Наталия СУПЯН
СУЖАЮЩИЙСЯ МОСТ: ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ФРГ
Экономика ФРГ сегодня - четвёртая в мире по своей силе и объёму. Обязательное условие устойчивого развития и сохранения глобальной конкурентоспособности современной мощной экономики - надёжное энергообеспечение и её энергетическая безопасность. Тем не менее федеральное правительство на протяжении уже более десяти лет экспериментирует в сфере энергетической политики, и сохраняющаяся неопределённость, очевидно, противоречит экономическим амбициям Германии. На полюсах противостояния, главным образом в силу политических причин, оказались ядерная и альтернативная "зелёная" энергетика - именно им мы и уделим особое внимание.
Предыстория и ключевые решения
Одним из принципиальных шагов консервативно-либерального правительства ФРГ в минувшем году, имеющих стратегическое значение для немецкой экономики, стало решение о продлении сроков действия атомных электростанций и принятие в связи с этим новой энергетической концепции.
Углубимся немного в историю вопроса. Общественное недоверие к ядерной энергетике зародилось ещё в 1979 году после аварии на реакторе "Тримайл-Айлэнд" в США, а авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году довершила формирование резко негативного отношения к ней. Традиционно наиболее ярыми противниками атомной энергии в Германии выступали социал-демократы, "зелёные", а позднее - "левые"; их поддерживают многочисленные общественные организации экологической направленности, прежде всего Greenpeace, ревностно фиксирующий все неполадки и сбои, когда-либо случавшиеся на немецких АЭС. Среди аргументов "против" обычно фигурируют риск аварии (т.н. GAU), опасность излучения для окружающей среды и человека, наконец, проблема безопасной утилизации радиоактивных отходов.
© Супян Наталия Викторовна - кандидат экономических наук, доцент Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".
Е-таИ. [email protected]
Ключевые слова: Германия, энергетическая политика, энергетическая инфраструктура, ядерная энергетика, экология.
В 2000 году "красно-зелёная" коалиция во главе с Герхардом Шрёдером приняла проект постепенного выхода из ядерной энергетики (о таких намерениях будущий канцлер заявлял ещё в 1998 году в своих программных предвыборных обещаниях). 14 июня 2000 года был подписан договор между Федеральным правительством и представителями ведущих немецких энергетических компаний, в соответствии с которым планировалось закрытие девятнадцати действовавших на тот момент АЭС через 32 года после запуска, когда их срок эксплуатации истечёт (т.е. к 2023 г.), а энергетические концерны брали на себя обязательство производить законодательно определённое количество энергии. Помимо того, соглашение предусматривало прекращение переработки ядерных отходов и снижение объёмов транспортировки ядерных материалов. В 2001 году Бундестаг одобрил это решение, а в апреле 2002 года было принято дополнение к закону об атомной энергетике (Atomgesetz), которое стало юридическим подтверждением ранее достигнутой договорённости.
Основным доводом для отказа от атомной энергетики стала необходимость, как пишет сам Г. Шрёдер, "дать толчок такому развитию энергоснабжения, когда во главу угла ставится экономное и заботливое обращение с природными ресурсами при использовании всех мыслимых технологий, а будущие инвестиционные потоки направляются именно в эти секторы, включая восполняемую энергетику".1 При этом в жертву должна была быть принесена именно атомная энергетика, сопряжённая с рядом проблем, по мнению политиков, не имевших своего решения.
К этому моменту уже вступил в силу закон "О приоритете возобновляемой энергии", пришедший на смену нормативно-правовому акту, действовавшему с 1991 года. Новый закон (Erneubare-Energien-Gesetz, EEG) стал основным инструментом для дальнейшего развития этого сегмента энергетики, поставив целью удвоение доли возобновляемых источников энергии в общем объёме энергопотребления в Германии до 2010 года.2
Тем не менее в 2005 году к власти пришла так называемая большая коалиция - тандем ХДС/ХСС и СДПГ, и вскоре зазвучали призывы к реанимации ядерной энергетики. Так, в 2007 году Deutsche Bank Research опубликовал исследование, утверждавшее, что продление сроков действия АЭС до 60 лет обеспечит сохранение 19 ГВт ядерных генерирующих мощностей, и для этого не существует технических препятствий, а лишь политические.
В апреле 2008 года немецкое энергетическое агентство DENA - консультант Федерального правительства в сфере энергетики - в своём анализе перспектив потребления электроэнергии пришло к неутешительным для немецкой экономики выводам: в случае полного ухода от использования атомной энергии дефицит
1 Г. Шрёдер. Решения. Моя жизнь в политике. - М.: Европа, 2007, с. 279.
2 Была введена система стимулирующих льготных (т.н. feed-in) тарифов, фиксируемых на 15-20 лет, по которым операторы установок будут продавать произведенную ими «экологическую» электроэнергию. При этом уровень такого тарифа зависит от мощности установки, места ее размещения, а также от типа используемой технологии.
