УДК 141.3
Куценко Борис Олегович
аспирант кафедры философии
Московского педагогического государственного
университета
ВЛИЯНИЕ ФИЛОСОФИИ ВАДЖРАЯНЫ НА КОНЦЕПЦИЮ ДОСТИЖЕНИЯ АБСОЛЮТА В ТВОРЧЕСТВЕ М. ЭЛИАДЕ И Ю. ЭВОЛЫ
Kutsenko Boris Olegovich
PhD student, Philosophy Department, Moscow State Pedagogical University
THE INFLUENCE OF VAJRAYANA PHILOSOPHY ON THE CONCEPTION OF REACHING THE ABSOLUTE IN THE WORKS OF M. ELIADE AND J. EVOLA
Аннотация:
Статья посвящена исследованию влияния буддийской философии на доктрину достижения абсолюта в творчестве М. Элиаде и Ю. Эволы. В работе проведен анализ различных подходов неофеноменологической интерпретации понятий «але-тейя» и «пайдейя» с точки зрения буддха дхармы. Особое внимание уделяется сравнительному анализу некоторых положений письменной и устной традиции Ваджраяны и их рецепции в феноменологической парадигме.
Ключевые слова:
философия, абсолют, алетейя, тантра, пайдейя, буддовость, неофеноменология, дхарма марга, М. Элиаде, Ю. Эвола.
Summary:
The article considers how the Buddhist philosophy influenced the doctrine of reaching the absolute in the works of M. Eliade and J. Evola. The author discusses various approaches to neo-phenomenological interpretation of 'aletheya' and 'pandeya' concepts in the context of the Buddhadharma. Particular attention is paid to the comparative analysis of some theses of the written and oral Vajrayana traditions and their reception in the phenomenology paradigm.
Keywords:
philosophy, absolute, aletheya, tantra, pandeya, bud-dhahood, neo-phenomenology, dharma marga, M. Eli-ade, J. Evola.
В XX в. большую популярность в философских исследованиях приобретает компаративистский подход. Поиски общих индоевропейских корней, сравнительные исследования эпистемологии греческой и индийской философских школ, общности их базовых понятий и систем доказывания - все это вызывало большой интерес в европейской науке. Доктрины достижения абсолюта также являлись темой, имевшей широкий резонанс в философских работах второй половины XX в.
М. Элиаде рассматривает феномены индийской и европейской философских школ как проявления одной индоевропейской культуры. Эти два различных на первый взгляд направления мысли, по его мнению, изначально были связаны с единым мифом и общим протоязыком, вследствие чего имелись сходные черты в их философских доктринах, понятиях и системе доказывания. Идентичность частных элементов М. Элиаде объясняет прямыми заимствованиями из европейской философии в эллинистический период [1, с. 456].
При изучении арья буддха дхарма марги (пути достижения абсолюта) румынский философ придерживается исторического метода исследования. Анализируя процесс создания этой доктрины, он приходит к выводу о том, что буддизм является модернизацией философских направлений индуизма. Для подтверждения своей доктрины происхождения буддха дхармы из индуистской традиции М. Элиаде использует материал шиваитской тантры, указывая на схожесть и идентичность многих ритуальных форм сравниваемых религиозных традиций [2, с. 446]. Пытаясь глубже проникнуть в философию буддизма, исследователь берет за основу подробное изучение базовых школ йоги и санкхьи, из которых исторический буддизм, по его мнению, и возник. Рассматривая дхарма маргу буддизма как соединение и дальнейшее развертывание двух изначально противоположных методов индийской философии (теистической йоги и нетеистической санкхьи) [3, с. 376], М. Элиаде предполагает, что при движении к абсолюту эти методы будут сближаться [4, с. 447], а при достижении оного (нирваны) естественным образом совпадут. Идея о том, что совпадение противоположностей характеризует абсолют и одновременно является доказательством его достижения, высказывалась еще Н. Кузанским в середине XV в. [5] и с этого момента стала общепринятой в европейской метафизике.
