Научная статья на тему 'Будущее, вероятность и индивидуальное время'

Будущее, вероятность и индивидуальное время Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
77
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРОЯТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / БУДУЩЕЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ВРЕМЯ / PROBABILITY / SOCIAL CONFLICT / FORECASTING / SOCIAL SUBJECTS / SOCIAL FORECASTING / FUTURE / INDIVIDUAL TIME

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Попов В. В., Усатова Ю. Н.

В статье показывается, что рост разнообразия взаимосвязей между составляющими элементами общества увеличивает вероятность возникновения социальных противоречий и кризисов, что приводит к необходимости теоретического конструирования моделей, позволяющих анализировать «кризис» и прогнозировать возможные варианты его разрешения. Постулируется, что наиболее сложным для восприятия и понимания предстает перед социальным субъектом будущее время, которое не существует в качестве реальной действительности, а можно сказать существует в виде тенденции и возможности будущего развития современного российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Будущее, вероятность и индивидуальное время»

Попов В.В.1, Усатова Ю.Н.2 ©

'Доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии; 2аспирант, Таганрогский государственный педагогический институт

БУДУЩЕЕ, ВЕРОЯТНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ВРЕМЯ

Аннотация

В статье показывается, что рост разнообразия взаимосвязей между составляющими элементами общества увеличивает вероятность возникновения социальных противоречий и кризисов, что приводит к необходимости теоретического конструирования моделей, позволяющих анализировать «кризис» и прогнозировать возможные варианты его разрешения. Постулируется, что наиболее сложным для восприятия и понимания предстает перед социальным субъектом будущее время, которое не существует в качестве реальной действительности, а можно сказать существует в виде тенденции и возможности будущего развития современного российского общества.

Ключевые слова: вероятность, социальное противоречие, прогнозирование, социальный субъект, социальное прогнозирование, будущее, индивидуальное время.

Keywords: probability, social conflict, forecasting, social subjects, social forecasting, future, individual time.

Одним из главных поводов к новым представлениям о времени становится допущение существования наряду с внешним социальным временем внутреннего индивидуального времени и актуализация социального противоречия между ними. В данном аспекте переплетаются представления об индивидуальном настоящем, прошедшем и будущем времени, об их дифференциации и даже о противопоставлении их друг другу по их свойствам, а также с точки зрения разных подходов к указанным концептам. Раскрытие особенностей индивидуального времени невозможно без учета междисциплинарных связей таких областей научного познания как философия и психология, а также без сравнения традиционного линейного и инновационного нелинейного синергетического подхода к вопросу об индивидуальном времени и его модусах. Обоснование специфики социального противоречия в контексте индивидуального прошедшего, настоящего и будущего времени изложено в соответствующей теоретической модели, представленной ниже.

Подобные образы в сознании социального субъекта представлены, с одной стороны, в единстве, а с другой - разными отрезками прошедшего времени, что дает возможность говорить о еще одном важном свойстве индивидуального прошедшего времени как дискретность. На основании деления индивидуального прошедшего времени по качественным и количественным признакам можно говорить о том, что отличие отрезков прошедшего времени по своему содержанию будет являться качественным признаком. Количественная сторона будет определяться тем, сколько у одного социального субъекта настоящего времени, столько и было прошедшего. Между внутренним индивидуальным прошлым временем социального субъекта и коллективным сознанием, относящимся к внешнему социальному времени возникает социальное противоречие. Оно непосредственно связано с отличием сущности самих модусов времени в зависимости от контекста и интерпретации исследователя.

Длящееся настоящее, коррелирующее со структурой развития социального противоречия, соотносится с оценочным уровнем. Последний предполагался в рамках «начала» социального противоречия и в рамках его «завершённости», что позволяет социальному субъекту оценивать стадии, фиксировать и рассматривать их с позиций как методологических, так и мировоззренческих. На наш взгляд, существует и другой уровень исследования, который, к сожалению, малоисследован в современной философской литературе. Речь заходит о том, что «начало» длящегося времени получает определённый онтологический статус с позиции внутренней определённости и с позиции возможных изменений, причем нельзя недооценивать эти характеристики, потому что они не только перейдут в структуру развития социального противоречия с позиции длящегося времени, но и возможно перейдут в дальнейшем к стадии «завершённости» длящегося времени разрешения социального противоречия с позиций взгляда в будущее и определения зафиксированного наличия уровня перспектив.

©© Попов В.В., Усатова Ю.Н., 2013 г.

Выбор синергетической методологии к проблеме социального противоречия между социальным субъектом и современным обществом в период кризиса неслучаен. Традиционные научные подходы, базирующиеся на детерминизме и линейных принципах развития систем любой природы, не могут сегодня объяснить нелинейные, кризисные, противоречивые и глобальные процессы, происходящие в социуме, предполагающие разные варианты будущего развития такой сложной системы как современное российское общество. Рост разнообразия взаимосвязей между составляющими элементами общества увеличивает вероятность возникновения социальных противоречий и кризисов, что приводит к необходимости теоретического конструирования моделей, позволяющих анализировать «кризис» и прогнозировать возможные варианты его разрешения.

