Научная статья на тему 'Буддизм ваджраяны и индуистский тантризм'

Буддизм ваджраяны и индуистский тантризм Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
853
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межрелигиозное взаимодействие / тантра / мантраяна / шайвизм / шактизм / средневековая Индия / брахманизм / ваджраяна / сетевая парадигма. / interreligious relations / tantra / mantrayana / shaivism / shaktism / medieval India / Brahmanism / Vajrayana / network paradigm

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Борис Романович Ерохин

История взаимодействия и сосуществования индуистских (в особенности шайвистских) и буддийских тантр в настоящее время представляет собой активно дискутируемую научную проблему, далекую от окончательного разрешения в силу регулярного появления новых источников и подходов в изучении текстов. Данное направление исследований весьма актуально, поскольку демонстрирует паттерны процессов межрелигиозного взаимодействия, остающиеся злободневными и в наши дни. В статье предпринимается попытка создать адекватную картину происходившего в V – XII веках процесса возникновения, становления и расцвета тантризма с корректировками установленных паттернов взаимодействия шайвистских и буддийских тантр, особенно в перспективе влияния взглядов философских школ мадхьямаки и читтаматры на адвайта-веданту. Особую важность для определения истоков тантризма имеет метод интерпретации немногочисленных фактов, сохранившихся со времен раннего средневековья. Относительно более поздних межрелигиозных взаимодействий различных сект и течений средневековой Индии фактов накопилось гораздо больше, что позволяет говорить о трех формах сосуществования – заимствовании, соперничестве и насилии, причем последнее было распространено гораздо больше, чем мирные формы сотрудничества, что привело к исчезновению буддизма на равнинах Индии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vajrayana and Hindu Tantrism

The history of the interaction and coexistence of Hindu (especially Ṥaiva) and Buddhist tantras currently is an actively debated problem, far from final resolution due to the regular appearance of new sources and approaches. This line of research is highly relevant since it demonstrates the patterns of interreligious interaction that remain topical today. The article attempts to create an adequate picture of the process of emergence, formation and flourishing of Tantrism in the 5th – 12th centuries with adjustments to the established scholarly patterns of interaction between Ṥaivist and Buddhist tantras, especially in the perspective of madhyamaka and cittamatra philosophical schools’ influence on advaita-vedanta. Of particular importance for determining the origins of Tantrism is the way of interpretation of the few facts known for us since the early Middle Ages. Concerning the later interreligious interactions of various sects and traditions of medieval India, much more information has been accumulated so that one can suggest the three forms of coexistence borrowing, rivalry, and violence, the latter being spread far more than peaceful forms of cooperation; finally, it led to the disappearance of Buddhism on the plains of India.

Текст научной работы на тему «Буддизм ваджраяны и индуистский тантризм»

Борис Романович ЕРОХИН / Boris EROKHIN

| Буддизм ваджраяны и индуистский тантризм / Vajrayana and Hindu Tantrism |

Борис Романович ЕРОХИН / Boris EROKHIN

Международный буддийский институт Кармапы, Нью-Дели, Индия Преподаватель

The Karmapa International Buddhist Institute, New Delhi, India Lecturer ou. omnilux@gmail. com

БУДДИЗМ ВАДЖРАЯНЫ И ИНДУИСТСКИЙ ТАНТРИЗМ

История взаимодействия и сосуществования индуистских (в особенности шайвистских) и буддийских тантр в настоящее время представляет собой активно дискутируемую научную проблему, далекую от окончательного разрешения в силу регулярного появления новых источников и подходов в изучении текстов. Данное направление исследований весьма актуально, поскольку демонстрирует паттерны процессов межрелигиозного взаимодействия, остающиеся злободневными и в наши дни. В статье предпринимается попытка создать адекватную картину происходившего в V -XII веках процесса возникновения, становления и расцвета тантризма с корректировками установленных паттернов взаимодействия шайвистских и буддийских тантр, особенно в перспективе влияния взглядов философских школ мадхьямаки и читта-матры на адвайта-веданту. Особую важность для определения истоков тантризма имеет метод интерпретации немногочисленных фактов, сохранившихся со времен раннего средневековья. Относительно более поздних межрелигиозных взаимодействий различных сект и течений средневековой Индии фактов накопилось гораздо больше, что позволяет говорить о трех формах сосуществования - заимствовании, соперничестве и насилии, причем последнее было распространено гораздо больше, чем мирные формы сотрудничества, что привело к исчезновению буддизма на равнинах Индии.

VAJRAYANA AND HINDU TANTRISM

The history of the interaction and coexistence of Hindu (especially Saiva) and Buddhist tantras currently is an actively debated problem, far from final resolution due to the regular appearance of new sources and approaches. This line of research is highly relevant since it demonstrates the patterns of interreli-gious interaction that remain topical today. The article attempts to create an adequate picture of the process of emergence, formation and flourishing of Tantrism in the 5th - 12th centuries with adjustments to the established scholarly patterns of interaction between Saivist and Buddhist tantras, especially in the perspective of madhyamaka and cittamatra philosophical schools' influence on advaita-vedanta. Of particular importance for determining the origins of Tantrism is the way of interpretation of the few facts known for us since the early Middle Ages. Concerning the later interreligious interactions of various sects and traditions of medieval India, much more information has been accumulated so that one can suggest the three forms of coexistence -borrowing, rivalry, and violence, the latter being spread far more than peaceful forms of cooperation; finally, it led to the disappearance of Buddhism on the plains of India.

Key words: interreligious relations, tantra, mantrayana, shaivism, shaktism, medieval India, Brahmanism, Vajrayana, network paradigm.

69

Ключевые слова: межрелигиозное взаимодействие, тантра, мантраяна, шайвизм, шактизм, средневековая Индия, брахманизм, ваджраяна, сетевая парадигма.

| 4 (33) 2018 |

Борис Романович ЕРОХИН / Boris EROKHIN

| Буддизм ваджраяны и индуистский тантризм / Vajrayana and Hindu Tantrism |

О:

определяющее влияние на культурную общность индийского субконтинента оказали религиозные поиски, важными характеристиками которых были формы заимствования, сотрудничества и мирного соперничества. При рассмотрении главных течений индийской религиозной мысли в их исторической перспективе можно выделить автох-тонно-племенные, ведические, джайнистские, буддийские и индуистские. По типологии их все можно отнести к религиям опыта. Догматические религии - иудаизм, христианство и мусульманство - появились на индийском субконтиненте позже и не оказали формирующего влияния на духовные поиски на субконтиненте.

Центральные элементы тантрических практик и воззрений (мантра, мандала, культ и отождествление с гуру и божествами-йидамами (ишта-девата), посвящение-уполномочивание) прослеживаются от самых ранних источников - автохтонных, ведийских и буддийских. Эти черты находят свои соответствия в других независимо развивавшихся культурах и религиях, и потому могут быть признаны некими паттернами восприятия и целенаправленной деятельности, присущими человеческому сознанию вообще.

При появлении арийских племен на субконтиненте началось взаимодействие ведийской традиции и племенных верований, выразившихся в подавлении пришельцами дравидийских племен и сопровождаемого ассимиляцией населения, языков и обычаев. Появившиеся в VI веке до н.э. джайнизм и буддизм своими воззрениями и методами серьезно затруднили распространение брахманизма,

который в процессе многовекового соперничества адаптировал многие черты (теорию кармы, перерождений, эманаций) внекастовых религий. Последние доминировали на протяжении нескольких веков, причем некоторые основатели династий происходили из низких каст. Первое открытое и жестокое нападение брахманистов произошло при Пушьямитре (II век до н.э.), когда за голову буддийского монаха назначали золотой. Затем наступили благоприятные для расцвета буддизма периоды Шаков, Кушанов, Сатаваханов, Гандхары. Начало периода Гупта (IV - VI века н.э.) сопровождалось нарастанием брахманизации, но позднее буддизм сумел преодолеть давление, и во многом именно благодаря буддийскому 7о влиянию то время считается «золотым веком» — индийской культуры. После крушения Гуптов наступают темные времена и кровавая неразбериха - раннее средневековье1.

К этому периоду, VI - VII векам, относятся первые явные свидетельства существования тантризма, хотя, как обобщает эксперт в индуистской тантре Гэвин Флуд, «[т]антричес-кие традиции возникли в ранние века нашей эры, развиваясь в буддийском, джайнистском и индуистском контексте»2.

Не вдаваясь в обширную тему определения тантризма, следует отметить, что здесь под этим термином понимается комплекс трансгрессивных воззрений и практик, имеющих целью достижение личностью сверхъесте-

1 Verardi, Giovanni. Hardships and Downfall of Buddhism in India. Delhi: Manohar. 2011. P. 18.

2 Flood, Gavin. The Tantric Body: The Secret Tradition of Hindu Religion. London - New York: I.B. Tau-

ris. 2006. P. 7.

| 4 (33) 2018 |

Борис Романович ЕРОХИН / Boris EROKHIN

| Буддизм ваджраяны и индуистский тантризм / Vajrayana and Hindu Tantrism |

ственных способностей и слияния с Абсолютом, адаптировавший первобытные верования и приемы религиозных практик племен индийского субконтинента в контексте мировых религий и после длительного процесса взаимных влияний и заимствований отдельных течений обусловивший эзотерический вектор духовных поисков начиная с VI века н.э.

В сохранившихся изображениях и структуре погребений Харрапской цивилизации (вероятнее всего, основанной дравидами, 3200 - 1800 гг. до н.э.) можно проследить высокий уровень духовной жизни, связанный с практикой медитации, лесного отшельничества, и концепцию перерождений. Поклонение дереву пипала (которое буддисты называют деревом Бодхи), богине-матери (впоследствии, возможно, Кали), и трехликому божеству в позе йога, которому поклоняются животные (возможно, впоследствии Шива) указывают на истоки последующих религиозных традиций Индии3.

Именно поклонение женскому началу характеризует многочисленные сельские культы, на индийской почве тысячелетиями абсорбировавшихся в виде шактистских течений в господствующие религии, в частности в шай-визм и материнские тантры буддизма, и потому практически не сохранившиеся, по утверждению А. Сандерсона, в своих исконных формах. Однако «отдельные шактистские традиции, не встроенные в шайвистский корпус

3 Mcintosh, Jane R. The Ancient Indus Valley. New Perspectives. Santa Barbara: ABC-Clio. 2008, p. 285; Santina, Peter Delia. Tree of Enlightenment. Chico, CA - Taipei: Chico Dharma Study Foundation. 1997, pp. 28-9; Дандекар Д. Н. От Вед к индуизму. Москва: Восточная литература. 2002, С. 136. Подробное обоснование тождества изображения на печати с поздним Рудрой-Шивой см. Дандекар 2002, С. 221-227.

