Научная статья на тему 'Происхождение вирашиваизма: новая гипотеза исследования проблемы'

Происхождение вирашиваизма: новая гипотеза исследования проблемы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
253
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ВИРАШИВАИЗМ / ДВИЖЕНИЕ БХАКТИ / КУЛЬТОВАЯ ПРАКТИКА / ТАНТРИЧЕСКИЕ БОЖЕСТВА / ДВАЙТА-АДВАЙТА / VEDIC PHILOSOPHY / VEERASHAIVISM / BHAKTI MOVEMENT / CULT PRACTICE / TANTRIC GODS / DVAITADVAITA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Куценко Борис Олегович

Статья посвящена истории развития вирашиваизма как фактору, влияющему на современную интерпретацию философских концепций двайта-адвайты. В работе рассмотрены результаты экспедиции 2011 г. Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета в Северной Индии (ЦИР РГГУ). Особое внимание в статье уделяется исследованию мест и практик поклонения божествам в школе Нила ранга. На основании результатов экспедиции выдвинута гипотеза возникновения и развития вирашиваизма. Использование метода включенного наблюдения, анализ устного текста, подкрепленные новыми историческими источниками, позволили сформировать научную базу для более объективного толкования философии двайта-адвайты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VEERASHAIVISM ORIGIN: NEW APPROACH TO THE PROBLEM

The article is devoted to developmental history of Veerashaivism as a factor influencing modern interpretation of Dvaitadvaita philosophical conceptions. The paper examines the results of 2011 expedition of the Centre for Religious Studies of the Russian State University for the Humanities in Northern India. Special attention is paid to investigating the places and practices of worshipping the gods in Nila-Rangma tradition. Relying on the research findings the author suggests a hypothesis of Veerashaivism origin and development. The participant observation method, the oral text analysis supported by new historical sources allowed the author to form a scientific basis for more objective interpretation of Dvaitadvaita philosophy.

Текст научной работы на тему «Происхождение вирашиваизма: новая гипотеза исследования проблемы»

Куценко Борис Олегович

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИРАШИВАИЗМА: НОВАЯ ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Статья посвящена истории развития вирашиваизма как фактору, влияющему на современную интерпретацию философских концепций двайта-адвайты. В работе рассмотрены результаты экспедиции 2011 г. Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета в Северной Индии (ЦИР РГГУ). Особое внимание в статье уделяется исследованию мест и практик поклонения божествам в школе Нила ранга. На основании результатов экспедиции выдвинута гипотеза возникновения и развития вирашиваизма. Использование метода включенного наблюдения, анализ устного текста, подкрепленные новыми историческими источниками, позволили сформировать научную базу для более объективного толкования философии двайта-адвайты.

Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/З^СИУ/б^б.^т!

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 5(79) C. 92-96. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/5/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 141.3; 294 Философские науки

Статья посвящена истории развития вирашиваизма как фактору, влияющему на современную интерпретацию философских концепций двайта-адвайты. В работе рассмотрены результаты экспедиции 2011 г. Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета в Северной Индии (ЦИР РГГУ). Особое внимание в статье уделяется исследованию мест и практик поклонения божествам в школе Нила ранга. На основании результатов экспедиции выдвинута гипотеза возникновения и развития вирашиваизма. Использование метода включенного наблюдения, анализ устного текста, подкрепленные новыми историческими источниками, позволили сформировать научную базу для более объективного толкования философии двайта-адвайты.

Ключевые слова и фразы: ведическая философия; вирашиваизм; движение бхакти; культовая практика; тантрические божества; двайта-адвайта.

Куценко Борис Олегович

Московский педагогический государственный университет кШ^епко. relig@gmail. сот

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИРАШИВАИЗМА: НОВАЯ ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Вопрос о происхождении движения бхакти на сегодняшний день кажется многим историкам религии достаточно определенным [1, с. 223]. Введение в состав данного движения различных религиозных традиций и закрепление за ними конкретного статуса позволяют им четко систематизировать исследуемые структуры, а также давать прогнозы дальнейшего развития и взаимодействия всей совокупности различных направлений индийской религиозной жизни. При этом большая часть «недоразумений» [12, р. 7] и несостыковок в датировке исторических источников [10, с. 10] игнорируется ради поддержания простой и понятной схемы. К сожалению, в европейской науке, изучающей историю возникновения и развития религий Индии, таких «недоразумений» накопилось уже достаточно для того, чтобы по-новому взглянуть на часть, казалось бы, уже решенных научных проблем.