Специфика детерминации человеческой жизни заключается в том, что, наряду с причинной обусловленностью последующих событий предшествующими (детерминация прошлым), имеет место и детерминация будущим, т.е. целями и предполагаемыми результатами жизнедеятельности. В рамках причинно-целевой концепции проблема взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, а также их влияние на понимание социального противоречия находит следующее решение. Психологическое прошлое определяется совокупностью так называемых реализованных связей, которые соединяют между собой события хронологического прошлого. Психологическое настоящее включает в себя актуальные связи, т.е. те связи, реализация которых уже началась, но еще не завершилась, и которые соединяют между собой события хронологического прошлого, с одной стороны, и будущего - с другой.

Наиболее сложным для восприятия и понимания предстает перед социальным субъектом будущее время, которое не существует в качестве реальной действительности, а можно сказать существует в виде тенденции и возможности будущего развития современного российского общества. Чем более актуальным для социального субъекта является настоящее время, тем более подавленным в его сознании может быть прошедшее время, и тем более четким будет представляться будущее.

В отличие от прошедшего времени у будущего нет законченного содержания, а есть лишь модели образов, планы действий, осмысление и осознание возможных последствий каких-либо действий или принятых решений. Будущее индивидуальное время можно обозначить как время активного самоусовершенствования, накопления знаний, осознания, целенаправленности социального субъекта на решение социального противоречия. Но, в связи с тем, что будущее время по содержанию является наиболее неопределенным и незавершенным, не имеющим конкретных отрезков и интервалов, относительно непрерывным, оно будет являться наименее индивидуализированным временем социального субъекта.

Компенсацией этому видимо может стать понимание неотделимости представлений о неопределенности будущего времени и свободы выбора способов осуществления программ поведения на будущее, с целью решения социального противоречия в переходной стадии между модусами времени.

Обратим внимание на то, что реализация планируемых действий относительно решения социального противоречия не обязательно будет связана только с одним промежутком или интервалом времени. То, что не реализовалось в одном отрезке, сможет реализоваться в другом отрезке времени. Моделируемый образ будущего, имеющий только вероятностные характеристики, может реализоваться в объективном индивидуальном времени, но не всегда будет обладать характеристиками предполагаемой модели. В данном случае субъект приобретает только возможность осознавать событие, отсутствующее в настоящем времени, а вероятное только в будущем. Таким образом, основным назначением индивидуального прошедшего времени, может быть, сохранение образов восприятия такими, какими они сформировались, а будущего времени - вероятность завершения его деятельности, возможность реализации множества вариантов их результатов, т.е. решение, с одной стороны, противоречия между внутренним индивидуальным временем и внешним социальным временем, с другой стороны, самого социального противоречия.

Вопрос о специфике индивидуального внутреннего времени и внешнего социального времени, а также о противоречии между ними, связанным с социальным аспектом и возможности решения социального противоречия необходимо раскрывать в контексте междисциплинарных исследований. Сочетание философского, психологического и синергетического подходов позволяет расширить горизонт видения традиционной стрелы времени (прошлое, настоящее, будущее) и рассмотреть перспективы интеграционного подхода, на основе которого время представляется в движении от будущего через настоящее к прошлому, что позволяет встраивать в общий контекст и теоретическую модель социального противоречия в контексте модусов времени, человека как носителя времени, как внутреннего индивидуального, психологического, так и внешнего социального. Время и социально и

индивидуально. Социально оно в том смысле, что время индивида как время его жизни включает в себя массу явлений связанных между собой, как время многих других людей и социальных субъектов в целом. Индивидуально оно в том смысле, что при всей своей социальности оно неповторимо у каждого человека по величине, качеству (содержанию, наполнению), началу и концу. Время индивида и социального субъекта в целом двойственно: оно проявляется как во внешнем поведении, так и во внутренних состояниях, изменениях. Внешнее социальное время и внутреннее индивидуальное время не только параллельны и противоречивы, но и взаимообусловлены.

Реализация планируемых действий относительно решения социального противоречия не обязательно будет связана только с одним промежутком или интервалом времени. То, что не реализовалось в одном отрезке, сможет реализоваться в другом отрезке времени. Моделируемый образ будущего, имеющий только вероятностные характеристики, может реализоваться в объективном индивидуальном времени, но не всегда будет обладать характеристиками предполагаемой модели. В данном случае субъект приобретает только возможность осознавать событие, отсутствующее в настоящем времени, а вероятное только в будущем.

Решение проблемы философского осмысления будущего времени, во многом зависит от прояснения исходных концептуально-методологических оснований, позволяющих встраивать в контекст развития общества человека со своим внутренним миром, системой ценностей и оценок, намерений, предпочтений и установок, за которыми стоит будущее.

Литература

1. Алексеев В.В. Прошлое на службе будущего (к вопросу о возможности прогнозирования на основе исторического опыта) // Математическое моделирование исторических процессов. М., 2007.

2. Валлерстайн И. Время и длительность: в поисках неисключенного среднего // Философские перипетии. ХГУ, 1998. С.186-197.

3. Гобозов И.А. Социальное познание // Философия и общество. 1998. №3. С. 15-30.

4. Ковалев А.М. Изменяющийся и самоорганизующийся мир. Том 2. М., 1999.

5. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996. С. 312.

6. Могильницкий Б. Г. Историческая альтернативность: методологический аспект.// Новая и Новейшая история. 1990, №3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.