуального своеобразия. Векторами развития движущих сил саморазвития выступают осознание и переживание внутренних противоречий, принятие целей их разрешения, готовность к волевой регуляции и адекватному оцениванию деятельности, индивидуальное своеобразие деятельности. Отмечается, что готовность личности подростка к самовоспитанию обусловлена уровнем развития самосознания.

Ключевые слова: саморазвитие, личность, движущие силы, самовоспитание, противоречия, методы.

Актуальность исследуемой проблемы. Социально-практическая актуальность исследуемой нами проблемы обусловлена тем, что в законодательных документах и в образовательной практике все чаще используются термины, начинающиеся с приставки «само», «сам», которые в интегративном виде характеризуют человека как субъекта собственного развития. На первый план выдвигается задача воспитания мотивированной, инициативной, самостоятельной личности, ориентированной на успех и карьеру (в позитивном смысле этого слова), построение и реализацию продуктивного сценария жизненного и профессионального пути.

Основным приоритетом педагогической деятельности становится целенаправленное и систематическое руководство становлением творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации [12], [17], что особо значимо для подростка, у которого начинает формироваться самосознание и возникает готовность к самовоспитанию. Поэтому цель нашей статьи заключается в характеристике внутренних движущих сил саморазвития личности подростка в процессе самовоспитания.

Материал и методика исследований. Нами был осуществлен реферативный обзор психолого-педагогической литературы, содержащей характеристику движущих сил, функций и показателей саморазвития, средств и методов организации самовоспитания в подростковом возрасте.

© Сюкиев Д. Н., 2019

Сюкиев Дмитрий Николаевич - аспирант кафедры спортивных дисциплин Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; старший преподаватель кафедры физического воспитания Калмыцкого государственного университета, г. Элиста, Россия; e-mail: syukiev.dima@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.02.2019

Результаты исследований и их обсуждение. Самовоспитание определяется в педагогической литературе как систематическая сознательная деятельность личности, нацеленная на совершенствование свойств, соответствующих социальным требованиям и перспективе ее развития.

Л. И. Рувинский [16] говорит, что саморазвитие личности не вырастает стихийно и само по себе, а составляет неотъемлемую часть и сторону педагогически управляемого процесса формирования личности. Поэтому одним из условий эффективной организации самовоспитания выступает учет закономерностей его возникновения и становления под влиянием воспитания [10].

Самовоспитание является внутренней стороной и результатом воспитания, в процессе которого его цели и задачи становятся личностно значимыми для самого воспитанника, направляют и активизируют процесс его становления как личности. Сознательное участие воспитуемых в формировании своей личности является не только частью, но и результатом воспитательного процесса. В частности, Л. И. Божович [4] обращает внимание на то, что социальные воздействия, прежде всего педагогические, обеспечивают формирование внутренних движущих сил, направленных на преобразование внешнего по отношению к личности предметного мира. Эти силы выступают внутренними факторами ее развития, делают ее относительно свободной от непосредственного воздействия окружающей среды, детерминируя направление и уровень ее активности в саморазвитии.

С другой стороны, успешное решение воспитательных задач невозможно вне самовоспитания, поскольку все внешние факторы, воздействующие на личность, реализуют свою воспитательную функцию только в процессе ее активности как субъекта деятельности. Концептуальное положение о необходимости постановки воспитанника в позицию субъекта воспитательного процесса является одним из принципов российской педагогики. С. Л. Рубинштейн [15] считает, что эффективность воспитания предполагает его безусловную включенность в деятельность по созиданию своего нравственного облика, интериоризации принятых в социуме общечеловеческих ценностей.

Саморазвитие личности не может осуществляться, замыкаясь в рамках ее духовной сферы. Материальным воплощением саморазвития психических свойств и физических качеств личности выступает ее практическая деятельность [16]. Любая активность человека приводит к определенным изменениям не только во внешней среде, но и в самом человеке как ее субъекте. К. Маркс писал: «<...> Воздействуя на внешнюю природу и суммируя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу» [13, с. 188].

Практическая деятельность личности как субъекта выступает как общественная форма наследования социального опыта, который не может быть передан человеку, если не будут пробуждены силы его внутреннего саморазвития. Если бы социальные условия объективно не требовали естественного саморазвития личности, оно было бы невозможным.

Формирование личности осуществляется через присвоение социального опыта. Это требует от нее творческой активности, собственного движения, ибо этот опыт непосредственно и автоматически не становится ее достоянием, а приобретается посредством ее активной деятельности.

