Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования механизмов государственного и корпоративного управления в атомной энергетике России'

Проблемы совершенствования механизмов государственного и корпоративного управления в атомной энергетике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
555
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ / RUSSIA’S ENERGY STRATEGY / GOVERNANCE / CORPORATE GOVERNANCE / NUCLEAR POWER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мороз А. И.

В данной статье рассматриваются вопросы перспектив развития одной из перспективных отраслей народного хозяйства России -атомной энергетики. В статье освещаются современный этап реформирования и реструктуризации российской атомной промышленности и энергетики, задачи обеспечения безопасного и рентабельного функционирования ядерно-энергетического комплекса, создания усовершенствованных АЭС для строительства в следующем десятилетии, развития экспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPROVING THE MECHANISMS OF GOVERNMENT AND CORPORATE GOVERNANCE IN RUSSIAN NUCLEAR POWER

This paper discusses the prospects for the development of one of the most promising sectors of the economy of Russia nuclear energy. The paper highlights the current stage of the reform and restructuring of the Russian atomic industry, the search for a safe and cost-effective operation of the nuclear power complex, the establishment of advanced nuclear power plant construction in the next decade, the development of exports.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования механизмов государственного и корпоративного управления в атомной энергетике России»

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ РОССИИ

Мороз А.И., соискатель Московской академии экономики и права

В данной статье рассматриваются вопросы перспектив развития одной из перспективных отраслей народного хозяйства России -атомной энергетики. В статье освещаются современный этап реформирования и реструктуризации российской атомной промышленности и энергетики, задачи обеспечения безопасного и рентабельного функционирования ядерно-энергетического комплекса, создания усовершенствованных АЭС для строительства в следующем десятилетии, развития экспорта.

Ключевые слова: государственное управление, корпоративное управление атомная энергетика, Энергетическая стратегия России

PROBLEMS OF IMPROVING THE MECHANISMS OF GOVERNMENT AND CORPORATE GOVERNANCE IN RUSSIAN NUCLEAR POWER

Moroz A., Competitor of the Moscow Academy of Economics and Law

This paper discusses the prospects for the development of one of the most promising sectors of the economy of Russia - nuclear energy. The paper highlights the current stage of the reform and restructuring of the Russian atomic industry, the search for a safe and cost-effective operation of the nuclear power complex, the establishment of advanced nuclear power plant construction in the next decade, the development of exports.

Keywords: governance, corporate governance, nuclear power, Russia’s Energy Strategy

Атомная энергетика России сегодня — это 15% мирового рынка реакторостроения, 45% мирового рынка обогащения урана и 15% мирового рынка конверсии отработанного топлива. С распадом СССР она Россия унаследовала 70% мощностей АЭС и все основные компоненты ядерного оружейного комплекса.

На сегодняшний день на 10 действующих АЭС России эксплуатируется 32 энергоблока установленной мощностью 24242 МВт, среди них 16 реакторов с водой под давлением (10 ВВЭР-1000 и 6 ВВЭР-440), 15 канальных кипящих ректоров (11 РБМК-1000 и 4 ЭГП-6) и один ректор на быстрых нейтронах (БН-600).

В России работают четыре предприятия по обогащению урана (Уральский электрохимический комбинат, Ангарский электролизный химический комбинат, Сибирский химический комбинат и Электрохимический завод в г. Зеленогорске), два производства тепловыделяющих сборок (ТВС) (ОАО Машиностроительный завод и ОАО Новосибирский завод химических концентратов), три предприятия по переработке ОЯТ (ПО Маяк, Сибирский химический комбинат и Горно-химический комбинат), а также места временного хранения ОЯТ и захоронения РАО.

Проблемой отечественной атомной энергетики является зависимость от импорта тихоходных турбин, используемых на АЭС, и не производимых в России. Большинство российских АЭС работают на тихоходных турбинах, изготовленных на украинском предприятии Турбоатом.

