Научная статья на тему 'Будущее атомной энергетики в ФРГ'

Будущее атомной энергетики в ФРГ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
758
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Ключевые слова
АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / NUCLEAR POWER SECTOR/ / ENERGY POLICY / ENERGY RESOURCES / ENERGY BALANCE / ENERGY SECURITY / ALTERNATIVE ENERGY REOURCES / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Седых Сергей Викторович

Германия занимает 5-е место в мире по объёмам суммарного энергопотребления. Существенный вклад в общий энергобаланс ФРГ вносит сегодня атомная энергетика, на которую приходится 23,3% электрогенерации или 11,6% первичного энергопотребления страны. Атомная энергетика пользовалась безусловным приоритетом в энергетической политике ФРГ в 1960-1980-х гг., однако после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. под воздействием общественного мнения было решено отказаться от новых проектов в данной отрасли. Через полтора десятилетия отказ от атомной энергетики был закреплён законодательно и подразумевал закрытие всех германских АЭС к 2021 г. Поражение социал-демократов на парламентских выборах в сентябре 2009 г. принципиально изменило расстановку политических сил в Германии. Новая коалиция христианских и свободных демократов сегодня открыто выступает за продление сроков службы АЭС при одновременном сохранении запрета на их строительство и усиленном развитии альтернативной энергетики, что на данном этапе должно способствовать повышению энергобезопасности и конкурентоспособности страны, а также выполнению международных климатических обязательств ФРГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The future of Nuclear Energy in the Federal Republic of Germany

Germany is the worlds fifth-largest country in terms of total energy consumption. Nuclear energy provides 23.3 % of electrical generation or 11.6 % of primary energy consumption of the country, a significant contribution to the total energy balance of the FRG. Building nuclear power stations was a top priority in the energy policy of the FRG in the 1960-1980s. The disastrous accident at the Chernobyl nuclear power station in 1986 resulted in Germanys decision to discontinue new nuclear projects, which was heavily influenced by hostile public opinion. 15 years later legislation to abandon the nuclear option was brought in, stipulating the closure of all German nuclear power stations by 2021. The defeat of the Social democrats in parliamentary elections in September 2009 changed the political landscape in Germany completely. The new coalition of Christian and Liberal democrats has publicly supported the extension of service of the nuclear plants, while advocating a ban on new construction and calling for quicker development of alternative energy resources. This is expected to improve the countrys energy security and international competitiveness and help fulfill its international climate protection obligations.

Текст научной работы на тему «Будущее атомной энергетики в ФРГ»

С.в. СЕдых

третий секретарь Посольства России в ФРГ

будущее Атомной энергетики в фрг

Будучи ведущей экономикой Европы, Германия занимает 5-е место в мире по объёмам суммарного энергопотребления. С учётом высокой зависимости ФРГ от импорта большинства полезных ископаемых (в среднем зависимость от импорта энергоносителей составляет порядка 60%, а по нефти и газу - соответственно 97% и 81%) [1] вопрос её стабильного энергоснабжения имеет особенную актуальность.

Сегодня атомная энергетика вносит существенный вклад в общий энергобаланс ФРГ. На неё приходится 148,8 млрд кВт-часов или 23,3% всей выработанной электроэнергии в стране, что составляет 11,6% первичного германского энергопотребления1 . Общая мощность атомных электростанций насчитывает 20470 мегаватт (по данному показателю Германия входит в пятерку мировых лидеров) [2].

Развитие атомной энергети

На территории ФРГ в настоящее время находятся в эксплуатации 13 атомных электростанций с 17 действующими ядерными реакторами водо-водяного типа. Ныне действующие АЭС были построены ещё до воссоединения страны и располагаются в «старых землях» на территории Западной Германии, так как из-за несоответствия техники и технологий западным стандартам безопасности находившиеся на территории бывшего ГДР станции были закрыты и впоследствии демонтированы. Основными поставщиками ядерного топлива для АЭС ФРГ являются Канада, Австралия и Нигер, где германские компании участвуют в разработке урановых месторождений.

