Научная статья на тему 'Оптимизация учетного отображения корректировки цены и влияние на конкурентоспособность предприятия'

Оптимизация учетного отображения корректировки цены и влияние на конкурентоспособность предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНА / СКИДКА / УЧЕТ / КОРРЕКТИРОВКА ЦЕНЫ / БРЕНД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романчук Е. В., Сливка Я. В.

Рассмотрены примеры корректировки цены, предложена классификация скидок для целей бухгалтерского учета, разработана новая методика отображения предоставленных и полученных скидок. Рассмотрено двойственное влияние применения скидок на конкурентоспособность предприятия в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация учетного отображения корректировки цены и влияние на конкурентоспособность предприятия»

УДК 657.4

ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕТНОГО ОТОБРАЖЕНИЯ КОРРЕКТИРОВКИ ЦЕНЫ И ВЛИЯНИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Е. В. РОМАНЧУК,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета E-mail: kateryna_2004_@mail. ru

Я. В. СЛИВКА,

соискатель кафедры бухгалтерского учета E-mail: iacia@mail. ru Житомирский государственный технологический университет, Украина

Рассмотрены примеры корректировки цены, предложена классификация скидок для целей бухгалтерского учета, разработана новая методика отображения предоставленных и полученных скидок. Проанализировано двойственное влияние применения скидок на конкурентоспособность предприятия в целом.

Ключевые слова: цена, скидка, учет, корректировка цены, бренд.

В деятельности каждого предприятия периодически возникают ситуации, когда необходима ценовая корректировка, например при изменении первоначальной стоимости активов или цены их реализации. В первом случае изменение стоимости активов связано с частичной потерей товарами физических качеств, корректировкой цены поставщиком, во втором - решение о снижении цены при реализации принимается предприятием в комплексе с ранее утвержденной ценовой политикой.

Анализ работ, посвященных отображению корректировки цены в бухгалтерском учете, показал, что данному вопросу уделено недостаточно внимания в научных исследованиях. Причиной этого является регламентация проведения уценки и дооценки стоимости активов, в то время как предоставление скидок, нарушение условий договора имеют прак-

тический характер и отображаются в комментариях к соответствующим нормативным актам. Однако вопрос остается открытым. Каждый год возникает множество конфликтов по поводу отображения в учете данных о реализации продукции и ее корректировке между предприятием и представителями налоговой, а также антимонопольных служб. Непростым становится оправдание корректировки цены для потребителя. Ведь если предприятие может снизить цену, то почему ее первоначальный уровень был столь высок?

Корректировка цены влияет на расчеты показателей конкурентоспособности предприятий, непосредственно или косвенно использующие данные объемов выручки от реализации, прибыли, дебиторской задолженности.

Необходимость обоснования отображения в учете корректировки цены, изучение влияния на изменение конкурентоспособности предприятия определили актуальность и цель исследования.

Влияние отображения цены в учете на показатель конкурентоспособности предприятия. Цена является основным фактором объема выручки от реализации, дохода, рентабельности продукции и соответственно конкурентоспособности предприятия. Ценообразование предприятия зависит от стратегических целей компании (завоевать долю

рынка, повысить доходность, проникнуть на рынок, защитить свои рыночные позиции). Однако установление первоначальной цены на товар не завершает процесса ценообразования. В цене должны отображаться влияние рынка, его обратное воздействие на действия производителя по установлению цены, ее дальнейшее снижение или повышение.

Возможность безубыточного снижения цены предприятие рассчитывает на базе результатов маркетинговых исследований, прогнозных ответных действий конкурентов, особенностей жизненного цикла товара, использования эффекта масштаба и т. д. Вместе с тем все это служит предпосылками, в то время как на счетах отображаются следствия принятых и реализованных управленческих решений.

Как отмечают С. Мошенский и О. Олейник [7], понятие конкурентоспособности предприятия включает комплекс экономических характеристик, определяющих его позицию на отраслевом рынке. Продукция является конкурентоспособной, если уровень ее нормативных экономических и технических параметров не ниже уровня требований конкретной группы потребителей в соответствии с результатами сегментации рынка. Таким образом, конкурентоспособность предприятия можно определить как относительную характеристику, порождающую отличия процесса развития предприятия от предприятия-конкурента, как по степени удовлетворения потребителей продукцией, так и по эффективности предпринимательской деятельности [7, с. 602]. Корректировка цены реализации непосредственно влияет на формирование лояльности покупателей и ведет к формированию дополнительных конкурентных преимуществ.

