6. Фролова, С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях / С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9, №2. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1227 (дата обращения 30.09.2021).
7. Dodge, B. Webquests: A technique for Internet-based learning / B. Dodge // Distance Educator 30. - 1995. - №1(2). -P. 10-13.
Педагогика
УДК 378
аспирант Тельминова Александра Валерьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск);
доктор педагогических наук, профессор Сайгушев Николай Яковлевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск);
кандидат педагогических наук, доцент Веденеева Ольга Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск);
кандидат педагогических наук, доцент Царан Александ Александрович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)
ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА
Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема буллинга в образовательной среде среди учащихся и педагогов. Выявлены знания о проблеме буллинга, при помощи специального опроса, среди 70 студентов 3-4 курсов, разработаны пути изучения проблемы буллинга среди студентов. Рассмотрены особенности буллинга в образовательных учреждениях, виды и причины возникновения; проведено исследование по выявлению знаний о проблеме буллинга у студентов; предложены рекомендации по внедрению знаний о проблеме буллинга среди студентов. Рассмотрены научные работы среди отечественных и зарубежных авторов. В данной статье представлены результаты исследования, направленного на выявление осведомленности знаний о проблеме буллинга, среди будущих учителей. Полученные результаты исследования могут перейти в пользование администрации учебного заведения, а так же педагогами-психологами, учителями, преподавателями, социальными педагогами. Полученные результаты могут оказать пользу педагогам при проведении ими различных бесед, как индивидуальных, так и групповых, классных часов, родительских собраний и т.д. Проанализирована психологическая, и социально-педагогическая литература, которая взята в качестве методической основы исследования. Рассмотрено явление агрессии между ребенком и значимым взрослым. Рассмотрены факторы, провоцирующие буллинг среди детей, а так же детей и значимых взрослых. Выделены две основные формы проявления буллинга среди школьников, а так же педагогов. В данной статье рассмотрено пять ролей, которые участники буллинга берут на себя. Так же в статье рассмотрены реальные примеры ситуаций буллинга.
Ключевые слова: буллинг, кибербуллинг, учитель, школа, профилактика, готовность, проблема, школьный буллинг.
Annotation. This article deals with the problem of bullying in the educational environment among students and teachers. Knowledge about the problem of bullying was revealed, with the help of a special survey, among 70 students of 3-4 courses, ways of studying the problem of bullying among students were developed. The features of bullying in educational institutions, types and causes of occurrence are considered; a study was conducted to identify knowledge about the problem of bullying among students; recommendations for introducing knowledge about the problem of bullying among students are proposed. Scientific works among domestic and foreign authors are considered. This article presents the results of a study aimed at identifying knowledge awareness about the problem of bullying among future teachers. The results of the study can be transferred to the use of the administration of the educational institution, as well as educational psychologists, teachers, lecturers, social pedagogues. The results obtained can be useful for teachers when they conduct various conversations, both individual and group, class hours, parent meetings, etc. The psychological and socio-pedagogical literature is analyzed, which is taken as the methodological basis of the study. The phenomenon of aggression between a child and a significant adult is considered. The factors that provoke bullying among children, as well as children and significant adults are considered. Two main forms of manifestation of bullying among schoolchildren, as well as teachers, have been identified. This article discusses five roles that bullying participants take on. The article also discusses real examples of bullying situations.
Key words: bullying, cyberbullying, teacher, school, prevention, readiness, problem, school bullying.
Введение. Профилактика школьного буллинга на сегодняшний день составляет важный компонент учебного процесса, именно психологический комфорт школьника отвечает за его социализацию и адаптацию в обществе. В школьной среде буллинг достаточно активно прогрессирует среди учеников различного возраста. В исследованиях Ф.Е. Шереги было выявлено, что 30% юношей в возрасте от 14 до 24 лет испытывают буллинг в различных формах и основная часть случаев происходит в школах и колледжах [9]. Буллинг является одной из форм насилия среди детей подросткового и юношеского возраста, что влечет за собой увеличение риска суицидальных попыток, низкую успеваемость в школе, развитие различных проблем, связанных с эмоциональной сферой. Проблема профилактики школьного буллинга среди учеников школ является важной задачей для сохранения психологического здоровья учащегося, для чего необходимо готовить специалистов, которые будут компетентны в вопросе изучения ситуаций развития буллинга среди учеников школы. Поэтому на сегодняшний день главной целью является сохранение психологического здоровья учащегося и для этого необходимо готовить специалистов, которые будут готовы работать с различными ситуациями возникновения и проявления буллинга в школьной среде.