электроэнергии в 2020 году составит от 11 до 21 тысячи МВт. Даже придерживаясь энергетической программы Федерального правительства, предусматривающей сокращение потребления электроэнергии, располагая имеющимися мощностями электростанций, уже в 2012 году покрыть спрос станет невозможным. Агентство заключает, что существенно сократить опасную дельту между потребляемой и производимой энергией наряду с прочими мерами способно продление сроков действия атомных электростанций ещё на 20 лет (т.е. суммарно до 52 лет).
Серьёзность намерений А. Меркель продлить век ядерной энергетике обозначилась вскоре после выборов 2009 года, когда "союз" сформировал новую правительственную коалицию с СвДП: уже в октябре была достигнута договоренность о принципах правительственной энергетической политики. Среди них декларировалось дальнейшее развитие альтернативных источников энергии наряду с (временным) продолжением использования атомной энергии в качестве так называемой "переходной технологии" (Brückentechnologie). Так, министр окружающей среды Норберт Рёттген утверждал, что атомная энергетика - это "мост в новое время", "он будет несколько длиннее, чем планировалось, но все уже и уже"3, и необходимость в нём сохранится ровно до тех пор, пока возобновляемая энергия не сможет полноценно и надежно заменить ядерную энергию4. Надо признать, что всё это время альтернативная энергетика действительно развивалась опережающими темпами: в 2007 году её доля в общем объёме потребляемой в ФРГ электроэнергии составила порядка 14,5%.
В начале сентября 2010 года представители энергетических гигантов EnBW, E.On, RWE и Vattenfall и Федерального правительства вновь сели за стол переговоров. Результатом этого заседания явилось решение отложить остановку действующих 17-и немецких АЭС на 8-14 лет, то есть максимально до 2037 года. Встречным условием стало добровольное выделение концернами из появляющейся таким образом дополнительной прибыли (помимо "атомного налога"5) существенных инвестиций в пользу развития "зелёной энергетики" в период с 2011 по 2016 годы.
28 сентября 2010 года правительственная коалиция приняла "Энергетическую концепцию 2050". Конечно, она не избавляет от всех дилемм немецкой энергетики и не даёт однозначных решений хотя бы потому, что рассчитана на довольно отдалённую перспективу. Тем не менее даже противники концепции признают, что её появление положило конец хаосу в энергетической политике, царившему в последние годы, дав ей определённые направляющие. Концепция связывает достижение узко поставленных энергетических целей с общеэкономическими: переход в эру возобновляемой энергии должен быть
3 Stern, 28.04.2010.
4 Kernschmelze in der Union, Der Tagesspiegel 13.02.2010.
5 Kernbrennstoffsteuergesetz - закон о налоге на ядерное топливо, вступивший в силу 1 января 2011 г., в соответствии с которым использование ядерного топлива для производства электроэнергии в период с 1 января 2011 по 31 декабря 2016 облагается налогом (145 евро за грамм плутония -239/241, урана-233/235). Налоговое обязательство возникает при вводе в эксплуатацию тепловыделяющих сборок или отдельных тепловыделяющих элементов. Ожидается, что поступления от данного налога составят 2,3 млрд евро в год.
сопряжён с сохранением доступных цен на энергию в Германии как для частных потребителей, так и для предприятий гарантиями долгосрочной занятости, ростом благосостояния и социальной защищённости, оздоровлением финансовой среды и сокращением бюджетного дефицита.
В энергетической концепции Федерального правительства уделяется большое внимание атомной энергетике и значению продления сроков её использования. Утверждается, что продление сроков действия АЭС обеспечит в переходный период реализацию таких целей энергетической политики, как охрана окружающей среды, рентабельность и надёжность энергоснабжения. Кроме того, оно призвано облегчить "путь в эпоху возобновляемой энергии, особенно посредством снижения цен на электроэнергию и сокращения энергообусловленной эмиссии парниковых газов". В соответствии с дополнением 12 к закону "Об атомной энергетике" расширены требования к обеспечению безопасности на немецких АЭС на высочайшем техническом уровне. Помимо этого, концерны-операторы АЭС внесут свой вклад в консолидацию федерального бюджета, развитие возобновляемых источников энергии и повышение энергоэффективности как через "атомный налог", так и через устанавливаемые в договорном порядке отчисления долей сверхприбыли в фонды энергетики и окружающей среды (Energie- und Klimafonds), созданные в форме особого имущества государства. Концепция также рассматривает перспективы захоронения ядерных отходов, впрочем, здесь авторы, как и во многих других вопросах, обходятся общими фразами.
