УДК: 339.7 (045) (470+571)
Быть или не быть Международному финансовому центру в россии: ожидания отечественного и зарубежного делового сообщества
СИЛЛАСТЕ ГАЛИНА ГЕОРГИЕВНА
Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, доктор философских наук, заведующая кафедрой «Теоретическая социология» Финансового университета, член научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации РФ E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена широко дискутируемой проблеме создания Международного финансового центра (МФЦ) в России, отношению и ожиданиям от возможной реализации амбициозного российского проекта со стороны представителей российского и зарубежного делового сообщества. Анализ базируется на результатах межстранового социолого-экономического исследования экспектаций целевых аудиторий относительно создания и развития Международного финансового центра в России и его размещения в Москве. Автор раскрывает архитектонику и особенности проведения межстранового социологического исследования в финансово-экономическом пространстве; проводит сравнительный анализ различных рейтингов, применяемых для оценки успешности и конкурентоспособности зарубежных МФЦ; определяет место России в международных рейтингах, восприятие идеи создания МФЦ в России со стороны отечественного и зарубежного делового сообщества, сценарии возможного развития российского МФЦ, социальный портрет целевой аудитории как объекта исследования. Ключевые слова: архитектоника исследования; глобализация мировой экономики; конкурентная среда; новая финансовая архитектура; общественное мнение; рейтинг; социальная инфраструктура; финансовый центр; целевые аудитории; экспектации.
Will There Be or Will There Not Be an International Financial Centre in Russia: Expectations of Domestic and Foreign Business Community
GALINA G. SILLASTE
Honored Science Worker of the Russian Federation, Ph. D. (Philosophy), Professor, Head of the Theoretical Sociology Department, Financial University, Member of the Scientific Expert Council under the Chairman of the Federation Council of the Russian Federation E-mail: [email protected]
Abstract. The article is devoted to the widely discussed problem of creating an International financial center (IFC) in Russia, the attitude to and expectations from the possible implementation of the ambitious Russian project from representatives of Russian and foreign business community. The analysis is based on the results of cross-country sociological-economic research of expectations of target audiences regarding the creation and development of an International financial center in Russia and its location in Moscow. The author reveals the architectonics and features of the cross-country sociological studies in economic and financial spheres; conducts a comparative analysis of the various ratings used to evaluate the success and competitiveness of foreign IFCs; defines the place of Russia in the international rankings, the perception of the idea of creating an IFC in Russia from domestic and foreign business community, scenarios of possible development of the Russian IFC, a social portrait of the target audience as an object of research.
Keywords: architectonics of studies; expectations; financial center; globalization of the world economy; public opinion; rating; social infrastructure; target audiences; the competitive environment; the new financial architecture.
Архитектоника международного социологического исследования и его особенности
Глобализация финансовых связей затрагивает Россию как часть мирового сообщества, а состояние мирового рынка капиталов и услуг влияет на финансовый рынок России, требует комплексного подхода к оценке места и роли страны в новой мировой экономике. Финансовая глобализация и формирование новой финансовой архитектуры стали важными факторами развития международных социально-экономических отношений. Их особенностями являются: возрастание масштабов, унификация и усиление роли мирового денежного, кредитного и финансового рынков, формирование новых финансовых центров и региональных валют. В этих условиях проявляются общие тенденции развития финансовых систем и институтов, идет процесс перераспределения мировых денежных потоков. Существующая практика показывает, что многие страны заинтересованы в создании на своей территории мировых или региональных финансовых центров, способствующих притоку капиталов, развитию инвестиционного климата, обеспечению роста занятости и пр. Участники мирохозяйственных связей разворачивают жесткую конкурентную борьбу за продвижение МФЦ на территории отдельных стран и направляют усилия на максимальное удовлетворение запросов потребителей. А каковы особенности развития и факторы привлекательности формирования МФЦ для представителей отечественных и зарубежных деловых кругов (так называемых «целевых аудиторий» потребителей продуктов и услуг)? Каковы шансы России реализовать крупный амбициозный проект по созданию МФЦ в России, разместив его в столице государства? Возможна ли реализация этого досрочного плана в нашей стране, когда уже много лет успешно функционируют ряд крупных МФЦ в зарубежных странах?
