Куценко Борис Олегович
РИТУАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ШКОЛ КАГЬЮ ПА И НИЛА РАНГА КАК ФИЛОСОФСКИЙ ИСТОЧНИК
Статья посвящена исследованию внешних проявлений шиваитской и буддийской тантры как философских источников. В работе рассмотрены результаты экспедиции 2011 г. ЦИР РГГУ (Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета) в Северную Индию. Особое внимание уделяется сравнительному анализу форм, мест и практик поклонения божествам в школах Нила ранга и Кагью па. На основании результатов экспедиции впервые обнародован факт наличия общих мест поклонения шиваитов и буддистов тантриков в штате Уттаранчал прадеш, а также выявлены сходства в ритуальных практиках и традиции поклонения общим богам этих школ.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/4/34.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 4(78) C. 117-121. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/4/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
SYNERGY IN SOCIAL SCIENCES
Kupryashkin Il'ya Vladimirovich, Ph. D. in Philosophy Far Eastern Federal University in Vladivostok kupryashkin. iv@mail. ru
The article within the framework of interaction between natural and social science actualizes the problem of complementarity or mutual exclusion of synergy and dialectics in social sciences. The author analyzes prevalent conceptions of the modern Russian social science, the problem is considered in the context of interdisciplinarity. The paper provides examples of using synergetic terminology in social sciences and concludes that dialectics is a more efficient research programme in comparison with synergy.
Key words and phrases: synergy; dialectics; social philosophy; sociology; natural science; interdisciplinarity.
УДК 141.3; 294 Философские науки
Статья посвящена исследованию внешних проявлений шиваитской и буддийской тантры как философских источников. В работе рассмотрены результаты экспедиции 2011 г. ЦИР РГГУ (Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета) в Северную Индию. Особое внимание уделяется сравнительному анализу форм, мест и практик поклонения божествам в школах Нила ранга и Кагью па. На основании результатов экспедиции впервые обнародован факт наличия общих мест поклонения шиваитов и буддистов тантриков в штате Уттаранчал прадеш, а также выявлены сходства в ритуальных практиках и традиции поклонения общим богам этих школ.
Ключевые слова и фразы: философия буддизма; вирашиваизм; Ваджраяна; культовая практика; тантрические божества.
Куценко Борис Олегович
Московский педагогический государственный университет kutsenko. relig@gmail. сот
РИТУАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ШКОЛ КАГЬЮ ПА И НИЛА РАНГА КАК ФИЛОСОФСКИЙ ИСТОЧНИК
В современной компаративистике активно обсуждается проблема сходства базовых элементов философии тантрического буддизма и шиваитской тантры. Идентичность многих элементов данных концепций не ограничивается только разделами метафизики, эпистемологии и антропологии исследуемых философских школ. Многие буддологи, признавая сходство ритуальной практики тантрических традиций, объясняли этот феномен генетической близостью двух различных философских направлений. При этом такие исследователи, как М. Элиаде и О. Нидал, рассматривая индуистскую тантру, утверждали, что данная система несет в себе иную философскую концепцию, нежели Мантраяна [7, с. 9], и по этой причине преследует принципиально иные цели [8, с. 243].
При проведении компаративистских исследований открытой письменной традиции сутр в кашмирском шиваизме, вирашиваизме, тантрическом буддизме было установлено, что, действительно, структура службы, медитационная практика, переход от практик внешних к практикам ментальным - все это в совокупности не вызывает никаких сомнений в общем внешнем структурном сходстве этих двух направлений, относящихся к разным религиям [6, с. 48].
а) б)
Рис. 1. (а) Сотрудники экспедиции в резиденции Укхематха вместе с настоятелем; (б) Укхематх. Внутренний двор храмового комплекса. Фото автора, 2011
Для изучения ритуальной практики этих школ, являющейся проявлением ее базовых философских концепций, а также подтверждения теоретических выводов проводимых исследований в 2011 г. ЦИР РГГУ организовало научную экспедицию в район Центральных Гималаев. Во время данного полевого исследования были зафиксированы обряды и следы обрядовой практики рассматриваемых конфессий в Северной Индии в районах Рудранатха, Тунгнатха и озера Сарасвати.
Изучение ритуальной практики в Укхематхе показало, что в вирашиваизме, как и в кашмирском шиваизме, наиболее распространены формы поклонения Шиве, Шакти, Ганеше и их гневным манифестациям - Руд-ре, Кали, Бхайраве. В исследуемом центральном мандире Укхематха были обнаружены и описаны скульптурные изображения данных божеств, зафиксированы стандартные тантрические подношения, находившиеся рядом с этими изображениями. Божества в храмах вирашайвов имеют традиционные формы изображения: к примеру, повелителя ганов на храмовых фресках чаще всего можно увидеть с головой слона, но в Рудра-натхе встречаются изображения Ганеши с головой антропоморфного вида.
