ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2009. № 3. С. 7-13.
© П.Г. Габайдулин, Е.Н. Коренева, 2009 УДК 336.0
СОЗДАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО ЦЕНТРА В МОСКВЕ:
МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ
GLOBAL FINANCIAL CENTER IN MOSCOW: MYTH OR REALITY?
П.Г. Габайдулин, Е.Н. Коренева P.G. Gabaydulin, E.N. Koreneva
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Статья посвящена вопросу необходимости и важности создания международного финансового центра (МФЦ) в Москве, анализу предпосылок и перспектив проведения данного рода мероприятий, конкурентоспособности Москвы и определению возможного устройства финансовой архитектуры России. Показана необходимость изменения роли и специализации Москвы на данном этапе социально-экономического развития. В работе высказывается идея возможной специализации регионов РФ для создания мощной финансовой системы в масштабах всей РФ, но при учете необходимости сохранения в полной мере статуса российской столицы. Выявлены недостатки проекта Концепции создания МФЦ в РФ и неготовность Москвы на данном этапе своего развития претендовать на роль МФЦ в связи со значительным отставанием от других финансовых центров по общей конкурентоспособности.
This article considers establishing the Global Financial Center in Moscow as to be of prime importance, examines the prerequisites and prospects of similar activities and Moscow competitiveness, and tries to design a scenario of economic architecture in Moscow. The given stage of social and economic development will cause Moscow to change its functional direction. RF regions are supposed to be tailored to the building of strong finance net throughout Russia, not diminishing the Russian capital city status. The article highlights weaknesses of GFC Conceptual Project and says, due to its non top position comparing with other competitors; Moscow can’t become the GFC now.
Ключевые слова: международный финансовый центр (МФЦ), финансовая система, финансовый рынок, мировые города, Москва, конкурентоспособность.
Keywords: the international financial centre, a financial system, the financial market, world cities, Moscow, competitiveness.
На сегодняшний день существует великое множество точек зрения по вопросу создания в России международного финансового центра (далее - МФЦ). В преобладающем большинстве случаев имеют место достаточно скептические оценки возможностей принятия такого рода решений. Основной целью данной работы является определение перспектив, опасностей и ошибок, связанных с намерениями РФ создать МФЦ в Москве. В качестве основного аспекта исследования выступает роль финансовой системы России в международной системе экономических отношений.
Прежде всего определим, что же такое международный финансовый центр. МФЦ -это рынок, концентрирующий операции большинства участников глобального фондового рынка - как отечественных, так и иностранных финансовых организаций и инвесторов. При этом преобладающее число операций осуществляется с иностранными финансовы-
ми инструментами. В зависимости от масштабов сосредоточения участников рынка и финансовых инструментов разных континентов или только стран региона различают глобальные и международные финансовые центры. К глобальным рынкам, по классификации Лондон-Сити, причисляют только два: Лондон и Нью-Йорк. Международных же центров (таким, например, является Гонконг) значительно больше.
Всемирно известный американский неоинституционалист Дж. Фридман (J. Friedmann) для выделения городов-лидеров, играющих главенствующую роль в мировой экономике и международных отношениях, предложил принимать в качестве ключевых для сравнения следующие показатели:
> численность населения;
> заработную плату;
> масштабность деятельности, связанной с оказанием услуг в финансовой сфере;
У количество штаб-квартир транснациональных корпораций (transnational corporations);
^ роль в международной политике;
^ развитость системы транспортных и иных инфраструктурных коммуникаций;
> масштабы роста сектора деловых услуг;
^ размерность и уникальность городской
экономики [5].
Фридман допускает, что далеко не все критерии использовались в каждом случае, но несколько критериев должны были быть удовлетворены прежде, чем город мог быть идентифицирован как мировой город специфического разряда [5]. Многие научные деятели привели доводы против этого случайного эмпиризма, и Фридман с готовностью признал, что построение устойчивой городской глобальной иерархии является достаточно трудной задачей, однако он ранжировал тридцать мировых городов на основании их взаимосвязи с мировой экономикой. В порядке убывания, ранжирование Фридмана мировых городов идентифицирует степень их значимости следующим образом:
> глобальное финансовое значение (центры, схожие по своим показателям с Лондоном);
> многонациональное значение (такие как Майами);
> центры, имеющие важное национальное значение (на одном уровне с Парижем);
> региональное значение (например, Осака - Кобэ) [6].