Ответить на эти вопросы позволил один из последних социологических проектов, реализованных кафедрой «Теоретическая социология» Финансового университета при участии компании «МАГРАМ» и коллег кафедр «Международные валютно-кредит-ные и финансовые отношения», «Денежно-кредитные отношения и монетарная политика», Института инновационной экономики1.
1 Автор благодарит междисциплинарный научный коллектив социолого-экономического проекта за профессиональную, слаженную и динамичную работу, позволившую реализовать сложный межстрановый проект в сжатые сроки: канд. экон. наук М.А. Абрамову; канд. соц. наук Л.А. Брушкову, д-ра экон. наук
Актуальность исследования обусловлена необходимостью:
• укрепления позиций Российской Федерации в мировой экономике в условиях финансовой глобализации и определения развернутого спектра параметров, связанных с продвижением международных финансовых центров, внедрения этих параметров для оптимизации процесса создания МФЦ в России;
• формирования комплексного подхода к анализу сложных деформационных процессов в мировой экономике и их влияния на социально-экономическую сферу страны в условиях перераспределения движения потоков капиталов;
• оценки перспектив интеграционных процессов в интересах экономических субъектов, взаимодействия социальных и экономических факторов в модернизации российской экономики;
• разработки практических рекомендаций для продвижения МФЦ в России и конкретно в Москве на основе эффективной модели социологической и экономической диагностики протекающих процессов.
Цель социолого-экономического проекта: определить экспектации (социальные ожидания) представителей зарубежного и российского делового сообщества (ключевых целевых аудиторий) относительно создания и функционирования МФЦ в Российской Федерации, разработать рекомендации по использованию выводов исследования в управленческой практике для продвижения проекта «Создание международного финансового центра и превращение рубля в региональную резервную валюту».
Специфика исследования заключается, во-первых, в масштабности предмета исследования, долгосрочном характере его актуальности для России. Идея МФЦ и ее воплощение в жизнь — процесс длительный, трудозатратный и требующий лонги-тюдной стратегии ее воплощения. Социологическое исследование, проведя диагностику ожиданий делового сообщества от планируемого создания МФЦ, позволило выработать стартовые информационно-эмпирические условия для регулярного измерения меняющейся социальной ситуации в этой области и повышения влияния органов власти на успешность реализации принятого проекта.
М.Д. Кушникову; канд. экон. наук Е.В. Оглоблину, д-ра экон. наук И.Н. Рыкову, канд. полит. наук П.С. Селезнева, канд. экон. наук И.Е. Шакер; д-ра экон. наук М.А. Федотову, а также аспирантов кафедры «Теоретическая социология» (ныне — кандидатов социологических наук) Е.Л. Круглову (Путинцеву) и Н.В. Чаплашкин. Заказчик проекта — Министерство экономики и развития РФ.
Во-вторых, реализуемый проект не является аналогом проводимых в этой области исследований, так как изучает не общественное мнение россиян как внутреннего, массового потребителя информации о создании МФЦ в России, а подходит к МФЦ как к объекту мирового общественного внимания. С этой точки зрения в проекте изучено экспертное мнение представителей делового бизнес-сообщества (российского и иностранного) о настоящем и будущем российского Международного финансового центра.
Третья особенность заключается в структуре объекта исследования. Носителями представлений о конкурентоспособности России как возможного МФЦ выступили представители делового сообщества 24 государств, образующих бизнес-сообщество с очень разветвленной территориально-страновой структурой. Такой страновый охват объясняет неординарный характер объекта исследования, его межгосударственный характер.
Можно выделить два вида задач исследования: содержательные, определяющие реализацию целей и задач исследования, и процедурные, направленные на разработку теоретико-методологических документов и исследовательского инструментария.
Среди содержательных задач — анализ:
• дифференциации отношения представителей зарубежных деловых кругов к проекту создания и развития МФЦ в Москве и московском регионе; возможное место российского МФЦ среди сформировавшихся зарубежных финансовых центров Западной Европы, Америки и активно развивающихся стран;
• экспертных оценок степени развития социальной инфраструктуры Москвы и ее соответствия требованиям функционирования МФЦ;
• мнения представителей зарубежных деловых кругов о степени развитости законодательно-правовой базы и уровне безопасности зарубежного бизнеса в Москве;
• опасений относительно возможного размещения МФЦ в Москве, его возможных барьеров (проблемных зон);
• социально-психологического настроя представителей зарубежных деловых кругов, их оценки уровня политической устойчивости в российском обществе;
• мотивации продвижения западного бизнеса и высококвалифицированных специалистов для работы в Москве и московском регионе;
• наиболее важных, по мнению зарубежных представителей, проблем, которые требуют
расширения регулярной информации о развитии МФЦ в Москве;
• стратегии информационной работы с представителями зарубежных деловых кругов по формированию их позитивного отношения к идее создания российского МФЦ и российским властным институтам, ответственным за ее реализацию.
