ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК 130.122:37.013
Н.В. Петренко
соискатель,
Днепропетровский областной институт последипломного педагогического образования, г. Днепропетровск, Украина
САМОРАЗВИТИЕ КАК ОСНОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ
Аннотация. Исследуется саморазвитие личности как содержательное основание при выборе индивидуальных образовательных стратегий, значимость которого возрастает в условиях становления информационного общества и максимизации фактора личностного развития. Раскрыты основные содержательные аспекты исследования феномена саморазвития в личностном и социокультурном аспектах в контексте становления активного образовательного субъекта. Обсуждены дискуссионные вопросы как процесса саморазвития личности в образовательной сфере, так и понятийного аппарата исследования этого процесса.
Ключевые слова: философия образования, саморазвитие, самоактуализация, самореализация, личность, постиндустриализм.
N.V. Petrenko, Dnipropetrovsk Regional Institute of Postgraduate Education, Dnepropetrovsk, Ukraine
SELF-DEVELOPMENT AS THE BASIS OF PERSONAL EDUCATIONAL STRATEGIES
Abstract. We study the self-development of the person as a substantial basis in selecting individual educational strategies, the importance of which increases in the conditions of formation of information society and maximizing the factor of personal development. It outlines the main substantive aspects of the study of the phenomenon of self-development in the personal and socio-cultural aspects in the context of becoming an active subject of education. Controversial issues such as the process of self-development of personality in the field of education and research of the conceptual apparatus of the process are discussed.
Keywords: philosophy of education, self-development, self-actualization, self-fulfillment, personality, post-industrialism.
Образовательная деятельность всегда направлена на созидание человека - в материальном, интелектуальном, духовном плане. Это созидание является творческим процессом и имеет образовательно-культурный характер, объединяя институционально-процессуальный и личностный аспекты. Деятельность человека в образовательном процессе представляет собой единство внутренних и внешних проявлений его активности. В современных условиях доминирующей является позиция, что именно человек как образовательный субъект является творцом собственного становления и саморазвития. Соответственно, саморазвитие следует считать основанием самосозидающей деятельности субъекта образования, а сам он определяется как свободный человек, который владеет свободой выбора и принимает решение о поступках на основе собственного морального сознания [5, с. 123].
Если рассматривать саморазвитие человека в системно-синергетическом измерении, исходя из наличия его сущностной основы, которая обусловлена наличием духовной сферы, в том числе сознания, то самодетерминация как результат выбора образовательной, а затем и жизненной траектории выглядит как субъектная определенность в деятельности. В этих условиях образ мира, становясь многомерным миром человека, превращается в индивидуальный образ жизни, обеспеченный возникновением особых смысловых векторов.
При таком подходе человек в процессе образования строит собственные цели саморазвития, которые не просто определяются духовно-моральными основаниями выбора смысло-жизненных приоритетов, но и являются ориентирами для осуществления его сущности как родового существа, причем осуществления в процессуальном, а не только целеполагательном
измерении, т.е. как процесс непрерывного личностного самодостраивания, поиска себя в этом мире и совпадения ценностей мира со своими, соизмерения собственного развития с развитием этого мира и т.д.
Видимо, именно этот процесс порождения в себе сущего, исходя из наличия детерминант этого сущего во внешнем мире, известный философ В. Франкл рассматривал как основную характеристику человека, называемую им «самотрансценденцией» как ориентирование во внешнем мире и ориентирование «на содержание, которое необходимо осуществить» [6, с. 29]. Это определенный субъектно-соотнесенный момент в процессе взаимодействия с внешним миром, и он существует как личностно-детерминированный, который является самоценностью для человека, поскольку представляет часть его внутреннего духовного мира, а не просто осмысление в контексте объективных реалий и абстрактных ценностей социокультурной среды бытия.
Поэтому такое познание представляется не просто как представленность в индивидуальном сознании неких знаний о мире, феноменах и процессах, пусть даже и определяющих деятельность человека, но и как личностное переживание и личностную рефлексию по поводу субъектно отнесенной значимости. И образование представляется не просто познанием, инте-риоризацией ценностей и т.д., но личностно значимым и личностно переживаемым процессом самостановления себя в превращающемся бытием для тебя мире. Выбор индивидуальной стратегии образовательного развития предстает не только проявлением личностных особенностей человека, но и своеобразным механизмом субъективации личности в процессе приобщения себя к миру, а это есть основание осознания собственной причастности и поэтому ответственности за выбранный путь саморазвития в образовательном пространстве.