По мнению Б. Г. Ананьева [1], соотношение присвоения и воспроизведения социального опыта не является одинаковым на различных этапах становления и развития личности. Чем старше человек, тем больше его опыт, тем богаче возможности и результаты его творческого воспроизведения. Одновременно с этим увеличивается и восприимчивость нового опыта, развивается способность его присвоения. На ранних этапах онтогенеза доминируют процессы присвоения социального опыта в форме учебно-познавательной деятельности. Ученый подчеркивает, что чем больше вклад личности в воспроизведение социального опыта, тем выше культура его потребления.

В диалектическом единстве процессов присвоения и воспроизведения, которое составляет суть становления и развития личности, проявляется реализуемое в образовательном процессе единство развития и саморазвития, воспитания и самовоспитания.

Возникновение и функционирование внутренних сил саморазвития личности обуславливается комплексом методов образования и воспитания, которые формируют социально значимые ценности и качества личности воспитанника, обеспечивая ее собственное сознательное участие в процессе их формирования, которые единовременно побуждают к самовоспитанию и обеспечиваются педагогическим руководством. Для управления процессами воспитания и самовоспитания следует учитывать психологические закономерности возникновения и становления внутренних движущих сил, побуждающих воспитанников к сознательному активному участию в саморазвитии собственной личности. Ближайшим родовым понятием по отношению к движущим силам выступает, по мнению философов, причина.

Движущей силой саморазвития целостной системы является существующее в ее содержании определенное противоречие. В движущим силам следует также отнести условия функционирования системы, которые приводят к возникновению противоречий, влияют на их разрешение и преобразуются в результате их разрешения. Деятельность субъекта, с одной стороны, приводит к возникновению противоречия, с другой, побуждается и направляется этим противоречием, обеспечивает его разрешение.

Истинной движущей силой саморазвития личности как субъекта собственного преобразования является единство и борьба противоположных сил в самой личности. Осознание и переживание внутренних противоречий, завершающиеся возникновением движущих сил (стремлением) их разрешить посредством практической деятельности, характеризуют суть процесса саморазвития личности. Противоположным выходом из ситуации внутреннего конфликта, ликвидирующим движущие силы саморазвития, выступает использование личностью приемов психической самозащиты, таких как самообман, искажение восприятия, проекция, рационализация, вытеснение, компенсация, обесценивание.

К наиболее значимым внутренним противоречиям, выступающим в качестве движущих сил саморазвития личности, относятся противоречия между:

- отдельными непропорционально развитыми сторонами личности;

- уровнем притязаний и существующими возможностями;

- психическими формами отражения;

- природным, наследственно обусловленным и приобретенным в личности [9].

На наш взгляд, ошибочной является попытка сводить движущие силы саморазвития к мотивационному компоненту (потребностям и мотивам), а саму активность отождествлять с саморазвитием. Не все потребности побуждают к активности, приводящей к развитию личности.

Индивидуальное своеобразие различных сторон личности, вступающих в противоречивое взаимодействие между собой в процессе практической деятельности, и условий их возникновения и разрешения содействует формированию ее индивидуальности как неповторимого единства физических и духовных качеств, формированию индивидуального стиля деятельности и поведения. Необходимым условием успешного формирования индивидуальности является активное сознательное участие личности в процессе развития внутренних противоречий. «Чем лучше человек может структурно проанализировать собственную личность и наметить способы ее формирования, - пишет К. К. Платонов, -тем с большей индивидуальностью будет формироваться его личность» [14].

Поскольку всякая система обретает свойства целостности, развиваясь под побуждающим влиянием внутренних сил, то и сознательное включение личности в самовоспитание отдельных качеств содействует не только их развитию, но и совершенствованию всей психики, становлению ее целостности, внутреннему гармоничному объединению всех сторон личности [6], [7].

Л. Н. Куликова [11] также считает, что саморазвитие обусловливает развитие целостности личности. Наряду с этим ею выделяются и другие функции саморазвития. Саморазвитие обеспечивает (благодаря постоянному разрешению противоречий) психическую стабильность личности, отсутствие неразрешимых внутриличностных конфликтов. Разрешение противоречий в процессе саморазвития обогащает личность социально значимым опытом деятельности, поведения и общения, обеспечивает психотерапевтический эффект, сохранение психического здоровья. В процессе разрешения противоречий происходит актуализация сформированных у личности ценностных ориентаций, осмысление отношений с окружающими людьми.

Самовоспитание необходимым образом предполагает сознательное разрешение воспитуемым именно тех противоречий, которые обуславливают позитивный вектор развития личности. Если это условие не реализуется, то противоречие между его действительным негативным отношением к своей деятельности и поведению, его личностными качествами, с одной стороны, и нравственными нормами, с другой, может развиваться в асоциальном направлении. Поэтому правильность понимания воспитуемыми сути и содержания внутренних противоречий и стремление к их разрешению отражают степень проявляемой ими активности в процессе самовоспитания.

