Научная статья на тему 'Бухгалтерский учет скидок в розничной торговле и направления его совершенствования'

Бухгалтерский учет скидок в розничной торговле и направления его совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВАЯ НАЦЕНКА / УЧЕТНАЯ ЦЕНА / ПРОДАЖНАЯ ЦЕНА / СКИДКИ / МЕТОДИКА УЧЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонова Н. А.

Статья посвящена вопросам, связанным с бухгалтерским учетом скидок в розничной торговле. Рассматриваются особенности учета скидок и анализируются существующие методики; предлагаются разработанные рекомендации по его совершенствованию, позволяющие сформировать и достоверно отразить информацию о предоставленных покупателям скидках, использовать данные составления правильных налоговых деклараций, осуществлять финансовый анализ эффективности деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бухгалтерский учет скидок в розничной торговле и направления его совершенствования»

ISSN 2221-7347

Экономика и право

УДК 657.9

Н. А. Антонова

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ СКИДОК В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Статья посвящена вопросам, связанным с бухгалтерским учетом скидок в розничной торговле. Рассматриваются особенности учета скидок и анализируются существующие методики; предлагаются разработанные рекомендации по его совершенствованию, позволяющие сформировать и достоверно отразить информацию о предоставленных покупателям скидках, использовать данные составления правильных налоговых деклараций, осуществлять финансовый анализ эффективности деятельности.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, розничная торговля, торговая наценка, учетная цена, продажная цена, скидки, методика учета.

Переход России к рыночным отношениям внес существенные изменения в организационную структуру торговли, как отрасли экономики. Вместо привычной системы государственной торговли появилось множество коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, которые действуют на основе законов рыночной экономики. Исторический процесс развития торгового хозяйства способствовал обособлению сферы обращения и выделению в ней отраслей - оптовой и розничной торговли.

Розничная торговля как вид хозяйственной деятельности представляет собой процесс продажи собственных товаров или товаров взятых на комиссию конечному потребителю. Розничная торговля - одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения, способная стимулировать производство, влиять на его структуру, а также определять характер и специфику потребления.

В связи с событиями, происходящими в мировой экономике, а именно в кризисной обстановке, которая сопровождается перепроизводством товаров, уменьшением реальных доходов населения, уменьшением объемов потребительского кредитования, и как следствие, уменьшении покупательской способности, игроки рынка розничной торговли прибегают к различным методам стимулирования покупательского спроса.

Одним из основных методов, способствующих увеличению объемов потребления, является метод предоставления скидок.

Определение такой категории, как «скидка» в гражданском законодательстве, в документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, в Налоговом Кодексе отсутствует. В большом экономическом словаре А. Н. Азрилияна «скидка - условие сделки, определяющее размер уменьшения базисной цены товара, указанной в сделке» [4]. Следовательно, скидку можно охарактеризовать как уменьшение цены товара, работы или услуги при выполнении покупателем или заказчиком определенных условий, устанавливаемых продавцом. К таким условиям можно отнести: оплата товаров в течение установленного срока, приобретение товаров в течение установленного периода времени, покупка товаров в указанном объеме и т.п.

В настоящее время типовые схемы учета реализации товаров со скидкой в нормативных документах не описаны. Теме бухгалтерского учета скидок в розничной торговле посвящено небольшое количество научных работ.

Таким образом, возрастает интерес к изучению темы бухгалтерского учета скидок в розничной торговле, а также полноты и правильности их отражения.

Бухгалтерский учет скидок зависит, во-первых, от способа учета товаров: по покупным или продажным ценам; во-вторых, от момента, когда предоставляется скидка: до отгрузки товара или же после.

Рассмотрим варианты учета для розничной торговли при предоставлении обычной скидки в момент покупки товара, при условии учета по продажным ценам на примере 3 различных методов при одинаковых начальных условиях.

© Антонова Н. А., 2011.

123

Новый университет. 2011. № 3.

ISSN 2221-7347

Розничная торговая организация приобрела товар в количестве 10 шт. по цене 16520 р. в т.ч. НДС, начислила торговую наценку 100000 р. Покупатель купил все 10 шт., и организация решила предоставить ему скидку 10% на все 10 шт. Необходимо произвести соответствующие записи на бухгалтерских счетах организации розничной торговли.

Рассмотрим первый метод учета скидок. Это метод С. Б. Беликовой [2]. Автор предлагает учитывать скидки следующим образом (табл.1). Выручка от продажи товаров отражается с учетом скидки. Торговая наценка уменьшается на сумму скидки - сторнировочная запись. Затем списывается продажная стоимость товара с учетом скидки, далее реализованная торговая наценка - сторнировочная запись.

При рассмотрении данного метода возникает вопрос, почему сразу не списать реализованную наценку в полной сумме? Ведь можно сделать одну учетную (сторнировочную) запись вместо двух:

Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продукции»

Кредит 42 «Торговая наценка» - 100 000, р.

Таблица 1

Содержание операции Корреспонденция счетов Сумма, р.

Дебет Кредит

Оприходован товар, 10 шт. 41/2 60 140000

НДС по приобретенным ценностям 19 60 25200

Начислена торговая наценка 41/2 42 100000

Выручка от продажи товаров (с учетом скидки 10%) 50 90/1 216000

Начислен НДС с объема реализации 90/3 68 32949

На сумму скидки уменьшена торговая наценка на товар 41/2 42 (24000)

Списана себестоимость проданных товаров 90/2 41/2 216000

Списана реализованная торговая наценка 90/2 42 (76000)

Выявлен финансовый результат (прибыль) 90/9 99 43051

Плюс данного метода - аналитическая цель - необходимость отражения факта предоставления скидки; минус - нет возможности сразу списать реализованную торговую наценку.