П. Холл (P. Hall), С. Химер (S. Hymer) и Д. Хинан (D. Heenan) - ранние сторонники мирового городского исследования, которые идентифицировали стратегическое доминирование определенных мировых городов в мировой системе, анализировали и оценивали преимущество географического расположения и роль транснациональных корпораций в «развитом» мире. Холл в 1966 г. рассматривал в качестве мировых городов Лондон, Париж, Рандстад, Рейн-Рур, Москву, Нью-Йорк и Токио. Холл включил эти города в городскую иерархию мировой системы из-за их глобальных функциональных способностей, влияния в международной политике, торговле, сфере коммуникаций, финансах, образовании, культуре и технологии [4].
Исследование иерархии городов и попытка их классификации на основе концентрации городов и роста их взаимного влияния предложено учеными университета Великобритании Лоуборо (Loughborough) под руководством П. Тейлора (P. Taylor), который через некоторое время сформировал научный коллектив «Исследовательская группа глобализации и
мировых городов» (Globalization and World Cities StudyGroup, GaWC). На основе оценки по балльной шкале реализуемых функций в сферах четырех типов услуг - бухгалтерский учет и аудит, реклама, финансы и банки, страхование - GaWC предложена своя классификация мировых городов. Исходя из суммы набранных баллов все города подразделены на три категории - a, b, g - и вместе с тем параллельно на 12 категорий (12 - наивысшая, 1 -низшая). На основе данного исследования определено 55 глобальных городов различного ранга и 67 городов, располагающих достаточным потенциалом, чтобы в будущем приобрести статус глобальных (таблица 1). По мнению исследователей, данная классификация не является окончательно устоявшейся, общепринятой и остается спорной [9].
Французские исследователи П. Маршан и И. Самсон подчеркивают, что представленная методология не учитывает ни наличия высших управляющих органов компаний, ни выполнения функций управления потоками, ни научного измерения. Такие города, как Эдинбург (6-е место в Европе по управлению активами) или Хельсинки (биржа правления компаний «Nokia» и «Kone»), по неизвестным причинам исключены из списка метрополисов [1].
Самым известным теоретиком мирового городского формирования и глобальной городской иерархии во время этого периода, был экономист Стефан Химер (Stephen Hymer). Он утверждал, что высшее исполнительное руководство, корпоративные функции, предпринятые в пределах штаба ТНК, должны быть расположены близко к рынку капитала, средствам массовой информации и правительству из-за потребности в контакте лицом к лицу на более высоких уровнях принятия решения. Применяя эту схему к мировой экономике, можно было бы находить самые большие офисы транснациональных корпораций сконцентрированными в главных городах в мире [8].
Способность Москвы конкурировать с такими финансовыми гигантами, как Лондон, Франкфурт и другими, уже признанными международными финансовыми центрами на данный момент является одним из самых важных и спорных вопросов для дискуссий среди экономистов.
На сегодняшний день около 82 % инвестиционных банковских операций прямо или косвенно проходят через Лондон, поэтому столица Великобритании по праву считается ведущим финансовым центром мира. При этом 20 лет назад ситуация в банковской сфере по-
зиционировала Лондон совершенно в ином свете. В 1970-х гг. именно Нью-Йорк, считающийся главным финансовым центром США, являлся явным лидером в сфере глобальных
финансов. И вопреки ожиданиям большинства аналитиков подъему Японии не удалось потеснить Нью-Йорк с лидирующей позиции.