Проанализирована психологическая, и социально-педагогическая литература, которая взята в качестве методической основы исследования.
Рассмотрены научные работы среди отечественных и зарубежных авторов. Полученные результаты исследования могут перейти в пользование администрации учебного заведения, а так же педагогами-психологами, учителями, преподавателями, социальными педагогами. Полученные результаты могут оказать пользу педагогам при проведении ими различных бесед, как индивидуальных, так и групповых, классных часов, родительских собраний и т.д.
Изложение основного материала статьи. Явление буллинга является социально-педагогической проблемой продолжительный промежуток времени. В Европе данный вопрос поднимается на государственном уровне, по этому вопросу разрабатываются меры профилактики. Исследователи, проанализировав международный опыт по данной проблеме, утверждают, что одной из мер профилактик буллинга является программа, разработанная Д. Ольвеусом, которой дан статус общенациональной программы [6]. Среди отечественных исследователей, которые занимаются педагогикой и психологией, буллинг стал объектом исследования сравнительно недавно.
Под буллингом мы можем понимать целенаправленное, имеющее систему, агрессивное поведение, которое проявляет личность по отношению к другой личности, имеющее признаки не толерантного отношения, выражающееся в различии физической силы и социальных приоритетах [9]. В условиях буллинга всегда есть жертва и агрессор, а также наблюдатели. В основном буллинг выражается в словестной форме и объясняется стремлением и желанием обрести среди своих сверстников авторитет. С точки зрения психологии агрессия вымещается на более слабом сопернике со стороны личности, которая, в свою очередь, тоже может подвергаться буллингу со стороны более сильной личности, например, строгие родители, сиблинги или педагоги. Отсюда можем рассмотреть причины в связи с которыми возникает буллинг. Буллинг появляется не только потому, что жертве присуща определенная манера поведения, которая делает ее объектом, привлекающим внимание для травли. Возникновение ситуации буллинга провоцируют следующие факторы, такие, как присутствие жертв агрессивного поведения в семье, либо наличие домашнего насилия, систематические действия, унижающие достоинство личности, полное исключение теплых отношений между членами семьи, отсутствие доверия, поддержки со стороны значимых близких, гиперопека, а так же дети, которые систематически сами подвергаются травле дома. Так же причиной проявления буллинга может быть кризис в семье, развод родителей, различные конфликтные ситуации, что влечет большие последствия за собой агрессивность ребенка, такой ребенок либо окажется агрессором, либо жертвой буллинга. Намерение личности унижать или физически калечить другую личность возникает из чувства своей странности, у личности, которая проявляет агрессию нет власти над ситуацией агрессивного воздействия на личность со стороны значимых взрослых, а в социальной среде ситуация лежит иначе и он может проецировать агрессию на более слабых участников, ощущая себя держащим все под своим контролем.
По мнению Н.О. Зиновьевой фактором, провоцирующим буллинг является большое скопление людей, что влечет минимальную ответственность за свои действия [7]. В образовательных учреждениях коллективы достаточно большие, поэтому, при совершении какой-либо формы насилия, огласка этому поступку сводится к минимуму, что влечет за собой ряд последствий, провоцирующих совершение издевательства или насилия над другим ребенком.
В образовательных учреждениях провокаторами буллинга могут являться не только ученики, а также педагоги. Буллинг со стороны педагога можно трактовать с точки зрения неблагоприятного микроклимата среди коллектива, что прямым образом отражается на учениках. Школьному буллингу также могут быть подвержены ученики, учителя которых не реагируют на факторы агрессии между участниками буллинга [9].
В настоящее время провокатором агрессии могут быть не только учителя, но также средства массовой информации, которые дезинформируют современной поколение, провоцируя не только буллинг со стороны молодежи, но и различные формы и виды насилия.
Т. Мерцалова делает акцент на пять разного рода видов насилия, она подчеркивает эмоциональное, психическое, вербальное, физическое и сексуальное насилие [5]. И. Бердышев выделяет словесное, поведенческое, агрессивное и физическое агрессивное воздействие на личность[1]; Д. Лэйн отмечает физическое и психическое агрессивное воздействие на личность[2], но все они направлены, как отмечает И.Г. Малкина - Пых, на моббинг личности [3].
Проанализировав выше описанное, мы выделяем две формы основные формы буллинга:
1) Физический буллинг - запланированное причинение личности ударов, пинков, побоев, телесных повреждений.