Атомная энергетика пользовалась безусловным приоритетом в энергетической политике ФРГ в 1960-1980-х гг., что отражалось и на государственных расходах по стимулированию

Таблица 1

I в различных странах мира

Страна Суммарная мощность, в МВт % от общей генерации в стране

США 100 683 20

Франция 63 260 76

Япония 45 957 17

Россия 21 743 28

Германия 20 407 23

Южная Корея 17 647 35

Украина 13 107 47

Канада 12 577 15

Великобритания 10 097 13

Швеция 8 958 42

Китай 8 438 2

Испания 7 450 18

Бельгия 5 863 54

Индия 3 782 2

Чехия 3 634 32

Швейцария 3 238 39

Финляндия 2 696 30

Источник: www.iaea.org (официальный сайт МАГАТЭ)

1 Структура энергобаланса ФРГ в 2008 г: нефть - 34,8%, газ - 22,1 %, каменный уголь - 13,1% и бурый уголь - 11,1%, ядерная энергия - 11,6%, возобновляемые источники энергии - 7,4%. - Прим. автора.

отрасли [3]. Развитие данного сегмента энергетики поддерживалось тогда практически всеми основными политическими силами, включая её нынешних противников в лице Социал-демократической партии Германии (СДПГ). При этом, если до мирового энергетического кризиса 1973 г. в условиях низких цен на нефть темпы наращивания ядерных мощностей можно назвать умеренными (мощность всех введённых в строй к концу 1972 г. опытных и промышленных атомных электростанций была немногим более 2,6 тыс. мегаватт), то после резкого обострения обстановки на нефтяном рынке правительство приняло на себя ответственность за радикальное изменение структуры энергобаланса, ориентированной в те годы в основном на потребление нефти, на которую приходилось до 55% первичного энергопотребления [4]. Именно тогда была сделана ставка на форсированное развитие атомной энергетики. Так, в правительственной Энергетической программе 1974 г. предусматривалось введение в строй к 1985 г. до 100 новых энергоблоков общей мощностью в несколько десятков тыс. мегаватт, для чего дополнительно выделялось 70 млрд немецких марок (в реальности было построено значительно меньше: к 1985 г. мощность всех АЭС страны составила 17 тыс. мегаватт) [5].

Упомянутая программа, подвергнутая некоторым корректировкам и дополнениям в 1977 и 1981 гг., почти на четверть века определила стратегическое направление развития энергетического комплекса ФРГ. Вплоть до середины 1980-х гг. в ФРГ существовал достаточно устойчивый консенсус относительно того, что структура энергобаланса страны имеет оптимальный характер, а развитие атомной энергетики является наиболее эффективным инструментом снижения зависимости от импорта нефти и повышения самообеспеченности энергоресурсами [6].

Поворотным пунктом стала авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г. Партия зелёных, поднявшаяся на волне растущей озабоченности немецкого населения проблемами охраны окружающей среды, ещё до этого выступала против развития атомной энергетики и требовала закрытия действовавших в стране АЭС. Несколько месяцев спустя после чернобыльской катастрофы летом 1986 г. и СДПГ приняла решение о необходимости отказа от «мирного атома» [7]. Находившаяся у власти в то время коалиция Союза христианских и социальных демократов (ХДС/ХСС) со свободными демократами (СвДП) ясной позиции по данному вопросу не имела, но консерваторы и либералы тоже не склонны были идти против общественного мнения. Поэтому было решено отказаться от новых проектов в атомной отрасли

(последний энергоблок в ФРГ мощностью около 1400 мегаватт был введён в строй в январе 1989 г. и новых станций позднее не строилось), а основная дискуссия развернулась вокруг вопроса о сроках вывода из эксплуатации уже имевшихся АЭС.

