Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ УЧАСТНИКОВ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА'

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ УЧАСТНИКОВ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
202
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
буллинг / виды буллинга / агрессивность / тревожность / подростки / bullying / types of bullying / aggressiveness / anxiety / teenagers

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Король Наталья Валерьевна, Русак Александра Сергеевна

В статье рассмотрены подходы к определению феномена буллинга и его видам. Приведено исследование особенностей агрессивности и тревожности участников буллинга в школах. Исследование проводилось в формате анкетированного опроса учеников школ г. Минска. Количество респондентов ‒ 44 человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Король Наталья Валерьевна, Русак Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF AGGRESSIVENESS AND ANXIETY OF SCHOOL BULLYING PARTICIPANTS

The article considers approaches to defining the phenomenon of bullying and its types. A study of the characteristics of aggressiveness and anxiety of participants in bullying in schools is described. The study was conducted in the format of a questionnaire survey of schoolchildren in Minsk. The number of respondents ‒ 44 people.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ УЧАСТНИКОВ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА»

УДК 159.922+37.015.3+316.613.4

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ УЧАСТНИКОВ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА

Король Наталья Валерьевна

старший преподаватель кафедры социальной и организационной психологии БГУ,

Беларусь, г. Минск https://orcid. org/0009-0005- 7815-8195 E-mail: korolnatallia@yandex. ru

Русак Александра Сергеевна

студент кафедры социальной и организационной психологии БГУ,

Беларусь, г. Минск E-mail: korolnatallia@yandex. ru

FEATURES OF AGGRESSIVENESS AND ANXIETY OF SCHOOL BULLYING PARTICIPANTS

Korol Natallia

Senior Lecturer of Belarusian State University Department of Social and Organizational Psychology,

Belarus, Minsk https://orcid. org/0009-0005- 7815-8195 E-mail: korolnatallia@yandex. ru

Rusak Alexandra

Student of Belarusian State University

Department of Social and Organizational Psychology,

Belarus, Minsk E-mail: korolnatallia@yandex. ru

Аннотация. В статье рассмотрены подходы к определению феномена буллинга и его видам. Приведено исследование особенностей агрессивности и тревожности участников буллинга в школах. Исследование проводилось в формате анкетированного опроса учеников школ г. Минска. Количество респондентов - 44 человека.

Abstract. The article considers approaches to defining the phenomenon of bullying and its types. A study of the characteristics of aggressiveness and anxiety of participants in bullying in schools is described. The study was conducted in the format of a questionnaire survey of schoolchildren in Minsk. The number of respondents - 44 people.

Ключевые слова: буллинг, виды буллинга, агрессивность, тревожность, подростки.

Keywords: bullying, types of bullying, aggressiveness, anxiety, teenagers.

Буллинг в социальной среде является травлей одного из членов коллектива со стороны другого или даже со стороны группы лиц. Данное социальное, групповое явление, происходящее регулярно и имеющее под собой целью унижение человеческого достоинства. По определению И.С. Кона, буллинг - это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе [8].

Дэн Олвеус - один из первых психологов, масштабно изучивших проблему буллинга, определил его как целенаправленное, повторяющееся

агрессивное поведение, направленное против того, кто не может себя защитить [14]. Дэн Олвеус применил данный термин как для случаев, где агрессором является один подросток, так и для ситуаций, когда травлей занимается группа людей. Некоторые исследователи предлагают использовать термин «моббинг» (от mob - толпа), но данный вариант встречается достаточно редко, так как с точки зрения жертвы нет принципиальной разницы между буллингом со стороны одного человека и группы агрессоров [6].

Изучая проблему буллинга в школьной среде К.М. Дж. Арора (Arora) (1994), пришел к выводу, что буллинг - поддающиеся наблюдению действия, имеющие место в общении между детьми в школе, которые являются причиной появления чувства обиды или стресса [11].