Изучая йогу Патанджали, переданную Сарваартхасиддхи через своего учителя Удрака Ра-мапутру [6, с. 446], М. Элиаде выделил восемь фаз классической йоги Патанджали: самоограничение (яма), самодисциплина (нияма), техника физической йоги (асана), техника управления
энергией (пранаяма), отвлечение органов чувств (пратьяхара), концентрация (дхарана), медитация (дхьяна), сосредоточение (самадхи). Затем, для большей наглядности, он свел их к четырем, убрав стадии яма и нияма как подготовительные, «нейогические» [7, с. 401] и объединив дхарану, дхьяну и самадхи одним термином «санъяма» на основании того, что эти ступени практически нераздельны [8, с. 413].
Как и пайдейя Платона, арья дхарма марга Шакьямуни в интерпретации румынского исследователя приобрела четырехступенчатую структуру. Основной задачей всего пути было преодоление психоментальной формы человека для получения сверхсознания, которое и позволяло достичь абсолюта. М. Элиаде пишет: «Пока человек не преодолеет уровень психоментальной жизни, он может лишь предположительно судить о трансцендентальных состояниях, которые будут наградой за исчезновение обычного знания» [9, с. 394].
Основой всей аштанги йоги, по мнению румынского философа, являлась практика концентрации на объекте (экаграта), целью которой было управление потоком сознания. Первая ступень - ассана - является экагратой тела, вторая - пранаяма - экагратой дыхания, третья -пратьяхара - экагратой эмоциональных состояний, четвертая - санъяма - объединением экаграт, приводящим к полному развертыванию сознания. С точки зрения взаимодействия методов йоги и санкхьи для М. Элиаде в дхарма марге буддийской тантры движение к абсолюту проходит три стадии:
1. Первая стадия (подготовительная). Ее целью является достижение максимально точной формы отражения атмана в сознании. Для нее характерно одновременное использование эпистемологических моделей йоги и санкхьи.
2. Вторая стадия представляет собой попытку познания абсолюта на базе отраженной в сознании ментальной формы атмана с использованием новых праман философии йогачары (йоги). Здесь философия санкхья используется только для поддержания отражения атмана в сознании, ее познавательные функции уже полностью исчерпаны. Данная стадия является интерпретацией второй ступени платоновской пайдейи - «снятия оков с человека».
3. Третья стадия - достижение освобождения (абсолюта). На этой ступени наступает преодоление психоментальной формы человека, вместо которой он, благодаря развертыванию (тантре), получает сверхсознание, позволяющее ему познать абсолют и достигнуть нирваны [10, с. 394].
4. Четвертая стадия - человек, достигший абсолюта, спускается к людям, пытаясь освободить их из плена «пещеры» ментального восприятия (подробно описывается М. Элиаде в его поздних произведениях [11]).
Таким образом, М. Элиаде изложил буддийский путь достижения абсолюта в виде простой и стройной структуры, которая в его интерпретации имеет много сходств с пайдейей Платона. Действительно, при сравнении пайдейи и буддха дхарма марги видим следующие общие черты:
- Возможно выделение двух систем в четырехступенчатую структуру.
- В обеих системах констатируются иллюзорность изначальной картины мира человека и необходимость ее преодоления.
- В обеих системах утверждается необходимость практики, ведущей к развертыванию сознания (алетейя, тантра [12, с. 455]).
- В третьей стадии пути (марги) также существует сходство. «Боль в глазах от солнца» в пайдейе Платона можно интерпретировать как уничтожение «психоментальной формы» в марге М. Элиаде, а «привыкание к свету» как обретение сверхсознания или состояние «гиперсознательного экстаза» в пайдейе Плотина.
- На четвертой стадии, идентичной в обеих системах, практикующий, достигший абсолюта, «подобно бодхисаттве, спускается к людям».
Все это позволяет предположить, что миф Платона «О пещере» имеет достаточно солидную историю и техника достижения абсолюта является, по сути, общеиндоевропейским достоянием.
Вполне соглашаясь с вышеизложенной версией пайдейи, итальянский ученый Ю. Эвола выдвигает свою более смелую гипотезу. Он считает, что буддийская философская доктрина достижения абсолюта в XX в. является наиболее полной индоевропейской программой решения этой исходной задачи и на ее основе возможно восстановить любую частично утерянную индоевропейскую философскую систему. Ю. Эвола предполагает, что основные доктрины Ваджра-яны, дзена, исихазма [13, с. 406], картезианства, шиваитской тантры имеют общее основание, опирающееся на базовые принципы аскетической практики [14, с. 393]. Ссылаясь на происхождение шаков по прямой линии от Икшваку (основателя солнечной династии) [15, с. 27], Ю. Эвола согласен с теорией существования генетической связи между индуистской и буддийской философскими школами, но выводит преемственность и прямую передачу буддийских доктрин из ведической философии [16, с. 24]. При проведении компаративистского исследования он пришел к
иной доктрине достижения абсолюта и изложил свое представление о буддха дхарма марге в терминах европейской философии.