Объект социологического исследования — деловое сообщество как совокупность представителей крупных зарубежных и российских финансово-экономических организаций, представляющих конкретные социально-ролевые группы на финансовом рынке:
• поставщики инвестиций (институциональные и розничные инвесторы);
• потребители инвестиций (компании — эмитенты ценных бумаг);
• финансовые посредники (биржи, инвестиционные компании и инвестиционные банки);
• межгосударственные и международные институты развития;
• «регуляторы» (законодательные и исполнительные органы государственного и международного регулирования);
• представители иностранных деловых и общеэкономических и ведущих общеполитических СМИ;
• экспертное сообщество (инвестиционные, финансовые, консалтинговые, юридические, политологические, дипломатические институты и персоналии);
• национальные и международные исследовательские центры, а также представители научного сообщества, включенные в сферу экономики и финансов (иностранные финансово-экономические образовательные институты; занятые в них ученые и преподаватели как носители и ретрансляторы финансово-экономической информации, признаваемой мировым профессиональным сообществом).
Объект исследования разделен на восемь статусно-ролевых групп, идентифицируемых в качестве «целевых аудиторий» (по роду деятельности), связанных с воплощением идеи создания МФЦ в России и участвующих в развитии с ней деловых партнерских отношений.
Территориально-страновое распределение респондентов: Россия, Великобритания, Германия, Франция и другие страны Евросоюза; США, Китай, Япония, страны Центральной и Восточной Европы, не входящие в ЕС, страны Юго-Восточной Азии, ЕврАзЭС, БРИКС, СНГ, некоторые арабские страны.
Рис. 1. структура исследования
В методике исследования использованы методы количественного и качественного анализа:
• интервью (в форме глубинных и экспертных полустандартизированных интервью). Глубинное нарративное интервью проводилось среди представителей иностранных и российских деловых кругов (109 интервью, из которых 100 — с иностранными представителями). Продолжительность интервью от 45 до 60 минут с осуществлением видео- и звукозаписи, их последующей расшифровкой;
• фокус-группы (пять фокус-групп, 25 — представители иностранных СМИ).
Опрос методом раздаточного анкетирования проведен по месту профессиональной деятельности респондента (от места работы до места участия в научном мероприятии) и сконцентрировал высокостатусных респондентов — представителей делового мира и профессионального сообщества (от бизнеса до научного).
Все опросы, интервью, фокус-группы велись на английском языке и представляли собой сложную диалоговую систему обмена и фиксации суждений респондентов о возможностях российского МФЦ и его перспективах;
• традиционный метод анализа документов, контент-анализ ответов на открытые вопросы анкет.
Общая совокупность исследования составила 462 зарубежных и российских респондентов. Во всех случаях респондентами являлись целевые профессиональные группы зарубежных и российских деловых кругов (обобщенно: целевая аудитория);
• экспертные опросы проводились на крупных международных мероприятиях, объединявших профессионалов в области финансовой и экономической, научной и практической предпринимательской деятельности, представителей деловых кругов, — в общей сложности 24 государства (рис. 1).
Это площадки международных форумов и конгрессов, конференций и круглых столов, состоявшихся в Москве на протяжении двух месяцев, в работе которых принимали участие видные иностранные и российские ученые, практики, специалисты широкого финансово-экономического профиля, обладающие высоким должностным и профессионально-статусным положением и профессиональной компетентностью. Среди таких мероприятий:
• московская Международная финансовая неделя, в рамках которой состоялась дискуссия мировых лидеров делового и финансового сообщества, аналитиков, экспертов, представителей государственной власти;
• международная конференция «Роль финансовых систем России и европейских стран в модернизации российской экономики»;
• Форум социального бизнеса. В экспертном опросе участвовали представители банковского, микрофинансового и инвестиционного секторов;
• ежегодный Финансовый форум России, собравший представителей ведущих финансово-экономических организаций и компаний, во многом определяющих мировой финансовый климат и его влияние на российскую экономику;
• X Юбилейная национальная конференция по микрофинансированию «Новое десятилетие — новые задачи: регулирование как двигатель развития».
