УДК 378.016
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Е.Г. Богослова
Аннотация. В статье показано, что существенное повышение эффективности формирования позитивной Я-концепции у старших подростков средствами художественной литературы обеспечивается реализацией комплекса следующих педагогических условий: 1) направленность учебно-воспитательного процесса на формирование: полных и точных знаний о себе, принятия себя как личности и способности ксаморазвитию; 2) формирование интереса к самопознанию и саморазвитию средствами художественной литературы; 3) выделение в качестве содержания двух областей знания - знание своего внутреннего мира и знание внешнего мира, представленного в произведениях художественной литературы; 4) единство и взаимосвязь учебных занятий по предмету «Литература», факультативных занятийв кружке «Я и мои любимые литературные герои» и самостоятельной работы; 5) выбор и применение методов, методических приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса с учетом качественного своеобразия психологических механизмов самопознания и саморазвития личности в старшем подростковом возрасте; 6) применение психологического тестирования и психологических тренингов.
Ключевые слова: художественная литература, педагогические условия, учебно-воспитательный процесс, позитивная Я-концепция, подростки.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF POSITIVE SELF-CONCEPT OF TEENAGERS BY MEANS OF LITERATURE
E. Bogoslova
Abstract. The article shows that a significant increase of the efficiency of formation a positive self-concept for the elder teenagers by means of fiction is provided by the implementation of the complex following pedagogical conditions: 1) directivity of the educational process on the formation: complete and accurate knowledge about yourself, acceptance yourself as an individual, and the ability to self-development; 2) formation of interest to self-knowledge and selfdevelopment by means of fiction; 3) recovering as the content of the two areas of knowledge-knowledge of the own inner world and knowledge of the outside world, represented in works of fiction; 4) unity and interrelation educational employment on the subject "Literature", optional classes in the circle, "I and my favorite fictional heroes" and independent work; 5) choice and application of methods, methodical techniques and means of the organization teaching
and educational process taking into account the qualitat knowledge and self-development of personality in late psychological trainings.
Keywords: artistic literature, pedagogical conditions, teenagers.
В образовательной практике все чаще используются термины, начинающиеся с приставки «само», «сам», которые в интегративном виде характеризуют человека как субъекта собственного развития. На первый план выдвигается задача воспитания мотивированной, инициативной,
самостоятельной личности, ориентированной на построение и реализацию продуктивных сценариев своего жизненного и профессионального пути. Основным приоритетом педагогической деятельности становится целенаправленное и
систематическое руководство становлением творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации [6, 8].
ive uniqueness of the psychological mechanisms of selfteen years; 6) application of psychological testing and
teaching and educational process, a positive self-concept,
Между тем анализ традиционной практики школьного образования показывает, что старшие подростки испытывают трудности в самопознании и саморазвитии, приводящиек поверхностному, ограниченному и зачастую ошибочномупредставлению о себе, к неуверенности или, наоборот,
самоуверенности, к завышенной или заниженной самооценке, к выбору неадекватных и социально неприемлемых способов самоутверждения.
Существование этих трудностей приводит к возникновению противоречивой ситуации, когда самопознанием и саморазвитием может заниматься только психологически зрелая личность, с другой стороны, для того, чтобы
стать личностью психологически зрелой, нужно заниматься самовоспитанием, стать субъектом саморазвития. Разрешение этого противоречия предполагает нацеленность педагогического процесса не только на передачу знаний и интеллектуальное развитие, но и на создание комплекса педагогических условий для развития позитивной Я-концепции молодого человека, способного и стремящегося быть автором своей жизненной судьбы, своей биографии [3].
Реализация данного направления особо значима для подросткового периода развития личности, который является особо чувствительным к формированию позитивной Я-концепции [5, 9, 10].
Особая роль в формировании позитивной Я-концепции развивающейся личности принадлежит средствам художественной литературы, воспитательный потенциал которых достаточно велик, посколькув силу специфики своего содержания формирует внутренний мир человека, ценностные ориентации, понимание назначения человека и смысла его жизни. В педагогической науке и практике накоплен определенный опыт реализации воспитательного потенциала средств художественной литературы в решении задач нравственного развития личности учащихся [1, 2, 4, 7]. Частный аспект этой проблемы - формирование позитивной Я-концепции подростков средствами
художественной литературы, не был предметом самостоятельного научного исследования.
В целом анализ нормативных документов и научно-методической литературы
свидетельствует о существовании
противоречия между высоким воспитательным потенциалом средств художественной
литературы в формировании позитивной Я-концепции в старшем подростковом возрасте, с одной стороны, и недостаточной разработанностью технологического
обеспечения использования данного
потенциала в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, с другой.