видья-питха, все же имели место. В первую очередь речь идёт о довольно самостоятельных культах Кубджики (КиЬ^ка) и Трипурасундари (Тпригавипёап)»4.

Как утверждает сама традиция ваджра-яны, учения происходят от Будды Шакьямуни в его различных формах. До появления в мире людей тантры передавались в узком кругу Бодхисаттв, а затем были непосредственно переданы махасиддхам, распространявших их среди своих учеников. Начало распространения этих методов в нашем мире иногда относят уже ко II в. н.э.5, и первыми Великими осуществленными считаются Нагарджуна и Арьядева (II - IV век; исторические фигуры этого времени, в соответствии с научными взглядами, не могут быть более поздними ма-хасиддхами с теми же именами).

Весь значительный раздел йкатат (призывы-заклинания; первые материальные пись- — менные источники этого исключительно буддийского явления относятся к I веку н.э. и несут в себе признаки дравидийского влияния) по сути является собранием мантр6, не говоря уже о включенной в палийскую Трипитаку Ра-

4 Бушуев Е.С. Санскритские письменные источники по истории тантрического буддизма VII—XI вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Санкт-Петербург: Институт восточных рукописей РАН. 2018. С. 61.

5 English, Elizabeth. Vajrayogini. Her Visualisations, Rituals, and Forms. A Study of the Cult of Vajrayogini In India. Boston: Wisdom Publications. 2002. P. 2. Конзе писал о IV веке; современные исследователи склоняются к VII веку как времени появления уже сформировавшихся тантр, см. ниже.

6 Hidas, Gergely. Dhärani Sütras. In: J. Silk, O. von Hinüber, V. Eltschinger (eds.) Brill's Encyclopedia of Buddhism. Vol. I. Literature and Languages. Brill, Leiden, 2015. P. 129-137.

| 4 (33) 2018 |

Борис Романович ЕРОХИН / Boris EROKHIN

| Буддизм ваджраяны и индуистский тантризм / Vajrayana and Hindu Tantrism |

тана-сутту , также являющуюся заклинанием местных сил, произнесенным Буддой Шакья-муни и позднее использовавшимся для противодействия эпидемиям. Присутствие мантр в сутрах махаяны, открытие которых начинается с I века до н.э., общеизвестно.

Ранним свидетельством существования ключевой тантрической концепции, посвящения ученика в мандале, в буддизме является перевод

MahamanivipulavmanasupmtistЫtaguhyapamm amhasyakalpadhamnl на китайский язык во время правления династии Лян (503-557)8.

«[М]антры, или собрания ритуалов, без сомнения, были составлены между пятым и седьмым веками», - пишет Дэвидсон, сторонник первичности буддийских мантр по отношению к шайвистским.9 Этими прото-тантрическими текстами являются ВИагашв-аш§гаЬа (Собрание заклинаний) как, возможно, часть более обширной БЬагап1 рЦака; ^ёу-аёЬага ркака (Чародейское собрание); более поздняя Vidyottama10. «И хотя некоторые тексты, классифицируемые традицией как крия-тантры и дошедшие до сегодняшних дней в китайском переводе, датируются первыми веками н. э., есть основания полагать, что атрибуция этих ранних памятников как тантрических священных текстов могла быть сделана

7 Sutta-nipata 2.1. The Group of Discourses (Sutta-Nipata). Tr. By K.R. Norman. Oxford: Pali Text Society. 2001. Pp. 28-30.

8 Sanderson, Alexis. The Saiva Age: The Rise and Dominance of Saivism during the Early Medieval Period. In: Genesis and Development of Tantrism, edited by Shingo Einoo. Tokyo: Institute of Oriental Culture, Tokyo: University of Tokyo, Institute of Oriental Culture Special Series, 23. Pp. 41-350. 2009. Pp. 234-235.

9 Davidson, Ronald M. Indian Esoteric Buddhism. A Social History of the Tantric Movement. New York: Columbia University. 2002. Pp. 145-146.

10 Ibid.

поздними буддийскими комментаторами ретроспективно», - возражает оппонент11. Однако гипотеза более раннего возникновения элементов буддийской тантры по сравнению с шайвистской выглядит более обоснованной при том, что первая запись шайвистской тантры известна с IX века.

Последующая история открытия буддийских тантр, как она видится сегодня, убедительно обобщена Е. Бушуевым следующим образом.

Мап|шпшШ1ака1ра - VII - VIII века, крия-тантра (1)

МаЬауапосапаЬЫвашЬоёЫвШха - VII - VIII века, чарья-тантра (2)

Sarvatathаgatatattvasamgгaha - первая половина VIII века, йога-тантра (3) Guhyasamаjatantra - вторая половина VIII века, махайога-тантра \ йоготтара-тантра (4)

SaгvabuddhasaшаyogadаkinTjа1asamvaгa - вторая -

половина VIII века, йогини-тантра \ нирутта-райога-тантра (5)

Laghusamvaratantra - вторая половина VIII века, йогини-тантра \ нируттарайога-тантра (5) Hevajratantra - VIII - IX века, йогини-тантра \ нируттарайога-тантра12 (5)

Здесь классификация тантр в соответствии с индийскими источниками пятичленна.

«В индийских источниках буддийские священные тексты ваджраяны классифицируются по пяти группам: крия-тантры (кriyatan-/га), чарья-тантры (caryatantra), йога-тантры

72

11 Hatley, Shaman. Brahmayamalatantra and Early Saiva Cult of Yoginis. Ph.D. dissertation. University of Pennsylvania. 2007a, p. 164. Цит. по: Бушуев Е. С. Санскритские письменные источники по истории тантрического буддизма VII—XI вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Санкт-Петербург: Институт восточных рукописей РАН. 2018. С. 274.

12 Там же. С. 348.

| 4 (33) 2018 |

Борис Романович ЕРОХИН / Boris EROKHIN

| Буддизм ваджраяны и индуистский тантризм / Vajrayana and Hindu Tantrism |

(yogatantra), йоготтара-тантры

(yogottaratantra), называемые также махайога-тантрами (mahаyogatantra, гш1 'Ьуог еквп ро'1 rgyud), и йогини-тантры (yoginгtantra), также называемые нируттарайога-тантрами (пгш-tarayogatantra) или йога-ануттара-тантрами (yogаnuttaratantra)»13.

Перенесенная в Тибет, мантраяна была классифицирована по девяти разделам в традиции Ньингма и по четырем классам в новых школах (в порядке последовательности распространения, а также следуя вектору углубления от внешнего к внутреннему): действия (крия-), поведения (чарья-), слияния (йога-) и непревзойденной йоги (ануттарайога-тантра)14. Крия-тантра связана с практикой очищения тела и речи посредством церемоний, и устанавливаемые отношения между практикующим и аспектом Будды можно сравнить с отношениями служителя и владыки. Чарья-тантра содержит методы переноса внутреннего опыта медитативного видения на внешний уровень действий тела и речи, которые очищаются как в крия-тантре, и реализация достигается быстрее. Йога-тантра - практика привыкания видеть относительное и абсолютное в их разнообразии и глубине неразделимым, навык в умении распознавать Будда-качества в себе, что осуществляется посредством представления себя в какой-либо форме Будды. В ануттарайога-тантре содержатся три цикла: отцовская (больше внимания уделяется фазе

13 Там же. С. 36.

14 Это подразделение принадлежит создателю ти-

бетского Кангьюра и Тенгьюра Будону (Gos lo-tsa-ba-gzon-nu dpal; Roerich, George N. The Blue Annals. New Delhi: Motilal Banarsidass. 1988. P. 351; Гой-лоцава Шоннупэл. Синяя летопись. Пер. с тибетского Ю. Н. Рериха, пер. с английского

О. В. Абельдиля, Б. Ю. Харьковой. Санкт-Петербург: Евразия. 2001. C. 200.

построения в медитации и аспекту искусных средств), материнская (акцент на фазе завершения медитации, на аспекте мудрости и на представлениях форм в союзе) и недвойственная (сосредоточение на истинной сути как ясном свете, когда стадии зарождения и завершения нераздельны).

Циклы поздних тантр, СакгаБатуага- и Неуа]га1аШха, оказалась особенно важны для установления новых мест паломничества в Индии15 по ваджраянской версии, основанной на идее трансформации вредоносного в совершенно чистое. Особую важность во всех тантрах «материнского» цикла, к которому принадлежит Чакрасамвара, также приобрело использование секса, где женщина выступала равноправным партнером. Это было ответом на изменения в общественном сознании, развивавшиеся в форме шактизма (автохтонных культов возвышения женского начала до статуса онтологической высшей ценности, соотносящиеся с культом Матери, присущем, вероятно, всем ранним культурам), и открытием новых путей духовного развития для избранных.

Ваджраяна обычно позиционируется как часть махаяны с его идеалом достижения

73

15 Dawa-Samdup, Kazi (ed.). Sri-Cakrasamvara-Tantra. A Buddhist Tantra. Ed.By Kazi Dawa-Samdup. New Delhi: Aditya Prakashan. 1987; Gray, David Barton. On Supreme Bliss: A Study of the History and Interpretation of the Cakrasamvara Tantra. PhD Dissertation. New York: Columbia University. 2001; Gray, David B. Eating the Heart of the Brahmin. In: History of Religion, (2005). Pp. 45-69; Gray David. The Cakrasamvara Tantra (The Discourse of Sri Heruka). A Study and Annotated Translation by David B. Gray. New York: Columbia University. 2007; Gray, David. The Chakrasamvara Tantra. In: Religious Compass, 1\6 (2007). Pp. 695-710; Dowman, Keith. Masters of Mahamudra. Songs and Histories of the Eighty-four Buddhist Siddhas. Albany: State University of New York Press. 1981. P. 267.

| 4 (33) 2018 |

Борис Романович ЕРОХИН / Boris EROKHIN

| Буддизм ваджраяны и индуистский тантризм / Vajrayana and Hindu Tantrism |

состояния Будда ради блага всех существ при глубоком (махаяна) и обширном (учения о природе ума) воззрениях и следовании на практике пути парамит. Имея общую цель, в соответствии со средневековым комментатором Трипитакамаллой, мантраяна все же представляется выше махаяны, поскольку «(1) она свободна от заблуждения [на пути], (2) предлагает множество методов [достижения цели], (3) свободна от трудностей, и (4) поскольку только существа с высшими способностями могут [следовать ей]»16.