С использованием метода включенного наблюдения были изучены практики поклонения соединенным божествам: Шивы - Шакти, Бхайравы - Кали, - символизирующим абсолютную недвойственность и единство различных проявлений, трансцендентный и имманентный аспекты монистического Абсолюта [9, с. 63], что также подчеркивает суть доктрины вирашиваизма «шакти вишишта - адвайта» [12, с. 11]. При этом был выявлен феномен присутствия в ритуальной практике шиваитской тантры преимущественно форм поклонения божествам ведического пантеона.
Среди дхармапал школы Кагью па мы также видим такого интересного персонажа, как Ваджрабхайрава (Ямантака), изображенного синим, с 34 руками, в союзе с партнершей Ваджра Ветали, обхватывающей его своей правой ногой. В руках у Ваджра Ветали, как и у Кали Бхайрави, - отсекающий нож и капала с кровью. Ваджрабхайрава имеет все атрибуты вооружения шиваитского Бхайравы, на его бедрах мы видим все ту же тигровую шкуру [1, с. 188]. «Тантра одиночного героя Ваджрабхайравы», рассматривая философский аспект данного божества, поясняет, что Ямантака в данной форме символизирует состояние абсолютной недвойственности и единство различных проявлений, метод и мудрость на уровне основы [3, с. 80].
Известный английский тибетолог Р. Бир считает, что иконографические параллели между Чакрасамва-рой и Бхайравой (имеющим индуистский эпитет «Самвара», «Самбара») раскрывает связь между двумя этими образами и их общий источник происхождения. Атрибуты, находящиеся в руках обоих божеств, идентичны - кхатванга, чаша из черепа, даммару, трезубец и четырехликая голова Брахмы. Также одинаковы и растущий месяц, кладбищенские украшения, украшения из кости на теле, корона с черепами, гирлянда из голов и черепов, синяя кожа, спутанные и уложенные кольцами волосы, девять типов выражения и украшения из шкуры слона, тигра и человеческой кожи [1, с. 129]. По мнению английского буддолога, «сам по себе образ Чакрасамвары возникает из распростертых форм Шивы как Бхайравы и Парвати как Калара-ти». Данный постулат подтверждается тем, что для йогина, практикующего йидама Чакрасамвару, любая местность, связанная с Шивой либо Шакти, - это священное место силы, поскольку там покоятся стопы его йидама [2, с. 227]. Анализ текста Сваччхананда-тантры и тантры Ямантаки также говорит о единой философской интерпретации этих символов, что, собственно, и подтверждает постулат о связи внешней ритуальной формы с внутренним философским содержанием исходной метафизической доктрины [6, с. 49].
Данные, полученные экспедицией ЦИР РГГУ в северо-восточной Индии в 2011 г., полностью подтверждают теорию Р. Бира. Действительно, в районе Тунгнатха и Рудранатха было зафиксировано множество ваджраянских алтарей.
В районе Тунгнатха нами было обнаружено 18 буддийских святилищ. Их основным отличием служили особенность кладки, отсутствие тришулы, бронзового колокольчика, расположение на высоте не менее 4 000 м (Рис. 2). Возле ваджраянских алтарей развешивалось большое количество лунг та - красного, белого, синего, желтого цветов. Крепились они на шесте и нескольких растяжках. Либо вокруг них вообще не было флагов.
У шиваитских алтарей всегда имелся один флаг либо красного, либо желтого цветов, закрепленный на одном шесте. Буддисты ограничивались простым сложением камней либо вертикальной, либо горизонтальной кладки, у шиваитов всегда присутствует аккуратно выложенный отдельный алтарь.
В связи с тем, что в этом регионе шиваизм исповедует основная часть населения, а в округе находятся крупные шиваитские храмы и паломнические центры, естественно, что индуистские культовые сооружения в горах в данном регионе доминируют.
В горах наша группа столкнулась с четырьмя типами шиваитских святилищ:
1) каменное строение 2х2 м высотой не более 1,5 м. У входа в святилище стоит тришула и колокольчик. В самом святилище каменный барельеф одного божества (чаще всего Ганеши). Практически везде присутствуют следы недавно проведенной пуджи (Рис. 2 (а));
2) святилище представляет собой выложенное из камней прямоугольное строение с аккуратно сформированным алтарем и верхней горизонтальной кладкой. В основании составляет 0,5х0,5 м; в высоту от 1 до 1,5 м. Перед алтарем находится флагшток с красным и желтым флагами (в одном месте мы увидели сочетание красного и синего флагов). Колокол навешен на флагштоке. Тришула воткнута вертикально в землю (Рис. 2 (б));
3) святилище аналогично предыдущему за исключением более вытянутой формы и конической крыши. Изображения божеств отсутствуют, колокол стоит прямо в алтаре (Рис. 2 (в));
4) каменное святилище квадратной формы с широким алтарем и каменным изображением одного божества. Ширина в основании 1х1 м, высота 0,5 м. Перед алтарем флагшток с флагами, колокол стоит прямо в алтаре, тришула часто воткнута горизонтально (Рис. 2 (г)).