О высоком статусе и уровне профессионализма говорит сам перечень участников экспертного опроса и нарративных интервью. Назовем лишь некоторых: президент Совместной палаты Швейцария-Россия; экс-премьер министр княжества Лихтенштейн; президент UBS-bank; президент Цюрихской торгово-промышленной палаты; управляющий партнер страховой компании «Ин2Матрикс»; президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР); директор-распорядитель Всемирного банка; руководитель Европейского института финансового регулирования (Франция); председатель правления, президент и главный исполнительный директор компании Procter &Gamble; представитель Deutsche Borse AG; управляющий партнер по странам СНГ компании Ernst & Yong; управляющий партнер, акционер компании PPF; член правления ООО «Дойче Банк»; председатель правления Ассоциации европейского бизнеса в РФ; Чрезвычайный и Полномочный Посол Чешской Республики в РФ, Агентство международного развития США ALLIANCE FOR FINANCIAL INCLUSION и многие другие.
Экспертный опрос, фокус-группы, интервью российских и иностранных представителей делового мира позволили получить эмпирический и фактический массив высокого уровня профессиональной компетентности и степени значимости.
Целевая установка социолого-экономическо-го исследования состояла в том, чтобы методами социологической диагностики выявить уровень информированности деловых кругов о создании российского МФЦ, проблемах, каналах распространения информации, ожиданиях, настрое, опасениях и предпочтениях зарубежного делового сообщества относительно МФЦ в России.
Таблица 1
иерархия позитивных ожиданий деловых кругов от создания МФц в россии
Ранг ожиданий Ожидания от создания МФЦ Опрошенные, %
1. Улучшение инвестиционного климата 63,6
2. Расширение взаимовыгодных экономических связей 46,0
3. Укрепление рынка финансово-банковских услуг и положения иностранных банков на российском рынке 29,9
4. Создание благоприятных условий для развития собственного бизнеса и увеличения прибыли 29,5
5. Уменьшение таможенных барьеров 23,0
6. Снижение налогового бремени западных компаний 5,0
7. Иные ожидания 3,8
российский МФц как предмет дискуссий в деловом мире
Учитывая решение Президента РФ и его заявление о намерении сформировать МФЦ на территории России, необходима регулярная и всесторонняя информация об отношении к этой идее не только российских, но и иностранных деловых кругов, степени их готовности участвовать в реализации данного проекта, об основных задачах и направлениях работы по достижению поставленной цели, ресурсах ее обеспечения и возможностях кооперации.
Однако слухов, как это всегда бывает при заявлении государства о решении трудоемкой и не в полной мере понимаемой населением и даже самими специалистами объявленной перспективы, много. Так, в 2010 г. на вопрос Фонда общественного мнения: «слышали ли вы о том, что Президент РФ поставил задачу сделать Москву международным финансовым центром», 70% ответили: «впервые об этом слышу».
О том, что означает МФЦ по своей структуре, базовым целям и деятельности, бизнесмены и политики высказывают самые различные, зачастую эмоциональные, далекие от сути проблемы суждения. Многие сомневаются относительно способности и готовности России решить такую сложную долгосрочную задачу.
Международный финансовый центр в россии: идея в восприятии российского делового сообщества
Итак, в фокусе внимания деловых кругов России и зарубежных стран новый МФЦ и впервые — российский, возможность его создания и развития на территории Российской Федерации, скорее всего, в Москве. Как свидетельствуют результаты расширенного социологического экспертного опроса рос-
сийских и зарубежных представителей делового мира, в целом идея создания МФЦ в России воспринята ими позитивно.
Две трети (большинство) респондентов — представителей делового мира поддерживают эту идею: 64,4% сторонников против 6,5% противников. Однако следует учесть, что значительная группа экспертного сообщества (29,1%, причем российская часть больше, чем зарубежная) своих позиций не определила и затруднилась идентифицировать себя как со сторонниками, так и с противниками этой идеи.
Оптимистический настрой относительно создания МФЦ в России опирается на конкретную аргументацию представителей деловой среды, отличающихся позитивными ожиданиями от практической реализации решения России. Хотя заметим, что на данном этапе 8-9% респондентов считают «саму идею преждевременной».
