Научная статья на тему 'БУЛЛИНГ В ДЕСТКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ'

БУЛЛИНГ В ДЕСТКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
54
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
буллинг / детская среда / подростковая среда / мобинг / кибербулинг / bullying / children's environment / teenage environment / mobing / cyberbulling

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зайцева Наталья Александровна, Щербина Анна Ивановна

Проблема межличностных взаимоотношений касается абсолютно всех индивидов вне зависимости от их принадлежности к той или иной возрастной группе. Однако особо острым этот вопрос становится в детском и подростковом возрасте индивида, в котором тот получает основы социального взаимодействия, учится строить взаимоотношения в коллективе и впервые оформляет свой статус в социальной группе. К сожалению, совершенно нормальные конфликтные ситуации в таких случаях нередко приобретают характер негативного доминирования одних индивидов над другими, что выражается в травле, оскорблениях, а порой и физическом насилии. В научной литературе последних лет эта ситуация получила наименование «буллинг».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зайцева Наталья Александровна, Щербина Анна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BULLYING IN CHILDREN AND ADOLESCENTS

The problem of interpersonal relationships concerns absolutely all individuals, regardless of their belonging to a particular age group. However, this issue becomes particularly acute in the childhood and adolescence of an individual, in which he receives the basics of social interaction, learns to build relationships in a team and for the first time formalizes his status in a social group. Unfortunately, completely normal conflict situations in such cases often acquire the character of negative dominance of some individuals over others, which is expressed in harassment, insults, and sometimes physical violence. In the scientific literature of recent years, this situation has been called "bullying".

Текст научной работы на тему «БУЛЛИНГ В ДЕСТКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ»

УДК 37.015.3

БУЛЛИНГ В ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

© 2024

Н.А. Зайцева, студент 4-го курса А.И. Щербина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры семейного образования и воспитания

Московский педагогический государственный университет, г. Москва (Россия)

Ключевые слова: буллинг; детская среда; подростковая среда; мобинг; кибербулинг.

Аннотация. Проблема межличностных взаимоотношений касается абсолютно всех индивидов вне зависимости от их принадлежности к той или иной возрастной группе. Однако особо острым этот вопрос становится в детском и подростковом возрасте индивида, в котором тот получает основы социального взаимодействия, учится строить взаимоотношения в коллективе и впервые оформляет свой статус в социальной группе. К сожалению, совершенно нормальные конфликтные ситуации в таких случаях нередко приобретают характер негативного доминирования одних индивидов над другими, что выражается в травле, оскорблениях, а порой и физическом насилии. В научной литературе последних лет эта ситуация получила наименование «буллинг».

Буллинг вызывал большой интерес у педагогов и социологов в ХХ веке в процессе активного изучения поведения различных социальных слоев по возрастам. О наличии травли в детской и подростковой среде уже тогда было прекрасно известно, однако сама по себе категория «буллинг» была введена в оборот благодаря Д. Ольвеусу, норвежскому профессору психологии, активно изучавшему это явление, взяв за основу слово «bulling», что с английского языка переводится как травля или запугивание [1].

В современных научных трудах категория «буллинг» оценивается по-разному, в том числе как травля и тре-тирование личности с ее последующим запугиванием, целью которого может быть полное подчинение личности интересам обидчика [2].

Среди иных подходов к определению буллинга можно встретить следующие:

• умышленное причинение вреда окружающим, который выражается в физиологическом (вред здоровью) или психическом воздействии на другого человека (угрозы, унижение достоинства, клевета) (Д. Лэйн, И. Бердышева, Е.Н. Ожиёва, ТР. Хэлд, Д.П. Таттум);

• насилие физиологического или психического характера, которое происходит в течение определенного срока времени как со стороны конкретного индивида, так и со стороны определенной или неопределенной группы лиц в отношении индивида, который не обладает возможностями для самозащиты в конкретный момент времени (Д. Лэйн и Д.П. Таттум);

• продолжительное сознательное насилие, которое не может быть квалифицированно как самозащита, которое осуществляется одним лицом или группой лиц в отношении другого лица (И. Бердышева);