Отличительными, новыми в сравнении с махаяной чертами ваджраяны являются: совершение ритуалов, связанных с получением благословления или отождествлением с различными просветленными формами, в которых используются мантры, мудры и мандалы; акцент на важности уполномочивания (абхише-ка, тж. «посвящение»); неразрывно-близкая связь учителя (гуру, Ламы) и ученика. Эти черты можно отнести к прото-тантрическому пласту учений и свойственных крия-, чарья- и йога-тантрам.

Материнские (йогини-) тантры имеют дополнительные черты: использование во время обрядов и ритуальных пиршеств, происходящих в устрашающих местах (например кладбищах), субстанций, символизирующих нечистые, оскверняющие жидкости и предметы (выделения, кровь, мясо, кости), трансформируемых соответственно в чистые страны недвойственной и свободной ясности и в «нектары», освобождающие от ограниченного взгляда; работа с внутренними тонкими энергиями

16 Sanderson, Alexis. The Saiva Age: The Rise and Dominance of Saivism during the Early Medieval Period. In: Genesis and Development of Tantrism, edited by Shingo Einoo. Tokyo: Institute of Oriental Culture, Tokyo: University of Tokyo, Institute of Oriental Culture Special Series, 23. Pp. 41-350. 2009. C. 233.

тела, циркулирующими по каналам (нади) и собирающимися в центрах (чакрах), что зача-

17

стую связано с сексуальными практиками1'. Для распознавания единомышленников и допуска на тайные собрания используются секретные жесты (мудры) и «темный» язык сим-волов18. Эти особенные методы практически идентичны используемым в шакто-шайвистских тантрах, особенно в секте капа-ликов.

Ранняя Mahаvairocanаbhisambodhitantra требует от начинающего адепта хотя бы одно из следующих качеств: «(1) имеющего веру, (2) из хорошей семьи, (3) верящего в Три драгоценности, (4) с глубоким пониманием, (5) с великой энергией, (6) придерживающегося этических норм, (7) терпеливого, (8) лишенного зависти, (9) отважного, и (10) стойкого в своих духовных предписаниях»19. В йогини- ^^ тантрах приглашение распространилось на — отъявленных преступников и отбросы общества, находящихся в духовном поиске.

В период становления материнских тантр реальность описываемых в них совершаемых адептами действий (жертвоприношения, акты, отвратительные атрибуты и употребляемые ингридиенты) не подвергается сомнению. Они очевидно несут следы первобытных ритуалов, а также во многом совпадают с обычаями шайвистской секты капаликов. После двухве-

17 Переработанное в буддийском контексте изложение основано на: Samuel, Geoffrey. «The Siddha as a Cultural Category». In: Linrothe 2006. Pp. 38-47.

18 Davidson, Ronald M. Indian Esoteric Buddhism. A Social History of the Tantric Movement. New York: Columbia University. 2002. Pp. 262-269.

19 Sanderson, Alexis. The Saiva Age: The Rise and

Dominance of Saivism during the Early Medieval Period. In: Genesis and Development of Tantrism, edited by Shingo Einoo. Tokyo: Institute of Oriental Culture, Tokyo: University of Tokyo, Institute of Oriental Culture Special Series, 23, pp. 41-350. 2009. Pp. 233-234.

| 4 (33) 2018 |

Борис Романович ЕРОХИН / Boris EROKHIN

| Буддизм ваджраяны и индуистский тантризм / Vajrayana and Hindu Tantrism |

ковой адаптации в монашеской среде эти трансгрессивные приемы буддийских ритуалов перешли в символическое измерение. А в современной буддийской тантре практика специальных техник в реальных сексуальных отношениях применяется очень редко, поскольку требует наличия многих обстоятельств и особого времени, и потому объясняется нечасто. Сексуальная составляющая буддийских практик сегодня почти всегда является символической, указывая на полноценность опыта реализации.

Изображения итифаллического божества Пашупати, найденные при раскопках городов Мохенджодаро и Хараппы (2600 - 2000 гг. до н. э.), а также гимны, посвященные богу Рудре в Ведах (ок. Х века до н.э.), считаются первыми прообразами Шивы. Некоторыми тантрическими чертами обладают упани-шады20 (формируются начиная с VI века до н. э.) Таковы самые древние источники тантрического шиваизма. Далее, изображения бога с атрибутами Шивы встречаются на кушанских монетах II века до н.э.; на рубеже эр появляются первые шайвистские сутры, а затем образ Шивы появляется среди скульптур периода Гандхары. Однако данных, свидетельствующих о наличии комплекса тантрических признаков в раннем периоде культа Шивы, не обнаружено. Авторитетный исследователь шай-вистских тантр А. Сандерсон отстаивает существование шайвистских тантр с раннего периода, указывая на эпиграфическое свидетельство середины IV века существования шайвистско-го культа - посвятительную надпись с упоми-

нанием Бхайравы и дакинь.21 Другая ранняя посвятительная надпись из Гандхары 423 года упоминает только тантрических дакинь без какого-либо сектарного отнесения22. Более поздним памятником является найденный внутри буддийской ступы отрывок текста, датируемого серединой VI века, с упоминанием тантры четырех богинь, полученной от Шивы. Наконец, тантра ВгаИтауата1а (корпус текстов Р1еиша1а, известный по более поздним источникам) упоминается в Бкапёаригапа-ЛтЫкакЬапёа, самый ранний манускрипт которой окончен в 810 году. Сандерсон, ссылаясь на заключение Юко Йокочи о транформации образов присутствующей там богини МаЫзавигатагёт! о том, что ее иконография VI-VII веков изменилась в начале VIII века в соответствии с иконографическими чертами богини в Рюита!е и о близости описания той

же МаЫзавигатагёт! с наскальным изображе- -

нием, предположительно, второй половины VI века, относит создание первых шайвистских тантр к VI - VII векам23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приводимые данные не свидетельствуют о существовании стройной системы воззрений и практик, могших послужить основой последующего заимствования в буддийских тан-

75

20 Flood, Gavin. The Tantric Body: The Secret Tradition of Hindu Religion. London - New York: I.B. Tau-ris. 2006. P. 8.

21 Sanderson, Alexis. The Saiva Age: The Rise and Dominance of Saivism during the Early Medieval Period. In: Genesis and Development of Tantrism, edited by Shingo Einoo. Tokyo: Institute of Oriental Culture, Tokyo: University of Tokyo, Institute of Oriental Culture Special Series, 23. Pp. 41-350. 2009. P. 52.

22 White, David Gordon. Kiss of the Yogini. «Tantric Sex» in its South Asian Context. Chicago: The University of Chicago Press. 2006. P. 27.

23 Sanderson, Alexis. The Saiva Age: The Rise and

Dominance of Saivism during the Early Medieval Pe-

riod. In: Genesis and Development of Tantrism, edited by Shingo Einoo. Tokyo: Institute of Oriental Culture, Tokyo: University of Tokyo, Institute of Oriental Culture Special Series, 23. Pp. 41-350. 2009. Pp. 50-51.

| 4 (33) 2018 |

Борис Романович ЕРОХИН / Boris EROKHIN

| Буддизм ваджраяны и индуистский тантризм / Vajrayana and Hindu Tantrism |

трах, как утверждает Сандерсон, тем более что основополагающие писания шайвистской тантры не известны ранее IX века. Вместе с тем приведенные им доказательства свидетельствуют о «значительной схожести YoginTtantгa и шайвистской VidyаpItha»24.

Шайвистские агамы, наиболее близкие буддийским тантрам, также подразделяются на четыре раздела - с измененным порядком и заменой ануттара-йога-тантры на джняна-тантру. Объемный дискурс, описывающий этапы возникновения и становления шайвист-ских тантр можно найти в энциклопедической статье А. Сандерсона,25 однако выводы автора относительно первичности шайвистских тантр по отношению ко всем другим всё же требуют большей обоснованности. Таким образом, развитие индуистского тантризма происходило параллельно (или чуть раньше) с буддийским. В понятие индуистского тантризма включены не только шайвистские, самые широко распространенные тантры, но и менее известные джайнистские и вайшнавские традиции, многие из которых исчезли. Все они своим источником также называют свои высшие авторитеты - Шиву, Махавиру, Вишну, Деви или Су-рью.

Разорение центральных областей Индии обусловило крайнюю скудность надежной информации о происходящих процессах распространения тантризма до начала правления династии Пала (сер. VIII - сер. XII вв). В «темные времена», наступившие после крушения империи Гупта (VII - VIII век), к новым веяниям испытывали огромный интерес все слои общества. Королевский двор нанимал йогинов-

бардов, распевавших песни просветления (доха) на рынках и площадях; цари, потрясенные чудесами, совершали щедрые пожертвования, запросто оставляли троны и уходили в леса; великие ученые, такие, как Наропа, бросали профессорские должности и уходили в мир в поисках непосредственного опыта; простые пастухи послушно следовали советам своих гуру и постигали пустотность всех явлений26. Веяний времени не избежали ни джайны, ни вишнуиты, создав свои тантрические тради-

27

ции27.

Пантеон древних ведийских богов, олицетворявший изначальные принципы и силы природы, в ходе взаимовлияния арийской и дравидийской цивилизаций пополнялся местными и племенными божествами - Шивой, Кришной, Дургой, Рамой - выраставшими в своем значении до космического уровня и

осуществляющими основные функции бытия. -

В ортодоксальном брахманистском сознании закрепляются идеи перерождения и воплощений, вегетарианства и отказа от убийства, не свойственные древним Ведам.

Ученые придерживаются различных мнений об источниках тантрических практик, о том, где они начали применяться раньше - в индуизме или буддизме. «Все приняли в той или иной форме принципы йоги, необходимые для очищения тела и ума, концентрации внимания и энергии на высшем объекте поклонения, реализации высшего идеала духовной

76

24 Ibid. P. 186.

25 Sanderson, Alexis. Saiva Texts. In: Jacobsen, Knut A. (ed.). Brill's encyclopedia of Hinduism. Leiden: Brill. 2015.

26 Об этих историях повествуется в «Жизнеописаниях 84 махасиддхов». - Абхаядатта. Львы Будды. Жизнеописания восьмидесяти четырех сиддхов. Санкт-Петербург: Алмазный Путь. 1996.