Р. Дж. Хейзлер (R. J. Hazier) (1996) говорит о том, что буллинг может быть совершен индивидуально или в группах и провоцирует нарушение правил взаимодействия, в котором доминирующий субъект («обидчик») неоднократно демонстрирует такое поведение, которое вызывает замешательство менее доминирующего субъекта («жертвы»). «Обидчик» получает удовлетворение от преимущества над «жертвой», которая является более слабой в физическом и психологическом плане, «обидчик» применяет такое поведение, чтобы обесценить другого, выделиться на его фоне [12].

Е. Роланд описывает «буллинг-структуру». Это социальная система, которая включает в себя преследователей, их жертв и сторонних наблюдателей. Каждый участник имеет свое мнение о происходящем [10].

О.Л. Глазман в отличие от многих авторов считает, что буллинг - это не само насилие и травля по отношению к индивидууму, а стереотип взаимодействия в группе, при котором человек на протяжении длительного времени встречается с намеренным причинением ему вреда или дискомфорта со стороны другого человека или группы людей, обладающих большей властью

[3].

Согласно С.В Кривцовой буллинг - это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил агрессора и жертвы, и эта агрессия

имеет тенденцию повторяться. Кривцова считает, что неравенство сил и повторяемость являются двумя существенными признаками буллинга [9].

В настоящее время хотя и существуют различные подходы к определению и пониманию буллинга, во всех исследованиях подчеркивается, что буллингом могут называться лишь систематические и продолжающиеся насильственные действия. Чаще всего в психологической литературе буллинг определяется как систематически повторяющиеся, умышленные действия, приводящие к вредным для физического и/или психологического здоровья человека последствиям [4].

Травля неизменно подразумевает дисбаланс власти, где жертва слабее чем агрессор. Буллинг не происходит, когда конфликт случается между людьми, равными по силе. Это различие принципиально важно, потому что последствие повторных нападений или угроз со стороны более могущественного человека или группы будут отличаться от последствий угроз от человека, равного по силе и статусу. В первом случае человек склонен чувствовать себя более беспомощным [16].

Систематичность издевательств, злой умысел и неравное распределение сил между жертвой и агрессором - основные критерии травли. В ситуации буллинга сильные атакуют, преследуют и запугивают слабых. Предпосылкой любой травли является отсутствие уважения к личности.

В основе обсуждения роли школы (и, в частности, ситуаций буллинга) для благополучия детей непосредственно во время учебы и в контексте долговременных последствий лежит предположение о том, что школа для учащихся выступает моделью мира. Дети погружены в этот мир на протяжении многих лет и, покидая школу, ожидают на выходе столкнуться с процессами и отношениями, аналогичными тем, что были в школе. Соответственно, те навыки и ценности, а также те ограничения и дефициты, которые были присвоены или сформированы в школе, играют большую роль в дальнейшей социализации выпускников [1].

Буллинг начинает проявляться в детских коллективах начиная с 8 -9 лет,

пик приходится на 11-13 лет. Примерно в возрасте 15-16 лет дети успокаиваются, и ситуации буллинга утихают [10].

Используются три основания для классификации видов и типов буллинга, в соответствии с которыми разрабатываются и внедряются специализированные исследовательские программы, программы помощи и профилактики [2].

Первая из них - основана на характеристиках объекта насилия/ жертвы. К характеристикам могут относиться пол (буллинг над женщинами), возраст (буллинг среди подростков), состояние (буллинг над инвалидами), этическая принадлежность, социальный статус и др.

Вторая классификация - та социальная среда или сфера, в которой совершается буллинг. С данной позиции различают буллинг в семье, школьный буллинг, буллинг на рабочем месте.

Конкретные формы и способы буллинга постоянно меняются. Новейшее «достижение» в этой области - так называемый кибербуллинг, т. е. буллинг, осуществляемый с помощью электронных средств коммуникации. Кибербуллинг, киберзапугивание происходит в киберпространстве, где он обычно проявляется в отправке жертве сообщений с угрозами или публикации унижающих достоинство жертвы фотографий и видео в социальных сетях или даже в создании поддельных веб-сайтов с унижающей жертву информацией. В социальных сетях буллер часто работает инкогнито, а его запугивающие сообщения распространяются стремительно. Интернет пространство помогает агрессивной стороне оказать сильное психологическое воздействие, оставаясь при этом неизвестным, а жертвы, в свою очередь, запуганы так сильно, что боятся признаться и говорить о данной ситуации [5].

