Научная статья на тему 'Отражение в учете операций предоставления и получения скидок'

Отражение в учете операций предоставления и получения скидок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никандрова Л. К.

В современных условиях предприятиям довольно часто приходится заниматься не только сбытом своей продукции, но и реализацией покупных товаров, поэтому проблемы отражения в учете торговых скидок актуальны для многих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отражение в учете операций предоставления и получения скидок»

скинул, но не выкинул

отражение в учете операций предоставления

и получения скидок

Никандрова Л. К.

доцент кафедры экономики и бухгалтерского учета Российского заочного института текстильной и легкой промышленности

В современных условиях предприятиям довольно часто приходится заниматься не только сбытом своей продукции, но и реализацией покупных товаров, поэтому проблемы отражения в учете торговых скидок актуальны для многих.

Осуществление торговой деятельности, в том числе и неторговыми предприятиями, в рыночных условиях часто сопровождается применением торговых скидок, которые представляют собой уменьшение начальной (продажной) цены товаров, подлежащих продаже в соответствии с заключенным между продавцом и покупателем договором. Установление скидки обеспечивает покупателю получение выгоды, если он соглашается выполнить соответствующие условия договора. Как правило, в договоре определяется порядок предоставления скидки, её размер в зависимости от объема или суммы закупки, сроков оплаты, поставки и т.д. Специалисты в области экономики торговли различают следующие виды скидок:

- простая - при разовой закупке, то есть начальная цена уменьшается один раз при заключении сделки (договора);

- сложная - снижение цены в течение срока действия сделки, до достижения оговоренного сторонами объема закупки;

- оптовая - (за оборот) применяется при оптовых закупках и зависит от объема или частоты закупок в течение, например, года;

- дилерская - предоставляется постоянному оптовому покупателю (дилеру);

- бонусная - при покупке на установленную

сумму либо в опреде- как правило, в договоре

ленном количестве;

- специальная - предо- определяется порядок

ставляется привилеги-

рованным покупателям, предоставления скидки,

в которых продавец

особо заинтересован; её размер в зависимости от

- сезонная - при покуп-

ке товаров по оконча- объема или суммы закупки,

нии соответствующего

времени года; сроков оплаты, поставки и т.д.

- сбытовая - предостав- _

ляется посреднику за оказание услуг по продаже товаров, на которые установлены фиксиро- _

ванные цены;

- экспортная - при продаже товаров на экс- _

порт (за границей) с целью повышения их кон- _

курентоспособности и др. _

Кроме того, скидки могут предоставляться за _

платеж наличными, за отклонения от условий

сделки по срокам доставки товаров, по качеству товаров (так называемая рефакция), за невозможность осуществления технического обслуживания. Скидка может предоставляться _

при покупке товаров, бывших в употреблении, а также при условии возврата покупателем ранее приобретенного у продавца аналогичного

товара. Поставщики могут предоставлять скид- _

ки розничным торговым предприятиям на возможные потери товаров, на возмещение дополнительных транспортных расходов. В случае _

использования механизма скидок начальную цену принято называть ценой-брутто, а цену с учетом скидки - ценой-нетто.

В настоящее время наиболее широкое распро- _

странение получили скидки, предоставляемые покупателю при приобретении товаров одного наименования в определенном количестве или товаров одного или нескольких наименований на заранее определенную сумму, а также за скорейшую оплату проданных товаров. Форма _

предоставления скидки может быть стоимостной (уменьшение цены товара) и натуральной (отпуск товара бесплатно).

Предприятия могут получать скидки от своих _

поставщиков, являясь покупателями, и предо-

ставлять их своим покупателям, становясь продавцами (поставщиками). Возможность и необходимость предоставления скидок устанавливаются предприятием-продавцом в зависимости от спроса на товары в качестве стимулятора их продаж (сбыта), так как предоставление скидок увеличивает объем продаж, ускоряет оборачиваемость товаров, что приводит к высвобождению оборотных средств и, тем самым, позволяет получать дополнительную прибыль. Размеры предоставляемых скидок определяются в договорах купли-продажи (поставки), либо в приказах (распорядительных документах) руководителей предприятий, в которых должно быть, в частности, указано, в течение какого периода времени действуют скидки, порядок и условия их предоставления, причи-снижения цен и т.д.

уже отметили, торговые скидки могут предоставляться как при приобретении товаров у поставщиков, так и при продаже товаров покупателям. Следует заметить, что порядок отражения в учете предоставления скидок ника_ кими нормативными документами подробно

не оговаривается. В специальной литературе эти вопросы встречаются нечасто, и, как правило, даваемые рекомендации носят противоречивый характер. Рассмотрим обе эти ситуации и особенности их отражения в бухгалтерском учете.

_ Отражение предоставляемых скидок в

__учете продавца (поставщика)

_ Наиболее простым и понятным случаем является оптовая продажа товаров в рамках разовой сделки купли-продажи в количестве (или на сумму), предусматривав случае использования ющем предоставление

покупателю скидки. В

механизма скидок начальную этой ситуации предоставление скидки в уче-

цену принято называть ценой- те поставщика не от__ражается, так как со-

брутто, а цену с учетом скидки вершившийся акт купли-продажи отражается - ценой-нетто в учете поставщика по

цене с учетом скидки - цене-нетто; продавец учитывает реализацию сразу в ценах-нетто. Иначе обстоит дело, если по условиям договора оптовая закупка товаров происходит в течение нескольких отчетных периодов, и покупатель получает скидку только после того, как объем закупки достигнет обусловленного размера. Поставщик отразит предоставление скидки покупателю лишь тогда, когда завершится исполнение договора, и объем закупки достигнет необходимого размера. До этого момента реализация товаров отражается типовыми проводками:

1. Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

К-т 90 «Продажи», субсчет «Выручка» - отражена дебиторская задолженность покупателя за отгруженные товары, равная продажной стоимости товаров с НДС (цена-брутто);

2. Д-т 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»,

К-т 41 «Товары», субсчет «Товары на складах» либо

К-т 43 «Готовая продукция» - списана отгруженная покупателю готовая продукция (товары) по фактической себестоимости;

3. Д-т 90 «Продажи», субсчет «НДС»,

К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» - выделена сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет;

4. Д-т 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» или субсчет «Коммерческие расходы», К-т 44 «Расходы на продажу», субсчет «Издержки обращения» - списаны издержки обращения (расходы на продажу), приходящиеся на реализованные в отчетном периоде товары;

5. Д-т 90 «Продажи», субсчет «Прибыль от продаж»,

К-т 99 «Прибыли и убытки» - на сумму прибыли от продаж.

Первым в этой цепочке проводок используется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», последним - счет 99 «Прибыли и убытки». На счете 62 отражается задолженность покупателя за отпущенные ему товары, равная продажной стоимости товаров, включая НДС. В случае пре-

доставления покупателю скидки его задолженность должна быть уменьшена. К этому моменту продавец уже выявил финансовый результат от продажи товаров и перенес его на счет 99 «Прибыли и убытки». Следовательно, предоставление скидки покупателю должно быть отражено в учете продавца методом красного сторно (сторнировочной записью), с одной стороны, с целью уменьшения задолженности покупателя, с другой стороны - с целью уменьшения финансового результата от продажи: Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», К-т 99 «Прибыли и убытки» - на сумму скидки с продажной цены товаров без НДС. Последняя проводка, предлагаемая нами для отражения предоставленной покупателю скидки, не предусматривается типовой корреспонденцией счетов, приведенной в Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утвержденной приказом Минфина от 30 октября 2000 года № 94н (далее - Инструкция). В соответствии с Инструкцией использование счета 99 «Прибыли и убытки» весьма ограничено. Встречающиеся в специальной литературе рекомендации по списанию суммы предоставленных скидок методом красного сторно по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», на наш взгляд, некорректны, так как фактически такая запись уменьшает прочие доходы, не связанные с продажей товаров, в то время как предоставление скидок уменьшает именно прибыль от продаж. Однако предприятие вправе выбрать любой из этих вариантов, если оно осуществляет операции по предоставлению скидок. Выбранный вариант отражения в учете результата от предоставления скидок должен быть предусмотрен учетной политикой и раскрыт в пояснительной записке к годовому отчету. Вместе с суммой продажной стоимости товаров должна быть скорректирована и сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет, так как изменилась сумма реальной выручки: Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «По НДС» - на сумму НДС, относящегося к сум-

ме предоставленной форма предоставления скидки

скидки методом красного сторно. может быть стоимостной

Отражение сторниро-

вочной проводки по де- (уменьшение цены товара)

бету счета 62 «Расчеты с

покупателями и заказ- и натуральной (отпуск товара

чиками» приводит к _

уменьшению задолжен- бесплатно) ности покупателя до

фактических размеров с учетом скидки (по це-

не-нетто), которая и будет им перечислена в _

обусловленные договором сроки, что отразится в учете поставщика: _

Д-т 51 «Расчетные счета», _

К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». _

Если продавцом является предприятие, реали- _

зующее товары в розницу, предоставление простой скидки покупателю уменьшает продажную цену товаров. Предоставление скидки по- _

купателю означает уменьшение уже сформированной продажной цены в части наценки, что следует отразить сторнировочной проводкой:

Д-т 41 «Товары», субсчет «Товары в розничной _

торговле»,

К-т 42 «Торговая наценка». На сумму выручки, поступившей в кассы предприятия за проданные товары, составляется традиционная проводка в ценах-нетто: Д-т 50 «Касса»,

К-т 90 «Продажи», субсчет «Выручка». В случае принятия решения о предоставлении покупателям «накопительной» скидки предприятие (продавец) выдает им специальные карточки, купоны и т.п., в которых фиксируется информация о сделанных покупателями приобретениях. При наступлении момента выполнения покупателем определенных условий, предусматривающих предоставление скидок, в учете продавца должно отразиться, с одной стороны, возникновение кредиторской задолженности перед этим покупателем, с другой стороны - уменьшение прибыли от продаж: Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с покупателями по предоставлению скидки» либо

ин

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Расчеты с покупателями по предоставлению скидки»,

К-т 99 «Продажи», субсчет «Выручка» либо К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» - на сумму причитающейся покупателю скидки (без НДС) методом красного сторно.

На сумму НДС, относящегося к сумме предоставляемой покупателю скидки, также составляется сторнировочная проводка: Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с покупателями по предоставлению скидки» либо Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Расчеты с покупателями по предоставлению скидки»,

68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «По НДС».

Запись методом красного сторно по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», либо 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Расчеты с покупателями по предоставлению скидки» фактически означает появление кредиторской задолженности перед покупателем, которая, как правило, не возмещается денежными средствами. Предоставление скидки осуществляется дополнительной выдачей определенного количества товаров, предусмотренного условиями, которые оговорены в распорядительных документах по издательству:

Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с покупателями по предоставлению скидки» либо Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Расчеты с покупателями по предоставлению скидки»,

К-т 41 «Товары», субсчет «Товары в розничной торговле» либо

К-т 43 «Готовая продукция» - на сумму предоставляемой покупателю скидки.

Окончание следует

рп

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.