Чего ожидает деловой мир от создания МФц в россии
Иерархия позитивных ожиданий представлена в табл. 1 и на рис. 2.
Только реальная практика реализации идеи МФЦ сможет дать убедительный ответ на вопрос, в какой мере осуществимы высказываемые деловым миром ожидания. Однако чтобы этот процесс протекал успешно, необходимы определенные социальные, экономические, финансовые и политические условия. Какова позиция по этому поводу делового сообщества?
В качестве наиболее важных условий целевые аудитории выделили:
• регулярную и обстоятельную информацию о развитии российской экономики — 59,8%;
• сложившиеся успешные контакты с российскими партнерами — 37,5%;
60
социология
Д 3,8
| 23
%
29,5 29,9
0 50 100
Ожидают, что создание МФЦ позволит
иные ожидания
□ Снизит налоговое бремя западных компаний
□ Упростит таможенные барьеры
□ Создать благоприятные условия для развития собственного бизнеса и увеличения прибыли
□ Укрепить рынок финансово-банковских услуг и положение иностранных банков на российском рынке
□ Расширить взаимовыгодные экономические связи
□ Улучшить инвестиционный климат в России
Рис. 2. ожидания делового сообщества от создания МФц
• человеческий капитал России — 34,1%;
• успешное развитие бизнеса зарубежных и отечественных бизнесменов в России — 26,1%.
Если сконцентрировать внимание на ключевых позициях в мотивации позитивного отношения к созданию МФЦ в России, то главными являются информация, контакты, человеческий капитал, успешный бизнес.
Важный фактор создания МФЦ в России — его конкурентоспособность в ряду уже давно или относительно недавно развивающихся в мировом сообществе международных финансовых центров.
Может ли российский МФЦ стать конкурентоспособным в ряду «признанных» зарубежных финансовых центров?
Позиции представителей деловых кругов дихото-мичны и распались на две противоположные группы — оптимистично и пессимистично настроенных:
• надеются на российскую конкурентоспособность (57%);
• не верят в нее (42,6%).
Оценки не прямолинейные, а нюансированные, т.е. с оттенками в ответах, означающих отсутствие полной уверенности. Так, среди 57% в целом оптимистично настроенных респондентов только 8% считают, что российский МФЦ может быть «в значительной мере» конкурентоспособным. 49% дают более сдержанную оценку: может стать конкурентоспособным лишь «отчасти».
Среди группы пессимистов 28% убеждены в том, что «российский МФЦ может не выдержать конкуренции со стороны развитых держав». Почти 15% просто уклонились от какого-либо комментария. Но в целом соотношение оптимистов и пессимистов
в оценке будущей конкурентоспособности российского МФЦ среди финансовых центров мира в пользу России.
Разумеется, «конкурентоспособность» — не абстрактный критерий. Он складывается из многих показателей, как экономических, так и социальных, определяющих условия профессиональной деятельности зарубежных специалистов, имеющих в России свой бизнес и сотрудничающих с российскими партнерами.
В исследовании проанализированы экспертные оценки возможных преимуществ Московского международного финансового центра. В качестве преимуществ большинство респондентов (от 66 до 50%) признают:
• географическое расположение России — 66,3%;
• масштабность российского рынка — 50, 6%;
• наличие квалифицированногь персонала — 47,1%.
Что же касается других замеренных показателей (банковское регулирование, действующее налоговое регулирование, а также комфортность проживания в Москве), то оценки зарубежных экспертов скорее отражают не преимущества, а, напротив, их отсутствие в России по сравнению с МФЦ в западных странах (рис. 3).
МФц «старые» и «новые». как найти свое место российскому МФц
Вопрос размещения нового претендента на МФЦ в лице создаваемого российского финансового центра в Москве на мировой карте уже традиционных, исторически сложившихся международ-
Рис. 3. иерархия преимуществ московского МФц
ных финансовых центров — задача злободневная не только для России. И в этой связи возникает ряд вопросов.
Во-первых, какой МФЦ необходим России и ее партнерам, и возможно ли такой Центр создать на российской территории? Во-вторых, как оценивается текущее социально-экономическое развитие страны? Может ли оно способствовать формированию такого Центра? И, в-третьих, что необходимо сделать для создания МФЦ в России?