По мнению большинства европейских ученых, движение бхакти зарождается в V-VTI вв. н.э. и окончательно формируется как комплекс мистических учений в индуизме к XIV в. [8, с. 192]. Возникает это движение в результате слияния неарийских верований автохтонного населения юга Индии с разложившимися формами брахманизма [1, с. 225] и характеризуется отменой варновой системы, унификацией обряда, отказом от традиционного жреческого сословия и заменой его более прогрессивными формами (пр.: институтом пуджари). Центр возникновения движения бхакти обычно локализуется в районе штата Тамилнад, а основным направлением распространения признаётся движение с юга на север [Там же, с. 223].

Конфессия вирашайвов представляется в современном религиоведении как классический пример традиции бхакти. Исходя из данной исторической концепции, интерпретируются также и философское учение вирашайвов - двайта-адвайта. Её часто рассматривают как вариант философии вишишта-адвайта-веданты [9, с. 481], т.е. форму, противостоящую адвайта-веданте и базирующуюся на автохтонных агами-ческих доктринах южных регионов Индии [7, с. 67]. Начало формирования исследуемой философской традиции датируется моментом происхождения ее основного носителя - конфессии вирашайвов. Учение вира-шиваизма, по версии части европейских ученых, начинает активно формироваться только в XII в. и связано с именем южно-индийского брахмана Шри Басавешвару [8, с. 194]. Известно, что Шри Басавешвару реформировал классические формы духовной практики и распространил учения 28 Агам в Карнатаке на юге Индии. В это время в регионе была очень сложная социально-экономическая ситуация. Шри Басавешвару воспользовался подходящим моментом и провел, используя свое положение министра, удачную реформацию классической шиваитской традиции, результат которой принято называть вирашиваизмом. В соответствии с данной общепринятой гипотезой, родиной вирашиваизма является штат Карнатака, создателем новой религии - Шри Басавешвару, а временем ее появления принято считать XII в. При этом философия вирашива-изма рассматривается в качестве носителя автохтонной дравидийской религиозно-философской доктрины, ассимилирующей в себе разложившийся южно-индийский брахманизм.

С учетом появления большого количества новых исторических источников, данная версия сегодня вызывает много вопросов. Во-первых, известно, что общины вирашайвов уже в V в. имели свои храмы в Бенаресе [10, с. 9]. Во-вторых, местом коронации главы этой конфессии является штат Уттаранчал. В-третьих, проводят данную церемонию по традиции короли из династии Техари, царствующие в Центральных Гималаях [12, р. 46]. Кроме патриотов штата Карнатака мало кто в научном сообществе Индии всерьез считает Шри Басавешвару основателем данной школы. Скорее, к нему относятся как к одному из многих уважаемых учителей, повлиявших на развитие вирашиваизма в регионе Южной Индии [11, р. 8]. Проблема разногласий по данному вопросу в индийской и европейской историографии уже отмечалась в российской научной литературе [9, с. 181], но, к сожалению, попыток проанализировать причины диаметрально противоположных взглядов не предпринималось.

Для того чтобы разобраться в причинах данных разногласий и определения наиболее вероятного места появления изучаемой конфессии, в 2011 г. экспедиция ЦИР РГГУ исследовала территории проживания ви-рашайвов в индийском штате Уттаранчал [5, с. 117]. Члены экспедиции провели съемку наиболее важных религиозных объектов данной конфессии (Рис. 1), включенное полевое исследование ее ритуальной практики, опрос паломников и прихожан.