Таблица 1
Рейтинг мировых городов (по П. Тейлору)*
Категории мировых городов Города
А (Альфа) Ведущие 12 Лондон, Нью-Йорк, Париж, Токио
10 Гонконг, Лос-Анджелес, Милан, Сингапур, Чикаго, Франкфурт-на-Майне
В (Бета) Главные 9 Сан-Франциско, Сидней, Торонто, Цюрих
В Брюссель, Мадрид, Мехико, Сан-Паулу
7 Москва, Сеул
у (Гамма) Второстепенные б Амстердам, Бостон, Вашингтон, Каракас, Даллас, Джакарта, Дюссельдорф, Женева, Йоханнесбург, Мельбурн, Осака, Прага, Сантьяго, Тайбей, Хьюстон
З Бангкок, Варшава, Монреаль, Пекин, Рим, Стокгольм
4 Атланта, Барселона, Берлин, Будапешт, Буэнос-Айрес, Копенгаген, Гамбург, Стамбул, Куала-Лумпур, Манила, Майами, Миннеаполис, Мюнхен, Шанхай
Б Формирующиеся 3 Афины, Вена, Дублин, Люксембург, Лион, Мумбай (Бомбей), Нью-Дели, Рио-де-Жанейро, Тель-Авив, Филадельфия, Хельсинки
2 Абу-Даби, Алма-Ата, Бирминген, Богота, Братислава, Брисбен, Бухарест, Каир, Кливленд, Кельн, Детройт, Дубай, Хошимин, Киев, Лима, Лиссабон, Манчестер, Монтевидео, Осло, Роттердам, Сиэтл, Штутгарт, Гаага, Ванкувер
1 Аделаида, Антверпен, Балтимор, Бангалор, Богота, Бразилиа, Калгари, Кейптаун, Колумбус, Дрезден, Эдинбург, Генуя, Глазго, Гуанчжоу, Ханой, Канзас, Лидс, Лилль, Марсель, Ричмонд, Санкт-Петербург, Ташкент, Тегеран, Турин, Утрехт
Источник: [9].
В 1980-е гг. лондонский Сити, по сути, был «закрытым клубом», концентрирующимся в достаточной близости к зданиям Банка Англии и Королевской биржи. Динамичный Нью-Йорк того времени невозможно было сравнить с размеренной жизнью лондонского Сити.
Маргарет Тэтчер и Сесил Паркинсон, министр экономики, в середине 1980-х гг. провели радикальную реформу. Либерализация рынков финансовых услуг уничтожила старые принципы ведения дел. В результате реформы были отменены фиксированные комиссии, распространяющиеся на торговлю акциями, компаниям брокеров разрешалось преобразовываться в акционерные общества, именно с этой реформаторской деятельностью связано заложение основ для проведения электронных торгов акциями на бирже. Законодательно установленные трансформации в финансовой сфере Великобритании были направлены на ослабление контроля государства за биржевой деятельностью, саморегулирование в рамках биржи. Именно эти предпринятые действия позволили Лондону приобрести статус ведущего международного финансового центра.
Радикальное реформирование существующей финансовой системы привлекло в окрестности Темзы передовые финансовые институты всего мира. Среди американских банков можно выделить Citigroup, Goldman Sachs, МетП Lynch, JP Norgan и Bank of America, открывших в лондонском Сити офисы своих компаний, которые осуществляли свою деятельность по всему региону ЕМЕА (Europe, Middle East, Africa). Немецкий Deutsche Bank перебазировал свою штаб-квартиру инвестиционного подразделения из района Франкфурта в Лон-дон-Сити. Эти действия не только привнесли в Лондон значительные масштабы капитала, но при этом повлияли на переустройство на нью-йоркский лад всех бизнес-процессов.
Глобальная миграция финансового капитала по миру непосредственно зависит от тех же факторов, что и размещение людей: как человеческие, так и финансовые ресурсы направляются, как правило, в ту местность, которая предоставляет наилучшие возможности для «въезда», располагает всей необходимой инфраструктурой, дешевизной жизни и возможностью заработать в данном районе.