Всё же ключевое место в стратегии отводится возобновляемой энергии. В соответствии с планами Федерального правительства к 2020 году её доля в потреблении конечной энергии должна составить 18%, в 2030-м - увеличиться до 30%, в 2040-м - до 45% и в 2050 году достичь 60%. Доля же возобновляемых источников в генерировании электроэнергии в 2020 году планируется на уровне 35%, к 2030 году предполагается её увеличение до 50%, в 2050-м - до 80%. Эти амбициозные планы должны реализоваться через решение задач в следующих приоритетных направлениях:
- увеличение рентабельности сектора, в частности, за счёт внесения дополнений в закон "О возобновляемой энергии" и постепенного снижения льготных тарифов;
- развитие ветроэнергетики (строительство как наземных ветряных станций, так и офшорных ветрогенераторов);
- устойчивое и эффективное использование биоэнергии, которая может успешно применяться как для генерирования электричества, тепла, так для и получения биотоплива (более эффективное использование собственного биоэнергетического потенциала, импорт биоэнергоресурсов, активное применение биомассы в когенерационных установках, расширение использования биометана, решение проблемы конкуренции сельского хозяйства и энергетики за использование биоресурсов).
Очевидно, что "Энергетическая концепция 2050" задаёт довольно высокую, амбициозную планку и формулирует ряд сложных задач, порой с налётом научной фантастики - как с точки зрения их содержания, так и с точки зрения объективной возможности их реализации. Как бы то ни было, своим появлением концепция, определившая основные вехи дальнейшего развития немецкой энергетики, обязана политической воле кабинета А. Меркель, поскольку
очевидно, что без принятия решения о продлении сроков действия АЭС всякие стратегии, ориентированные на энергоэффективность экономики в целом, были бы утопичны. Впрочем, далеко не все в Германии разделяют эту точку зрения. В основу представленной концепции легло исследование, подготовленное Институтом энергетической экономики при университете г. Кёльна, научно-исследовательским институтом Prognos (г. Базель) и Институтом исследования экономических структур (г. Мюнстер), опубликованное в августе 2010 года. В работе "Энергетические сценарии для энергетической концепции Федерального правительства" были рассмотрены четыре варианта будущего
энергообеспечения ФРГ, предполагающие разные сроки продления работы АЭС (на 4, 12, 20 и 28 лет) и их влияние на такие аспекты функционирования энергосистемы, как энергопотребление, эмиссия парниковых газов, безопасность энергообеспечения, а также на общеэкономические последствия. Исследователи приходят к выводу, что любой из четырёх сценариев позволяет достичь целевых показателей в заданные сроки, а приводимый для сравнения вариант продолжения политики ухода от ядерной энергетики не позволяет к ним даже приблизиться. Тем не менее критики правительства обвиняют исследование в полной бездоказательности.
Подобные исследования проводились и ранее. Выше упоминался анализ, подготовленный Немецким энергетическим агентством, в котором оценивались возможности энергосети в условиях увеличения, сокращения энергопотребления и неизменного спроса на электроэнергию в случае выхода из ядерной программы или продления сроков действия АЭС на 20 лет. Специалисты агентства пришли к выводу, что избежать огромного дефицита генерируемой энергии можно, лишь продлив использование ядерной энергии. Можно также упомянуть исследование "Экономические последствия альтернативных сроков использования АЭС в Германии", проведённое совместно Институтом энергетической экономики при университете г. Кёльна и институтом Energy Environment Forecast Analysis GmbH, Берлин (EEFA) ещё в 2005 году. В нём наряду с действующим (базисным) сценарием рассматривались сценарии, предполагающие продление суммарного срока действия атомных станций до 40 и 60 лет. Исследователи заключают, что сценарий, принятый кабинетом Г. Шрёдера, к 2020 году приведёт к дефициту мощностей в размере 20 тыс. МВт, а в совокупности с требующими замены устаревшими угольными станциями - 40 тыс. МВт.; напротив, пролонгированное использование имеющихся АЭС не только внесёт существенный вклад в дело сокращения эмиссии CO2, но и повлияет на снижение цен на электроэнергию и затрат на её производство, тем самым повысив конкурентоспособность экономики в целом.
Противники возвращения к атомной энергетике полагают, что все эти исследования являются заказными, проведены в рамках, обозначенных правительством, и отказывают им в научной объективности. Чтобы судить о степени ангажированности прогнозов и реалистичности энергетической стратегии, обратимся к фактам.
Текущая ситуация и основные проблемы
Атомная энергетика продолжает оставаться важной составляющей так называемого энергомикса. Сегодня в ФРГ действуют 17 атомных электростанций: за время действия программы по отказу от атомной энергетики были выведены из эксплуатации две АЭС - в 2003 году в Штаде и в 2005 году - в Обригхайме. В соответствии с решениями Федерального правительства, последняя из них должна быть закрыта в 2037 году. Все действующие атомные станции расположены на территории "старых" федеральных земель и в основном сконцентрированы на юге страны - в землях Бавария, Баден-Вюртемберг и Гессен; кроме того, на территории ФРГ есть 19 выведенных из эксплуатации станций.