а) б) в)

Рис. 1. а) Рудранатх, штат Уттаранчал, граница с Непалом (высота 4 200 м); б) Укхематх, резиденция Равала Джагатгуру Шри Бхемашанкаралинга Шивачарья - верховного главы всех вирашайвов;

в) Тунгнатх (высота 3 680 м). Фото автора, 2011

В результате, были получены следующие данные. Большая часть панч-праягов (слияние семи священных рек) и натхов (мест поклонения Шиве), связанных по традиции с легендарными Пандавами, контролируется вирашайвами или имеет достаточно крупное представительство лингаятов. То есть в этом регионе «движение бхакти» совсем «не в гостях», а контролирует большую часть священных для индуизма ведических культовых мест: Тунгнатх, Кедернатх, Рудранатх и т.д. В традиционном вирашиваизме также принято давать Шиве эпитет «бога сливающихся рек» [1, с. 226] (имеются в виду панч-праяги). При этом все они расположены в северных штатах и, естественно, никакого отношения ни к Тамилнаду, ни к Карнатаке не имеют. В районе праягов сегодня проживают многочисленные общины вирашайвов (Рис. 2).

а) б)

Рис. 2. а) Девапраяг, начало течения Ганга; б) Рудрапраяг. Фото автора, 2011

В матхах Нила ранги подавляющая часть монахов принадлежит к индоевропейскому типу; вступить в Нила рангу на практике оказалось невозможным, кастовые запреты здесь действуют, так же как и в ортодоксальных школах. Так что основное положение движения бхакти для северного вирашиваизма оказалось мифом, который, правда, формально декларируется. Древнейшие святыни шиваизма, относящиеся еще к ведическому периоду истории Индии, традиционно охраняются и поддерживаются общиной вирашайвов. К примеру, Кедернатх обслуживается монахами Укхематха и в зимний период полностью «консервируется» на шесть месяцев, а все монахи переходят жить в вирашиваитский матх [12, p. 52]. Изображения и надписи на храмовом комплексе также подтверждают данную информацию [Ibidem, p. 7].

Ритуальная практика в вирашиваитских общинах совсем не сводится к почитанию одного символа Шивы, как считают многие европейские индологи [1, с. 226]. В храмовом комплексе Укхематха представлена богатая коллекция изображений ведических богов [5, с. 118], в санскритском тексте устной передачи были зафиксированы призывания Джата Веды, Агни, Годвари, Сарасвати и других божеств [13, с. 2]. При проведении тантрических служб экспедицией также было зафиксировано достаточное количество свидетельств почитания в Нила ранге божеств ведического пантеона [5, с. 118]. Все это в совокупности показывает ошибочность мнения исследователей, считающих, что вся практика унифицирована и сведена к поклонению лингамам. Скорее, мы видим здесь сохранившуюся ведическую традицию во всем ее многообразии. Исследование традиции вирашайвов показало наличие в структуре их служб: поклонения деву Агни и использования его в качестве посредника для общения с другими богами (Рис. 3); ритуала очищения, в котором присутствуют вода,

окропление пространства водой и трехкратное споласкивание водой рта; практики начитывания мантр в течение всего обряда; обряда жертвоприношения; использования практики ориентации по сторонам света (при этом за ведическими богами-дхармапалами традиционно закреплялась одна из сторон света, в которой они выполняли определенные функции); ритуала гадания; наличия элементов практической полезности, что в совокупности говорит о ведической основе данного религиозного движения [6, с. 61-69] и определяет направление религиозно-философских концепций, являющихся базой для создания подобной системы.

Языком ритуальной практики во всех центрах Нила ранги является санскрит. Нашей группой за все время исследования традиции не было зафиксировано ни одного случая использования неарийских языков при проведении богослужения, хотя такая практика, по мнению европейских исследователей, характерна для всего движения бхакти [1, с. 223]. Образцы литературы, используемые вирашайвами при проведении служб [13] и домашних обрядов [14], также содержали тексты исключительно на санскрите.