В связи с вышеописанными необходимыми аналоговыми составляющими финансовой архитектуры необходимо определить предпосылки для развития Москвы как МФЦ:
^ прежде всего это выгодное географическое расположение, которое позволяет сотрудничать с биржами, находящимися в различных часовых поясах;
^ русский язык по распространенности занимает заслуженное четвертое место в мире, является вторым языком для сотен миллионов граждан;
> в Москве проживает 10,509 млн человек (является девятым по величине городом мира);
> в Москве сосредоточены свыше 85 % активов зарегистрированных банков всей банковской системы РФ;
> в Москве успешно осуществляют свою деятельность два крупнейших организатора торгов на рынке ценных бумаг - ММВБ и РТС, на которых концентрируются 99 % организованного рынка ценных бумаг;
> по размеру городского бюджета российская столица является третьим крупным экономическим центром в мире.
По рейтингу Лондон-Сити Москва занимает 60-е (из 62-х) место в списке финансовых центров по состоянию на 22 апреля 2009 г. [9], а по индексу участия в глобальной экономике и возможностей дальнейшего развития (Economic participation and opportunity) WEF (составленному Всемирным экономическим форумом в 2008 г.) Россия 16-я в списке из 130-ти финансово развитых государств [7].
На данный момент, как утверждают зарубежные исследования, столица РФ уступает конкурентам практически по всем показателям: например, стоимость офисных площадей -около 600 евро за 1 кв. м. в год (для сравнения: в Шанхае - 420), а показатель доверия бизнеса - 57 из 100 баллов (в индийском Мумбаи -97). По данным на 24 мая 2009 г., Москва является самым дорогим городом мира (из 143 исследуемых британской консалтинговой компанией Mercer Human Resources) для проживания иностранцев из-за взлета цен на жилье и дорогого общепита.
В нашей стране активно обсуждается Концепция создания МФЦ, входящая в состав Концепции социально-экономического развития РФ до 2020 г. Концепция, содержащая план создания МФЦ, была разработана на основе Идеальной модели фондового рынка (предложенной Национальной ассоциацией участников фондового рынка). В данной Концепции представ-
лено сравнительное исследование общей конкурентоспособности международных финансовых центров. Ключевыми показателями отставания Москвы от ведущих международных финансовых центров является очень высокая коррумпированность, ненадлежащая реализация прав собственности и слабый уровень развития законодательной власти, обеспечивающей исполнение операций, связанных с финансовой деятельностью.
Следует уточнить потребность РФ в развитии мощной, действительно эффективной финансовой системы. Прежде всего эта необходимость связана с возможностью расположения в нашей стране крупнейших бирж, а в дальнейшем и офисов отечественных глобальных банков, занимающих первые строчки в международных рэнкингах (rankings); страховых компаний, способных застраховать не только нефтевышки в Западной Сибири, но и, например, заводы в Китае. На данном периоде развития финансового рынка Россия не может позволить себе осуществлять подобные действия, поскольку по реальным количественным показателям значительно уступает четырем основным глобальным финансовым центрам (см. таблицу 2). Для преодоления подобного разрыва в численном выражении Москве потребуется коренное преобразование существующей финансовой системы, позволяющее вывести данные показатели в более адекватную экономическую плоскость. Основные целевые показатели развития МФЦ представлены в таблице 2.
Создание подобного финансового центра, бесспорно, важно для экономики. Ведь если у нас не будет МФЦ, то вероятность становления в РФ инновационной экономики значительно минимизируется, усугубится социально-экономическое положение среднего класса, и у РФ проявятся неблагоприятные перспективы превращения в отсталую страну. Поэтому формирование в России МФЦ - вопрос выживания нашей экономики и общества.
Статус МФЦ позволит Москве привлечь значительные инвестиции, увеличить базу, подлежащую налогообложению, повысить количество и качество рабочих мест. Это важно для Москвы, располагающей значительным количеством высших учебных учреждений.
Кроме того, столица, будучи МФЦ, сможет привлекать, в отличие от сегодняшней ситуации, кадры с высокой квалификацией при повышении оплаты труда, а следовательно, и уровня жизни москвичей; развивать туризм, в том числе и бизнес-туризм.