Структура потребления первичных энергоресурсов в ФРГ в период с 1991 года по 2008 год претерпела некоторые изменения: нефть сохранила лидирующую позицию (34,1% и 37,1% соответственно), за ней по-прежнему следует природный газ, чья доля возросла (16,5% - 21,4%), на третьей позиции -каменный уголь (15,9% - 12,6%), атомная энергия удерживает четвёртое место (11% - 11,4%), пятое место за бурым углем (17,2% - 10,9%), наконец, замыкают перечень стремительно улучшающие свои позиции возобновляемые виды энергии, увеличившие свою долю с 1,3 до 8,7%.6
Что же касается участия атомной энергии в комплексе ресурсов, используемых для производства электроэнергии, за минувшие 20 лет её доля незначительно увеличилась и составила 148,8 ТВтч, или 23% (суммарное производство электроэнергии в 2009 г. - 596 ТВтч); таким образом, она уверенно занимает второе место после бурого угля, доля которого сократилась примерно на 5%.
Атомные станции в Германии сегодня обеспечивают половину базисной нагрузки, то есть минимального объёма электроэнергии, которое вне зависимости от колебаний потребления должно находиться в распоряжении. В настоящий момент станции, способные непрерывно подавать энергию в течение дня, обеспечивая мощность для базисной нагрузки, - это только угольные тепловые электростанции и АЭС; существующая система энергообеспечения делает их незаменимыми и тем самым вступает в противоречие с планами развития альтернативной энергетики.
Преимуществом атомной энергии, к которому неизменно апеллируют её сторонники, является минимальный среди всех энергоносителей уровень эмиссии углекислого газа - от 5 до 33 г С02 на кВтч (для сравнения: аналогичный показатель даже для фотогальванических станций составляет 78-217 г/кВтч, для газовых станций - 399-644 г/кВтч, а теплостанции на буром угле инициируют выброс от 838 до 1231 г С02 на кВтч). В соответствии с планами правительственной коалиции к 2020 году эмиссия парниковых газов должна быть сокращена на 40%, а согласно целям, сформулированным развитыми странами, -на 80% (относительно 1990 г.) к 2050 году. Этого показателя планируется достичь поэтапно: к 2030 году - сокращение эмиссии С02 на 55%, к 2040 году -на 70%, наконец, к 2050 году сокращение достигнет 80-95%. Сценарий продления срока службы АЭС до 60 лет (он ближе всего к принятому в действительности) предполагает, что сокращение выбросов к 2050 году будет на 50 млн т С02 меньше, нежели при базисном сценарии. Напомним, в 2010 году
6 Energie auf einen Blick . Ausgabe 2009, Statistisches Bundesamt.
эмиссия углекислого газа составила 833 млн тонн, парниковых газов в целом -958 млн тонн эквивалента CO2.
Вместе с тем с эксплуатацией атомных электростанций сопряжен целый ряд проблем разной степени объективности.
1) Опасность аварии на реакторе. Действующие немецкие АЭС имеют довольно высокую степень надёжности, в том числе и от внешних угроз. Так, практически все АЭС рассчитаны на падение аэробуса A320, а некоторые оснащены специальными генераторами дыма, призванными скрыть станцию дымовой завесой в случае атаки террористов. Кроме того, проводятся мероприятия по дополнительному техническому оснащению АЭС, снижающие риск взрыва и утечки ядерного топлива. Наконец, в настоящее время группа стран реализует проект по созданию новых реакторов четвёртого поколения, чей уровень безопасности будет принципиально выше; в том случае, если продление ядерной программы в будущем сделает возможным строительство в ФРГ новых АЭС, эти технологии, несомненно, найдут своё применение.
2) Опасность облучения местных жителей. В 2003 году Институт медицинской статистики, эпидемиологии и информатики (г. Майнц) провёл исследование, целью которого было установление зависимости уровня детской заболеваемости раком и в частности лейкемией от степени близости их проживания к действующим АЭС. Анализ показал возрастание уровня заболеваемости у детей до 14 лет и существенное увеличение заболеваемости у детей до 5 лет, проживающих в радиусе менее 5 км от АЭС.
3) Опасность излучения при транспортировке. Во время недавней транспортировки РАО в Горлебен, вызвавшей массовые протесты, немецкое отделение Greenpeace якобы зафиксировало на пути следования состава превышение природного уровня гамма-излучения в 100 раз.
4) Риски, связанные с захоронением радиоактивных отходов. Как критики, так и сторонники использования ядерной энергии сходятся во мнении, что проблема захоронения отходов до сих пор не решена и требует скорейшего и эффективного решения. Немецкой концепцией утилизации отходов, избранной ещё в 60-х годах прошлого века, является глубокое геологическое захоронение; в настоящее время существует четыре места такого захоронения: бывшая железорудная шахта Конрад и крупные соляные диапиры Ассе-II, Морслебен и Горлебен.