а) б) в)

Рис. 3. а) Общий вид площадки для жертвоприношения. Укхематх; б) Алтарь для жертвоприношения. Тунгнатх; в) Четырехугольный алтарь вирашайвов, вид сбоку. Укхематх. Фото автора, 2011

Использование индийской научной и религиозной литературы позволило собрать материал, рассказывающий о традиционной вирашиваитской трактовке возникновения описываемой религиозной традиции, с которой в принципе согласна значительная часть научного сообщества Бхараты. По мнению индийских исследователей, община вирашайвов получила свои земли в результате дара царя Джанамеджая Джагатгуру Шри Шри Шри Анандалинга Джангаму [12, p. 19], при этом в распоряжении Нила ранги имеются исторические источники (медные таблички с письменным текстом), подтверждающие данный факт [Ibidem, p. 12]. Предполагается, что описываемые действия произошли вскоре после прихода Пандавов в район Центральных Гималаев. Возможная датировка описываемых событий колеблется в российской и индийской историогра-фиях от 3104 г. до н.э. до XI в. до н.э. [2, с. 306]. Мы будем придерживаться научной версии, принятой в европейской науке, и считаем наиболее вероятной предполагаемой датой основания общины вирашайвов в гималайском регионе X в. до н.э. Далее, территория сангхи (общины) увеличивается, и вирашайвы создают небольшое государство на территории штата Уттаранчал, называемое сегодня Тубхуми. Большая часть географических названий этой местности действительно подтверждает данный факт [12, p. 5], а их древность служит еще одним доказательством почтенного возраста описываемой религиозной традиции. По преданию, государство Тубхуми занималось прозелитизмом и активно распространяло свое учение в центрально-гималайском регионе в районах Кашмира, Пенджаба, Ладака и Непала [Ibidem, p. 7]. Если предположить, что это действительно так, становится понятной причина сходства ритуальной практики, тантр и пантеонов богов в кашмирском шиваизме, тантрическом буддизме и вирашиваизме. То есть можно выдвинуть предположение о том, что северный вариант вирашиваизма есть сохранившаяся форма индо-буддийского тантризма, формирующая базовые основы различных религиозных традиций данного региона (Рис. 4).

а) б) в)

Рис. 4. а) Шиваитское тантрическое святилище Бхайравы (в данный момент разрушено землетрясением). Катманду. Фото автора, 2014; б) Использование буддийскими монахами при поклонении деву Агни срука и срувы. Ритуал проводят бхикшу монастыря Дрепунг Гоманг; в) Построение круглого буддийского алтаря. Ритуал проводят бхикшу монастыря Дрепунг Гоманг. Фото автора, 2016

При анализе карты Индии можно также заметить интересный факт: штат Уттаранчал является географическим центром территорий, рассматриваемых в качестве предполагаемых мест возникновения буддийской тантры (Рис. 5).

Рис. 5. а) Локализация вероятной зоны происхождения буддийской тантры; б) Тунгнатх.

Со стен храмового комплекса просматривается граница Непала, заселенная буддистами тантриками.

Даже сегодня люди перемещаются здесь абсолютно свободно. Фото автора, 2011

Постепенно доктрины вирашиваизма начинают распространяться в Центральной и Южной Индии. В XII в. н.э. один из проповедников вирашиваизма Шри Басава, получив лингадикшу (посвящение) у Шива-чарьи Иджаяни Шакха матха [Ibidem, p. VIII], начинает вести проповедь учения на территории современного индийского штата Карнатака. В конце своей жизни Басава занимал пост премьер-министра при калачур-ском короле Биджале, что дало ему возможность с помощью административных рычагов достаточно серьезно укрепить позиции своей школы в южных регионах Индии. Сегодня на территории Индии насчитывается более 10 млн вирашайвов, большая часть из которых проживают в штате Карнатака, где, как и в Варанаси, присутствуют все особенности движения бхакти.