а) б) в) г)
Рис. 2. (а) Район Рудранатха, высота 3 880 м (тип № 1); (б) Шиваитский алтарь с подношениями на перевале в районе Тунгнатха. Высота 3120 м (тип № 2); (в) Район Тунгнатха, высота 3 445 м (тип № 3); (г) Район Тунгнатха, высота 3 540 м (тип № 4). Фото автора, 2011
Буддийские святилища, обнаруженные нашей экспедицией, мы также можем разделить на 4 группы:
1) плоские камни, положенные один на другой на большом каменном основании. Алтарь находится перед пирамидой на базовом основании. Пирамида не превышает 30 см, алтарь ориентирован на восток (Рис. 3 (а));
2) большой флагшток с несколькими растяжками и развешенными на них лунг та белого, синего, красного, желтого, зеленого цветов (Рис. 6);
3) комплекс из вертикально поставленных камней, стремящийся к конической форме. Алтарь расположен перед кладкой и ориентирован на восток. Святилища такого типа обычно венчают высоты перевалов (Рис. 3 (б));
4) комплекс из горизонтально уложенных камней. Алтарь расположен перед кладкой и ориентирован на восток. Алтари такого типа обычно располагаются в горах вдоль дорог (Рис. 3 (в)).
а) б) в)
Рис. 3. Район Тунгнатха (а), высота 3 700 м (тип № 5); (б) высота 3 455 м (тип № 6); (в) высота 4 884 м (тип № 7). Фото автора, 2011
Подношения в большинстве случаев идентичны: благовония, огонь, бусы, браслеты, вода, различные кусочки материи, рис, металлические деньги, гребни, расчески, круглые зеркальца, подношения пищей (Рис. 4).
Рис. 4. Типичный набор подношений. Лоскуты желтого, красного шелка, благовония, монеты, мелкие украшения, зеркальца, гребни и т.д. Святилище на перевале в районе Тунгнатха. Высота 3 700 м. Фото автора, 2011
На буддийских алтарях группой были зафиксированы чаще круглые зеркальца, на индуистских - металлические деньги. Только у шиваитов курительные палочки размещались как в вертикальном, так и в горизонтальном положениях. Ваджраянские алтари чаще ориентированы на восток, шиваитские - на восток и север.
Вся территория, прилегающая к Рудранатху, начиная с 1 500 м, разделяется на «царства» отдельных богов, которым поклоняются также и буддийские тантрики (подобная практика широко распространена в районах Тибета и Алтая [12, с. 44]). «Царства» отделяются друг от друга большими арками и висящими под ними крупными бронзовыми колоколами, количеством от одного до восьми. Арки строятся из бетона, камней и дерева. Чаще они расположены на границе перевалов (Рис. 5), но также возводятся в горах на ровной дороге.
Рис. 5. Шиваитский алтарь с подношениями на перевале в районе Тунгнатха. Высота 3 120 м. Фото автора, 2011
Отношение к буддистам в этих краях достаточно позитивное. Ощущается близость этих течений и, несмотря на все разнообразие, нахождение в одних и тех же местах как буддийских, так и шиваитских святынь, идентичность подношений одним и тем же божествам с очевидностью подчеркивает родственность этих направлений тантры. Наглядно данный факт иллюстрирует совместное шиваитско-ваджраянское капище, расположенное на высоте 4 884 м в районе Рудранатха (Рис. 6).
Рис. 6. Ворота в небо. Район Рудранатха. Высота 4 088 м. Фото автора, 2011
В районе Тунгнатха экспедиция посетила высокогорное озеро Сарасвати (Рис. 7 (а)). Проведя в течение четырех суток включенное наблюдение ритуальной практики шиваитов тантриков школы Нила ранга, было осуществлено тщательное исследование самих шиваитских храмов.
а) б)
Рис. 7. (а) Озеро Сарасвати. Высота 4 700 м. Индия. Граница с Непалом. Общий план святилища; (б) Святилище Сарасвати. Вид спереди. Фото автора, 2011
Как и предполагалось, результаты научной работы подтвердили факт доминирования ведических божеств в культовой практике, храмовых барельефах и изображениях отдельных ритуальных комплексов (Рис. 7 (б)).
В традиции Ваджраяны Богиня Сарасвати введена в пантеон Кагью па без каких-либо изменений. Она изображается в буддийских скульптурах с лютней в форме лебедя и покровительствует, так же как и в индуизме, наукам и искусству.