Как утверждают Р. Доктерс и М. Риопел, способность получать ценовую надбавку - прямое отражение конкурентного преимущества продукта, бренда и компании [5]. При исследовании формирования цены И. Имас отметил, что наиболее распространенная методика ценообразования заключается в сохранении существующих цен или регулировании процентных отчислений от достигнутой цены. Изменение цены на 7 % легко воспринимается торговым персоналом, внедряется в систему выставления счетов и вписывается в финансовые планы. У потребителей же можно попытаться выработать привычку включать в свои бюджеты ежегодное повышение цен, а конкуренты в свою очередь не станут нервничать и не начнут ценовую войну [5].

При корректировке цены важен расчет возможных изменений внешних факторов: реакция покупателей и конкурентов. Как следствие, влияние корректировки цены на финансовые показатели предприятия зависит от метода корректировки цены.

Методы корректировки цены. Автор работы [3] выделяет ряд методов отображения корректировки цены в бухгалтерском учете:

- корректировка стоимости при утрате свойств активами, находящимися на стадии производства или на складе;

- корректировка стоимости продукции на послепродажной стадии;

- корректировка стоимости при осуществлении торговой деятельности;

- предоставление торговым предприятием послепродажных скидок;

- корректировка стоимости основных средств и малоценных необоротных материальных активов.

В первом случае в учете отображают увеличение дополнительного капитала, потери от утраты активами стоимости, потери от утраты или брак, увеличение или уменьшение стоимости составляющих себестоимости, предоставление претензии поставщику. Корректировка стоимости продукции на послепродажной стадии происходит в случае нарушения условий договора (поставка товара другого вида, другого качества), что приводит к корректировке данных расчетных счетов и счета доходов методом красного сторно. Корректировка стоимости при осуществлении торговой деятельности предусматривает использование скидок или предоставление контрагенту подарка, что в учете отражается как безвозмездная передача актива или же приравнивается к договорной цене, вследствие чего в учете не отображается (на сумму скидки предприятие сторнирует начисленную ранее торговую наценку). В рассмотренных случаях обязательной является корректировка ранее отображенных налоговых обязательств по НДС. Корректировка стоимостей основных средств и малоценных необоротных материальных активов в учете отображается как уценка или дооценка.

Предоставление послепродажных скидок является достаточно трудоемким организационным и учетным процессом, вызывающим, как правило, вопросы со стороны налоговых органов. В связи с этим такие виды скидок применяются сравнительно редко и лишь для отдельных категорий клиентов. Их стараются заменять допродажными [3].

Иным является подход В. Перлова, который, рассматривая рыночную корректировку цен как ценовую тактику, выделяет следующие примеры корректировки цены [8]:

установление стандартных (долгосрочных) или гибких цен;

- установление дискриминационных цен с учетом различий потребителей, товаров, территории и т. п., что позволяет предприятиям продавать товар по двум (и более) различным ценам без учета различий в издержках;

- установление психологически привлекательных цен;

- ценообразование в рамках товарной номенклатуры (ступенчатое дифференцирование цен, перераспределение издержек в рамках товарного ассортимента и установление цен на дополнительные товары);

- способы включения транспортных затрат в цену продукции (система франко);

- установление цен со скидками (с учетом количества закупаемого товара, оперативности оплаты или формы расчетов, сезона, в рекламных целях, функциональные скидки) и зачетами. Следовательно, корректировка цены - не что

иное, как установление новой цены. Такой подход используют также Э. Уткин и Т. Бутова, рассматривающие предоставление скидки как вариант определения контрактной цены [9].

Таким образом, какое-либо изменение цены товара (за исключением утраты им каких-либо качеств) приравнивается к формированию цены, а не

Методика отображения скидок на Украине [2

к ее корректировке. Соответственно корректировка цены в системе бухгалтерского учета отображается как исправление ошибочных записей - с помощью метода красного сторно при уценке отображают расходы от изменения стоимости активов.