27 Flood, Gavin. The Tantric Body: The Secret Tradition of Hindu Religion. London - New York: I.B. Tau-ris. 2006. P. 7.

| 4 (33) 2018 |

Борис Романович ЕРОХИН / Boris EROKHIN

| Буддизм ваджраяны и индуистский тантризм / Vajrayana and Hindu Tantrism |

жизни»28, - пишет авторитетный современный учитель шайвистской традиции натхов, происходящей от махасиддха Горакши.

Каждая традиция ратует за свою первичность в раскрытии и применении новых методов, приводя серьезные доводы в поддержку своей позиции - например, наличие схожих техник и в Ведах, и в учениях Будды. Однако многие частности склоняют исследователей к мнению о том, что тантрические методы были взяты из самых древних, доарий-ских верований и ритуалов, тысячелетиями применявшихся в глубинах джунглей среди автохтонных племен. Сергей Пахомов придерживается такого взгляда, а также ссылается на Ш. Дасгупту, М. Элиаде, А. Бхарати29. Весомые аргументы в защиту этого положения приводит в своей глубокой диссертации Хар-целл30. Однако известный буддолог Э. Конзе уверен, что «Мантраяна [...] началась в четвертом веке» и что «буддисты предшествовали

31

индуистам в развитии тантр»31, в то время как Сандерсон горячо настаивает на заимствованиях в тексте Лагхушамвара-тантры пространных отрывков из шакто-шайвистского собрания Рюита!а, приводя в качестве доказательств дословно совпадающие в тантрах обе-

28 Аведьянатх, Махант. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва. [б. м.]: [нет]. 2006. C. 6.

29 Пахомов С. В. Индуистская тантрическая философия. Санкт-Петербург: СПб Университет. 2001 и Пахомов С. В. Проблема идентификации в индуистском тантризме // Путь Востока 2004, 50-54. 2004.С. 10.

30 Hartzell, James Francis. Tantric Yoga. A study of the Vedic precursors historical evolution literatures cultures doctrines and practices of the eleventh century Kasmiri Shaivite and Buddhist Unexcelled Tantric Yogas. PhD Dissertation. New York: Columbia University. 1997. Pp. 12, 452.

31 Conze, Edward. Buddhism. A Short History. Ox-

ford: Oneworld. 2008. Pp. 61, 68.

их традиций пассажи, а также предсказания в буддийских тантрах о будущих претензиях ин-дуистов на авторство. При этом, он же указывает на более позднюю адаптацию изначально буддийских богинь Чиннамаста и Зеленая Тара

32

в шайвистский пантеон32.

Бюнеманн также показывает многочисленные заимствования в индуистских тантрах из буддийских33. Обнаруженные в буддийских сооружениях восточной части Андхра Праде-ша изображения тантрических аспектов, относящихся к I в. н.э., также отодвигают раннюю границу распространения учений ваджраяны к тому времени34. Итальянский историк Верарди указывает на самые ранние изображения буддийских устрашающих аспектов, находящиеся в пещерах 6 и 7 в Аурангабаде, как на датируемые 2-й пол VI в., а в Эллоре (перехваченной индуистами в процессе строительства) и Сар- 77 натхе - как на VII век35. Важнейший ритуал — ганачакры (тантрического пира) у буддистов также существовал раньше, чем у шиваитов и шактистов36. При этом точно установлено, что популярный ритуал огненного подношения (санскр.: Йота) был заимствован у брахмани-стов задолго до явного возникновения ваджра-

32 Sanderson, Alexis. The Saiva Age: The Rise and Dominance of Saivism during the Early Medieval Period. In: Genesis and Development of Tantrism, edited by Shingo Einoo. Tokyo: Institute of Oriental Culture, Tokyo: University of Tokyo, Institute of Oriental Culture Special Series, 23. Pp. 41-350. 2009. Pp. 240-241.

33 Buehnemann, Gudrun. Buddhist Deities and Mantras in Hindu Tantras. In: Indo-Iranian Journal (2000) No. 43. Pp. 27-48.

34 Prasad, N. R. V. Recent Buddhist Discoveries in Vi-sakhapatnam District A. P. Hyderabad: The Department of Archeology & Museums. 1993. Pp. 8-9.

35 Verardi, Giovanni. Hardships and Downfall of Buddhism in India. Delhi: Manohar. 2011. P. 315.

36 Davidson, Ronald M. Indian Esoteric Buddhism. A Social History of the Tantric Movement. New York: Columbia University. 2002. P. 321.

| 4 (33) 2018 |

Борис Романович ЕРОХИН / Boris EROKHIN

| Буддизм ваджраяны и индуистский тантризм / Vajrayana and Hindu Tantrism |

яны, хотя он, как представляется, существует в той или иной форме у многих народов как архетип подношения в человеческой ментально-сти.

Одним из массовых и крайних движений раннего средневековья были капалики («те, кто с чашей из черепа»), считающие себя воплощениями Шивы в его грозной форме: несущего череп Брахмы, верховного индуистского божества. Они ритуально нарушали все запреты и правила поведения кастового общества - совершали ритуальные человеческие жертвоприношения, предавались всем вообразимым сексуальным отклонениям, тянулись к трупам, поедали отбросы, нечистоты, выделения, отказывались существовать в обществе. Эти банды были явленным кошмаром всех подсознательных страхов добродетельного общества37. С течением времени, общие ведийские основы позволили брахманам приручить одичавших единоверцев и направить их страсть к разрушению на буддистов (вероятно, многие монастыри и места паломничества были разрушены как раз капаликами - например, Сарнатх38).

Утонченность университетской и монастырской буддийской жизни при династии Пала все больше отдалялась от обычаев, взглядов и верований массы простых людей; это были некие башни из слоновой кости, где ученые, пользуясь непререкаемым авторитетом и поддержкой государства, предавались самым рафинированным исследованиям в теории познания, философии, грамматике, забывая о насущных нуждах внешнего мира. Брахманизм

и индуизм во всех своих видах, в том числе тантрический, всё больше внедрялся и распространялся повсюду, обретая доминирующее влияние, и на позднем этапе распространения тантризма в X - XII веках именно в университетах сосредоточилась работа по закреплению и интерпретации комплекса учений буддийской мантраяны, сложившийся к тому време-ни39. При этом важной проблемой ограниченного множеством запретов монашеского статуса сообщества, боровшегося за выживание в условиях острой конкуренции за влияние при царских дворах, было согласование трангрес-сивных практик с принципами Винаи и идеалом бодхисаттвы. Выход был найден благодаря теории читтаматры об иллюзорности обусловленной реальности - для достигшего прямого восприятия истины адепта «мещанские» ценности и запреты теряют смысл, по крайней 78

мере на время инициации. Так возникал мо- -

стик к символической интерпретации, ставшей доминирующей в последовавшей адаптации тантрических учений в Тибете.

Учения о тонком теле, медицинские теории, принципы алхимии, основные идеи йоги и медитации, астрономии и астрологии в значительной степени совпадают и в шайвист-ской, и в буддийской тантрических традици-ях40. Часто употребляются одинаковые терми-

37 Urban, H. B. The Remnants of Desire: Sacrificial Violence and Sezual Transgression in the Cult of the Kapalikas and the Writings of George Bataille. In: Religion (1995) 25. Pp. 67-90. Pp. 67-68.

38 Verardi, Giovanni. Hardships and Downfall of Buddhism in India. Delhi: Manohar. 2011. Pp. 419-430.

39 Бушуев Е.С. Санскритские письменные источники по истории тантрического буддизма VII-XI вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Санкт-Петербург: Институт восточных рукописей РАН. 2018. С. 90-129.

40 Hatley, Shaman. Mapping the Esoteric Body in the Islamic Yoga of Bengal. In: History of Religions. Vol. 46, No. 4 (May 2007). Pp. 351-368. Chicago: The University of Chicago. Некоторые отличия, например, форма центрального энергетического канала в теле и число чакр, все же являются принципиальными. Следует также отметить разницу в группировании тантр - буддийская традиция объединяет

| 4 (33) 2018 |

Борис Романович ЕРОХИН / Boris EROKHIN

| Буддизм ваджраяны и индуистский тантризм / Vajrayana and Hindu Tantrism |

ны, иогические процедуры, схожи социальные отношения - до такоИ степени, что иногда очень трудно понять, кто на кого оказывает влияние и даже чья это традиция41. Различие между буддийскими и индуистскими тантрами даже во времена Атиши (X-XI вв.) было трудно провести, но, по его мнению, три главных отличия первого от второго - это отказ от мирского, настрой достичь состояния Будды на благо всех существ (бодхичитта) и правильные

42

взгляды42.

Принципиальные различия буддийских и индуистских тантр можно увидеть на двух уровнях: в отношении цели и в применяемых методах. В буддизме целью является достижение состояния Просветления, которое лишено двойственности и не может быть выражено крайними идеями существования, несуществования, их комбинации или отсутствия; эта цель одинакова и в ваджраяне, и в махаяне. Сущностная мотивация индуистского тантрика, обретение «мирских» сверхъестественных способностей, которое в буддийском контексте всегда принижается, отступая перед окончательной целью - достижением состояния Будды. Окончательная цель индуистской тантры -слияние с неописуемым, истинно существующим (а значит, единым) Абсолютом, однако, несущим двойственные характеристики43 (Шива, стабильность, - Шакти, активность; Атман, запредельная душа, - Майя, мирская

их по именам главного божества-йидама, а индуистские систематизируются по обстоятельствам, географическим областям Индии и кальпам.

41 Jackson, Roger R. Tantric Treasures. Three Collections of Mystical Verse from Buddhist India. Introduced, Translated, and Annotated. Oxford: Oxford University. 2004. P. 15.

42 Лекция кхенпо Чедрака Тенпхела в Институте Кармапы (KIBI), Дели, Индия, 15.02.2000.

43 Пахомов С. В. Индуистская тантрическая фило-

софия. Санкт-Петербург: СПб Университет. 2001.

иллюзия44) - декларируется, однако обретение «мирских» сверхъестественных способностей выступает как профилирующее целеполагание. Буддийские святые также обретают их, но они рассматриваются как побочный результат, в отличие от настоящих чудесных способностей «трогать» умы других, принося им окончательное благо из сострадания и любви. Методы буддийской тантры следуют пути очищения и трансформации омрачений, используя в первую очередь символическую составляющую при использовании всего спектра методов медитации любого происхождения (обычно называются сферы форм и бесформенной).