Естественно, выбор образовательных стратегий саморазвития осуществляется личностью не только исходя из собственных предпочтений, но и на основании определенных объективных детерминант. В интегрированном виде имеет значение не столько характер социокультурного пространства бытия и социализации, сколько его субъектная представленность в сознании человека и сформированная на этой основе личностная самооценка человеком своих потребностей и возможностей. Именно в таких субъектно-объектно детерминированных способах выбора своего саморазвития и определяется сущность личности как субъекта образования. Однако нужно иметь в виду, что при этом самореализация и самоактуализация являются далеко не обязательными смысложизненными ориентирами. Неадекватное представление о мире и своем месте в нем может обусловить и пассивный выбор как выбор в соответствии с обстоятельствами, а не на основании соотнесения своих возможностей и потребностей с этими обстоятельствами.
Ответственность за выбор образовательной стратегии саморазвития при этом личностью осознается не как самоответственность, а как ответственность внешнего мира перед ней. Сама образовательная деятельность строится преимущественно как внешне приспособительная. Личностная составляющая в ней практически отсутствует, и образовательный субъект перестает быть собой. Человек осуществляется в этом случае на принципах гомеостаза. Однако в современном динамичном обществе намного более приемлемым основанием выбора стратегии саморазвития является гетеростаз, в котором адекватно проявляется специфика человека как флуктуирующей системы.
Исследователями этот феномен определяется как такой тип развития, при котором осуществляется выход его субъекта за ограничивающие развитие нормы и стандарты. Результатом является достижение неравновесного состояния саморазвития и самореализации через процесс личностного творчества. В этом случае другая форма выбора образовательным субъектом момента и образа самоосуществления или самореализации состоит в создании условий для динамического самоосуществления, создания субъектом себя другого, и его выход за границы себя как имеющейся данности, что и является саморазвитием с признаками самореали-
зации и самоактуализации.
Субъектно детерминированная форма саморазвития в образовательном процессе требует от личности новых способов организации своего взаимодействия с образовательной средой и внешним миром в целом. Теоретическим основанием этих инноваций может стать гомео-рез, который определяется как достижение определенной нормы, при этом считается, что через создание новообразований «гомеорез «дисциплинирует» гетеростаз, превращая его в «нормотворчество» [2, с. 137-138]. Главную роль в такой форме личностного саморазвития и соответственно в выборе образовательной траектории такого развития играет соотнесенность выбора последней с субъективно осознаваемыми личностными потребностями, при этом не только актуальными, но и экстраполированными на будущее. Исходя из того что субъектом саморазвития в системе образования является личность, которая своим образовательным выбором также предопределяет и дальнейший жизненный выбор, выступая одновременно и как субъект саморазвития, и как субъект самосозидания в контексте влияния на изменение среды своего бытия, выбор индивидуальной траектории образовательного саморазвития может рассматриваться в качестве атрибутивного свойства субъекта, без наличия которого невозможно возникновение субъективного восприятия мира, личностной соотнесенности с миром. Но для того чтобы стала возможной такая соотнесенность, необходимо отображение в сознании субъекта момента его саморазвития в собственном бытийном пространстве как самодостаточного субъекта жизнедеятельности, готового к взаимодействию с миром инновационно-преобразующего характера на основании собственного выбора целей, форм и способов деятельности [4, с. 75].
В этом содержательном аспекте личностный выбор способа саморазвития выступает как результат осознания себя как личности, как противоположность субъекта объектному или предметному миру. Возможность выбора определяется возможностью осознаваемого выделения образовательным субъектом себя из внешнего мира и переживанием момента своей суверенности как самоосуществление, саморазвитие, самореализация и самоактуализация. Именно личностное самосознание и определяет такую возможность, выступая как условие существования и условие самоосуществления человека.
В таком контексте процессы самоактуализации и самореализации как смыслы образовательного выбора - это не только стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию личностных возможностей, но и действие, направленное на удовлетворение потребности. И в этом проявляется стремление субъекта реализовать заложенные в нем потенции, а переживание субъектом значимости побуждений и образов реализации этих побуждений определяет глубоко личностный характер выбора траектории саморазвития.