Отображение корректировки цены в бухгалтерском учете. При отражении новой цены на счетах бухгалтерского учета используется именно корректировка предыдущих записей. Как отмечают украинские ученые О. Байдак, Н. Богатко, Л. Бондар, О. Бровок, Р. Грачева, В. Голубенко, И. Ешко, В. Завгородний, Д. Кучерак, Е. Марченко, Е. Самарченко, И. Хмелевский и российские ученые С. Аипкин, М. Булатова, Н. Бовша, В. Жуков, А. Заставная, И. Иванцов, Ю. Михайловская, Н. Мамонова, Л. Фомичева, Н. Шишкоедова, В. Шолохова, отображение скидок в учете покупателя и продавца предполагает ряд корректировочных проводок методом красного сторно или их полное отсутствие (в случае снижения цены до реализации продукции), корректировку ранее начисленного НДС. Однако использование метода сторно не позволяет предприятиям отслеживать общие объемы полученных и предоставленных скидок, что делает невозможным анализ эффективности их использования.

Рассмотрим действующую методику отображения скидок в бухгалтерском учете Российской Федерации и Украины (табл. 1).

Принятая методика отображения в бухгалтерском учете допродажных и послепродажных скидок исключает формирование какой-либо информации о предоставленных скидках. При этом определить

Таблица 1

, 3, 6] и в Российской Федерации [1, 4, 6, 8, 10]

Содержание операции Корреспонденция счетов на Украине Корреспонденция счетов в Российской Федерации

Дебет Кредит Дебет Кредит

Упродавца

Скидка предоставлена до момента реализации

Отражена выручка от реализации товаров с учетом предоставленной скидки 361 «Расчеты с покупателями и поставщиками» 702 «Доход от реализации товаров» 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 90-1 «Выручка от реализации»

Отражено НДС с выручки от реализации товаров с учетом предоставленной скидки 702 «Доход от реализации товаров» 641 «Расчеты с налогами» 90-3 «Налог на добавленную стоимость» 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Скидка предоставлена после реализации

Сторно: скорректирована выручка от продаж на сумму предоставленной скидки 361 «Расчеты с покупателями и поставщиками» 702 «Доход от реализации товаров» 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 90-1 «Выручка от реализации»

Сторно: НДС 702 «Доход от реализации товаров» 641 «Расчеты с налогами» 90-3 «Налог на добавленную стоимость» 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Окончание табл. 1

Корреспонденция счетов Корреспонденция счетов

Содержание операции на Украине в Российской Федерации

Дебет Кредит Дебет Кредит

Отображена предоставленная 704 «Вычеты с 702 «Доход от реали-

скидка дохода» зации товаров»

С использованием счета «Торговая наценка» (скидка предоставлена в пределах начисленной торговой наценки)

Начислена торговая наценка на 282 «Товары в тор- 285 «Торговая на- 41 «Товары» 42 «Торговая на-

приобретенный товар говле» ценка» ценка»

Сторнирована сумма скидки, 282 «Товары в тор- 285 «Торговая на- 41 «Товары» 42 «Торговая на-

предоставленной покупателю с говле» ценка» ценка»

продажной цены товара

Скидка, предоставлена в качестве уменьшения задолженности

Уменьшена задолженность поку- 949 «Прочие расходы 361 «Расчеты с поку- 91-2 «Прочие 62 «Расчеты с

пателя на сумму скидки от операционной пателями и постав- расходы» покупателями и

деятельности» щиками» заказчиками»

У покупателя

Скидка предоставлена до момента реализации

Отражена стоимость товаров с 281 «Товары на 631 «Расчеты с пос- 41 «Товары» 60 «Расчеты с

учетом предоставленной скидки складе» тавщиками и подрядчиками» поставщиками и подрядчиками»

Отражен НДС по приобретенным 644 «Налоговый 631 «Расчеты с пос- 19 «Налог на 60 «Расчеты с

товарам кредит» тавщиками и подряд- добавленную поставщиками и

чиками» стоимость» подрядчиками»

Скидка, предоставлена после реализации в отчетном периоде

Сторно: скорректирована стои- 281 «Товары на 631 «Расчеты с пос- 41 «Товары» 60 «Расчеты с

мость товаров на сумму предо- складе» тавщиками и подряд- поставщиками и

ставленной скидки чиками» подрядчиками»