• намеренное длительное насилие физического или психического вида, которое не носит характер самозащиты, осуществляемое как со стороны конкретного индивида, так и со стороны группы индивидов, обладающих какими-либо преимуществами над индивидом, подвергающемся насилию, и обладающее определенной конечной целью (принижение статуса жертвы, возвышение собственного статуса по отношению к жертве и т.п.) (Е.Н. Ожиёва);

• насилие, происходящее в длительный временной промежуток, выражающееся в негативном физическом или психическом воздействии в отношении конкретного индивида со стороны другого индивида или же группы индивидов, направленное либо на причинение физической боли или вреда здоровью, либо же на создание перманентного психического дискомфорта, при этом жертва не в состоянии осуществить адекватную самозащиту в той или иной ситуации (Т. Р. Хэлд) [3]

Выделить единственно правильный подход из представленной группы не представляется возможным. В целом, каждый из них раскрывает категорию «буллинг», по крайней мере определяя ее основные черты и давая понять субъекту, который не знаком с данным понятием, основные признаки такого явления, при этом не вдаваясь в излишние подробности и не загружая его дополнительной информацией.

Существует еще одна схожая категория - «моббинг». По сути, моббинг представляет собой буллинг одной группы лиц другой группой лиц по каким-либо критерием, что в целом означает потенциально возможное наличие случаев пересечения фактов буллинга и моб-бинга по отношению к одним и тем же лицам, особенно в детской или подростковой среде [4].

Как буллинг, так и моббинг представляют собой весьма обширные категории. Выделить четкие признаки, по которым данные виды негативных проявлений наверняка можно было бы отграничить от других явлений, вполне возможно. Однако единства в них мы не встретим. И все же, наиболее часто при градации признаков буллинга встречаются следующие:

• желание причинить вред кому-либо;

• само действие по причинению вреда;

• разница силы между обидчиком и жертвой;

• повторение такого поведения либо регулярно, либо же в ином определенном периоде;

• несправедливое использование силы обидчиком по отношению к своей жертве;

• очевидное или неочевидное получение обидчиком наслаждения в процессе применения силы к жертве, в том числе при очевидном чувстве угнетенности последней [5].

Сходными чертами обладает и моббинг, но при этом все выше представленные признаки будут характерны для определенной группы лиц, которая страдает от негативного воздействия другой группы лиц, при этом жертвы как таковые не имеют объективных причин для того, чтобы подвергаться какого-либо рода «гонениям»: издевательствам, унижениям, физическому воздействию и т.д.

Примеры проявления буллинга в этом возрасте могут выражаться в следующих действиях:

• физическая агрессия, которая представляет собой проявление силы по отношению к другим лицам в самых разных формах (например, толкании, пихании, пинках, ударах), при этом агрессия может носить разовый или же постоянный характер, переходя таким образом в истязание;

• словестное выражение буллинга, которое выражается преимущественно в оскорблениях, клевете, придумывании обидных прозвищ, словестном выражении намеков относительно тех или иных факторов, скрывающихся за личностью каждого индивида, подвергающегося буллингу (социального происхождения, уровня дохода, внешнего вида, увлечений, манеры общения, языка тела и т.п.);

• изоляция жертвы или бойкот, который представляет отчасти классическую форму поведения по отношению к индивиду, который чем-либо не удовлетворяет определенную группу лиц, при этом чаще всего изоляции индивид подвергается со стороны всей или большей части социальной группы, в которой он постоянно находится, в связи с чем становится затруднительным сам факт пребывания такого лица в коллективе, не говоря уже о том, чтобы каким-либо образом проявлять себя в нем (при этом сами причины такого поведения не имеют значения);

• запугивание как вид буллинга представляет собой разновидность психического насилия по отношению к индивиду и выражается в угрозах, намеках, выражении словестной неприязни по отношению к индивиду, в том числе невербальных приемах (языке тела) по причине того, что индивид так или иначе не устраивает агрессора или группу агрессоров);