Для эмпирического определения личностных особенностей школьников -участников буллинга нами применялись следующие методики:

1. Для диагностики агрессивности использовался тест Басса-Дарки в адаптации Г.В. Резапкиной.

2. Для определения уровня тревожности применялась шкала

Спилбергера-Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности.

3. Русскоязычная версия опросника Ольвеуса «Роли жертвы и агрессора в ситуации школьного буллинга» в адаптации Е.В. Бушиной, А.М. Муминовой.

Выборка исследования: количество респондентов - 44 человека. Возраст респондентов: 12-17 лет, из них 11 мужского пола и 33 женского.

С помощью шкал виктимизации и агрессии опросника Ольвеуса нам удалось установить, что в выборке 22% респондентов можно отнести к жертвам буллинга, а 11% сами проявляют агрессию по отношению к другим.

9% - это «агрессивные жертвы» в классификации Ольвеуса. Они поддаются провокациям буллера и в результате сами проявляют яркую агрессивную реакцию. То есть они выступают и как жертвы и как агрессоры.

Также нами были определены группы наблюдателей, защитников и тех, кто не сталкивался с буллингом. Они были выделены в соответствии с вопросом 26 опросника Ольвеуса. Как ты обычно реагируешь, когда видишь или понимаешь, что ученик твоего возраста подвергается травле со стороны других учеников? Варианты ответов:

• Я никогда не замечал, чтобы ученики моего возраста подвергались травле.

• Я не принимаю участие в травле.

• Я ничего не предпринимаю, но считаю, что в травле нет ничего плохого.

• Я просто наблюдаю за происходящим.

• Я ничего не предпринимаю, но думаю, что должен помочь ученику, которого травят.

• Я стараюсь помочь ученику, которого травят, любым способом.

Те респонденты, кто выбрал ответ: «Я никогда не замечал, чтобы ученики моего возраста подвергались травле» были отнесены к категории тех, кто никогда не сталкивался с буллингом.

Те респонденты, кто выбрал ответ: «Я стараюсь помочь ученику, которого травят, любым способом» были отнесены к категории защитников.

Кроме того, среди респондентов были ответы «Я ничего не предпринимаю, но думаю, что должен помочь ученику, которого травят» и «Я просто наблюдаю за происходящим». Эти респонденты были отнесены к категории наблюдателей.

Ответ «Я ничего не предпринимаю, но считаю, что в травле нет ничего плохого» не был дан ни одним респондентом.

Также в рамках опросника «Роли жертвы и агрессора в ситуации буллинга» нам удается возможным проанализировать отдельные вопросы, которые касаются видов буллинга в подростковой среде. Таким образом, 23% респондентов хотя бы раз сталкивались с вербальным буллингом, 16% сталкивались с бойкотом и изоляцией, 7% сталкивались с физическим буллингом, 27% сталкивались со слухами и сплетнями в свой адрес, 16% сталкивались с отъемом денег или других вещей.

С помощью непараметрического критерия Краскела-Уоллиса нами были обнаружены следующие статистически значимые различия в личностных особенностях школьников, занимающих различные роли в буллинге:

Имеются статистически значимые различия р<0,05 между учащимися, занимающими разные роли в ситуации буллинга, в уровне личностной тревожности.

Попарные сравнения показали, что различия имеются в паре защитник -жертва (р<0,01), буллер-жертва (р<0,01) и наблюдатель-жертва (р<0,05).

У жертв самый высокий уровень личностной тревожности.