Сторно: отражена корректировка 644 «Налоговый 631 «Расчеты с пос- 19 «Налог на 60 «Расчеты с

НДС по приобретенным товарам кредит» тавщиками и подряд- добавленную поставщиками и

чиками» стоимость» подрядчиками»

При предоставлении скидки на товар, который уже продан другому покупателю

Сторно: скорректирована стои- 281 «Товары на 631 «Расчеты с пос- 91 «Прочие дохо- 60 «Расчеты с

мость товаров на сумму предо- складе» тавщиками и подряд- ды и расходы» поставщиками и

ставленной скидки чиками» подрядчиками»

Сторно: скорректирована стои- 644 «Налоговый 631 «Расчеты с 19 «Налог на 60 «Расчеты с

мость товаров на сумму предо- кредит» отечественными добавленную поставщиками и

ставленной скидки поставщиками» стоимость» подрядчиками»

Сторно: скорректирована себес- 902 «Себестоимость 281 «Товары на

тоимость товара реализации товаров» складе»

Скидка, предоставлена в качестве уменьшения задолженности

Включена в состав внереализа- 631 «Расчеты с пос- 719 «Прочие доходы 60 «Расчеты с 91-1 «Прочие

ционных доходов сумма получен- тавщиками и подряд- от операционной поставщиками и доходы»

ной скидки чиками» деятельности» подрядчиками»

Сторно: скорректирован НДС по 644 «Налоговый 631 «Расчеты с пос- 19 «Налог на 60 «Расчеты с

предоставленной скидке кредит» тавщиками и подряд- добавленную поставщиками и

чиками» стоимость» подрядчиками»

влияние скидок на изменение объемов реализации продукции и увеличение дохода невозможно.

В отчетности корректировка цены показана косвенно:

- скидка предоставлена до момента реализации -не отображается;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- скидка предоставлена после момента реализации - отображается (в отчетном периоде -

уменьшение задолженности, иногда - изменение стоимости запасов; в следующем периоде -изменение доходов отчетного периода). Методика учета скидок на Украине, как и в Российской Федерации, не предусматривает отображения скидки, предоставленной до момента реализации товаров, использует сторнирующие проводки, а также отдельный счет «Вычет с доходов» (для Украины).

Для отображения скидок у продавца Л. Фомичева рекомендует использовать к счету 90 «Продажи» специальный субсчет «Скидки». Это поможет с минимальными трудозатратами отобразить скидку и в налоговом учете [10].

Например, В. Жуков рассматривает использование обратных проводок вместо сторнирующих при отображении скидок у продавца [4, с. 56-59].

Таким образом, если цена была отражена в учете до реализации актива, ее корректируют, в противном случае - корректировка цены в учете и отчетности не отображается.

Изменение методики отображения скидок в бухгалтерском учете. Учет скидок - это учет расходов предприятия, направленных на стимулирование увеличения спроса, что непосредственно влияет на определение конечного результата от реализации. Необходимо рассматривать скидку как расходы предприятия на увеличение спроса независимо от их формы (снижение дебиторской задолженности, денежной или натуральной форм предоставления).

Для бухгалтерского учета предложена следующая классификация скидок в соответствии с направлением изменений дебиторской задолженности контрагентов (табл. 2).

Данные, представленные в табл. 2, соответствуют конечным результатам действующей методики отображения скидок в отчетности покупателя и продавца, однако делают возможным формирование информации о полученных и предоставленных скидках. Предложенная классификация позволяет разработать методику отображения скидок на одноименных аналитических счетах счета издержек на сбыт у продавца и прочие доходы у покупателя (табл. 3), качественно отличающуюся от существующей.

Согласно данным табл. 3 различия действующей и предложенной методик заключаются в

Таблица 2

Направленность отображения скидки в бухгалтерском учете

Вид скидок Покупатель Продавец

Скидки, направленные на изменение стоимости активов(допродаж-ные скидки) Снижение цены единицы продукции Снижение ранее начисленной торговой наценки*

Скидки, направленные на изменение задолженности контрагентов (скидки сконто, послепродажные скидки) Снижение кредиторской задолженности Снижение дебиторской задолженности

Скидки за сотрудничество Доходы периода Убытки периода

* Если размер скидки превышает размер торговой наценки, оставшуюся сумму скидки следует отнести к себестоимости продукции, однако в налоговом учете будут использоваться рыночные цены.