Государство Тубхуми было оккупировано англичанами и почти 300 лет просуществовало в Британской Индии на правах автономии. При этом вирашиваизм, являющийся государственной религией этой горной страны, оберегался английской администрацией. При проведении крупных религиозных мероприятий английская полиция обеспечивала безопасность, а на поддержание общины лингаятов даже выделялись небольшие денежные средства из государственной казны. В 1947 г. государство Тубхуми получило независимость, но уже в 1949 г. на его территорию вошли индийские войска. Сегодня активная популяризация истории государственной религии этого маленького княжества может рассматриваться правительством Индии как пропаганда сепаратизма. С этими территориальной и политической проблемами, как нам кажется, связана определенная сдержанность официальной индийской историографии при освещении данного вопроса. Европейские ученые, считая, что вирашиваизм однороден, ограничивались исследованием изучаемой традиции в штате Карнатака, где мы сегодня имеем вторичное реформированное направление традиционной шиваитской тантры лингаятов. Отсюда и возникло «недоразумение», относящее героических шиваитов [9, с. 481] к движению бхакти, возникшему в XII в. Короли Техари распоряжаются своим родовым дворцом, имеют в Индии значительную собственность, сохраняют право на участие в церемонии коронации Равал Джагатгуру вирашайвов. Данная ситуация всех устраивает, и статус Тубхуми как культурной автономии Индии является статусом кво.

На сегодняшний день вирашиваизм имеет следующую структуру: вся школа разделена на 5 направлений (Пила ранга, Нила ранга, Лала ранга, Хара ранга, Сафед ранга). Во главе каждого находятся гуру-патриархи, имеющие равнозначное по старшинству значение. Почитаемые формы: прана-линги Шивы, проявившиеся в пяти священных местах Индии [12, p. 2]. По данным экспедиции, все направления вирашиваизма административно хорошо связаны и проводят общую политику, постоянно взаимодействуя между собой. К примеру, когда наша группа, относящаяся к Пила ранге, приехала в Укхематх (резиденцию 1008 джагадгуру Нила ранги), нас первоначально задержали как европейцев, но затем, быстро связавшись с Варанаси, получили подтверждение о том, что мы входим в Пила рангу. После этого группа была поставлена на полное довольствие и допущена ко всем службам наравне с «коллегами» из Нила ранги.

Основами учения вирашиваизма являются 8 аваран: Гуру, Линга, Джангама, Падодака, Рудракша, Вибхути, Прасада, Мантра. Они соответствуют 8 ступеням аштанги йоги [4, с. 441]. Шива почитается через учителей парампары (линии преемственности). Основанием открытого учения является философия 28 Шайва-Агам [12, p. 97]. Практика вирашиваизма строится на йоге и дикше, а философия основывается на нескольких литературных источниках: Шайва-Агамы, Вачаны, комментарии текстов учителей 5-ти шиваитских

парампар [Ibidem, p. 112]. На сегодняшний день основным священным текстом вирашиваизма является «Шри Сиддханта-Шикхамани». Считается, что это произведение создано мудрецом и аскетом Шивачарьи на основе Падиви сутры. Источник описывает 101 стхалу (этап духовного развития). Весь текст разделен на шесть основных стхал, которые, в свою очередь, делятся на две большие подгруппы - внутренние и внешние. Внешние стхалы - бхакта, махешвара и прасади - описывают этапы совершенствования, в основном, во внешней обрядовой практике. Внутренние стхалы - праналинги, шарана, айкья - описывают, в свою очередь, внутреннюю йогическую практику. Предполагается, что, изучая эти этапы, а затем практикуя их, человек постепенно освобождается от сансары еще при этой жизни и в этом теле. Философия вирашиваизма базируется как на вышеперечисленных текстах, так и на устном предании, передаваемом во всех тантрических школах только после посвящения и исключительно в пределах сангхи.