2) Психологический буллинг - форма агрессивного поведения, которая травмирующе воздействует на психику личности, при помощи вербальных и невербальных агрессивных действий. К психологическому буллингу причастен вербальный буллинг и невербальный буллинг.
Проанализировав исследования О.А. Мальцевой [4], мы видим, что появляются новые формы буллинга, распространенные в сети интернет, кибер-буллинг. Отличия буллинга от кибербуллинга в том, что кибер-буллинг очень широко распространен в сети интернет и жертва получает угрозы и оскорбления путем личных сообщений или сообщений в различных пабликах. Так же отмечается присутствие большой аудитории и доступность буллером достать свою жертву в любом удобном для буллера месте. Существенный буллинг, с точки зрения О.А. Мальцевой, это случай во дворе среди школьников, где более взрослые и сильные дети проявляют агрессивные действия по отношению к младшим или менее сильным детям. Агрессивные действия продолжаются до тех пор, пока жертва находится в поле зрения агрессора. Кибер-буллинг в настоящем обществе может продолжаться бесконечно среди школьников и не только: информационно-коммуникационные технологии сегодня - это часть жизни современности, если ребенок имеет телефон, от кибер-агрессии ему придется учиться защищаться. При сравнении реального буллинга и кибер-буллинга мы можем говорить о том, что чтобы ребенку подвергаться агрессии не вербально, ему достаточно иметь средство через которое осуществляется общение не вербально.
Исходя из выше сказанного, под буллингом будем считать целенаправленное не санкционированное нормативно-правовыми актами конституции РФ, систематическое психологическое или физическое насилие с позиции одного человека или группы людей в сторону индивида, имеющее преимущество и пользу в отношении своего статуса или состояния, происходящее непосредственно в коллективах, организованных общей целью и планом.
В ситуации буллинга обычно выделяют пять ролей, которые берут на себя участники процесса.
Преследователь - организаторы травли, обидчики, которые обычно действуют исходя из интересов более сильного психологически соперника.
Жертва - личность, которая подвергается насилию, в основном данная личность встречается с низкой самооценкой и высоким уровнем тревожности.
Наблюдатель - личность, которая не вступает в ситуацию насилия, ей может быть как технический персонал, так и учитель школы.
Буллер - агрессор, личность, проявляющая целенаправленную агрессию в сторону жертвы.
Спасатель - личность или группа людей, выступающая на стороне жертвы.
Агрессорами в ситуации буллинга могут быть не только несовершеннолетние. В настоящее время мы наблюдаем ситуации буллинга между педагогами и учениками, педагогами и педагогами. Педагоги провоцируют агрессивное поведение учеников, направленное на другого ученика путем определенных действий, когда выделяют одного из учеников и делают ему различного рода замечания по поводу его внешнего вида, семейного положения, успеваемости и интеллектуальных особенностей. При возникновении таких случаев в педагогическом коллективе, нужно незамедлительно поставить администрацию в известность и вынести данный вопрос на обсуждение с родителями жертвы.
Стереотипно мнение о том, что жертвами становятся дети с индвалидностью, ОВЗ, с дефектами внешности, из социально-неблагополучных семей, эти факторы, действительно, увеличивают риск того, что ребенок будет подвергаться буллингу, но в реальности буллингу подвергаются дети с низкой самооценкой, застенчивые, с неразвитыми навыками общения, закомплексованные. Жертвы, как и агрессоры, из социально-неблагополучных семей, где в отношениях берет свое начало агрессия, насилие, как физическое, так и психологическое, отстранение от ребенка. Агрессор, в силу своей природы, копирует более сильные черты личности, жестокость, властность, когда жертва наоборот, перенимает слабые черты личности, такие, как не умение выстраивать личные границы, боязнь дать отпор, терпение, молчание, стыд. Если жертвы -это неуверенные в себе личности, то агрессоры наоборот - уверенные в себе, сильные, по темпераменту обычно холерики, имеющие низкий уровень эмпатии.
История Михаила П. из Ивантеевки является демонстрирующей нам как, Михаил совершает попытки мести своим ровесникам за то, что ребята смеялись над ним в сентябре 2017 года. В данной ситуации имеются четыре пострадавших человека. Самая распространенная категория участников процесса буллинга является наблюдатель. Данная категория отмечает, что у них имеется чувство жалости к человеку, к которому направлены агрессивные действия, но достаточно малая часть готовы пойти жертве на помощь. Поведение, когда агрессору наблюдатель не в силах дать отпор можно объяснить тем, что у свидетеля присутствует страх перед агрессором за собственную безопасность. Мы понимаем, что подобное влияние общества достаточно важно как для жертвы, так и для агрессора тем, что только реагируя мы способны остановить травлю или бездействуя поощрять поведение агрессора. [8].