• вымогательство как вид буллинга может быть как в виде психического, так и физического насилия над индивидом, в результате которого жертва испытывает давление в виде необходимости совершения определенных действий в пользу агрессора (передачи денег, вещей, совершения противоправных или аморальных поступков под угрозой физической расправы или психического давления и т.д.);

• причинение вреда имуществу, которое может проявляться в порче или уничтожении вещей, принадлежащих жертве (телефону, канцелярским принадлежностям, сумке, тетрадям, учебникам, одежде, обуви и т.п.);

• кибербуллинг - достаточно недавно возникшая разновидность психического воздействия на жертву, которая происходит с использованием сети Интернет и выражается в написании негативных сообщений и комментариев в социальных сетях, направлении писем на электронную почту с оскорблениями или угрозами [6].

Как можно заметить, все описанные формы буллинга носят или физический характер, в ходе которого жертва может получать боль или физические травмы от агрессора или агрессоров, а также психический характер, в результате которого жертва получает морально-нрав-

ственные страдания, которые в дальнейшем могут выразиться в различного рода психических расстройствах и психологических травмах.

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что буллинг как негативное явление может иметь самые разнообразные формы своего проявления. Конкретное же проявление травли, издевательств или же физического насилия, как правило, индивидуально в каждом конкретном случае. При этом уровень жестокости такого насилия во многом зависит от возрастной группы: наибольший уровень жестокости характерен именно для подростков.

Жертва буллинга также формируется в рамках представленного причинного комплекса:

• недостаток воспитания приводит к тому, что подвергающийся травле или физическому насилию индивид просто не знает, как ему поступать в этом случае: постоять за себя он не может, так как этому он не обучен, а обращение ко взрослым обречено на провал (учитель или воспитатель не желает разбираться в конфликте между детьми, родителям некогда или же последние считают ребенка виновным во всех конфликтах, которые с ним произошли, заранее, без разбора ситуации), что лишь усиливает чувство беспомощности и обреченности в процессе взаимоотношений с агрессором (агрессорами);

• семейное насилие как фактор жертвы буллинга также играет немалую роль: претерпевая постоянное или время от времени насилие в рамках семейных отношений, ребенок оказывается в еще более худшей ситуации, которая не позволяет ему нигде не найти защиты от агрессии, так как она проистекает из семьи, из-за чего вырабатывается чувство беспомощности и поведение отчужденности от коллектива, чем нередко пользуются агрессоры и начинают травить ту жертву, которая не в состоянии дать достойного отпора, в том числе по причине того, что она уже привыкла к подобному поведению у себя дома, считая это, если не нормой, то обыденностью;

• наличие психических отклонений индивида повышает риск проявления к нему агрессии со стороны сверстников, если это заболевание каким-либо образом проявляется внешне или в особенностях поведении: странностях, отчужденности и т.п., что приводит к возникновению так называемого синдрома «белой вороны», на которую поступают нападки со стороны обычных детей и подростков по мотивам не похожести жертвы на них самих [7].

Существуют и другие факторы, которые так или иначе, но могут повысить вероятность индивида пополнить собой круг агрессоров или же жертв, среди которых можно выделить следующие:

• принадлежность к той или иной национальности, которая, как правило, приводит к групповой травле, мотивом которой будет выступать то, что жертва принадлежит к числу народов, которые так или иначе, но «выделяются из толпы» по каким-либо внешним признакам (цвет кожи, разрез глаз и т.п.);

• явные различия в социальном положении, в первую очередь, это касается финансового аспекта, при этом на месте жертвы и агрессора может оказаться как ребенок или подросток из бедной семьи, так и из материально обеспеченной семьи; закономерность в этом во многом зависит от фактора влияния воспитания и внутренней семейной атмосферы;

• наличие у жертвы увлечений, которые кажутся странными или неприемлемыми для «нормальных» детей и подростков такого же возраста, например, мальчик может увлекаться танцами или шитьем, что в основном считается женским занятием, а девочка увлекаться боевыми единоборствами, стрельбой и т.п.;