Жаждущая реальной крови жертв индуистская Кали или Дурга в своей буддийской ипостаси Красной Дакини жаждет крови эго -привычного отождествления, привязывающего существ к круговерти сансары, и пожирает эту концепцию, - но не кости и мозг жертвы из плоти и крови, как это происходит и в наши дни в октябре, во время празднования Дурги, когда дороги в Непале запружены стадами, го-

79

44 «Ни одно действие Шакти, тем более Майя-Шакти, не может осуществиться без контроля со стороны статического аспекта Абсолюта, отождествляемого иногда с самим Абсолютом. Речь идет о Шиве, или Парашиве, Парамешваре. Являясь высшим Господом и верховным распорядителем судеб энергий и существ, именно он «санкционирует» начало креативного процесса, материальным источником которого в конечном счете тоже оказывается он. Это Шива, по собственному желанию, ограничивает себя, не имея иной мотивации для этого, помимо свободы космической «игры» (крида, или лила). Парашива играет с самим собой в некую над-космическую игру, правила которой понятны только ему». - Пахомов С. В. Понятие майи и проблема истинной идентификации в тантризме. В: Путь Востока 2000, 28-33. С. 29.

| 4 (33) 2018 |

Борис Романович ЕРОХИН / Boris EROKHIN

| Буддизм ваджраяны и индуистский тантризм / Vajrayana and Hindu Tantrism |

нимыми на ритуальные заклания45. О сочувствии и любви в индуизме приходится говорить в весьма сдержанных тонах.

Несчетные варианты трактовок Абсолютного при разнообразии практик во множестве индуистских традиций и школ - шиваитов, шактов, бхактов, вишнуитов, сауров, ганапатьев, ведистов, санкхьяиков, веданти-стов, натхов, баулов - толкуемых по-разному каждым гуру, и образует кипящий котел «духовности» индийского тантризма. И в наши дни он бурлит не переставая. Невзирая на века насильственной исламизации, жители Индии сумели сохранить свою религиозную идентичность в этом разнообразии, и сейчас сладкоречивые гуру-джи проповедуют свои традиции по нескольким каналам телевидения в режиме нон-стоп, в бесчисленных и людных ашрамах, на многотысячных собраниях. Их поддерживают семьи адептов в кажущихся заброшенными, зарастающими джунглями храмах; голые аскеты колдуют над трупами на горящих погребальными кострами набережных Варанаси; все это достигает своей кульминации в многомиллионных сборищах праздника Кумб-ха Мела.

Боги в виде кумиров оживают на деревенских праздниках, съезжаясь туда на торжественные встречи. Покрытые сияющими масками, укутанные блистающими покровами, они прибывают на главную площадь селения в носилках, незримо повелевая своим дюжим носильщикам - кому из соседних богов, степенно приседая, кланяться, а перед кем выписывать, опасно склоняя паланкин, вызываю-

щие глиссады46. Как правило, эти местные культы быстро попадают в разряд второстепенных божеств шайвистского толка.

С точки зрения ваджраяны, среди восьмидесяти четырех махасиддхов лишь двое, Матсьендранатх и Горакшанатх, основатели крупнейшей на нынешней день шайвистской секты натхов, не достигли полной реализации Махамудры, но остались в сансаре на долгое время для того, чтобы готовить незрелые личности к восприятию высших, буддийских уче-

"47 ний47.

И хотя считается, что тантрический буддизм исчез на равнинах современной Индии, тибетец Гендюн Чепхел в 1930-х годах несколько раз упоминает об удивительных встречах с истинными йогинами, махасиддха-ми - и в чащобах Ориссы, Джаркханда, Бихара, и на красочных, шумных, грязных базарах

больших городов в первой половине ХХ ве- -

ка.48 В настоящее время некоторые западные исследователи, будучи при этом продвинутыми практикующими ваджраяны в тибетской форме, активно сотрудничают и исследуют индуистские тантрические центры - например, Andrea Seabury Loseries49.

80

45 Наблюдение от 26 октября 2011 г. по дороге в Катманду из местечка Таттапани на границе с Китаем.

46 Личное наблюдение на таком празднике в селении Вашишт, долина Кулу, Химачал-Прадеш, 1 августа 2005 года. Подобные праздники повсеместны.

47 Dowman, Keith. Masters of Mahamudra. Songs and Histories of the Eighty-four Buddhist Siddhas. Albany: State University of New York Press. 1985. Pp. 83-85.

48 Gendun Choephel; Huber, Tony. The Guide to India. A Tibetan Account. Dharamsala: Library of Tibetan Works and Archives. 2000, pp. 78-9. Очень сдержан в отношении таких встреч с буддийскими махасид-дхами Huber, Toni. The Holy Land Reborn. Pilgrimage and the Tibetan Reinvention of Buddhist India. Chicago: The University of Chicago Press. 2008. P. 165, считая их полноценными индуистами.

49 Названия ее главных публикаций говорят сами за себя: "Tibetan Mahayoga Tantra. An Ethno-historical

| 4 (33) 2018 |

Борис Романович ЕРОХИН / Boris EROKHIN

| Буддизм ваджраяны и индуистский тантризм / Vajrayana and Hindu Tantrism |

Философское обоснование индуистской тантры появляется ближе к концу I тысячелетия. Ссылаясь на авторитет упанишад как на источник своих теорий, доктрины кашмирского шиваизма (наиболее разработанной философской системы в индуистских тантрах) в большой степени полагаются на положения и аргументацию читтаматры и мадхьямаки, буддийских школ философии махаяны. В трактатах можно увидеть степени приспособляемости индуистских мыслителей к внешнему критическому давлению: при предполагаемом оппоненте, применяющим логически всеразру-шающий анализ «доведения до абсурда» (прасангика) изначальных посылок, Абсолют (Брахман, Атман, нераздельность Шивы и Шакти) «сворачивается» в неописуемую, вечную, единую, постоянную сущность, по своим характеристикам почти идентичную состоянию Будды.50 При желании убедить менее искушенных адептов в необходимости ведических ритуалов, совершаемых лишь брахманами, и в незыблемости кастовой системы тот же Абсолют «разворачивается» многокрасочными и полифункциональными категориями и личностными характеристиками, расщепляясь в конце концов на многомиллионное население индуистского пантеона.

Не будучи в силах противостоять беспощадному анализу прасангики (как может

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Study of Skulls, Bones and Relics" (Delhi, 2008), "Buddhism and its social Significance for the Asian World" (Delhi, 2009), "Tantrik Literature & Culture" (Delhi, 2013), "Sahaja - The Role of Doha and Car-yagiti in the Indo-Tibetan Interface" (Delhi, 2015) и первый том всеобъемлющей "Ethnologia Tibetica" (Delhi, 2018).

50 Пахомов С. В. Представление о высшей реально-

сти в философии индуистского тантризма // Вопро-

сы философии. 2006. №5. C. 149-159; Аведьянатх, Махант. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва. [б. м.]: [нет]. 2006. C. 10.

единая, неделимая, постоянная сущность, как ее ни назови, - создавать, разрушать, а значит, меняться, и при этом присутствовать в каждом существе как часть целого?), система индуизма предлагает запутывающую, децентрализованную множественность воззрений и методов, представляющихся супер-традиционными при ригористическом отказе от наррации исторических событий, и вместе с тем всеядных в отношении любых духовных новшеств.

Гаудапада (УГ-УП вв.) впервые попытался обосновать индуистские ценности с помощью системы буддийской философии, и он использовал столько аргументов своих оппонентов, что сами защищаемые сочли его скорее буддистом. Его интеллектуальный «внук» Шанкара(-ачарья) (VII-VIII вв.) оказался гораздо успешнее, опять же взяв на вооружение буддийскую логику и первоначально одержи-

81

вая победы в спорах с не очень искусными, но -

амбициозными монахами-учеными Бенгалии. Основанная им школа адвайта-веданты (недвойственности Абсолюта), сущность учения которой выражена популярным санскритским стихом «Брахман — истина, мир — ложь, душа неотличима от Брахмана»51, оказалась наиболее влиятельной в последующем развитии индийской мысли. Обосновывая запре-дельность высшей «души», Шанкара всё же считал майю - иллюзию (иначе - творческую силу шакти), которая виновна в существовании нашего несовершенного мира - частью этого Брахмана. А в рамках обусловленного существования следовало, как он считал, все-таки соблюдать мирские обыкновения, то есть почитать богов и брахманов. Он также создал несколько общин саньясинов по образцу буддий-

51 Степин В. С. (ред.). Новая философская энциклопедия в 4 тт. Ред. В. С. Степин. Москва: Мысль. 2001, статья «Шанкара».

| 4 (33) 2018 |

Борис Романович ЕРОХИН / Boris EROKHIN

| Буддизм ваджраяны и индуистский тантризм / Vajrayana and Hindu Tantrism |

ских монастырей; некоторые из них дожили до нашего времени и процветают52. В более поздних описаниях Шанкаре приписывается, что в своей проповеднической деятельности он в окружении толпы фанатиков разгромил немало буддийских центров по всей Индии.

В древней и средневековой Индии важное место «массовых зрелищ» занимали философские диспуты, сопровождавшиеся нешуточным размахом страстей, проводившиеся под пристальным общественным вниманием и имевшие далеко идущие последствия в духовной и социальной жизни: проигравший оппонент и все его ученики должны были принять доктрину победителя и стать его последователями. Первоначальное пренебрежение буддийскими учеными «мирской» наукой логики после нескольких чувствительных поражений сменилось острым практическим интересом, что вызвало появление плеяды великих логиков, непобедимых в спорах. Взяв инструментом систему доказательств индуистской школы ньяя, они довели их аргументацию до совершенства и обратили острие анализа против утверждений индуистов. Самый известный буддийский логик Дхармакирти (VII в.) одержал победу в трехмесячном споре с Шанкарой в Наланде, и тот от отчаяния утопился в Ганге. Однако дело Шанкары не пропало, продолженное согласно традиции и его собственными перевоплощениями (он еще несколько раз пытался победить в спорах с учеными Наланды, но, побежденный, снова совершал самоубий-

52 Адаптация статей «Шанкара» в: Ивин А. А. (ред.). Философия: Энциклопедический словарь. Москва: Гардарики. 2004; Ильичев Л.Ф. (ред.). Философский энциклопедический словарь. Москва: Советская энциклопедия. 1983; а тж. Eliot, Charles. Hinduism and Buddhism. An Historical Sketch. Vol. I - III. London: Routledge & Kegan Paul. 1, 1921, Р. XLII.

ства)53, и учениками, рассеявшимися по многим, особенно южным областям, где ими были разрушены важные центры буддизма (например, Нагарджунаконда54).