В связи с этим задача нашего исследования заключалась в выявлении и научном обосновании педагогических условий
повышения эффективности процесса формирования позитивной Я-концепции у старших подростков средствами
художественной литературы.
Анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования позволил нам выявить комплекс
педагогических условий, реализация которого в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, по нашему мнению, обеспечит существенное повышение эффективности процесса формирования позитивной Я-концепции у старших подростков средствами художественной литературы.
Первым педагогическим условием формирования позитивной Я-концепции у старших подростков средствами
художественной литературы выступает направленность учебно-воспитательного
процесса на формирование полных и точных знаний о себе, принятия себя как личности и способности к саморазвитию. С учетом этого условия формирование позитивной Я-концепции должно осуществляться через решение трех взаимосвязанных задач: формирования ее когнитивного
эмоционального и поведенческого
компонентов.
Вторым педагогическим условием являлось формирование интереса у старших подростков к самопознанию и саморазвитию средствами художественной литературы. Для реализации этого условия следует изучать и учитывать индивидуальное своеобразие содержания позитивной Я-концепциии уровня литературного развития подростков с применением психологического тестирования и педагогического наблюдения.
Выбор литературных произведений для факультативных занятий и домашнего чтения нужно проводить с учетом личных
предпочтений подростков. Знакомясь с жизненным путем любимых литературных героев, подростки будут эмоционально
идентифицировать себя с ними,
восприниматьих как образец для подражания, внутренне стремиться быть похожими на них, стремиться размышлять и действовать как они в реальных или воображаемых жизненных ситуациях.
С учетом качественного своеобразия задач формирования позитивной Я-концепции нами в качестве содержания обучения выделены две предметныеобласти: знание подростками
своего внутреннего мира: знание внешнего мира, представленного в произведениях художественной литературы (третье педагогическое условие). Формирование когнитивного и эмоционального компонентов Я-концепции осуществляется в единстве и взаимодействии процессов их
функционирования. Приобретаемые в ходе эксперимента новые знания о себе в силу их
личностной значимости порождают определенные эмоциональные переживания, отражающие изменяющееся или
сохраняющееся отношение к отдельным сторонам своего «Я» и «Я»-образу в целом.
Решение задачи формирования этих компонентов обеспечивается через усвоение подростками двух групп знаний.
К первой группе знаний, которые должны усвоить подростки, относятся знания о самом себе, в том числе:1) полные и глубокие знания о себе, представленные в различных аспектах своего «Я» (реальное «Я», идеальное «Я», зеркальное «Я»), такиекак знания: свойств личности (черты характера, волевые качества, свойства темперамента, ценностные ориентации, эмоциональные особенности, способности); внешнего облика; авторитета у товарищей; событий своей жизни; 2) знания самооценки свойств личности, внешности, авторитета у товарищей, событий своей жизни; 3) знание уровня притязаний в отношении свойств личности, внешности и авторитета у товарищей; 4) знание отдельных сторон самоуважения и аутосимпатии.
Вторая группа включает знания жизненного пути литературных персонажей, включающего события среды, события их поведения в окружающей среде и события их внутренней жизни.
Усвоение вышеприведенных знаний предполагает разработку адекватного их содержанию технологического обеспечения в виде форм, методов, методических приемов и средстворганизации учебно-познавательной деятельности подростков. Поэтому
выделенное нами четвертое педагогическое условие относится к формам организации учебно-познавательной деятельности.
Используются три формы (вида занятий): учебные занятия по предмету «Литература», факультативные занятияв кружке «Я и мои любимые литературные герои» и самостоятельная работа.
На учебных занятиях по предмету «Литература» подростки знакомятся с содержанием литературных произведений, с событиями жизни литературных героев. На факультативных занятиях в литературном кружке «Я и мои любимые литературные герои» подростки осуществляют анализ и оценивание жизненного пути литературных героев произведений художественной литературы, рекомендованных для
внеклассного чтения. На этих занятиях они выполняют также задания, направленные на расширение и углубление знаний об
отдельных сторонах своего «Я» - свойствах своей личности, своей внешности, авторитете в среде своих сверстников, событиях своей жизни, представленных в реальном «Я», идеальном «Я» и зеркальном «Я».