Исходя из вышесказанного, делаем вывод о том, что буллинг среди учеников может быть как один из способов самореализации, привлечение внимания.
С целью выявления знаний о проблеме буллинга среди будущих учителей им было предложено пройти анонимный опрос. В опросе приняло участие 70 человек, студенты 3-4 курсов педагогических специальностей.
Студентам предложили ответить на вопросы анонимной анкеты (таблица 1) В ходе проведенного исследования было выявлено, что 81% студентов не знают, что такое буллинг; 68% не знают ни одного метода по профилактике буллинга в образовательной среде; 41% не знают, какие меры должен принять учитель, чтобы предотвратить действия буллинга; 87% опрошенных не знают методы выявления и диагностики буллинга в образовательной среде.
Таблица 1
1 Знаете ли вы что такое буллинг? Напишите, что по вашему мнению означает понятие «буллинг»
2 Что из ниже перечисленного относится к буллингу? 1) Ученик на всех переменах один. 2) Он всегда один выполняет задания в малых группах. 3) Ученик приходит в класс в потрепанном виде: разорванная, испачканная одежда, синяки, ссадины - следы драки. 4) Послушный ребенок вдруг начал опаздывать в школу или сидеть в классе после уроков, чего-то выжидая. 5) Стал хуже учиться. 6) Стал хуже себя чувствовать (психосоматика). 7) С кем-то из учеников никто не хочет сидеть. 8) Группа детей стоят плотным кольцом, озираются, возбужденно что-то обсуждают, чувствуется агрессия. 9) Группа детей после уроков ждет кого-то на школьном дворе. Старшеклассники суетятся возле туалетов младших классов. 10) В столовой кто-то покупает на свои деньги еду для другого. 11) Те, кто сильнее физически или старше, постоянно «просят взаймы» у младших детей или требуют дать позвонить по их телефону. 12) Один ученик отбирает спортивную форму (кроссовки) у другого: «просит» поделиться. Ребенок просит деньги у родителей - якобы в школе собирают на какие-то нужды.
3 Какие методы профилактики буллинга вы знаете?
4 Выделите, какие по вашему мнению методы, перечисленные ниже, являются эффективными для профилактики буллинга. 1) Перекладывать всю ответственность на психолога. 2) Переадресовать проблему родителям. 3) Проводить единовременные и краткосрочные мероприятия, акции. 4) Отправлять участников (жертву и беллера) к директору, требовать от буллера извинений. 5) Рекомендовать жертве не обращать внимания. 6) Влияние на агрессора извне. 7) Разговор с детьми младшего школьного возраста. 8) Привлечение авторитетного союзника. Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность буллинга.
5 Как вы считаете, какие меры должен принять учитель, чтобы предотвратить действия буллинга?
6 Какие вы знаете виды нападок буллера?
7 Знаете ли вы методы выявления или диагностики буллинга?
По результатам данного социологического опроса составлены рекомендации по внедрению знаний о проблеме буллинга среди будущих учителей.
Рекомендации по выявлению и профилактике явлений буллинга в школьной среде для будущих учителей:
1) Проведение психологической диагностики среди школьников для выявления личностных особенностей школьника;
2) Консультации психолога по работе с личностными особенностями школьника, выявленными после диагностической работы;
3) Психолого-педагогическое просвещение будущих учителей, родителей о вопросе распространения явлений буллинга среди школьников;
4) Создание коррекционной программы для профилактической работы со школьниками в период обучения в школе.
5) Разработка курса для будущих учителей по работе с явлением буллинга.
Выводы. Буллинг - целенаправленное не санкционированное нормативно-правовыми актами конституции РФ, систематическое психологическое или физическое насилие с позиции одного человека или группы людей в сторону
индивида, имеющее преимущество и пользу в отношении своего статуса или состояния, происходящее непосредственно в коллективах, организованных общей целью и планом.
Мы выделяем две формы основные формы буллинга:
1) Физический буллинг - запланированное причинение личности ударов, пинков, побоев, телесных повреждений.