Выделим два аспекта решаемой проблемы: де-юре и де-факто. Де-юре проблема представлена в Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации (далее —Концепция). Согласно этому документу, Москва должна стать «одним из ведущих центров на евроазиатском пространстве наряду с Шанхаем и Дубаем» [1]. Причем всего за пять лет. Иначе говоря, здание на постсоветском пространстве Международного финансового центра — вполне логичное решение. Москва, являясь местом сосредоточения банков и в целом кредитно-финансовых институтов российского государства, осуществляющих валютные, кредитные, банковские операции, сделки с ценными бумагами и золотом, бесспорно, может претендовать на достойное место среди традиционных МФЦ.
Де-факто — при всем признании Москвы как наиболее перспективного центра притяжения внешних и внутренних финансовых потоков мегаполис сильно отстает от признанных мировых финансовых центров по целому ряду важнейших социальных параметров, обеспечивающих полноценное функционирование и проживание в этом МФЦ.
Существуют различные подходы к классификации финансовых центров на основе конкретных критериев.
Так, по критерию продолжительности функционирования МФЦ можно разделить на «старые» и «новые», учитывая особенности их исторического возникновения. К «старым» МФЦ относятся: Лондон, Нью-Йорк, Франкфурт. Их возникновение и развитие обусловлено прежде всего геополитическими причинами.
Развитие же «новых» центров началось относительно недавно — в ХХ в. и связано с особыми экономическими условиями, стимулировавшими рост и развитие этих территорий. Среди «новых» центров особенно выделяются Сингапур, Гонконг и Дубай.
Исходя из данной классификации, можно прийти к выводу о том, что Россия, с одной стороны, обладает уникальными геополитическими особенностями, которые будут позитивно влиять на формирование МФЦ. С другой стороны, стремительное развитие МФЦ, декларируемое в Концепции, требует ускоренного создания благоприятных условий для экономического роста и особых механизмов регулирования.
В этом отношении заслуживает внимания и изучения опыт Гонконга, создание МФЦ в котором потребовало 30 лет, а также опыт Шанхая, демонстрирующего исключительные экономические успехи и динамику развития за последние годы.
При создании МФЦ России необходимо воспользоваться своим уникальным геополитическим положением и, ориентируясь на опыт «новых» мировых финансовых центров, адаптировать стратегии их развития к российской почве.
Другой критерий классификации МФЦ — спектр доступных услуг. С определенной долей условности можно сказать, что в основе указанной выше Концепции лежит классификация финансовых центров по широте спектра доступных услуг. По этому критерию финансовые центры дифференцируются на четыре вида: глобальные, региональные, локальные и нишевые (офшорные) (табл. 2).
Данная классификация наглядно демонстрирует диапазон возможностей страны при выборе «профиля» МФЦ. Прогностически можно говорить о том, что создание МФЦ в России вряд ли произойдет в среднесрочной перспективе. Образование МФЦ должно предварять поступательное экономическое развитие на базе повсеместного использования передовых промышленных технологий. Это условие в равной степени относится как к глобальным, так и к большинству региональных МФЦ. Опыт и эволюция их развития доказывают, что в основе создания международных финансовых центров лежит продуманная и последовательно реализуемая передовая промышленная политика.
Мозаика рейтингов мировых финансовых центров и место в них россии
В 1999 г. Рабочая группа по изучению процессов глобализации и мировых городов (Globalization and World Cities Study Group — GaWC) из университета Ла-фборо (Великобритания) предложила ранжировать города на основе критерия «предложения финансовых и консультационных услуг со стороны транснациональных компаний». На этом основании были выделены три уровня глобальных городов и нескольких подуровней.
1. Категория «Альфа»: мировые города с полным набором услуг.
2. Категория «Бета»: ведущие мировые города.
3. Категория «Гамма»: второстепенные мировые города.
В отдельную группу были выделены города, имеющие признаки формирования мирового города. Согласно данному исследованию, Москва уже в 1999 г. относилась к числу городов, достаточно глубоко интегрированных в систему международных экономических отношений.
Согласно результатам исследования Рабочей группы, опубликованным 14 октября 2011 г., Москва продолжает оставаться среди ведущих городов мира, позиционируясь на уровне Милана, Пекина, Торонто, Мехико, Амстердама и др. [2].