После некоторых трений ортодоксальные последователи вед и новые индуисты пришли к согласию, которое можно сформулировать таким образом: все великие ведийские боги имеют некую общую основу бытия -супербога, и такие боги, как Вишну и Шива, могут проявляться во всяких божественных личных формах55 (аватарах). Так была создана философская основа многобожия, где самых главных богов-создателей вселенной - несколько, а весь пантеон следует ублажать подношениями и искусными ритуалами, для чего непременно необходимы носители высшего знания - брахманы, от посторонних свое знание скрывающие. «Сердцевина брахманской

82

системы - сохранение кастовой системы лю- — бой ценой, с любыми возможными приспособ-лениями»56. Нижним слоям было отказано в образовании,57 доступ к высокому положению

53 Дараната. История буддизма в Индии. Пер. В. Васильева (Буддизм, его догматы, история и литература. Часть Третья). Санкт-Петербург: Академия наук. 1869. C. 179-80; Taranatha, Jo Nang. The Origin of Tara Tantra. Trnslated and edited by D. Templeman. Dharamsala: Library of Tibetan Works and Archives. 1995. Pp. 232-233.

54 Verardi, Giovanni. Hardships and Downfall of Buddhism in India. Delhi: Manohar. 2011. Pp. 165-167.

55 Eliot, Charles. Hinduism and Buddhism. An Historical Sketch. Vol. I - III. London: Routledge & Kegan Paul. 1921. 1. Pp. XXXII-V.

56 Verardi, Giovanni. Hardships and Downfall of Buddhism in India. Delhi: Manohar. 2011. Pp. 40.

57 «Если шудра намеренно слушает (чтение) вед, его уши следует залить (расплавленным) оловом или смолой. Если он читает вслух (ведические тексты), ему следует отрезать язык. Если он запоминает их, его следует разрубить пополам». Gautam-Dharma Sutra, XII, 4 - 6. The Sacred Laws of the

| 4 (33) 2018 |

Борис Романович ЕРОХИН / Boris EROKHIN

| Буддизм ваджраяны и индуистский тантризм / Vajrayana and Hindu Tantrism |

практически закрыт, введены ограничения на переезды - например, на путешествия брахманов по морю58.

В борьбе за выживание мелкие и крупные раджи средневековой Индии нуждались в брахманах, с готовностью освящавших новые и старые власти и возводящих владык на уровень богов. В обмен священники получали земли и духовный авторитет, а те из них, кто не мог вынести превратностей жизни в центральных районах, поселялись в отдаленных племенных областях и там обращали жителей

59

в индуизм59.

Укорененное в современном индийском обществе мнение, что буддизм является частью индуизма, сформировалось в IV веке и окончательно отлилось в VIII - IX веках60. Будда провозглашается девятым воплощением Вишну, и в Бхагавата-пуране он становится аватарой, появившейся на Земле для того, чтобы посредством своих учений обмануть воинственных полубогов61. Правда, в отличие от других аватар, в индуистской традиции Будде никогда не совершались ритуалы восхваления

Äryas. Translated by Georg Bühler. Part I: Äpastamba and Guatama. Sacred Books of the East, Volume 2. London: [n.a.]. 1879. P. 236.

58 Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. Москва: Главная редакция восточной литературы. 1985. C. 121.

59 Davidson, Ronald M. Indian Esoteric Buddhism. A Social History of the Tantric Movement. New York: Columbia University. 2002. Pp. 70-71.

60 См. Nimalatapuräna (VIII в.), 684-690, и Dasavatäracarita (XI в.) Kaul Deambhi, B.K. History and Culture of Ancient Gandhara and Western Himalayas. New Delhi: Ariana Publishing House. 1985. P. 82.

61 Jones, Constance A.; Ryan, James D. Encyclopedia of Hinduism. New York: Facts On File. 2007, p. 96. См. тж. Buehnemann, Gudrun. Buddhist Deities and Mantras in Hindu Tantras. In: Indo-Iranian Journal (2000) No. 43. Pp. 27-48, P. 30.

и ублажения. Позднее, шиваиты предложили более драматичную версию борьбы Шивы с буддистами (здесь именуются демонами, или полубогами):

«На индуистских богов навалились демоны Видьюнмалин, Тарака и Камала. Те никак не могли уничтожить их, поскольку поклонение лингаму Шивы сделало демонов неодолимыми. Однако Брихаспати, учитель богов, предложил использовать следующую уловку: "Я стану пропагандировать систему, которую назову Баудха [буддийской] - достаточно правдивую: ведь это не будет ничем иным, как изобретением моего интеллекта [буддхи]. В нем знаменитый Будда будет представлен владыкой над [индуистскими] богами. В его представлении даже наши главнейшие боги - Брахма, Вишну, Рудра, Ишвара, Сада-шива и Бхайрава - будут изображаться но-

83

сильщиками его балдахина, а буддийские ку- -

миры будут показаны как стоящие на головах Ганеши и других шайвистских божеств. Когда демоны прознают об этих ложно представляемых кумирах, они, без сомнений, впадут в заблуждение, что эти божества - действительно превыше Шивы. Когда я установлю этих кумиров, я прослежу, чтобы они стали широко известными, и прибавлю мантры, отбракованные из шайвистских тантр; возвысив это различными изречениями из писаний Шивы, я составлю и распространю систему [буддийского] тантрического ритуала. Я также напишу изречения более ученого толка, касающиеся запутанности и освобождения, на таком интеллектуальном уровне, который окажется крайне соблазнительным. В моем определении состояния запутанности также будет упоминаться поклонение лингаму, а освобождением в моем понимании будет «пустотность», придуманная для подрыва их веры в шайвистские ритуалы.

| 4 (33) 2018 |

Борис Романович ЕРОХИН / Boris EROKHIN

| Буддизм ваджраяны и индуистский тантризм / Vajrayana and Hindu Tantrism |

Воистину, я нападу на практику жертвоприношений и на все [индуистские] ритуалы; я буду отрицать существование Высшего Владыки, утверждая, что Эго не существует. Создав эту систему, я вложу ее в их сердца и так преуспею в разрушении их преданности Ши-ве"»62. После осуществления этого плана Шива смог проследовать со своим известным героическим деянием «разрушения трех городов» (очевидно, буддийских) ради процветания богов, присвоившим ему титул Трипурантаки63. Такое прямое противостояние ясно осознавалось учеными брахманами, которые и писали в своих трудах, и неоднократно говорили европейским ученым еще в начале XIX века, что именно брахманизм был причиной исчезновения буддизма в Индии. Однако ведущие индологи второй половины XIX века М. Моньер-Вильямс и М. Мюллер со всей авторитетностью говорили о мирном и уважительном сожительстве индуизма и буддизма64. Эта идея сначала стала общепринятой в Европе, а затем с радостью была адаптирована индийскими

62 Haracaritacintamäni 13.74c-83 кашмирского автора XIII века Джаядратхи, цит. по: Sanderson, Alexis. Vajrayana: Origin and Function. In: Proceedings: Buddhism into the Year 2000. Pp. 87-102. Bangkok. 1994. P. 93. Gray, David. The Cakrasamvara Tan-tra (The Discourse of Sri Heruka). A Study and Annotated Translation by David B. Gray. New York: Columbia University. 2007. Pp. 53-54 замечает, что это было реакцией шиваитов на появление цикла буддийских учений, связанных с Самварой, см. ниже.

63 Shastri, J.L. (ed.) The Siva Purana. Delhi - Varanasi - Patna: Motilal Banrsidass. 1970. Pp. 802-858.

64 Monier-Williams, Monier. Buddhism in Its Connec-

tion with Brahmanism and Hinduism and in its Con-

trast with Christianity. New York: Oxford University

Press. 1889.

учеными, большинство которых разделяют ее и в наши дни65.

С буддийской точки зрения результаты противостояния Будды и Шивы заканчиваются вовсе не в пользу последнего. Версии подчинения Шивы изложены в тантрах «Суть всех Татхагат» и других66. История происходит в незапамятном прошлом, когда Шива с супругой возглавили 24 пары Бхайрав с супругами и предались безумному разгулу, потрясшему весь мир войнами, эпидемиями и катастрофами, жертвы которых служили угощением на их пиршествах и оргиях. Терпению сочувственных Будд пришел конец, и они наделили всей своей мощью хранителя тайных методов Ваджрапани. Он появляется перед преступниками. После долгих перепалок и борьбы Шива отказывается подчиниться миролюбивым силам и погибает от мантры, произнесенной 84 Бодхисаттвой. В мире устанавливается относи- — тельная гармония, а оживленный Буддами Ма-хешвара получает все посвящения, знания и способности и сам становится Буддой в далекой вселенной. Таким образом возникают почти идентичная иконография и атрибуты пар Самвара - Красная Дакини и Шива - Шакти, вполне соответствуя обще-ваджраянской идее

65 Verardi, Giovanni. Hardships and Downfall of Buddhism in India. Delhi: Manohar. 2011. Pp. 23, 40-43.

66 Sarvatathâgatatattvasamgraha, глава 6. Зрелая и обширная сутра VII - VIII вв. из класса йога-тантр, черты которой повторяют и развивают многие более поздние тантры. Davidson, Ronald M. Reflections on the Mahesvara Subjugation Mith (1991). 1991, 2. In: Williams 6, pp. 1-31.; Snellgrove, D. Indo-Tibetan Buddhism. Indian Buddhist and Their Tibetan Successors. Boston and London: Shambhala. 2002, pp. 136-41; Weiberger, Steven Neal. The Significance of Yoga Tantra and the Compendium of Principles (Tattvasamgraha Tantra) within Tantric Buddhism in India and Tibet. PhD Dissertatioin. Indianapolis: University of Virginia. 2003. Pp. 78-79, 108-109.

| 4 (33) 2018 |

Борис Романович ЕРОХИН / Boris EROKHIN

| Буддизм ваджраяны и индуистский тантризм / Vajrayana and Hindu Tantrism |

трансформации негативных качеств в «алмазные» совершенства.