Через полтора десятилетия, во время правления «красно-зеленой» коалиции во главе с социал-демократом Г. Шредером, политическая установка СДПГ и партии «Союз 90/зелёные» об отказе от атомной энергетики была реализована на практике. В результате длительных переговоров между правительством и руководством ведущих энергетических компаний в июне 2001 г. было достигнуто соглашение, согласно которому для всех действующих германских АЭС устанавливался усреднённый срок эксплуатации в 32 года. Данное соглашение легло в основу закона о постепенном окончании использования ядерной энергии в электроэнергетике (вступил в силу 26 апреля 2002 г.), который установил нормативный запрет на строительство новых станций, зафиксировал средний 32-летний срок эксплуатации энергоблоков, а также предельное количество электроэнергии, которую могут выработать АЭС за оставшийся период службы (было разрешено переносить лимиты выработки со старых энергоблоков на новые) [8]. Кроме того, была законодательно прописана система регулярных контрольных проверок безопасности реакторов, в десять раз - до 2,5 млрд евро (в те годы 5 млрд германских марок) увеличен лимит ответственности генерирующих компаний в случае техногенных аварий. Данный правовой акт дополнял вступивший в силу в начале 2000 г. закон о преимущественном использовании возобновляемых источников энергии и отменял действовавший с 1959 г. закон о содействии развитию «мирного атома».

Согласно принятой правительственной программе все атомные станции Германии должны быть закрыты к 2021 г. В рамках упомянутой программы уже выведены из эксплуатации две АЭС: в 2003 г. в г.Штаде (в эксплуатации с 1972 г.) мощностью 672 мегаватта и в 2005 г. в г. Обригхайм (в эксплуатации с 1968 г.) мощностью 910 МВт [9]. Несмотря на закрытие этих станций, доля атомной энергетики в общей выработке электроэнергии существенно не уменьшилась, что объясняется повышением коэффициента использования мощностей других АЭС. Вместе с тем, данный коэффициент у большинства энергоблоков превышает 90%, что свидетельствует об ограниченности потенциала для роста генерации на оставшихся АЭС, неизбежном падении объёмов производства электроэнергии в случае вывода из эксплуатации других энергоблоков.

С приходом к власти в 2005 г. «большой» коалиции (ХДС/ХСС и СДПГ) в германских политических и экономических кругах возобновилась дискуссия о будущем атомной отрасли. Попытки христианских демократов начать диалог о возможном продлении сроков эксплуатации АЭС с зафиксированных в законе 32 до 40 лет (как, например, в соседней Бельгии) встретили яростное сопротивление со стороны СДПГ. При разработке коалиционного договора представители социал-демократического лагеря продолжали настаивать на сохранении ранее принятых ограничений и в итоге добились включения данного условия в новое коалиционное соглашение (меморандум о создании коалиции прямо предусматривал незыблемость идеи об отказе от «мирного атома»). Однако, несмотря на то, что их партнёры по коалиции пошли на уступки, многие политики из лагеря ХДС/ХСС по-прежнему были склонны если не на концептуальный пересмотр программы, то на внесение в неё существенных корректив в части возможного продления сроков эксплуатации АЭС. По сути дела, был взят очередной «тайм аут», а решение принципиального вопроса о путях развития национальной энергетики было снова отложено.

Спор о будущем германских АЭС вспыхнул с новой силой в период беспрецедентного роста цен на традиционные энергоносители в 20072008 гг. Сторонники отмены закона настаивали на том, что в обозримом будущем у страны нет альтернативы атомной энергетике, утверждали, что только этот способ производства электроэнергии способен в долгосрочной перспективе снизить зависимость Германии от импорта энергоресурсов. В качестве аргумента в пользу продления сроков эксплуатации АЭС назывались и отставание темпов роста доли возобновляемых источников в энергобалансе страны от ранее заявленных показателей, их неспособность своевременно восполнить выбывающие генерирующие мощности (дескать, планируемое закрытие АЭС неизбежно приведёт не только к дальнейшему удорожанию, но и к дефициту электроэнергии в стране). Кроме того, программу поэтапного закрытия АЭС, по мнению её критиков, трудно совместить с планами и обязательствами ФРГ по борьбе с глобальным потеплением, т.к. замена атомных станций на газовые и/или угольные приведёт к росту выбросов парниковых газов.