В 2007 г. ОАО Атомэнергомаш и французской группой Alstom были подписаны уставные документы по созданию совместного предприятия для производства турбин для АЭС, согласно которым 51% акций нового предприятия будет контролировать российская сторона. Уставной капитал предприятия оценивается в 100 млн евро. При этом компания Alstrom передала в совместное пользование технологию Arabelle, а российская сторона предоставила свободный производственный комплекс в Подольске и денежные средства. Кроме того, в 2010 г. компанией Силовые машины в г. Санкт-Петербурге был заложен цех, который будет производить тихоходную турбину.

Ещё одной проблемой отрасли является обеспечение сырьём. Добычу урана в России осуществляет только Приаргунский горнохимический комбинат — единственное уранодобывающее предпри-

ятие, оставшееся на территории России после распада СССР. Оно обеспечивает только 30% общей потребности действующих АЭС в природном уране. Остальное покрывается за счет запасов сырья, накопленных во времена СССР.

Кроме того, разведанные запасы Российской Федерации по урановым ресурсам характеризуются высокой себестоимостью их добычи (таблица 1).

В настоящее время в России на 10 действующих АЭС эксплуатируется 33 энергоблока общей мощностью 23 643 МВт, из них 17 реакторов с водой под давлением — 11 ВВЭР-1000, 6 ВВЭР-440; 15 канальных кипящих реакторов — 11 РБМК-1000 и 4 ЭГП-6; 1 реактор на быстрых нейтронах — БН-600.

Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 г., производство электроэнергии на АЭС должно увеличиться в 2,5 раза по сравнению с уровнем 2005 г. При этом доля атомной энергии в структуре энергопроизводства России должна возрасти до 19,6-19,8%, а общая установочная мощность должна составить 5262 ГВт. Для достижения целей стратегии необходимо до 2030 г. ввести в эксплуатацию 29-39 ГВт дополнительных и замещающих мощностей, что потребует строительства от 20 до 40 энергоблоков в зависимости от установленной мощности и типа реактора.

Увеличение реакторного парка приведет к еще большему дефициту урана. В настоящее время к активам российского уранового холдинга Атомредметзо-лото (АРЗМ) принадлежат как российские месторождения (Приаргунское, Далур и Хиагда), так и доли урановых месторождений Казахстана (СП Заречное и СП Акбас-тау).

Среди целей стратегии — реализация проектов строительства АЭС и увеличение экспортного потенциала ядерных технологий. Для реализации этих целей России необходимо развивать технологии и стандартизировать производство. Поэтому в настоящее время разрабатывается типовой проект реактора АЭС-2006 — реактор поколения 3+ с улучшенными технико-экономическими показателями и установленной мощностью, равной 1150 МВт с возможностью форсирования до 1200 МВт.

Кроме того, ведется разработка ТВС-квадрат, сущностное отличие которых от тепловыделяющих сборок (ТВС), производимых

Таблица 1. Запасы Российской Федерации по урановым ресурсам в залежах, тыс. тонн

Категория залежей урана по классификации МАГАТЭ Себестоимость добычи І кг урана, долл.

До 40 До SC До 130

RAR 66100 145000 Нет данных

EAR-I 17200 36500 Нет данных

EAR-I 0 56300 104500

SR Нет данных Нет данных 550000

Источник: http: eko.org.ru&200&PHPSESSID=5473

сейчас в России, заключается в геометрии конструкции. ТВС-квад-рат в сечении имеют четыре равных стороны, а ТВС, используемые на энергоблоках российского производства, в сечении шестигранники. Разработка и сертификация ТВС-квадрат позволит России играть на более широком сегменте рынка ядерного топлива, поскольку откроет возможности для поставок топлива на установки нероссийского производства1.

Осуществляемая Минатомом государственная политика России по ядерной энергетике определена Программой развития атомной энергетики Российской Федерации на 2010—2015 годы и на период до 2020 года.

В ней поставлены задачи обеспечения безопасного и рентабельного функционирования ядерно-энергетического комплекса, создания усовершенствованных АЭС для строительства в следующем десятилетии, развития экспорта.