2) Психологический буллинг - форма агрессивного поведения, которая травмирующе воздействует на психику личности, при помощи вербальных и невербальных агрессивных действий. К психологическому буллингу причастен вербальный буллинг и невербальный буллинг.
В ситуации буллинга обычно выделяют пять ролей, которые берут на себя участники процесса.
Преследователь - организаторы травли, обидчики, которые обычно действуют исходя из интересов более сильного психологически соперника.
Жертва - личность, которая подвергается насилию, в основном данная личность встречается с низкой самооценкой и высоким уровнем тревожности.
Наблюдатель - личность, которая не вступает в ситуацию насилия, ей может быть как технический персонал, так и учитель школы.
Буллер - агрессор, личность, проявляющая целенаправленную агрессию в сторону жертвы.
Спасатель - личность или группа людей, выступающая на стороне жертвы.
С целью выявления знаний о проблеме буллинга среди будущих учителей студентам было предложено пройти анонимный опрос. В опросе приняло участие 70 человек, студенты 3-4 курсов педагогических специальностей. В результате проведенного исследования было выявлено, что студенты мало осведомлены о проблеме буллинга, что свидетельствует о том, что выдвинутая нами гипотеза предполагающая о том, что студенты мало осведомлены о проблеме буллинга, была доказана.
Литература:
1. Бердышев, И.С., Нечаева, М.Г. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики. Практическое пособие для врачей и социальных работников / И.С. Бердышев, М.Г. Нечаев. - СПб.: Питер, 2005.
2. Лэйн, Д. Школьная травля (буллинг). Детская и подростковая психотерапия / Д. Лэйн / под ред. Д. Лэйна, Э. Миллера. - СПб.: Питер, 2011.
3. Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2016.
4. Мальцева, О.А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления / О.А. Мальцева // Тюменский государственный университет. - 2011. - № 7.
5. Мерцалова, Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? / Т. Мерцалова // Директор школы. -
2018. - №3. - С. 25-32.
6. Молчанова, Д.В., Новикова, М.А. Противодействие школьному буллингу: анализ международного опыта / Д.В. Молчанова, М.А. Новикова / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 72 с.
7. Зиновьева, Н.О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации / Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова. - СПб.: Речь, 2005. - 248 с.
8. Шалагинова, К.С. Теоретико-методические основы деятельности педагога - психолога по предотвращению буллинга в школах Тульского региона: гендерно-возрастной аспект / под общ. ред. К. С. Шалагиновой. - Тула: Изд-во «ГРИФ и К», 2014.
9. Шереги, Ф.Э. Социология девиации : монография / Ф.Э. Шереги. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт,
2019. - 332 с.
Педагогика
УДК 378.046.4
преподаватель Тимошенко Нелли Александровна
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (г. Ессентуки)
ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Аннотация. В статье обосновывается востребованность последипломной подготовки для специалистов учреждений социального обслуживания. Автор выделяет характерные черты, преимущества и проблемы функционирования системы последипломной подготовки. На основе анализа педагогических исследований систематизируются основные элементы в понимании последипломной подготовки. Предлагается ее интерпретация как системы (система повышения квалификации, функционирующая на различных уровнях), процесса (целенаправленный процесс формирования у специалистов соответствующих профессиональных компетенций с фиксацией изменения их профессионального уровня) и результата (наличие объективных, поддающихся оценки изменений в уровне сформированности профессиональных качеств и способностей специалистов).Формулируются основные положения современной концепции последипломного образования. Рассматриваются возможности технологии модульного обучения в организации последипломной подготовки специалистов учреждений социального обслуживания.
Ключевые слова: непрерывное образование, последипломная подготовка, специалисты учреждений социального обслуживания, концепция последипломной подготовки, технология модульного обучения.
An^tatton. The article substantiates the demand for postgraduate training for specialists of social service institutions. The author highlights the characteristic features, advantages and problems of the functioning of the system of postgraduate training. Based on the analysis of pedagogical research, the main elements in the understanding of postgraduate training are systematized. It is proposed to be interpreted as a system (a system of advanced training functioning at various levels), a process (a purposeful process of formation of relevant professional competencies among specialists with fixation of changes in their professional level) and a result (the presence of objective, measurable changes in the level of formation of professional qualities and abilities of specialists ).The main provisions of the modern concept of postgraduate education are formulated. The possibilities of modular training technology in the organization of postgraduate training of specialists of social service institutions are considered.
Key words: lifelong education, postgraduate training, specialists of social service institutions, the concept of postgraduate training, modular training technology.