Вся совокупность мероприятий по обслуживанию хранилища РАО - от научного анализа до консервации могильника - требует огромных инвестиций. Вследствие продления сроков эксплуатации атомных станций понадобятся новые возможности для захоронения. Предполагается, что возникающие в этой связи дополнительные 10 тыс. м3 РАО будут захоронены на шахте Конрад. Министерства экономики и окружающей среды, подготовившие концепцию, рассчитывают, что её открытие обеспечит надёжное хранение для 90% отходов. Тем не менее необходимость ликвидации существующих аварийных ситуаций в других могильниках, а возможно, перенос хранящихся в них отходов, а также сложные и долгосрочные процедуры доказательства пригодности заведомо непригодного соляного массива Горлебен потребуют масштабных финансовых вложений. Правительство надеется получить с энергоконцернов значительные суммы за счёт "атомного налога" - порядка 2,3 млрд евро в год - и отчислений с
дополнительной прибыли концернов - около 1,4 млрд евро - в период с 2011 по 2016 год. Впрочем, совершенно неочевидно, какова будет реальная собираемость этого налога и других отчислений, и какая часть этих средств будет использована на решение проблемы захоронения РАО: означенные поступления планируется также направить на консолидацию федерального бюджета и в Фонды энергетики и окружающей среды - на развитие возобновляемой энергии. Рассмотрим подробнее, как обстоит ситуация с этим направлением германской энергетики.
Возобновляемые источники энергии
В 2009 году доля возобновляемых источников в структуре потребления первичной энергии составила 9,1%, 10,3% - в потреблении конечной энергии, а также 16,1% - в производстве электроэнергии7 (в минувшем 2010 г. последний показатель возрос уже до 17%).
В свете сформулированных в энергетической концепции целей важно упомянуть, что лишь в 2009 году благодаря использованию ВИЭ удалось сократить выбросы CO2 на 108 млн тонн.
В ФРГ развивается большинство ныне существующих направлений альтернативной энергетики:
• гидроэнергетика;
• ветроэнергетика
• получение энергии из биомассы, в том числе твёрдого биотоплива (дров, топливных гранул, древесной щепы), жидкого биотоплива (биоэтанол, биодизель), биогаза (биометан, свалочный газ). На биомассу приходится порядка 70% конечной энергии, произведённой в Германии из ВИЭ;
• геотермальная энергетика;
• гелиоэнергетика:
• фотовольтаика - применение фоточувствительных элементов для
преобразования солнечной энергии в электричество;
• использование тепловой энергии солнца, с помощью солнечных
коллекторов обеспечивающей горячее водоснабжение и отопление
промышленных и бытовых помещений.
"Зелёная" энергетика начала динамично развиваться ещё в последнем десятилетии прошлого века, когда для этого была создана обширная законодательная база. В 1991 году был принят закон "О подаче электроэнергии из возобновляемых источников энергии" (STREG), в 2000 году ему на смену пришёл, как говорилось выше, закон "О приоритете возобновляемых источников энергии" (EEG): они установили принцип обязательной оплаты электричества, полученного на основе возобновляемых источников энергии. Отрасль стимулировалась с помощью льготных условий присоединения к сети производителей ВИЭ и рассчитанных на долгое время (до 20 лет) ставок оплаты, которые дифференцируются в зависимости от технологии и подлежат дегрессии. Существует также ряд целевых программ стимулирования альтернативной энергетики, например, содействующих внедрению на рынок новейших научных разработок; такие программы действуют как на федеральном, так и на земельном и
7 Der Strommix in Deutschland im Jahr 2010, Quellen: AGEB, AGEE-Stat, ZSW, Stand: 01/2011.
муниципальном уровнях (от энергетического санирования зданий до использования энергосберегающих технологий на предприятиях). В 2011 году Министерство окружающей среды увеличило бюджет на НИОКР в сфере возобновляемой энергии до 128 млн евро; эти средства будут направлены, в частности, на проекты развития офшорной ветроэнергетики, фотовольтаики, оптимизации системы энергообеспечения в соответствии с целями, сформулированными в энергетической концепции, и некоторые другие.
В 2009 году вступила в силу очередная редакция закона "О приоритете возобновляемых источников энергии", призванная увеличить долю возобновляемой энергии в производстве электроэнергии к 2020 году как минимум до 30% и снять бремя затрат с потребителей электроэнергии с помощью дегрессионной шкалы ставок льготных тарифов для владельцев фотовольтаических установок. Кроме того, законом "О приоритете возобновляемых источников энергии в области теплоснабжения" было урегулировано использование ВИЭ и в этой сфере: владельцам новостроек предписано покрывать часть потребности в отоплении за счет возобновляемой энергии (биомассы, солнечной и геотермальной энергии, тепловых насосов); к 2020 году её доля должна возрасти до 14%.
Столь обширная нормативная поддержка и интенсивная динамика развития альтернативной энергии не избавляют тем не менее эту отрасль от целого ряда существенных проблем.
Прежде всего это её дороговизна и зависимость от государственной поддержки: до сих пор не очевиден факт её самостоятельной жизнеспособности. Электроэнергия, произведённая из возобновляемых ресурсов и закупаемая по льготным тарифам EEG, стоит по-прежнему дороже, чем электричество из ископаемого или атомного топлива.