Идея о сокрытии в Ваджраяне («Алмазной колеснице») ведических практик была революционна для востоковедения первой половины XX в. Да и сегодня представление о том, что Алмазная колесница является прямой наследницей учения ведических арьев, а большая часть классических индуистских школ - лишь одна из ветвей древних нордических культов, как минимум вызовет серьезную дискуссию. Ситуация осложняется еще и тем, что высшие тантры Ваджраяны (маха ануттара йога тантры) являются закрытой практикой и источники, описывающие их, ранее были не доступны для научного оборота. В связи с этим, прежде чем продолжить изложение теории Ю. Эволы, необходимо описать несколько положений маха ануттара йога тантры, которые дадут некоторое представление об изучаемом предмете.
В тантрическом буддизме используется практически весь пантеон ведических богов, которые либо исчезли, либо ушли на второй план в классическом индуизме. К примеру, в практиках наиболее авторитетной школы Ваджраяны Гелуг па призываются ведические боги, такие как Ин-дра, Варуна, Шива, Агни, Ганапати, Кубера, Яма, Ваю, Сурья, Чандра и т. д. [17, с. 28]. Во время ритуальных практик активно используются огненные пуджи с классическими подношениями дэву Агни. При этом, что особенно интересно, верхняя форма центрального алтаря имеет каноническую круглую форму гархапатья, традиционную для ведических культов [18, с. 25], сегодня практически полностью исчезнувшую в практике шиваитской тантры. Основным объектом визуализации и самопорождения во многих высших тантрах является дэв Рудра в форме Ваджраб-хайравы [19, с. 32]. С учетом изложенного становится ясно, что, говоря о прямой ведической передаче, Ю. Эвола имел в виду современный тантрический буддизм с полным пантеоном ведических богов, ритуальными подношениями Агни и культом Бхайравы.
Используя классическую буддха арья дхарма маргу, Ю. Эвола расширяет буддийскую картину мира, предложенную М. Элиаде. Представление М. Элиаде, в котором человек мыслится в системе двух бытий, для Ю. Эволы кажется недостаточным. Итальянский ученый аргументированно рассматривает путь достижения абсолюта в системе трех проекций: бытия, небытия и изначальной надбытийной сущности, из которой бытие и небытие возникли. Небытие для Ю. Эволы - это материальный мир, бытие - мир персонализированных субстанций вне времени и пространства. Изначальная надбытийная сущность (нирвана) является истинным проявлением абсолюта, к которому и стремится личность. Вхождение в состояние абсолюта происходит при достижении сверхсознания, обусловленного надбытийной природой. В состоянии абсолюта психоментальная форма практикующего преобразуется в деперсонализированную сущность. Являясь отображением первоначальной субстанции, она находится за гранью бытия и небытия. Абсолют М. Элиаде в теории Ю. Эволы мыслится как проявление сансары. В связи с этим в концепции итальянского ученого четвертый уровень дхарма марги (санъяма - объединение экаграт) превращается в ступень к достижению реального абсолюта. Исходя из этого, используя йогу Патанджали, практик действительно достигает предела, но не переступает через него, чтобы интегрироваться в изначальную субстанцию, именуемую нирваной, природой которой является шунья (наполненная пустота). Для преодоления этого последнего барьера Ю. Эвола предлагает целый ряд методов, основанных на тантрических практиках, проходящих в состоянии самадхи [20, р. 27], но все они в конечном итоге должны позволить вырваться изначальной сущности из плена сансары и достигнуть абсолюта (нирваны, соединения с Единым). Несмотря на глубокую погруженность в индийскую философию, по мнению многих ученых, в работах Ю. Эволы прослеживается сильное влияние неоплатонизма [21, с. 499].
