Бурякова Е. С., Варава С. В. Русский язык. Научный стиль: Учебное пособие для иностранных студентов. Специальность - «Музыкальная культура и искусство». В
2-х частях. - Харьков, 2016-2017.
E. S. Buriakova, S. V. Varava Russian language. Scientific style: A manual for foreigners specialized in "Music Culture and Art". In 2 parts. - Kharkov, 2016-2017. Часть 1. - Изд. 3-ье, испр. - Х.: Издатель Рогожко С. Г., 2016. - 118 с.
ISBN 978-966-97495-9-8
Часть 2. - Харьков: «Полосатая типография», 2017. - 232 с. ISBN 978-617-7306-95-4. Тексты и задания для самостоятельной работы студентов. - Х.: Издатель Рогожко С.
Г., 2017. - 99 с. ISBN 966-97495-6-5.
Рассматриваемое учебное пособие предназначено для иностранных студентов, приступающих к изучению русского языка в группах музыковедческого профиля
(рекомендовано Министерством образования и науки Украины). Цель пособия - дать лексический минимум, необходимый студентам-иностранцам для занятий на первом курсе вузов музыковедческого профиля, а также помочь овладеть синтаксисом научного стиля речи. Указанное учебное пособие может быть также использовано при работе со студентами, обучающимися на первом-втором курсах вузов по специальностям «Музыкальное искусство» «Вокал», «Хореография» и пр. Пособие включает два раздела: вводный и основной. Вводный раздел условно можно подразделить на две части: «Введение в историю искусства» и «Введение в теорию музыки».
Первая часть вводного раздела предваряет введение дисциплины «История искусства», предусмотренной учебным планом подготовительных факультетов для иностранных студентов, обучающихся по специальности «Музыкальная культура и искусство» и «Изобразительное искусство и дизайн». Первые занятия курса истории искусства посвящены проблеме культуры как совокупности достижений человеческого общества в целом и как сфере человеческой деятельности, связанной с областью искусства, в частности. В связи с этим в первых уроках вводного раздела учебного пособия по научному стилю также рассматриваются вопросы культурологии, а именно определяются такие понятия, как «искусство» и «культура», выявляется специфика культуры духовной и материальной.
Во второй части вводного раздела представлен материал по теории музыки, который включает: определение звука как физического явления и краткое описание звуков различного происхождения; определение музыкального звука; сведения об основных свойствах музыкального звука, о музыкальном звукоряде, о высотных отношениях между
звуками в пределах музыкального звукоряда и некоторые др. В этой части пособия также изложены основы музыкальной грамоты (названия нот и т.д.).
Учебные тексты вводного раздела адаптированы в соответствии с учебной программой по русскому языку как иностранному для начального этапа обучения (I семестр - падежный концентр). Вводный раздел, включающий 10 лексических тем, содержит минимальный набор лексических единиц и синтаксических моделей, характерных для научного стиля, и направлен на то, чтобы подготовить учащихся к восприятию научных текстов, представленных в основной части пособия.
Основная часть анализируемого учебного пособия состоит из 12 уроков, каждый из которых содержит адаптированный учебный текст и систему предтекстовых и послетекстовых заданий, соответствующих лексико-грамматическому материалу урока. Лексика урока включает минимум общенаучной и специальной лексики, необходимой иностранным студентам для освоения данной темы. Система упражнений позволяет закрепить в сознании учащихся специфические для научной речи грамматические конструкции, сформировать навыки построения предложений на материале русского языка.
В основном разделе излагаются начальные сведения по теории музыки (в частности, основы мелодики, ритмики, метрики, гармонии, полифонии и др.) и истории музыкальной культуры. Основной раздел учебного пособия состоит из нескольких модулей: «Музыкальное искусство», «Вокальная музыка и ее жанры», «Песня и ее исполнение», «Инструментальная музыка и ее жанры».
Рассматривается специфика музыки как вида искусства, а также система видовых, родовых и жанровых форм музыкальной деятельности человека. Специфика музыки как вида искусства выявляется в сопоставлении с другими видами искусства. Так, музыка рассматривается в ряду таких искусств, как: а) временные искусства, образы которых строятся во времени, а не в реальном пространстве (музыка, литература и др.); б) искусства, которые пользуются знаками неизобразительного типа, т.е. знаками, не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращенных непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия (музыка, хореография, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн); в) исполнительские искусства, произведения которых воссоздаются средствами исполнительского мастерства профессиональных исполнителей - музыкантов, танцоров, актеров и т.д. (музыка, хореография, театр, киноискусство). Одновременно музыка противопоставляется таким видам искусства, как: а) пространственные искусства, которые развертывают свои образы в пространстве (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн), а также пространственно-временные искусства, образы которых обладают одновременно протяженностью и длительностью, телесностью и динамизмом (хореография, театр, киноискусство, телеискусство и т.д.); б) искусства, которые пользуются знаками изобразительного типа, т.е. знаками, предполагающими сходство образов с чувственно воспринимаемой реальностью (живопись, графика, скульптура - т.н. изобразительные искусства; литература, театр и киноискусство); в) искусства, которые не требуют исполнения и воспринимаются непосредственно в авторском варианте. 128
Сопоставление разных видов искусства в рассматриваемом пособии по научному стилю проводится в рамках адаптированного учебного текста. Предложенная в учебном тексте классификация видов искусства соответствует научной классификации по содержанию, но излагается в значительно упрощенной форме.