В 2009 году энергия биомассы обеспечила 70% вклада ВИЭ в производство конечной энергии в ФРГ. Однако активное развитие этого направления также сопряжено с рядом проблем и опасений. Зачастую эксперты, дающие радужные прогнозы относительно роста доли биомассы в структуре энергобаланса, пренебрегают целым рядом факторов - необходимостью в разы расширять посевные площади, которые могут затронуть уникальные экологические регионы, и увеличивать ирригационные мощности, что может привести к росту дефицита питьевой воды; зачастую модели завышают производительность сельского хозяйства, не учитывают прироста населения и, следовательно, потребности в продуктах питания. Учитывая, что сырьём для биотоплива является ограниченное число быстро регенерирующихся "энергетических" культур, засев ими больших площадей наносит серьёзный урон видовому разнообразию - как флоры, так и фауны. Часть биомассы должна оставаться на полях, чтобы поддерживать качество почвы, а интенсивное использование сухостоя лишает лес питательной среды. Такие последствия плохо сочетаются с одной из традиционно провозглашаемых целей развития альтернативной энергетики - защитой окружающей среды. Согласно результатам исследования Международного института исследований продовольственной политики, расширение сектора биоэнергетики и увеличение спроса на биотопливо ведёт к росту цен на продовольствие, а значит и росту числа голодающих и бедняков, что противоречит уже "целям тысячелетия" ООН.
Наиболее актуальные проблемы биоэнергетики в Германии - так называемая "конкуренция за площади" и "конкуренция за использование" ^1аЛепкопкште^ и Nutzungskonkurrenz), то есть борьба за посевные площади и сельскохозяйственные культуры между производителями биоэнергии и фермерами. В 2008 году площади, используемые в ФРГ биоэнергетикой, составляли 1,6 млн га, то есть более 10% сельскохозяйственных площадей, к 2020 году они обещают расшириться до 3,7 млн га8 (по некоторым расчётам - до 5 млн га). По мере развития энергетического растениеводства обострилась его конкуренция с традиционным сельскохозяйственным землепользованием для выращивания продуктов питания и кормовых культур: альтернативное использование растительного сырья привело к дефициту и, следовательно, росту цен на него. Кроме того, следствием стал рост арендной платы и цен на посевные площади, что наблюдается, например, в тех федеральных землях, где выращивается "энергомаис". Фермеры из земель, где наиболее развито скотоводство - Нижней Саксонии, Северного Рейна-Вестфалии, Баварии, Баден-Вюртемберга, сетуют, что им трудно соперничать на рыночных условиях с производителями биотоплива, которым оказывает поддержку государство. По данным Объединения свиноводов Германии производство биогаза увеличивает издержки на одну откормочную свинью на 15-20 евро: дорожает корм, электроэнергия, повышается арендная плата; следовательно, дорожает мясо и снижается конкурентоспособность отрасли. В таких условиях решением могло бы стать - как и в случае с солнечной энергетикой - сокращение или отмена государственных дотаций. Речь идёт о квотах на биотопливо - фиксированном содержании биоэтанола в совокупном объёме горючего, которые планируется вновь увеличить в 2015 году, и так называемой NAWAR0-Bonus9 -государственной дотации для производителей электроэнергии на основе биомассы.
Достижение амбициозных целей, поставленных перед немецкой биоэнергетикой, потребует задействовать площади, которых в распоряжении по сути нет. При постоянной урожайности это приведёт к зависимости от импорта биомассы. Для производства важнейшего в ФРГ биотоплива - биодизеля -потребуется импорт пальмового и соевого масла. По мнению экспертов, такое топливо будет наносить больший ущерб окружающей среде, чем традиционный дизель, поскольку расширение пальмовых плантаций зачастую ведёт к разрушению целых экологических регионов. Следует учитывать и этический фактор: как отмечалось выше, потребности в биомассе реализуются за счёт массовых продуктов питания - риса, кукурузы, пшеницы, сои, подорожание и дефицит которых приводит к увеличению числа голодающих в Азии и Африке.
Ещё одна принципиальная проблема альтернативной энергетики, не являющаяся, впрочем, уникальной проблемой ФРГ, это нестабильность объёмов производства энергии. Речь идёт о солнечной и ветроэнергетике, которые находятся в зависимости от времени суток, сезона, географического положения станции и ряда других условий. С этим связаны постоянные скачки мощности, генерируемой парками ветровых турбин и солнечными установками. Эти колебания (в течение часа они могут достигать порядка 2 ГВт) ставят под угрозу
8 Erneuerbare Energien in der Fläche Potenziale 2020 - Wie viel Flächen brauchen die Erneuerbaren Energien? Renews Special, Ausgabe 23 / Januar 2010, Hintergrundinformationen der Agentur für Erneuerbare Energien.