Одновременно проводится самооценивание различных сторон своего «Я», выявление того, что каждый из подростков, безусловно, в себе принимает, признает и к чему положительно относится и того, что осознает в себе как негативное, порождающее отрицательные переживания. Это способствует
формированию адекватного уровня
притязаний, повышению самоуважения и усилению аутосимпатии. Самостоятельная работа направлена на выполнение домашних заданий по чтению произведений художественной литературы,
рекомендованных учителем для внеклассного чтения с учетом интересов подростков и индивидуальных особенностей развития их Я-концепции. В процессе чтения подростки знакомятся с событиями жизни литературных героев, эти знания становятся впоследствии предметом анализа и оценивания на факультативных занятиях. В процессе самостоятельной работы подростки ведут дневниковые записи, в которых фиксируются результаты осмысления событий собственной жизни в течение прожитого дня, недели и более крупных отрезков времени.
Пятым педагогическим условием формирования позитивной Я-концепции средствами художественной литературы является выбор и применение методов, методических приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса с учетом качественного своеобразия психологических механизмов самопознания и саморазвития личности в старшем подростковом возрасте.
Формирование позитивной Я-концепции осуществляется с применением трех групп педагогических методов: 1)
целенаправленного, систематического,
доверительного и свободного общения и взаимодействия; 2) педагогического и психологического прикосновения педагога к личности подростка; 3) самоорганизации творческой деятельности.
Приведенные выше методы
воспитательного воздействия реализуются через использование специфических методических приемов, учитывающих: 1)
психологические механизмы самопознания и самопринятия (идентификации и личностной рефлексии); 2) качественное своеобразие задач формирования когнитивного и
эмоционального компонентов позитивной Я-концепции; 3) содержание, которое должно быть усвоено подростками для успешного решения этих задач.
Актуализация и развитие процессов
самопознания и самопринятия с
преимущественным использованием
психологического механизма идентификации осуществляется в рамках системы
«Я»-другие». Для этого применяются такие методические приемы, как: сравнение себя с «обобщенным другим»; познание других людей; принятие и исполнение чужой роли; управляемая проекция; активизация субъектного опыта через перевоплощение.
Актуализация и развитие процессов
самопознания и самопринятия с
преимущественным использованием
психологического механизма личностной
рефлексии проводится в рамках системы «Я»-«Я» с применением таких методических приемов, как самонаблюдение, самоанализ, самоценивание, самопринятие.
Содержание формируемого
поведенческого компонента составляют
установки на достижение целей саморазвития в форме самоутверждения
исамосовершенствования в личностно
значимых для каждого подростка сферах собственной жизни. Это предполагает: овладение подростками знаниями системы своих оперативных, промежуточных и отдаленных целей, которые составляют в совокупности перспективу жизненного пути; формирование положительного эмоциональноценностного отношения подростков к этим целям; осознание и понимание достаточности своих возможностей для достижения принятых целей; осознание и понимание общественной значимости целей саморазвития,
формирование чувства социальной
ответственности за их достижение; знание мотивов и внутренних нравственных преград, определяющих поведение и деятельность позитивной личности; знания приемов психологической самозащиты.
Формирование поведенческого компонента осуществляется на основе применения следующих методических приемов:
формирования мотивации самоутверждения; формирование идеального «Я» в процессе чтения художественной литературы; определение нравственных понятий; анализ и моделирование поведения в ситуациях действия с конфликтным смыслом; групповая дискуссия; анализ ситуации; интроспективный анализ художественного произведения;
ролевые игры; ознакомление с приемами психической самозащиты, используемыми для сохранения образа «Я».
Шестым педагогическим условием формирования позитивной Я-концепции является применение психологического тестирования и психологических тренингов.
Для формирования когнитивного и эмоционального компонентов Я-концепции применяются специальные социальнопсихологические тренинги, позволяющие использовать психологический механизм идентификации.
Широкие возможности для самопознания предоставляет психологическое тестирование. Подростку предлагается оценить себя с помощью следующих психодиагностических методик: «Тест двадцати утверждений на
самоотношение», «Методика незавершенных предложений», «Методика полярных профилей», проективная методика
«Символические задания на выявление «Социального Я».
Психологическое тестирование
применяется также для формирования поведенческого компонента Я-концепции. Это осуществляется через актуализацию психологического механизма личностной рефлексии, позволяющего подросткам осмыслить свои жизненные цели и обрести уверенность в их достижимости, и механизма коммуникативной рефлексии, дающего возможность проникнуть во внутренний мир литературных героев, понять цели, мотивы и внутренние преграды совершаемых ими поступков.