Таблица 2
виды МФц по критерию доступности предоставляемых услуг [1]
№ МФЦ
1. Глобальные - Лондон, Нью-Йорк: развитый внутренний финансовый рынок и сильная экономика; полный спектр финансовых услуг клиентам всего мира
2. Региональные - Гонконг, Сингапур, Дубай: региональная специализация на широком спектре международных финансовых услуг
3. Локальные - Токио, Франкфурт, Париж: развитые внутренние финансовые рынки и инфраструктура; обслуживание национального рынка
4. Нишевые - Цюрих, Женева, Джерси, Каймановы острова: мягкое регулирование; специальные финансовые операции
Таблица 3
классификация мировых городов по категориям [2]
Баллы Категория города
«Альфа»: мировые города с полным набором услуг
12 Лондон, Нью-Йорк, Париж, Токио
10 Гонконг, Лос-Анджелес, Милан, Сингапур, Франкфурт, Чикаго
«Бета»: ведущие мировые города
9 Сан-Франциско, Сидней, Торонто, Цюрих
8 Брюссель, Мадрид, Мехико, Сан-Паулу
7 Москва, Сеул
«Гамма»: второстепенные мировые города
6 Амстердам, Бостон, Вашингтон, Даллас, Джакарта, Дюссельдорф, Женева, Йоханнесбург, Каракас, Мельбурн, Осака, Прага, Сантьяго, Тайбэй, Хьюстон
5 Бангкок, Варшава, Луизиана, Монреаль, Нью-Орлеан, Пекин, Рим, Стокгольм
4 Атланта, Барселона, Берлин, Будапешт, Буэнос-Айрес, Гамбург, Копенгаген, Куала-Лумпур, Майами, Манила, Миннеаполис, Мюнхен, Стамбул, Шанхай
Вместе с тем высокие позиции Москвы в данном рейтинге вызывают неоднозначное отношение прежде всего российских экспертов. По сути, «мировой город» — это экономический центр постиндустриального мира, предоставляющий широкий спектр передовых услуг, как финансовых,
Таблица 4
индекс глобальных финансовых центров [3]
Город GFCI, сентябрь 2011 г. GFCI9, март 2011 г. GFCI8, сентябрь 2010 GFCI7, март 2010 г. GFCI6, сентябрь 2009 г. GFCI5, март 2009 г. GFCI4, сентябрь 2008 г. GFCI3, март 2008 г. GFCI2, сентябрь 2007 г. GFCI, март 2007 г.
Лондон 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Нью-Йорк 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2
Гонконг 3 3 3 3 3 4 4 3 3 3
Сингапур 4 4 4 4 4 3 3 4 4 4
Шанхай 5 5 6 11 10 35 34 31 30 24
Токио 6 5 5 5 7 15 7 9 10 9
Цюрих 8 8 8 7 6 5 5 5 5 5
Франкфурт 16 14 11 13 12 8 9 6 6 6
Париж 24 20 18 20 19 19 20 14 11 11
Дубай 36 28 28 24 21 23 23 24 22 25
Сан-Пауло 49 44 44 40 41 54 52 53 49 -
Варшава 56 59 67 67 69 59 56 55 48 40
Москва 61 68 68 68 67 60 57 56 - (51) 45
Санкт-Петербург 71 69 71 70 70 - - - - -
так и социальных. По мнению же отечественных экспертов, Москва этим высоким критериям пока соответствует не в полной мере (табл. 3).
Обратимся к набору многочисленных рейтингов, замеряющих различные грани престижности МФЦ в общемировом пространстве.
Индекс глобальных финансовых центров (Global Financial Centres Index, GFCI) — рассчитывает с 2007 г. аналитический центр консалтинговой компании Z/Yen Group Limited (Лондон) два раза в год. Исходя из этого расчета, выводится рейтинг конкурентоспособности страновой экономики. При его составлении используется пять групп факторов: люди, бизнес-среда, инфраструктура, доступ на рынок и общая конкурентоспособность.
Рейтинг глобальных финансовых центров и ретроспективный анализ приводят к выводу, что лидерство Лондона, Нью-Йорка, Гонконга и Сингапура остается прочным на протяжении всего периода расчета индекса. Устойчивые и стабильно высокие позиции закрепились за Цюрихом, Франкфуртом и Парижем. Налицо стремительное развитие и расширение масштабов деятельности Шанхая, в котором за последние пять лет прошли большие
эволюционные изменения, и в 2011 г. он вошел в пятерку лидеров (табл. 4).