В настоящее время во всем мире наблюдается ускоренное развитие атомной энергетики. В 30 странах эксплуатируются 442 ядерных реактора, в ближайшие 15 лет планируется ввод 130 ядерных энергоблоков. Доля ядерной энергетики в мировом энергобалансе может повыситься до 30%.

После распада СССР многие рудники остались на территориях Казахстана, Киргизии и Узбекистана. В результате Россия вынуждена импортировать сырьё: на российских месторождениях добывается сейчас 3 тыс. тонн урановой руды вместо необходимых 15 тыс. тонн2.

В конце января 1992 года российская часть МАЭП СССР была преобразована в Министерство по атомной энергии РФ. В подчинение министерству было передано около 80 % предприятий бывшего Минсредмаша СССР и 9 АЭС с 28 энергоблоками. В феврале 2001 года состоялся физический пуск первого энергоблока Ростовской АЭС.

В марте 2004 года указом президента России на базе расформированного Минатома было создано Федеральное агентство по атомной энергии. Перед агентством были поставлены новые масштабные задачи. 6 октября 2006 года постановлением правительства РФ была утверждена федеральная целевая программа «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007—2010 годы и на перспективу до 2015 года». Согласно ей, до 2020 года в стране должны быть введены в эксплуатацию 26 атомных энергоблоков.

«Атомэнергопром» объединил все активы гражданской части атомной промышленности России. В декабре 2007 года была образована Государственная корпорация (ГК) по атомной энергии «Росатом», которая получила полномочия упразднённого Федерального агентства по атомной энергии. В августе 2008 года госкорпорации также был передан ФГУП «Атомфлот».

Задача «Росатома» заключается в консолидации предприятий отрасли для реализации программы строительства АЭС, а также продвижение на международный рынок российской продукции высоких технологий в области атомной энергетики. Для этого созданы такие компании отрасли как ОАО «Техснабэкспорт» (основной экспортёр российских товаров и услуг ядерного топливного цикла), ОАО «ТВЭЛ» (российский производитель ядерного топлива) и ЗАО «Атомстройэкспорт», занимающийся строительством и эксплуатацией АЭС за рубежом.

В 2008 году произошла реорганизация Росатома в государственную корпорацию из органа федеральной власти, что позволяет ей, при сохранении за корпорацией государственных функций, выступать как полноценный субъект рынка атомной энергетики и энергетического бизнеса и на равных конкурировать с ведущими мировыми концернами ядерной отрасли.

Росатом состоит из подразделений по видам деятельности, а «Атомэнергопром» стал основной структурой Росатома, которая включает все гражданские компании отрасли.

К 2008 году предприятия ядерной отрасли вернули потерянный в 1990-е годы международный топливный рынок. Мировой финансово-экономический кризис 2008—2009 годов затронул и российскую атомную отрасль. Но если большинство других отраслей в этот период сокращали программы развития, то атомная отрасль продолжала демонстрировать рост. Более того, в 2008 году начались модернизация и строительство новых мощностей на ряде АЭС (Ленинградская, Воронежская, Нижегородская, Калининградская АЭС), а российская компания «Атомстройэкспорт» к этому времени стала генподрядчиком в строительстве атомных электростанций за рубежом, заняв 20 % мирового рынка этих услуг.

В 2011 г. АЭС России выработали 176,2 млрд. кВтч электроэнергии, что составляет 104,2% от выработки 2011 г.

Доля атомной генерации в общем энергобалансе России около 17 %. Высокое значение атомная энергетика имеет в европейской части России и особенно на северо-западе, где выработка на АЭС достигает 42 %.

В разработках проекта Энергетической стратегии России на период до 2030 г. предусмотрено увеличение производства электроэнергии на атомных электростанциях в 4 раза.