Подросткам предлагаются следующие задания: 1) провести психологическое
тестирование от лица литературного героя, используя тесты «Смысложизненные ориентации», тест «Уверенность в себе»,мотивации к успеху Т. Элерса, «Способность к самоуправлению». Затем сравнить результаты тестирования двух подростков. Обратить внимание на наиболее значимые расхождения, аргументировать свои варианты ответа, обращаясь к событиям жизни литературного героя; 2) провести психологическое тестирование по этим методикам от лица своего товарища. Затем сравнить эти результаты с результатами тестирования, осуществленного товарищем. Обратить внимание на наиболее значимые расхождения, аргументировать свои варианты ответа, обращаясь к событиям жизни своего товарища.
На втором этапе исследования с сентября 2012 года по май 2014 года был проведен педагогический эксперимент, направленный на практическое обоснование эффективности разработанного нами комплекса
педагогических условий. В эксперименте приняли участие две группы испытуемых. В контрольную группу (КГ) вошли 26
подростков. Экспериментальную группу (ЭГ) составили 21 подросток. На момент начала эксперимента испытуемые обеих групп обучались в 8 классе общеобразовательной школы.
Учебно-воспитательный процесс с
испытуемыми контрольной группы
осуществлялся в рамках традиционных подходов к формированию позитивной Я-концепции. В экспериментальной группе формирование позитивной Я-концепции осуществлялось средствами художественной литературы на основе разработанного нами комплекса педагогических условий.
У испытуемых обеих групп в начале и после завершения формирующего
педагогического эксперимента определялись показатели когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов Я-концепции.
В таблице 1 приведены результаты педагогического эксперимента.
Таблица 1.- Показатели Я-концепции испытуемых контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп после эксперимента баллы (Х± S)
Показатели Я-концепции Показатели Я-концепции Р
КГ, n = 26 ЭГ, n = 21
Когнитивный компонент
Самооценка
Реальное «Я» 6,63±0,90 6,88±1,01 0,36
Идеальное «Я» 8,71±0,70 8,39±1,08 0,23
Уровень притязаний 2,08±0,75 1,50±0,53 0,01
Самоуважение
Открытость 5,92±0,74 6,14±1,15 0,43
Самоуверенность 5,50±0,95 5,86±1,35 0,29
Саморуководство 6,19±1,50 6,81±2,16 0,25
Отраженное самоотношение 5,69±1,16 6,67±1,53 0,01
Внутренняя конфликтность 5,77±1,14 4,71±1,38 0,02
Общая оценка 28,12±2,76 30,76±5,36 0,03
Эмоциональный компонент
Аутосимпатия
Самоценность 6,85±1,57 6,62±1,53 0,62
Самопринятие 6,27±1,28 6,19±1,69 0,86
Самопривязанность 6,27±1,59 6,81±0,98 0,18
Самообвинение 5,42±1,33 4,86±1,28 0,15
Общая оценка 24,62±3,42 25,81±2,34 0,18
Поведенческий компонент
Смысложизненные ориентации
Цели в жизни 29,00±3,76 31,48±4,71 0,05
Интерес к жизни 28,92±4,57 29,71±4,01 0,54
Локус контроля Я 22,54±1,45 23,90±1,73 0,01
Локус контроля жизнь 28,04±3,32 29,76±2,84 0,07
Общий показатель СЖО 108,50±9,80 114,86±9,66 0,03
Уверенность в себе
Социальная инициатива 23,96±2,60 25,71±3,12 0,04
Социальная смелость 24,35±3,29 26,29±3,10 0,04
Уверенность в себе 29,12±3,49 30,38±2,87 0,19
Общая оценка уверенности 77,42±6,82 82,38±6,03 0,01
Сравнительный анализ полученных в ходе эксперимента показателей осуществлялся с применением t-критерия Стьюдента. Установлено, что в начале эксперимента показатели позитивной Я-концепции испытуемых обеих групп статистическине различались. Сравнительный анализ этих показателей после эксперимента, выявил существенные различия.
Когнитивный компонент Я-концепции. Установлено, что испытуемые ЭГ отличаются низкими показателями уровня притязаний в отношениисвоего авторитета среди сверстников, характера и уверенности в себе. Общий показатель уровня притязаний испытуемых ЭГ после эксперимента был существенно ниже, чем у испытуемых КГ (1,50 против 2,08 балла при Р = 0,01).
Показатели самоуважения у испытуемых ЭГбыли также существенно выше (30,76 против 28,12 балла при Р = 0,03 балла). Показатели отраженного самоотношения у испытуемых ЭГ были также достоверно выше. У них существенно ниже были и показатели внутренней конфликтности.