Социал-демократы, в свою очередь, продолжали настаивать на отказе от эксплуатации АЭС,

предложив даже включить соответствующее положение в конституцию страны, и решительно отвергли возможность какого-либо пересмотра сроков выхода из ядерной энергетики, мотивируя это тем, что пока не решён вопрос о захоронении ядерных отходов1, любое увеличение срока деятельности АЭС было бы безответственным шагом. Кроме того, сохранение атомной энергетики, утверждали они, не приведет к существенному снижению цен, а лишь затормозит развитие альтернативной энергетики. Дополнительным толчком к эскалации критики атомной энергетики со стороны политиков СДПГ (не говоря уже об оппозиционных «зелёных» и левых) послужили аварии, произошедшие в 2008-2009 гг. на двух атомных электростанциях на севере ФРГ - «Брунсбюттэль» и «Крюммэль», принадлежащих концерну УаШп/аП (речь шла о коротких замыканиях и возгорании в электрооборудовании, приведших к необходимости полной остановки энергоблоков обеих станций), а также ряд сообщений СМИ о нарушениях условий хранения радиоактивных отходов на некоторых специализированных хранилищах ФРГ [10].

Апогеем противостояния стала озвученная накануне выборов в бундестаг в сентябре 2009 г. министром экономики и технологий ФРГ Гуттен-бергом (ХСС) концепция, увязывавшая продление сроков эксплуатации АЭС с одновременным введением для генерирующих компаний обязанности направлять «сверхдоходы» от функционирования высокорентабельных станций на развитие альтернативной энергетики и поддержку программ по энергоэффективности, а также внедрение новейших технологий в тепловой электроэнергетике [11]. Сформулированные специальной рабочей группой министерства рекомендации содержали предложение сдвинуть сроки вывода из эксплуатации энергетических реакторов, как минимум, на восемь лет. Инициатива Минэкономтехнологий ФРГ, созвучная с ранее обнародованной Союзом электроэнергетической промышленности Германии программой развития отрасли, была активно поддержана в деловых кругах, но вызвала волну критики со стороны «зелёных» и СДПГ и только углубила противоречия между сторонами правительственной коалиции. Потеряв надежды найти консенсус в вопросе о будущем атомной энергетики, они решили в надежде на изменение правящего большинства отложить его решение на после-выборный период.

1 На протяжении многих лет политикам Германии не удаётся прийти к единому мнению по вопросу захоронения радиоактивных отходов (РО) на т.н. «вечное хранение». Предполагается, что в перспективе отработанные радиоактивные материалы разместят в глубоких геологических формациях, и с этой целью будет оборудован один из выработанных рудников (до этого времени решено хранить отработанное топливо и материалы в промежуточных хранилищах). Единственным потенциальным могильником такого рода называют соляной прииск в г. Горлебен (земля Нижняя Саксония), используемый сейчас в качестве временного хранилища РО. - Прим. автора.

Поражение германских социал-демократов на парламентских выборах 27 сентября 2009 г. и их уход в оппозицию принципиально изменил расстановку политических сил в Германии. Как христианские демократы, так и их новые союзники - свободные демократы - сегодня открыто выступают за продление сроков службы АЭС (при одновременном сохранении запрета на новое атомное строительство и усиленном развитии возобновляемых источников энергии) и, как здесь ожидают, в ближайшем будущем приступят к согласованию конкретных условий такого решения. В общих чертах намерение пересмотреть политику в данной области отражено и в новом коалиционном договоре [12]. Подобная мера, заявляют представители нового политического руководства ФРГ, позволит выиграть время, станет своего рода «переходной технологией», позволяющей без ущерба для энергобезопасности страны планомерно развивать возобновляемые источники энергии [13].