Таблица 2
Общая конкурентоспособность (сравнение по количественным показателям)*
МФЦ показатель Лондон Нью-Йорк Гонконг Сингапур Москва
ВВП страны, 2007 г., млрд долл. 2 772,б 13 843,8 20б,7 ібі,3 103,8
ВВП страны на душу населения 2007 г. (паритет покупательной способности, долл.) 3З 100 4З 800 42 000 49 700 іі 100
Средний рост ВВП страны за 2000-2007 гг. (IMF), % 2,8 2,З З,3 3,9 10,2
Средняя инфляция страны за 2000-2007 гг. (IMF), % 1,б 2,8 -0,8 1,0 8,З
Индекс неравенства доходов населения, коэффициент Джини (World Bank, 2007), % 3б 40,8 43,4 42,З 33,9
Индекс человеческого развития HDI, место (из 177 стран, United Nations Development Program, 2008) іб 12 21 2З 73
Индекс глобальной конкурентоспособности, GCI, место (из 131 стран, World Economic Forum, 2008-2009) 12 і іі З бб
Индекс экономической свободы, место (из 157 стран, Heritage Foundation, 2008) 10 З і 2 7б
Индекс свободы слова, от 0 до 100 (World Bank, 2008) 93,8 8З,і б4,9 3З,і 17,8
Индекс эффективности государства, от 0 до 100 (World Bank, 2008) 93,8 9і,З 94,3 100 32,7
Индекс политических рисков, от 0 до 100 (World Bank. 2008) бб,3 ЗЗ,8 8б,і 89,9 З7,7
Источник: [2, с. 13В документа].
По мнению главы Федеральной службы по финансовым рынкам РФ Владимира Мило-видова, создание МФЦ является идеей правильной и своевременной. Ведь МФЦ - это привилегия стран с высоким уровнем развития эконо-
мики, и, следовательно, в результате проведения определенного ряда мер по созданию МФЦ у людей значительно улучшится качество жизни [3].
Таблица 3
Основные целевые показатели развития МФЦ*
До 2010 г. До 2012 г.
Наличие на российских биржах акций и облигаций компаний-эмитентов из стран СНГ Доля иностранных бумаг в биржевом обороте -не менее 10 %
Запуск товарных бирж, на которых обращаются производные финансовые инструменты на ключевые группы товаров Вхождение одной из российских бирж в число 12 мировых лидеров по торговому обороту и объемам размещений акций и облигаций
Включение в систему банковских электронных срочных платежей (БЭСП) кредитных организаций, и создание интерфейса для расчетов в БЭСП с использованием системы SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications) Обеспечение интерфейса системы БЭСП с системой расчетов CLS (Continuous Linked Settlement)-банка
Рост доли финансового сектора в ВВП до 6 %
Источник: [2, с. З1-З2 документа].
Концепция создания МФЦ Министерства экономического развития (МЭР) содержит ряд ключевых недостатков, прямым и косвенным образом пагубно влияющих на реализацию идеи создания МФЦ.
Данный официальный законопроект можно охарактеризовать отсутствием ряда обязательных элементов, наличием слабой взаимосвязи с развитием социально-экономической системы, запутанностью структуры и исполь-
зованием в качестве опорных показателей неверной информации.
За рамками Концепции МЭР остались такие важные элементы, как:
> мониторинг финансового рынка на предмет выявления и предупреждения системных рисков;
> повышение финансовой грамотности населения;
^ подготовка квалифицированных кадров для финансовой отрасли;
> отсутствие проработок возможной специализации МФЦ.
Глобальная трансформация Москвы не означает умаления роли уже сложившихся «финансовых городов». Финансовые рынки в регионах должны и будут развиваться, но при этом без ассимиляции статуса Москвы. В дополнении к этому они могут быть специализированными. Северная столица, например, в дальнейшем способна стать центром мирового масштаба по торговле энергоресурсами, Владивосток может специализироваться на торговле морепродуктами. В официальных документах часто подчеркивается ведущая роль промышленного сектора. Однако сейчас для подъема экономики всей страны Москва нуждается именно в финансовой специализации.