Мы объясняем снижение уровня притязаний и повышение самоуважения подростков ЭГ расширением и углублением знаний и представлений о себе на основе интенсификации процессов самопознания, осуществляемых в рамках системы «Я -другие» (эмоциональная идентификация) и системы «Я - Я» (личностная рефлексия) с использованием средств художественной литературы. Благодаря самопознанию уровень притязаний подростков снижается и становится более реалистичным, адекватным выявленным и осознаваемым особенностям своего Я. Одновременно и усиливается самоуважение, поскольку подростки открывают для себя новые позитивные стороны своего Я.
Эмоциональный компонент Я-
концепции.Показатели самопринятия
испытуемых существенно не различались (24,62 и 25,81 балла при Р = 0,18). Это говорит о том, что в подростковом возрасте аутосимпатия приобретает устойчивость, новые знания о своем Я, о его различных аспектах не могут оказать на нее существенного влияния.
Поведенческий компонент Я-концепции. Наиболее значимое преимущество испытуемых ЭГ наблюдалось в показателях
смысложизненных ориентаций. Общий показатель СЖО у них был также существенно выше - 114,86 против 108,50 балла при Р = 0,03. Испытуемые ЭГ
отличались более высокими показателями социальной инициативыи социальной смелости. Они имели существенное преимущество и в общем показателе уверенности в себе - 82,38 против 77,42 балла при Р = 0,01.
Таким образом, настоящим исследованием установлено, что учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть нацелен на формирование позитивной Я-концепции личности учащихся, обусловливающих стремление и способность к саморазвитию. Особая роль в решении этой задачи принадлежит художественной литературе, которая в силу специфики своего содержания формирует внутренний мир человека.
Существенное повышение эффективности процесса формирования позитивной Я-концепции у старших подростков средствами художественной литературы обеспечивается реализацией в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы комплекса следующих педагогических условий: 1) направленность учебно-
воспитательного процесса на формирование полных и точных знаний о себе, принятия себя как личности и способности ксаморазвитию; 2) формирование интереса к самопознанию и саморазвитию средствами художественной литературы; 3) выделение в качестве содержания двух областей знания -знание своего внутреннего мира и знание внешнего мира, представленного в произведениях художественной литературы; 4) единство и взаимосвязь учебных занятий по предмету «Литература», факультативных занятийв кружке «Я и мои любимые литературные герои» и самостоятельной работы; 5) выбор и применение методов, методических приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса с учетом качественного своеобразия психологических механизмов самопознания и саморазвития личности в старшем подростковом возрасте;
6) применение психологического
тестирования и психологических тренингов с участием старших подростков и литературных героев.
Литература:
1. Гульянц С.М. Личностно-ориентированный подход на уроках литературы: 5-9 классы основной школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С.М. Гульянц. - М.: 2009. - 165 с.
2. Донченко Л.М. Духовно-нравственное
воспитание старшеклассников: На уроках
литературы и во внеурочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.М.Донченко. - Елец, 2005. - 24 с.
3. Драндров Г.Л. Характеристика позитивной Я-концепции у подростков с ограниченными возможностями здоровья / Г.Л. Драндров, Л.В. Никитина, Д.Н. Сюкиев // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». - № 7(113). - 2014. - С. 132-138.
4. Кашкарова Е.Г. Формирование нравственной
позиции подростка через понимание содержаниях художественных произведений: дис. .канд.
психол. наук: 19.00.07 / Е.Г. Кашкарова. - Нижний Новгород, 2010. - 264 с.
5. Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по психол. и пед. специальностям. - М.: Academia, 2003. -334 с.
6. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учебное пособие / Маралов В.Г. -М.: Академия, 2004. - 256 с.
7. Марищин Т.А. Формирование конфликтной позиции у старшеклассников в процессе обучения: На материале уроков литературы: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.А. Марищин.- Калининград, 2007. - 236 с.
8. Ситаров В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: учеб. пособие / В.А.Ситаров, В.Г.Маралов; [под ред. В.А.Сластенина]. - М.: Академия, 2000. - 216с.
9. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 284 с.
10. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И.Фельдштейн. - М.: Воронеж, 1996. - 512 с.
Сведения об авторе:
Богослова Елена Георгиевна (г. Симферополь, Россия), преподаватель физической культуры, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет», e-mail: [email protected]
Data about the author:
E. Bogoslova (Simferopol, Russia), physical training teacher, Crimean Engineering and Pedagogical University, e-mail: [email protected]