Логично предположить, что жертва испытывает дискомфорт и тревогу в общении с одноклассниками, опасаясь очередных эпизодов травли, в то время как свидетели и те, кто не сталкивался с травлей, чувствуют себя более комфортно. Это подтверждают данные, полученные в других отечественных и зарубежных исследованиях, которые показывают, что «жертвы» характеризуются как тревожные, часто неуверенные, сверхосторожные, даже пугливые. Олвеус в своих работах также описывает жертв травли («victims») как чувствительных, тревожных, склонны к слезам [13].

Олвеус указывал, что у жертв часто низкая самооценка, негативные убеждения о самом себе и высокая тревожность. Эти особенности могут быть как следствиями травли, так и ее предпосылками - «сигналами» другим детям о том, что ребенка легко сделать жертвой [15].

Кроме того, имеются различия в парах защитник и респондент, который не сталкивался с буллингом (р<0,05). У защитника уровень личностной тревожности ниже.

Это согласуется с данными исследований, которые среди факторов, значимо ассоциированных с поведением защитников, выделяют высокую самооценку, высокие показатели эмпатии и способность эффективно решать возникающие проблемы [17]. Надо иметь смелость и достаточно высокий уровень уверенности в себе, чтобы защищать жертву, не боясь оказаться на ее месте.

Ещё одно различие наблюдается в паре буллер и агрессивная жертва (р<0,05). У агрессивной жертвы уровень личностной тревожности выше.

Эти результаты согласуются с данными Олвеуса, что так называемые «преследователи/жертвы» («bully/victims»), или «провоцирующие жертвы» часто импульсивны, вспыльчивы, у них отмечается тревожная и депрессивная симптоматика. Именно они показывают самый высокий уровень суицидов и ауто-агрессивного поведения.

Агрессивные «жертвы» описываются сверх-агрессивными и эмоционально нестабильными. В ситуации буллинга они характеризуются комбинацией из тревожных и агрессивных реакций, легко раздражаются и впадают в состояние гнева, поддаются провокациям. Их быстро охватывают неприязненные чувства в провокационной ситуации, и они становятся не способны правильно интерпретировать намерения или высказывания. Исходя из этого, агрессивные «жертвы» и похожи, и отличаются от «обидчиков» и покорных «жертв» [14].

Имеются статистически значимые различия р<0,05 между учащимися, занимающими разные роли с ситуации буллинга, в уровне раздражения.

Попарные сравнения показали, что различия имеются в паре защитник -буллер и наблюдатель-буллер с уровнем р<0,05. А также в паре буллер-жертва с уровнем значимости р<0,05. У зачинщиков травли более высокий уровень раздражения.

Д. Олвеус (D. Olweus) также отмечал, что «обидчики» характеризуются как индивиды, обладающие высоким потенциалом общей агрессивности. У преследователей («bullies») отмечается готовность применять насилие для самоутверждения и импульсивность; они легко испытывают фрустрацию, с трудом соблюдают правила, демонстрируют грубость и отсутствие сострадания к жертвам, агрессивны со взрослыми [15].

Подростковая агрессия часто может быть вызвана реагированием на трудные жизненные ситуации, которые связаны с пубертатным периодом. Они могут испытывать так называемый «подростковый кризис», симптомом которого как раз является проявление агрессивности.

Подростки так же проявляют свою агрессивность в качестве защитной или же оборонительной реакцией, с целью того, чтобы отстоять свои права, свою позицию в коллективе, желанием показать себя взрослым, настаивать на уважительном отношении к себе. Меняются установки, мировоззрение, отношение к окружающим, восприятие. Такие изменения в психологическом мире подростка - это большой стресс для него. Поэтому при нестабильных и неблагоприятных условиях, при малейшем раздражении подросток реагирует агрессивными и, зачастую, разрушающими выпадами.

Ребенок, в своих вертикальных отношениях обычно получает любовь и заботу. В семьях, где так не происходит, ребенок становится агрессивным и раздражительным. Свою злость он выносит на отношения с другими людьми. На свою раздражительность в коллективе они часто не встречают сопротивления, поскольку их жертвы склонны уклоняться от конфликтов [7].