На данном этапе России необходим мощный суверенный финансовый центр, развивающийся не в масштабах Москвы, а в масштабах всей России. Например, сеть локальных центров в регионах и глобальный - в Москве; емкий финансовый рынок, который не зависит критично от иностранного спекулятивного капитала; обоснованная стратегия роста и обеспечения глобальной конкурентоспособности отечественного бизнеса.
В качестве первоочередных мер, необходимых для сохранения шансов создания МФЦ в Москве можно выделить следующие:
> коренная переработка Концепции МЭР;
^ предельно благоприятный налоговый
режим;
> формирование законодательной базы для финансового рынка;
> воплощение в жизнь Программы повышения финансовой грамотности;
> обеспечение роста free float (ценных бумаг в свободном обращении);
^ участие российских компаний и банков на рынках стран СНГ и Восточной Европы, организация благоприятных условий для взаимных инвестиций;
> развитие бизнес-инфраструктуры;
^ решение транспортных проблем;
> увеличение гостиничного фонда;
> снижение стоимости реализации бизнес-проектов.
Значительная часть основных вопросов, от решения которых зависит превращение российской столицы в международный финансовый центр, находится под контролем федеральных властей, но также требует особых действий со стороны Правительства Москвы.
В ходе работы над созданием МФЦ в Москве должна быть продумана федеральная программа, рассчитанная на долгосрочный период, как один из основных приоритетов государства.
Становление рубля в качестве региональной валюты - это один из важнейших структурных элементов превращения России в финансово развитую страну. Необходимо учитывать, что финансовые проблемы - это совокупность взаимосвязанных проблем, которые необходимо решать параллельно.
Объем финансовых ресурсов и операционные возможности не безграничны, при этом участники глобального финансового рынка отдают предпочтение странам, которые обеспечивают наиболее благоприятные условия для функционирования финансового центра. Конкуренция ведет к концентрации капиталов в незначительном числе финансовых рынков, и в будущем количество подобных центров будет сокращаться. Если Россия не станет таким центром, то будет вынуждена стать частью другого центра.
1. Маршан П., Самсон И. Метрополисы и экономическое развитие России // Вопросы экономики. - 2004. - № 1. - С. 4-18.
2. Проект Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации и план по ее реализации. - URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/myconnect /economylib/mert/welcome/economy//corporate-management/devfininfrastructdirect/doc12341б4б 84б23 (Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации
3. Рубль будет международной валютой, если Россия станет мировым финансовым центром. 2008. - URL: http://www.fcsm.ru/catalog. asp?ob_no=101190 (Официальный сайт Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации)
4. Clark D. Urban world/global city (Routledge, London). - 2003. - P. 1б0.
З. Friedmann J. The world city hypothesis' Development and Change. - 198б. - Vol. 17. -P.б9-83.
6. Friedmann J. Where we stand: A decade of world city research' In Knox P L and Taylor P J (Eds) // World Cities in a World-System (CUP, Cambridge). - 1995. - P. 21-47.
7. Hausmann R., Tyson L., Zahidi S. The Global Gender Gap Report // World Economic Forum (Geneva). - 2008. - P. 20. - URL: http://www. weforum.org/pdf/gendergap/report2008.pdf
8. Hymer S. 'The multinational corporation and the law of uneven development' In Bhagwati J. (Ed) Economics and World Order from the 1970s
to the 1990s (Collier-MacMillan). - 1972. - P. 113140.
9. Taylor P. World cities and territorial states under conditions of contemporary globalisation // Political Geography (Leics, England). -2000. - Vol. 19. - P. 5-32.
10. The global Financial Centres index City of London - London (Guildhall, London). - March 2009. - P. 6. - URL: http://www.cityoflondon.gov. uk/NR/rdonlyres/8D37DAE2-5937-4FC5-A004-C2FC4BED7742/0/BC_RS_GFCI5 pdf