Первыми показателями сформированности движущих сил саморазвития личности воспитуемого являются, по мнению Л. В. Журкиной [8], осознание, переживание разрыва между присущими ему свойствами и качествами и социальными требованиями, понимание того, что это несоответствие является основной причиной возникновения трудностей в сфере общения, учебной и других видах деятельности.

Вторыми показателями выступают осознание и принятие воспитуемым воспитательных целей как своих собственных. Эти цели определяют зоны ближайшего саморазвития. Они по возможности должны носить конкретный характер, результаты их достижения должны быть осязаемы, то есть представлены в количественных показателях, оцениваемых по определенной шкале измерений [3].

Третьим показателем сформированности движущих сил саморазвития выступает стремление к волевой регуляции, адекватной оценке.

Творческая инициатива, проявляющаяся в наиболее важных для развития личности сферах деятельности, является ее четвертым показателем.

Известно, что индивидуальное своеобразие личности и стиля деятельности в значительной мере зависит от степени вовлеченности ее познавательной, эмоциональной и мо-тивационной сферы в управление саморазвитием, то есть деятельностью, направленной на разрешение осознаваемых внутренних противоречий. Поэтому проявления индивидуальности Л. В. Журкина рассматривает как пятый показатель сформированности движущих сил саморазвития личности [8].

В организации самовоспитания личности как процесса управления ее саморазвитием применяются такие средства, как: программы самовоспитания, дневники самоконтроля, само- и взаимохарактеристики, карты, схемы личностного саморазвития, результаты тестирования [1], [2], [5].

Эти средства используются в рамках методов самопознания (самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самоконтроль), самопрограммирования (целеполагание, самообязательства, личные правила и программы), самовоздействия (самовнушение, самообладание, самопоощрение, самоприказ, самокритика).

Самовоспитание, в зависимости от уровня развития самосознания, может осуществляться в форме приспособления, подражания, самовоспитания [1]. Готовность личности к сознательному самовоспитанию наступает лишь в подростковом возрасте, когда наблюдается интенсивное формирование самосознания. Усиление интереса подростка к образу Я, различным сторонам своей личности приводит к осознанию и переживанию

существующих между ними противоречий, возникновению внутренних движущих сил, побуждающих и направляющих к совершенствованию определенных личностных качеств и свойств.

Резюме. На основе изучения источников нами сформулирован ряд положений, раскрывающих психолого-педагогические основы организации самовоспитания подростков на основе формирования движущих сил саморазвития:

- движущими силами саморазвития личности подростка являются внутренние противоречия между ее отдельными сторонами;

- векторами развития движущих сил саморазвития являются осознание и переживание личностью внутренних противоречий, принятие целей их разрешения, готовность к волевой регуляции и адекватному оцениванию деятельности, индивидуальное своеобразие деятельности;

- воспитание обеспечивает осознание и переживание подростком этих противоречий и организацию деятельности, направленной на усвоение позитивного социального опыта их разрешения;

- разрешение противоречий в процессе деятельности как материальной основы воспитания приводит к развитию свойств личности, которые обуславливают ее готовность к самовоспитанию;

- сознательное участие личности подростка в разрешении внутренних противоречий в процессе самовоспитания содействует формированию ее целостности и индивидуального своеобразия;

- готовность личности подростка к самовоспитанию обусловлена уровнем развития его самосознания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. - М. : Педагогика, 1980.

2. Беликов В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция). - Челябинск : Факел, 1995. - 141 с.

3. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. -М. : Флинта ; Наука, 1998. - 168 с.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. -М. : Просвещение, 1968. - 464 с.

5. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Образование личности. - М. : Интерпракс, 1994. - 134 с.

6. Драндров Г. Л., Никитина Л. В., Сюкиев Д. Н. Характеристика позитивной Я-концепции у подростков с ограниченными возможностями здоровья // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. -2014. - № 7(113). - С. 132-138.

7. Драндров Г. Л., Симонова О. Ю. Особенности образа Я высококвалифицированных спортсменов и его влияния на развитие мотивационно-волевой сферы // Теория и практика физической культуры. - 2012. -№ 1. - С. 3-8.

8. Журкина Л. В. Формирование нравственных отношений подростков в спортивной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - М., 2000. - 161 с.

9. Ковалев А. Г. Психология личности. - М. : Просвещение, 1970. - 391 с.

10. Кочетов А. И. Взаимосвязь воспитания и самовоспитания (на материале 5-8 классов) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Л., 1967. - 17 с.

11. Куликова Л. Н. Проблемы саморазвития личности. - Благовещенск : Изд-во БГПУ, 2001. - 342 с.

12. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития : учебное пособие. - М. : Академия, 2004. - 256 с.

13. Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений : в 39 т. Т. 1. - М. : Гос. изд-во политической литературы, 1955. - 699 с.

14. Платонов К. К. Структурное понимание саморегулирования процесса развития личности // Проблемы управления процессом воспитания : материалы симпозиума. - М., 1971. - С. 111-120.

15. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М. : Педагогика, 1976. - 485 с.

16. Рувинский Л. И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. - М. : Знание, 1983. - 159 с.

17. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. - М. : Интерпракс, 1995. - 288 с.

UDC [37.0375:159.923.2]-053.6 DOI 10.26293/chgpu.2019.101.1.026

D. N. Syukiev1,2

DRIVING FORCES OF SELF-DEVELOPMENT OF TEENAGER PERSONALITY IN THE PROCESS OF SELF-EDUCATION

1I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia 2Kalmyk State University, Elista, Russia

Abstract. The article reveals that the driving forces of self-development of personality of a teenager are internal contradictions. Education contributes to understanding these contradictions, overcoming them and organizing the activities on learning some positive social experience of resolving those contradictions. The latter leads to the development of personality traits which makes it possible to get prepared for self-education promoting the integrity and personal identity of a teenager. The vectors of development of driving forces for self-development are understanding and overcoming of internal contradictions, the intention of resolving them and readiness for volitional regulation and adequate evaluation of the activity, individual character of the activity. The article stresses that the readiness of the teenager for self-education is conditioned by the level of consciousness development.

Keywords: self-development, personality, driving forces, self-education, controversies, methods.

REFERENCES

1. Anan'evB. G. Izbrannye psihologicheskie trudy : v 2 t. - M. : Pedagogika, 1980.

2. Belikov V. A. Lichnostnaya orientaciya uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti (didakticheskaya koncep-ciya). - Chelyabinsk : Fakel, 1995. - 141 s.

3. Bodalev A. A. Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka: harakteristiki i usloviya dostizheniya. - M. : Flinta ; Nauka, 1998. - 168 s.

4. Bozhovich L. I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. Psihologicheskoe issledovanie. - M. : Prosveshchenie, 1968. - 464 s.

5. GusinskijE. N., Turchaninova Yu. I. Obrazovanie lichnosti. - M. : Interpraks, 1994. - 134 s.

6. Drandrov G. L., Nikitina L. V., Syukiev D. N. Harakteristika pozitivnoj Ya-koncepcii u podrostkov s ogranichen-nymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta. - 2014. - № 7(113). - S. 132-138.

7. Drandrov G. L., Simonova O. Yu. Osobennosti obraza Ya vysokokvalificirovannyh sportsmenov i ego vliyaniya na razvitie motivacionno-volevoj sfery // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. - 2012. - № 1. - S. 3-8.

8. ZhurkinaL. V. Formirovanie nravstvennyh otnoshenij podrostkov v sportivnoj deyatel'nosti : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - M., 2000. - 161 s.

9. Kovalev A. G. Psihologiya lichnosti. - M. : Prosveshchenie, 1970. - 391 s.

10. Kochetov A. I. Vzaimosvyaz' vospitaniya i samovospitaniya (na materiale 5-8 klassov) : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - L., 1967. - 17 s.

11. Kulikova L. N. Problemy samorazvitiya lichnosti. - Blagoveshchensk : Izd-vo BGPU, 2001. - 342 s.

12. Maralov V. G. Osnovy samopoznaniya i samorazvitiya : uchebnoe posobie. - M. : Akademiya, 2004. - 256 s.

13. Marks K., Engel's F. Polnoe sobranie sochinenij : v 39 t. T. 1. - M. : Gos. izd-vo politicheskoj literatury, 1955. - 699 s.

14. Platonov K. K. Strukturnoe ponimanie samoregulirovaniya processa razvitiya lichnosti // Problemy uprav-leniya processom vospitaniya : materialy simpoziuma. - M., 1971. - S. 111-120.

15. Rubinshtejn S. L. Problemy obshchej psihologii. - M. : Pedagogika, 1976. - 485 s.

16. RuvinskijL. I. Samovospitanie chuvstv, intellekta, voli. - M. : Znanie, 1983. - 159 s.

17. Cukerman G. A., Masterov B. M. Psihologiya samorazvitiya. - M. : Interpraks, 1995. - 288 s.

© Syukiev D. N., 2019

Syukiev, Dmitry Nikolaevich - Post-graduate Student, Department of Sports Disciplines, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; Senior Lecturer, Department of Physical Education, Kalmyk State University, Elista, Russia; e-mail: syukiev.dima@mail.ru

The article was contributed on February 18, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.