Если предположить, что вирашиваизм сложился как учение в центрально-гималайском регионе в X в. до н.э., то можно с уверенностью сказать, что его философия была ведической, и распространялось это учение с севера на юг до Карнатаки и далее. Данные нашей экспедиции говорят о том, что в современной традиции вирашиваизма присутствует унификация, но не упразднение ведических ритуалов. Агнихотра и иные службы повсеместно распространены в данном направлении. В школе присутствует сильный акцент на йогической практике и различных формах духовной реализации. Картина мира вирашайва близка к ведической. Его окружают ведические боги, с которыми и через которых он реализует себя в этой жизни. Агни, Притхви, Джата Веда, Рудра, Ганга и Сарасвати являются основными объектами его почитания [13, с. 2]. Сформулированное в двайта-адвайте учение об атмане [3, с. 6] можно рассматривать скорее как движение от ведической философии к трактовкам индуистских даршан, нежели «микс» автохтонных дравидийских доктрин. Метафизика, протология, нормативная антропология двайта-адвайты абсолютно ведические, и Шри Сиддханта-Шикхамани эту мысль и декларирует [10, с. 7]. Единственной причиной, не позволяющей таким образом трактовать рассматриваемую философскую школу, является распространенная в Европе версия позднего возникновения вирашиваизма в южных штатах Индии. В данной статье представлена иная историческая версия первоначальной локализации и распространения исследуемого направления шиваитской тантры, и, как нам кажется, она откроет возможность для начала более широкой научной дискуссии на тему интерпретации философского наследия двайта-адвайты.

Список источников

1. Ванина Е. Ю. Средневековый мистицизм // Древо индуизма / отв. ред. И. П. Глушкова. М., 1999. С. 222-246.

2. Васильков Я. В. Миф, ритуал и история в «Махабхарате». СПб.: Европейский Дом, 2010. 400 с.

3. Куценко Б. О. Европейский взгляд на проблему существования атмана в философии Ваджраяны // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 9 (71). С. 111-116.

4. Куценко Б. О. Рецепция основных идей Ваджраяны в немецкой философии второй половины XIX - начала XX века // Буддизм Ваджраяны в России. Традиции и инновации: 4-я Международная конференция. М.: Алмазный путь, 2016. С. 434-443.

5. Куценко Б. О. Ритуальная практика школ Кагью па и Пила ранга как философский источник // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 4 (78). С. 117-121.

6. Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды / пер. с англ. А. А. Вигасина. М.: Высшая школа, 1990. 319 с.

7. Шохин В. К. Альвары // Индийская философия: энциклопедия. М.: Гаудеамус, 2009. С. 67-68.

8. Шохин В. К. Бхакти // Индийская философия: энциклопедия. М.: Гаудеамус, 2009. С. 190-196.

9. Шохин В. К. Лингаята // Индийская философия: энциклопедия. М.: Гаудеамус, 2009. С. 481-482.

10. Шри Сиддханта-Шикхамани / пер. Ю. М. Кравченко. Ганга, 2013. 454 с.

11. Chandrashekhara Shivacharya Bhagavatpadaru. Benediction // Shobha S. Hiremath. Kedar vairagya peetha parampara. Bangalore: Anubhava Printers, 2006.

12. Shobha S. Hiremath. Kedar vairagya peetha parampara. Bangalore: Anubhava Printers, 2006. XII+116 p.

H>, 2003. 80 Ч. (Шри Джагатгуру Вишварадхья Прасидату. Ритуал Шиваитской пуджи. Варанаси: Джангамавидхья матх, 2003. 80 с.) 14. ^СТНГ WfC^l HTW. ^ ft^M^ Ч^Ы^Т^ЭТ, 2007. 244 Ч. (Свамисатьянанда Сарасвати.

Гирлянда гимнов сиддхи. Бихар: Йога Видхалая, 2007. 244 с.)

VEERASHAIVISM ORIGIN: NEW APPROACH TO THE PROBLEM

Kutsenko Boris Olegovich

Moscow State University of Education kutsenko. relig@gmail. com

The article is devoted to developmental history of Veerashaivism as a factor influencing modern interpretation of Dvaitadvaita philosophical conceptions. The paper examines the results of 2011 expedition of the Centre for Religious Studies of the Russian State University for the Humanities in Northern India. Special attention is paid to investigating the places and practices of worshipping the gods in Nila-Rangma tradition. Relying on the research findings the author suggests a hypothesis of Veerashaivism origin and development. The participant observation method, the oral text analysis supported by new historical sources allowed the author to form a scientific basis for more objective interpretation of Dvaitadvaita philosophy.

Key words and phrases: Vedic philosophy; Veerashaivism; Bhakti movement; cult practice; Tantric gods; Dvaitadvaita.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.