9 NAWARO - от nachwachsende Rohstoffe - возобновляемые органические ресурсы.
стабильное обеспечение страны электроэнергией в том режиме, в каком она нуждается. Переизбыток энергии чередуется с её недопроизводством, поэтому основным решением проблемы является развитие технологий накопления и сохранения избыточной энергии, которое значится среди приоритетов новой энергетической концепции ФРГ. Сегодня в Германии активно осваивается наиболее передовой способ накопления возобновляемой энергии - излишки энергии используются для электролиза воды, один из продуктов которого -водород - затем сохраняется, а в период увеличения потребности в энергии вновь преобразуется в электричество с помощью топливных элементов. В Любеке уже была сооружена подобная испытательная накопительная станция, а в настоящее время компания Enertrag AG, специалист в области ВИЭ, сооружает в Пренцлау (Бранденбург) первую гибридную электростанцию, которая объединит в себе три ветроэнергетические установки, установку по производству биогаза с газохранилищем, установку для электролиза воды с хранилищем водорода и две теплоэлектроцентрали, работающие на биогазе и водороде, а также блок управления. Все эти элементы будут дополнять друг друга, что позволит вне зависимости от внешних условий поддерживать постоянную выходную мощность: система автоматически направит излишки энергии на производство в промышленных количествах экологически чистого водорода, который будет служить как аккумулятором энергии ветра, так и в будущем - топливом на автозаправочных станциях.
Очевидно, что на практике находятся научно-технические решения проблемы непостоянства генерируемых мощностей в Германии. Тем не менее существуют специфические препятствия для полноценной интеграции возобновляемой энергетики в энергосистему страны. Одно из них парадоксальным образом создано самой энергетической концепцией, провозглашающей основной целью полный переход на ВИЭ. Концепция продлила сроки использования атомной энергии, наделив её статусом "моста в эпоху альтернативной энергетики"; с одной стороны, "переходная технология" действительно должна обеспечить поддержку, в основном финансовую, посредством "атомного налога" и означенных выше фондов (правда, пока не ясно, насколько эффективными окажутся эти механизмы), с другой стороны, продолжение эксплуатации АЭС с технической точки зрения вступает в прямое противоречие с расширением сектора альтернативной энергетики. АЭС наряду с буроугольными электростанциями лежат в основе существующей централизованной энергосистемы ФРГ, обеспечивая базисную нагрузку. Поскольку в течение дня потребление электроэнергии существенно колеблется, для компенсации промежуточных и пиковых нагрузок подключаются другие виды станций: промежуточные нагрузки зачастую обеспечивают каменноугольные электростанции, а пиковые традиционно покрываются за счёт гидроаккумулирующих или газотурбинных электростанций - их отличает высокая динамика и способность набрать номинальную мощность за считанные минуты. Раньше нерегулируемая энергия солнца и ветра могла лишь поступать в общий котёл, её перепады нивелировались за счёт промежуточных электростанций. Однако по мере расширения альтернативного сектора, совершенствования технологий появилась возможность изменить роль возобновляемой энергии в энергосистеме, для чего последняя нуждается в принципиальной реорганизации и иной степени гибкости. Увеличение доли
энергии ветрогенераторов и фотовольтаических установок требует наличия электростанций, "следующих за нагрузкой" (Lastfolgebetrieb), которые бы выравнивали флуктуации, однако многие эксперты полагают, что АЭС не подходят на эту роль, оттого что их запуск происходит медленно и они недостаточно регулируемы.
Кроме того, сохранение базисными и, главным образом, атомными электростанциями прежних позиций создает, помимо технических, экономические проблемы производителям альтернативной электроэнергии. Операторы базисных станций вынуждены продавать образовавшуюся теперь уже у них избыточную энергию (совокупная мощность угольных и атомных станций составляет сегодня порядка 60 ГВт) по "отрицательным" ценам, то есть доплачивать за неё, чтобы вовсе не закрывать производство. Отрицательные цены на бирже делают бремя EEG - дотации для конечного потребителя ещё тяжелее, а цену электроэнергии ещё выше. Иные, правда, видят в этом вину переизбытка электроэнергии, производимой ветрогенераторами, и в первую очередь призывают совершенствовать механизмы накопления энергии.
На проблему параллельного существования атомной и альтернативной энергетики можно взглянуть и с точки зрения мелких муниципальных производителей энергии, которые в будущем должны составить опору распределённой энергосистемы. Осуществляя крупные вложения в высокоэффективные экологичные электростанции на протяжении минувшего десятилетия, предприятия коммунального хозяйства ориентировались на скорый вывод АЭС из эксплуатации, а следовательно, на иную конкурентную ситуацию на рынке, иные цены; теперь же все эти проекты могут оказаться нерентабельными. Участники Союза коммунальных предприятий (VKU) отождествляют продление использования атомной энергии с уничтожением конкуренции при установлении олигополического господства крупных концернов.
Необходим поиск компенсационных механизмов, технологического и экономического консенсуса: лишь в том случае, когда приоритет будет отдан электроэнергии из возобновляемых источников, а традиционные станции (и их крупные операторы) отступят на второй план, появится возможность интегрировать альтернативные генерирующие мощности в энергосистему и сделать их рентабельными.
Для этого, помимо прочего, понадобится масштабное преобразование энергетической инфраструктуры: строительство новых сетей, хранилищ энергии и т.д. Осуществление глобальной переориентации от централизованной к распределённой энергосистеме позволило бы интегрировать в неё множество малых производителей, тем самым увеличить конкуренцию и отчасти решить извечную проблему либерализации энергетического рынка ФРГ. Без адаптации энергосети расширение возобновляемого сектора теряет всякий экономический смысл, невозможно будет перейти к следующему шагу - созданию "умных сетей", виртуальных электростанций и достижению прочих футуристических целей энергетической концепции.