Имеются статистически значимые различия (р<0,05) между учащимися, занимающими разные роли в ситуации буллинга, в уровне негативизма.

Попарные сравнения показали, что различия имеются в парах жертва -

буллер, жертва - агрессивная жертва с уровнем р<0,05. А также в паре буллер -наблюдатель и наблюдатель - агрессивная жертва с уровнем значимости р<0,05. У зачинщиков травли и агрессивных жертв более высокий уровень негативизма.

Негативизм - оппозиционная манера поведения, направленная против авторитетов, в форме активной борьбы против правил и норм. Подростковый кризис нередко сопровождается бунтом, негативизмом в отношении правил со стороны взрослого. Невозможность проявить агрессию по отношению к взрослому может привести к проецированию агрессивного поведения на сверстника, который чаще всего оказывается физически слабее.

Таким образом, в ходе исследования мы выявили психологические особенности школьников, занимающих различные позиции в буллинге. На наш взгляд, построение мер профилактики буллинга в образовательной среде должно опираться на развитие или коррекцию соответствующих личностных ресурсов участников данного процесса, так как это будет способствовать не только снижению проявлений буллинга, но и развитию более гармоничных личностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бочавер А.А. Последствия школьной травли для ее участников // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2021. - Т. 18. - № 2. -С. 393-409.

2. Волкова И.В. Характеристики субъектности и психологического благополучия у подростков-защитников в ситуации буллинга в школе // Психология человека в образовании. - 2019. - Т. 1. - № 2. - С. 110-116.

3. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга / О.Л. Глазман // Изв. Рос. гос. пед. ун-та имени А.И. Герцена. - СПб., 2009. -№ 105. - С. 159-165.

4. Екимова В.И., Залалдинова А.М. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? [Электронный ресурс] // Современная зарубежная

психология. - 2015. - Т. 4. - № 4. - С. 5-10.

5. Ерина И.А., Бузни В.А., Корж А.А. Буллинг и пути его профилактики в образовательной практике // Мир науки, культуры, образования. -2021. - № 1 (86). - С. 81-83.

6. Иванюшина В.А., Ходоренко Д.К., Александров Д.А. Распространенность буллинга: возрастные и гендерные различия, значимость размера и типа школы // Вопросы образования. - 2021. - №. 4. - С. 220-242.

7. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин. -Спб.: Питер, 2014. - 368 с.

8. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа. - 2006. - № 11. - С. 15-18.

9. Кривцова С.В. Буллинг в школе vs сплоченность неравнодушных: организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию / С.В. Кривцова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральный ин-т развития образования, Центр развития психологической службы. - М.: ФИРО, 2011. - 119 с.

10. Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде / В.Р. Петросянец // Вестник ТГПУ. - 2011.- № 6. - С. 151-154.

11. Arora C. M. J. Measuring bullying with the life in School checklist // Patoral Care in Educate. - 1994. - № 12. - P. 11-15.

12. Hazler R. J. Breaking the cycle of violence: interventions for bullying and victimizate. - Washington, DC: Accelerated Devetopment. - 1996. -131 p.

13. Olweus D. Bully/victim problems in school: Facts and intervention. European Journal of Psychology of Education. - 1991. - Уо1. 12. - P. 495-510.

14. Olweus D. Bullying at school: What we know and what we can do. Malden, MA: Cambridge. - 1993. - 140 p.

15. Olweus D., Limber S. P. Olweus Bullying Prevention Program: Teacher Guide. Center City, MN: Hazelden Publis hing, - 2007. - 170 p.

16. Rigby K. ^nsequences of bullying in schools // Can J Psychiatry. -2003. - УО1. 48 (9). - P. 583-590.

17. Yang S.A., Kim D.H. Factors associated with bystander behaviors of Korean youth in school bullying situations: A cross-sectional study // Medicine. -2017. - Vol. 96. - № 32. - doi: 10.1097/MD.0000000000007757.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.