Теперь рассмотрим вариант учета скидок Патрова В. В. и Пятова М. Л. Этот метод имеет свои особенности. В данном случае выручка также отражается с учетом скидки. Списывается не продажная, а учетная себестоимость товаров, т.е. без учета скидки. Затем списывается реализованная торговая наценка - сторнировочная запись. Авторы исходят из того, что продажная стоимость товара - это покупная стоимость, увеличенная на сумму торговой наценки, а торговая наценка включает в себя НДС и процент прибыли организации [3].

При рассмотрении этого метода возникает вопрос, почему не отражено начисление НДС с реализации для организаций розничной торговли?

Таблица 2

Содержание операции Корреспонденция счетов Сумма, р.

Дебет Кредит

Оприходован товар, 10 шт. 41/2 60 140000

НДС по приобретенным ценностям 19 60 25200

Начислена торговая наценка 41/2 42 100000

Выручка от продажи товаров (с учетом скидки 10%) 50 90/1 216000

Списана учетная себестоимость проданных товаров 90/2 41/2 240000

Сторнирована реализованная торговая наценка 90/2 42 (100000)

Выявлен финансовый результат (прибыль) 90/9 99 76000

124

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Плюс данного метода - небольшое количество учетных записей; минус - не отражена операция по начислению НДС с объема реализации.

Учет скидок недостаточно регламентирован Планом счетов. В рассмотренных примерах скидки отражались только по счету 42 «Торговая наценка», обобщающему информацию о предоставленных скидках организациями розничной торговли, применяющих в качестве учетных продажные цены [1].

Но внутренняя учетная система предприятия должна быть построена таким образом, чтобы формировалась достоверная информация не только для определения налогооблагаемых оборотов, но и для анализа результата применения скидок как формы привлечения покупателей.

Рассмотрим предлагаемый способ учета скидок на предприятиях розничной торговли. Корреспонденция счетов представлена в табл. 3.

Для отражения предоставленных покупателям скидок предлагается использовать любой по действующему Плану счетов свободный счет, к примеру, счет 48 «Скидки». Аналитический учет по данному счету можно вести, к примеру, по категориям покупателей или по видам предоставляемых скидок. Выручка розничной организации отражаются без учета скидки, сама скидка отражается на активном счете 48 «Скидки» (рис.1). По дебету счета - предоставлена скидка, по кредиту - использована скидка.

48 «Скидки»

предоставление скидки использование скидки

Рис.1. Схема активного синтетического счета 48 «Скидки»

К счету 90 «Продажи» для уточнения оценки выручки с учетом предоставляемых покупателям скидок открыть субсчет 90.8 «Оценка выручки с учетом предоставленной скидки». После предоставления скидки корректируется НДС с объема реализации - сторнировочная запись. Далее списывается стоимость товаров с учетом скидки. На сумму скидки уменьшается торговая наценка и затем списывается реализованная торговая наценка - сторнировочные записи.

Таблица 3

Содержание операции Корреспонденция счетов Сумма, р.

Дебет Кредит

Оприходован товар, 10 шт. 41/2 60 140000

НДС по приобретенным ценностям 19 60 25200

Начислена торговая наценка 41/2 42 100000

Выручка от продажи товара 50 90/1 240000

Начислен НДС с объема реализации 90/3 68 36610

Покупателю предоставлена скидка 10% 48 50 24000

Скорректирована выручка на сумму предоставленной скидки 90/8 48 24000

Скорректирован НДС с реализации на сумму предоставленной скидки 90/3 68 (3661)

Списана себестоимость проданных товаров с учетом скидки 90/2 41/2 216000

На сумму скидки уменьшена торговая наценка на товар 41/2 42 (24000)

Сторнирована реализованная торговая наценка 90/2 42 (76000)

Выявлен финансовый результат (прибыль) 90/9 99 43051

125

Новый университет. 2011. № 3.

ISSN 2221-7347

Представленная методика учета скидок отличается рядом плюсов: стройностью, логичностью в отношении отражения последовательности всех фактов хозяйственной жизни, удобством для управленческого анализа.

При данном способе учитывается операция по начислению НДС с реализации, отражается факт предоставления скидки, возможна корректировка суммы выручки благодаря использованию субсчета 90.8, в том случае, если розничная торговая фирма решила предоставить своему покупателю скидку уже после факта оплаты.

Таким образом, предложенная методика, продемонстрированная в табл. 3, позволяет решить проблему, которая была затронута в данной статье: определить особенности учета скидок в розничной торговле и, самое главное, предложить наиболее грамотный метод их отражения в бухгалтерском учете.

В заключение следует отметить, что предлагаемый метод бухгалтерского учета предоставляемых покупателям скидок позволит решить сразу несколько задач: предотвратит ошибки при учете скидок на предприятии розничной торговли, поможет избежать налоговых санкций, повысит аналитичность информации в отношении покупателей предприятия, позволит принимать рациональные решения на основе полученной информации в целях управления товарным потоком.

Библиографический список

1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению: Приказ Минфина РФ от 31.10.00 г. №94 н (в ред. от 08.11.10 г.).

2. Беликова С. Б. Учет торговых скидок на предприятиях розничной торговли. [Интернет-ресурс для бухгалтеров]. URL: http://buh.ru/document-777 (дата обращения 15.03.2011 г.).

3. Патров, В. В., Пятов, М. Л. Бухгалтерский учет и налогообложение операций с товарами. - М., 2002.

4. Большой экономический словарь/ под ред. А. Н. Азрилияна. 7-е изд., доп. - М.: Институт новой экономики, 2007. - 1472 с.

Статья поступила в редакцию 20.04.2011.

АНТОНОВА Надежда Александровна - студент Кубанского государственного университета.

126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.