Столь детальное изучение особенностей музыкального искусства в сопоставлении с другими видами искусства обусловлено, с одной стороны, необходимостью дать студентам музыковедческого профиля достаточно полное представление об изучаемом ими виде искусства; с другой стороны, необходимостью осуществления межпредметной координации, поскольку музыка в системе существующих видов искусства также является предметом такой теоретической дисциплины, как «История искусства». В связи с этим возникает необходимость максимально приблизить лексико-грамматические средства научного стиля к учебному языковому материалу изучаемого студентами курса истории искусства.
Значительное место в рассматриваемом пособии по научному стилю отводится видам музыкального искусства. Виды музыкального искусства в пособии классифицируются по различным признакам, а именно по способу исполнения (вокальная музыка, инструментальная музыка, вокально-инструментальная музыка), по содержанию (лирическая музыка, эпическая музыка, драматическая музыка), по сочетанию со словом (словесно-музыкальное искусство, музыкальное искусство), по сочетанию с другими видами искусства (театральная музыка, хореографическая музыка, музыка для кино), по обстановке исполнения (зрелищная музыка, концертная музыка, массовая бытовая музыка). В свою очередь выделенные подвиды музыкального искусства также классифицируются по определенным признакам. В частности, вокальная музыка подразделяется на разновидности по стилям (кантилена - певчий стиль; речитатив - декламационный, музыкально-разговорный стиль; украшения в музыке - колоратурный стиль), по количеству исполнителей (сольное пение, ансамблевое пение, хоровое пение), по участию музыкальных инструментов (пение в сопровождении музыкальных инструментов, пение без сопровождения музыкальных инструментов).
Такая четкая классификация видов музыкального искусства облегчает процесс запоминания студентами учебной информации, поскольку, как указывают методисты и психологи, существует прямая зависимость усвоения учебной информации от группировки материала.
Кроме того, детальная классификация видов музыкального искусства позволяет в сжатой форме, в рамках небольших по объему учебных текстов познакомить иностранных учащихся уже на начальном этапе обучения с различными явлениями, связанными с музыкальной культурой, музыкально-общественной жизнью, а также с различными формами профессионального и народного музыкального творчества.
В пособии также нашло отражение различение музыки по родам (оперная музыка, симфоническая музыка, камерная музыка и др.) и жанрам (вокальные сольные жанры и
вокальные драматические жанры, инструментальные сольные жанры, инструментальные оркестровые жанры, инструментальные камерные жанры и др.).
Изучению названных родов музыкального искусства не отводится специальных уроков, поскольку оперная музыка рассматривается при изучении вокально-драматических жанров (опера, оперетта, оратория, кантата); симфоническая музыка - при изучении оркестровой музыки и видов оркестра; камерная музыка - при изучении сольных вокальных жанров (песня, романс и др.), сольных инструментальных жанров (соната, прелюдия и др.) и камерных инструментальных жанров («дуэт», «октет», а также музыкальные произведения в форме сонатного цикла - «квартет», «квинтет», «секстет», «септет»).
В ряде случаев презентация учебного материала, в частности, описание таких форм музыкального творчества, как музыкальный фольклор, песенное творчество и другие, а также введение таких понятий, как музыкальная классика, вокальные драматические жанры, балет и другие, сопровождается кратким историческим экскурсом, что позволяет дать учащимся первоначальные знания по истории музыкальной культуры и подготовить их к последующему изучению курсов «История музыки» и «Музыкальная литература», которые являются обязательными учебными дисциплинами в музыкальных училищах и консерваториях.
Большое внимание в рассматриваемом пособии уделяется заданиям лексико-грамматического типа, семантизации новой лексики и переводу ее в активный лексический запас студентов. Работа с новой лексикой предполагает выполнение ряда лексических заданий (подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов; тематическая группировка лексики) и лексико-грамматических упражнений (согласование прилагательных с существительными, образование отглагольных существительных, трансформация именных и глагольных словосочетаний и т.п.).
Наглядная и четкая презентация вводимых структур (схемы, таблицы) позволяет в значительной мере снять трудности, возникающие у иностранных студентов при изучении языка специальности.
Грамматические блоки, представленные в пособии, содержат материал не только по научному стилю, но и задания, направленные на отработку и закрепление грамматических и речевых навыков и умений, полученных при изучении практического курса русского языка. Отдельные, наиболее сложные грамматические темы, изучаемые в практическом курсе русского языка, также представлены в настоящем пособии, но они разработаны на материале специальной лексики (образование причастий и деепричастий, степеней сравнения прилагательных и наречий, трансформация активных и пассивных конструкций, а также сложные предложения).
Задания к текстам опираются на текстовый материал конкретного урока и направлены на закрепление новой лексики и перевод ее в активный лексический запас студента. С этой целью предлагаются упражнения, предполагающие умение вычленить нужную информацию из текста: вставить необходимый по смыслу глагол, закончить предложение, выбрать 130
правильный вариант ответа на вопрос, ответить на вопрос, найти и опровергнуть ложное высказывание, дать определение понятия и т.д.
Составной частью комплекса «Русский язык. Научный стиль речи: учебное пособие для иностранных студентов. Специальность - «Музыкальная культура и искусство». В 2-х частях» (авторы - Е. С. Бурякова, С. В. Варава) явлеется приложение ко второй части, которое содержит тексты и задания для самостоятельной работы студентов.
К достоинствам данного учебного пособия можно отнести соответствие программе по базовым предметам, а также то, что пособие создано с учетом лексико-грамматического материала студента подготовительного факультета. Реализованы принципы «развивающего обучения». Кроме того, материал изложен логично и в доступной для студентов форме.
Онкович Анна Владимировна, доктор педагогических и кандидат филологических наук, профессор кафедры иностранных языков и социально-гуманитарных дисциплин Киевского медицинского университета
(Украина)