• наличие условной «команды» на проявление буллинга по отношению к индивиду (группе индивидов) со стороны взрослого, которым достаточно часто становится воспитатель, учитель или же представитель администрации учебного заведения, при этом поводами для такого рода буллинга могут стать совершенно любые обстоятельства: отсутствие инициативы в школьных мероприятиях, отличное от официального мнение относительно того или иного вопроса, принадлежность к неформальным субкультурам, желание выжить ученика из школы и т.д. [8];

Как негативное явление буллинг должен быть исключен из спектра взаимодействия между детьми и подростками. Однако понимание того, каким образом это можно сделать раз и навсегда, отсутствует. При рассмотрении данной темы повышенное внимание необходимо уделить именно аспектам недопущения возникновения буллинга, поскольку иные действия совершаются уже постфактум, когда факт травли или издевательств над жертвой уже произошел, когда механизм деструктивного поведения запущен. В этой части хорошо играет давняя формула: гораздо легче предотвратить явление, чем потом ликвидировать его последствия.

Профилактические мероприятия, направленные на недопущение случаев проявления буллинга, должны исходить сразу с двух сторон: от родителей и от взрослых, главенствующих в коллективах, в которых может развиться буллинг. Непосредственно на родителей возлагается обязанность разъяснить своему ребенку следующие моменты:

• необходимо знать, что любая проблема не нормальная и ее в обязательном порядке необходимо решать;

• ничего не скрывать от взрослых (даже подростку) и в сложной ситуации нужно обратиться за помощью к человеку, которому доверяешь;

• не реагировать на нападки агрессора, который только и ждет ответной реакции, которая и является его целью;

• при этом научиться себя защищать и никогда не стесняться и не бояться дать отпор физической силой на физическую силу в равной мере;

• обязательно найти помощь в лице группы поддержки (в том числе сверстников), при которой агрессору будет труднее действовать;

• научиться противостоять манипуляциям;

• поработать над своей самооценкой;

• найти причину травли и подумать, возможно ли ее ликвидировать, а при невозможности сделать это, оставить все как есть и не считать себя плохим или ущербным, а принять тот факт, что агрессия целиком и полностью вина самого агрессора;

• рассмотреть возможность смены коллектива, если другие способы противостояния агрессии не помогли [9].

Также вопрос преодоления буллинга во многом зависит и от учителей, иных педагогов и представителей администрации учебных заведений, в которых находится ребенок. В частности, для этого могут быть применены следующие действия:

• всегда и во всех случаях реагировать на информацию о том, что кто-то из подопечных подвергается травле, унижению или физическому насилию, забыв о позиции «сами разберутся»;

• всегда стоять на позиции о неприемлемости буллинга как формы поведения, принять активные меры для того, чтобы агрессор прекратил такое поведение, а наблюдатели либо сами пресекали действия агрессора, либо незамедлительно сообщали о них педагогу;

• в обязательном порядке сообщить родителям ребенка или подростка, подвергшегося буллингу, о факте такого события и приглашать их на беседу с педагогом, если последний рассмотрел признаки того, что ребенок или подросток подвергается травле, издевательствам или психическому насилию.

Чтобы понимать, подвергается ли ребенок или подросток буллингу или нет, педагог должен помнить основные признаки, по которым можно прямо или косвенно определить этот факт:

• ребенок или подросток во время перерывов или свободного времени всегда находится отдельно от коллектива;

• сторонится больших групп сверстников или других учеников;

• потрепанный или неопрятный внешний вид (мятая или грязная одежда, обувь);

• наличие ссадин, синяков;

• резкая смена поведения (например, дисциплинированный ребенок или подросток резко стал постоянно опаздывать к началу занятий, а также подолгу задерживаться в классе или в здании учебного заведения после окончания уроков);

• снижение успеваемости;

• плохое настроение, подавленное психическое состояние;

• отказ от близкого взаимодействия с конкретным учеником или их группой;

• собрание учеников после школы неподалеку от нее, что может свидетельствовать об ожидании кого-либо;

• поступление информации от родителей относительно каких-либо денежных сборов в школе, которых на самом деле нет, но на которые ребенок или подросток просит деньги [10].