Необходимо освоение новых урановых месторождений, внедрение современных высокоэффективных и экологичных энергосберегающих ядерных технологий, развитие современных концепций безопасности АЭС, более эффективное и активное использование экспортного потенциала российского атома в сферах строительства и инжиниринга АЭС, поставки и переработки ядерного топлива.

В настоящее время уже сформированы и формируются новые рынки АЭ, требующие соответствующих технологий, топливного обеспечения, финансирования и рабочей силы (Китай, Индия, Индонезия, Вьетнам, Иран, Бразилия, Венесуэла, ЮАР, Египет, Малайзия, ряд государств Персидского залива и Ближнего Востока, а также страны СНГ). Конкурентная борьба за эти рынки станет серьезным испытанием для «Росатома», так как его основными конкурентами являются ведущие мировые компании Франции, Германии, США, Японии, Великобритании и в последнее время Китая и Казахстана.

Нынешний этап реформирования и реструктуризации российской атомной промышленности и энергетики происходит с использованием передового опыта западных стран и требует новых подходов.

Актуальными задачами являются эффективное акционирование и развитие системы управления предприятиями ядерного промышленного комплекса и внедрение современных экономических механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), долгосрочной аренды, лизинга и проектного финансирования для своевременного освоения бюджетных средств, привлечения крупных инвестиций и диверсификации источников финансирования отрасли. Не менее важно повысить экономическую эффективность сотрудничества «Росатома» с международными организациями в реализации международных проектов.

Перспективы атомной энергетики современной России — совокупность ожидаемых стратегических, структурных, социальных, рыночных и технологических изменений в российской атомной энергетике.

Чтобы обеспечить возрастающие потребности, в России до 2030 года предстоит построить 40 реакторов. Для сравнения: за последние 20 лет российские специалисты смогли возвести лишь три реактора за рубежом и достроить ещё три внутри страны. За всё время существования СССР было возведено лишь 30 блоков, ныне в РФ и за рубежом Росатом строит 15 АЭС. Атомная энергетика России будет развиваться, в том числе, и за счет продления срока эксплуатации действующих установок.

Перспективы развития атомной энергетики России определены Федеральной целевой программой «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007—2010 годы и на перспективу до 2015 года».

В соответствии с ней, к 2025 году доля электроэнергии, выработанной на атомных электростанциях России, должна увеличиться с 16 до 25 %, для этого будет построено 26 новых энергоблоков. Удвоение кумулятивного использования мощностей АЭС ожидается в 2035—2040 годах.

Россия стремится расширять своё присутствие и на мировом рынке атомной энергетики. Росатому принадлежит 40 % мирового рынка услуг по обогащению урана и 17 % рынка по поставке ядерного топлива для АЭС. Помимо уже эксплуатируемых и строящихся с российской помощью объектов, планируются и новые. В частности, высоки шансы российского «Атомстройэкспорта» на строительство первой АЭС в Турции, российский проект признан одним из лучших3.

В декабре 2011 года в опытно-промышленную эксплуатацию пущен энергоблок № 4. Его сооружение началось в конце 1980-х годов, но в 1991 году стройка была остановлена. В 2007 году строительство возобновилось.

В настоящее время ведётся строительство уникального энергоблока № 4 (БН-800) на Белоярской АЭС, рассчитанного на 40-

летний период эксплуатации. Изначально его планировалось ввести в эксплуатацию в 2014 году. Применение новой технологии позволило сократить сроки строительства, реактор планируется запустить уже в четвёртом квартале 2013 года.

После этого в планах строительство пятого энергоблока БН-1200. Кроме того, в «Росатоме» рассматривают возможность продления срока службы действующего энергоблока БН-600 до 2020 года, нынешний расчётный срок его эксплуатации — до 2010 года.

Перспективным направлением развития атомной энергетики является создание плавучих атомных теплоэнергетических станций (ПАТЭС) малой мощности, которые состоят из гладкопалубного несамоходного судна с двумя реакторными установками.

Они могут использоваться для получения электрической и тепловой энергий, а в сочетании с опреснительной установкой — для опреснения морской воды.