При этом нужно иметь в виду, что субъект существует не только как потенциальная свобода выбора содержания и образов самоосуществления в образовательном процессе. Выбор человека имеет и другую содержательную плоскость - быть или не быть собой. В этом случае появляется особое свойство субъекта - субъектность как личная соотнесенность перехода от потенции саморазвития к ее реализации. Именно такой переход существует как процесс самореализации и самоактуализации, который в этом случае понимается как осознаваемый человеком выбор момента переведения возможности в действительность, как процесс самообразования или самостановления. Таким образом, в философии образования проблема выбора траектории саморазвития проявляется как следствие возникновения онтологической позиции относительно понимания роли субъекта в личностном саморазвитии.
В этом содержательном аспекте личностный выбор способа саморазвития выступает как результат осознания себя в качестве личности. Именно личностное самосознание можно считать онтологическим основанием самоосуществления человека. В таком контексте процессы самоактуализации и самореализации как смыслы образовательного выбора выступают в первую очередь как стратегии деятельности, соединяющие стремление к реализации имеющихся у человека потенций к
самотворчеству и самосовершенствованию с образом реализации этих побуждений, что предопределяет глубоко личностный характер выбора траектории саморазвития.
Субъектность при этом выступает как личностная соотнесенность перехода человека в образовательной деятельности от потенции саморазвития, данной ему от рождения, к реализации своих способностей на основании личностно определенных целей образования. Понимание самореализации и самоактуализации как способа трансформации потенциальной возможности саморазвития в реальность на основе личностно мотивированного выбора образовательной траектории дает основание представить в философии образования проблему выбора траектории саморазвития как онтологическую и, соответственно, рассматривать духовный мир человека не как процесс отображения, а как процесс субъективного порождения. Личностный выбор позволяет рассматривать процесс образования человека, его взаимодействие с социумом в целом как процесс осуществления собственных сущностных свойств, как манифестацию собственной индивидуальности, обусловленную характером самовосприятия субъекта.
Саморазвитие личности как процесс его становления в образовательной деятельности является многогранным феноменом, и поэтому он отображается во многих понятиях. Как указывают исследователи, процесс творческого саморазвития личности включает довольно-таки большое число самостей: саморегулирование, самодеятельность, самоопределение, самосовершенствование [1].
Реализация потребности саморазвития, которая является для человека ни чем другим, как образом разрешения разногласия между своими целями саморазвития и своими реальными возможностями, активизирует самосоздание человека. Саморазвитие, будучи многомерным и сложным процессом, включает в себя целый комплекс процессов, которые отображаются в таких понятиях как самопознание, самовоспитание, самосовершенствование, духовно-моральное самоукрепление, самоопределение, самоактуализация, самореализация [7, с. 199].
Между тем в имеющихся исследованиях проблем саморазвития личности очень часто их специфика игнорируется. Можно констатировать, что и сегодня сохраняется актуальность слов А. Маслоу о том, что для большинства исследователей проблемы саморазвития, описывающие этот процесс, разные понятия представляются, «в большей или меньшей мере, синонимами, обозначающими скорее область, которая невыразительно представляется, чем четко сформулированное понятие» [3, с. 47]. Поэтому дальнейшее исследование проблем саморазвития личности в контексте выбора индивидуальных образовательных и жизненных траекторий требует в первую очередь фундаментальной разработки категориального аппарата, что возможно только в пределах философско-образовательной рефлексии проблемы.
Список литературы:
1. Зайнуллина Ф.К. «Самость» - необходимое условие для самореализации личности // Вестн. Казан. гос. ун-та культуры и искусств. 2007. № специальный. С. 181-184.
2. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск,
1999.
3. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.
4. Снимщикова Э.В. Самоактуализация и позитивные девиации личности - характер взаимосвязи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2011. № 1. С. 74-78.
5. Стецюра Е.А. Свободный человек как образовательный идеал в условиях медиа-культуры // Альманах современной науки и образования. 2015. № 8 (98). С. 122-124.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
7. Щукина М.А. Структура группы понятий «само-» в профессиональном сознании психологов // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 9. С. 198-206.