Для германских энергоконцернов, вне зависимости от конкретных параметров и условий продления работы АЭС1, это означает многомиллиардные дополнительные прибыли и существенные изменения масштабов инвестиционной активности. Руководство крупнейших германских энергоконцернов, однозначно высказавшись в поддержку новых планов правительства, заявило о готовности к конструктивному диалогу по выработке жизнеспособной энергетической концепции, учитывающей основные цели энергетической политики ФРГ - энергобезопасность, обязательства по предотвращению изменения климата и экономическую эффективность. Отмечая важность реализации планов нового правительства для достижения упомянутых целей, германские атомные лоббисты не забывают упомянуть и о том, что рассматриваемый шаг лежит также в интересах обычных граждан, так как они в случае продления сроков эксплуатации АЭС на более длительное время будут, дескать, обеспечены дешёвой электроэнергией. В пользу того, чтобы дополнительные доходы, образовавшиеся благодаря продлению эксплуатации атомных станций, были переданы напрямую потребителям в форме снижения цен, выступает и влиятельная экономическая неправительственная организация - Объединение германских торгово-промышленных палат. Своих сторонников идея определения сроков жизнедеятельности АЭС имеет и в академических кругах [14]. Что касается населения страны, то, как показывают проведённые недавно социологические опросы, более половины жителей Германии по-прежнему

1 Рассматривается, в частности, возможность энергетики. - Прим. автора.

поддерживают идею постепенного отказа от атомной энергетики [15].

Отход нынешнего политического руководства ФРГ от «антиатомной» политики можно считать делом решённым, однако, необходимо ещё раз отметить, что он, по сути, представляет собой во многом паллиативную меру, главной задачей которой является «подготовка плацдарма» для форсированного развёртывания альтернативных и модернизации традиционных энергетических мощностей [16]. Не открывает данное решение каких-либо стратегических горизонтов ни для германских энергокомпаний, ни для атомного машиностроения ФРГ, что вынуждает их продолжать линию на поиск новых возможностей для инвестиций за границей.

Не располагая в перспективе возможностью развивать сегмент ядерной генерации на территории ФРГ, крупнейшие германские атомные концерны всё настойчивее пытаются закрепиться в тех странах, где активно развивается атомная энергетика. Так, к примеру, дочерняя структура третьей по величине энергокомпании в ФРГ - EnBW- Energie Baden Wuertemberg - EnBW Kraftwerke AG, наряду с основными мощностями на юго-западе Германии, владеет двумя АЭС во Франции. В сферу интересов крупнейшего энергетического концерна Германии E.ON попали скандинавские страны: в 2007 г. компания стала соучредителем нового энергетического консорциума Fennovoima, целью которого является строительство атомной электростанции в Финляндии. Развитие сегмента ядерной энергетики за пределами ФРГ продолжает и RWE. Компания участвует в консорциуме по строительству 3-го и 4-го блоков АЭС г. Черноводы в Румынии. Большие планы концерн возлагает на Литву, где в скором будущем также планируется строительство новой АЭС. Кроме того, в 2009 г. компании E.ON и RWE совместно выиграли тендер на строительство пяти атомных энергоблоков в двух регионах Великобритании [17].

Причина, по которой германские концерны стремятся вложить средства в зарубежные атомные проекты, заключается не только в высокой прибыльности подобных начинаний, но и в преимуществах, которые обеспечивает такое участие в плане уменьшения ожидаемых затрат на приобретение эмиссионных сертификатов - квот на выбросы парниковых газов в атмосферу, установленных в рамках Киотского протокола. Таким образом, например, RWE, электростанции которой из-за высокой доли тепловых электростанций больше

: части дополнительных доходов на поддержку альтернативной

других германских энергокомпаний выбрасывают в атмосферу диоксида углерода, проявляет наибольшую заинтересованность в строительстве объектов атомной энергетики за рубежом.

В условиях отсутствия новых заказов на отечественном рынке и поддержки со стороны государства, машиностроительные компании ФРГ уже с конца 1980-х гг. переориентировались на зарубежные рынки. Наиболее яркий пример - концерн Siemens1. Компания, начиная с 1989 г., выполняет только экспортные заказы и выступала в качестве основного подрядчика более 10 АЭС за пределами Германии - в Австрии, Аргентине, Бразилии, Нидерландах, Испании и Швейцарии. Она же начала и строительство АЭС в Бушире в Иране, сорванное после свержения в Иране шахского режима. Техническая помощь Siemens была широко использована после аварии на Чернобыльской АЭС, при проведении технической диагностики и работ по модернизации и повышению безопасности на ряде российских (Кольской, Балаковской, Калининской) и украинских атомных станций.