Первая АЭС такого типа — «Академик М. В. Ломоносов» — до лета 2008 года строилась в Северодвинске, затем строительство было перенесено в Санкт-Петербург. Энергоблоки для ПАТЭС изготавливают специалисты ОКБМ имени Африкантова (Нижний Новгород).

Размещение первых станций такого типа планируется в городах Певек (Чукотка) и Вилючинск (Камчатка), их ввод в эксплуатацию запланирован на 2013 год. Гендиректор «Росатома» Сергей Кириенко убеждён:

Срок эксплуатации станции составит 38 лет: 3 цикла по 12 лет, между которыми надо будет осуществлять ремонт реакторных установок. Согласно проекту, для отдалённых районов, куда невыгодно тянуть линии электропередач или завозить органическое топливо, постройка и эксплуатация ПАТЭС намного выгоднее постройки и эксплуатации наземных электростанций. Специалисты концерна уже разрабатывают ПАТЭС следующего поколения.

Перспективный проект «АЭС-2006» учитывает прежний опыт эксплуатации водо-водяных реакторов (ВВЭР), строившихся за последние десятилетия в России, на Украине и в других странах. Новые инженерно-технические решения должны привести к повышению КПД и мощности подобных энергоблоков: запланированная электрическая мощность энергоустановки составит 1150 МВт, что даст дополнительно до 15 % годовой выработки. Расчётный срок эксплуатации реакторов проекта «АЭС-2006» — 50 лет. Новые реакторы будут установлены на энергоблоках Нововоронежской АЭС-

2 и Ленинградской АЭС-2, а также на других перспективных площадках. Предполагается, что ввод в строй первого энергоблока в рамках проекта «АЭС-2006» произойдёт уже в 2012 году.

В технопарке «Саров» Нижегородской области ведётся строительство мощнейшей в мире лазерной установки двойного назначения, стоимость проекта оценивается в 45 млрд рублей.

С одной стороны, это оборонная составляющая, поскольку физика высоких плотностей энергии, физика плотной горячей плазмы наиболее продуктивно изучается на установках. Всё это используется для разработки термоядерного оружия. С другой стороны — энергетическая составляющая. Сейчас многие физики в мире высказывают идеи, что лазерный термоядерный синтез может пригодиться для создания энергетики будущего.

Подобная лазерная установка (мощностью около 2 МДж) есть у США и в скором будущем появится у Франции. Российская установка станет мощнее — 2,8 МДж. Её длина составит 360 метров, высота — «с 10-этажный дом».

Ещё в 1955 году в СССР был запущен в эксплуатацию первый в мире реактор на быстрых нейтронах БР-1 с нулевой мощностью, а через год — БР-2 тепловой мощностью 100 КВт. В 1973 году в городе Шевченко Казахской ССР (ныне — Актау, Казахстан) заработал первый в мире энергетический реактор на быстрых нейтронах БН-350. На Белоярской АЭС ныне эксплуатируется единственный в мире промышленный энергоблок БН-600.

Российские учёные ведут дальнейшие разработки подобных ядерных реакторов с так называемой «естественной безопасностью». На таких реакторах невозможны серьёзные аварии, поскольку их защита базируется на физических принципах. Даже если все стержни регулирования мощности и аварийной защиты будут из-

влечены, разрушения топлива не произойдёт. В таком реакторе будет использоваться тяжёлый металлический теплоноситель (свинец или свинец-висмут), который не горит и не вытекает из активной зоны.

Эта технология позволит вовлечь в топливный цикл уран-238 и торий-232. По оценкам учёных, этих ресурсов России и человечеству хватит на тысячи лет для использования в энергетике.

Современные атомные станции обладают высоким уровнем надёжности, а квалифицированный персонал способен обеспечить бесперебойное и безаварийное функционирование атомного энергокомплекса России.