Москва с 2010 г. улучшила свои позиции в рейтинге, впервые за два года переместившись на семь пунктов вверх: с 68-го на 61-е место (из 75 возможных). Напомним, что еще в сентябре 2007 г. Москва не вошла в рейтинг, так как он составлялся на 50 городов, и Москва оказалась лишь на 51-м месте.
Ежегодный рейтинг самых дорогих городов по стоимости жизни для приезжих. Рассчитывается консалтинговой компанией Mercer Human Resource Consulting Mercer, которая подсчитывает стоимость основных услуг для тех, кто приехал работать в тот или иной город из-за рубежа. При расчете стоимости берутся цены более двухсот товаров и услуг (в том числе аренда жилья, питание, транспортные расходы). За основу расчетов взят Нью-Йорк. В этом рейтинге Москва занимает лидирующие позиции (табл. 5).
Глобальные финансовые центры — Лондон и Нью-Йорк в данном рейтинге находятся во 2-й и 4-й десятке соответственно.
Актуальной задачей для Москвы как будущего МФЦ является решение инфраструктурных проблем: улучшение транспортной ситуации,
64
Г. Г. Силласте Быть или не быть Международному финансовому центру в россии
Таблица 5
Международные финансовые центры в рейтинге самых дорогих городов по стоимости
жизни для приезжих [4]
Город Март 2011 г. Март 2010 г. Март 2009 г. Март 2008 г.
Москва 4 4 3 1
Цюрих 7 6 6 9
Сингапур 8 11 10 13
Гонконг 9 8 5 6
Лондон 18 17 16 3
Шанхай 21 25 12 24
Париж 27 17 13 12
Санкт-Петербург 29 30 46 18
Нью-Йорк 32 27 8 22
Франкфурт - - 48 40
обеспечение надежного доступа к новым коммуникациям, увеличение числа квалифицированных кадров. Более того, жизнь в городе должна измениться и на бытовом уровне.
Рейтинг 140 самых комфортных городов мира. По данным британской аналитической компании Economist Intelligence Unit (EIU), Москва в 2011 г. занимала 70-ю строку. Оценка дается на основе более 30 качественных и количественных критериев, в числе которых медицинское обслуживание, система образования, безопасность, транспортная инфраструктура, стабильность, культурная жизнь, экология [5]. Ограничимся тремя рейтингами, хотя их значительно больше, и они были проанализированы в исследовании.
Вместе с тем большинство российских экспертов и членов мирового бизнес-сообщества солидарны в том, что России необходим собственный финансовый центр, который будет способствовать привлечению прямых инвестиций в экономику страны.
В заключение отметим, что пока Москва продолжает оставаться в категории «глобальных претендентов» на финансовые центры, что не соответствует амбициозным российским замыслам и поставленным задачам. Скептики полагают, что «озвученная на высшем уровне идея создания МФЦ и позволила российской столице попасть в листинг». Императивом развития МФЦ в России должны стать сбалансированная макроэкономическая политика и политическая стабильность. Как свидетельствуют многочисленные международные рейтинги, необходимо сделать Москву городом, комфортным не только для работы, но и для жизни. Для этого
в первую очередь необходимо решать проблемы городского хозяйства, городской инфраструктуры: транспортной, офисной, эколого-рекреационной, безопасности, здравоохранения, образования, сферы услуг и досуга. Без решения этих проблем проект создания МФЦ в России (и конкретно в Москве) вряд ли может быть полноценно реализован. О том, что необходимо предпринять, что предлагает западный деловой мир, каково место информационного поля в этой работе, в очередном социологическом сюжете.
литература
1. Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации // Министерство экономического развития Российской федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/finances/creation/conceptmfc (дата обращения: 09. 09. 2014).
2. Inventory of World Cities (1998) [Электронный ресурс] URL: http://www.lboro.ac.uk/gawc/ citylist.html (дата обращения: 09.09.2014).
3. The Z/Yen Group of Companies [Электронный ресурс] URL: http://www.zyen.com (дата обращения: 09. 09. 2014).
4. 2014 Cost of Living Rankings Mercer [Электронный ресурс] URL: http://www.mercer.com/ costoflivingpr#City_rankings (дата обращения: 09. 09. 2014).
5. THE MORI MEMORIAL FOUNDATION [Электронный ресурс] URL: http://www.mori-m-foundation.or.jp (дата обращения: 09. 09. 2014).