А. В. Зорин в своей работе «У истоков тибетской поэзии. Буддийские гимны в тибетской литературе VIII-XIV вв.», описывая Танджур, приводит примеры ваджраянских гимнов и соответственно практик подношения Индре, Агни, Деви, Ганапати (Ганеше), что само по себе снимает вопрос о синкретизме Ваджраяны [4, с. 44].
При ближайшем рассмотрении части божеств Ваджраяны становится очевидной их определенная схожесть с ведическим пантеоном шиваитской тантры. Все йидамы Ваджраяны, имеющие ведические корни, сохранили свои божественные атрибуты, особенности изображения, санскритские имена, что значительно облегчает их полную идентификацию.
Наличие общей структуры ритуала подношений этим божествам, а также общих мест данных подношений позволяет сделать предположение о сохранении пантеона ведических богов в разных религиозных традициях Гималайского региона. При этом, конечно же, нельзя забывать, что основным отличием тантрических богов буддийского пантеона (йидамов) является то, что все они служат Буддам: Акшобхье, Рат-насамбхаве, Амитабхе, Амогхасидхи и Вайрочане - и, соответственно, принадлежат одному из пяти семейств панча Татхагат [1, с. 110].
Анализ материалов проведенной экспедиции позволяет нам с уверенностью констатировать сохранение единого ведического пантеона богов в школах шиваитской и буддийской тантры региона Центральных Гималаев. Рассматривая данный факт в совокупности с наличием внешней идентичности изображения ведических божеств исследуемых тантрических традиций, общих мест поклонения этим божествам и сходством ритуальной практики как философских источников, можно выдвинуть предположение о единой философской доктрине, лежащей изначально в основании данных школ и формирующей их внешние проявления.
Список источников
1. Бенке Т., Зегерс М. Пространство и блаженство: буддийские статуи и ритуальные предметы: каталог выставки (Берлинский университет искусств, 17-21 апреля 2003 г.). Б.м.: РАБ Алмазного Пути Традиции Карма Кагью, 2011. 253 с.
2. Бир Р. Энциклопедия тибетских символов и орнаментов. М.: Ориенталия, 2011. 406 с.
3. Геше Джампа Тегчог. Ямантака: практика самопосвящения. Новосибирск: Майтрея, 2013. 225 с.
4. Зорин А. В. У истоков тибетской поэзии. Буддийские гимны в тибетской литературе VIII-XIV вв. СПб.: Петербургское востоковедение, 2010. 384 с.
5. Куценко Б. О. Влияние буддийской традиции на модернизацию концепции сверхчеловека в европейской философии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 8 (70). С. 114-118.
6. Куценко Б. О. Влияние философии Ваджраяны на концепцию достижения абсолюта в творчестве М. Элиаде и Ю. Эволы // Общество: философия, история, культура. Краснодар, 2016. № 8. С. 48-52.
7. Куценко Б. О. Феноменологическая интерпретация доктрины несубстанционального «Я» в философии Ваджраяны // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Владивосток, 2016. № 3 (37). С. 5-14.
8. Нидал О. Книга о любви; Счастливое партнерство глазами буддийского ламы. М.: Эксмо, 2013. 302 с.
9. Пандит Б. Н. Кашмирский шиваизм - наслаждение и освобождение. М.: ГАНГА, 2012. 352 с.
10. Сваччхананда-тантра. Тантра изначальной воли / пер. с санскр. О. Ерченкова. М.: ПОСТУМ, 2013. 448 с.
11. Четырова Л. Б. Буддизм в России: прошлое и настоящее // Буддизм Ваджраяны в России: история и современность: сб. ст. СПб.: Премиум Пресс, 2009. С. 44-48.
12. Шри сиддхантха-Шикхамани / пер. Ю. Кравченко. М.: Ганга, 2013. 454 с.
13. Элиаде М. История веры и религиозных идей: от Гаутамы Будды до триумфа христианства. М.: Критерион, 2012. 676 с.
KAGYU-PA AND NILA-RANGMA RITUAL PRACTICE AS A PHILOSOPHICAL SOURCE
Kutsenko Boris Olegovich
Moscow State University of Education [email protected]
The article is devoted to studying external manifestations of Shaivist and Buddhist Tantra as philosophical sources. The paper examines the results of 2011 expedition of the Centre for Religious Studies of the Russian State University for the Humanities to Northern India. The article provides a comparative analysis of the forms, places and practices of worshipping gods in Nila-Rangma and Kagyu-pa traditions. Relying on the research findings the author claims about existence of common shrines of the Shaivists and the Tantric Buddhists in Uttar Pradesh state, identifies similarities in ritual practices and traditions of worshiping common gods of these schools.
Key words and phrases: Buddhist philosophy; Lingayatism; Vajrayana; cult practice; Tantric gods.