В 2001 г. концерн Siemens решил передать свои ядерно-энергетические активы в состав совместного предприятия с французской компанией Areva (напомним, что данное решение совпало по времени с принятием закона о сворачивании атомной отрасли ФРГ): обладая 34% акций, немцы являются вторым после французского правительства акционером вновь созданной компании Areva NP. Однако атомный альянс германских промышленников с французами не продержался и десятилетия: в начале 2009 г. руководство германского концерна Siemens заявило о намерении воспользоваться опционом на продажу своим французским партнерам принадлежащей ему доли и выйти из состава акционеров совместного предприятия. Вместе с тем, немцы не намерены сворачивать активность на рассматриваемом направлении и рассчитывают в будущем расширить сегмент атомного машиностроения с новым стратегическим партнёром в лице российской госкорпорации «Атомэ-нергопром». Стороны заключили в марте 2009 г. рамочное соглашение и приступили к проработке условий создания совместного предприятия [18].

Выход Siemens из Areva NP и его объединение с «Росатомом», по сути, означает передел всего рынка атомного машиностроения (на мировой арене помимо Areva и «Атомэнергопрома» действуют только два крупных консорциума - американо-японские союзы Toshiba-Westinghouse и General Electric-Hitachi) и приводит к созданию нового

крупного игрока, способного в полной мере воспользоваться растущим мировым спросом на ядерные технологии. Германская компания, уже давно «списавшая» свой внутренний рынок и привыкшая «воевать на чужой территории», открывает для себя, таким образом, новые перспективы и получает доступ к российским ядерным технологиям гражданского назначения. Российский участник, в свою очередь, может извлечь выгоду из этого сотрудничества за счёт передовых технологических решений своего нового партнёра, его опыта по осуществлению масштабных и сложных проектов, а также высокой репутации германской компании.

Возвращаясь к вопросу о возможных путях развития национальной энергетики ФРГ, необходимо отметить, что сохраняющаяся неопределённость в энергетической стратегии и, в первую очередь, отсутствие внятных правил игры в атомной отрасли, отражаются не только на деятельности немецких профильных энергетических и промышленных концернов, не способных в таких условиях выстраивать перспективную инвестиционную политику в национальных границах и вынужденных всё активнее участвовать в международных ядерных проектах. Наличие комплексной национальной энергетической концепции жизненно необходимо для обеспечения энергетической безопасности страны в целом [19]. Предшественники нынешней «черно-желтой» коалиции чёткой национальной энергетической программы не имели и свою энергетическую доктрину выражали в формулировании лишённых конкретики приоритетных направлениях развития: нехватку энергии вследствие выбывания АЭС предлагалось покрывать за счёт внедрения энергосберегающих технологий, а также за счёт развития возобновляемых источников энергии и модернизации угольной отрасли [20]. Если против энергосбережения никто не возражал, то по соотношению в будущем энергобалансе угля и возобновляемых видов энергии единства в последние годы не наблюдалось и не наблюдается поныне. Оппоненты форсированного развития альтернативной энергетики критиковали такого рода подход за дороговизну и нереалистичность предлагаемых энергетических проектов [21]. Развитие же угольной отрасли расходится с обязательствами по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу, принятыми на себя ФРГ в рамках Киотского протокола (создание «чистых» угольных электростанций требует огромных инвестиций в развитие соответствующих технологий и решения комплекса вопросов по безопас-

1 С помощью американских лицензий германские компании Siemens и AEG начиная с 1950-х гг. развивали собственные ядерные технологии. В 1969 г они объединили усилия в этой области, создав компанию Kraftwerk Union, построившую 16 из 17 ныне действующих германских АЭС. - Прим. автора.