отсутствии корректировки ранее начисленного НДС при использовании скидки, направленной на изменение задолженности контрагентов, а также использование дополнительных счетов 93-1 «Скидки предоставленные» и 719-1 «Скидки полученные». В учете отображаются операции с указанием суммы скидки. Счет 704 «Корректировка дохода» не используется. Итог при этом остается без изменений: в отчетности косвенно будут отображаться только скидки, предоставленные после момента реализации продукции.

Предложенные изменения методики отображения скидки в бухгалтерском учете не увеличат нагрузки в условиях компьютеризации учета. Становится возможным четко определить сумму предоставленных и полученных скидок в том или ином периоде в разрезе продукции и контрагентов, видов скидок. Полученные данные при сопоставлении с изменениями объемов продаж станут базой для определения эффективности использования скидок, а

Таблица 3

Методика отображения скидок в учете на Украине

Содержание операции Корреспонденция счетов

Дебет Кредит

У продавца

Скидки, предоставленные с единицы продукции

Покупателю предоставлена скидка 93-1-1 «Скидки с единицы продукции» 361 «Расчеты с покупателями и поставщиками»

Отражено уменьшение дохода вследствие предоставления скидки 702 «Доход от реализации товаров» 93-1-1 «Скидки с единицы продукции»

Сторно: уменьшение налогового обязательства с НДС с учетом предоставленной скидки 702 «Доход от реализации товаров» 641 «Расчеты с налогами»

Окончание табл. 3

Содержание операции Корреспонденция счетов

Дебет Кредит

Списана себестоимость товара 902 «Себестоимость реализованных товаров» 281 «Товары на складе»

С использованием счета 285 «Торговая наценка»

На суммы наценок сторнирована расчетная сумма скидок за отчетный период 93-1-1 «Скидки с единицы продукции» 282 «Товары в торговле»

Отображено уменьшение торговой наценки вследствие предоставления скидки 285 «Торговая наценка» 93-1-1 «Скидки с единицы продукции»

Отображено уменьшение стоимости активов в сумме скидки, превышающей сумму торговой наценки 946 «Убытки от обесценивания активов» 93-1-1 «Скидки с единицы продукции»

Скидки, направленные на изменение задолженности контрагентов

Уменьшена сумма кредиторской задолженности вследствие предоставления скидки 93-1-2 «Скидки с кредиторской задолженности контрагентов» 361 «Расчеты с покупателями и по ставщиками»

Отнесена сумма предоставленной скидки к расходам отчетного периода 949 «Прочие расходы от операционной деятельности» 93-1-2 «Скидки с кредиторской задолженности контрагентов»

Уменьшена сумма кредиторской задолженности вследствие предоставления скидки 93-1-2 «Скидки с кредиторской задолженности контрагентов» 361 «Расчеты с покупателями и по ставщиками»

Скидки за сотрудничество

Предоставлена покупателю скидка 93-1-3 «Скидки за сотрудничество» 361 «Расчеты с покупателями и по ставщиками»

Отображена предоставленная скидка в составе прочих расходов от операционной деятельности 949 «Прочие расходы от операционной деятельности» 93-1-3 «Скидки за сотрудничество»

У покупателя

Скидки, предоставленные с единицы продукции

Оприходованы товары на склад с учетом скидки 631 «Расчеты с отечественными поставщиками» 719-1-1 «Скидки полученные с единицы продукции»

Уменьшена себестоимость товаров на сумму полученной скидки 719-1-1 «Скидки полученные с единицы продукции» 281 «Товары на складе»

Сторно: уменьшено налоговый кредит оприходованных товаров на склад с учетом полученной скидки 644 «Налоговый кредит» 631 «Расчеты с отечественными по ставщиками»

При предоставлении скидки на товар, который уже продан другому покупателю

Отображены полученные от поставщика скидки 281 «Товары на складе» 719-1-1 «Скидки полученные с единицы продукции»

Скорректирована себестоимость товара на сумму полученной скидки 719-1-1 «Скидки полученные с единицы продукции» 902 «Себестоимость реализации товаров»