Ставшая известной немного позднее версия трансформации Шивы-Рудры в тантре «Тайное ядро точной Таковости» более плотоядна. Герой-Херука, грозное сочувствие всех Будд, без долгих разговоров пожирает Махе-швару (Шиву) и всё его окружение, переваривает, и натуральным образом выделяет их в океан нечистот. Преображенные, давшие клятву подчиняться, получившие новые имена божества получают места по краям мандалы устрашающих защитников67. Как вариант, главенствующие позиции в мандалах 24 питх после битвы вместо Бхайрав с супругами занимают 24 пары героев (вира) и их подруги (да-кини). После победы эти эманации Херуки и Ваджраварахи испрашивают у Будды учений, которые он излагает им на вершине горы Меру; те, что сохранились, и образуют цикл тантр Самвары68. Космические бои предпринимают-

67 Guhyagarbhatattvaviniscaya, гл. 15 (Secret Nucleus Tantra, начало - середина VIII в.). Gyurme Dorje. An Introduction to the Guhyagarbha Tantra. [n.a.]: [n.a.]. 1987. Pp. 1066-1074; Verardi, Giovanni. Hardships and Downfall of Buddhism in India. Delhi: Ma-nohar. 2011. Pp. 307-308; Weiberger, Steven Neal. The Significance of Yoga Tantra and the Compendium of Principles (Tattvasamgraha Tantra) within Tantric Buddhism in India and Tibet. PhD Dissertatioin. Indianapolis: University of Virginia. 2003. Pp. 248-53; Davidson, Ronald M. Reflections on the Mahesvara Subjugation Mith (1991). Williams 6. Pp. 1-31.; Gray David B. Eating the Heart of the Brahmin. In: History of Religion, (2005), pp. 45-69. Херука - на санскр.: «Пьющий Кровь», также может считаться формой Будды Ваджрадхары (Gray, David. The Cakrasamvara Tantra (The Discourse of Sri Heruka). A Study and Annotated Translation by David B. Gray. New York: Columbia University. 2007. P. 40).

68 Sugiki, Tsunehiko. The Structure and Traditions of the Systems of Holy Sites in Buddhist Samvara Cycle and its Related Scriptural Cycles in Early Medieval South Asia. — The Geography of Esoteric Buddhism

ся с двумя главными целями: с одной стороны - защитить существ от несчастий и насилия, учиняемого ужасными богами и демонами, а с другой - с целью освободить последних и продемонстрировать, что они - тоже Будды69, а битвы они проигрывали из-за своей ненависти и страсти70. Все эти истории происходили в таком отдаленном прошлом, что нашему миру могли быть сообщены только некими вечными принципами - например, Буддой Ваджрадха-рой71. В последующие века появились и другие тантры, в которых ярко выделяются похожие мотивы усмирения и обращения богов и разнообразных персонифицированных вредоносных (индуистских) сил72 Самварой, или Херу-

in the Eyes of the Compilers of the Scriptures. In: Einoo, Shingo (ed.). Genesis and Development of Tantrism. Tokyo: Institute of Oriental Culture, University 35 of Tokyo. Pp. 515-562. 2009. P. 528. —

69 Mipham 01 Jamyang Namgyal. Luminous Essence. A Guide to the Guhyagarbha Tantra. Ithaka: Snow Lion. 2009. Pp. 81-83.

70 Sugiki, Tsunehiko. The Structure and Traditions of the Systems of Holy Sites in Buddhist Samvara Cycle and its Related Scriptural Cycles in Early Medieval South Asia. - The Geography of Esoteric Buddhism in the Eyes of the Compilers of the Scriptures. In: Einoo, Shingo (ed.). Genesis and Development of Tantrism. Tokyo: Institute of Oriental Culture, University of Tokyo. Pp. 515-562. 2009. Р. 528.

71 Gray, David. The Chakrasamvara Tantra. In: Religious Compass, 1\6 (2007), pp. 695-710. P. 699.

72 Циклы тантр «О, Алмаз», санскр.: hevajratantra -Sobisch, Jan-Ulrich. Hevajra and Lam 'bras Literature of India and Tibet as Seen through the Eyes of A-mes-zhabs. Wiesbaden: Dr. Ludwig Reichert Verlag. 2008, и «Тайное Собрание», санскр.: guhyasamäjatantra. -Fremantle, Francesca. A Critical Study of the Guhyasamaja Tantra. PhD Dissertation. London: [n.a.]. 1971, pp. 26-140. Dalton, Jacob P. The Taming of the Demons. Violence and Liberation in Tibetan Buddhism. New Haven & London: Yale University Press. 2011 в переводе 20-31 глав Сарвататхагата-самграхи приводит детали и причины появления чудовищного мирового зла в лице Рудры - Бхайра-

| 4 (33) 2018 |

Борис Романович ЕРОХИН / Boris EROKHIN

| Буддизм ваджраяны и индуистский тантризм / Vajrayana and Hindu Tantrism |

кой - слиянием всего героического как Высшего Блаженства всех Будд, неотделимого от женского принципа мудрости и пространства, Ваджраварахи73. Схожего подхода в усмирении и обращении местных энергий придерживался в Тибете Гуру Ринпоче (Падмасамбхава, VIII в.).

Процесс раскрытия и написания новых тантр лучше известен на протяжении последнего тысячелетия. Тертоны традиции Ньингма, предсказанные родоначальником этой традиции Падмасамбхавой, основываясь на своем сверхличностном восприятии, извлекали зашифрованные учения из земли, воды, пространства и собственного ума и затем при необходимости переводили их на человеческий язык74. Данные техники и практики, являясь доступными современному исследователю, при сопоставлении с известными фактами могут много рассказать о генезисе и приемах раннего тантризма. Вселенские сражения мифологии, конечно, отражали серьезную идеологическую и политическую борьбу, развернувшуюся при дворах раджей и в деревнях. Любопытно наблюдение авторитетного индийского ученого о Махабхарате, что ее герои Пандавы «ни разу не одержали победы честным путем»75. Эти приемы были разработаны и закреплены в «Артхашастре» и постоянно

вы - Махешвары - Шивы, и его последующего подчинения.

73 Gray, David. The Cakrasamvara Tantra (The Discourse of Sri Heruka). A Study and Annotated Translation by David B. Gray. New York: Columbia University. 2007. Pp. 36-37.

74 Gyatso, Janet B. Drawn from the Tibetan Treasury: The gTer ma Literature. In: Cabezon, Jose Ignacio; Jackson, Roger R. (ed.). Tibetan Literature. Studies in Genre. Ithaka, NY: Snow Lion, pp. 147-169. 1996. P. 148.

75 Дандекар Д. Н. От Вед к индуизму. Москва: Во-

сточная литература. 2002. C. 177.

применялись во внешней и внутренней политике и борьбе кланов при дворах.

Другие современные индийские исследователи, связанные с движением адиваси (определяемое в индийской конституции как «выходцы из племен») рисуют драматичную картину ползучего обращения буддийских святынь в индуистские храмы, насильственного закрепления самого низкого кастового статуса за буддистами и племенными аборигенами, систематической подмены понятий и подавления инакомыслия, даже обращения буддийских монахинь в храмовых танцовщиц76. В удаленных уголках джунглей осуществлялся культ кровожадных «матерей» во главе с Бхайравой, где в построенных в форме мандал открытых храмах, до сих пор вызывающих суеверный ужас местного населения, совершались мучительно-кровавые жертвоприношения

86

духовных оппонентов и поддерживающих их -

77

правителей77.

В соперничестве с индуизмом в первые века нашей эры буддисты утратили значительное влияние из-за подрыва благосостояния активных горожан вследствие войн; тысячу лет спустя борьба за влияние в сельской местности магическими средствами в основном также

76 Barua, Ankur. Disappearance of Buddhism From India. The Brahmin Responsibility. Hong Kong: Buddhist Door. 2009; Joshi, Lal Mani. Brahminism, Buddhism, and Hinduism. The Wheel Publications, No. 150/151. Kandy: Buddhist Publication Society. 1987; Jamanadas K. Decline and Fall of Buddhism. (A tragedy in Ancient India). New Delhi: Bluemoon Books Dalit E-Forum. 2000; Jamanadas, K. Tirupati Balaji Was a Buddhist Shrine. [n.a.]: Dalit E-Forum. 2001. Эти работы несут публицистический характер при отсутствии ссылок на первоисточники.

77 Verardi, Giovanni. Hardships and Downfall of Buddhism in India. Delhi: Manohar]; Davidson 2002, 1803 [Davidson, Ronald M. Indian Esoteric Buddhism. A Social History of the Tantric Movement. New York: Columbia University. 2011. Pp. 294-295.

| 4 (33) 2018 |

Борис Романович ЕРОХИН / Boris EROKHIN

| Буддизм ваджраяны и индуистский тантризм / Vajrayana and Hindu Tantrism |

была проиграна: реальное насилие оказалось эффективней энергетического, и деревня стала индуистской, хотя индуистский и буддийский тантризм, особенно при династии Пала, уживались бок о бок веками. Как справедливо обобщает Евгений Бушуев, «в настоящее время индологи склонны придерживаться четырёх концепций, объясняющих сходства шайвистских и буддийских тантрических традиций: 1) тантрический шиваизм сформировался под прямым влиянием тантрического буддизма78;

2) тантрический буддизм сформировался под

79

прямым влиянием тантрического шиваизма79;

3) имел место единый источник или движение, из которого черпали вдохновение и тантрические шиваиты, и тантрические буддисты80; 4)

78 Наиболее раннее подобное утверждение содержится в Manjusrimulakalpa (VII век), где автор бод-хисаттва Манджушри утверждает, что «я учил этой мантре [Шивы] вместе с мудрой трезубца, уничтожающей всех демонов, движимый желанием принести пользу существам. [...] Различные совершенные, пространные [кальпы] в шайвистских тантрах на самом деле являются моими поучениями». - Sanderson, Alexis. The Saiva Age: The Rise and Dominance of Saivism during the Early Medieval Period. In: Genesis and Development of Tantrism, edited by Shingo Einoo. Tokyo: Institute of Oriental Culture, Tokyo: University of Tokyo, Institute of Oriental Culture Special Series, 23, pp. 41-350. 2009. P. 130.

79 Sanderson, Alexis. The Saiva Age: The Rise and Dominance of Saivism during the Early Medieval Period. In: Genesis and Development of Tantrism, edited by Shingo Einoo. Tokyo: Institute of Oriental Culture, Tokyo: University of Tokyo, Institute of Oriental Culture Special Series, 23. Pp. 41-350. 2009.

80 «Beyer, 1973, c. 42 [Beyer, Stefan. Magic Ritual in

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tibet. The Cult of Tara. Delhi: Motilal Banarsidass.]; Ruegg, 1989, c. 173 [Ruegg, Davis S. Buddha-nature, Mind and the Problem of Gradualism in a Comparative Perspective. On the Transmission and Reception of Buddhism in India and Tibet. London: University of London.]. Эту же точку зрения занимает Дж. Хар-целл, утверждающий, что множество параллелей в шайвистской и буддийской тантрической литера-

имело место взаимное влияние тантрического буддизма и тантрического шиваизма друг на друга[...]»81.