За десятилетия развития отрасли российские атомщики накопили уникальный опыт по предотвращению аварий на станциях. Однако и после Чернобыля вероятность тяжёлых аварий по-прежнему остаётся ненулевой, что ещё раз показало произошедшее на японской АЭС «Фукусима-1». Сегодня есть два пути повышения безопасности эксплуатации атомных станций:

Обеспечивать отсутствие таких аварий можно двумя способами: наращиванием количества систем безопасности и созданием реакторов нового поколения, исключающих развитие подобных аварий вообще.

После аварии на «Фукусиме-1» внимание к системам безопасности АЭС в России было усилено. В частности, для ликвидации последствий возможных аварий был разработан робототехнический комплекс, который может доставить в зону бедствия резервные источники электроэнергии, подавать большие объёмы воды для охлаждения и заниматься разбором завалов без присутствия человека.

При строительстве атомных станций особое внимание уделяется защите от возможных землетрясений. Всероссийский научноисследовательский институт автоматики имени Духова (ВНИИА), входящий в госкорпорацию «Росатом», планирует в 2013 году закончить разработку системы сейсмического мониторинга и удалённой защиты реакторных установок атомных станций.

Атомная энергетика России нуждается в инвестициях, включая частные и иностранные. Вопрос о привлечении в отрасль частных инвестиций активно обсуждается с 2005 года. В «Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы до 2010 года» говорилось о необходимости создания условий для государственно-частных партнёрств в инновационной деятельности. Особо отмечена в документе необходимость усиления госрегулирования и поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в конкурентоспособных областях, к которым относится атомная промышленность.

До 2015 года на развитие российской атомной энергетики и промышленности из госбюджета будет выделено около 1 трлн рублей.

В современной практике большинство атомных проектов нереализуемо без участия государства или даже нескольких стран. Можно спорить на тему форм госучастия и сохраняющейся закрытости ряда функциональных блоков «Росатома», однако в ряде случаев это целесообразно, учитывая, что концерн отвечает и за национальную безопасность.

В перспективе законодателям предстоит разработать законопроекты, позволяющие частным инвесторам не только вкладывать деньги в строительство АЭС, но и приобретать их в собственность.

Противники строительства атомных электростанций заявляют

о дороговизне АЭС и слишком больших дотациях атомной отрасли из госбюджета. Экономическая целесообразность развития атомной энергетики базируется на сопоставлении стоимости конечного киловатт-часа при разных способах его производства.

Строительство АЭС целесообразно, если она оказывается не больше самого дешёвого альтернативного способа производства электроэнергии. При планировании станции сопоставляются цены на основные виды топлива (газ, уголь и нефть), а также сравнивается стоимость строительства АЭС и альтернативных объектов генерации энергии. К увеличению затрат на строительство и себестоимости электроэнергии приводит комплекс мер по повышению

1 Топычканов П. Перспективы атомной энергетики// Ядерная перезагрузка: сокращение и нераспространение вооружений / под ред. А. Арбатова и В. Дворкина; Моск. Центр Карнеги. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. С. 77-85.

2 Волошин Н.П. К истории отечественного атомного проекта. М.: Изд. АТ, 2011. С.12-14.

3 Черкасенко А. И. Ключевые аспекты реформирования атомной энергетики РФ в контексте мирового опыта// Мировая экономика в XXI веке: состояние, проблемы, перспективы. - М.: Научная книга, 2008. Ч. 1. С. 28-34.

безопасности АЭС, он усложняет и удорожает их создание. Но в итоге атомная энергия, как правило, оказывается дешевле альтернатив.

Таким образом, следует отметить, что состояние и перспективы развития атомной энергетики для России определяется её национальными интересами. Ядерные технологии остаются основой обороноспособности России.

Крупномасштабная атомная энергетика переносит центр тяжести в энергетическом производстве с топливодобывающих отраслей и транспорта топлива на современные наукоёмкие ядерные и сопутствующие неядерные технологии, а в экспорте - с топливного сырья на продукцию этих технологий, что даст новый импульс в развитии рынка.