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

ному захоронению диоксида углерода). Ещё одна альтернатива - экологичный газ - относительно дорог, при этом он «не подходит» немцам, стремящимся не увеличивать свою зависимость от России - основного поставщика голубого топлива.

Перед новой «чёрно-жёлтой» коалицией ХДС/ ХСС и СвДП встал вполне конкретный вопрос: как в условиях высоких цен на углеводороды, необходимости соблюдения Киотского протокола и приходящих ему на смену новых обязательств по предотвращению изменения климата обеспечить своевременную замену выбывающих мощностей АЭС. Было принято, как полагают большинство германских экспертов-энергетиков, единственно возможное решение - продление срока службы

АЭС, которое создает приемлемые рамочные условия как с точки зрения энергетической безопасности (остаётся больше времени для развития альтернативных источников энергоснабжения), так и с точки зрения повышения конкурентоспособности экономики (в первую очередь, за счёт снижения цен на электроэнергию1), а также выполнения климатических обязательств. В зависимости от того, насколько далеко пойдёт по этому пути нынешнее политической руководство ФРГ, будут во многом зависеть как среднесрочные, так и долгосрочные перспективы развития топливно-энергетического сектора страны. Пока же в процессе формирования энергетической стратегии ФРГ всё ещё больше вопросов, чем ответов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Energierohstoffe, Bundesanstalt fuer Geowissenschaften. Berlin, 2009. - 195-235 s.

2. Energieverbrauch in Deutschland im Jahr 2008, Arbetsgemeinschaft Energiebilanzen. Berlin, 2009. - 20-22 s.

3. HornM. Die Energiepolitik der Bundesregierung. Berlin, 1977. 76-77 s.

4. Meinert J. Strukturwandlungen der westdeutschen Energiewirtschaft. Frankfurt a. M., 1980. S.137.

5. Витковский О.В. Ядерная энергетика Германии: быть или не быть? География. 2002.№ 27-28. - 23-29 c.

6. Gruendinger W. Die Energiefalle: Rueckblick auf das Erdoelzeitalter. Beck, 2006.

7. 50 Jahre Deutsches Atomforum e.V. Berlin, 2009. - 8-9 s.

8. Jenner G. Energiewende: so sichern wir Deutschlands Zukunft. Propylaeen, 2006.

9. Официальный сайт Минэкономтехнологий ФРГ - www.bmwi.de.

10. Die Welt, 16 Juli 2009, S.2, а также Handelsblatt, 17 Juli 2009, S.8, 27 August 2009. - 4 s.

11. Handelsblatt, 28 August 2009. - 4 s.

12. Официальный сайт правительства ФРГ - www.bundesregierung.de.

13. «Energiewende kommt Versorger teuer», Handelsblatt, 29 Oktober 2009.

14. Sinn H.-W. Das gibne Paradoxon. Plaedoyoe für eine illusuionsfreie Klimapolitik, Berlin, 2008. - 258-291 s.

15. Die Mehrheit der Deutschen will den Atomausstieg, die Welt, 28 Februar 2009.

16. IWD (Institut der deutschen Wirtschaft Koeln) Nr. 45, 5 November 2009. - 2 s.

17. RWE und Eon schliesen Atombuendnis", Financial Times Deutschland, 15 Januar 2009.

18. www.rosatom.ru (официальный сайт Росатома).

19. Strom koennte knapp werden, Handelsblatt, 21 Oktober 2009.

20. Die Diskussion um erneuerbare Energien in der Politik : ist die Nutzung erneuerbarer Energien nur nocheine Frage des politischen Willens? / Markus Walder. - Lang; 2004.

21. Sinn H.-W. Das grüne Paradoxon. Plädoyoe für eine illusuionsfreie Klimapolitik, Berlin, 2008. - 120-148 s.

1 По подсчетам германских экспертов, продление срока эксплуатации АЭС на 8 лет (т.е. в среднем до 40 лет) снизит цены на электроэнергию к 2020 г на 11%. Германские специалисты не исключают, что станции в состоянии безотказно проработать и 60-летний срок. В этом случае цена на электроэнергию снизилась бы на четверть. - Прим. автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.