Относительно первой гипотезы следует учесть тот факт, как рассматривалось выше, что главным заимствованием шайвистской тантры была буддийская философия, позволившая некоторое время успешно конкурировать с источником, махаяной, на поле дебатов. Кроме того, если в понятие буддийского тантризма включать ранние, с начала VI века зафиксированные тантры, то они на два века предшествуют текстовой фиксации первой шайвистской тантры. Другие приведенные выше данные также предлагают более раннюю датировку выявления ваджраяны. Кроме того, известно, что изначально буддийские ишта-девата Чиннамаста и Угратара были включены в шайвистскую мандалу. Считать данный подход маргинальным представляется преждевременным.

Второе: лишь в части ваджраяны (йоги-ни-тантрах) содержатся прямые и адаптированные заимствования главным образом из шайвистского корпуса Picumata, при остающихся шаткими основаниях первичности шайвистской тантры. Распространить частное явление на целое еще предстоит, приведя более внятные доказательства обусловливающего

туре дают основание сделать вывод об общих корнях этих традиций и об их взаимовлиянии друг на друга. Hartzell, James Francis. Tantric Yoga. A study of the Vedic precursors historical evolution literatures cultures doctrines and practices of the eleventh century Kasmiri Shaivite and Buddhist Unexcelled Tantric Yogas. PhD Dissertation. New York: Columbia University]. (прим. Е. Бушуева.)

81 Бушуев Е.С. Санскритские письменные источники по истории тантрического буддизма VII-XI вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Санкт-Петербург: Институт восточных рукописей РАН. 2018. C. 62-63.

87

| 4 (33) 2018 |

Борис Романович ЕРОХИН / Boris EROKHIN

| Буддизм ваджраяны и индуистский тантризм / Vajrayana and Hindu Tantrism |

влияния шайвистских тантр на буддийские как в ранний, так и поздний периоды развития ваджраяны в Индии.

Отвержение третьей теории о существовании общеиндийского «религиозного субстратума» или «общего культового фонда» буддийских и шайвистских тантр на основании факта, «что он по своей природе логически выведен, а не реально воспринимаемый объект. То, что мы можем воспринять [как тантру] - всегда нечто специфичное: шайвистское, буддийское или вайшнавское, или что-то дру-гое»82, представляется недостаточно обоснованным. Шактистские корни оказали формирующее влияние на тантризм любого толка, прямо или опосредованно, но не оставили древних следов, будучи быстро абсорбируемыми профилирующими течениями. Для утверждения о том, что вторичные тантрические черты зародились исключительно в шай-вистской среде, оснований недостаточно, тем более что «[о]писанные в Хеваджра-тантре тантрические йогические техники имеют своим источником передаваемую устно традицию, предшествующую письменной, по меньшей мере на несколько веков»83. Для лучшего представления текучей динамики происходивших процессов было бы интересно обратиться к современным и недавним явлениям возникновения женских культов и их интеграцию в сетевую структуру существующих религий. Также следует продолжить исследования генезиса вторичных признаков и атрибутов тантрических практик Picumata и материнских тантр.

82 Sanderson, Alexis. Vajrayana: Origin and Function. In: Proceedings: «Buddhism into the Year 2000». Pp. 87-102. Bangkok. 1994. P.92.

83 Farrow, G. W.; Menon, I. The Concealed Essence of

the Hevajra Tantra. Delhi: Motilal Banarsidass. 2001.

P. XLIII.

Четвертая теория взаимного влияния тантрического буддизма и тантрического шиваизма также находит множество подтверждений, приведенных в первой и второй гипотезах, однако накопленной информации недостаточно для однозначного вывода о приоритете одной, шайвистской традиции в имплемента-ции тантрических теорий и практик. Кроме доказательности лингвистического анализа перекрестных заимствований, также важны теоретические (включающие в себя пять мирских наук) и философские заимствования и их истоки. Буддийские заимствования из небуддийских источников почти всегда являются чем-то конкретным, функционально оставаясь вполне буддийскими84 за счет сохранения основополагающих буддийских ценностей, в то время как заимствование идей является одной из наиболее характерных черт индуизма.

88

Отказавшись от крайностей односто- — ронних взглядов, следует учитывать как статические данные в виде текстов и исторических фактов, так и динамику происходивших процессов. Эту возможность предоставляет анализ посредством набирающей все большую распространенность сетевой междисциплинарной парадигме, в которой важнее понять не «что», «где», «когда», а на «чем основывается» и «как поддерживается» связанность и отношения между субъектами и объектами. Данный подход обеспечивает исследователя «зрячим взглядом», более точно улавливающим колеблющуюся атмосферу эпохи. Аналитические методы исследования социально-

исторического плана в силу внутренних ограничений не могут создать полноценную картину происходившего, давая лишь сухой, лишен-

84 Sanderson, Alexis. Vajrayana: Origin and Function. In: Proceedings: «Buddhism into the Year 2000». Pp. 87-102. Bangkok. 1994. P. 92.

| 4 (33) 2018 |

Борис Романович ЕРОХИН / Boris EROKHIN

| Буддизм ваджраяны и индуистский тантризм / Vajrayana and Hindu Tantrism |

ный живого чувства прямой устной передачи, отчет. Отсутствие идеалистической составляющей, двигавшей адептами тайных мантр, будь они бродягами или профессорами, и сведение интересов деятелей тантризма лишь к борьбе за власть и богатство значительно обедняет воссоздаваемую картину.

Одной из частных задач новой методологии могло бы определение причин и динамики волн насилия по религиозным мотивам в древней и средневековой Индии. На какие паттерны сосуществования буддийской и шай-вистской тантры можно указать? В первую очередь это взаимообогащение путем заимствования идеологий и техник, партнерский обмен информацией и сотрудничество. Это соперничество и конкуренция на публичных площадках (диспуты) и в структурах власти. Наконец, это насилие со стороны индуистов, в котором не были замечены буддисты и джайны при их очевидном моральном превосходстве, а в случае буддистов также философском и логическом доминировании. Резко отличающуюся от традиционной, достаточно благостной картины сосуществования индуистов и буддистов дает Джованни Верарди, приводящий множество малоизвестных фактов в поддержку нарисованной им картины жесткого, насильственного давления на буддийские установления85.

Следует отметить, что первые две формы отношений наиболее соответствуют современным реалиям и могут быть учтены при моделировании ситуаций, требующих снижения уровня религиозного противостояния. Примером могло бы послужить бесспорное влияние тантрических идей на суфиев и, среди прочих многочисленных примеров, на охотничьи

народы Сибири86. Более умеренным примером из истории борьбы буддизма и индуизма на индийском субконтиненте, закончившейся поражением буддистов, является полутора тысячелетнее, продолжающееся и в наши дни, их сосуществование на территории современного Непала. Начиная с конца V века, правители династий Личчхави, Тхакури и Малла сохраняли некое равновесие в своей поддержке шиваитам и буддистам, что зафиксировано многими эпиграфическими сообщениями и хрони-ками.87 Методы сохранения столь продолжительного, не без социальной напряженности, противостояния в балансе представляет собой явление, также заслуживающее пристального рассмотрения.

В конце XII века многовековое соперничество индуизма и буддизма на равнинах Индии подходило к концу. Повседневная

жизнь народа все больше подпадала под влия- -

ние различных форм брахманизма, страну захлестывали полчища новых завоевателей, которые и нанесли окончательный удар по буддизму в Индии.

Магометане появились у северозападных пределов уже в VIII веке. Три волны беспощадных, жадных фанатиков за 600 лет последовательно накрывали восточные и южные районы древней цивилизации всё дальше, неся с собой совершенно другой взгляд на ми-

89

85 Verardi, Giovanni. Hardships and Downfall of Buddhism in India. Delhi: Manohar. 2011.

86 Миягашева С.Б. Ритуалы охотничьего промысла бурят в буддийских текстах Сангчога. Доклад на Шестой международной научно-практической конференции «Буддизм Ваджраяны в России: Актуальная история и социокультурная аналитика». СПб. (в печати)

87 Sanderson, Alexis. The Saiva Age: The Rise and Dominance of Saivism during the Early Medieval Period. In: Genesis and Development of Tantrism, edited by Shingo Einoo. Tokyo: Institute of Oriental Culture, Tokyo: University of Tokyo, Institute of Oriental Culture Special Series, 23. Pp. 41-350. 2009. Pp. 74-80.

| 4 (33) 2018 |

Борис Романович ЕРОХИН / Boris EROKHIN

| Буддизм ваджраяны и индуистский тантризм / Vajrayana and Hindu Tantrism |

роустройство и место человека в нем. Почти одновременно с опустошением равнин Центральной Индии неожиданным ударом также закончилось существование последнего оплота буддизма в Бенгалии.

Еще несколько столетий, вплоть до XVII века, в южной части полуострова существовало немало буддийских установлений и общин - в Одише88, Бенгалии, Андхре, Карнатаке, Тамилнаду89. Сохранившиеся кое-где общины искоренялись предубежденными правителями; во время публичных споров буддистам, в случае необходимости, запрещалось обсуждать основополагающие утверждения противников, - и индуистские храмы повсе-

местно строились на развалинах буддийских. Это продолжалось столетиями. В Бхубанешва-ре, Одиша, главные храмы стали индуистскими, обращенные вишнуитом Чайтаньей, лишь во 2-й пол. XVI века90. Изредка гости из Бирмы и Шри-Ланки пытались возродить главные места паломничества, посылая миссии в земли беспокойных соседей, но эти попытки оставались безуспешными. Буддизм на индийских равнинах прекратил свое существование, но учения ваджраяны обрели прочнейшее основание для дальнейшего развития в горах Тибета. Жители Страны Снегов сделали эти учения ядром своей жизни, чем обусловили их невиданный нигде более расцвет.

90

88 Patniak, S.K. Buddhist Heritage of Orissa. Bhu-baneshvar: Mayur Publications. 2000. P. 41.

89 Tarthang Tulku (ed.). Holy Places of the Buddha.

Crystal Mirror Series. Vol. IX. Berkeley: Dharma Publishing. 1994. Pp. 381, 435.

90 Verardi, Giovanni. Hardships and Downfall of Buddhism in India. Delhi: Manohar. 2011. Pp. 372-378.

| 4 (33) 2018 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.