Впрочем, теоретически безупречные концепции зачастую сталкиваются с трудностями воплощения на практике. По данным Федерального союза энергетики и водного хозяйства, который объединяет порядка 1800 компаний, необходимое развитие энергосетей во многом сдерживается бюрократическими
препонами - получение разрешения на строительство ЛЭП требует огромных затрат сил и времени. Представители отраслевого объединения утверждают, что темпы расширения производства возобновляемой энергии не соответствуют темпам развития энергосетей. Среди основных направлений, требующих развития, - строительство сетей, которые свяжут новые парки ветрогенераторов
на севере - на побережье и в море - и ключевых потребителей на юге.
* * *
Все вышеперечисленные факты, точки зрения и аргументы за и против доказывают, что принятая нынешним федеральным правительством энергетическая концепция довольно противоречива, и её реализация потребует дополнительных корректирующих решений: технологических, экономических, политических. Нельзя с уверенностью сказать, стало ли продление сроков эксплуатации немецких АЭС сдерживающим фактором для развития альтернативной энергетики, впрочем, видится разумным избегать idée fixe, какой является полный переход на ВИЭ, а стремиться к созданию адекватной объективным условиям эффективной энергосистемы. Кроме того, сроки, на которые рассчитана представленная стратегия, увеличивают количество возможных вариантов её реализации. Несомненно, основываясь на имеющихся наблюдениях, с помощью математических моделей можно сделать определённые прогнозы - сценарии, на которые и опирается концепция, однако её долгосрочность повышает степень влияния дополнительных внешних факторов; назовем некоторые из них:
• политическая составляющая. Принимая во внимание строгое разделение сторонников и противников ядерной энергетики по партийному признаку, можно предположить, что будущее стратегии во многом будет зависеть от состава следующих кабинетов. "Зелёные" существенно подняли свой рейтинг за счёт непопулярных решений коалиционного правительства; при всей несомненной важности защиты животных и окружающей среды в стане экологов находят себе место как политики-популисты, так и левацкие фанатики: ни тех, ни других не заботит будущее.10 Помимо межпартийных конфликтов на энергетическую политику оказывают воздействие разногласия между земельными властями и центром - например, по поводу захоронения РАО. Наконец, к политическому воздействию следует отнести мощное лобби энергоконцернов: скептики склонны оценивать решение о продлении использования атома как сделку канцлера А. Меркель и четырёх энергетических гигантов, которые "шантажировали" федеральное правительство;
• экономические факторы. Экономика Германии сохраняет экспортную ориентацию, а значит, на неё смогут повлиять и другие колебания мировой экономической конъюнктуры.
Анализируя возможность экономически выгодного сосуществования альтернативной и атомной энергетики, нельзя забывать о прочих компонентах энергомикса. Германия - крупнейший в Европе импортёр ископаемых энергоресурсов: она ввозит 97% потребляемой нефти, порядка 80%
10 См. также Д. Лал. Возвращение «невидимой руки», Новое издательство, 2009, гл. 8 «Зелёные» и «мировой беспорядок»; H.-W. Sinn Sieben Dinothesen http://www.cesifo-group.de
природного газа, 60% каменного угля, причём значительную часть ресурсов -из России. Развитие ядерной энергетики в 1970-х и возобновляемой - в 1990-х было инициировано именно с целью снижения энергетической зависимости экономики ФРГ, так что с этой точки зрения они - по одну сторону баррикад.
• влияние единой энергетической политики ЕС. Прибрежные государства Северного моря совместно инвестируют в расширение парка ветрогенераторов и прокладку по дну специальных линий электропередачи. Кроме того, реализуются планы по межстрановому обмену энергией: высоковольтные линии уже связывают Норвегию, Голландию и Данию, вскоре к ним должна подключиться и Германия. Таким образом, перепады мощности можно компенсировать уже не только за счёт внутристрановой диверсификации энергосистемы, но и используя излишки энергии соседей.
Европейская энергетическая политика - это ещё и стремление к разукрупнению рынка и антимонопольные мероприятия, закреплённые законодательно и обязательные для стран-членов. Возможно, либерализация немецкого энергорынка, которую никак не удаётся обеспечить изнутри, со временем осуществится под давлением извне.
Энергоконцепция ФРГ ориентирована на масштабное сокращение эмиссии С02, и в этом она также подчинена единым европейским целям. В ЕС действует система торговли эмиссионными квотами - рыночный инструмент экологической политики, созданный для реализации принципов Киотского протокола.
• НТП. Наконец, сегодняшние темпы научно-технического прогресса позволяют думать, что за последующие 30 лет, которые охватывает энергетическая стратегия ФРГ, будут открыты принципиально новые ресурсы и материалы, найдены решения для повышения энергоэффективности.