Первоначально, факт буллинга должен быть донесен до руководства учебного заведения: директора или заместителя директора по учебно-воспитательной работе, желательно с его документированием. На первых этапах учитель или иной педагог, в чьем классе произошел акт буллинга, должен принять меры к тому, чтобы ликвидировать возникший конфликт в корне. В отдельных случаях будет достаточно простой беседы между жертвой и агрессором, чтобы понять мотивы возникшего конфликта и принять меры по его предотвращению в дальнейшем. Идеальный вариант подразумевает, что конфликт будет погашен в зародыше и в дальнейшем эпизодов такого поведения больше не повторится. В тех же случаях, когда беседы оказалось недостаточно, начинает работу механизм более детальной работы с жертвой буллинга или ее инициатором. Происходит подключение психолога и социального педагога к разбору ситуации, а также родителей обоих детей или подростков. В процессе этой работы происходит выяснение следующих обстоятельств:

• предмета конфликта;

• кто стал инициатором буллинга;

• что конкретно послужило началом к проявлению буллинга;

• в чем проявлялся буллинг;

• каким образом можно решить возникший конфликт между детьми или подростками [11].

Соблюдение этого алгоритма является залогом здоровых отношений в коллективе и снижения числа проявлений травли, унижений или же физического насилия по отношению к другим его членам.

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что существующая на сегодняшний день система проработки случаев буллинга, в том числе его профилактики, в целом, предлагает достаточно действенные методы. Однако для того, чтобы они возымели максимальную эффективность, необходимо, чтобы участие в этом принимали все лица, так или иначе причастные к агрессору и жертве, начиная с учителей, социальных педагогов и психологов, заканчивая активным участием родителей конфликтующих сторон, и только в таком случае предлагаемые мероприятия по профилактике и пресечению случаев буллинга возымеют высокую эффективность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Корзун С.А. Буллинг как форма проявления агрессии в подростковом возрасте // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 11. № 8. С. 108-110. EDN YLMHBT.

2. Голованова Н.А. Проблемы борьбы с буллингом: законодательное решение // Журнал российского права. 2018. № 8 (260).

3. Макарова Ю.Л. Теоретические подходы к

определению буллинга // Научный форум: педагогика и психология: сборник статей по материалам X международной заочной научно-практической конференции: Общество с ограниченной ответственностью «Международный центр науки и образования», 2017. С. 15-17. EDN ZCYMVF.

4. Колмакова В.В. Лингвистические аспекты буллинга и моббинга в современной коммуникации // Преподаватель высшей школы в XXI веке: труды Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 01-30 апреля 2019 года. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2019. С. 125-128. EDN AMEXZQ.

5. Лучина Е.А. Моббинг и буллинг: особенности проявления моббинга в России // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. № 13.

6. Горлова И.Ю. Буллинг в образовательных учреждениях // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2019. № S6.

7. Камракова Н.Ю. Исследование самоотношения подростков - жертв буллинга // Гуманитарные науки. 2020. № 1 (49).

8. Башмакова Е.А. Факторы и социальные причины буллинга и кибербуллинга в подростковом возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-1.

9. Локтюшева З.Ф. Выявление отношений родителей подростков к школьной травле // SAF. 2022. № 4.

10. Калинкина Е.М. Проблема буллинга в школе // Источник. 2018. № 3. С. 17.

11. Барбина В.Д. Проблемы буллинга в образовательной среде // Modern Science. 2019. № 12-2. С. 327-329.

BULLYING IN CHILDREN AND ADOLESCENTS

© 2024

N.A. Zaitseva, 4th year student A.I. Shcherbina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Moscow Pedagogical State University, Moscow (Russia)

Keywords: bullying; children's environment; teenage environment; mobing, cyberbulling.

Abstract. The problem of interpersonal relationships concerns absolutely all individuals, regardless of their belonging to a particular age group. However, this issue becomes particularly acute in the childhood and adolescence of an individual, in which he receives the basics of social interaction, learns to build relationships in a team and for the first time formalizes his status in a social group. Unfortunately, completely normal conflict situations in such cases often acquire the character of negative dominance of some individuals over others, which is expressed in harassment, insults, and sometimes physical violence. In the scientific literature of recent years, this situation has been called "bullying".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.