Сторно: скорректирована стоимость товаров на сумму предоставленной скидки 644 «Налоговый кредит» 631 «Расчеты с отечественными по ставщиками»

Скидки, направленные на изменение задолженности контрагентов

Поставщик предоставил скидку 631 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 719-1-2 «Скидки, с изменение задолженности контрагентов»

Отображена полученная скидка в доходах от списания кредиторской задолженности 719-1-2 «Скидки, с изменение задолженности контрагентов» 717 «Доход от списания кредиторской задолженности»

Скидки за сотрудничество

Включена в состав внереализационных доходов сумма полученной скидки Зависимо от полученных активов 719-1-3 «Скидки за сотрудничество»

Отображена сумма полученных скидок в прочих доходах от операционной деятельности 719-1-3 «Скидки за сотрудничество» 719 «Прочие доходы от операционной деятельности»

также определения влияния корректировки цены на конкурентоспособность предприятия в целом.

Результаты исследования позволяют сделать ряд выводов.

Во-первых, использование корректировки цены путем предоставления скидок направлено на формирование лояльности покупателей и, соответственно, получение дополнительных преимуществ перед конкурентами. Для целей создания бренда скидка должна быть предоставлена потенциальным покупателями как корректировка цены. Этому содействует рекламная компания предприятия. Предоставление скидок позволяет предприятию учесть изменения спроса и одновременно сохранить установленный уровень цен.

Во-вторых, современные методы корректировки цены приравнивают к установлению новой цены или предусматривают корректировку предыдущих записей в учете методом красного сторно. Одним из примеров корректировки цены выступает предоставление/получение скидки. Предложено рассматривать скидку как расходы предприятия, направленные на стимулирование спроса. Согласно действующей методике отображения в учете информация о корректировке цены отсутствует, что делает необходимым использование дополнительных аналитических счетов: для покупателя 719-1 «Скидки полученные», для продавца - 93-1 «Скидки предоставленные».

В-третьих, для формирования информации о полученных и предоставленных скидках в учете предложено использовать дополнительные аналитические счета в зависимости от направленности скидки: изменение цены единицы продукции, задолженности или предоставление премии независимо от формы (товарной или денежной). Разработанная методика позволит получить данные о размерах скидок при сохранении действующей практики их отображения в отчетности (скидки, предоставлен-

ные до момента продажи, в отчетности не отображаются).

Список литературы

1. Аипкин С. Скидки в торговле: особенности учета у продавца и покупателя // Все для бухгалтера. 2009. № 3. URL: http://www. audit-it. ru/articles/ account/contracts/a77/186406.html.

2. Грачова Р. Особливе призначення рахунка 704 «Вирахування з доходу» // Дебет-Кредит. 2000. № 24.

3. Ешко И. Учет корректировок цен // Фор-текс. 2008. № 23-24 // URL: http://consultant parus. ua/_advice_view. asp?rnx=04S7Ee940ce8f25c563f1f 32212f5995c42a7.

4. Жуков В. Н. Поставщик предоставил покупателю скидку: что должен знать бухгалтер? // Бухгалтерский учет. 2008. № 3.

5. Имас И. Мы за ценой не постоим // Новый маркетинг. 2008. URL: http://www. management. com. ua/marketing/mark157.html/.

6. Кучерак Д. Знижки «до» i «тсля» // Дебет-кредит. 2007. № 13. URL: http://www. dtkt. com. ua/show/3cid01972.html.

7. Мошенський С. З. Економiчний аналiз: шд-ручник для студенпв економiчних спещальностей вищих навчальних закладiв / С. З. Мошенський, О. В. Олшник; за ред. д. е. н., проф. Ф. Ф. Бутинця. Житомир: Рута, 2007.

8. Перлов В. И. Маркетинг на предприятии отрасли печати: учеб. пособие для вузов. URL: http:// www. hi-edu. ru/e-books/xbook080/01/part-006.htm.

9. Уткин Э. А. Маркетинг: пособие для подготовки к экзамену / Э. А. Уткин, Т. В. Бутова. URL: http://ellib. org. ua/books/files/marketing/mark2/p23 .html.

10. Фомичева Л. П. Бухгалтерский и налоговый учет скидок // Учет. Налоги. Право. 2002. № 20. URL: http://www. audit-it. ru/articles/account/ contracts/a77/40946.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.