Развивающаяся атомная энергетика позволит избежать опасностей, связанных с исчерпанием органического топлива и междуна-

родными конфликтами из-за его источников, что будет способствовать стабилизации международной обстановки.

Атомная энергетика конкурентоспособная отрасль, позволяющая России сохранять место на международном рынке инновационных технологий. Однако имеет место необходимость продолжения реализуемого в последние годы взаимосвязанного комплекса организационных, технологических, экономических её трансформаций.

Сегодня необходима разработка перспективных моделей управления (в гражданской и специальной сферах) и бизнес-моделей, обладающих коренным отличием — возможностью выхода на лидирующие позиции в мире с нацеленностью на реализацию имеющихся у России реальных и потенциальных преимуществ национальной атомной отрасли, а также совершенствования механизмов государственного и корпоративного управления в этой сфере. 0

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОКРАЩЕНИЯ МАСШТАБОВ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Судьбина Н.А., соискатель Московской академии экономики и права

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с решением актуальных проблем сокращения масштабов теневой экономики, оказывающей влияние на состояние экономической безопасности государства. Автором анализируются масштабы коррупции, масштабы искажения статистической, финансовой, налоговой отчетности, снижения транспарентности экономики. В статье освещается взаимовлияние теневой и официальной экономики, анализирующееся посредством количественной оценки факторов, способствующих росту или снижению теневой экономики, и ущерба, наносимого теневой экономикой социально-экономической обстановке.

Ключевые слова: экономическая безопасность, теневая экономика, коррупция

ACTUAL PROBLEMS OF POVERTY THE SHADOW OF THE RUSSIAN ECONOMY

Sudbina N., Competitor of the Moscow Academy of Economics and Law

This paper discusses issues related to the solution of actual problems to reduce the shadow economy with an impact on the state of economic security. The author analyzes the extent of corruption, the extent of the distortion of statistical, financial, tax reporting, reduce the transparency of the economy. The article highlights the interaction of the shadow and official economy are analyzed by quantifying the factors that promote the growth or reduction of the shadow economy, and damage to the underground economy of socio-economic environment.

Keywords: economic security, shadow economy, corruption

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хозяйственная деятельность, которая развивается вне государственного учета и контроля, а потому не отражается в официальной статистике, получившая название теневая экономика, является одной из укоренившихся проблем для российского общества, государства, экономики.

Во многом благодаря экономическому росту и общему улучшению социально-экономической обстановки в Российской Федерации внимание общества к ней несколько снизилось. Между тем, ее воздействие на российскую действительность сохраняется, имеет крупные масштабы и приводит к разнообразным негативным последствиям.

Следует отметить, что влияние теневой экономики затрагивает все стадии процессов производства и перераспределения ресурсов, нарушает хозяйственную целостность экономических систем, сокращает доходы бюджетов всех уровней1 .

Кроме того, теневая экономическая деятельность сопровождается не только масштабным выводом ресурсов из официального оборота, но и искажением статистической, финансовой, налоговой отчетности, снижением транспарентности экономики.

В теневом обороте сконцентрированы огромные ресурсы, которые в случае их легализации могут стать резервом для экономического роста. Значимость противодействия теневой экономике признается на государственном уровне, отмечена в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию, постановлениях Правительства РФ.

Отечественные и зарубежные исследователи часто обращают внимание на компенсационную функцию теневой экономики. Она частично сглаживает негативные последствия непродуманных решений властей, в частности, поглощает излишки предложения рабочей силы, позволяет функционировать предприятиям, которым грозит закрытие, снабжает дешевой продукцией потребителей с низкими доходами.

Позитивный эффект теневой экономики возрастает по параболе (рис. 1), т.е. темп его роста замедляется с увеличением её относительной величины. Зато негативный эффект имеет ярко выраженную тенденцию к ускоренному росту по мере увеличения теневой экономики. В таком случае результирующий эффект сначала будет иметь положительный знак и расти (участок 0А), потом его рост

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.