Понимание изначальной общности истоков, породивших системы индийской и европейской философских школ, дало возможность европейским исследователям провести сравнительный анализ этих феноменов, применяя к индийской философии понятия, выработанные Платоном [22, с. 239], Марком Аврелием [23, с. 242], Плотином [24, с. 142]. Синтез европейской и индийской философии привел к реализации двух основных доктрин достижения абсолюта, рассматривающих множественность методов реализации человека. Доктрина М. Элиаде предполагает наличие в философии буддха дхармы феномена несубстанционального «я», и, соответственно, абсолют в его понимании был деперсонифицированным, выходящим за пределы пространства и времени. Методами достижения этого состояния являлись техники, основанные на аштанга арья марга Патанджали и традиционных тантрических практиках. Доктрина Ю. Эволы предполагает абсолют истинный и недвойственный. Достижение состояния этого абсолюта возможно лишь при условии выхода из сансары. По его мнению, только слияние деперсонализированной субстанции с первоначальной надбытийной основой (нирваной) приводит к полному просветлению. Данная доктрина рассматривает йогу Патанджали как необходимую ступень для прорыва в нирвану и соединения с Единым (абсолютом). В качестве основной методики в этой системе
рассматривается классическая арья дхарма марга Шакьямуни с обязательным включением в ее практику маха ануттара йога тантры. В пределах этой системы был возможен плюрализм различных методов. Философская картина мира, в которой рассматривается процесс трансформации изначальной субстанции, соответствует парадигме неоплатоников.
Приведенный в статье сравнительный анализ показывает, что на пути достижения абсолюта индоевропейские философские школы применяют единую четырехступенчатую систему экаграты (остановки), характеризующуюся постепенным преодолением психоментальной формы человека и обретением сверхсознания через развертывание сознания в последней фазе (алетейе).
Таким образом, индоевропейское единство доктрины достижения абсолюта, исследованное в творчестве М. Элиаде и Ю. Эволы, является еще одним доказательством общих истоков греческой и буддийской философских школ.
Ссылки:
1. Элиаде М. Йога. Бессмертие и свобода. Патанджали и йога. М., 2013.
2. Там же. С. 446.
3. Там же. С. 376.
4. Там же. С. 447.
5. Элиаде М. Без юности юность. М., 1996.
6. Элиаде М. Йога. Бессмертие и свобода ... С. 446.
7. Там же. С. 401.
8. Там же. С. 413.
9. Там же. С. 394.
10. Там же.
11. Элиаде М. Без юности юность.
12. Элиаде М. Йога. Бессмертие и свобода ... С. 455.
13. Там же. С. 406.
14. Эвола Ю. Учение о пробуждении. Очерки буддийской аскезы. СПб., 2016.
15. Там же. С. 27.
16. Там же. С. 24.
17. Геше Джампа Тегчог. Ямантака: Практика самопосвящения. Новосибирск, 2013.
18. Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи) / пер. с англ. А.А. Вигасина. М., 1990.
19. Кьябдже Пабонгка Ринпоче. Победа над марой. Обширная садхана Бхагавана Одиночного Героя Шри Ваджраб-хайравы. Новосибирск, 2013.
20. Evola J. The Yoga of Power: Tantra, Shakti, and the Secret Way. Inner Traditions, 1993.
21. Быстров В.Ю. Генон и Эвола: воля к традиции. СПб., 2016.
22. Эвола Ю. Указ. соч. С. 239.
23. Там же. С. 242.
24. Там же. С. 142.
References:
Bystrov, VY 2016, Guenon and Evola: the will to tradition, St. Petersburg, (in Russian). Eliade, M 1996, Youth Without youth, Moscow, (in Russian).
Eliade, M 2013, Yoga. Immortality and Freedom. Patanjali and Yoga, Moscow, (in Russian). Evola, J 1993, The Yoga of Power: Tantra, Shakti, and the Secret Way. Inner Traditions, (in Russian). Evola, J 2016, Doctrine of awakening. Essay on Buddhist austerities, St. Petersburg, (in Russian). Geshe Jampa Tegchog, 2013, Yamantaka: The practice of self-dedication, Novosibirsk, (in Russian). Pabongka Kyabje Rinpoche, 2013, Victory over Mara. Extensive Sadhana Solitary Hero of Bhagavan Sri Vajrabhairava, Novosibirsk, (in Russian).
Pandey, RB 1990, Ancient Indian domestic rites (customs), transl. from English in AA Vigasina, Moscow, (in Russian).